Михаил играл чрезвычайно сложную политическую игру. Он посылал в Рим делегации, однако все переговоры об унии не давали результатов. Тому было несколько причин, и не последней из них была близорукая политика папы Климента IV, который не видел необходимости в заключении договора с императором-схизматиком. После смерти папы Климента в 1269 г. папский престол оставался вакантным в течение трех лет. Карл готовил поход против Византии, и Михаилу срочно пришлось использовать другие методы. Были направлены посольства в Арагон к королю Хайме I и во Францию к Людовику IX. Первая миссия не увенчалась успехом, а вторая привела к тунисскому крестовому походу св. Людовика, в котором принял участие и его младший брат — Карл Анжуйский. Сицилийский флот понес сильный урон от морского шторма. Все это заставило Карла отложить на несколько лет свой поход к Константинополю. Однако его отряды не прерывали военных действий в западной Греции, а дипломатическая борьба против Михаила шла своим чередом. В 1272-73 гг. албанские города избрали Карла своим королем, а византийская армия понесла несколько серьезных поражений от правителя Фессалии Иоанна Бастарда, ставшего, таким образом, сильнейшим врагом Палеологов на Балканах. Под давлением всех этих обстоятельств Михаил утвердился в убеждении, что единственным выходом является уния с Западной церковью. Новый папа Григорий Х также стремился к унии, которая и была подписана представителями императора на Лионском соборе 1274 г. Формула объединения двух Церквей была принята на условиях Рима. Однако нужно отметить, что Михаилу, испытывавшему постоянно растущее давление Карла, выбирать не приходилось. Хотя уния и принесла некоторые результаты — Карлу пришлось отложить поход на Константинополь, — вскоре сделалось очевидным, что она не способна удовлетворить ни одну из сторон. Мир так и не был заключен; наоборот, военные действия в западной Греции и на островах возобновились с новой силой. Карл Анжуйский не отказался от своих планов захвата Константинополя и постоянно требовал от каждого нового папы благословения на крестовый поход против Палеолога. Папы, со своей стороны, игнорировали политические интересы Византии, добиваясь от ромеев лишь новых и новых подтверждений их верности унии. Папа Николай III потребовал от всех епископов и видных членов византийского общества клятву верности и письменное исповедание веры, скрепленное личной подписью и фамильной печатью. Легатам была дана власть отлучать всех непокорных от церкви.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

Папа упомянул о преследованиях христиан разных Церквей, о том, что «наши мученики кричат нам: Мы едины! Мы уже едины – через дух и кровь!». Возможно, здесь он вспомнил последние слова проповеди Патриарха Варфоломея в храме св. Георгия: «Проблемы, которые историческая ситуация ставит перед Церквами, требуют от нас преодоления сосредоточенности на себе… Мы больше не можем позволить себе роскошь действовать в одиночку. Сегодняшние гонители христиан не спрашивают, к какой Церкви принадлежат их жертвы. Единство, к которому мы стремимся, уже осуществляется в некоторых регионах, к сожалению, через мученичество». Затем Папа сказал нечто, «с чем некоторые могут не согласиться… Но, что же делать?». А именно: «Восточные Католические Церкви имеют право на существование, это верно. Но само униатство – это слово из прошлого, и к сегодняшнему дню оно не подходит. Надо найти другой путь». Так, беседуя с журналистами, одним только предложением Папа, можно сказать, сдвинул камень преткновения между православными и католиками, существующий уже много веков (первая, Лионская, Уния датируется 1274 г.) и ставший в последнее время главным препятствием в диалоге между ними. Впервые Римский Понтифик высказал собственное мнение об этом конфликте, принимая православную сторону. Такая же позиция была выработана в ходе богословского диалога между православными и католиками и нашла отражение в документе, принятом VII пленарным заседанием Смешанной Богословской Комиссии в Баламанде в 1993 году. В нем обеими сторонами было признано, что «в настоящее время уния не является приемлемым методом достижения единства Церкви». Но Баламандский документ никогда не был ратифицирован священноначалием ни Католической, ни Православной Церквей, и после этого на долгие годы диалог остановился. Когда работа Смешанной Богословской Комиссии была восстановлена в 2005 году, из ее повестки дня вопрос об унии был снят. Тем не менее, в последнее время все чаще Русская Православная Церковь настаивает на том, что дальнейшее рассмотрение вопроса примата в рамках работы Смешанной комиссии по богословскому диалогу должно вестись параллельно с обсуждением явления унии. Можно сказать, что 30 ноября 2014 г. Католическая Церковь не только приняла условие Русской Церкви об обсуждении вопроса унии, но сам ее Предстоятель своим неожиданным высказыванием осудил унию как явление.

http://bogoslov.ru/article/4319463

В-третьих, нелегко было определить «материю» для трех из семи таинств. Очевидно, что в Евхаристии материей является хлеб и вино, в Крещении вода, в Миропомазании миро, в Елеосвящении елей. А какова материя таинств Брака, Священства и Покаяния? Наконец, необходимость определить в каждом таинстве ту словесную формулу, при помощи которой Таинство совершается, приводила к тому, что из чинопоследования Таинства искусственно выделялись те или иные слова, которым придавали значение «тайносовершительных». В таинстве Покаяния тайносовершительной формулой оказывалась разрешительная молитва (каковой нет в греческом чинопоследовании Таинства, а в русской практике она появилась не ранее XVII века). В таинстве Брака важнейшими оказывались слова «венчается раб Божий (такой-то) рабе Божией (такой-то), «венчается раба Божия (такая-то) рабу Божию (такому-то)» и краткая молитва «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Изложенное учение о семи Таинствах заимствовано из средневекового латинского богословия и не имеет параллелей в творениях восточных Отцов Церкви первого тысячелетия. На Западе оно сформировалось к XII веку и было догматизировано на Лионском соборе 1274 года и Флорентийском соборе 1439 года (отметим, что на обоих соборах была заключена уния между православными и латинянами). 3 марта 1547 году Тридентский собор (по католическому исчислению, XIX Вселенский) постановил отлучать от Церкви тех, кто считает, что Таинства не установлены Господом нашим Иисусом Христом или что их больше или меньше семи . На православном Востоке первой попыткой систематизации (и схематизации) церковных таинств стал трактат Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии». В этом трактате двум тройственным иерархиям священных степеней соответствуют две тройственные иерархии Таинств: 1) Просвещение (Крещение, включая помазание миром); 2) Собрание (Евхаристия); 3) освящение мира; 4) посвящение лиц священных; 5) монашеское посвящение (постриг); 6) тайнодействие над усопшим (отпевание). В том же порядке, ссылаясь на «всемудрого Дионисия», Таинства перечисляет преподобный Феодор Студит .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Впрочем, сведений о серьезных конфликтах между ними у нас не имеется. Открытый разрыв с Константинопольской кафедрой произошел у святителя Феолипта при патриархе Нифонте I (1310–1314), причем обстоятельства этого разрыва остаются до сих пор во многом неясными. Причиной столь печального события послужил все тот же арсенитский раскол, восходящий еще к царствованию Михаила VIII Палеолога 22 . Патриарх Арсений (1255–1267), человек во многих отношениях вполне достойный и заслуживающий уважения, отлучил первого Палеолога от Церкви за его преступное деяние — ослепление малолетнего законного наследника Иоанна IV Ласкариса. В результате Патриарх был низложен и сослан, скончавшись в ссылке (1273 г.), но его сторонники, к которым примкнули пестрые элементы различных оппозиционных Палеологам социальных слоев, остались непреклонными и под предлогом соблюдения строгой акривии откололись от Церкви. Хотя Лионская уния и противостояние ей основной массы православных в Византии отодвинули этот раскол на задний план, но арсениты продолжали сохранять свое внутреннее единство и ждали удобного момента для нового выступления. Этот момент наступил в царствование Андроника II, который, чтобы восстановить религиозный мир в государстве, пошел на самые широкие уступки арсенитам. По его указанию патриарх Нифонт I принял все унизительные для православных требования раскольников: в храме Святой Софии на патриарший трон торжественно водрузили мощи Арсения, в мертвые руки которого была вложена “разрешительная грамота”, всенародно прочитанная Нифонтом. Все православные должны были подвергнуться епитимии: священнослужители обязаны были воздерживаться от совершения богослужений в течение 40 дней, а на мирян наложен был сорокадневный пост. Святитель Феолипт в это время отсутствовал в столице, поскольку Филадельфия находилась в турецкой осаде, но условия примирения с раскольниками для него были абсолютно неприемлемы, ибо в арсенитской схизме он видел не меньшую опасность для Православной Церкви, чем в ереси “латиномыслящих”.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Многие архиереи, участвовавшие в Соборе, поддержали стремление императора заключить унию Зап. и Вост. Церквей. Возможность избежать войны оставалась главным аргументом имп. Михаила VIII в пользу объединения с Римской Церковью. Кроме того, император утверждал, что именование папы Римского братом вполне допустимо, а предоставление ему права апелляции останется формальностью из-за нежелания византийских клириков «плыть для этого за море». Хотя патриарх Иосиф I не решился открыто критиковать Михаила VIII, он приказал выступить своему архидиак. Иоанну Векку, который фактически обвинил латинян в ереси ( Georg. Pachym. Hist. V 11-12). После отказа участников Собора судить архидиакона, к-рый являлся патриаршим клириком, несмотря на гарантии безопасности со стороны императора, Иоанн Векк был отправлен в тюрьму (нач. 1273). Вероятно, в мае 1273 г. имп. Михаил VIII обратился к папе Римскому Григорию X с письмом, в к-ром выражал согласие с планами понтифика заключить унию и просил обеспечить безопасность визант. посольства. Вскоре в ответ на издание императором томоса, защищавшего проект унии, от имени К-польского патриарха Иосифа I была составлена «Апология» ( Laurent, Darrouz è s. 1976. P. 136-301); в сочинении критиковалось католич. учение об исхождении Св. Духа от Сына. Поскольку патриарх, по-видимому, не имел достаточных познаний в богословии, документы, подписываемые им, составлялись в его окружении, важную роль в этом играл, в частности, Георгий Пахимер . В июне патриарх Иосиф I заявил, что никогда не примет унию (Ibid. Р. 302-305). Имп. Михаил VIII предпринял попытку убедить Иоанна Векка в допустимости католич. доктрины об исхождении Св. Духа. Известно, что, находясь в тюрьме, Иоанн Векк изучил фрагменты творений св. отцов, касавшиеся Filioque, и пришел к выводу, что учения об исхождении Св. Духа от Сына и через Сына совпадают по существу ( Georg. Pachym. Hist. V 16). Однако, возможно, изменение позиции Иоанна Векка было вызвано прямым давлением со стороны императора. Вскоре он был освобожден из заточения и стал защищать идею унии Церквей, в т.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Но искусный в политике Карл встретил не менее искусного политика в лице Михаила, направившего главное внимание на папскую курию, которой он обещал соединение церквей. Папа Григорий X охотно пошел навстречу желанию императора, может быть, не столько под влиянием все усиливавшегося могущества Карла, которое также, конечно, могло его устрашать, сколько в силу своего искреннего желания установить церковный мир и единство и получить надежду на освобождение Иерусалима. Конечно, в подобной мирной политике сближения с восточной церковью Григорий X встречал целый ряд препятствий со стороны Карла, мечтавшего о насильственном подчинении императора. Однако, папе удалось убедить Карла отложить на год уже решенный поход на Византию и в это время достигнуть соединения с восточной церковью. Посланцы Михаила Палеолога на собор, который должен был собраться во французском городе Лионе, в полной безопасности прошли по владениям Карла, который снабдил их специальными охранными грамотами и провизией. 791 В 1274 году, в Лионе была оформлена уния между папой и представителями Михаила VIII. Согласно недавно проанализированным документам ватиканских архивов, оформление унии привело в то же самое время к переговорам Григория X и Михаила VIII по поводу нового антитурецкого союза. Кардинал высокого ранга был послан в Константинополь глубокой зимою. Дата и место встречи для личных переговоров папы и императора были немедленно определены: они должны были встретиться в понедельник, на Пасху 1276 года в Бриндизи или Валоне. Однако, в самом начале года, 6 января, папа внезапно скончался и проект этот кончился ничем. 792 Михаил, однако, почувствовал, что у него есть право надеяться на поддержку папы в его планах на отвоевание прежде входивших в состав империи областей Балканского полуострова. Действительно, Михаил открыл наступательные действия против войск Карла и его союзников и одержал над ними крупный успех, так как Карл был отвлечен в это время затруднениями с Генуей. Однако, после некоторых трений между ним и папами, вызванных Лионской унией, Карл сумел посадить на папский трон в лице француза Мартина IV одного из своих лучших друзей, который, став всецело на сторону политики сицилийского короля, порвал заключенную с Мануилом унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Новгородский князь Ярослав отправляет миссию из священников в землю Корельскую. Учреждение в Галиче латинской архиепископии. Появление в Киеве доминиканских проповедников и основание ими доминиканского Богородицкого монастыря. Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским князем Владимиром Рюриковичем. 3. Московский период (от нашествия татаро-монголов (1237 г.) до кончины патриарха Адриана (1700 г.)) 3.1 Киево-Владимиро-Московский период (от нашествия татаро-монголов (1237 г.) до разделения Русской Церкви и начала фактической автокефалии Русской митрополиии (1461 г.)). Прибытие в Киев из Константинополя митрополита грека Иосифа. 1240–1241 Предположительно преставление митрополита Иосифа при захвате и разграблении Киева татаро-монголами (по другим данным Иосиф около 1240 г. покинул Русь). Угровский епископ Иоасаф самочинно нарекает себя митрополитом. Галицкий великий князь Даниил Романович лишает Иоасафа епископской кафедры. Даниил Галицкий избирает кандидатом на митрополию архимандрита Кирилла и поручает ему управление церковными делами на правах митрополита нареченного. Мученическая смерть в Орде св. блгв. Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора за отказ изменить христианской вере. Князь Даниил Галицкий посылает архимандрита Кирилла на поставление в митрополиты в Константинополь. Папа Иннокентий IV делает попытки склонить Даниила Галицкого к принятию католичества. Кирилл II возвращается на Русь поставленным митрополитом. Даниил Галицкий изгоняет папского архиепископа. Митрополит Кирилл получает разрешение хана Берке основать в Сарае православную епархию (первый возглавитель – епископ Переяславский Митрофан). Первый достоверно известный ярлык ханов Золотой Орды Русской Церкви, утверждавший неприкосновенность веры и духовенства. 1271 около Учреждение Тверской епархии в пределах Тверского княжества. Лионская уния с Западной Церковью, поддержанная византийским императором Михаилом VIII Палеологом. Собор во Владимире под председательством митрополита Кирилла для исправления церковных беспорядков, вызванных смутой периода татарского владычества. Обсуждается вопрос о ставленных пошлинах.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Патриарх сопротивлялся такому назначению и его активно поддержал святитель Феолипт: в результате Тарханиот был смещен с этой должности. Филадельфийский митрополит поддержал также Патриарха и в спорном деле восстановления Иоанна Хилла на Ефесской кафедре (1301 г.). Особенно сближала Uoahha XII со святителем Феолиптом общая принципиальная позиция по отношению к арсенитам, не предполагающая никаких компромиссов с этими раскольниками. Поэтому когда Uoahha XII удалили с константинопольской кафедры, то это было, видимо, тяжелым обстоятельством для святителя Феолипта. Во второе патриаршество Афанасия I (1303–1309 гг.) он почти не участвует в церковно-политических делах. Хотя и этот Патриарх был строгим ревнителем благочестия 21 , но, как кажется, отношения с ним у Филадельфийского митрополита не сложились. Впрочем, сведений о серьезных конфликтах между ними у нас не имеется. Открытый разрыв с Константинопольской кафедрой произошел у святителя Феолипта при патриархе Нифонте I (1310–1314), причем обстоятельства этого разрыва остаются до сих пор во многом неясными. Причиной столь печального события послужил все тот же арсенитский раскол, восходящий еще к царствованию Михаила VIII Палеолога 22 . Патриарх Арсений (1255–1267), человек во многих отношениях вполне достойный и заслуживающий уважения, отлучил первого Палеолога от Церкви за его преступное деяние – ослепление малолетнего законного наследника Uoahha IV Ласкариса. В результате Патриарх был низложен и сослан, скончавшись в ссылке (1273 г.), но его сторонники, к которым примкнули пестрые элементы различных оппозиционных Палеологам социальных слоев, остались непреклонными и под предлогом соблюдения строгой акривии откололись от Церкви. Хотя Лионская уния и противостояние ей основной массы православных в Византии отодвинули этот раскол на задний план, но арсениты продолжали сохранять свое внутреннее единство и ждали удобного момента для нового выступления. Этот момент наступил в царствование Андроника II, который, чтобы восстановить религиозный мир в государстве, пошел на самые широкие уступки арсенитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (см. в ст. Крестовые походы ) в 1204 г. и распада Византийской империи Н. стала главным центром сопротивления византийцев лат. вторжению, столицей Никейской империи . Митрополия Н. в 1208-1261 гг. превратилась в патриаршую кафедру К-польской Церкви. Здесь находилась постоянная резиденция патриархов Михаила IV Авториана , Феодора II Ириника , Максима II , Мануила I Сарантина , Германа II , Мефодия II , Мануила II , Арсения Авториана и Никифора II . Основной резиденцией патриархов служил Иакинфа монастырь с древним храмом Успения Божией Матери. Значение Н. как крупного политического центра в XIII в. отразилось и на увеличении объема информации визант. источников о состоянии города. Имеются известия о существовании в эту эпоху ряда храмов и мон-рей в Н. В 1208 г. византийский богослов Николай Месарит , бежавший из К-поля, некоторое время жил в Н. в мон-ре Анолакки (Ανλακκοι). Эта обитель была одной из крупнейших в городе; вероятно, она же упоминается в актах Вселенского VII Собора 787 г. как монастырь Лакки, или Ханолаккос. Умерший в 1240 г. патриарх Герман II был похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы Кириотиссы. В 50-х гг. XIII в. мон. Иакинф основал школу при ц. арх. Михаила. В 1255 г. имп. Феодор II Дука Ласкарь реконструировал ц. мч. Трифона и организовал при ней школу грамматики и риторики. Упоминаются также ц. св. Антония Великого, мон-рь свт. Климента Римского, арм. церковь, в к-рой был похоронен имп. Алексей III Ангел Комнин († 1211). Ныне все эти комплексы утрачены; зачастую их местонахождение в городе или его окрестностях не может быть определено ( Janin. Grands centres. P. 111-114, 121). После восстановления в 1261 г. единой Византийской империи кафедра Н. вновь занимает свое место в церковных делах. Так, в 1276 г. по решению имп. Михаила VIII Палеолога митр. Феофан из Н. вместе с митр. Львом Ираклийским был отправлен в посольство в Рим для переговоров об объединении Церквей (см. ст. Лионская уния ). Вместе с тем возвращение визант.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Серьезный удар по православно-католическим отношениям нанесли многочисленные унии, которые на протяжении нескольких веков создавала Римско-Католическая Церковь на исконно православных землях. Будучи грубым нарушением принципа канонической территории, униатство всегда крайне болезненно воспринималось и продолжает восприниматься православными. Приведу оценку этого явления одним из наиболее активных участников православно-католического диалога в XX веке протопресвитером Виталием Боровым: «Средневековое папство упорно и постоянно стремилось к экспансии на Православном Востоке, чтобы любыми средствами (по большей части с применением насилия) подчинить православных римской власти, навязав им всякого рода унии, которые в сущности своей и в конечных своих результатах приводили к замене православной веры Древней Восточной Церкви римской верой средневековой Католической Западной Церкви. Появились так называемая Лионская уния (1274), Флорентийская (1439) и множество других уний: Брестская (1596), Ужгородская (1646), Мукачевская (1733); унии на Ближнем Православном Востоке: Армянская, Коптская, Сиро-Яковитская, Сиро-Халдейская и т. п. Униаты возникали во всех Православных Церквах и стали постоянным бедствием и угрозой для всего Православия. Все это тяжело отразилось на отношении и чувствах православного народа к Риму и Католической Церкви, что кратко выражено в известном изречении: «Лучше турецкая чалма, чем римская тиара». Психологический и исторический трагизм этого отчаянного, казалось бы, невозможного в межхристианских отношениях, изречения является самым выразительным и суровым обличением греха разделения и разрыва общения Западной и Восточной Церквей» 6 . Канонические территории Поместных Православных Церквей Если теперь вернуться к истории Поместных Православных Церквей, то можно говорить, что среди них принцип канонической территории соблюдался почти неукоснительно вплоть до начала XX века. Границы между Церквами, как правило, совпадали с границами стран или империй. Так например, в XIX веке юрисдикция Константинопольского Патриархата была ограничена пределами Оттоманской империи, а юрисдикция Русской Православной Церкви – пределами Российской империи.

http://azbyka.ru/kanonicheskaya-territor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010