Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжко разболелся любимый слуга или раб. (Св. Лука рассказывает об этом событии подробнее, а св. Матфей в более общих чертах. У Евангелистов в самом мнимом разноречие есть внутреннее согласие, и этим опровергается подозрение, что один Евангелист списал свой рассказ у другого). В глазах язычника раб не считался человеком. Но видно сотник имел доброе сердце: он окружил болящего раба всевозможным попечением, и болел за него душой. Но все было напрасно. И вот сотник узнает, что в Капернаум возвращается Тот Самый Пророк-Чудотворец, Который недавно здесь же исцелил сына царедворца и множество больных. Но как он, чуждый избранному народу, обратиться к Сему Божественному Учителю с мольбой об исцелении слуги? Но, вера, как и любовь, изобретательна. Он обратился к старейшинам иудейским, которые охотно отозвались на его просьбу. И вот, старейшины, пришедши к Иисусу ( Лук. 7:4–5 ), убедительно просили Его, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал это для него, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. “Смотри, – замечает св. Златоуст, – самое их прошение исполнено ласкательства, не знают как и похвалить сего мужа. Но Сердцеведец видел его пламенную веру, видел его глубокое смирение и тревогу, и тотчас пошел с ними к его дому. “Иисус пошел с ними, и когда он уже был недалеко от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой.” ( Лук. 7:6–7 ). “Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи только слово и выздоровеет слуга мой!)… Св. Матфей повествует: Когда же Иисус вошел в Капернаум, к нему подошел сотник и просил Его: Господи, слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает … Многие ли из нас, христиан, имеют такую любовь к подчиненным, когда они находятся в нужде и смертельной болезни! (св. Златоуст) – начальствующие бывают очень горды и не унижаются в самых несчастиях. Так, у Иоанна (4:49) царедворец влечет Иисуса в дом и говорит: “Прийди, ибо отрок мой при смерти”; напротив, капернаумский сотник не так поступил, но гораздо превосходнее, и даже лучше тех, которые опустили расслабленного на одре сквозь кровлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

b. По каким причинам дети должны повиноваться родителям? с. Почему христиане должны хорошо исполнять свою должность, свое служение? d. Следует ли только из сострадания помогать бедным и несчастным? е. Что должно побуждать нас к покаянию? 2. Мы любим Бога всей душой, если она думает только о Боге. Мы приведем опять сначала примеры, а потом сделаем приложение. а) Примеры . а. Среди воинского шума, на пути к веселой гостиннице стоял Сократ неподвижно, погруженный в размышления, и ничего не видел и не слышал. Он думал о божественном, был занят небесным, он любил невидимого Бога всей душей. b. Двенадцатилетний Иисус во храме: « или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? » ( Лук. 2:49 ) с. Евангелист Иоанн: «Бог любы есть и, пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» ( 1 Иоан. 4:16 ), т. е. его душа думала о Боге, как Бог думал о нем. б) Приложение . Возражают, что если бы люди всегда были заняты мыслью о Боге, то они были бы не способны для жизни и для житейских занятий. Это — совершенно ложно. а. Судья, который непрестанно имел бы Бога перед своей душой, всегда судил бы справедливо, такой смотритель не был бы неверным. b. Такие сын или дочь всегда жили бы благочестиво и целомудренно. с. Такие слуги были бы самыми верными, усердными и довольными. d. Такие ремесленники и рабочие имели бы обильный успех в делах. 3. Мы любим Бога всем помышлением, если это помышление только в Боге и успокаивается. Этот покой мысли в Боге есть совершенно успокоительное пристанище человека при всех треволнениях и переменах жизни — в сознании, что Отец Небесный печется о нас лучше нас самих, помогает нам и управляет нами: а) Апостол Павел: « Если Бог за нас, кто против нас? » ( Рим. 8:31 )? Иисус Христос: « а у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц » ( Лук.12:7 ) и т. д. б) Приложение . Кто так уповает на Бога, кто так себя успокаивает во всех печальных положениях жизни, чье помышление, следовательно, покоится в Боге, тот:

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

2:11), - и Духу приписывает знание, именно не восприятие из природы, но познание из природы. 2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: " отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы " (Мф. 26:64), - и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, называя Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: " отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы " . Итак, Отец - сила; также Сын - сила, как говорит Павел: " а мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1 Кор. 1:23,24); также Дух Святой - сила, почему Спаситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, " доколе не облечетесь силою свыше " (Лук. 24:49). Итак, зная, возлюбленный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взирай на сынов благодати, процветших через великого первосвященника, - взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, - потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: " Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои " (Ис. 60:4); и опять: " Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста " (Ис. 49:18). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, - изумляется Исаия, говоря: " Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8)? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1648...

Лук. 2:51 . И был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова... Иоак. 19:26–27. Говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя... 10) О почитании св. угодн. Божиих д) Блаженное состояние святых на небе Прем. Сол. 3:1–3. Души праведных в руке Божией. Прем. Сол. 4:7 Праведник, если и рановременно умрет, будет в покое... Мф. 21:26 . Хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего. и) Сам Господь прославляется во святых 2 Фесс. 1:10. Он придет прославиться во Святых Своих. 2 Фесс. 1:10. Дивен Бог во Святых Своих. 11) О почитании св. Ангелов 12) О почитании нетленных мощей св. угодников Божиих а) В планах Творца было создать человека бессмертным не только по душе, но и по телу Прем. 2:22 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего. г) По этой вере даже ветхозаветные люди питали уважение к телам умерших Быт. 50:7–9 . Кости патриарха Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Исх. 13:19 . Взял Моисей с собою кости Иосифа... 4Цар. 23:17–18 . Царь Иудейский, разрушая идольские капища и сожигая кости мертвецов, бывших служителей Ваала, кости пророка Божия повелел оставить в покое. Мф. 23:29 . Евреи устраивали гробницы пророков и украшали памятники праведников. ж) В нов. завете, когда совершено искупление человечества от первородного греха, явилась возможность сохраняться нетленными телам св. угодн. Божиих 2Кор. 6:16 . Бы храм Бога живого, сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... Гал. 2:20 . Уже не я живу, но живет во мне Христос. Иоан. 6:56 . Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 1Кор. 15:49 . Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. – 15:20 Христос… первенец из мертвых. Иоан. 21:22 . Апостол Иоан Богосл. мог остаться в живых до второго пришествия Христова, если бы этого захотел Господь И. Христос. 1Кор. 15:47–49 Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. з) Христос уничтожил грех, всех зовет к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

40. Как ниспровержены Богом Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь; так и тут ни один человек не будет останавливаться. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 50:41–49 Ст. 41–49. Народы и цари северные дружно и в грозном вооружении идут на Вавилон, распространяя страх и трепет. Господь послал на него врага, который погубит халдеев так же, как лев губит ягнят. Иер. 50:41–43 41. Се людїе идтъ свера, и зыкъ великъ, и црїе мнози востантъ конецъ земл, 41. Вот, идет народ от севера, и народ великий, и многие цари поднимаются от краев земли. 42. Лки и щиты имще, грозни сть и немилостиви: гласъ ихъ к море возшмитъ, на кони возсдтъ, уготовани коже огнь на брань против теб, дщи Вавлна. 42. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды; голос их шумен, как море; несутся на конях; выстроились как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Вавилона. 43. Услыша црь Вавлнскїй слхъ ихъ, и слабша рц ег: скорбь бтъ его, и блзни, к раждающю. 43. Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах. 41–43 составляют повторение Иер. 6:22–24 . Различие между тем и другим отделом (по русско-евр. тексту) состоит в том, что а) вместе с народом великим представляются поднимающимися с севера также и цари многие. Это, с одной стороны, соответствует представлению пророка о роковом для Вавилона нашествии на него северных царств (ср. Иер. 51:27 ); с другой стороны, и исторически известно (Ксеноф. De instit. Cyri VIII, 9), что Кир, царь персидский, после того как Вавилон был взят, предоставил царствовать в нем мидийскому царю Киаксару II. Мидийские же цари в то время находились в союзе с эламскими (ср. толков. Иер. 25:25 ; см. также Ис. 21:2 , где мидяне вместе с эламитянами представляются врагами Вавилона в последние дни его величия). Если к этим трем великим царям присоединить предводителей мелких народностей Малой Азии и Армении, то выражение пророка будет вполне понятно. б) Между тем как в главе Иер. 6 нашествием угрожает пророк дщери Сионовой, здесь угроза обращена к дщери вавилоновой вообще и к царю вавилонскому в особенности. Если враги Вавилона в Иер. 50:42  описываются теми же чертами, что и враги Иудеи в Иер. 6:23 : то это объясняется одинаковостию вооружения, военных обычаев и приемов у народов юго-западной Азии. Выезжали на войну и сражались под предводительством Навуходоносора так же, как и с Киром во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Первым по важности доказательством мессианского достоинства настоящего пророчества служат точные аналогии из других христологических предсказаний. Как в предшествующей 49-й главе Раб Иеговы при определении Своей личности говорит о Своей способности проповедовать учение 165 , так поступает и в настоящем месте 166 . Как в 42 главе говорится о постоянном сообществе Возлюбленного Отрока с всемогущим Иеговою, о сыновнем отношении первого ко Второму, так повторяется это и в данном пророчестве 167 . В 49 главе читаем: Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов“... ( Ис. 49:7 ); в 53 главе находим: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни.... Он язвлен был за грехи наши и мучим был за беззаконие наши“... ( Ис. 53: 3, 5 ). Тоже самое видим и в разбираемом пророчестве: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим, лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания“ (ст. 6). Необычайно точное совпадение ветхозаветного предсказания и новозаветного исполнения является вторым столько же сильным аргументом. Евангелист Матфей повествует о Христе Иисусе: Тогда заплеваша лице его, и пакости ему деяху: овии же за ланиту удариша, глаголюще: прорцы нам, Христе, кто есть ударей тя?” ( Мф. 26:67–68 ); или в другом месте: Плюнувше нань, прияша трость и биеху по главе его» ( Мф. 27:30 ). Евангелист Лука повествует: поем обанадесяте ученики своя, рече к ним, се восходим в Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человечесте. Предадят бо его языком, и поругаются ему, и укорят его, и оплюют его» ( Лук. 18:31–32 ). Сопоставивши новозаветные свидетельства с 6-м стихом данного пророчества: плещи мои вдах на раны, и ланите мои на заушение, лица же моего не отвратих от студа заплеваний», невольно приходишь к отожествлению ветхозаветного идеального и новозаветного реального Страдальца. Безусловное согласие последних двух стихов предсказания (10 и 11-го) с последующей судьбой верного и неверного израиля также убедительно доказывает мессианское значение пророчества. Здесь мы читаем: Кто из вас боится Господа, слушается, гласа Раба Его? Emo ходит во мраке, без света, да уповает на имя, Господа, и да утверждается в Боге своем (ст. 10). Вот все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня своего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете» (ст. 11-й). Еврейская история свидетельствует, что вскоре после пришествия Мессии-Христа неверующие евреи стали гибнуть от огня и меча римских завоевателей, стараясь собственными силами отразить нападение, десятками и даже сотнями тысяч погибали в пламени войны, которую начинали сами, и умирали в ужасных мучениях от голода и моровой язвы. Та же история сообщает, что признавшие Христа истинным Мессиею остались целыми и невредимыми. Ясно, что данное предсказание относится к изображению отдаленного мессианского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

5. Поэтому Бог в несобственном смысле есть Отец многих, по естеству же и в действительности – Отец одного только Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Не по времени приобрел сие, чтобы Ему быть Отцем, но всегда Он – Отец Единородного; не был Он до сего бесчадным, и не впоследствии придумав, стал Отцем; но прежде всякой Ипостаси, прежде всякого ощущения, прежде времен и всех веков Отец имеет отеческое достоинство, украшаясь им паче всех прочих достоинств, и соделался Отцем не по старости, не по совокуплению, не в неведении; не потому, что потерпел истечение, умалился, изменился. Ибо «всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Совершенный Отец родил совершенного Сына; все предал Рожденному, ибо говорит Он, «все Мне предано Отцем Моим» ( Мф. 11:27 ). И Отца чтит Единородный: «Я чту Отца», говорит Сын ( Иоан. 8:49 ) и еще: «как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» ( Ин. 15:10 ). Поэтому и мы говорим, подобно Апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор. 1:3 ). И преклоняем «колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земли» ( Ефес. 3, 14. 15 ), прославляя Его вместе с Единородным (ибо кто отметается Отца, тот отметается и Сына), и еще: «исповедующий Сына имеет Отца» ( 1Ин. 2:23 ), и зная, «что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2:11 ). 6. Итак, поклоняемся Отцу Христа, Творцу неба и земли, Богу Авраамову, Исаакову и Иаковлеву, в честь Которого сооружен был и прежний здесь перед нами храм. Ибо не потерпим еретиков, которые ветхий завет отсекают от нового, но будем веровать во Христа, Который говорит о святилище: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лук. 2:49 ); и еще: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Иоан. 2:16 ). А этим всего яснее подтверждает, что прежний храм во Иерусалиме был дом Отца Его. Если же кто, по неверию, хочет иметь еще большее доказательство на то, что Отец Христов есть вместе и Творец мира, то пусть слышит, что еще говорит Христос: «не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая монета), и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» ( Мф. 10. 29 ), Который на небесах. Также: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» ( Мф. 6:26 ); и: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

5 . Есть два образа человека: один – полученный от Бога, созданный вначале, как сказано в книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» ( Быт.1:27 ); другой – «образ перстного» ( 1Кор.15:49 ), который он воспринял после того, как вследствие непослушания и греха был изгнан из рая, поддавшись обольщению «князя мира сего» ( Ин.12:31 ). И как на драхме или динарии имеется изображение императора мира, так и тот, кто совершает дела «мироправителей тьмы» ( Еф.6:12 ), носит образ того, чьими эти дела являются . А в нас должен отражаться тот образ, которому научил нас Иисус, он должен исходить от нашего лица; нам следует воспринять тот образ, по которому мы с самого начала были созданы, по подобию Бога. И поэтому мы должны отдавать кесарю кесарево, а Богу – Божие. Он просит: «Покажите Мне динарий» ( Лк. 20:24 ); (в Евангелии от Матфея также упомянут динарий) ( Мф.22:19 ). И когда Он получает его, то спрашивает: «Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы». На это Он отвечает: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». 6 . Об этом говорит и Павел: «И как мы носим образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:49 ). Сказано: «Отдавайте кесарево кесарю», иными словами: снимайте с себя личину земную, сбрасывайте образ перстный, чтобы получить вам возможность обрести образ небесный и отдавать Божие Богу. Бог требует от нас. Чего требует? Послушай Моисея: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой?» ( Втор.10:12 ) и прочее. Бог требует и просит нас не потому, что нуждается в чем-то, что мы могли бы Ему дать, но с тем, чтобы после того, как мы ему это дадим, Он в той же мере даровал бы нам в спасении. И чтобы яснее показать это, Он приводит притчу о мине (ср. Лк. 19:11–27 ). Тот, кто получил одну мину и приобрел десять и предложил их своему господину, вверившему ему одну мину, получает и еще одну, которой раньше у него не было. 7 . А у того, кто, получив мину, не размножил ее, господин повелевает ее отнять и отдать тому, у кого есть другие. Он приказывает: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин» ( Лук.19:24 ). Однако в той мере, в какой мы дадим Богу, Он сам вернет нам вместе с тем, чего прежде не имели. Бог требует и просит от нас даров, чтобы у Него была возможность дать тому, кто дал Ему. Ибо сама Его благодать есть двойная мина, и тем, кто заслужил, дано больше, чем они надеялись получить. Так восстанем же и будем молить Бога, чтобы принести Ему достойные дары, которые Он нам вернет и вместо земного дарует небесное во Христе Иисусе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ведь Бог сказал Аврааму: «благословятся в тебе все племена земные» ( Быт.12:3 ), и Исааку: «благословятся в семени твоем все народы земные» ( Быт.26:4 ) и то же Иакову ( Быт.28:14 ); Давид же говорит: «благословятся в нем племена; все народы ублажают его» ( Пс.71:17 ). А что Мессия должен был прийти как ради племени Авраама, так и для спасения язычников, об этом некогда Иаков, благословляя Иуду, сказал так: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов» ( Быт.49:10 ). И пророк Захария, возвещая дочери Сиона – Иерусалиму, пришествие кроткого Царя, сидящего на ослице и осленке, говорит: «тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук, и Он возвестит мир народам» ( Зах.9:10 ). Вот видите, что не только ради вас, иудеев, но и ради язычников должен был прийти Мессия. Думается мне, что Он пришел более ради язычников, чем ради вас, ибо вы Его не приняли, язычники же приняли Его, вы Его убили, язычники же уверовали в Него, вы Его отвергли, язычники же возлюбили Его; поэтому и Он отверг вас, язычников же призвал и в них прославляется. А что действительно ожидаемый Мессия уже пришел, вы можете убедиться в том чрез святого пророка Даниила. Этому пророку в Вавилоне, в первый год царствования Дария, явился ангел Господень Гавриил и от сего времени до пришествия в мир Мессии назначил 70 седмин. Каждая седмина содержит 7 лет, а все – 490 лет. Так считает и ваш Талмуд. Как давно уже прошли эти годы? Если рассмотрите, то узнаете, что прошло уже более 800 лет, как исполнились седмины, сказанные Даниилу ( Дан. 2:1–49 ). – Спрошу вас еще и о том, – сказал Константин, – какое вы думаете было царство железное, о котором говорил Даниил Навуходоносору, когда объяснял ему сон о великом истукане? – Железное царство означало римское, – ответили иудеи. – А кого, – спросил философ, – означает камень, отторгнувшийся от горы без рук человеческих и сокрушивший этого истукана? – Камень означает Мессию, – ответили иудеи и при этом добавили, – если по сказаниям пророков и другим событиям, как ты говоришь, Мессия уже пришел, то почему же римское царство имеет власть и до сих пор? – Нет, – отвечал философ, – уже не держит власть, но прошло мимо, как и прочие царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. Итак, не разделяй нераздельной природы, не рассекай неделимой сущности; лучше тщательно познавай могущество. Един есть называемый и Отцом, и Сыном, и Святым Духом. Сын говорит о Своём Отце: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» ( Мф.26:64 ), – и, назвав силою, Он поставил (этим) славу Его, чтобы ты дивился этой мысли. Поэтому, назы­вая Бога Отца силою, Он сказал, говоря к Каиафе: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы». Итак, Отец – сила; также Сын – сила, как говорит Павел: «а мы проповедуем Христа… Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ); также Дух Святой – сила, почему Спа­ситель говорит ученикам: оставайтесь в Иерусалиме, «доколе не облечетесь силою свыше» ( Лук. 24:49 ). Итак, зная, возлюблен­ный, что эта сила одинакова в Отце, Сыне и Святом Духе, содержи веру непоколебимо; не разделяй необъятной славы, но признавай свои обязательства, принятые при просвещении; взи­рай на сынов благодати, процветших через великого перво­священника, – взирай на детей света, прибегших к проповедникам света, – потому что возрождённым через просвещение должно прибегать к возродившим вселенную. Скажем и мы с пророком и апостолами: «Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои» ( Ис. 60:4 ); и опять: «Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». ( Ис. 49:18 ). Итак, сегодня Исаия предстоит, говоря множеству просвещённых, рожденных от Святого Духа, вместе и обновлённых, измененных в одно мгновение, претворённых из земного состояния в небесный образ, – изумляется Исаия, говоря: «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих» ( Ис. 66:8 )? Быстро возрождение от Духа; не ждёт оно времени, не служит рабом для сроков и поколений, но вместе желает, вместе и рождает возрождаемого. При­лично было сынам света проходить всю площадь с пышностью, прославлять и возглашать о Нём, сошедшем из-за них на землю, чтобы возвести к Себе на небо всю вселенную. Христос сошёл с небес; сошёл, не удалясь от небес, взошёл, не удалясь от земли, – потому что ни сошедши, Он не оставил пустыми небеса, ни взошедши, не оставил землю без Своего господства. Прилично было сынам света носить всюду на пло­щади светильник слова; таинство не оскорблялось, не безчестился знак истины на новопросвещённых. Также прилично было им на улицах петь, – потому что «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит» ( Прит. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010