8. Церковные отношения при Палеологах Церковная история времени Палеологов полна глубокого интереса как с точки зрения отношений греко-восточной церкви к папскому престолу, так и с точки зрения религиозных движений в ее внутренней жизни. Отношения к Риму, вылившиеся в форму неоднократных попыток заключения унии с католической церковью, находились, за исключением Лионской унии, в теснейшей зависимости от все усиливавшейся турецкой опасности, которая, по взглядам византийского императора, могла быть предотвращена лишь вмешательством папы и западноевропейских государей. Готовность папы пойти навстречу предложению восточного монарха, в свою очередь, очень часто зависела от условий международной жизни на Западе. Лионская уния Папы второй половины XIII века в своей восточной политике не желали повторения четвертого Крестового похода, который, как известно, не решил столь важного для папы вопроса о греческой схизме и снял с ближайшей очереди другой важный для папы вопрос о крестовом походе во Святую Землю. Папам казалось гораздо привлекательнее и реальнее заключение мирной унии с греками, которая положила бы конец давнишней схизме и вселила бы надежду на возможность осуществить совместный греко-латинский поход на освобождение Иерусалима. Обратное завоевание греками Константинополя в 1261 г. произвело на папу удручающее впечатление. Папские воззвания отправлены были к различным государям с просьбой спасти латинское детище на Востоке. Однако, и в данном случае папские интересы находились в зависимости от итальянских отношений курии: папы не желали, например, действовать на Востоке при помощи ненавистных им Гогенштауфенов в лице Манфреда. Но, так как владычество последних в Южной Италии было уничтожено приглашенным папами Карлом Анжуйским, который, как известно, сразу открыл наступательную политику против Византии, то для папства возможное завоевание Константинополя этим католическим королем казалось менее приемлемым, чем та же мирная уния, так как возросшая вследствие завоевания Восточной империи мощь Карла едва ли бы нанесла меньший ущерб мировому положению папства, чем нанесло бы владычество Гогенштауфенов в Византии. Интересно, что первая уния, заключения Михаилом Палеологом в Лионе, создалась не под давлением восточной турецкой опасности, а под угрозой наступательной политики Карла Анжуйского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Закрыть Россия в борьбе с западным спрутом Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России 20.04.2024 5 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Стоит сразу предупредить читателя, что излагаемый ниже взгляд на события истории русского средневековья является гипотезой, которая требует дальнейшей научной проработки. Но стоит подчеркнуть, что историография является во многом идеологизированной сферой, и многие «азбучные» вещи требуют уточнения и рассмотрения с разных сторон. Принято считать, что экономический и культурный упадок Руси 13-14 веков связан с монголо-татарским нашествием и установлением ордынского ига. Всё это подтверждается данными археологии, поэтому отрицать факт ига, как это делают многие адепты альтернативной истории, по меньшей мере, глупо. Но официальная историография не привыкла соединять в единую картину события монголо-татарского нашествия с тем, что происходило в это время в западной Европе и Византии. А отсутствие единого и целостного взгляда часто упрощает картину реальности. Не секрет, что главным экономическим, культурным и духовным партнёром домонгольской Руси была Ромейская держава, Византия. От туда Русь получила Крещение и просвещение. Два важнейших средневековых русских города, Киев и Новгород, находились на пути «из варяг в греки», и их развитие напрямую связано с торговлей с Ромейской империей. Но в 1204 году крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, и власть там перешла к марионеточным силам, правившим в угоду католического Рима. В 1274 году заключена Лионская уния. Стоит предположить, что эти события должны были больно ударить по торговле между Византией и Русью, затормозить развитие ремёсел на Руси и проникновение просвещения. Терявший своё значение путь «из варяг в греки» уже в 12 веке ослабил политический вес Киева, усилив междоусобицу и заставив русских двигаться на северо-восток, строя там мощные города: Ростов, Суздаль и Владимир. Возможно, это движение на северо-восток было связано с желанием приблизиться к Волжской Булгарии, которая торговала с мусульманским Востоком.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/ro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общая история Церкви ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) ЛОРАН Витальен (1896 - 1973), франц. историк Церкви, византинист, мон. католич. ордена августинцев-ассумпционистов МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов Иоганн Адам (1796-1838), нем. католич. богослов, один из главных представителей католич. тюбингенской школы богословия, историк Церкви, патролог МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик МИССИОНЕРСТВО или миссия, одна из форм церковной деятельности, целью которой является обращение неверующих или иноверцев к вере во Христа МИТРОПОЛИТ [греч. город - мать, греч. название провинциальной столицы], в хронологическом отношении первый епископский титул МИТРОПОЛИЧИЙ ОКРУГ объединение епархий, возглавляемое митрополитом и обладающее ограниченной внутренней самостоятельностью МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии МОНАШЕСТВО в христ. традиции особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни евангельского идеала Андрей Николаевич (1806-1874), камергер имп. двора (с 21 мая 1836), почетный член С.-Петербургской АН, действительный статский советник (1855), духовный писатель, церковно-общественный деятель, историк Церкви, паломник МУРАТОРИ Лудовико Антонио (1672 - 1750), католич. свящ., историк Церкви, религ. мыслитель, ученый-энциклопедист НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН

http://pravenc.ru/rubrics/121238_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Общие вопросы истории Церкви АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к-рых проводятся в основном по воскресным дням ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЗАТВОРНИЧЕСТВО особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма КРИПТОХРИСТИАНЕ в средние века и Новое время лица или группы из числа новообращенных мусульман, которые в быту тайно сохраняли христ. религ. практики КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ временно исполняет патриаршую должность в случае кончины патриарха, его ухода на покой или по иной причине, делающей невозможным исполнение им своих обязанностей

http://pravenc.ru/rubrics/121240.html

Согласно Похвальному слову, И. род. в окрестностях р. Парфений, к-рая на юго-востоке служила границей между Пафлагонией и Галатией, на западе разделяла морское побережье между Вифинией и Пафлагонией. Родители И. были благоразумными и богобоязненными людьми. Вскоре после рождения И. поразила жестокая болезнь, так что родителям пришлось оскопить сына, чтобы спасти ему жизнь. В юном возрасте он поступил на службу евнухом (постельничим) к Феодоре Дукене, жене имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), и пользовался уважением и любовью всего имп. двора. Вскоре по Божию повелению И. тайно покинул дворец, стал учеником некоего подвижника и беспрекословно выполнял все его указания. На жизнь он зарабатывал, ремонтируя городские стены К-поля. В 1269 г. в возрасте 20 лет И. был вынужден вернуться во дворец. С этого времени его наставником был духовник императрицы Иоанн, к-рый научил И. аскетическому деланию и созерцательной молитве. В 1274 г. при поддержке имп. Михаила VIII была подписана Лионская уния, к-рую, однако, не одобрила большая часть вост. духовенства, что вызвало гонения на православных со стороны властей. Т. о., общение И. и его духовного наставника, к-рый был изгнан из К-поля в 1275 г., прекратилось. В последующем И. продолжил не только духовное, но и светское образование, принятое в то время: как сообщает Григора, он присутствовал на представлениях трагедий и комедий и ознакомился с учением Гераклита и Демокрита (Ibid. Σ. 46). После смерти имп. Михаила VIII к власти пришел его сын Андроник II Палеолог (1282-1328), который отменил Лионскую унию, формально просуществовавшую 8 лет (1274-1282), и вернул из ссылок и тюрем духовенство, отправленное в изгнание его отцом. В 1283 г. император заново распределил управление церковными епархиями и хотел назначить И., к-рому тогда было ок. 34 лет, митрополитом Никомидии в Вифинии, однако он отказался занять этот пост. Тогда И. получил в дар от Андроника II мон-рь Неа-Мони, находящийся к северо-востоку от имп. дворца в К-поле, и Георгиевский скит близ побережья в Вифинии, в к-ром он провел в уединении 12 лет. В 1295 г. был назначен митрополитом Ираклии Понтийской. В 1299 г. он взял под опеку Никифора Григору и заботился о его светском и церковном воспитании. Позже (не ранее авг. 1317 и не позднее авг. 1318) И. получил в управление епископию г. Амиклы (близ Спарты, Пелопоннес). В 1315-1324 гг. он неоднократно принимал участие в заседаниях Соборов, поэтому можно предположить, что в это время он постоянно жил в К-поле. По сообщению Никифора Григоры, И. дожил до глубокой старости. Большинство совр. исследователей относят время его кончины к 1328 г. (PLP, N 8609).

http://pravenc.ru/text/468955.html

Митрополит Волоколамский Иларион: «Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния» 10 марта 2016 г. 14:01 Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона порталу  « Интерфакс-Религия» . — Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: «Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных». Как бы Вы прокомментировали это высказывание? — Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его «псевдособором». Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия — в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого — разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://patriarchia.ru/db/text/4394818.ht...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: " Камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния " Источник:  Официальный сайт Московского Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархатамитрополита Волоколамского Илариона порталу " Интерфакс-Религия " . – Сегодня исполняется 70 лет со дня окончания Львовского Собора. В своем послании к пастве Украинской греко-католической церкви Папа Франциск оценил этот Собор следующим образом: " Семьдесят лет назад идеологический и политический контекст, как и идеи, враждебные самому существованию вашей Церкви, привели к организации псевдособора во Львове, за которым последовали десятилетия страданий пастырей и верных " . Как бы Вы прокомментировали это высказывание? – Еще десять лет назад Папа Бенедикт XVI в послании тогдашнему главе Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) кардиналу Любомиру Гузару по случаю 60-летия Львовского Собора назвал его " псевдособором " . Эти слова, как и нынешнее высказывание Папы Франциска, свидетельствуют о том, что, несмотря на достигнутое взаимопонимание по многим животрепещущим вопросам современности, между православными и католиками сохраняются глубокие разногласия – в частности, во взгляде на нашу общую, наполненную трагическими событиями историю. И камнем преткновения в православно-католическом диалоге по-прежнему остается уния: об этот камень вновь и вновь разбиваются попытки наладить диалог, укрепить взаимопонимание, сблизить позиции. Это показывают как события недавнего прошлого – разгром униатами трех православных епархий на Западе Украины в начале 1990-х годов и насильственный захват нескольких сотен храмов, так и события далекого прошлого. Униональная политика Рима, осуществлявшаяся на протяжении многих веков, обернулась бесчисленными бедствиями для православных христиан. Напомню, что первая церковная уния между Римом и Константинополем была заключена по инициативе византийского императора Михаила VIII Палеолога в конце XIII века. Уния представлялась этому императору политически необходимой, поскольку с ее помощью он надеялся укрепить свою власть и не допустить нового крестового похода: память о разгроме Константинополя крестоносцами в 1204 году была еще свежа. В ответ на просьбу императора Папа Григорий X пригласил церковную делегацию из Константинополя на Собор в Лион, поставив предварительным условием воссоединения Церквей принятие восточными епископами папского примата и католического учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Патриарх Константинопольский Иосиф отказывался от унии. Тогда в Лион была послана делегация во главе с бывшим патриархом Германом. На Лионском Соборе 1274 года делегаты от Константинополя подписали унию с Римом на условиях, поставленных Папой.

http://religare.ru/2_108608.html

Византийский урок для патриарха Варфоломея (Юрий Максимов) 14.01.2013 23:55:14 Священник Георгий Максимов В последние годы многие православные по всему миру со скорбью наблюдают, как выпускник Папского восточного института, ныне занимающий славную в древности Константинопольскую кафедру, патриарх Варфоломей I, предпринимает всё новые шаги к соединению с еретической Римской Церковью. Причём то, какие это шаги, и как они делаются, наводит на мысли о том, что речь идёт не о единстве, основанном на истине (такого желают все православные), а всё о той же унии, которой католики прельщают православных вот уже более семи веков. Удивительно видеть, как Поместная Церковь, особенно много натерпевшаяся от латинян, и дважды на горьком опыте убеждавшаяся в пагубности этого пути – Лионская уния 1274 г. не дала ничего, кроме смуты в народе и арсенитского раскола, терзавшего Церковь несколько десятилетий, Флорентийская уния 1439 г. привела к соборному осуждению отпавшего в ересь Константинополя на Иерусалимском соборе 1444 г., потерю Русской митрополии, и сильнейшему разладу в обществе с последующей гибелью империи, - снова стремится наступить на те же грабли. За последние три года патриарх Варфоломей трижды встречался с нынешним римским папой. 30 ноября 2006 года он принимал главу латинской Церкви в Константинополе. По этому поводу афонские монастыри выступили с заявлением, в котором признали, что " такие мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви " . В заявлении отмечалось, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в богослужебном облачении, вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву " Отче наш " и обменялся с Константинопольским патриархом так называемым поцелуем мира - традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства евхаристии. " Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики " , - сообщили афонские подвижники.

http://radonezh.ru/analytics/vizantysky-...

В Свято-Тихоновском университете прошла конференция, посвященная 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского 12 октября 2020 г. 13:32 6 октября 2020 года в историческом здании Московского епархиального дома — главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась конференция, посвященная 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Участники форума обсудили процессы, происходящие в современной историографии и православной иконографии в рамках диалога с западным мировоззрением. Открыл конференцию протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви. В приветственном слове он отметил необходимость осмысления эпохи святого князя Александра, подчеркнув, что в это время произошел перелом в сознании народа, принявшего и отстоявшего свою культурную и религиозную уникальность. Эта самоидентификация, отразившаяся в произведениях церковного искусства той эпохи, продолжает существовать и в наше время, но требует от научного сообщества нового осмысления. «Чтобы понять процессы, происходящие в историографии и иконографии, необходимо собираться, общаться», — подытожил выступление отец Леонид. Протоиерей Александр Щелкачев, заведующий кафедрой общей русской и церковной истории и канонического права ПСТГУ, в своем докладе указал на ключевую роль святого князя в отношениях Руси с Ордой и западной цивилизацией. Он подчеркнул, что выбор князя Александра Невского не был выбором между Европой и Азией, как принято считать. «Речь шла не просто о сохранении культурной идентичности, речь шла о сохранении истиной веры», — сказал он. Интересный взгляд на «выбор веры» Александром Невским представил в своем выступлении культуролог В.Е. Ларионов. Он рассказал о влиянии эпохи святого князя Александра на становление концепции «Москва — Третий Рим» и сопоставил выбор, сделанный Александром Невским, с выбором веры святого князя Владимира, крестившего Русь. «В 1274 году последовала Лионская уния, которая лишь подтвердила для русских православных людей того времени духовный надлом греков. Твердый ответ князя римским легатам, отказ от унии с Римом предопределили судьбу русской государственности на века», — отметил докладчик. Акт «выбора веры» святым князем Александром Невским стал событием, по значимости своей равным Крещению Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5704267.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XLI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XLI ЛИВОНСКИЙ ОРДЕН [полное название - Немецкий орден Пресв. Девы Марии в Ливонии], одно из подразделений Тевтонского ордена ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА [др. название - Всемирная исламская лига], международная ислам. неправительственная религиозно-политическая орг-ция ЛИДДА [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви ЛИЛИЕНФЕЛЬД Фэри фон [урожд. баронесса фон Розенберг Вера Георгиевна] (1917 - 2009), славист, протестантский богослов, проф. истории и богословия Восточных Церквей ун-та Эрлангена, автор научных трудов по истории Православия, пастор лютеран. церкви ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи ЛИМОНОС во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный монастырь (Элладская Православная Церковь) ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский ЛИОНСКАЯ УНИЯ соглашение об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, заключенное на Лионском II Соборе (1274) ЛИОНСКИЙ II СОБОР (7 мая - 17 июля 1274), Собор Римско-католической Церкви, созванный папой Римским Григорием X

http://pravenc.ru/vol/xli.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010