он, еще в качестве наследника престола, посетил западные дворы в поисках помощи; с 1431 г. велись новые переговоры, которые имели своей целью заключение унии. Из-за противостояния между папой Евгением IV и Базельским Собором переговоры затянулись, но в конце концов стороны договорились о созыве Собора в Италии, на котором должен был присутствовать лично император. На время своего отсутствия Иоанн VIII поставил регентом в Константинополе своего брата Константина, благодаря чему был прекращен бесплодный спор, который разгорелся в Морее между братьями-правителями. 24 ноября 1437 г. Иоанн VIII покинул столицу и, подобно своему отцу почти за сорок и своему деду почти за семьдесят лет до того, отправился на Запад. Впрочем, он поехал не просто, чтобы искать помощь, как Мануил, но, по примеру Иоанна V, чтобы совершить переход в римскую веру и, сверх того, привести к унии свой народ и греческий клир. В сопровождении своего брата Димитрия, патриарха Иосифа, нескольких митрополитов и многочисленных епископов и игуменов он в 1438 г. достиг Феррары, где 9 апреля был открыт Собор. Несмотря на то что его исход ввиду стесненного положения греков был заранее предрешен, дебаты в Ферраре, а затем во Флоренции продолжались весьма долго 1322 , причем периодически дело доходило до жестких стычек, особенно вследствие того упорного сопротивления, которое оказал представителям Римской Церкви и византийским сторонникам унии митрополит Эфесский Марк Евгеник. Лишь 6 июля 1439 г. в соборе Флоренции кардинал Джулиано Чезарини и архиепископ Виссарион Никейский по-латыни и по-гречески торжественно провозгласили унию 1323 . Впрочем, пункт о папском примате получил довольно размытую формулировку, грекам было позволено сохранить свой церковный обряд, однако все спорные вопросы были решены в римском смысле. Идея унии, казалось, одержала еще большую победу, чем во времена Лионского Собора, поскольку на этот раз император лично явился на Собор и вместе с ним верховные представители византийской Церкви дали исповедание римской веры. В действительности же флорентийскими постановлениями еще ничего не было достигнуто. Мнение о том, что заключение унии приведет лишь к усилению раскола, оправдалось. С фанатической страстью византийский народ восстал против ферраро-флорентийской сделки, и в то время как все предупреждения сторонников унии остались безрезультатными, пламенные проповеди Марка Евгеника повсюду нашли сильнейший отклик. Флорентийская уния обнаружила куда меньшую жизненную силу, чем лионская, поскольку, с одной стороны, основоположник династии Палеологов имел куда больше возможностей навязать противникам свою волю, чем Иоанн VIII, а с другой – уния 1274 г., задачей которой было защитить Византию от завоевательных планов Запада, доставила ощутимые политические выгоды, которых уния 1439 г., призванная освободить Византию от турецкой опасности, вовсе не могла принести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оппозицию же уния встретила в среде греков отчаянную. «Весь народ наш – признавался поставленный после унии патриархом в Константинополе хартофилакс Иоанн Веккос – весь народ наш, мужчины и женщины, старики и молодые люди, мир сей превратили в войну, соединение в разъединение» 21 . Уния встретила ожесточенных противников и противниц в самом дворце. Сестра императора, Евлогия была одною из главных. Племянница его, царица Болгарская, требовала у Иерусалимского патриарха возглашения анафемы против своего дяди и пыталась устроить поход вавилонских (т.е. каирских, египетских) мамелюков против него. 22 Бесчисленное количество противников унии было брошено в тюрьму или подверглось изгнанию. Несмотря на все эти меры, Михаил Палеолог оказался бессилен провести в жизнь постановления Лионского собора. В Риме объяснено это было обманом: «Мир заключен был лишь для смеха, соединение устроено в шутку 23 . Папа Мартин 4, француз, связанный с анжуйскими претендентами на Константинопольский императорский престол, имел формальное право отлучить греческого императора от церкви (18 ноября 1281 г.). Еще прежде император отлучен был от церкви восточной. Так, отлученный от обеих церквей и умер Михаил Палеолог (год спустя, 11 дек. 1282). Хоронили его ночью и без священника. Со смертью его рушилась Лионская уния. Неудача Лионской унии не прекратила дальнейших попыток к объединению. Причины, вызвавшие Лион, продолжали существовать и действовать. Однако в начале 14 в. здесь произошло еще обстоятельство, осложнившее попытки унии – новые французские и анжуйские отношения пап, вызванные их так называемым «Вавилонским пленением» в Авиньоне (с 1309). В конце 14в. (1378) воля Римской церкви была еще ослаблена «великим расколом» (два папы, один в Авиньоне, другой в Риме). Собор в Пизе (1409 г.), желая покончить с этим расколом, избрал, отстраняя существовавших пап, нового: результатом однако было лишь то, что к наличным двум папам прибавился третий, – первые два остались также. Лишь в 1417 г., на Констанцком соборе, раскол был устранен: все трое – низложены и вместо них избран один и новый – Мартин V.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Ромеи – сами византийцы называли себя римлянами – по-гречески «ромеями», а свою державу – «Римской („ Ромейской ») империей» (на среднегреческом (византийском) языке – Βασιλεα ωμαων, Basileía Romaíon) или кратко «Романией» (ωμανα, Romania). Социниане в основание своего учения кладут только Священное Писание . Социниане отрицают первородный грех , а также наклонность человека только ко злу: он свободен поступать дурно или хорошо Софизм (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) – рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению Ставропигиальными ( греч. «крестоутвержденный») монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха Стратфорд де Редклифф . ( Stratford de Redcliffe). Стратфорд Каннинг ( Stratford Canning) (4.11.1786, Лондон, – 14.8.1880, Франт, Суссекс), виконт, английский дипломат. В 1810–1812 в качестве поверенного в делах возглавлял английское посольство в Турции. В 1814–18 посланник в Швейцарии в 1819–23 – в США Таксидиот – сборщик помощи монастырю Удавленина – (др.-греч. πνικτς; лат. suffocatis) – библейский термин, означающий трупное мясо животного, которое было умерщвлено удавлением. Отличием удавленины от мяса животного, которого зарезали, является сохранение в нём крови. Уния – это договор. По коему люди православные идут в подчинение к папе римскому. Т.е. веру свою соблюдаем как православные, но становимся католиками. Униатство , термин, обозначающий идеологию и практику объединения поместных восточнохристианских церквей и Римско-католич. церкви под канонич. главенством папы. У. оформилось в средние века [Лионская уния (см. Лионские соборы), Флорентийская уния (см. Ферраро-Флорентийский собор), католики вост. обряда – марониты, мелькиты, сирокатолики, армянокатолики и др.]. Фанариоты (греч. Φαναριτες, рум. Fanarioi) – исторически, собирательное название этнически греческой элиты в Османской империи, селившейся в районе Фанар в европейской части Константинополя в XVI – начале XX веков...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

С немалыми и часто странными претензиями обращались зилоты К светской, правительственной власти и по поводу посвящения патриархов для Константинополя. Расскажем несколько таких случаев. После того как устроилась уния Лионская и вступил на престол преемник того императора, при котором произошла эта уния, открылась нужда посвятить нового патриарха для столицы. Зилоты при этом настаивали перед правительством, чтобы патриарх посвящен был сообразно тем требованиям, какие возникли среди этой партии. А эти требования заключались в следующем: посвящать патриарха должен епископ, не имевший ни малейших сношений с униатами (такого они нашли в лице епископа Козильского из Навпакской митрополии); 757 церемония должна быть совершена В такой церкви, в которой не служило лицо, имевшее соприкосновение с делом унии (для этой цели зилотами рекомендована была полузаброшенная церковь св. Предтечи, в которой будущий Патриарх и возведен был пока в низшие церковные степени – так Как был мирянин). Сама хиротония в патриархи новоизбранного архипастыря столицы, быть может, по некоторой уступчивости Зилотов, должна была совершиться в знаменитом храме Св. Софии, но зато, по мысли представителей указанной партии, акт должен был произойти при особенных условиях, рассчитанных на то, чтобы Уния и униаты не имели ни малейшего отношения к акту посвящения. Так, они устроили следующее: храм Софии был вновь освящен, как будто бы он был осквернен чем, в хиротонии имели право принять участие лишь архиереи, стоявшие вдали от униатского движения; никто из константинопольских клириков не мог быть допущен в храм не только участвовать в церемонии, но и созерцать ее; двери должны быть на запоре; при этом приняты были меры, чтобы кто-нибудь не проник на хоры – женское отделение храма – и не стал оттуда или же через окна смотреть на совершающееся в храме по случаю посвящения нового патриарха. Вот, сколь многого хотели зилоты, и ввиду силы и численности их партии им сделаны были все уступки, на которые они заявили притязание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Убежденный в том, что его письмо не останется без ответа, папа даже хотел отправить своих нунциев в Константинополь, не дожидаясь обратного послания Михаила VIII, и лишь горячие уговоры кардиналов, предложивших ему выждать время, остановили Григория X 335 . Но и для Михаила VIII Палеолога это был прекрасный шанс нейтрализовать опасность, исходящую от Карла Анжуйского, и он использовал его. Василевс ответил папе в восторженных тонах, предлагая тому даже лично приехать в Константинополь, чтобы решить все вопросы организации церковной унии. Апостолик понял, что правильно выбрал время: окруженный со всех сторон врагами, очень опасаясь нападения Карла Анжуйского, Михаил VIII Палеолог не мог отвергнуть приглашения папы прибыть на Лионский собор, хотя будущая уния означала революционный переворот в системе церковного управления Византийской империи. Но василевса не пугали столь далекие перспективы – в течение 10 лет дипломатическим оружием ниспровергая планы врагов, он надеялся, что легкие уступки в настоящем времени гораздо безопаснее для Византийской империи немедленной войны. И с чувством своей глубокой правоты пошел на соединение с Римским престолом, дав поручение подготовить посольство на Лионский собор. Глава 4. Лионская уния 1274 г. и попытки ее рецепции Однако теперь Михаилу VIII пришлось решать не менее сложную задачу – убедить византийское общество и восточное духовенство в необходимости принять унию с Римом. Было ясно, что папа Григорий X не удовлетворится уклончивыми обещаниями, но потребует прямых и ясных ответов или, вернее, выполнения своих требований. А это становилось возможным лишь при согласии священноначалия Восточной церкви с позицией василевса. Император попытался личным примером убедить греческий епископат, но безуспешно. Была организована встреча архиереев с царем, и Михаил VIII настойчиво доказывал, что уния – ничтожнейший пустяк, который не следует воспринимать близко к сердцу; гораздо опаснее ужасы войны и грядущая перспектива утраты Константинополя. Он убеждал, что папа по праву должен называться «первым братом», приводя в пример Евангельского Лазаря, назвавшего Авраама «отцом». Право апелляции к Риму, полагал василевс, также не подлежит сомнению, как имеющее древнее происхождение и закрепленное в святых канонах. В целом, заканчивал император свою речь, разногласия между Восточной и Западной церквями ничтожны, а потому не следует бояться унии 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Угнетатели и чуждые нам властители, не стесняясь в средствах, стремились отобрать у нашего народа прадедовскую святую основу его жизни. Для этого и была введена так называемая уния. Она должна была внести вражду и раздор среди нашего народа, должна была принудить униатов отказаться от своего прошлого, презреть своих предков и возненавидеть братьев, преданных праотцовской вере, возненавидеть всю родную Русь. От нас ожидали забвения всех наших старинных обычаев, церковных. Нас хотели оторвать от нашего вековечного народного пра-русского корня, стремились отобрать у нас родной: язык. Вот исторические, основные цели унии. В итоге правители приказали нам называться просто католиками греческого обряда. Разве можно забыть, какой ценой и какими способами проводилась и поддерживалась уния в Закарпатье?! Разве можно забыть невыразимые страдания, безграничное терпение духовенства и верующего православного народа, которым на протяжении многих десятков лет сводились на нет все попытки властителей распространить унию в Закарпатье?! И даже в том случае, когда насилие и измена сломили сопротивление верного Православию духовенства и народа и принудили их принять греко-католичество, лучшие люди в среде нашего духовенства все же сохранили верность родному народу и понимание запросов и надежд народной души. Они помогали своему народу сохранить национальное самосознание, всегда помнить о его православном прошлом, о внутреннем единстве с народом великой Православной Руси. Благодаря этому народ Закарпатья никогда не переставал сознавать себя православным. Наш народ старался сам, вопреки разным ограничениям и препятствиям, вернуться к своей, православной вере предков. Если внимательно присмотреться к истории унии, начиная от Лионского соглашения православных греков с католиками, не только в Закарпатье, но и в королевско-шляхетской Польше, то мы увидим, что всегда и везде уния совпадала с годами народного бесславия и унижения, а Православие приходилось на период возрождения и славы народов. Благодарение Богу, минули навсегда времена нашего бесславия и неволи, угрожавшие самому существованию нашего народа. Благодаря несравненному героизму и жертвенности великого русского народа, украинского, а также всех братских народов нашего Отечества, мы навсегда объединились с ними в единую сплоченную, дружную семью – Союз Советских Социалистических Республик. Вместе с тем, по воле Божией, настал долгожданный час и для нашей Церкви в Закарпатье, который навсегда останется в памяти современников и в истории возрождения Святого Православия в Закарпатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийское посольство (в него входили, помимо прочих, бывший патриарх Герман III, великий логофет Георгий Акрополит и Феофан Никейский) прибыло в Лион, когда там уже собрались папа и латинские прелаты, имея при себе послание к папе, подготовленное императором Михаилом и единомышленным ему духовенством. На второй сессии II Лионского собора, еще до приезда восточных представителей, было утверждено в качестве догмата учение о двояком исхождении Св. Духа «от Отца и Сына» (ex Patre Filioque) и преданы анафеме все, кто отвергает это учение: Damnamus et reprobamus omnes qui negare praesumpserit aeternitaliter Spiritum Sanctum ex Patre Filioque procedure («Проклинаем и осуждаем всех, кто осмелится отрицать, что Дух Святой предвечно исходит от Отца и от Сына»), – т.е. все православные и нехалкидонские церкви. 3. Лионская уния Вопрос о соединении церквей обсуждался в четвертом заседании собора. Никаких дебатов о вероучительных расхождениях между церквами не допускалось. Папа заявил, что греки добровольно приходят в повиновение Римской церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына Андроника. В письмах, как и в грамоте от имени греческого духовенства, выражалась полная покорность папе (император просил только оставить грекам символ без Filioque). 6 июля 1274 г. греками было подписано соглашение о церковном соединении (унии), в основу которого легло вероисповедание, посланное императору Климентом IV. Греки признавали, что в силу полноты папской власти (plenitudo potestatis) только Рим является источником власти, почестей и привилегий для всех церквей (полнота власти Римской церкви «позволяет другим церквам разделять ее; так Римская церковь наделила многие церкви, в особенности патриаршие, различными привилегиями»). Великий логофет Георгий Акрополит от имени императора принес присягу в том, что он отрекается от всякого разделения с Римской церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа духовные лица, бывшие в числе послов. Уполномоченные представители Михаила VIII торжественно признали и полноту власти в христианской Церкви римского епископа, и учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque), и даже новое схоластическое учение о чистилище – при том, что оно никогда ранее не обсуждалось официально богословами восточной и западной церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

во взаимной между собою борьбе. Весь XV-й в. Наполнен событиями этой борьбы и все внимание пап было поглощено этой борьбой. Правда, в это время не раз взоры их обращались и на православный восток, но при этом вопрос о соединении церквей не составлял уже для них цели, а представлялся только средством усилить численно свою партию, противодействовать авторитетом православных пастырей и восточных императоров, преобразовательным стремлениям опасных для них соборов. Вопрос о вселенской унии был на втором плане; так называемые западные вселенские соборы XV в. заслоняли собою в глазах пап вопрос о вселенской унии. Папам XV в. было не до хлопот о господстве над восточною церковью, когда их собственное наследие объявило, что настал конец папского абсолютизма, безграничных папских притязаний. Итак вопрос о соединения церквей в рассматриваемый период был более чем когда-либо, вопросом церкви восточной, а не западной. Восточную церковь волновал этот вопрос, породив в ней различные партии, вступившие между собою в борьбу. Востоку этот вопрос стоил многих жертв, страданий и крови; западу же почти ничего не стоил. На востоке зачинались стремления в духе унии, на востоке становились особенно и ощутительны их следствия. Запад, более уже не входивший в непосредственные столкновения с востоком, примыкал к этому вопросу со стороны.   ГЛАВА I. Лионская уния (посл. полов. XIII стол.) Характер ее и сравнение с флорентийской Как с самым лучшим подтверждением всего сказанного выше относительно состояния вопроса о соединения церквей на востоке с половины ХШ века, мы встречаемся с так называемою лионской уний, непосредственно следовавшею за восстановлением восточной империи. Лионская уния, со всеми ее особенностями, есть плод крестовых походов и ближайшим образом 57-летнего существования латинской империи, результата предшествовавших двухвековых отношений между православными и латинянами. В ней, как в картине, обрисовалось все, что создала история предыдущих двух столетий на почве отношений между церквями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

При Михаиле Византия в последний раз была великой державой. Своей беспрецедентной дипломатической активностью и крайним напряжением всех сил своего государства ему удавалось сохранять его позиции в мире. Чем-то его правление было похоже на правление Мануила Комнена, который жил явно не по средствам и расточил ресурсы, накопленные его дедом и отцом. Но Михаил Палеолог начинал с куда более скромными возможностями. После его правления Империя была полностью обескровлена. Начался упадок уже без всякой надежды на возрождение. Политически Империя была обречена. 9. Андроник II (1282-1328) оказался одним из наиболее слабых и неспособных правителей на византийском троне. Но при этом он был высококультурным, образованным, очень благочестивым человеком, богословом и миротворцем. Именно в его правление начался знаменитый палеологовский ренессанс. Он был также единственным Палеологом, никогда не вступавшим в унионистские переговоры с папами. Ему с самого начала пришлось столкнуться с двумя проблемами: арсенитским расколом и унией. Первое, что сделал Андроник II, - собрал собор в Константинополе ( 1282 г. ), на котором Лионская уния была отвергнута, а Иоанн Векк низложен. Новым патриархом стал профессор Георгий Кипрский, принявший имя Григорий II. Андроник убрал с руководящих постов всех сторонников унии, но, в отличие от своего отца, не применял к ним никаких карательных мер. Арсениты, возглавлявшие антиунионистов, постепенно начали примиряться с иерархией. Однако в большинстве своем они составили внутрицерковную фракцию, известную под названием «зилоты». Зилоты проповедовали аскетизм и созерцательную жизнь и с большим подозрением относились к имперскому двору и к интеллектуалам, имевшим к нему отношение - как мирянам, так и клирикам. Их оппоненты, известные под названием «политики», выступали за сотрудничество с государством и за более широкое применение икономии. Соперничество между этими двумя партиями сыграет свою роль в дальнейших событиях. На новом соборе в 1283 г. патриарх Иоанн Векк и Михаил Палеолог были осуждены как еретики. В 1285 г. был созван новый собор во Влахернском дворце , на котором сформулирован богословский ответ Лионскому собору. На нем председательствовал патриарх Григорий II. Лионская уния была вновь отвергнута и латинская церковь обвинена в ереси. Томос этого собора - единственное православное соборное осуждение filioque.

http://sedmitza.ru/lib/text/434817/

При этом вплоть до времени Крестовых походов Восток был готов признать и папский авторитет – римское главенство или старшинство в пентархии Патриархатов. Согласно восточным взглядам на пентархию и соборность церковной власти, отталкивавшимся от 34-го апостольского правила 157 , Вселенская Церковь должна управляться всеми пятью патриархами совместно, причём ни одна епископская или патриаршая кафедра, включая и старшую, не обладает вселенской юрисдикцией как исключительной прерогативой. Папская супрематия, таким образом, не отрицалась, но в то же время и не смешивалась ни с вероучительной непогрешимостью, ни с абсолютным главенством папы над всеми церквами и их епископами in toto orbe. § 5. Лионская уния 1. Богословские диалоги Рима и Византии в веках Интерес к воссоединению Церкви был проявлен во время собеседования в Бари в 1098 г., когда Ансельма попросили изложить разногласия с греками; этой теме были посвящены трактаты Фомы Аквината и других богословов. Неоднократно затевались дискуссии по основным вопросам, разделявшим Восток и Запад. Так, ещё в 1234 г. и в 1249 г. в Никее и Нимфеуме развернулась длительная и бесплодная дискуссия по поводу Filioque и использования пресного и квасного хлеба за литургией. Восток представляли Вселенский патриарх Герман II и богослов Никифор Влеммид, Запад защищали два францисканца и два доминиканца. Дело дошло до взаимных обвинений в ереси и на том прервалось. В 1249 г. Влеммид полемизировал о Filioque с папским посланцем францисканцем Иоанном Пармским, отвергая латинское понимание смысла двоякого исхождения Св. Духа как выражения сопричинности (т.е. что Отец и Сын суть причины Св. Духа) и настаивая на православном понимании единосущия. Выражения Писания «Дух Божий», «Дух Истины», «Дух Христов», учил Влеммид, относятся не к предвечным ипостасным взаимоотношениям Сына и Духа (т.е. причинности), а к действию Духа в мире после Боговоплощения, к Его ниспосланию человечеству во времени (т.е. единосущие Духа Сыну): нигде у греческих свв. отцов Сын не осмысляется как причина бытия Духа, единственной Причиной для Сына и Духа является только Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010