Быт.49:19 . Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Ст. 19, 20 и 21, содержащие пророчества о Гаде, Асире и Неффалиме, образуют введение к пророчеству об Иосифе. Гад, изображение боевого положения которого связывается здесь с этимологией его имени (иной в сравн. с Быт. 30:11 ), обитавший в Галааде, подвергался постоянным набегам арабских кочевых племен ( Суд. 10:7–8 ; 1Пар. 5:18–19 и др.), но их дикие орды всегда находили с его стороны готовый отпор, хотя бы только в виде партизанских преследований («по пятам»). Иеффай был гадитянин ( Суд.11:1 ). Быт.49:20 . Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Асиру обещается чрезвычайное плодородие почвы, обилие хлеба и пряностей, которые будут в употреблении и для царского стола (ср. Втор. 33:24–25 ). Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодоноснейшей в Палестине местностью, и произведения ее доставлялись ко двору царей израильских и финикийских. Быт.49:21 . Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви. Обычное чтение еврейского масоретского текста и переводов: «Неффалим – стройная лань; он говорит прекрасные изречения» (Акила: Ελαφος πεσταλμνος διδους χαλλονν), в чем толкователи усматривают намек на Варака из племени Неффалимова и вызванную его подвигами песнь Деворы ( Суд.4–5 ), в дальнейшем смысле – на начало евангельской проповеди в земле Неффалима ( Ис. 9:1 ; Мф. 4:15 ) – Галилее, откуда вышли и все апостолы. По чтению LXX (принятому в слав. и русск.): στλεχος νειμνον, πιδιδος ν τ γενματι κλλος «теревинф рослый, распускающей прекрасные ветви»; значение менее ясно, и (по блаженному Феодориту «приращение потомства») сравнение может быть рассматриваемо тогда, как переход к благословению Иосифа. Быт.49:22–26 . Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неоднократно во время земной жизни своей говорит Иисус Христос о Духе Святом ( Ин. 3:5; 4:14; 7:39 ). С особенною же ясностью Он возвестил о Нем ученикам Своим в то время, когда готовился разлучиться с ними, – пред Своими страданиями и вознесением на небо. Ныне иду к Пославшему Мя, так говорил Господь Апостолам. Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:5–14 ). По воскресении Своем, Иисус Христос снова подтвердил великое обетование о ниспослании Утешителя, Духа Святого, на Апостолов: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. ( Лук. 24:49 ); через несколько дней будете крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ). Уже Апостолы и прежде имели в некоторой степени благодать Святого Духа; ибо силою Его творили чудеса, проповедовали Евангелие в Иудее. Еще в большей степени получили они дары Святого Духа по воскресении Христовом, когда Господь, дунув на них, сказал: примите Духа Святого ( Ин. 20:22 ). Но теперь, пред вознесением Своим, Он обещал им всю возможную для них полноту благодати, все обилие даров Духа Святого; они облекутся в силу Его, как в одежду; будут погружены в благодать, как в воду. Сие-то великое обетование не только утешило Апостолов по вознесении Господа, но еще исполнило сердца их радостью. И они возвратились в Иерусалим с великой радостью. ( Лук. 24:52 ). Готовясь сподобиться наития Святого Духа, все ученики Иисуса Христа вкупе с пречистою Его Матерью собрались вместе в одной горнице на Сионе, – и здесь пребывали в непрестанной и единодушной молитве и славословии Бога ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:1 ). Пример святых Апостолов научает нас, братья, что дары Святого Духа приемлются и сохраняются молитвою, – и особенно молитвою общественною, церковною. Итак не будет произвольно отлучаться от нашего благодатного Иерусалима, нашего нового духовного Сиона, – святой православной Церкви; ибо здесь, преимущественно в православной Церкви и святых ее храмах, – Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется. Будем молить Господа, да облечет Он и нас силою свыше, да укрепит на подвиги добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

9:16). Далее следует: «и сильный не удержит силы своей», — не потому, что он силен, а потому, что хвастается своею силою, или же [здесь идет речь о том], кто надеется на свою силу, а не на милость Божию, подобно тому, как написано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу» (1 Кор. 1:19), не в том смысле, что может погибнуть истинная мудрость и быть отвергнуто разумение истины, а в том, что погибнет мудрость тех, которые сами считают себя мудрыми и надеются на свою ученость. Также крепкий или воитель, который не спасет жизни своей, есть тот, кто не обладает всеоружием апостольским, имея щит, но не [щит] веры, препоясав чресла, но не истиною, облекшись в броню, но не [в броню] праведности, взяв меч, но не [меч] спасения (Ефес. гл. 6). Подобного рода воитель не приготовляется к священной войне и не может вести брани Господней, ратоборствуя за ложь против истины. Такой воитель не может сказать: «благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань, милость моя и прибежище мое» (Псал. 143:1—2). Еретики имеют и стрелков, которые, тщетно натягивая лук, не могут устоять против стрелы Господа, говорящего чрез Исаию: „я как стрела избранная в колчане Господнем“ (Исаии 49, 2). Это те стрелки, о которых и Давид говорить: «се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем» (Псал. 10:2). И быстроногий, говорит [пророк], не спасется, то есть: кто вследствие своих хитроумствований перебегает от одних свидетельств Писания к другим и путем ораторского красноречия и диалектических софизмов старается истребить истину, тот запутается в этом и падет, потому что он надеется не на Бога, а на свои ноги. Также сидящий на коне не спасет жизни своей, — не обращающий внимания на сказанное пророком: «ложь конь во спасение» (Псал. 32:17), и не знающий написанного: «воздремаша вседшии на кони» (Псал. 75:7). Он не спасет жизни своей, но погибнет и услышит [слова]: «сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Быт 49:1–2, 8–12 2. Пророчества Софонии чтение Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: «Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасет тебя; привлечет на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушенных твоих. Увы! Кто принял на нее поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время – говорит Господь; и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле. Соф 3:14–19 3. Пророчества Захарии чтение Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблен будет лук военный, и многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от вод до моря, и от рек до теснин земли. И ты, ради крови завета твоего, отпустил узников твоих изо рва, где нет воды. (И) вы пребудете в твердынях, узники сонмища, и за один день пленения твоего вдвойне воздам тебе. Ибо Я натянул Себе тебя, Иуда, как лук, преисполнил Ефрема; и воздвигну детей твоих, Сион, на детей Эллинов, и держать буду тебя, как меч бойца. И Господь будет над ними, и выйдет, как молния, стрела Его. И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пройдет в волнении угрозы Своей: Господь Вседержитель защитит их. Зах 9:9–15 Стихиры на литии, глас 1 Всесвятой Дух, Апостолов научивший/говорить иными необычными языками,/Он же не знающим зла детям еврейским повелевает взывать:/«Осанна в вышних,/благословен Грядущий Царь Израилев!» Сын и Слово Отца,/как и Он начала не имеющий и вечный,/на осленке бессловесном восседая,/пришел в сей день во град Иерусалим./Того, на Кого Херувимы из страха взирать не могут,/дети восхвалили с побегами пальм и ветвями,/хвалу таинственно воспевая:/«Осанна в вышних, (осанна Сыну Давидову),/пришедшему спасти от заблуждения род наш!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лук. 2:49 ) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» ( Мф. 6, 9 ), но это – даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение. 8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Втор. 3:26 ); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению. 9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» ( Иов. 29:16 ). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» ( Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лук. 2:33 ), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария – матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» ( Мф. 1:25 ), но за попечительность при воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

§ 28. Избрание двенадцати апостолов. (Мф. 10, 11–14; Марк. 3, 13–19; Лук. 9, 1). (32 г. по P. X., месяц апрель). По прибытии в Галилею, Господь Иисус Христос направил Свой путь к пределам Галилейского моря, и за Ним последовало много народа из всех концов Палестины, чтобы послушать Его и исцелиться от своих недугов Из множества верующих Господь Иисус Христос восхотел избрать ближайших помощников для проповеди Евангелия. Пред этим великим делом Он уединился на одной горе и всю ночь провел в молитве. На самом рассвете, пока еще народ не собрался, Иисус позвал к Себе, кого Сам хотел, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их на проповедь . Этих избранников Он назвал апостолами, т. е. посланниками. Их было двенадцать: Симон-Петр, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (он же и Нафанаил), Матфей иначе Левий, Фома, называемый близнец, Иаков Алфеев (называвшийся в отличие от Иакова Зеведеева младшим), Симон Зилот (из секты зелотов) или Кананит (т. е. родом из Каны), Иуда Иаковлев (брать Иакова младшего) и Иуда Искариотский (из города Кариота, находившегося в колене Иудином). Кроме этих двенадцати апостолов, у Господа было еще 70 других учеников. Были также некоторые женщины, по чувству благодарной любви служившие Ему, таковы: Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, Мария Иаковлева (мать апостола Иакова, как думают, двоюродная сестра Божией Матери), Саломия, мать апостолов Иакова н Иоанна, Иоанна, жена Хузы, Иродова домоправителя (по преданию, того царедворца, сына которого исцелил Господь), и другие § 29. Нагорная проповедь. (Мф. 5–7 главы. Лук. 6, 17–49, 7 гл). Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты. И вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им, что Я повелю Ему. Λ кто не послушает слов Моих, которые Пророк Тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу ( Втор. 18, 18–19 ). Сойдя с горы с избранными двенадцатью апостолами, Господь Иисус Христос остановился на одном из её уступов. Здесь окружила Его многочисленная толпа народа, желавшего слушать слово Его. И он открыл уста Свои и начал учить. Учение о путях блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

До сих пор в некоторых контекстах употребительно церковнославянское обозначение верующих — «верные» («литургия верных»). Едва ли благоразумно было бы сказать, что у одного и того же слова — два альтернативных перевода: или «вера», или «верность», Что называется, омоним, как «лук» — растение и «лук» — оружие. Вот уж нет: в том то все и дело, что для Библии Ветхого и Нового Завета — вера и есть верность, верующий и есть верный. Но это — сюжет настолько важный, что к нему еще будет необходимо вернуться. Пока продолжим обзор приведенных слов апостола Павла. «Спасена через деторождение» : апостол имел основание акцентировать этот момент для женщины. Материнство естественным образом занимает в ее жизни гораздо более существенное место, чем отцовство — в жизни самого человеколюбивого, доброго и ответственного мужчины. Каждый из нас, кто был в младенчестве вскормлен материнской грудью и утешен материнской лаской, получил первоначальное посвящение в высокие таинства; мы не в меру легко это забываем и начинаем ни во что не ценить — но Вяч. Иванов, знавший толк в посвящениях, сумел воспеть эту инициацию в сонетах своей «Нежной тайны». Всем посвящения венцы Нам были розданы — и свиток Прочитан всем, — и всем напиток Летейский поднесли жрецы… Мать, кормящая и, по чудному русскому народному выражению, жалеющая свое дитя, есть недостойный, но подлинный образ — чего? Конечно, пренепорочного Материнства Пресвятой Девы, но осмелимся и возьмем еще выше. Слово, означающее в Ветхом Завете милостью Божью, образовано от корня, означающего, собственно, материнскую утробу; память об этом сохранена в диковинном славянском словообразовании «благоутробие». Пророк Исаия, между всех пророков пророк милости, вновь и вновь прибегает для описания Божьей ласки к метаморфозе материнства: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, в ликовании: ибо утешил Господь народ свой и помиловал страдальцев Своих. А Сион говорил: «Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина младенца своего, Не пожалеет ли сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (49,13-15) «На руках будут носить вас и на коленях ласкать; как утешает кого матерь его, так утешу я вас, и во Иерусалиме будете вы утешены» (66, 12-13) Милость Божья, по Исаие, — материнская, и даже более материнская, чем материнская: «но если бы и она забыла, то Я не забуду».

http://pravmir.ru/brak-i-semya-nesvoevre...

Ст. 48–49. После того, как Господь испустил новый вопль: жажду ( Иоан. 19, 28 ), – враги продолжали свое издевательство, и один из воинов, напояя Его уксусом ( Марк. 15, 36 ), и прочие, препятствуя этому, говорили между собою: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иоан. 19 гл. 28 ст. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася (все исполнено, что нуясво было для того, чтобы писания сбылись) да сбудутся писания... Это примечание ев. Иоанна относится к трем последним возгласам Христа: жажду (28), совершишася (30), Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лук. 23, 46 ). Иисус увидел, что воля Божия свершилась, жертва принесена, людям дано искупление, окончено поприще страданий, окончен путь креста, начавшийся в вифлеемских яслях и приведший на Голгофу; потому Он и сказал: жажду! довольно Моих страданий, довольно скорби, иссушавшей Меня: Я хочу вознести главу Мою; дайте Мне пить от потока на пути (по слову Псалмопевца 109, 7), дайте мне пить, как путнику, прошедшему безводною долиною плача, как новому Сампсону, совершившему подвиг ( Суд. 15, 18 )! Ст. 29–30. Тут стоял сосуд, полный кислого вина, оцта, вероятно для употребления воинов. Один из них напоил губу этим вином, вдел на трость исоповую (иссоп тростниковое – растение) и поил Иисуса. Вкусив оцта, Господь сказал: совершишася. Мысль, прикровенно высказанная словом «жажду», открыто выражена словом «совершилось». Лук. 23 гл. 40 ст. Затем Иисус громким голосом воскликнул: Отче, в руце твои предаю дух мой! и испустил последнее дыхание (издше), – преклонив главу, действительно, предал дух Свой Отцу ( Иоан. 30 ). Матф. 27, 51–53 . Тогда в храме раздралась пополам завеса, отделявшая Святое Святых от святилища, в знамение того, что Ветхий Завет престал, открылся Новый Завет, обновляющий людям восход на небеса. Земля потряслась. Скалы, окружавшие Иерусалим, во многих местах расселись. Отверзлись и погребальные пещеры в знамение совершившейся Победы над смертию. Многие тела усопших святых восстали и, пробыв в неизвестности до третьего дня, с воскресением Христа многим в Иерусалиме являлись – для того, чтобы засвидетельствовать истину воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Так, в Ветхом Завете оно приписы­вается: самому Мессии, который, впрочем, называется не просто Ангелом, но Ангелом Завета ( Мал. 3:1 ), Моисею ( Числ. 20:16 ) и другим пророкам ( Агг. 1:3 ; Ис. 33:7 ), священникам ( Мал. 2:7 ), даже вещам бездушным, творящим слово Господне ( Пс. 77:49 ); а в Новом Завете – Предтече Спасителя ( Матф. 11:10 ), ученикам Его ( Лук. 9:52 ), ученикам Предтечи ( Лук. 7:18–24 ) и предстоятелям церквей ( Откр. 1:20; 2:1 ). Но в строгом и собственном смысле ангелами назы­ваются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые; и это в бесчисленных местах как Ветхого, так и Нового Завета, которые никак нельзя объяснять пере­носно, без крайнего насилия смыслу речи. Вот несколько примеров из Ветхого Завета: а) Об Иакове патриархе повествуется: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему ( Быт. 28:12–13 ). Здесь ангелы ясно отличаются от Бога и от человека, и, хотя это видение последовало во сне, но так же конечно должны быть признаваемы за существа действительные, как и Бог, явившийся вместе с ними, – тем более, что сам сон Иакова случился по устроению Божию. б) В книге Иова читаем: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ( Иов. 4:17–18 ). Здесь также отличаются ангелы и от Бога и от человека, и представляются по природе высшими человека; но возможно ли было бы сделать это сравнение, если бы ангелы действительно не существовали? в) Псалмопевец делает подобное же сравнение между человеком и ангелами, только в более сильных словах: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его ( Пс. 8:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010