Ценой внешней покорности жестокой власти хана Александр Ярославович сохранил и укрепил внутреннюю духовную силу Руси для будущей победы над ордынским игом. Он понимал, что мощь Руси заключается, в первую очередь, в объединяющей все русские княжества православной вере, а потому лично свидетельствовал веру и послушание Церкви и был до конца верен Православию. М.В. Первушин Лионская уния После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами не раз возникали попытки их примирения. Однако главным камнем преткновения был вопрос о первенстве римского епископа. Если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически. Народы Западной империи были мало расположены к созерцательному богословию, как это было на Востоке. Они были создателями римского права и строгого государственного строя, поэтому воспринимали христианство как систему общественного устройства, необходимую для спасения. Восточная Церковь признавала за папой первенство чести, но не превосходство над другими Церквами. Римский епископ считал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним. Византийские же епископы были убеждены, что это решение должно принадлежать собору всех епископов Церкви. Захват крестоносцами столицы Восточной империи в начале XIII века привел к окончательному разрыву Восточной и Западной Церквей. После этого попытки объединить две ветви христианства предпринимались с помощью унии. Слово «уния» в переводе с латинского языка означает единство. В практическом плане это означало слияние Католической Церкви с Православной на условиях признания главенства папы римского. Римские первосвященники не теряли надежды подчинить своей власти Православную Церковь . Именно для этих целей и была задумана уния. Уния упрощала переход христиан из Православия в Католичество, так как православные обряды и богослужение оставались без изменений, а в вероучительные вопросы простые христиане зачастую не вникали. Интерес к унии византийцев был чисто политическим. Положение Восточной империи было крайне тяжелым, и чтобы защитить государство от вторжений западных правителей, требовалась поддержка папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Однако провозглашенное объединение Церквей на практике саботировалось. В Рим поступали многочисленные жалобы на то, что Константинополь не выполняет взятых на себя обязательств. Михаил раз за разом подтверждал взятые на себя клятвы, что давало определенную отсрочку. Рим между тем все настоятельнее требовал проведения ревизии реализации соглашений по унии. С другой стороны, росло недовольство унией со стороны греков. К императору обратились старцы Святого Афона, показывая ошибочность латинства. Пренебречь полностью таким авторитетным в глазах Православного мира свидетельством Михаил, при всей своей конъюнктурности, совершенно не мог 176 . Все эти препирательства продолжались до вступления на папский престол в 1281 году сторонника Карла Анжуйского и французской политической линии Мартина IV (Симона Монпитье де Бриона) (ок. 1210–1285). Новый папа придерживался взгляда, что уния с греками не нужна. Он обвинял Михаила Палеолога в том, что тот так и не выполнил взятые на себя обязательства и долгие годы вводил католическую Церковь в заблуждение. С санкции папы Карл Анжуйский начал форсированную подготовку к войне. На встрече в 1281 году Карл Анжуйский, французский король Филипп III и представители Венецианской республики подписали соглашение с «говорящим» названием – «О возрождении Римской империи, узурпированной Палеологами». Вскоре к соглашению присоединились и другие акторы европейской политики, за исключением генуэзцев. Папа Мартин IV в том же 1281 году предал Михаила Палеолога анафеме, как еретика и схизматика, что фактически означало религиозный разрыв. Папа предписывал императору в срок от дня анафематствования до 1 мая 1282 года передать всю Византию под власть Рима. При отказе императору грозило предание вечной анафеме. Лионская уния таким образом была фактически разорвана. Однако морская армада Карла Анжуйского так и не отбыла к берегам Византии. Вспыхнувшее на Сицилии восстание против него, известное в литературе под названием «Сицилийская вечерня», не только сорвало военные планы, но и привело к его свержению 177 . Византию спасло чудо, однако восстановитель Византийской империи Михаил Палеолог остался в народной памяти связанным не с этим восстановлением, а с униатской изменой. Официально Лионская уния была отменена в 1282 году новым императором Андроником II Палеологом, сыном Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Римско-католическая Церковь признала, что уния не привела к единству Восточной и Западной Церквей. Так, по поводу 700-летия Лионского собора 1274 г. газета «Osservatore Romano» опубликовала в октябре 1974 г. Послание папы Павла VI. В этом документе признана несостоятельность Лионской церковной унии. Лионский собор 1274 г., говорится в Послании, своей целью имел восстановление единства Римско-католической и Православной Церквей. Однако в подготовке и в средствах осуществления собора были допущены ошибки. Папа Павел VI подчеркнул, что сближение между Церквами Запада и Востока возможно лишь на основах равноправия и братской любви. Униатский митрополит Львовский Андрей Шептицкий об этой унии высказался так: «Оценивая крупные события в истории унии, следует, к сожалению, почти повсюду констатировать, что наиболее мощные униональные стремления Католической Церкви имели своим следствием то, что отталкивали от себя всю массу разделенных. О Лионском соборе 1274 г. следует, к прискорбию, заметить то же самое... Лионский собор в истории – хронологически и идеологически – столь трагично связан с завоеванием Константинополя латинянами, что это, конечно, не могло оставить о себе приятное воспоминание». Униатский мелхитский патриарх Антиохийский, Иерусалимский и всего Востока Максим V Хаким в статье, помещенной в органе своего Патриархата «La lien» (1972, 1), констатирует, что христиане Востока, вступая в единение с Римской Церковью, обычно латинизируются, теряют свое церковное устройство, свою богослужебную практику и свое духовное наследие. «Это станет понятным, – пишет патриарх Максим Хаким, – если принять во внимание, как осуществлялась мелхитская уния на Ближнем Востоке, в том числе и уния украинцев и русинов при польском господстве. Наряду с социально-политическими причинами, определявшими эту унию, большую роль в том, чтобы ускорить заключение такой преждевременной и не имевшей твердой богословской основы унии, играли безграничное честолюбие и погоня за церковными должностями... Поэтому мы всегда были в трудном положении относительно нас самих, Рима и Православия. Наша церковная жизнь в общении с Римом является убедительным примером неудачи унии, которая делалась поспешно и богословские и церковные корни которой не здоровы».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Территория Византии уменьшилась. С Запада ей угрожали крестоносцы и католики, а с Востока – турки-османы. 2) Михаил VIII Палеолог (1261-1284 гг.). Лионская уния. Крестоносцы не смирились с потерей Константинополя и на юге Италии собирали войска для войны с Византией. Михаил VIII обратился за помощью к Папе Римскому. Папа обещал остановить крестоносцев, если Православная Церковь соединится с католической. В 1274 г. между Римом и Константинополем была заключена Лионская уния (союз). Греческая Церковь признавала все изменения, внесенные в догматы Церкви католиками и признала власть Папы Римского. Уния просуществовала недолго. Большинство православных епископов и простой народ ее не признали и император вынужден был вскоре от нее отказаться. Для защиты западных границ Михаил VIII перевел войска из Малой Азии во Фракию, и азиатские владения Византии захватили турки. 3) Гражданская война в Византии в XIII в. Правление Иоанна V . Состояние Византии к середине XIV в. стало критическим. Росли налоги, греческую торговлю захватили итальянские купцы. Казна была пуста, и император не мог справиться с могущественными богачами-аристократами. В 1341 г. императором стал 11 летний Иоанн V Палеолог . Вместо него правила его мать-иностранка и группировка ориентированных на Запад придворных. Против них выступила партия греческой православной знати во главе с Иоанном VI Кантакузином , также провозгласившим себя императором. Война шла с переменным успехом и разорила Византию. В 1348-54 гг. столицей владел Иоанн VI Кантакузин, но потом был вынужден отдать власть Иоанну V и подстричься в монахи. Все свое самостоятельное правление Иоанн V искал на Западе помощь против турок. Он даже принял для этого католическую веру. Но ничего не получил, и к концу его правления Византия владела лишь небольшой областью вокруг Константинополя, а император считался вассалом турецкого султана. 4а) Турки-османы: Турки-османы в нач. XIII в. были всего лишь небольшим турецким племенем, жившим в Малой Азии. После разгрома турок-сельджуков монголами, они начинают подчинять себе соседние племена и к концу XIII в. становятся сильнейшим турецким племенем. Воспользовавшись ослаблением Византии после захвата Константинополя крестоносцами, они постепенно отобрали у Империи все ее  азиатские владения. Во время междоусобных войн византийцы нанимали турецкие отряды, поэтому в XIV в. турки переправились в Европу и начали захват Византии, Сербии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

В 1204 г. крестоносцы основали в Константинополе недолговечное Латинское королевство. Оно перестало существовать в 1261 г., когда греки отвоевали свой город. Византия прожила еще двести лет, которые стали для нее временем величайшего культурного, художественного и религиозного возрождения. Но в политическом и экономическом отношении восстановленная Византийская империя была непрочным государством, все более беззащитным перед лицом давивших на нее с востока турецких полчищ. Были предприняты две серьезные попытки заключить унию между христианским Востоком и Западом: первая в XIII в., вторая в XV в. Инициатором первой попытки выступил император Михаил VIII (правил с 1259 по 1282) — тот самый, который отвоевал Константинополь. Хотя Михаил, несоменно, искренне желал христианского единства на религиозной основе, им руководили также политические соображения: перед угрозой нападения со стороны Карла Анжуйского, суверена Сицилии, он отчаянно нуждался в поддержке и защите папы, а такую поддержку лучше всего могла обеспечить именно уния. Собор, посвященный объединению церквей, был созван в Лионе в 1274 г. Присутствующие на нем православные делегаты согласились признать папские притязания и ввести Filioque в символ веры. Но уния осталась на бумаге, потому что подавляющее большинство клира и мирян отвергло унию — как в Византии, так и в Болгарии и в прочих православных странах. Общая реакция на Лионский собор подытожена в словах, которые приписывают сестре императора: «Пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера». Лионская уния была формально отвергнута преемником Михаила, а сам Михаил, как «отступник», лишен христианского погребения. Тем временем Восток и Запад все более отдалялись друг от друга и в богословии, и в понимании христианской жизни. Византия продолжала жить в атмосфере патристики, храня идеи и язык отцов IV в. А на Западе на смену святоотеческой традиции пришла схоластика — богословско–философский синтез, разработанный в XII–XIII вв. Западные богословы теперь использовали новые мыслительные категории, новый богословский метод и новую терминологию, которую Восток не понимал. Обе стороны все более утрачивали общее «дискурсивное пространство»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В этой связи до подлинного объединения дело не дошло: несмотря на преследования духовенства, ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук и рвание ноздрей, Михаилу VIII так и не удалось насадить унию в своей Империи. Провозглашенная уния носила формальный характер, однако вызвала бурное недовольство ведущих восточных митрополий: ее не приняли ни духовенство, ни народ. В 1277 г. по инициативе Uoahha I Дуки был созван синод в Фессалии, на котором противники унии, высланные из Византии, отлучили от церкви Иоанна Векка. Сестра императора со словами: «Пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера», – удалилась ко двору болгарского царя. He смог Палеолог достичь и внешнеполитических целей. В Риме папа Николай III (1277–1280), желавший видеть воплощение унии у греков, был обеспокоен доходившей информацией о том, что уния здесь потерпела поражение. В Константинополь были посланы легаты с поручением настоять на полном введении унии с принятием латинского Символа веры и с подчинением папе. Император клялся в верности унии, показал легатам тюрьмы, в которых были заключены ее противники, а двоих даже отослал к папе на суд, но папа возвратил их без наказания и заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского. Однако, поскольку Палеолог так и не выполнил на деле ни одного из своих обязательств перед папой, Рим отказался от политики сдерживания в отношении агрессивных планов Карла Анжуйского. В 1281 г. на римскую кафедру был избран (не без активного участия Карла) француз Симон де Брион, принявший имя Мартина IV (1281–1285). Новый папа, подстрекаемый Карлом Анжуйским, который намеревался начать военные действия против Византии, предал анафеме Михаила Палеолога как еретика и схизматика и разрешил войну, окончательно похоронив, таким образом, дело унии. Палеолог запретил поминать папу за богослужением, хотя унии формально не уничтожил. После победы Палеолога над войсками Карла Анжуйского император был отлучен папой вторично. Спасение Восточной империи пришло с неожиданной стороны. He успел флот Карла двинуться на завоевание Константинополя, как на Сицилии разразилось восстание против французов, известное как Сицилийская вечерня (31 марта 1282 r.). В ходе ожесточенной борьбы, в которую был вовлечен арагонский король, Карл Анжуйский едва остался в живых и потерял половину своего королевства. Больше никто на Западе уже не помышлял о возрождении Латинской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вотум 18 июля тем самым свидетельствует, что официальная католическая Церковь утратила способность различения того, что живо, от того, что мертво и значит умерла не только «для мира», но и для самой себя. П. Бицилли «Соединение церквей» в исторической действительности Две «кафолические», всеобщие христианские церкви заявляют о существовании своем на земле. Одна – «греко-российская», православная, восточного исповедания. Другая – ecclesia Romana, римская церковь . На самом деле, однако, есть и может быть лишь одна истинная Церковь . Церковь единая видимо для всех существовала 10 ½ веков до «разделения церквей» в 1054 г. Церковь единая, конечно, существует и после этого до сего дня – невидимо для всех, но видимо для ее членов, которые верят, что она будет существовать до скончания века. Каким образом вновь достигнуть видимого всем несомненного, единства Церкви? Так стоит больной для верующего христианина вопрос. На этот вопрос не один раз в истории люди пытались дать посильный ответ. Ответ этот – «соединение церквей» или уния. Вопрос об унии возник вскоре после «разделения церквей»; первый раз практически поставлен и формально разрешен он был через два столетия после «разделения» – на Лионском соборе 1274 г. Разрешение было неудовлетворительно и практически осталось бесплодно; почти непрерывно в течение еще двух столетий шли переговоры о новом разрешении; таковое было установлено на Феррарско-Флорентийском соборе 1438–1439 г. Практически и оно было почти бесплодно; но теоретически, в римской церкви, оно считается окончательным; на основании его заключено было в конце 16 в. соглашение местного характера в Западной России составляющей тогда (как и теперь вновь) часть Польского государства. Это известная Брестская уния 1596 г.; теоретически она не имела вселенского значения Флорентийской; но практические ее последствия были гораздо значительнее, особенно, конечно, для нас, русских. Брестская уния представляется актом явного насилия над религиозною совестью слабейшего. Историю ее, хотя бы в главных чертах, нужно, разумеется, помнить каждому русскому человеку; но, конечно, для характеристики унии, как исторического явления, гораздо важнее всмотреться глубже в обстоятельства, сопровождавшие греко-римские попытки унии в 13–15 веках. 1. Попытки унии в 13–15 веках

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

Им была вручена грамота, в которой говорилось, что греческая церковь согласна на унию и для которой императору угрозами удалось вынудить у некоторых епископов подписи. В результате в Лионе был созван собор, на котором 6 июля 1274 года было провозглашено соединение римской и греческой церквей. Греческие послы quasi от лица всей восточной церкви признали папское главенство. Но это уния, насильственно навязанная грекам императором и его сторонниками, не могла быть прочной. Напрасно император прибегал к жестоким наказаниям, напрасно Иоанн Векк, изменивший своим первоначальным взглядам на унию и тем проложивший себе путь к патриаршему престолу, старался действовать на народ и духовенство убеждениями и проклятиями, – уния не прививалась. Она внесла лишь смятение в церковную и государственную жизнь Востока. Сами папы, не видя ожидавшихся плодов от объявленной унии, перестают доверять императору. Дело доходит до того, что один из преемников Григория Х, папа Мартин V, даже налагает проклятие (в 1281 г.) на виновника унии, Михаила Палеолога. Наконец, сам император отказывается от тени этой унии, – он в один торжественный праздник во время богослужения запрещает диакону поминать папу. Насколько греки сильно были настроены против унии отчасти можно видеть из того обстоятельства, что после смерти императора Михаила Палеолога праху его не было оказано никаких почестей. В 1283 году был в Константинополе собор, на котором уния была совершенно отвергнута. Векк и другие сторонники её были подвергнуты наказаниям. Так окончилась фальшивая сделка императора с папой. Долгое время спустя после этого византийские императоры не решались поднимать вопроса об унии и вступать в переговоры об этом с папами, несмотря на то, что последние старались возбудить против Константинополя крестовый поход и что на византийскую империю с другой стороны надвигалась более грозная туча, со стороны турок-османов. И только уже спустя около 60 лет после лионской унии у византийских императоров снова завязываются сношения с папами по делу унии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

На практических занятиях занимались по преимуществу методологией изучения древних философов, на примере диалога «Фэдон». Часть практических занятий, в виду сокращения учебного года, была использована для лекций, а часть – для репетиций и зачетов. Доцент по кафедре истории и обличения русского раскола Николай Лысогорский прочитал студентам II-ro курса следующие отделы: Вопрос о старых обрядах до патр. Никона. Церковно-обрядовые исправления патр. Никона. Происхождение раскола. Жизнь раскола в XVII в. Меры духовного начальства в отношении раскола. —48— Раскол в XVIII в. Внутренняя жизнь раскола. Единоверие. На практических лекциях студенты занимались изучением памятников раскольничьей письменности XVII в. Доцент по кафедре истории Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской (группа Б. 1), Феодор Россейкин изложил студентам II курса следующие отделы науки: I. История разделения церквей. 1 . О причинах разделения церквей. 2 . Разрыв между восточной и западной церквами в IX в. Патр. Фотий и папа Николай I. Окружное послание Фотия. К-польский собор 867 года. К-польский собор 879 года. – Крещение Болгарии. 3 . Отпадение Западной церкви от вселенской в XI веке. Патр. Керулларий и папа Лев IX. Лев Охридский, Никита Стифат . Кардинал Гумберт. – Петр, патр. Антиохийский. II. История уний. 1 . Отнониения между восточной и западной церквами в период Крестовых походов. 2 . Лионская уния. Михаил VIII Палеолог. Иоанн Векк. Причины крушения унии 3 . Флорентийская уния. Уния и а) папство, b) западные вселенские соборы, с) византийское правительство и d) греческая церковь и народ. Деятели унии. Обсуждавшиеся на соборе вопросы. Аргументация греков и латинян. Согласительная формула. Заключение унии и ее судьба. III. Внутренняя жизнь Греко-восточной церкви от XI века до падения Константинополя. 1 . Византийское монашество. Причины процветания монашества и монастырей. Обеты. Устав. Монашеский быт. По-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но уния была слишком непрочной. Только император и его партия приняли её. Греки, духовенство, монашество и миряне, не желавшие и не искавшие унии, не хотели иметь никакого общения с Римской Церковью. Стали раздаваться проклятия на униатов, с ними не хотели иметь никаких отношений, считали за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Вследствие неудачных попыток Палеолога увеличить количество униатов мирными средствами в стране прокатилась волна репрессий: начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепления, отсечения рук, рвание ноздрей непокорным и т. п. Преследованиям подвергалось прежде всего духовенство. Император не щадил даже своих родственников. В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни карательные меры императора, ни сочинения Векка не приносили пользы – греки не принимали унии. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви практически унии не существует. Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал реального осуществления унии. Он направил в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского символа веры и с подчинением папе. Положение Палеолога было критическое. Но гибкий политик вышел из затруднительного положения. Послов великолепно приняли, оказывая им почести, император уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог приказал составить от греческого духовенства грамоту (подписи епископов были подделаны), в которой излагалось учение Римской Церкви. Грамоту вручили легатам. Им показывали тюрьмы, в которых заключены были противники унии, и, наконец, двух противников унии отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла Анжуйского. В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Этот папа не дал обмануть себя Палеологу. Зная, что в Греческой Церкви унии практически нет, он с презрением отослал послов Палеолога, а самого его отлучил от Церкви. Палеолог, раздраженный таким поступком папы, запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки сохранил. Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, в которой последний одержал верх. За поражение Карла папа ещё раз в 1282 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283–1328 гг.) был сторонником Православия. В 1283 году в Константинополе состоялся Собор, на котором обсуждался главный вопрос – учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и прежде всего Векка, который был низложен и сослан в Бруссу. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через несколько десятилетий никаких и следов от Лионской унии на Востоке не осталось. §3. Ферраро-Флорентийская уния

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010