Т.е. грешники не могут творить чудеса силою Божией. Или вообще Бог не слушает, не исполняет желаний грешников нераскаянных, – не сознающих своих грехов, не кающихся и не заботящихся об исправлении. Кающимся грешникам Бог всегда внимает. Примеры на это в каявшихся: царь Давид, Закхей мытарь. Что особенно поучительного в повествовании в исцелении слепорожденного? Подобно телесной слепоте есть духовная слепота. Это – видеть истину, дело Божие, и не сознавать, что то истина, дело Божие. Таковыми духовными слепцами показали себя фарисеи при исцелении Иисусом Христом слепца телесного. Избави Бог от такой слепоты! Этот грех называется хулой на Духа Святого и грех непростительный, так как имеющие его очень далеки от раскаяния ( Марк. 3, 28,29 .) Евангелие вознесения Господня Какое Евангелие Вознесения? О явлении Иисуса Христа апостолам пред вознесением и о славе вознесения Его на небо. Лук. 24, 36–53 . Зач. 114. 36 Иисус стал посреди учеников своих, и сказал: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки мои и на ноги мои; это Я Сам: осяжите Меня, и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И сказал сие, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верились и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполнится всему, написанному о мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. 47 И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И се, Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

31 Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него. 32 Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего? 33 Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь; 34 делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; 35 научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. 36 Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. 37 Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои. 38 Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; 39 поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои, 40 ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня; 41 Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня: 42 они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им; 43 я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их. 44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; 46 иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих. 47 Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего, 48 Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы, 49 и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня. 50 За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему, 51 величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 17 Н. Гребнев ПСАЛОМ 17 О Господи, Тебя я возлюбил. Ты — крепость мне, Ты — щит мой и твердыня, Меня спасал Ты ранее; и ныне От беспричинной мести оградил. О Господи, враги меня клеймили, Потоком беззаконья устрашили, И сети смерти, коих я страшусь, Опутали меня и окрутили, И цепи ада горло мне сдавили. Но все-таки я верил, что спасусь, Когда в последний миг, уже в бессилье, К Тебе об избавлении взмолюсь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(26) С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, (27) с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, (28) ибо Ты народ смиренный спасаешь, а глаза надменные унижаешь. (29) Ты возжигаешь светильник мой, Бог; Всесильный мой озаряет тьму мою. (30) С Тобой я нападаю на полк, со Всесильным моим я перехожу через стену. (31) Бог – непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него. (32) Ибо кто есть бог, кроме Бога, кто есть твердыня, кроме Всесильного нашего? (33) Бог, Который опоясал меня мощью, дал мне путь непорочный. (34) Он делает ноги мои, как у ланей, на высоты мои ставит меня. (35) Руки мои Он брани обучает; мышцы мои сокрушают медный лук. (36) Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя поддерживает меня, снисходительность Твоя меня возвышает. (37) Ты расширяешь шаг мой подо мною, не споткнутся ноги мои. (38) Я буду преследовать врагов моих и настигну их, не возвращусь, пока не будут они истреблены. (39) Поражу их, не смогут они встать, попадут под ноги мои, (40) [ибо] Ты опоясал меня мощью для войны, под ноги мои низложил восставших на меня. (41) Тыл врагов моих ко мне Ты обратил, истреблю недругов моих. (42) Они взывают – но нет спасающего – к Богу, но Он не ответил им. (43) Разотру их, словно прах пред ветром, как грязь уличную растопчу их. (44) Ты избавил меня от войн народов, поставил меня главой иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; (45) по слухам обо [мне] они повинуются мне, сыны чужеземцев заискивают предо мною; (46) сыны чужеземцев тощают, хромают они в оковах своих. (47) Жив Бог, благословен оплот мой! Да будет превознесен Всесильный спасения моего, (48) Бог, мстящий за меня, покорил народы мне. (49) Ты избавил меня от врагов моих, а также вознес меня над восстающими против меня, от насильника избавил Ты меня. (50) За то буду славить Тебя, о Бог, среди народов и имя Твое воспевать. (51) Великое спасение посылает Он царю Своему и проявляет милосердие к помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Вышедши из пределов Тира и Сидона, Иисус Христос пошел за-иорданскою страной, чрез пределы Десятиградия. Здесь собралось к нему много народа, и нечего было им есть. Господь сказал ученикам: „жаль Мне народа, что уже три дня находится при Мне, и нечего им есть; если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека“, Ученики на это сказали Господу: «откуда нам в пустыне взять столько хлеба, чтобы накормить такое множество?» Иисус Христос спросил; их: «сколько у вас хлебов?» Они сказали: „семь“. Тогда Он велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал – ученикам Своим, чтобы они раздали возлежащим. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели все и насытились, и собрали оставшихся кусков семь полных корзин, а евших было около четырех тысяч человек, кроме женщин и детей. После этого Иисус Христос отпустил их. § 46. Исповедание Петра. Предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении и учение о кресте Его последователей. (Мф. 16, 13–18; Марк. 8, 27–28; Лук. 9, 18–27). В пределах Кесарии Филипповой (куда Господь также удалился от надзиравших за Ним фарисеев). Господь дорогой спросил учеников Своих: „за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?“ Они сказали: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков“. – «А вы, – сказал Господь, – за кого почитаете Меня?» На этот неожиданный вопрос апостол Петр за всех с живостью ответил: „Ты еси Христос, Сын Бога живого!» Господь торжественно подтвердил это великое исповедание веры и сказал Петру: „блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь (т. е. не люди, не человеческая мудрость) открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр (камень) и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее 48 . И дал тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешить на земле, то будет разрешено на небесах“ 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

Кидар – арабы-кочевники см. Иер 2.10 и Ис 21.16–17 . Асор – это племена арабские, ведшие жизнь оседлую (Асор – по евр. hazor ­­ укрепление) и управлявшиеся особыми шейхами, имевшим власть царя (отсюда: «царства Асорские»). Эти племена, жившие между Каменистой Аравией и Вавилонией и близ Персидского залива, были покорены Навуходоносором после битвы при Кархамисе (ср. Ис 21.13–17 ). Иер.49:31 .  Вставайте, выступайте про­тив народа мирного, живущего бес­печно, говорит Го­с­по­дь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут по­одиночке. Арабы-скотоводы были незнакомы с городскими обычаями и не заводили у себя дверей и запоров. Иер.49:32 .  Верблюды их отданы будут в добычу, и множе­с­т­во стад их – на расхище­ние; и рас­сею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Го­с­по­дь. «Стригущих волосы» – см. Иер 9.25 . Об исполнении этого пророчества можно читать в паралл. месте кн. Исаии (гл. Ис 21.13 и сл). Навуходоносор, разоряя Аравию, имел при этом в виду заставить ее прекратить торговые сношения с Финикиею и все богатства свои отправлять на продажу в Вавилон, чего и достиг отчасти (Платон, Древний Восток, с. 636). Иер.49:34–39 . Еламу пророк возвещает суд Божий, в силу чего он отчасти будет рассеян по разным странам, отчасти же поражен вражескими мечами. Но в далеком будущем милость Божия возвещается и Еламу. Иер.49:34 .  Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии про­року про­тив Елама, в начале цар­с­т­во­вания Седекии, царя Иудейского: «Елам» – см. Иер 25.25 . Это пророчество сказано на семь лет позднее, чем большинство пророческих речей этой группы. Иер.49:35 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их. Очень вероятно, что еламитяне составляли часть войск Навуходоносора, разрушивших Иерусалим и за это им возвещается суд Божий. – «Лук Елама» – см. Ис 22.6 . Иер.49:37 .  И по­ражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Го­с­по­дь, и по­шлю вслед их меч, доколе не истреблю их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А по объяснению св. Кирилла Александрийского , «гад означает искушение», и «таков был народ иудейский, ибо одни из них искушали Его вместе с иродианами ( Мф.22, 16–17 )», так что «гад – всегда искушающие Христа фарисеи» (ч. 4, стр. 231, 399, 401). Гл. 49, 21 Неффалим стéбль распущáющаяся, издаяй во отрасли добрóту Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви «Не без основания думаю, – говорит тот же св. Отец, – всякий может применить сказанное в благословение Неффалиму к самому Еммануилу. Об этом можно слышать ясные слова Самого Христа ( Ин.15, 1–2 ), ибо как бы корнем неким и стеблем лозы виноградной, изобилующей таковым множеством виноградных ягод, приводящих к обновлению жизни, является Господь наш Иисус Христос» (ibid, стр. 404). Гл. 49, 22 Сын возращéн Иóсиф, сын возращéн мóй рéвностный, сын мóй юнейший, ко мне обратися Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною Гл. 49, 23 на негóже советующе укоряху и наляцáху нáнь госпóдие стреляний огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы Гл. 49, 24 и сотрóшася с крепостию лýки их, и разслабеша жилы мышцей рýк их, рукóю сильнаго Иáкова: оттýду укрепися Изрáиль от Бóга отцá твоегó но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева «Как Иаков, вместо первенца своего Рувима, имел опорою Иосифа; так вместо первородного Адама, который преогорчил Бога, Сын старости стал опорою мира в конце его... Иосиф послужил стеною братьям, насытив их во время голода; Господь наш стал мысленною стеною для мира, предавшегося заблуждению» (св. Ефрем Сирин тв. ч. 6, стр. 451). „Обратился лук его в крепости” (Русская Библия : «Но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его»), по объяснению того же св. Отца, в том смысле, что «и Иосиф, и Господь наш покорили себе врагов своих; и тот, и другой не изощряли и не метали стрел в братий своих». „Рукою Сильного”, т. е. ради имени Самого Сына, Который у апостола назван камнем ( 1Кор.10, 4 ) (ibid.). Книга Исход

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

О том же Прот. Полотебнов а 1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала ( Лук. 1,3 ). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя – «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1–4 , и 24, 49–52. Книга – в славянском тексте – слово, в греческом подлиннике «логос» ( Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, – Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению – Апок.19,11–13 – употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1 . Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, – апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. – Лук. 1,3.2 . Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки – св. Лук. 1, 1.2 , – Как многие предпринимали повествовать о Христе, что известно между ними по преданию от самовидцев исперва, также точно без призвания и руководства Духа Святого многие из первенствующих христиан записывали тогда по различным побуждениям, сказания о служении апостолов по воскресении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

7. Сей Дух Святый действовал на Елисавете. Ибо не дев только знает Он, но ведает и живущих в браке, если только брак по закону. «И исполнися Духа Свята Елисавет» ( Лук. 1:41 ), и пророчествовала, и говорила добрая рабыня сия о Господе своем: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (43)? Так ублажала себя Елисавета! Сим же Святым Духом исполнившись, и Захария, отец Иоаннов, пророчествовал, сказуя и о множестве благ, какие уготовляет Единородный, и о том, что Иоанн чрез крещение – Его Предтеча. От этого Святого Духа и праведный Симеон, имея обетование «не увидеть смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лук. 2:26 ), «прием Его на руку», ясно свидетельствовал о Нем в храме. 8. И Иоанн, «из чрева матери своея» исполненный «Духа Святаго» ( Лук. 1:15 ), на то был освящен, чтобы крестить Господа, и не подателем быть Духа, но благовествовать о Подателе Духа. Ибо говорит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною..., Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Почему же огнем? Потому что в огненных языках было сошествие Святого Духа. О сем, радуясь, говорит Господь: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лук. 12:49 ). 9. Сей Дух Святый снисшел, когда крестился Господь, чтобы не оставалось сокрытым достоинство крещаемого, как говорит Иоанн: «Но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестивший Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Но смотри, что говорит Евангелие: «отверзлись небеса» ( Мф. 3:16 ); «отверзлись» по причине высокого достоинства Сходящего. «И се, сказано, отверзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» ( Мф. 3:16 ), очевидно нисхождением самодвижным. Ибо, по изъяснению некоторых, начатки и преимущественные дары Святого Духа, сообщаемые крещаемым, должны были сообщиться человечеству Спасителя, подающего такую благодать. В виде же голубя снисшел Дух, как говорят иные, может быть, в избежание Христова человечества, чистого, незлобивого, истинного споспешествующего молитвам о рождаемых чадах и об отпущении грехов; и этим как бы гадательно предрекается, что таким явственно для всех явится Христос. Ибо Писание провозглашает и говорит в Песнях о Женихе: «Глаза Его, как голуби при истоках вод» (Песн. песн. 5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

По свидетельству евангелиста Луки, ангел Гавриил благовествовал о зачатии и рождении Иисуса Христа от неискусомужной пресвятой Девы Марии, по наитию на Нее Духа Святого и при осенении Её Силою Вышнего ( Лук.1:30–31,34–35 ). Ангел, приветствуя Деву-Матерь, в самом приветствии и словах благовестия напоминает Ей слова пророчества Исаии о рождении Еммануила и говорит: «радуйся, благодатная! Господь с Тобою... И вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего ( Лук.1:28,31–32 ). По прошествии восьми дней после рождения Сына от пр. Девы Марии, когда (по закону Моисееву) надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя, Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве» ( Лук.2:21 ). Но имя Иисус равносильно по значению имени Еммануил. «Иисус», точнее по еврейскому произношению Иегошуа, значит: Бог-помощь, а «Еммануил» значит: с-ними-Бог. И с зачатием Иисуса, как и Еммануила, соединялась та же мысль о союзе Бога со своим народом и спасении его от врагов. Так, святой священник Захария, отец Иоанна Предтечи, узнав от Девы Марии, что Она – Матерь Господа, что «сотворил Ей это величие Бог сильный», сам исполнился Святого Духа, и пророчествовал, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему; и воздвиг рог спасения нам в доме Давида, отрока своего; как возвестил устами бывших от века святых пророков своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас» ( Лук.1:43,49,67–71 ; ср.ст.31–33; Матф.1:21 ). Впоследствии, когда в учении и делах Иисуса Христа обнаружились божественная премудрость и сила Всемогущего, то и высшие представители иудейской религии, князья-фарисеи признали его божественное происхождение. Так «Никодим, один из начальников иудейских, пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог ( Иоан.2:23; 3:1–2 ). Так в лице пресвятой Девы Марии и воплотившегося от Неё Сына Божия исполнилось знаменательное пророчество Исаии о рождении Еммануила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010