Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Никольский), еп. Нижегородский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) Владимир (Никольский), еп. Нижегородский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) (Никольский Василий Степанович; 1.01.1829, Курская губ.- 29.12.1900, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи священника. Учился в Курской ДС, после окончания к-рой 23 нояб. 1851 г. был рукоположен во иерея к собору в г. Бобринце Херсонской губ., в 1854 г. переведен в собор в г. Бердянске, в обоих городах преподавал Закон Божий в уездных уч-щах. После смерти жены вступил в число братии херсонского архиерейского дома. 21 дек. 1857 г. Херсонским и Таврическим еп. Димитрием (Муретовым) пострижен в монашество. В 1859-1863 гг. учился в СПбДА, окончил курс со степенью магистра богословия, защитив дис. «Лионская уния: Эпизод из средневек. церк. истории 1261-1293 гг.» (ПО. 1867. Т. 23. Кн. 5. С. 5-33; Кн. 6. С. 116-144; Кн. 8. С. 352-378; Т. 24. Кн. 9. С. 11-33 (отд. отт.: М., 1867)), оставлен при академии библиотекарем. 18 июля 1864 г. определен в Казанскую ДС инспектором и профессором богословских предметов и педагогики. 2 мая 1867 г. возведен в сан архимандрита. 25 мая назначен инспектором и экстраординарным профессором КазДА, с 10 февр. 1869 г. ординарный профессор. 10 июля 1869 г. переведен ректором в Самарскую ДС. 10 февр. 1875 г. назначен, 16 марта хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии, 16 мая 1877 г. перемещен на Ковенское вик-ство той же епархии. 14 мая 1881 г. переведен на Калужскую кафедру, где особое внимание уделял благоустройству учебных заведений. Во время управления В. епархией в ней значительно увеличилось число церковноприходских школ, было расширено здание Калужского ДУ, устроено общежитие для семинаристов, построено здание ДУ в г. Мещовске. В целях борьбы со старообрядчеством В. учредил братство прп. Пафнутия Боровского, активно участвовал в делах миссионерского братства во имя св. Иоанна Богослова. В 1888 г. в епархии присоединились к Православию 144 старообрядца.

http://pravenc.ru/text/159062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛЕПАВИНА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Загребско-Любянской епархии Сербской православной Церкви ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция) ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) ЛИОНСКИЙ I СОБОР (26 июня - 17 июля 1245), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Иннокентием IV

http://pravenc.ru/rubrics/121236_160.htm...

1261 г., 25 июля – Возвращение ромеями Константинополя, взятого у латинов без боя. Падение Латинской империи. Восстановление Византии. 1265 г. – Новые привилегии, предоставленные византийцами Венеции. 1268 г. – Новый договор Византии с Генуей. 1274 г. – Лионский собор: первая уния Западной и Восточной Церквей. 1291 г. – Город-крепость Мистра становится столицей греческого деспотата Морея в Пелопоннесе. 1302 г. – Разгром византийцев турками-османами при Никомидии. 1303–1307 гг. – Поход Рожера де Флора и «Каталонская компания». 1331 г. – Разгром византийцев турками-османами в битве при Филокрене. Падение Никеи. 1341–1349 гг. – Гражданская война в Византии и движение зилотов в Фессалонике. 1347–1348 гг. – Пандемия чумы в Византии 1351 г. – Церковный собор в Константинополе. Победа исихастов-паламитов. 1354 г. – Турецкий воначальник Сулейман-паша захватывает Галлиполи, город-крепость в предместье Константинополя на европейском берегу Дарданелл – важнейший плацдарм для вторжения в Европу. 1262 г. – Взятие османами Адрианополя. 1373 г. – Василевс Иоанн V Палеолог становится вассалом и данником султана османов. 1389 г., 15 июня – Османы побеждают сербов в битве на Косовом поле. 1390 г. – Завоевание Болгарии османскими войсками. 1394–1402 гг. – Блокада Константинополя турками-османами. 1422 г. – Осада Константинополя турецким султаном Мурадом II. 1430 г. – Окончательный захват Фессалоники османами. 1438–1439 гг. – Ферраро-Флорентийский собор: вторая уния Западной и Восточной Церквей. 1446 г. – Поход султана Мурада II в Грецию. Опустошение Мореи. 1453 г., 7 апреля – 29 мая – Осада и взятие Константинополя османскими войсками Великого Турка – султана Мехмеда II Фатиха. Падение Византийской империи. 1460 г. – Окончательное покорение турками-османами остатков византийского деспотата Мореи на юге Греции с центром в Мистре. 1458 г. – Взятие турками-османами Афин. 1461 г. – Захват турками-османами Трапезунда, падение Трапезундской империи. 1475 г. – Захват турками-османами христианского греческого княжества – деспотата Феодоро в юго-западном Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192 Третий крестовый поход 1190–1197 Правление германского императора Генриха VI Гогенштауфена 1193–1980 Немецкий богослов–схоласт епископ Альберт Великий 1198–1216 Понтификат папы Иннокентия III 1202–1204 Четвертый крестовый поход Захват Константинополя крестоносцами 1204–1261 Латинская империя 1209–1229 Альбигойские войны во Франции «Детский» крестовый поход 1214–1292 Богослов и ученый Роджер Бэкон «Великая хартия вольностей» в Англии, Латеранский собор 1217–1221 Пятый крестовый поход 1220–1250 Правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1223–1226 Правление французского короля Людовика VIII Капета 1225–1274 Богослов–схоласт Фома Аквинский 1226–1270 Правление французского короля Людовика IX Святого 1228–1229 Шестой крестовый поход 1248–1254 Седьмой крестовый поход 1250–1254 Правление германского императора Конрада IV Гогенштауфена 1272–1307 Правление английского короля Эдуарда I Плантагенета Возрождение византийской империи 1261–1453 Династия Палеологов в Византии 1261–1282 Правление византийского императора Михаила VIII Палеолога 1263–1267 Гражданская война в Англии Возникновение английского парламента 1265–1321 Данте Алигьери, автор «Божественной комедии» 1266–1337 Итальянский живописец Джотто «Оксфордские провизии», выработанные «Бешеным парламентом» в Англии Восьмой крестовый поход Лионская уния Византии и Рима 1285–1314 Правление французского короля Филиппа IV Красивого Образование швейцарского союза 1294–1303 Понтификат папы Бонифация VIII 1297–1360 Св. Григорий Палама, основоположник исихазма 1300–1361 Немецкий мистик Иоганн Таулер Созыв Генеральных штатов во Франции, победа фландрского ополчения над французским войском в битве при Куртрэ («битва шпор»)

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

1 сент. 1271 г. на Папский престол был избран Тедальдо Висконти, принявший имя Григорий X . Главными задачами, стоявшими перед новым понтификом, были организация крестового похода на Св. землю, восстановление церковного единства и реформа духовенства. Папа объявил о намерении созвать вселенский Собор, открытие к-рого было намечено на 1 мая 1274 г. В письме от 24 окт. 1272 г. Римский понтифик сообщил о предстоящем Соборе имп. Михаилу VIII. В качестве главного условия заключения церковной унии Григорий X рассматривал подписание представителями Вост. Церкви католич. исповедания веры, составленного для этой цели при папе Клименте IV, а также подчинение К-польской Церкви и визант. императора Папскому престолу. Папа предложил имп. Михаилу VIII лично прибыть на Собор либо направить своих апокрисиариев, наделив их полномочиями (cum potestate plenaria) заключить унию, и устранить т. о. последствия церковной схизмы (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X. Vat., 1953. N 32. P. 91-100). В письме папа упоминал о том, что в Италию прибыл францисканец Иоанн Парастрон, к-рого Михаил VIII назначил своим послом при Римской курии. Владея и греч., и лат. языками, Иоанн Парастрон являлся ревностным сторонником объединения Церквей и фактически утверждал равнозначность доктрины об исхождении Св. Духа от Отца и от Сына (см. Filioque) и учения об исхождении Третьей Ипостаси Св. Троицы через Сына (δι Υο; per Filium), разделявшегося мн. вост. и зап. богословами, в т. ч. Оригеном , свт. Иларием , еп. Пиктавийским, Викторином Марием , свт. Григорием , еп. Нисским, прп. Максимом Исповедником , прп. Иоанном Дамаскином ( Georg. Pachym. Hist. V 11). 25 окт. папа Римский Григорий X составил послание патриарху К-польскому Иосифу I Галисиоту (1267-1275, 1282-1283), избрание к-рого на Патриарший престол было одним из следствий т. н. арсенитского раскола. Правление Михаила VIII было сопряжено с появлением серьезной внутрицерковной оппозиции, объединившейся вокруг патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1255-1260, 1261-1265), а также еп.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

       Типикон Константина Мономаха не заменял Типикон Цимисхия, но дополнял и ужесточал его. Патриарх Николай  третий Грамматик издал указ об удалении  пастухов - влахов с Афона, об изгнании со  Святой Горы безбородых и евнухов.  На Афоне распространились подложные грамоты и анафемы, произведенные якобы патриархом. Жалобы от некоторых иноков на патриарха  достигли императора. Последовал, после разборки, приказ о безусловном подчинении Афона императору.  Это было уже при начале Византийской власти Комнинов, при императоре Алексии, положившем курс на сближение церкви и престола. Монахам было приказано вернуться на Афон.       Афон расширялся  и количеством монахов, и числом зданий, и укреплялся  молитвенным духом. Но наступили тяжкие времена нашествия на монахов  приспешников Ватикана латинян.   ЗАХВАТ  КОНСТАНТИНОПОЛЯ        1204 год. Это год тяжелейший для Православия. Впавший во вселенскую гордыню Ватикан,  начинал учить жить только по его установкам. Константинополь был захвачен, разграблен, подчинен католичеству. Византийская империя была разделена на королевства, а  религиозная жизнь попала под регламентацию католиков.  Святая Гора оказалась в Фессалоникийском королевстве, и во власти католического  титулярного Самарийско-Севастийского епископа. Тогдашнее время – разгул грабежей якобы цивилизованных крестоносцев, якобы освободителей Гроба Господня от турок. Справедливости ради надо сказать, что, когда безчинства  латинян достигли огромного размаха, когда вблизи Афона был построен  разбойничий замок Франкокастро,  монахов защитил  папа Иннокентий третий. Он в ответ на жалобу афонцев, осудил в своем послании (1213 г.)  безчинства «врагов Бога и Церкви». Более того, он гарантировал монахам сохранение тех привилегий, которые были даны византийскими императорами.  Помогали  Афону и тогдашние православные правители Болгарии и России.        Восстановление Византийской империи  (1261 г.) значительно облегчило участь Афона. Но ненадолго. Император Михаил  Палеолог наивно рассчитывал получить выгоды от сближения с Западом. Церковная уния Лионского собора (1274 г.) обязывала поминать императора – униата, а это не могли принять монахи – хранители благочестия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/05/...

Андроника, мон. Иакинфа, сестры императора мон. Марфы и др. Причиной раскола послужило ослепление по имп. приказу 11-летнего Иоанна IV Дуки Ласкаря (25 дек. 1261), который являлся наследником имп. Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258) и был ранее отстранен от власти Михаилом VIII. Патриарх отлучил императора от Церкви и, несмотря на его мольбы о прощении, отказывался отменить это решение; через некоторое время патриарх Арсений Авториан был низложен. Новый патриарх Герман III (1265-1266), избранный Собором при прямой поддержке Михаила VIII, также отказался отменить епитимию; ему пришлось уйти на покой, но он сохранил добрые отношения с императором. Лишь патриарх Иосиф I Галисиот снял с Михаила VIII церковное отлучение. Однако, несмотря на близость к императору, патриарх являлся противником унии. Позднее, уже после заключения Л. у., и арсениты, и сторонники Иосифа I активно критиковали объединение Церквей на условиях, которые были предложены папой Римским. 25 окт. 1272 г. папа Римский Григорий X отправил в К-поль посольство, к-рое состояло из Джироламо Маши д " Асколи (впосл. папа Николай IV (1288-1292)) и 3 членов ордена францисканцев ; послы должны были прибыть в город в сопровождении Иоанна Парастрона и засвидетельствовать принятие К-польской Церковью католич. исповедания веры. Поскольку внешнеполитические замыслы Григория X не были связаны с интересами Анжуйской династии, сторонники короля Сицилии в Римской курии практически не имели возможности повлиять на понтифика и обеспечить поддержку им похода на Византию, к-рый Карл I планировал осуществить в 1273 г. Карл Анжуйский в итоге принял решение содействовать переговорам с византийцами. 26 окт. 1272 г. он направил в Бриндизи одного из командующих своим флотом, к-рый должен был доставить папское посольство в К-поль. Весной 1273 г., после того как послы прибыли в К-поль, в храме Св. Софии состоялся Собор, на к-ром обсуждались главные условия заключения церковной унии: поминовение папы Римского во время богослужения, признание первенства Римского понтифика и права апелляции к нему.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Да, греки наши учителя, но современные греки давно растеряли свой авторитет в делах веры. Еще Иоанн Грозный говорил, что у нас Апостольская Церковь, ее основал Андрей Первозванный в I веке. Флоровский утверждает, что у Никона не было даже простой житейской чуткости и осмотрительности. Его назвали крупным историческим деятелем, хотя он не был великим человеком. Был слишком резок, упрям. Он был деятелем, но не творцом. Хотя он был грекофилом по убеждениям, но греческий язык не знал, толком не учился и не выучил его. У него была, пишет Флоровский, почти болезненная склонность все переделывать и переоблачать по-гречески. Как у Петра впоследствии – все переделывать, переиначивать по-немецки и голландски, превратив Россию в большую Голландию. Их роднит с Петром эта странная легкость разрыва с прошлым. И как Петр слушал с полной доверчивостью своих европейских советников, так и Никон греков. Греки были заинтересованы в том, чтобы их престиж и авторитет был высок в глазах русских. Это имело и меркантильную подоснову – они были под турецким игом, приезжали собирать милостыню, довольно богатую увозили – собольи шкуры, деньги и прочее в большом количестве. Поэтому им важно было подчеркнуть свой авторитет. А если разность в богослужении наблюдается, тогда надо на них ориентироваться, они наши учителя. А то, что они дважды были под воздействием унии, пусть во многом формально – в 1274 году Лионская уния, а в большей степени Флорентийская (XV век, незадолго до падения Константинополя). Они были несколько столетий под турецким игом, у них уже многое деформировалось и выхолостилось. Когда в начале XX века старообрядческие епископы путешествовали по Востоку, они общались с Иерусалимским Патриархом. Он спросил: «Как вы находите наше богослужение? Слава Богу, хоть это сохранили, находясь под таким давлением (мы бы сейчас сказали «прессингом») в течение стольких столетий». Если сейчас продолжать следовать логике Никона – нужно перейти на новый стиль, нужно признать второбрачие, что сделал Варфоломей, быть полууниатом или полукатоликом, молиться вместе с Папой Римским. Пока еще не причащаются, но вечерню вместе совершают и многое другое. Мы были единственным свободным государством во вселенной, «поднебесной», как тогда говорили. Московское государство – свободная Православная Держава, где все в богослужебной сфере было законсервировано после Крещения при князе Владимире. Да, были канонизации, составлялись службы новопрославленным святым, был даже переход со Студийского на Иерусалимский устав, что не привело ни к каким потрясениям. Приверженность к внешним формам богопочитания - у русских это в крови.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/13/pu...

Духа от Отца и Сына в качестве «законной и разумной» для разъяснения троичной истины, Соборы в Лионе (1274) и во Флоренции (1439-1445), имевшие целью унию с правосл. Церковью (см. статьи Лионская уния , Ферраро-Флорентийский Собор ), отклоняют возможность понимания этого в смысле каузальной двойственности источников Св. Духа: Его имманентное исхождение необходимо представлять не как двойное, а как единое «дуновение» (spiratio) двух др. Божественных Лиц, Которые образуют в этом акте одно единственное изводящее начало (tamquam ex uno principio) в силу того, что «Отец, рождая, дал Своему Единородному Сыну все, кроме отцовства (esse Patrem)». Поэтому, хотя Отец есть «безначальное Начало» (principium sine principio), а Сын - «Начало из Начала» (principium de principio), Сыну от века присуще также быть причиной исхождения Св. Духа (см.: CLugdII. Constitutio de summa Trinitate et fide catholica// Denzinger. Enchiridion. N 850; CFlor. Laetentur caeli: Bulla unionis Graecorum//Ibid. N 1300-1302). Встречающееся в вост. триадологии выражение «от Отца через Сына» (κ το Πατρς δι Υο - см., напр.: Mansi. T. 12. Col. 1122 D) объявляется в таком интерпретационном контексте по сути эквивалентным католич. Filioque, так что Ватиканским II Собором использовалась именно эта формулировка (ex Patre per Filium - ср.: CVatII. AG. 2). В XX в. в К. была предпринята попытка нового осмысления проблемы Filioque на основе дифференцированного герменевтического подхода, с тем чтобы, пересмотрев традиц. догматические тезисы о превечном исхождении Св. Духа с учетом церковно-исторического контекста, особенностей богословской полемики и семантических предпосылок лат. патристики, выработать адекватное совр. ситуации представление, способствующее диалогу и взаимопониманию между христ. Церквами по этому вопросу. Одним из результатов многочисленных исследований стало составленное по инициативе папы Римского Иоанна Павла II и опубликованное 13 сент. 1995 г. в официальном печатном органе Ватикана «Osservatore Romano» разъяснение папского Совета по содействию христ.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Испании, много веков занятой Реконкистой, в 1492 г. удается, наконец, отвоевать у исламского мира Гранаду. В сложившихся условиях единственным выходом для ущемленной кастильской короны мог быть только проект похода в Индию западным путем. В том же году католические государи Испании соглашаются оказать покровительство и предоставить средства Христофору Колумбу (1451–1506), убежденному в том, что по повелению свыше он призван открыть путь в Индию, двигаясь в западном направлении. 12 октября 1492 г. после более чем двухмесячного плавания Колумб пристал к одному из Багамских островов в Карибском море, чтобы покорить новый огромный континент. Как только Колумб достиг «Индии», кастильская корона предприняла сложные дипломатические шаги, результатом которых в 1493 г. стали 4 буллы племянника Каликста III папы Александра VI Борджа (1492–1503), который годом ранее получил тиару исключительно благодаря давлению Испании. Эти буллы полнотой апостольской власти, дарованной папе всемогущим Богом как викарию Христа и наследнику св. Петра (de nostra mera liberalitate, et ex certa scientia, ac de apostolicae potestatis plenitudine (...) auctoritate omnipotentis Dei nobis in beato Petro concessa, ac vicariatis Jesu Christi, qua fungimur in terris), аннулировали все прежние папские пожалования в пользу Португалии и ввели кастильских королей во владение колоссальными водными пространствами и землями. Первая булла, начатая папой Александром словами Inter caetera (как и булла папы Каликста), была составлена в апреле, но официально датирована 4 мая 1493 г. Она говорит об островах и землях, открытых Колумбом при его плавании в Индию в западном направлении: Изабелле и Фердинанду жаловались права владения всеми этими землями, а также теми территориями, которые могли быть открыты в будущем; в качестве прецедента папа ссылался на прежние дарения Св. престола Португалии. В целях уточнения размежевания сфер государственных интересов Кастилии и Португалии в Атлантике – к выгоде Кастилии – под давлением испанской короны была составлена вторая булла под тем же названием Inter caetera; она была подписана в июне, но датирована задним числом 4 мая. В ней почти полностью воспроизводится текст первой буллы, но без ссылок на былые пожалования португальским королям. В тексте второй буллы Inter caetera впервые появляется термин «демаркационная линия» (так называемый папский меридиан) и намечается ее направление (от Северного полюса к Южному, в ста лигах к западу и к югу от Азорских островов и островов Зеленого мыса). Все, что было и будет открыто к западу и к югу от этой линии, будь то земли, лежащие на пути в Индии или в любом ином направлении, должно отныне принадлежать Кастилии. Никакого намека на права Португалии на моря и земли, лежащие к востоку от линии, в булле не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010