С одушевлением говорят об этой поре летописцы, очевидно разделявшие чувства, охватившие народ. «Благый человеколюбець Бог нашь, и моления Материя послушав, и избави люди своя от великыя беды милосердием Своим»! 373 «Избави Бог от лютаго томленья бесерменского люди ростовския земли, вложи ярость в сердца крестьяном, не терпяще насилья поганых»! 374 «И точно, – замечает историк, – на этом событии, кажется, лежало особое благословение Божие, ибо народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, рассчитался с ними с беспримерною в таких случаях умеренностию» 375 . Черта весьма характерная! Христианский народ видимо удерживался от пролития крови и, предоставляя суд Богу, ограничился изгнанием откупщиков. Убитых было немного, и то из числа наиболее ненавистных и свирепых хищников. Собственно из татарских чиновников никто не пострадал 376 . Замечательно, что ярость народа мгновенно утихала, когда догадливые люди, прося прощения и пощады, изъявляли намерение креститься. Так, например, в Устюге народ немедленно простил все свои обиды главному откупщику Буге, когда тот явился на вече и просил народ пощадить его. Буга крестился и назван был Иоанном. Женившись на взятой им еще ранее христианке Марии, он постарался заслужить любовь народа доброй христианской жизнию. Память о нем сохраняется в местных преданиях: в Устюге указывают место, которое носит название Сокольей горы, потому что Буга однажды среди соколиной охоты на этой горе дал обет построить здесь храм, посвященный св. Иоанну Предтече 377 . Причиною умеренности народа могли быть и увещания князей, «ибо русскому всегда священна власть государя, и по одному слову его он удерживает порывы мщения» 378 . Бесерменам дан был хороший урок, который забыть было нельзя. Они должны были понять, что всему есть мера, что русский народ хотя и побежден, но не примирился с рабством. Но за этот урок предстояло ужасное возмездие. Можно было ожидать нового нашествия татар, вследствие ханского гнева. Слышно было, что полчища татар уже готовы ворваться в пределы русской земли. Итак – снова опустошение, снова избиения целыми массами, может быть, конечное порабощение и пагуба...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Таким образом, списки пространного типа «Златоустов» далеко не все сходятся между собою: не только в различных списках не одинаковый порядок дней, на которые положены поучения, но и в определенные дни назначены не одни и те же поучения и даже не одинаковое их число (на один день бывает иногда более одного поучения). 368 Из отсутствия соглашения в составе пространных «Златоустов» само собою понятно то, что сокращенные «Златоусты» по составу своему не совершенно соответствуют той части пространных «Златоустов», которая обнимает дни, занятые «Златоустами» краткими. 369 Впрочем, можно полагать, что «Златоусты» краткие в своем возникновении предшествовали распространенным и были для них основой. Об этом последнем вопросе так писал Горский по поводу одного позднего (XVII в.) списка «Златоуста», именно 231 (220) Синодальн. Б-ки: «первоначально составлен ряд поучений на воскресные дни св. Четыредесятницы с неделями к ней приготовительными, начиная с недели о мытаре и фарисее, и другой ряд поучений на воскресные дни св. Пасхи до недели всех святых». Первый ряд – это слова, указанные им в статье в «Прибавл. к Твор. св. Отцов», второй – известные слова Кирилла Туровского или ему приписываемые. «С течением времени – продолжает Горский – круг поучений великопостных расширился назначением кратких слов и на прочие дни Четыредесятницы и на известные дни седмиц, ей предшествующих. К словам пасхальным также сделаны дополнения, назначением особых поучений на каждый день светлой седмицы. Затем выбраны и назначены поучения и на прочие воскресные дни, после недели всех святых до недели о мытаре и фарисее, и таким образом составился полный годичный круг проповедей». 370 Нам кажется, можно несколько сомневаться в том, что ранее составления поучений на воскресные дня всего года были составлены поучения на другие (кроме воскресных) дни великого поста. «Златоусты», как было упомянуто выше, принадлежат к числу тех церковно-поучительных сборников, в которых поучения, приуроченные к определенным дням года, служили для удовлетворения нужд церковного богослужения (а потом они употреблялись и просто – для чтения и назидания); подобное же назначение имели и другие сборники, известные под именем «Евангелия учительного», 371 «Торжественников» 372 и т. п. На ряду с такими систематическими и с определенной целью составленными сборниками существовали в древности сборники другого рода, не приспособленные к употреблению в церкви, но заключающие в себе подобные же поучения для домашнего и вообще частного употребления; таковы были: «Златоструи», 373 «Измарагды», 374 «Маргариты», 375 «Адриатисы». 376 В виду единства литературных источников, из которых черпали, свое содержание оба рода сборников, между ними нередко проявлялась очень тесная связь: напр., между «Измарагдами» и «Златоустами» связь эта видна из некоторых поучений, приписываемых Кириллу Туровскому и имеющихся в обоих этих сборниках; 377 подобная же связь существует и между «Торжественниками» и «Златоустами». 378

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Целый год она провела в Византии в поисках знающего славянский язык высокообразованного богослова. У нее, несомненно, было время, чтобы связаться с русскими монахами на Афоне, попросить их совета и оказать им посильную помощь. Возможно, по инициативе княжны-монахини и на ее средства около Афонского монастыря был построен Андреевский скит, ведь сама она была монахиней киевского Андреевского монастыря, основанного отцом — великим князем киевским Всеволодом Ярославичем, во святом крещении Андреем (†1093). Самым же последовательным покровителем Афонского монастыря, видимо, был великий князь киевский Изяслав Мстиславич, во святом крещении Пантелеимон. Он правил в Киеве несколько раз, начиная с 1146 года и до кончины в 1154 году. Можно также предположить, что вклады в Афонский монастырь делали все русские паломники по святым местам. Это и путешествовавший в 1106–1108 годах игумен Даниил, и святая Евфросиния Полоцкая (1176–1178), и архиепископ Новгородский Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (1200–1204), и многие другие паломники. Несомненно, посещали Афонский монастырь высланные Мстиславом Великим в Византию в 1130 году почти все полоцкие князья. На родину из них вернулись очень немногие. Были в этом монастыре и изгнанные в Византию сыновья Юрия Долгорукого: Мстислав, Василий и Всеволод, будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо, с матерью Еленой, византийской принцессой. Всё это говорит о том, что Афонский монастырь был хорошо известен русским князьям и княгиням с первых лет своего существования. Братия получала от них материальную помощь для церковного строительства и обустройства монашеского быта. Всё это косвенно подтверждается и упадком Пантелеимонова монастыря после монгольского нашествия. Новый же расцвет обители начался только после того, как возродилось Русское государство. Примечания 1 Древняя Русь в свете зарубежных источников//Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. С. 252. 2 Там же. С. 375–378. 3 Там же. С. 376–377. СПРАВКА ОБ АВТОРЕ

http://e-vestnik.ru/history/nachalo_russ...

В опись соборного имущества, начатую в 1579 г. и ставшую вкладной книгой Благовещенского собора на мн. десятилетия, внесены «чаша ценинная белая коробчатая, положение попа Ивана Трофимова сына Лукошкова» и сделана «запись мировая с крестьяны с окологородными Ивана попа Лукошкова», находившаяся «в мешке» с документами (РНБ. Собр. РАО. 26; изд.: Савваитов П. И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор. СПб., 1886. (ПДПИ; 61)). Вклад чашей Лукошков сделал скорее всего в уже освященный (1584) и действующий Благовещенский собор во 2-й пол. 80-х - нач. 90-х гг. Мировую запись, разрешавшую неизвестный конфликт с крестьянами, он составил, вероятно, в это же время, т. к. именно действующему собору, его «клирошанам» Строгановы и др. богатые усольцы жаловали «пожни» и деревни. В мае 1587 г. Лукошков совершил паломничество в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь и пожертвовал соловецким старцам 2,5 р. «на воск», а также передал 10 р. от жены умершего Семена Аникиевича Строганова на поминальные молебны «по муже своем» (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. 424. Л. 4-4 об.). В 1590 г. «усольский поп» дал в соловецкую казну 9 алтын для записи в монастырский синодик «имян родителей своих» (Там же. 5. Л. 8). В сольвычегодский период он создал «вельми много» произведений знаменного пения, получив признание как мастер-распевщик, а также обучал строгановских певцов. В источниках XVII в. Лукошков упоминается как дидаскал; напр., в «Сказании» инока Евфросина говорится о «краснопевцах», гордившихся «лукошковым учением» (см. в изд.: Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв./Сост.: А. И. Рогов. М., 1973. С. 71). В «Сказании о зарембах» отмечено, что ученики «старых мастеров», в т. ч. и Лукошковы, «согласие и знамя гораздо знали» (ГИМ. Син. певч. 219. Л. 376 об.- 377). Роспись архим. Исаии (Лукошкова) на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича Романова. 1613 г. (ОР РГБ) Роспись архим. Исаии (Лукошкова) на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича Романова. 1613 г. (ОР РГБ) Не позднее сер.

http://pravenc.ru/text/674838.html

В конце 1929 г. партийное руководство страны решило, что пришла пора очистить Академию наук от «буржуазных элементов», от критически настроенных по отношению к новой власти ученых, и влить в нее новые, лояльные к новой власти кадры. Для достижения этих целей ОГПУ было сфабриковано так называемое «Академическое дело» 375 . Начались увольнения и аресты сотрудников аппарата Академии наук, академических учреждений и Госархива, обвиняемых в участии в антисоветской контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» и во вредительстве. В ноябре был вынужден подать в отставку со всех своих постов академик С.Ф. Платонов, в ноябре же был уволен и В.Г. Дружинин с лишением прав на пособие, пенсию, работу и выселением из квартиры. Формальным поводом для его увольнения явилось выдвинутое Комиссией по проверке аппарата Академии наук обвинение в том, что он якобы, был личным информатором министра внутренних дел В. К. Плеве, донося ему о настроениях рабочих на Кыштымских заводах. Василий Григорьевич обратился в Центральную комиссию по чистке советского аппарата при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции, приводя факты, опровергающие это обвинение и просил снять с него это «незаслуженное позорное пятно», но ответа на свое обращение он не получил 376 . 12 января 1930 г. был арестован С.Ф. Платонов, который обвинялся как главный организатор мифического «Союза...», а 25 июня 1930 г. – В.Г. Дружинин , который обвинялся, в частности, в сокрытии от советского правительства документов государственной важности, не подлежащих хранению в академических архивах, – имелись в виду подлинники документов об отречении от престола Николая II в пользу брата Михаила и об отречении Михаила, отложившего вопрос о престолонаследии и государственном строе до решения Учредительного собрания, т. е. документов, ставящих под сомнение легитимность новой власти. Всего было арестовано более 150 человек, большая часть их была из Ленинграда 377 . Первым в списке ОГПУ был С.Ф. Платонов, вторым – Е.В. Тарле, а В.Г. Дружинин числился под номером 23 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

(Adem. Caban. 1897. Р. 178) 2. III, 37 379 . [Святой Бруно 380 идет по стопам святого Адальберта 381 , погибшего мученической смертью в земле печенегов 382 .] Святой же Бруно обратил к вере область Венгрию (Ungria) [и] другую, которая зовется Русью (Russia) 383 . [Бруно крестит короля Венгрии Гезу и его сына 384 .] Но когда святой Бруно отправился к печенегам (Pincenates) и принялся проповедовать там Христа, то пострадал от них, как раньше пострадал святой Адальберт. Горя дьявольской свирепостью, печенеги (Pincenati) вытащили у него все внутренности через маленькое отверстие в боку, соделав [из него] отважнейшего мученика Божия. Его тело за большую цену было выкуплено народом Руси, где построили монастырь в его честь, который просиял многими чудесами 385 . Спустя некоторое время на Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам 386 , и заставил их принять греческий обычай ращения бороды 387 и прочее. (Anon. Caban. 1897. Р. 152–153. Nota f) 372 Вероятно, имеется в виду Райнульф I, выходец из Северной Франции, прибывший с родней и дружиной в Южную Италию (не позднее 1017 г., т. е. не при Рикарде III, а при Рикарде II) и возглавивший здесь норманнских наемников, выступавших на стороне лонгобардских герцогств против византийской власти в Апулии и Калабрии. С 1029/30 г. – граф Аверсы, ставшей зачатком будущего норманнского государства в Южной Италии. 373 Бенедикта VIII, который, действительно, поддерживал антивизантийский мятеж 1017/8 г. (см. примеч. 377). 374 Апулия того времени представляла собой особую византийскую провинцию (катепанат) с центром в городе Бари. 376 Русские воины на византийской службе фиксируются источниками по крайней мере с начала X в.: ср. соответствующую клаузулу русско-византийского договора 911 г. при князе Олеге (см. также 28, примеч. 781). Возможно, с 988 г., когда присланное киевским князем Владимиром Святославичем войско спасло Македонскую династию от гибельного мятежа Варда Фоки, русский корпус остается в Византии на постоянной основе (Васильевский 1. С. 196 и сл.; Пашуто 1968. С. 76–78; о корпусе в более позднее время см.: ДР. С. 132–135 [II, 4.5]). Об участии русского корпуса в военных действиях в Южной Италии в первой половине XI в. см. также: 15/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осенью 375 г. Е. из ссылки одобрил предложение пресвитеров Дорофея Неокесарийского и Сантиссима Антиохийского об организации нового посольства в Рим ( Basil. Magn. Ep. 120). Дорофей по пути на Запад весной 376 г. встретился с Е. Видимо, тогда же он вручил Е. послание Василия ( Idem. Ep. 239), в к-ром тот выражал скептическое отношение к этому предприятию. В 377 г. свт. Василий жаловался в письме еп. Петру II Александрийскому, что в состоявшемся в Риме разговоре пресв. Дорофея с папой Дамасом I и еп. Петром еп. Мелетий и Е. были «причислены к последователям Ария» ( Idem. Ep. 266). Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.68.Л. 118) Сщмч. Евсевий, еп. Самосаты. Миниатюра из греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.68.Л. 118) Е. вернулся на кафедру осенью 378 г., после гибели имп. Валента. Вскоре он рукоположил правосл. епископов вместо арианствующих на неск. кафедр: в Берою, Иераполь, Халкиду, Кир, Карры (Харран). На кафедру Эдессы возвел свт. Евлогия ( Theodoret. Hist. eccl. V 4). Все эти рукоположения несомненно были сделаны с ведома и одобрения еп. Мелетия Антиохийского, однако, по описанию Феодорита, Е. превзошел Мелетия в количестве рукоположенных епископов. Осенью 379 г. Е. участвовал в Соборе в Антиохии под председательством Мелетия; его имя значится в числе 150 мелетианских епископов, пославших папе Дамасу доказательство православия своего исповедания (PL. 13. Col. 353). Вскоре Е. направился в г. Долиха, чтобы утвердить там нового епископа Мариса, что вызвало недовольство местных жителей. Во время въезда епископов в город некая женщина, по сообщению Феодорита арианка, бросила в Е. кусок черепицы с кровли дома и разбила ему голову. От этой раны он вскоре скончался, завещав никого не наказывать за свою смерть. Феодорит Кирский в «Церковной истории» описывал Е. в панегирическом тоне. Сведения из этого сочинения послужили основой для синаксарных Житий Е. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Е. помещена под 22 июня. Под тем же числом (22 харизана) она находится в различных сиро-яковитских календарях.

http://pravenc.ru/text/187319.html

Столичным службам с раскольниками владыка Иларион предпочитает тайное пасхальное богослужение в недоконченном здании пекарни в пересыльном лагере Попова острова, которое они с епископом Нектарием (Трезвинским) и священником Павлом Чехрановым не столько пропели, сколько прошептали весной 1926 года 375 . Есть некоторые упоминания о том, что в июне 1927 года были возобновлены уговоры привезенного в Москву архиепископа Илариона возглавить григорианское ВЦУ с обещанием белого клобука и полной свободы действий 376 . Переговоры вел сам расколоначальник архиепископ Григорий. Ответ владыки был неизменен. Впрочем, Тучкову удалось, вероятнее всего в феврале 1926 года, убедить архиепископа Илариона написать письмо митрополиту Сергию об условиях возможного Собора 377 . Не зная хорошо современной обстановки вокруг Церкви, владыка невольно высказал мысли, использованные раскольника-мигригорианами в свою пользу. «Григорьевцы, конечно, по этому поводу немало ликовали, а арх. Иларион, возвратившись в Соловки, поскорбел. Часто, прерывая какие-то свои мысли, он говорил нам вслух: „Вот, григорьевцы говорят, что Иларион за нас, а Иларион опять в Соловках " ». 378 Степень причастности владыки Илариона к написанию «Соловецкого послания» недостаточно ясна. Можно лишь предположить, что вряд ли она была значительной, поскольку после длительных переговоров с Тучковым сомнительно наличие у высокопреосвященного Илариона надежды на попытку понимания позиции Церкви со стороны власти, свое отношение к которой владыка приблизительно в это время выразил словами: «Это воочию сам сатана...» 379 . Игумен Дамаскин по этому поводу пишет следующее: «Когда владыка прибыл на остров [из Ярославля в нач. лета 1926 г. – Примеч. авт.], текст декларации уже был одобрен большинством архиереев. Единомыслен был с ними и архиепископ Иларион, лишь выразил сомнение, не будет ли некорректным поучать заместителя местоблюстителя митрополита Сергия, но по размышлении согласился, что это послание будет иметь для митрополита значение совета, который он волен принять или нет» 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

4 . Имея Отцом своим Бога, христиане и отечеством своим имеют небо. «Христиане в мире сем суть странники и пришельцы, – говорит святитель. – Аще убо здешнее житие есть странствование наше, то непременно есть отечество». Отечество же это таково, что сама мысль о нем должна была бы побуждать христиан преодолевать самые непреодолимые препятствия, терпеть самые нестерпимые скорби на пути к нему – пути земной жизни. «Христианское отечество есть небо, – продолжает святитель. – Там Отец Небесный радостотворит зрением святейшего лица Своего сынов Своих; там ликуют пророки, апостолы и святители; там торжествует пресветлое мучеников воинство; там упокоевается преподобных и подвижников множество; там сияет не знающее запада Солнце правды – Христос... В оном отечестве нет страха от иноплеменников, нет опасности от болезни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там житие без смерти, покой без труда, радость без печали, здравие без немощи, честь без опасности и страха, довольствие без оскудения... Там день без нощи, солнце без облаков, свет без тьмы, нет там хрома, слепа, расслабленного, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна. Там никто никому не завидит, всяк доволен тем, что имеет: понеже более того, что имеет, не желает. В оном преславном и блаженнейшем гражданстве совершеннейшая тишина, мир, любовь между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселие. В сие отечество, возлюбленный христианине, от многомятежного мира сего преселяются христиане, которые верой и любовью работают Небесному Отцу, Царю небеси и земли и всея твари» (4, 376–377). Помня об этом прекрасном горнем Иерусалиме, о «наследии христианском», уготованном Богом любящим Его, христианин «имеет нужду трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствовании бедствия; опасно берещись от любви мирских вещей: чести, богатства, славы, сладострастия и грехов, чтобы не лишиться небесного и блаженнейшего оного гражданства; часто возводить очи свои к Живущему на небеси ( Пс. 122, 1 ), горняя мудрствуя, а не земная» (3, 249; 4, 377–379).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Утиральник. См. Полотенце. Утрофим. См. Сукно. Ухват Ухват – конский убор, надевавшийся поверх узды и закрывавший ее. Ухваты делались из разноцветного и одноцветного шелка, иногда с золотом и серебром, в виде столпцов (веревок), к которым прикреплялись кисти с ворворками. «Ухват на дву столпцех; на столпцех по 5 кистей шолк … с золотом да с серебром; а по верху кистей 11 ворворок … низаны жемчугом» 922 . По обеим сторонам ухвата, у налобника и у переносья прикреплялись кованные из золота или серебра круглые бляхи, которые назывались кованцами 923 . Участок Участок – дорогая ткань по золотной, серебряной или шелковой земле с разноцветными травами. У царя Михаила Федоровича были: «платно новое участок по зеленой земле; платно участок золотной, по зеленой земле, в травах розные шолки». У царя Алексея Михайловича: «платно участок по серебреной земли травы золотныя, в травах шолки червчат да лазорев». У ездовой ферези «зуфь бела, подпушка участок золотной с червчатым да с зеленым шолком» 924 . В описи царской казны 142 (1634 г.) значится цена участка по гвоздичной земле листье золото да серебряно 5½ руб. за арш. 925 . «Козырь участок золотной» 926 . Уши=Наушки. 915 Как и название «хрещатый» или «крещатый» происходит от крестов и означает «крестчатый» или «крестовый»: «на облачение сак (саккос) рудожелтой кресчатой. – Сак малые кресты. – На кажении сак болшие кресты». – Уст. Новгор. Соф. соб. ркп. л. 33 об. 29 об. 30 и др. 916 Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 280. 281. 288. 289. 291. 300. 318. 320. 321. 338. 339. 340. 345. 347. 348. 353. 356. 360. 374. 375. 376. 377. 379. 381. 382. 388–392. 394. 397. 402. 403. 405. 406. 410. 412. 920 Летоп. зан. Археограф. Ком. вып. III. СПб. 1865. отд. II. стр. 7. У Даля (словарь): «поршни не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры, на вздержке, очкуре, ременной оборе». Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010