1) Преподал закон для всех людей, а не для одних Иудеев. Истина эта предвозвещена была в ветхом Завете. Так, у пророка Исаии сам Бог говорит Сыну своему, Мессии: се дах тя в завет рода, во свет языком, еже быти тебе во спасение, даже до последних земли (49, 6); дах тя в завет рода, во свет языков, отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы, и седящыя во тьме (42, 6. 7). Как только родился Христос и, по исполнении дней очищения для Пресв. Девы, принесен был в храм, праведный Симеон, приняв на руки Божественного Младенца, назвал Его светом во откровение языков ( Лук. 2, 32 ). Вступивши в должность общественного учителя, Христос Спаситель свидетельствовал о Себе: Аз есмь свет мipy ( Иоан. 8, 12 ); аз свет в мip приидох, да всяк, веруяй в мя, во тьме не пребудет (12, 46), и в тоже время называл самих учеников своих, только что избранных, солию земли ( Матф. 5, 13 ), светом мipa (- 14). Проходя грады и веси иудейские, говорил: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя ми подобает привести; и глас мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь ( Иоан. 10, 16 ). Наконец, совершивши свое великое дело на земле, сказал, по воскресении, ученикам своим: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли; шедше убо, научите вся языки ( Матф. 28, 18. 19 ); шедше в мip весь, проповедите евангелие всей твари ( Матф. 16, 15 ). И Апостолы, действительно, исшедше, проповедаша всюду, Господу поспешетвующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми (- 20). 2) Преподал закон на все времена. Ибо Христос – а) посылая учеников своих научить вся языки, присовокупил: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Матф. 28, 20 ), и след. имел ввиду не современные только Ему языки, но и все будущие поколения людей на земле; б) давая там же ученикам своим обетование о Св. Духе, выразился: и аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Иоан. 14, 16 ); в) в числе признаков скорой кончины мipa поставил тот, что проповестся тогда евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком ( Матф. 24, 14 ), и – г) окончание своего домостроительства и сеяния доброго семени на земле соединил с самою кончиною мipa, когда явится Он во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам ( Матф. 13, 24–43 ). Св. Апостолы также проповедывали, что Христос вчера и днесь, тойже и во веки ( Евр. 13, 8 ), что завет Его – завет вечный (- 20), и что Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама своима ( 1Кор. 15, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не став необходимым оттого, Как и ладьи вниз по реке движенье- От взгляда, отразившего его. 43. Оттуда  так, как в уши входит пенье Органных труб, все то, что предстоит Тебе во времени, мне входит в зренье. 46. Как покидал Афины Ипполит, Злой мачехой гонимый в гневе яром  , Так и тебе Флоренция велит.  49. Того хотят, о том хлопочут с жаром И нужного достигнут без труда Там, где Христос вседневным стал товаром.  52. Вину молва возложит, как всегда, На тех, кто пострадал; но злодеянья Изобличатся правдой в час суда. 55. Ты бросишь все, к чему твои желанья Стремились нежно; эту язву нам Всего быстрей наносит лук изгнанья. 48. Ты будешь знать, как горестен устам Чужой ломоть, как трудно на чужбине Сходить и восходить по ступеням. 61. Но худшим гнетом для тебя отныне Общенье будет глупых и дурных, Поверженных с тобою в той долине. 64. Безумство, злость, неблагодарность их Ты сам познаешь  ; но виски при этом Не у тебя зардеют  , а у них. 67. Об их скотстве объявят перед светом Поступки их; и будет честь тебе, Что ты остался сам себе клевретом. 70. Твой первый дом в скитальческой судьбе Тебе создаст Ломбардец знаменитый,  С орлом святым над лестницей в гербе. 73. Тебя укроет сень такой защиты, Что будут просьба и ответ у вас В порядке необычном перевиты. 76. С ним будет тот  , кто принял в первый час Такую мощь от этого светила  , Что блеском дел прославится не раз. 79. Его толпа еще не отличила По юности, и небо вечный свод Вокруг него лишь девять лет кружило; 82. Но раньше, чем Гасконец проведет Высокого Арриго  , безразличье К богатствам и к невзгодам в нем сверкнет. 85. Так громко щедрое его величье Прославится, что даже у врагов Оно развяжет их косноязычье. 88. Отдайся смело под его покров; Через него судьба преобразится Для многих богачей и бедняков. 91. В твоем уме о нем да впечатлится, Но ты молчи... " — и тут он мне открыл Невероятное для очевидца. 94. Затем добавил: " Сын, я пояснил То, что тебе сказали; козни эти Круговорот недальний затаил. 97. Но не завидуй тем, кто ставил сети: Давно отмщенной будет их вина, А ты, как прежде, будешь жить на свете " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Посторонись, скот! Хитростным наукам Твоей сестрой мой спутник не учен; Он только соглядатай вашим мукам " . 22. Как бык, секирой насмерть поражен, Рвет свой аркан, но к бегу неспособен И только скачет, болью оглушен, 25. Так Минотавр метался, дик и злобен; И зоркий вождь мне крикнул: " Вниз беги! Пока он в гневе, миг как раз удобен " . 28. Мы под уклон направили шаги, И часто камень угрожал обвалом Под новой тяжестью моей ноги. 31. Я шел в раздумье. " Ты дивишься скалам, Где этот лютый зверь не тронул нас? — Промолвил вождь по размышленье малом. — 34. Так знай же, что, когда я прошлый раз  12-34 Шел нижним Адом в сумрак сокровенный, Здесь не лежали глыбы, как сейчас. 37. Но перед тем, как в первый круг геенны Явился тот, кто стольких в небо взял, Которые у Дита были пленны, 40. Так мощно дрогнул пасмурный провал,  12-37 Что я подумал — мир любовь объяла,  12-41 Которая, как некто полагал, 43. Его и прежде в хаос обращала; Тогда и этот рушился утес, И не одна кой-где скала упала. 46. Но посмотри: вот, окаймив откос, Течет поток кровавый  12-47 , сожигая Тех, кто насилье ближнему нанес " . 49. О гнев безумный, о корысть слепая, Вы мучите наш краткий век земной И в вечности томите, истязая! 52. Я видел ров, изогнутый дугой И всю равнину обходящий кругом, Как это мне поведал спутник мой; 55. Меж ним и кручей мчались друг за другом Кентавры, как, бывало, на земле, Гоняя зверя, мчались вольным лугом. 58. Все стали, нас приметив на скале, А трое подскакали ближе к краю, Готовя лук и выбрав по стреле. 61. Один из них, опередивший стаю, Кричал: " Кто вас послал на этот след? Скажите с места, или я стреляю " . 64. Учитель мой промолвил: " Мы ответ Дадим Хирону  12-65 , под его защитой. Ты был всегда горяч, себе во вред " . 67. И, тронув плащ мой: " Это Несс  12-67 , убитый За Деяниру, гнев предсмертный свой Запечатлевший местью знаменитой. 70. Тот, средний, со склоненной головой, — Хирон, Ахиллов пестун величавый; А третий — Фол  12-72 , с душою грозовой. 73. Их толпы вдоль реки снуют облавой, Стреляя в тех, кто, по своим грехам, Всплывет не в меру из волны кровавой " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Все красят первый круг  и там живут В неравной неге, ибо в разной мере Предвечных уст они дыханье пьют. 37. И здесь они предстали не как в сфере, Для них назначенной, а чтоб явить Разностепенность высшей на примере. 40. Так с вашей мыслью должно говорить, Лишь в ощутимом черплющей познанье, Чтоб разуму затем его вручить. 43. К природе вашей снисходя, Писанье О божией деснице говорит И о стопах, вводя иносказанье; 46. И Гавриила в человечий вид, И Михаила церковь облекает, Как и того, кем исцелен Товит  . 49. То, что Тимей  о душах утверждает, Несходно с тем, что здесь дано узнать, Затем что он как будто впрямь считает, 52. Что всякая душа взойдет опять К своей звезде, с которой связь порвала, Ниспосланная тело оживлять. 55. Но может быть — здесь мысль походит мало На то, что выразил словесный звук; Тогда над ней смеяться не пристало. 58. Так, возвращая светам этих дуг Честь и позор влияний, может статься, Он в долю правды направлял бы лук.  61. Поняв его превратно, заблуждаться Пошел почти весь мир, и так тогда Юпитер, Марс, Меркурий стали зваться  . 64. В другом твоем сомнении  вреда Гораздо меньше; с ним пребудешь здравым И не собьешься с моего следа. 67. Что наше правосудие неправым Казаться может взору смертных, в том Путь к вере, а не к ересям лукавым. 70. Но так как человеческим умом Глубины этой правды постижимы, Твое желанье утолю во всем. 73. Раз только там насилье, где теснимый Насильнику не помогал ничуть, То эти души им не извинимы; 76. Затем что волю силой не задуть; Она, как пламя, борется упорно, Хотя б его сто раз насильно гнуть. 79. А если в чем-либо она покорна, То вторит силе; так и эти вот, Хоть в божий дом могли уйти повторно. 82. Будь воля их тот целостный оплот, Когда Лаврентий  не встает с решетки Или суровый Муций  руку жжет, — 85. Освободясь, они тот путь короткий, Где их влекли, прошли бы сами вспять; Но те примеры — редкие находки. 88. Так, если точно речь мою понять, Исчез вопрос, который, возникая, Тебе и дальше мог бы докучать. 91. Но вот теснина предстает другая, И здесь тебе вовеки одному Не выбраться; падешь, изнемогая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Затем что он все чище с каждой сферой. ПЕСНЬ ПЯТНАДЦАТАЯ Пятое небо — Марс (продолжение) 1. Сочувственная воля, истекая Из праведной любви, как из дурной И ненасытной истекает злая, 4. Прервала пенье лиры неземной, Святые струны замиряя властно, Настроенные вышнею рукой. 7. Возможно ль о благом просить напрасно Те сущности, которые, чтоб дать Мне попросить, умолкли так согласно? 10. По праву должен без конца страдать Тот, кто, прельщен любовью недостойной, Такой любви отринул благодать. 13. Как в воздухе прозрачном ночи знойной Скользнет внезапный пламень иногда И заставляет дрогнуть взор спокойный, 16. Как будто передвинулась звезда, Хоть там, где вспыхнул он, светил держава Цела, а сам он гаснет без следа, — 19. Так от плеча, простершегося вправо, Скользнула вниз, вдоль по кресту нисшед, Одна из звезд  , чья там блистает слава. 22. И с ленты не сорвался самоцвет, А в полосе луча промчался, светел, Как блещущий за алебастром свет; 25. Так дух Анхиза страстно сына встретил, В чем высшая нас уверяет муза, Когда его в Элисии заметил.  28. " О sanguis meus, о superinfusa Gratia Dei, sicut tibi cui Bis unquam coeli ianua reclusa? "   31. Так этот свет; внимательно к нему я Возвел глаза; потом возвел к моей Владычице, и здесь, и там ликуя: 34. Столь радостен был блеск ее очей, Что мне казалось — благодати Рая Моим очам нельзя познать полней. 37. А дух, мой слух и зренье услаждая, Продолжил речь, но смысл был так глубок, Что я ему внимал, не понимая. 40. Он не нарочно мглой себя облек, А поневоле: взлет его суждений Для цели смертных слишком был высок. 43. Когда же лук столь жарких изъявлений Был вновь ослаблен, так что речь во всем Сошла до нашей умственной мишени, 46. То сразу же я различил потом: " Благословен в трех лицах совершенный, Столь милостивый в семени моем! " 49. И дальше: " Голод  давний и блаженный, Той книгою великой  данный мне, Где белое и черное нетленны, 52. Ты в этом, сын мой, утолил огне, Где говорю я, и да восхвалится Та, что тебя возносит к вышине! 55.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

10. Как юный аист крылья иногда Поднимет к взлету и опустит снова, Не смея оторваться от гнезда, 13. Так и во мне, уже вспылать готова, Тотчас же угасала речь моя, И мой вопрос не претворялся в слово. 16. Отец мой, видя, как колеблюсь я, Сказал мне на ходу: " Стреляй же смело, Раз ты свой лук напряг до острия! " 19. Раскрыв уста уже не оробело: " Как можно изнуряться, — я сказал, — Там, где питать не требуется тело? " 22. " Припомни то, как Мелеагр  сгорал, Когда подверглась головня сожженью, И минет горечь, — он мне отвечал. — 25. И, рассудив, как всякому движенью Движеньем вторят ваши зеркала,  Ты жесткое принудишь к размягченью. 28. Но, чтобы мысль твоя покой нашла, Вот Стаций здесь; и я к нему взываю, Чтобы твоя болячка зажила " . 31. " Прости, что вечный строй я излагаю  В твоем присутствии, — сказал поэт. — Но отказать тебе я не дерзаю " . 34. Потом он начал: " Если мой ответ Ты примешь в разуменье, сын мой милый, То сказанному " как " прольется свет. 37. Беспримесная кровь, которой жилы Вобрать не могут в жаждущую пасть, Как лишнее, чего доесть нет силы, 40. Приемлет в сердце творческую власть Образовать собой все тело ваше, Как в жилах кровь творит любую часть. 43. Очистясь вновь и в то сойдя, что краше Не называть, впоследствии она Сливается с чужой в природной чаше. 46. Здесь та и эта соединена, Та — покоряясь, эта — созидая, Затем что в высшем месте  рождена. 49. Смешавшись с той и к делу приступая, Она ее сгущает, сгусток свой, Раз созданный, помалу оживляя. 52. Зиждительная сила, став душой, Лишь тем отличной от души растенья, Что та дошла, а этой — путь большой, 55. Усваивает чувства и движенья, Как гриб морской, и нужные дает Зачатым свойствам средства выраженья. 58. Так ширится, мой сын, и так растет То, что в родящем сердце пребывало, Где естество всю плоть предсоздает. 61. Но уловить, как тварь младенцем стала, Не так легко, и здесь ты видишь тьму; Мудрейшего, чем ты  , она сбивала, 64. И он учил, что, судя по всему, Душа с возможным разумом не слита, Затем что нет вместилища ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Во что верили всегда, везде и все ( лат.). 36 Духовные упражнения ( лат.). 37 Если это и неправда, то хорошо придумано ( итал.). 38 Предопределения судьбы не могут избежать и боги ( греч.). 39 О новейших ( лат.). 40 Так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения ( нем.). 41 [Вера в Бога и загробный мир] так сплетена с моими моральными убеждениями, что, так же как я не подвергаюсь опасности утратить эти убеждения, точно так же я не беспокоюсь, что эта вера может быть отнята у меня ( нем.). 42 Resp. VI, 486а. 43 Милость, дарованная безвозмездно ( лат.). 44 Жизни и смерти для философии ( лат.). 45 Так хочу, так приказываю, да первенствует воля над разумом ( лат.). 46 Если хочешь, чтобы все тебе подчинилось, подчинись сам разуму ( лат.). 47 Я владею, не мною владеют ( греч.). 48 Печатать разрешается ( лат.). 49 Предшественник Христа в естественном ( лат.). 50 Хотя вера и сверхразумна, однако никакой истинной распри между верой и разумом быть не может: ибо тот же самый Бог, который являет чудеса и внушает веру, внес в человеческую душу свет разума, а Бог не мог бы отрицать самого себя и, конечно же, не мог бы себе противоречить ( лат.) (пер. С.С. Неретиной). 51 Достойный… развивает искусства ( лат.). 52 Пусть консулы будут бдительны ( лат.). 53 На всякое слово есть противоположное ( греч.). 54 Phæd. 61a: «Философия есть высшая музыка, и я ей занимаюсь». 55 Золотая середина ( лат.). 56 Создал памятник я, бронзы литой прочней, 57 Не всегда и Феб напрягает лук свой: 58 В горестях надежд, опасений в счастье 59 Путь превосходства или совершенства ( лат.). 60 Божественная справедливость может осуществляться и без твоей воли, но в тебе она не может осуществляться безотносительно к твоей воле… Следовательно, тот, кто создал тебя без тебя, не оправдает тебя без тебя. Таким образом, он творит незнающего, а оправдывает желающего ( лат.). 61 Тому, кто делает все, что в его силах, Бог не отказывает в благодати ( лат.). 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Иер.46:9 ). Евр.-м. сл. =в р.-с. к натягивающим лук, 70 читали: , почему: κα Μοσχ, ср. слав., под чем бл. Феодорит и бл. Иероним разумеют Каппадокию. Под Фовелом бл. Феодорит – иберийцев, бл. Иероним – или Иберию, отождествляемую им с Испанией, или Италию; имя Яван (ср. Иония) есть евр. название Эллады. к. и приведтъ братїю ваш всхъ зыкъ даръ гдеви, съ коньми и колесницами и съ носилами мсквъ, под сньми во стый градъ іерлимъ, реч гдь, аки бы принесл сынове іилєвы жєртвы сво мн со алмы въ домъ гдень: 20. и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Ст. 20 ср. Ис.49:22 ; Рим.15:16 . Избранные Господом из среды иудеев и посланные к языкам и племенам, благовестники, возвестив им о славе Господа, приведут от всех народов новых чад Сиона, верующих в Господа, на святую гору Господню, в Иерусалим, подобно тому, как древние израильтяне приносили в храм дары свои Господу. Это пророчество исполнилось после распространения проповеди апостольской среди всех народов, из которых многие уверовали в Господа (ср. бл. Феодорит, бл. Иероним). Евр.-м. =в р.-с. дар – в чистом сосуде, 70 читали: , почему, τς ϑυσας ατν μετ ψαλμν, ср. слав. ка. и тхъ поим себ жерцы и леіты, реч гдь. 21. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ст. 21. Из обратившихся ко Господу язычников Господь будет избирать лиц, годных для служения во святилище, священников и левитов. Таким образом, священство не будет более приурочено к одному народу и колену, как в ветхом завете, а доступно для всякого языка и племени. кв. коже бо небо ново и земл нова, же азъ творю, пребываютъ предо мною, глетъ гдь, так станетъ см ваше и им ваше: 22. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Песнь Богородицы временами почти дословно повторяет песнь, которую воспела св. Анна в благодарность Богу о рождении сына — пророка Самуила (приводим большую ее часть): 1 Цар. 2, 1-10 Лк. 1, 46-55 1 И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 2 Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 5 сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего... 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Другой, не менее ветхозаветный пример — песнь Захарии (Лк. 1, 68-79). Начало: 68 Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас... Косвенно показательно здесь одно обстоятельство из области православной литургики. Как известно, все прокимны представляют собой короткую строчку из того или иного ветхозаветного псалма. Исключение составляют два — взятые из песней Богородицы и Захарии, как близко соответствующие стилистике псалмов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них; потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку, и возвратился. 38 Человек же из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним; но Иисус отпустил его, сказав: 39 Возвратись в дом свой, и расскажи, что сотворил тебе Бог . Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус. Евангелие двадцать четвертой недели по пятидесятнице Какое евангелие 24 недели? О чудесах исцеления Иисусом Христом жены, страдавшей кровотечением, и воскрешения дочери Иаира. Лук. 8, 41–56 . Зач. 39 41 Пришел к Иисусу человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом. 42 Потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена. 44 Подойдя сзади, коснулась края одежды Его: и тотчас течение крови у неё остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит; и Ты говоришь; кто прикоснулся ко Мне? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, изшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла, и падши пред Ним, объявила пред всем народом, по какой причине прикоснулась к нему Нему, и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил сие, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Пришедши же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иоакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней; но Он сказал: не плачьте: она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010