ч. в богословских сочинениях. В янв. 1274 г. Иосиф I удалился в мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты, сохранив, однако, за собой сан патриарха. Заключение Л. у. В апр. 1273 г. папа Римский Григорий X провозгласил созыв Собора в Лионе. В марте 1274 г. визант. делегация в составе бывш. патриарха Германа III, митр. Никейского Феофана и великого логофета Георгия Акрополита выехала из К-поля и прибыла в Лион 24 июня, уже после открытия II Лионского Собора (7 мая 1274). Прелаты, участвовавшие в Соборе, а также члены Римской курии торжественно встретили послов и проводили их к папскому дворцу. После приветствий Григория X члены визант. делегации передали ему 3 послания, подписанные соответственно Михаилом VIII, его сыном буд. имп. Андроником II Палеологом (1282-1328) и представителями духовенства К-польской Церкви. Клирики указывали на готовность признать за Римским папой достоинство первого и верховного иерарха всей христ. Церкви. Имп. Михаил VIII писал о том, что видимые расхождения между Зап. и Вост. Церквами носят исключительно терминологический характер. Император также выразил готовность признать примат папы Римского. Визант. послы в присутствии понтифика заявили, что желают «прийти к полному послушанию Святой Римской Церкви, а также признать веру, которой она придерживается, и первенство этой Церкви» (veniebant ad omnimodam obedientiam sancte Romane Ecclesie; et ad recognitionem fidei, quam ipsa Ecclesia tenet; et primatus ipsius - Il Concilio II di Lione. 1965. P. 80-81). 29 июня 1274 г., в день памяти св. апостолов Петра и Павла, папа Григорий X совершил мессу, на которой присутствовали все участники Собора. После того как фрагменты апостольских посланий и Евангелия были прочитаны на лат. и греч. языках, кард. Бонавентура , участвовавший в подготовке Л. у., произнес проповедь, посвященную истинности исповедания Римской Церкви и необходимости церковного единства. Пение Никейского Символа веры с Filioque также совершалось на 2 языках. Затем бывш. патриарх Герман, митр.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

В 1300–1320-х годах исихазм существовал в форме религиозной практики, распространенной по периферии Византийской империи, и не играл сколько-нибудь заметной роли в культурной и религиозной жизни Афона и Константинополя. Г. М. Прохоров, характеризуя на основе анализа агиографической литературы эти два относительно застойных десятилетия в религиозной жизни Византии, подчеркивает: «Даже на всем Афоне в это время молодой Григорий Синаит , специально разыскивавший молитвенников-исихастов, смог обнаружить лишь трех монахов, которые упражнялись немного и в созерцании» 32 . Духовный упадок в Византии был последствием разрушительного крестового похода 1204 г. и гонений на православие. Оккупация Византии крестоносцами сопровождалась вторжением на Святую Гору Афон. Так, в 1205 г. Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, а с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204–1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом. Афонские монахи подверглись жестокому преследованию за устойчивость в исповедании православия. Мученически завершают свою жизнь многие святогорцы в священных обителях Иверон, Ватопед, Зограф. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 г. образовались фактически две империи – Латинская и Венецианская. Венецианские дожи стали именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Падение Византийской империи отразилось на всем дальнейшем ходе истории стран Востока и Запада, сказалось оно и на будущем России, тесно связанной с Византией в церковном отношении. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и восточного христианства («Четвертый крестовый поход. Восток-Запад: Великое противостояние». Пер. V гл. из «A History of the Crusades» под ред. Кеннета М. Сеттона). Первая попытка искусственного соединения Западной и Восточной церквей так и не удалась; Лионская уния привела к разъединению внутри Восточной Православной церкви. В историю Православной церкви Лионская уния вошла как одна из самых позорных страниц православно-католических отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 В феврале 1246 года, возвращаясь из Орды, Карпини увиделся с князем Даниилом в Донских степях. Даниил Романович вступил в переговоры с папой Иннокентием IV об организации крестового похода против монголо-татарских полчищ вместе с европейскими государствами, на условиях подчинения местных епархий римской юрисдикции. Но, убедившись в безнадежности этих. замыслов, князь прервал отношения с Римом и около 1248 года отказался принять присланный ему королевский венец: «Рать татарская не престает зле живущи с нами, то како могу прияти венец без помощи твоей», – велел он передать Папе. 8 Князь не желал связывать себя обязательствами, которые осложнили бы отношения с монголо-татарами. Тогда же Даниил Романович направил на утверждение к Патриарху Мануилу II в Никею – Кирилла, своего кандидата на возглавлена Русской Митрополии. Около 1254 года Папа (через своего нунция в Ливонии Опизо) вторично предлагает Даниилу королевскую корону и скипетр, обещая организовать крестовый поход против монголо-татар. Летописец повествует: «Опиза же прцде, венець нося, обещеваяся яко помощь, имети ти от Папы, оному же однаково не хотящу». 9 Даниил неохотно и не без сомнений принял в Дорогичине (на Западном Буге) корону короля Галичско-Волынского княжества и обещания от папского легата помощи венгерского короля и польских князей против татар. Однако никаких изменений в церковных отношениях, существовавших в Галичской Руси, и в настроениях соседей-католиков это событие не вызвало. Окончательно убедившись в том, что ожидать помощь от Рима бесполезно, Даниил Романович порвал с ним всякие отношения. Таким образом, отношения Рима с князем Галичским Даниилом строились не на идее вероисповедного единения Русской Церкви с Римской. Переговоры возникали по инициативе Рима. Как и во всех подобных случаях, к согласию, на унию вынуждалась сторона, испытывавшая политические затруднения и надеявшаяся на поддержку Рима. Поэтому униатскому историку опять пришлось признать тот факт, что «уния Даниила на галичско-волынской Украине не удержалась, так как основана была на мотивах чисто политических, а их при религиозных реформах недостаточно». 10 Исключительно политическими, только мирскими побуждениями руководствовались византийские императоры и Римские первосвященники, создавая Лионскую унию 1274 года и Флорентийскую унию 1439 года. «Временно и, разумеется, частично восстанавливалось единение с Римом в период Латинской, империи (1206–1261) и после Лионского, собора 1274 года, а также еще раз после Ферраро-Флорентийского собора. Да это воссоединение и не могло быть продолжительным потому что народ не желал его, а императоры соглашались на него только из страха перед турками». Так оцениваются эти унии на католическом Западе. 11 Действительно, народ в Православной Церкви, сроднившийся со своей исконной традицией, всегда и везде противился чуждой ему римской унии. Поэтому она обычно подготавливалась тайно от народа и навязывалась насильственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Колонизация Америки, земли высокоразвитых, но хрупких цивилизаций, требовала огромных усилий, приложив которые, Испания вскоре превратилась в громадную империю. Португалия, стремясь получить свою часть добычи, осваивает земли далекой Азии. Одним из следствий этих территориальных приобретений стал приток в Европу драгоценных металлов через посредство Casa de Contratacion в Севилье. Так было усилено действие экономического фактора (правда, этот неконтролируемый приток золота стал причиной впервые поразившей Европу уникальной инфляции – обесценения металлических денег). 4. Гуманизм Предшественниками нового стиля мышления, который позднее будет назван гуманизмом, стали флорентийцы Франческо Петрарка (1304–1376) и Джованни Бокаччо (1313–1375). Их творчество отражает два основных направления развития будущего гуманизма. Петрарка – поклонник классической латыни и языческих авторов, в трактате Vita solitaria превозносит созерцательную жизнь, а брат его Джерардо становится отшельником-картезианцем в провансальском Монтрё. Напротив, Бокаччо, также переживший религиозную эволюцию, проявляет склонность к неоязычеству с оттенком натурализма и с вызовом христианству. Слово «гуманист» появилось только в конце XV в. Сами гуманисты XV в. называли себя «ораторами» или «риторами», подчеркивая свою связь с традицией античных ораторов и отличие от университетских профессоров. Современные учёные понимают под ренессансным гуманизмом «профессиональную область деятельности» примерно между 1280 и 1600 гг., которая заключалась в занятиях и преподавании известного набора дисциплин (грамматика, риторика, поэзия, история и моральная философия, включая политическую философию) на основе классической греко-латинской образованности. Таким образом, гуманизм выходит за рамки традиционной номенклатуры свободных искусств, средневековых тривиума и квадривиума, бывших основой тогдашнего университетского образования (вне раннего гуманизма оказались юриспруденция, медицина, естествознание, логика, теология и даже философия – в смысле натурфилософии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третья булла devotionis была составлена в июле, но датирована тем же 4 мая. В этой булле, повторяющей первую буллу Inter caetera, есть ссылка на права португальских королей относительно африканских земель. Наконец, 26 сентября явилась еще одна булла, Dudum sequidem: папа подтверждал права кастильских королей и их потомков на «все острова и материки, расположенные к западу и к югу» от демаркационной линии, даровал Кастилии право на все земли, открытые или могущие быть открытыми в западном направлении (omnes insulas et terras firmas inventas et inveniendas, detectas et detegendas, versus occidentem et meridiem), даже если эти земли лежали бы к востоку и к югу от Индии и относились бы к этой стране, запрещал подданным любых держав плавание и рыбную ловлю в водах, отведенных Кастилии, без специального разрешения кастильских королей и отменял права на открытые и открываемые земли, предоставленные ранее португальским королям. Однако реальное соотношение сил не позволило Кастилии использовать привилегии, данные буллой Dudum sequidem, в дальнейших переговорах с Португалией. Эти переговоры в 1494 г. завершились компромиссным Тордесильясским договором, условия которого были менее благоприятными для Кастилии, чем пожалования папских булл. Этот договор, уточнявший линию раздела, установленную годом раньше Александром VI, был одобрен буллой папы Юлия II в 1506 г. «Александров дар» испанским «католическим величествам» сопровождался оговоркой: «Мы жалуем вам земли при условии, что туда будут посланы мудрые и сведущие люди, дабы наставлять туземцев в католической вере». Так что конкистадоры внушали коренным жителям Нового света, что их земли – вотчина Христа, которую наместник Бога, римский папа, даровал своему «возлюбленному сыну» – кастильскому королю вместе с правом завоевания, правом на порабощение индейцев, правом на физическое истребление всех, кто боролся против испанцев во времена испанского господства. Папа Юлий II (1503–1513) в 1504 г. учредил архиепархию и две епархии в Эспаньоле (о. Гаити); правда, прелаты, которым были вверены эти диоцезы, так никогда и не побывали за морем. В 1511 г. папа отменил это решение и учредил епархии Сан-Доминго и Консепсьон де ла Вега на Гаити и Сан-Хуан в Пуэрто-Рико, которые были отданы в управление главе Севильской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Афоне немало святых подвижников и сейчас, которые творят свой подвиг втайне, не показывая этого внешним. И только Бог знает, что это великий святой. А для всех вокруг, даже для собратий, он может казаться каким-то совершенно простым, обычным монахом, который несет себе обычные послушания где-нибудь на кухне или огороде, и ничем не примечателен со стороны, как это было с прп. Силуаном Афонским. Ведь исихазм – это внутреннее делание, непрестанная внутренняя Иисусова молитва, совершаемая в тайниках души. Это стремление внутреннее, а не внешнее, соединить свой ум и уста с сердцем, и через сердце – с самим Богом, и научиться жить в таком внутреннем состоянии непрестанно. Но это самое сложное. И, увы, многие, приезжая ныне на Афон, ищут совсем не этого… – Вы говорили о случаях падений среди афонских монахов. А были ли случаи отпадения от православия на Афоне в ереси или расколы? Безусловно, как и в любом живом организме, состоящем из реальных живых людей, бывали и случаи отпадений от православия. Как и в любой Церкви это случалось на протяжении истории. Монах Нил (Решетников) на Старом Русике. Фото Сергея Шумило      – А можете привести примеры? – Бывали периоды, когда на Афоне некоторые монастыри даже принимали унию. Так в 1274 году была принята Лионская уния. По приказу папы римского и византийского императора Михаила VIII Палеолога на Афон был отправлен отряд солдат, который силой пытался принудить святогорцев принять унию. Некоторые монастыри на Афоне тогда ее приняли. Одной из первых на сторону униатов перешла Великая Лавра. Однако большинство святогорских обителей и Протат остались в оппозиции. На несогласных обрушились суровые репрессии: пострадали Зограф, Иверон, Ватопед и другие обители, многие их насельники были казнены или изгнаны с Афона. Позже, в 1308 году, Святую Гору постигло новое испытание – нашествие каталонских рыцарей. Тогда они убили на Афоне многих монахов и до основания разрушили несколько обителей, в т.ч. и наш древнерусский монастырь св. Пантелеимона, известный ныне как «Старый» или «Нагорный» Русик.

http://pravoslavie.ru/120338.html

5) Четвертый период (1429-1453). Жанна д’Арк. По Франции ходила легенда, что французов спасет Лотарингская дева. И вот к королю явилась девушка Жанна из деревушки Домреми на границе с Лотарингией и потребовала войско для борьбы с англичанами. Так как ее приезд сопровождался чудесами, король войско дал. В 1430 г. Жанна д’Арк сняла осаду с Орлеана и посоветовала королю ехать в Реймс и короноваться. Теперь Карл VII стал законным королем Франции. К сожалению, через некоторое время Жанна потерпела поражение под Парижем. Лишившись армии, она попала в плен к бургундцам, а те продали девушку англичанам. Англичане обвинили ее в ереси и сожгли на костре. Карл VII  не стал выкупать Жанну д’Арк – она мешала ему укреплять королевскую власть. Жанна погибла, но после ее смерти французы стали постоянно одерживать победы над англичанами. В 1453 г. был заключен мир, по которому англичане сохранили только один город во Франции – порт Кале.   9. (Брандт, § 10) Завоевания турок-османов. Падение Византии. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Византия после IV Крестового похода. 2) Правление Михаила VIII Палеолога. Лионская уния (1274). 3) Гражданская война. Правление Иоанна V . 4) Завоевание турок-османов: а) Завоевание Малой Азии. б) Завоевание Сербии (битва на Косовом поле 1389) и Болгарии. 5) Попытка организовать Крестовый поход против турок. Ферраро-Флорентийская уния (1439). 6) Захват Константинополя Мехмедом II (1453). 7) Последствия падения Византии. ДАТЫ: 1204 – Захват Константинополя крестоносцами 1261 – Возвращение Константинополя грекам. Михаил VIII Палеолог. 1274 – Лионская уния 1341 – Начало войны между Иоанном V и Иоанном VI Кантакузином 1389 – Битва на Косовом поле 1439 – Ферраро-Флорентийская уния 1453 – Захват Константинополя турками ОТВЕТ: 1) Византия после IV Крестового похода. После захвата Константинополя крестоносцами в  1204 г., на месте Византии возникли католическая Латинская империя и православная Никейская империя. В 1261 г. Никейский император Михаил VIII Палеолог захватил Константинополь и восстановил Византию.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

1. Идея унионизма и начало ее насаждения Раскол между Западом и Востоком формально начался в середине IX в. при патриархах Рима и Константинополя, соответственно, Николае I и Фотии и первоначально захватил лишь эти две кафедры. Еще в XI в. Патриархаты Антиохии и Александрии продолжали оставаться в теплых отношениях с Римом и даже допускали христиан латинского обряда до причастия. Однако ситуация усугубилась вследствие Крестовых походов и захвата Константинополя в 1204 г. IV крестовый поход и его итоги дали Риму военно-политические основания для того, чтобы поднять проблему церковного единства христиан Запада и Востока. Однако решение этой проблемы Риму виделось с позиций собственного превосходства. Начало унионизма как единственного подхода, приемлемого для Римской церкви в вопросе церковного единства, можно отнести ко времени Крестовых походов. Если папа Урбан II, объявляя I крестовый поход, еще придерживался, как предполагают исследователи, линии на богословский диалог как средство урегулирования разногласий, то со временем под давлением обстоятельств и представлений европейской феодальной знати ситуация существенно изменилась. И уже в XII в. возникает первая в истории уния, которая стала прообразом всех последующих схем объединения, предлагавшихся Востоку Св. престолом. Уния предполагает признание вселенского примата римского первосвященника, получение законных епископов только с посвящением (или утверждением) от римского понтифика, принятие догматического учения Римско-католической церкви (с Filioque и всеми иными догматами, принятыми после VII Вселенского собора) и переход на латинский тип богослужения (позднее последнее условие, исходя из церковно-политических причин, начинает считаться необязательным, как и отказ от иных местных традиций и обычаев; возникает так называемый католицизм восточного обряда). В 1181 г. при латинском патриархе Антиохии была заключена уния с ливанскими маронитами, предполагавшая полное религиозное единство с Римом и отречение от еретических заблуждений (марониты, община которых, как предполагают, возникла в V в., придерживались монофелитского учения, осужденного VI Вселенским собором). Причины и детали касательно этой унии неизвестны. Как бы то ни было, марониты стали первой «униатской» общиной в истории. Они сохранили свою самобытность, некоторые традиции и обычаи, а также иерархию с патриаршим возглавлением. В то же время маронитский патриарх Иеремия (1199–1230) в 1215 г., прибыв на IV Латеранский собор, получил указания, согласно которым община должна была напрямую подчиниться папству, и с этого времени начинается насильственная латинизация маронитов. Им было предписано употреблять опресноки для Евхаристии, принять учение о Filioque, использовать латинское богослужебное облачение. Маронитская литургия, совершавшаяся на сирийском языке по антиохийскому чину, также была латинизирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Униатский митрополит Андрей (Шептицкий), признав безуспешность Лионской и Флорентийской уний, вызвавших на православном Востоке глубоко неприязненное к ним отношение, писал: «То же самое нужно сказать и о Брестском соборе русинов (украинцев и белорусов). Этот собор, который для нас, украинских католиков, стал фундаментом всего нашего церковного обновления... до такой степени ненавистен разделенным восточникам (православным, – ред.), что во всей литературе о деле этого собора у них едва ли можно встретить благоприятный отзыв. Несмотря на то, что вся иерархия нашей Церкви того времени приняла инициативу возвращения в послушание Римскому епископу, разделенным (православным) удалось идее унии так противопоставить идею разделения (верности отеческому Православию! – ред.), что многие тысячи, пожалуй, именно из-за этого собора были потеряны для унии». 57 Усвоив католическую точку зрения на то, что паства обязана беспрекословно слушаться епископов, идеолог униатства намеренно умалчивает о том, что уния, задуманная епископами, встретила решительное осуждение всего церковного народа еще до ее провозглашения. Принятие на униатском синоде епископов «послушания Римскому епископу», как определяет Брестскую унию митрополит Андрей, 58 решительно было отвергнуто на Православном Брестском Соборе, действительно выражавшем волю хранителя благочестия – православного украинского и белорусского народа, его иерархии, духовенства и мирян. Этим и объясняется народная борьба против унии и то, что митрополиту Андрею, несмотря на его усилия по укреплению унии всеми возможными средствами, суждено было увидеть приближение ее конца. Брестская уния, как и все унии, была источником разъединения Церквей, причиной братоубийственной вражды и тяжких страданий украинского и белорусского православных народов. Ознакомление с историей усилий Римского престола подчинить себе Православный Восток посредством уний убеждаете том, что все они заключались, против воли церковного народа, с императорами в Византии, а на Украине – с частью иерархии, искавшей в унии для себя выгод и угождавшей польской королевской власти. Не имея духовной опоры, уния всегда искала поддержки сильных мира сего, но не у своего народа, и, теряя эту поддержку, лишалась самой основы своего бытия. Не имея единства в себе самой, ибо в унии не прекращалась борьба защитников Православия и сторонников латинизации, Брестская уния, как и все подобные церковные унии, пришла к своему закономерному концу: большинство духовенства и верующий народ Западной Украины, хранивший, как святыню, память о Православии своих предков, единодушно воссоединился с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010