(25) И воздал мне Г-сподь по праведности моей, по чистоте рук моих пред глазами Его. (26) С милостивым поступаешь Ты милостиво, с мужем беспорочным – по беспорочности (его). (27) С чистым поступаешь Ты по чистоте его, со строптивым – по строптивости (его), (28) Ибо людей смиренных спасаешь Ты, и глаза надменные унижаешь; (29) Ибо Ты возжигаешь светильник мой, Г-сподь Б-г мой озаряет тьму мою; (30) Ибо с Тобой сокрушаю я отряд и с Б-гом моим перепрыгиваю через крепостную стену. (31) Б-г – непорочен путь Его, слово Г-спода верно, щит Он для всех полагающихся на Него. (32) Ибо кто Б-г, кроме Г-спода, и кто твердыня, кроме Б-га нашего? (33) Б-г препоясывает меня силой и дает мне путь прямой, (34) Делает ноги мои подобными ланям и на высоты мои ставит меня, (35) Обучает руки мои битве, и разбит лук медный руками моими. (36) И одарил Ты меня щитом спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня. (37) Расширяешь Ты шаг мой подо мной, и не споткнулись ноги мои. (38) Преследую я врагов моих, и настигаю их, и не возвращусь, пока не уничтожу их. (39) Поражаю их, и не смогут они встать – пали они под ноги мои. (40) Ты препоясал меня силой для войны, подчинил мне восставших на меня. (41) И врагов моих обратил Ты ко мне тылом, а ненавистников моих – их уничтожил я. (42) Вопят они – но нет спасающего; (воззвали) к Г-споду – но Он не ответил им. (43) И разотру их, как прах, по ветру, как грязь уличную, рассею их. (44) Ты избавил меня от мятежников (из) народа моего, поставил меня во главе племен; народ, которого не знал я, служит мне. (45) Лишь заслышав (обо мне), покоряются мне, чужеземцы заискивают предо мной. (46) Чужеземцы засохнут и охромеют (от оков) в местах заточения их. (47) Жив Г-сподь, и благословен оплот мой, и да будет превознесен Б-г спасения моего, (48) Б-г, мстящий за меня и покоряющий предо мной народы. (49) Избавляющий меня от врагов моих! И над встающими против меня Ты возносишь меня, от злодея спасаешь меня. (50) За то славить буду Тебя, Г-споди, среди народов и имя Твое воспевать буду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   Но когда Апостолам воздавалась не Божеская, а соответствующая им честь, то они не препятствовали этому (см. Деян. 16и Гал 4:14, 15). О почитании Божией Матери Кто больше всех возвышен в Церкви Небесной торжествующей?   Среди всех Ангелов и угодников Божиих больше всех возвышена и прославлена Божия Матерь, Оттого-то христиане и чтут Ее больше всех и поют Ей: «не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице!» Христиане высказывают этим ту мысль, что, если Божия Матерь не поможет нам своими молитвами, то среди твари нет уже никого выше Ее, и нет нам надежды на заступление пред Христом Богом. Почему христиане называют Ее Богородицей?   Потому, что даже пророки предвозвещали, что Она родит Бога в плоти. «Сам Господь даст вам знамение, — сказал пророк Исаия? — се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), «что значит, — поясняет Апостол, — с нами Бог» (Мф. 1:23). Также и Елисавета, когда увидела Богоматерь, то от Духа Божия воскликнула: «Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:43). На каком основании христиане величают Богоматерь, превозносят Ее выше всех тварей и всячески ублажают?   Это объяснила нам Сама Богородица, когда говорила праведной Елисавете: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный...» (Лук. 1:46—49). Ясно, что все роды христианские ублажают Богоматерь и величают Ее потому, что величие это даровал Богородице Сам Бог. Величают ли с Господом и ублажают ли Богородицу сектанты?   Нет, не величают и не прославляют, потому что они не христиане, а еретики. Сектанты не называют Приснодеву Марию Богородицей, называют Ее прямо — Марией и считают Ее женой Иосифа. При этом они ссылаются на слова Ев. Матфея (Мф. 1:16, 20, 21, 24, 25), где Иосиф называется мужем Марии, а Она его женой. Действительно ли они были мужем и женой в полном смысле этих слов?   Нет, Иосиф был мнимым мужем Богоматери, потому что «только думали» люди, что Христос рожден от плотского отца (Лк. 3:23). На самом же деле, Богоматерь родила Спасителя не от Иосифа, а от Духа Святого. Когда Ангел сказал Приснодеве Марии, что она родит Спасителя, Который будет Сыном Всевышнего, то Богоматерь «сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:34, 35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией», говорит Спаситель таким саддукеям. Толстой, тоже слышать ничего не хочет о религиозном значении Ветхого Завета. Ветхий Завет совсем не подходит к его размышлениям. Он об этом говорит уже в предисловии к своему «евангелию» (стр. 9–14). Радикализм его в этом отношении может быть сравним только с радикализмом генерала Людендорфа. Оторвать Евангелие от Библии хочет в мире еще и третья сила: раввинизм. Современные последователи Талмуда, так же не веруют в Искупителя мира, Истинного Богочеловека Христа и отвергают Его слово, чтобы народ их имел только национальную религию… (Парадоксальные сопоставления, но показывающие ясно, что богопротивление в мире и восстание против Божественной Истины, в сущности, –– одно). «Исследуйте Писания», говорит Спаситель, «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы веровали Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, –– как поверите Моим словам?» ( Иоан. 5:39, 45–47 ) … «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Но так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял сказанное о Нем во всем писании» ( Лук. 24: 25–27 ) … Но –– многие, говорящие о Писаниях, не думают через них иметь жизнь вечную. А Спаситель говорит лишь с теми, для тех и отвечает лишь тем, которые ищут жизнь вечную и думают ее иметь через истину св. Библии . 41 Слова Льва Николаевича в 1884 году. «Я читал не одну нагорную проповедь , я читал все Евангелия, все богословские комментарии на них… 42 И вот после многих, многих тщетных исканий, изучений того, что было писано об этом в доказательство божественности этого учения и в доказательство небожественности его… 43 Читаю послания ап. Павла… 44 Справляюсь (о том же непротивлении злу) с учителями церкви первых веков… 45 Обратился к толкованиям Церкви с пятого века… 46 Справляюсь у греческих, католических, протестантских писателей и писателей тюбингенской школы и школы исторической… 47 Справляюсь, как переводятся в Евангелиях эти слова на разные языки… в Вульгате, у Лютера… 48 Справляюсь с общим лексиконом… Справляюсь с лексиконом Нового Завета… Справляюсь с контекстами… 49 Хорошо зная академическую литературу… 50 Справляюсь с вариантами. Справляюсь по Грисбаху " … 51 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Как все это выше обыкновенных расчётов человеческих! Как чисты и безукоризненны намерения Иисуса и как достойны они Богочеловека! Кто из простых людей решился бы избрать для цели своей такие средства, которые, по-видимому, могли только скорее удалять от неё? . 2) Умственные качества Господа Иисуса также ясно указывают в нём Того, за кого Он выдавал Себя ( Иоан. 3, 17 ). Мудрость его была чрезвычайная, вовсе не человеческая. Чрезвычайная и в том отношении, что для приобретения её Он не употребил никаких средств ( Иоан. 7, 15 ), будучи рождён в крайней бедности ( Лук. 2, 7 ) и проведши до тридцати лет жизни в трудах плотницких, в городе, лишённом всякого образования ( Иоан. 1, 46 ). Откуда сему премудрость сия ( Матф. 13, 54 ), в недоумении спрашивали о нём сограждане Его, хорошо знавшие и Его род, и Его воспитание, како сей книги весть не учився ( Иоан. 7, 15 )? Чрезвычайная и в том смысле, что она явно предупреждала Его возраст ( Лук. 2, 52 ): будучи ещё двенадцати лет, Он своими ответами и разумом привёл однажды в храме самих законников Иудейских в удивление и ужас (—46—49). Чрезвычайная и потому, что она возвышалась над познаниями всех людей: в дни торжественного служения своего Господь не раз обнаруживал её в такой степени, что возбуждал всеобщее изумление в своих слушателях ( Иоан. 7, 46 ), и посрамлял самых искусных совопросников и законоучителей своего народа ( Матф. 22, 46 ). Особенно же мудрость Спасителя была чрезвычайная в том отношении, что она простиралась, во-первых, до сердцеведения, до совершенного знания самых сокровенных помыслов и намерений человеческих ( Иоан. 1, 47; 2, 25 ; Матф. 12, 25 ; Марк. 12, 8 ; Лук. 6, 8 ), а во-вторых – до ясного предведения будущего ( Лук. 19, 43; 22, 34 ; Марк. 13, 9 и др.): обе эти черты ведения такие, которые могут принадлежать только одному Богу, по Его собственным словам (Иереем. 17, 9; Ис. 44, 7 ). 3) Нравственные качества Иисуса Христа представляют нам в нём совершеннейший образец всех добродетелей. Он первый осуществил в своей жизни то, чему учил других, и высочайшая нравственность Евангельская кажется ещё выше в Его собственном примере.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Они, говорится ( Лук.13:17. 4:22 ), и когда учил Христос, радовались словам, исходившим из уст Его. Они, и слепыми по причине невежества считаясь у законников ( Ин.7:49 ), и хромыми и увечными по причине невнимания к заповедям божественным, конечно и относясь так же 46 к истинам, с большою легкостью прозревали, ставя истину выше тени и от буквы переходя к духу (сн. 2Кор.3:6 ), так что больше оказались слепыми наяву видящие, которые предпочли тень истине и букву духу, – и укрепивши руки, разумею деятельность души, которая прежде была ослаблена у них ( Евр.12:12 ), научились в войне одолевать губителя, а мысленные ноги направили на путь благовествования ( Еф.6:15 ). Посему то, когда раз возвратились с радостью семь – десять учеников к своему Владыке и Учителю (а из них некоторые происхождением и из Еллинского рода и воспитания, как именно и боговдохновенный Лука, включены были в священный сей лик) и говорили о страхе и бегстве лукавых демонов пред именем Его, Сам Он в тот час, как говорить богоглаголивый Евангелист, возрадовался духом и сказал к Отцу небесному: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам ( Лук. 10,21 ). Мудрыми и разумными называя начальных между Иудеями, разумею архиереев и книжников, которые когда по указанным причинам отвергли тайну Христову, то эти, по незнанию Писаний и простоватости рассуждения уподобившиеся младенцам, даже считаемые у тех слепыми и хромыми и увечными по неведению закона и неисполнению заповедей, между тем гораздо превзошли их, сделавшись учителями и проповедниками небесных тайн, совершителями знамений и сил чрезвычайных. И это весьма ясна поставивши на вид Иудеям, Христос говорит: на суд пришел Я в мир сей, что бы невидящие видели, и видящие стали слепы ( Ин.9:39 ). Хотя несмысленные те и самоослепленные, в заблуждении хвастаясь неверием во Христа и богоборною ненавистью к Нему, говорили 47 Никодиму: уверовал ли в Него кто из начальников или архиереев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он ( Ин.7:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Во всех Своих делах, учении, страданиях, Иисус Христос явил великую любовь к людям. Эта бесконечная любовь должна производить на нас могущественнейшее влияние и возбуждать в нас такую же любовь. Но этого часто не бывает, несмотря на увещания евангелия. В Своих слезах Спаситель выразил все Свое евангелие; тут высказалась вся полнота Его беспредельной любви; тут открылось Его окровавленное сердце. Тут наглядная любовь! 3. Самое ужасное увещание. Если слезы Иисуса Христа не побуждают нас к обращению, тогда они превращаются в плач над нами. Какое ужасное увещание! а) Уже на земле. Горький плач раздавался в иудейском народе, при разрушении Иерусалима. Опять повторилось то, что было прежде — « Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение — доля наша. Потоки вод изливает око мое о гибели дщери народа моего. Око мое изливается и не перестает, ибо нет облегчения » (Плач. Иер. 3:46–49). Такой же горький плач постигнет и нас на смертном одре, когда мы, прожив многие и долгие годы, ничему доброму не научились и ничего доброго не сделали. Тогда мы стыдились признаться на словах. б) Еще более по ту сторону гроба, на страшном суде. «Горы, падите на нас; холмы, покройте нас!» Какой будет невыразимый плач, когда услышат: «идите в огонь вечный!» Какие мучения в аду, какие слезы отчаяния! Три врага нашего спасения, с которыми мы ежедневно должны бороться « Смотря на него, заплакал о нем » (Лук, 19:41). При входе Своем в Иерусалим, Иисус Христос, взглянув на этот город, заплакал. Что было причиной этих слез? Погибель Иерусалима (ср. Лук. 19:43–44). От чего погиб Иерусалим? От тех самых грехов, с которыми мы ежедневно должны бороться, именно от легкомыслия, беспечности и ожесточения или нераскаянности. 1. Легкомыслие. а) Иудейский народ по легкомыслию не внимал голосу Спасителя, не обращался и продолжал коснеть в своих грехах. По легкомыслию взывает он сегодня: «осанна!» а через несколько дней будет взывать: «распни, распни Его!» Такое легкомыслие привело его к погибели.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И верим, что ея криле Ты утвердишь И уповающих на Тя не постыдишь. 41. Водимы страхом мы, с надеждой сопряженным, Готовы следовать стезям Твоим священным; В законы нашего приникнувши Творца, Поищем Твоего в зерцале сем лица. 42. Молясь, дерзаем мы, дерзая же, боимся, Да скользкою ногой ступив, не постыдимся. По многой милости и кротости Твоей, О! Боже, подкрепи колеблемых людей 43. И силой Твоея чудесныя десницы Изми нас из руки надменнаго денницы. Даждь славу имени Святому Твоему. О! Господи, вонми молению сему, 44. Да род враждебный нам внезапно посрамится И плена своего рукою постыдится, Да крепость силы их безсильны сокрушат, И зайцы робкие сих тигров устрашат. 45. Да узрят из Твоей десницы укрепленной Что Бог еси един толь славен во вселенной, Что мог Своих изъять у сильнаго из рук И слабой их рукой ослабить сильных лук». 46. В течении сего их с Богом разговора, По воле гордаго Навуходоносора, Служители его горящую ту пещь Как можно более старалися разжечь, 47. И навфой , и смолой огонь сей раздражали, Изгребия и хвраст с подгнетою мешали; Возвышен пламень был на пятьдесят локтей, Как злейших скопище со всех сторон смертей. 48. Но пламень сей на тех единственно ярился, Кто ближе подступать с подгнетами стремился; Царя земнаго слуг он только пожигал, От Божиих рабов и сам он содрогал. 49. Сошедший Ангел к ним, певцов оберегая, И сильный пламень сей от оных отторгая, Как цветник, пещь сию росою охладил И Вышнему в ней храм случайно учредил. 50. Се зрите, как огонь природу забывает, Кой вместо жжения лишь только одевает Тех внуков перстнаго, носящих тленну плоть, Которых сохранить восхощет сил Господь. 51. Огня стыдливаго объемлемый волнами Весь троичный сей лик едиными устнами, Торжественно поя, Творца благословлял, Хвалил и чествовал, и тако прославлял: 52. «Благословен еси, о! Боже предков наших, Пославый во огни прохладу рос сладчайших, Котораго поют земля и небеса, Котораго весь мир возносит чудеса! И имя в век Твое вся тварь да восхваляет, Которо славою и святостью сияет,

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennaya-p...

Лук. Лукино Евангелие-апракос 1409г. на перг. в л. 219 л. Москов. Синод. библ. (71). Описано Горским и Невоструевым 43 , Буслаевым 44 и Соболевским 45 . Отрывки у Буслаева в Истор. Христоматии, снимок у него же в Материалах для истории слав. письмен. Писано в Пскове, как видно из данных записи на об. 1-го л. Правописание русское, по псковскому говору (Соболевский). Амф. 4. Евангелие-апракос XV в. на бум. 154 л. собрания преосв. Амфилохия, 46 Та же редакция текста содержится, сколько можно судить по отдельным чертам, еще в следующих списках Евангелия русского письма: А) Румянцевского Музея в Москве: а) (по Опис. Востокова), Евангелие-апракос, на перг. в л. 158 л., неполное, XII–XIII в. „Текст или перевод в сем списке – говорит Востоков – вообще сходен с помещенным в Добриловом 1164г. Евангелии“ (стр. 172). б) Холмское Евангелие-апракос, на перг. в л. 167 л. XIII–XIV в., до 150 л. уставом в сплошную строку, а далее в два столбца, – южнорусского письма, с любопытными особенностями в изображении евангелистов 47 . Принадлежало некогда одной из церквей г. Холма, Любл. г., как видно из записи 1376г. 48 . в) Евангелия-апракосы на перг. XIII–XIV в. под 107–114; между ними под Луцкое Евангелие XIV в. на 262 л., принадлежавшее некогда Спасскому монастырю под Луцком, Волын. г., как видно из нескольких записей, – с ясными признаками галицко-волынского наречия 49 . Б) Императорской Публичной библиотеки, F. I. 64 Галицкое Евангелие 1266–1301г. на пергам. 175 л. в два столбца. Время написания этой рукописи определяется временем княжения Льва Даниловича Галицкого (1266–1301г.) 50 . Правописание южнорусское, по галицко-волынскому наречию (Соболевский). Что это Евангелие содержит текст второй, древнерусской редакции, видно по употреблению слов: вьсь (вместо всякий), право (аминь), іезеро горще (геенна), съборъ, съборище (сонм, сонмище), масло дрвное (елей) и др. 51 . Весьма важно отметить, что и знаменитое Галичское Евангелие 1144г. содержащее текст – в основе – древний, югославянский, представляет немало частных, так сказать личных особенностей, характеризующих именно рассматриваемую нами вторую, древнерусскую редакцию 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Срав. Per sii sat. 5, 179–184 с пояснениями и сопоставлениями в комментариях Otto Iahn (1843 г.). Н. Благовещенского и Coningmon-Nemm1eship. 304 Аналогичный факт: представители христианской церкви постоянно осуждали наговоры, и однако наговоры в христианской среде существовали; «самое обилие предостережений и запрещений указывает на то, что магические операции находили много приверженцев и среди последователей Христа“ (Проф. Помяловский, Эпиграфич. этюды, 65). 305 Впоследствии и, в особенности, в устах истинных христиан эти названия имели значение просто технических терминов. Поэтому, в трактате Беды De tonitruis, отделы главы III-eй De septem feriis надписываются так: de Dominico die, de Lunae die, de Martis die и т. д. (Migne, Patr. 1., t. 90, col. 609 слл). 306 Подбор некоторых цитат о днях памяти умерших дал U sener, Der heilige Theodosios (1890), S. 135 –136). 308 Приводя в пример Иринея, Вёльфлин справедливо замечает, что греческие отцы вообще стояли в менее враждебном отношении к языческой культуре, чем западные. 312 Этому содействовало, по Вёльфлину, быть может, то обстоятельство, что Христос умер hora nona, по единогласному свидетельству евангелистов ( Мф. 24,46 ; Мрк.15, 34 слл.; Лук. 23, 44 ). Можно указать и на 9 казней египетских. Достаточно оснований, заключает автор, для того, чтобы священное для язычников число 9явилось для христиан не священным. – Но ведь именно смертию Христовою совершилось искупление грешного человека. 313 Срав. Senec. Epist. 58 (pag. 173 по изд. 1741г.): perfectissimum numerum, quem novem novies multiplicata component, и суждение о числе 9, как numerus perfectus, в Wersdorf, VI, 2, pag. 697. 316 Ex legitimis numeris sunt septenarius, denarius, duodenarius. Idem est autem numerus, et cum multiplicatur: ut Septuaginta, vel septingenti, vel toties in se: ut septies septem, aut decies deni. Sed aut perfectionem significant, aut a parte totum, aut slmplicem summam etc. Tichonii Afri Lib. de septem reg. в Migne Patr. lat., XVIII, 49 С. Из церковной практики могут быть упомянуты 12 поклонов, полагаемых по уставу православной церкви в определенные времена при богослужении, также – установление двунадесятых праздников. Читать далее Источник: Садов А.И. Знаменательные числа//Христианское чтение. 1909. 10. С. 1312–1331; 11. С. 1443-1458; 12. С. 1581-1594; 1910. 2. С. 193-213. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Таково настоящее состояние сребролюбцев! Скажем теперь и о последнем дне. Хотя они и не внимают, но нам нужно сказать. Всякий может видеть во всех местах Писания, что сребролюбцы осуждены будут на мучение в последний день. Когда Христос говорит: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Матф. XXV, 42), Он осуждает на мучение сребролюбцев; и когда говорит: идите во огнь вечный, уготованный диаволу (ст. 41), то посылает в огнь вечный тех, которые неправедно обогащаются. Такой же участи подвергаются и злой раб, не уделявший своим товарищам от имения господина своего (Матф. XXIV, 46-49), и раб, закопавший в землю талант, и пять дев (Матф. XXV, 18); и где ни посмотришь в Писании, везде увидишь, что сребролюбивые осуждаются на мучение. То они услышат: пропасть утвердися между нами и вами (Лук. XVI, 26); то: идите от Мене во огнь, уготованный (дьяволу); то угрозу, что, будучи рассечены, пойдут они туда, где скрежет зубов; и всякий может видеть, что они отовсюду изгоняются, нигде не имеют места, кроме одной только геенны. 5. Итак, что нам пользы от правоверия для нашего спасения, когда мы услышим эти слова? Там — скрежет зубов, тьма кромешная, огнь уготованный дьяволу, рассечение, изгнание; а здесь — вражда, злословия, клеветы, опасности, заботы, коварства, всеобщая ненависть, всеобщее презрение даже от тех, которые, по-видимому, льстят. Как добрым удивляются не только добрые, но и злые, так злых ненавидят не только добрые, но и злые. В подтверждение этой истины я желал бы спросить самих сребролюбцев: не имеют ли они ненависти друг к другу? Не почитают ли друг друга врагами более лютыми, нежели те, которые жестоко их обидели? Не осуждают ли самих себя? Не считают ли для себя обидой, когда кто-либо упрекает их в корыстолюбии? И это служит для них крайним поношением и доказательством великой их злобы. Если ты не можешь презреть богатство, то что же в таком случае будешь в состоянии победить? Похоть, чрезмерное славолюбие, ярость, гнев? И как можно кого-либо побудить к этому? Похоть телесную, гнев и ярость многие врачи приписывают телосложению и излишествам тела.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010