(26) С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, (27) с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, (28) ибо Ты народ смиренный спасаешь, а глаза надменные унижаешь. (29) Ты возжигаешь светильник мой, Бог; Всесильный мой озаряет тьму мою. (30) С Тобой я нападаю на полк, со Всесильным моим я перехожу через стену. (31) Бог – непорочен путь Его, слово Бога чисто; щит Он для всех, кто уповает на Него. (32) Ибо кто есть бог, кроме Бога, кто есть твердыня, кроме Всесильного нашего? (33) Бог, Который опоясал меня мощью, дал мне путь непорочный. (34) Он делает ноги мои, как у ланей, на высоты мои ставит меня. (35) Руки мои Он брани обучает; мышцы мои сокрушают медный лук. (36) Ты дал мне щит спасения Твоего, десница Твоя поддерживает меня, снисходительность Твоя меня возвышает. (37) Ты расширяешь шаг мой подо мною, не споткнутся ноги мои. (38) Я буду преследовать врагов моих и настигну их, не возвращусь, пока не будут они истреблены. (39) Поражу их, не смогут они встать, попадут под ноги мои, (40) [ибо] Ты опоясал меня мощью для войны, под ноги мои низложил восставших на меня. (41) Тыл врагов моих ко мне Ты обратил, истреблю недругов моих. (42) Они взывают – но нет спасающего – к Богу, но Он не ответил им. (43) Разотру их, словно прах пред ветром, как грязь уличную растопчу их. (44) Ты избавил меня от войн народов, поставил меня главой иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; (45) по слухам обо [мне] они повинуются мне, сыны чужеземцев заискивают предо мною; (46) сыны чужеземцев тощают, хромают они в оковах своих. (47) Жив Бог, благословен оплот мой! Да будет превознесен Всесильный спасения моего, (48) Бог, мстящий за меня, покорил народы мне. (49) Ты избавил меня от врагов моих, а также вознес меня над восстающими против меня, от насильника избавил Ты меня. (50) За то буду славить Тебя, о Бог, среди народов и имя Твое воспевать. (51) Великое спасение посылает Он царю Своему и проявляет милосердие к помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки».

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Мы назвали это мнение более правдоподобным, чем мнение Штрауса и его последователей, потому что в нем, по крайней мере, совершенно верно то, что Матфей иногда имеет обыкновение в одном рассказе соединять два подобные, хотя и разновременные события; разбираемое нами событие в этом отношении – пример далеко не единственный (см., напр., Мф. 8: 28 – 34 ; ср. Мр. 5: 1 – 20 ; Лук. 8: 26 – 39 ). Нельзя согласиться лишь со второй половиной последнего мнения. Во-первых, нет решительно никаких исторических данных, на основании которых можно бы было предполагать, что Марк при составлении своего Евангелия пользовался Евангелием от Матфея; а во-вторых, в отношении разбираемого нами события Марк настолько точен в своем рассказе, что решительно нет никакой возможности думать, чтобы он мог перепутать обстоятельства одного события с обстоятельствами другого, которые Матфей соединил в одном рассказе; Марк называет по имени самого слепца, которого исцелил Иисус, знает даже, чей он сын, а о самом событии говорит как человек весьма близко с ним знакомый (сравн., напр, Мр. 10 , ст. 46–49). Правда, и против этого объяснения указывают немало возражений; но возражения эти таковы, что не могут подорвать к нему нашего доверия. Так, напр., Штраус 470 и его последователи не допускают возможности того, чтобы два события (т. е. два исцеления) могли случиться почти при одних и тех же побочных обстоятельствах. В данном случае Штрауса поражает, во-первых, то, что оба слепца называют Иисуса Сыном Давидовым; во-вторых, что обоих слепцов народ желает заставить молчать; в-третьих, что в обоих случаях Иисус повелевает, призвать к Себе слепых и, наконец, в-четвертых, оба слепца ничего не говорят Иисусу, как только то, что они желают видеть. Эти возражения Штрауса настолько, впрочем, слабы, что для их опровержения не требуется особого усилия. В самом деле, что невероятного в том, что оба слепца называют Иисуса Сыном Давидовым, когда в то время так называл Иисуса почти весь иудейский народ (сравн., напр., Мф. 21: 9 )? Из того, что слепые постоянно называли Иисуса Христа Сыном Давидовым, Штраус делает заключение, что их сле­поту нужно понимать в символическом смысле ослепления иудействующего христианства, которое видит в Иисусе только Сына Да­видова, пока Он Сам не открывает ему очей 471 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

46), и вследствие этого сделаться восстановителем попранного духовного, а не павшего израильского царства (κα κηρυχθναι π τ νματι αυτο μετανοαν κα φεσιν μαρτιν ст. 47), что их призвание состоит в том, чтобы быть проповедниками этого новоустроенного царства среди всех языков, начиная от Иерусалима (ες πντα τ θνη, ρξμενοι π ερουσαλμ ст. 41). Такое предание вполне оправдывается ходом событий евангельской истории. Еще пред последним путешествием в Иерусалим, как мы выше видели, апостолы исповедали Иисуса Христа истинным Мессией, но каким образом Он откроет свое мессианское царство, как начнется Его прославление как Мессии, какого рода будет Его царство, это пока оставалось для них неведомой тайной. И потому, когда Иисус Христос приблизился к Иерусалиму, мать двух преданнейших учеников в чаянии, что уже наступает время открытия царства, обратилась к Нему с просьбой, дабы Он представил ее сыновьям высшие места в устрояемом царстве ( Мф. 20:17–21 ). Самое же вступление в Иерусалим ученики, может быть в таких же надеждах, встретили с особенной радостью и ликованием ( Лук. 19:35–40 ). Наступившие затем страдания и смерть и последовавшее за ними воскресение в теле, имевшем знаки страданий, разуверили их в этих надеждах и сроднили их дух с вышеизложенными понятиями (ср. Ин.20:9 ; Деян.1:3–8 ). Наконец с явлением Воскресшего в теле неразрывно связаны все будущие чаяния и ожидания Христовых благовестников касательно обновления и возрождения человека не по одной внутренней, но и внешней стороне, касательно его приготовления к новому небу и новой земле и исполнения всех утешительных надежд на его будущее величие и совершенство; во вновь открывшемся и явившемся всецелом образе Мессии они видели начало и прототип всего будущего, ожидающего человека ( 1Кор.15:12–19.35–49 ; 1Сол.4:13–17 ; Рим.8:17–23 ; 2Петр.3:10–13 и др.). Таким образом телесность является существенной принадлежностью видений Воскресшего; с ней неразрывно связана значительная часть существенных верований христианства; на ней основаны будущие его чаяния и ожидания; без нее воскресение теряло бы все свое великое значение в христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

3344 35 . Исаак в возрасте шестидесяти лет родил близнецов, и первый из них был Исав, от него получили свое наименование идумеи, а вторым был Иаков по прозвищу Израиль, от которого и получили свое наименование израилиты. 36. В это же время берет свое начало царство греков, где первым царем был Инах. 37. Сыном его был царь Фороней, который первым в Греции создал законы и учредил суды. 38. Рассказывают, что в те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид 10 3434 39. Иаков в возрасте девяноста лет родил Иосифа. 40. В это время Серапис 11 , сын Юпитера и царь египетский, после кончины был принят в сонм богов. 38. Исправленная и перемещенная глава: В те времена Минерва явилась в образе юной девы близ озера Тритонид. О ней говорят, что была она весьма превосходна в изобретениях различных вещей. Говорят, что она придумала талер, создала щит и лук, научила людей ткать полотна и окрашивать шерсть. 37 . Исправленная и перемещенная глава: В эту эпоху был знаменит царь Фороней, сын Инаха. Этот царь был первым в Греции, кто установил законы и учредил суды. 41. В Египте закладывается город Мемфис. (Во втором издании эта глава упразднена.) 3544 42. Иосиф жил сто десять лет. 43. В это время царь Аргос властвовал в Греции, и там начали собирать урожаи злаков, семена коих принесены из других мест. 3688 44. В рабстве египетском евреи пребывали сто сорок четыре года. 45. Говорят, что в эти времена жил Прометей, о котором ходят сказки, будто бы он сотворил человека из праха. 46. Тогда же Атлант, брат Прометея, почитался великим астрологом/. исправлено: Тогда же брат его Атлант основположил астрологию и первым задумался над движением небес и их разумным истолкованием, 47. а Меркурий , внук Атланта, явил себя знатоком множества искусств, и поэтому после кончины был принят в сонм богов. 48. Тогда же Орсилох впервые создал упряжку из четырех лошадей – квадригу. 49. И в это же самое время Кекропс основал Афины, и от имени Минервы «афинянами» стали называть аттиков. 50. Он же совершил первое жертвоприношение быками и приказал поклоняться Юпитеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

46. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: «Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех» ( Иоан. 4, 34 ). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий; Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пьет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханным ароматом – искренним чувством воздыханий; потому что они для Бога благоухающее кадило. Вот – многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением; ибо сие благоугоднее Богу многих жертв. 47. Покаяние – праздник Богу; ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более «о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти девяти праведник» ( Лук. 15, 7 ). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. 48. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец, и отдает серебро. Если видал ты, как стекло принимает цвет гиацинта, или смарагда, или сапфира; то не усомнишься в таких претворениях силою покаяния. Покаяние, по благоволению Божию, срастворяет кающегося с благодатью Св. Духа, и человека всецело делает сыном Божиим. 49. Закон повелевал священные вещи устроять все из золота. Законодатель не допустил пустоты в сих драгоценностях, чтоб мы знали, что Святые Божии имеют в себе всецелую святость. Слушай, кающийся! Приступи к Богу от всего сердца, и Он воздаст тебе всецелым тебя переплавлением. Взыскал ты переплавления в огне покаяния; смотри, ничего не оставляй не переплавленным. Вот что я разумею. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякие распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословия, чревоугодия, – сии пути к блуду.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Гёррес, по-прежнему, будет нашим руководителем. «Именем Бога, начинает Буидесем, Зенд учит нас, что жизнь дана была, прежде всего, Ормузду и Ариману; потом учит, как мир создан. Ясно сказано в законе, что Ормузд был первый в свете мира с высшею наукою, с чистотой. Этот престол Света, это жилище Ормузда, есть первый свет; эта высшая наука, эта чистота, произведение Ормузда, есть закон. 35 Началась борьба между первым светом и первою тьмою; Ормузд произнес, наконец, свое слово, ослабившее Аримана, и началось создание мира». 36 «Ормузд, прежде всего, создал Банана, долженствующего правит небом, миром Ормузда». 37 «Баман – царь неба, 38 царь мира Ормуздова, 39 дух божий». 40 «Потом созданы все другие Амшаспанды. Всех Амшаспандов семь. Из них один Баман; другой Ардибегешт: он дает огонь, здоровье произведениям, дает величие миру. 41 Сапандомад, Изед земли, дочь Ормузда, оплодотворяющая землю, щедро исполняющая желания земледельцу; 42 Она принимается за оплодотворенную землю. 43 Коршид 44 Солнце, есть око Ормузда, живящее природу». 45 «Ормузд создал свет между небом и землею, создал звезды, планеты, луну и солнце». 46 «Пять звезд: среди неба звезда Меш с планетою Кеван, великая звезда (Сатурн); на юге – Венант с планетою Ангума (Юпитер); на севере Гафторанг с планетою Бфам (Марс); на западе Сатевис с планетою Анагид (Венера); на востоке Таштер с планетою Тир (Меркурий)». 47 «Звезды неподвижные, какие можно заметить, были разделены на 12 созвездий-матерей. Имена их: Агнец, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Колос, Весы, Скорпион, Лук, Козерог, Ведро, Рыбы. Они были сначала разделены на 18 мужеских Кордегов». 48 «Звезды малые созданы сопутниками звездам сих созвездии. Ормузд еще поместил на четырех сторонах неба четырех стражей, бодрствующих над неподвижными звездами, над многочисленными звездами созвездий. Из тех четырех стражей, Таштер хранить восток, Сатевис – запад, Венант – юг и Гафиоранг – север. О тридцати шести Деканах персидских говорит Гёррес. 49 Еще два слова. В египетской религии почитаются души. В персидской феруэры: Роде называет феруэров душами, 50 а Гёррес души египетские феруэрами. 51 Теперь возьмем пример из системы условных принадлежностей многобожия.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

«так как мы получили от Него многия блага, то мы должны благодарить и молиться Ему». Такого рода отчасти и другой значительный фрагмент 7-й книгии, именно предписания и формулы целого чинопоследования крещения, каковая тема раскрыта в добром порядке в гл. 39 – 45. Сначала описывается, в чем и в каком порядке должен быть наставляем оглашенный, потом – как он должен отрицаться сатаны и сочетаваться Христу, с присоединением точной формулы, которая есть вместе и символ, затем следуют молитвы освящетя крещального елея и крещальной воды, вместе с молитвою помазания святым миром, которое совершается после крещения. Крещенный сам произносит 106 псалом, а потом еще другую молитву – благодарственную – за миропомазане, которая относится сюда, но стоит в 27 гл. Совершенно фрагментарно внесены предписания, как должно принимать странных гл. 28, о качествах, избираемых в клирр гл. 31; возвещение о будущих лжепророках и лжеучителях; наконец, повествование о том, какие мужи были поставлены епископами от самих апостолов, Заключение образуют гл. 47 – 49: первая содержит известный гимн: „Слава в вышних Богу», второй – переделку псалма 112 с дополн. из Лук. 2, 29 ; третья, повидимому, сжатое соединение нескольких стихов писания. Они отнюдь не относятся к прочим образцам молитв, не нашли себе среди них места, ибо заключение 7-й книги сделано уже в конце 46 главы. Восьмая книга, обширнейшая после второй, носить заглавие: περ χαρισμτων, και χειροτονων, και καννων κκλησιαστικν и есть собственно „чиновник архиерейского священнослуженитя» по теперешней нашей терминологии. Она имеет свое введение, в котором раскрывается понятие о чрезвычайных дарах. Эти дары – χαρσματα – даны были сначала Апостолам, а потом и некоторым из верных не для их пользы, но для обращения неверующих, с тем, чтобы сила знамения могла победить тех, которые не могли убедиться словом. Посему и не необходимо, чтобы эти дары были общи всем верным; довольно того, что все получили дар Св. Духа (χαρσμα πνευματικν) и с ним веру в истнного Бога и Сына Его Иисуса Христа; посему те, кои обладают этими чрезвычайными дарами, не должны превозноситься, а те, которые не имеют, не должны сетовать о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

После краткого наставления о приготовлении вещества для таинства, следует начало («Благословенно царство Отца и Сына и Св. Духа), потом прямо 46 наша малая ектенья и молитва (наша первая молитва на освящение елея 47 , читаемая у нас после канона и ектеньи), аллилуйя, тропари («помилуй нас Господи, помилуй нас»), затем говорится: «и так начинает канон и на третьей песне другой священник говорит следующую ( συναπτν – смежную) Молитву, как предписано, начинает молитву и семь священников по порядку произносят семь молитв 48 ». Далее следует эта вторая молитва , произносимая вторым священником (очень краткая, непохожая не на одну из наших), после шестой песни – третья (об освящении елея, – по содержанию, но не в выражении сходная с нашею второю молитвою над елеем), на словах, после девятой песни – четвертая (наша третья, читаемая после третьего евангелия, только с изменением конца). После этой молитвы замечено: «и после того, как скажут семь священников, оканчивается всенощное ( παννυχς); каждый произносит свою молитву 49 ». За этим замечанием следуют еще три молитвы без всяких надписей: пятая, шестая, седьмая (по общему счету); из них пятая и шестая не наши и только последняя седьмая наша: «Отче святый, врачу душ и телес». «На литургии, говорится далее, произносятся антифоны по обычаю. На вход: помилуй нас Господи, помилуй нас. Прокимен: аз рех Господи, помилуй нас. Стих: блажен призираяй нища и убога». Для чтений из апостола назначено Иак. гл. V, из евангелия – Лук. гл. X. «И так другой священник (произносит) ектенью и иной (удаляет) оглашенных и всё произносится по порядку и исполняется литургия ( πληροτα λειτουργα). Входит больной и начинают петь тропарь: помилуй нас Господи, помилуй нас. И каждый из них (священников) произносит молитву, выше написанные (молитвы) 50 и помазывает чело, уши и руки больного и каждый гасит светильню, как сказано, и после этого помазывают весь дом, делая знак креста, и поют: живый в помощи Вышнего. И таким образом оканчивается служба ( λειτουργα)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

44. Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот духовный отец, который взял в руки хлеб и сыр [ 7 ]; так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно [ 8 ]. Таковые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать. А кто из них о первом, то есть о соблазнах, еще заботится, тот изъявляет скудость второго дарования; ибо где Бог готов исполнить прошение, там мы все можем сделать. 45. Избирай лучше оскорбить людей, нежели Бога; ибо Он радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие. 46. Таковые дарования [ 9 ] доставляет совершенно уклонение от мира. И поистине дело великих — терпеть поругания от своих. Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы. 47.  О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы (Иоан. 13, 35), не яко беси нам повинуются, но яко имена наша написана суть на небеси смирения (Лук. 10, 20). 48. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие. 49. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни бесстрастные, на среднюю — мужественные: на первую же степень все могут взойти. 50. Познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы; он утвердил ногу свою на блаженной стези смиренномудрия. 51. Птицы боятся и вида ястреба; а делатели смирения — и гласа прекословия. 52. Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в небесный чертог. Ибо хранитель первых (дарований) есть второе (смирение); но часто, в легкомысленных людях, чрез первые истребляется второе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

46. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех (Иоан. 4, 34). Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий; Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий; потому что оне для Бога благоухающее кадило. Вот — многообразныя брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением; ибо сие благоугоднее Богу многих жертв. 47. Покаяние — праздник Богу; ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти девяти праведник (Лук. 15, 7). Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. 48. Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, а сегодня они живы для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые. Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь, и претворяет ее в золото; берет свинец, и отдает серебро. Если видал ты, как стекло принимает цвет гиацинта, или смарагда, или сапфира; то не усомнишься в таких претворениях силою покаяния. Покаяние, по благоволению Божию, срастворяет кающагося с благодатию Св. Духа, и человека всецело делает сыном Божиим. 49. Закон повелевал священныя вещи устроять все из золота. Законодатель не допустил пустоты в сих драгоценностях, чтоб мы знали, что Святые Божии имеют в себе всецелую святость. Слушай, кающийся! Приступи к Богу от всего сердца, и Он воздаст тебе всецелым тебя переплавлением. Взыскал ты переплавления в огне покаяния; смотри, ничего не оставляй не переплавленным. Вот что я разумею. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякия распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословия, чревоугодия, — сии пути к блуду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010