16  . [ Ириней Лионский ] Сочинения Иринея, епископа Лионского. М, 1871 -Св Ириней Лионский Творения М «Паломник», 1996 17  . Иустин Философ Первая Апология//Св. Иустин, философ и мученик Творения Μ, 1995 – Apologia Ed ву Е. J. Goodspeed Die ältesten Apologeten Gottingen Vandenhoeck und Ruprecht, 1915 S 26–77 18  . Климент Александрийский – Clemens Alexandrinus Werke Ed О Stahlin, neu herausg L Fruchtei, 4 aufl U Treue Bd 1–4 1970–1985 19  . Фирмиан Луций Цецилий Лактанций О смертях преследователей. Перевод и комментарии В. М. Тюленева СПб, 1998 20  . Ливий Т. История Рима от основания города Т 1–3 Μ , 1994 21  . Гай Плиний Цецилий Секунд Панегирик императору Траяну//Письма Плиния Младшего И-Х Под ред. М. Е. Сергеенко, А. И. Доватура М «Наука», 1984 С 212–271 (Перевод В. С. Соколова) 22  . Поздняя греческая проза Μ, 1960 23  . Полибий Всеобщая история в 40 книгах. Перевод Ф. Г. Мищенко Т 1–3 Μ, 1995 24  . Раннехристианские отцы церкви Антология Брюссель, 1978 25  . Гай Саллюстий Крисп. О Заговоре Катилины (Перевод В. Горнштейна)//Историки античности В2-хт Т 11 Древний Рим Пер. с лат./Сост. и прим. М. Томашевской, илл. С. Крестовского М, 1989 С 7–50 26  . Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей М «Наука», 1993 27  . Сенека Нравственные письма к Луцилию//Антология мировой философии T 1 Ч 1 Μ , 1969 28  . [Созомен] Церковная история Эрмия Созомена Саламинского СПб , 1851 29  . Сократ Схоластик Церковная история Μ, 1996 30  . Татиан Речь против эллинов//Сочинения древних христианских апологетов СПб,1999 С 10–48 31  . Корнелий Тацит Сочинения в 2-х т T 1 Анналы Малые произведения СПб «Наука», 1993 32  . Тертуллиан Апология//Отцы и учители Церкви III века Антология T 1 Μ , 1996 С 317–378 (Пер. Н. Щеглова) – Квинт Септимий Флорент Тертуллиан Избранные сочинения Сост и общ ред. А. А. Столярова Μ,1994 33  . Творения Феодорита Киррского //Творения святых отцов в русском переводе М, 1843–1912 Т 26–30 34  . Феофил Антиохийский . К Автолику/Сочинения древних христианских апологетов СПб, 1999 С 128–194

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Израиль видимо отживал свое время. Пророчество давно уже прекратилось в нем. Скипетр был отнят от иуды, когда угасла фамилия Маккавеев и во главе иудейского царства явился иноплеменник (Ирод), усердный слуга римского кесаря и жестокий тиран подвластного ему народа. Срок избрания Израиля ясно приходил к концу. Ожидание Мессии в иудейском народе становились все живее и, можно сказать, нетерпеливее. Еще во времена Маккавеев был в иудее такой случай, что народ и священники, избрав первосвященником Симона, положили быть ему вождем и архиереем на все время, пока не придет Обетованный: иудеи и жерцы благоволиша быти Симону вождем и архиереем во век, дóндеже востанет пророк верен ( 1Мак. 14:41 ). А как обще и велико было у иудеев чаяние Мессии ко времени самого явления Иисуса Христа, ясно из того, какое действие в иудее произвела проповедь Иоанна Крестителя, явившегося в качестве предтечи Мессии ( Мф. 3:5 ; Мк. 1:5 ; Лук. 3:15 ; Ин. 1:19 ), и из других случаев, замеченных в евангельской истории (на прим. Ин. 1:45; 4:25; 10:24 ). Язычество долгим путем естественного развития пришло, наконец, к последнему убеждению в несостоятельности собственных сил и средств к удовлетворению коренным и существенным потребностям духа человеческого. Религиозная жизнь язычников разрушалась, философия отказывалась от самой надежды найти истину. Никакая человеческая мудрость и сила не в состоянии были оживить то, что умирало. Отсюда, с одной стороны, горькие жалобы на жизнь, с другой – живое желание и чаяние высшей, небесной помощи. „Время таково, – говорит Тит Ливий на первой странице своей истории, что не может выносить ни тяжести пороков, ни врачевания их“. Тацит, изображая нравы римского общества, рисует самыя мрачные картины, и, полный глубокого негодования на господствующий разврат, высказывает по местам самый горький и безотрадный взгляд на жизнь. То же самое, и еще резче, выражает в некоторых мстах своей естественной истории Плиний. Вообще нравственное состояние греко-римского мира, в эпоху происхождения и первого распространения христианства, было в высшей степени безотрадно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Ибо благословенны те, которые во Христе, очень возросли, сделались множеством и «собраниями языков» и соделаны сонаследниками св. отцов. Они «возлягут со Авраамом и со Исааком, и Иаковом во царствии небесном» по слову Самого Спасителя (Мф. 8:11). С другой стороны, мы получаем и благословение от Него, потому что Он сказал о нас: «отче святый соблюди их» во истине Твоей ( Ин. 17:11, 17 ). Но если разуметь при этом в духовном смысле и матерь Исава, Ревекку, то и сие нимало не повредит умозрениям нашим. Ибо мы приняли Исава за прообраз Израильтян; Ревекке же придали значение Церкви. И сами Израильтяне сделались сынами Церкви, чрез веру во Христа, уже не к ветхому оному и древнему народу сопричисляемые, но напротив применяемые в новый, в смешении с происшедшими из язычников; потому что «аще кто во Христе, нова тварь» ( 2Кор. 5:17 ). Христос же и два народа создал «во единого новаго человека, творя мир», по Писаниям ( Еф. 2:14, 15 ), примиряя обоих и приводя их «во едином дусе ко Отцу»; ибо «средостение ограды» Он разорил и «закон заповедей ученми упразднил» ( Ефес. 2:14–18 ) 410 . 356 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 132, Бес. 48; тоже см. Твор. бл. Феодорита т. 1, стр. 72–74, Толк, на кн. Быт., вопр. 75. 358 Св. Иоан. Злат. Бес. на кн. Быт. ч. III, стр. 137, Бес. 48. Тоже Тв. св. Кирил. Алекс, т. IV, стр. 154. 360 Восточный этикет запрещал женщинам ехать в присутствии высоких уважаемых личностей и обязывал принимать начальников и знатных лиц стоя на ногах. История представляет не мало примеров этому. Нееман Сириянин сходил с своей колесницы для встречи посланного от пророка Елисея ( 4Цар. 5:21 ), и Авигея сходила с своего осла, чтобы поклониться Давиду ( 1Цар. 25:23 ). существовании такого обычая в классические времена передает Т. Ливий (Histor. XXIV, 44). 361 Еврейское имя «Хананей» происходит от имени земли «Ханаан», которая и означает низменность, долину, понижение. 362 Здесь у св. Кирилла Алекс. очевидно разумеется таинство крещения, прообразом чего, по учению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68 Не знаем, что сказать о Радомире князе Сербском. Свидетельство о нем Пуквиль берет у Стриттера (Gott Stritt. Bulg. С. XII. § 168). Так-как сам писатель очевидно не был в этих местах, то и это показание его не менее других сбивчиво. По его словам, на озере четыре островка и один остров, возвышающийся в виде конуса, венчаемый церковью и монастырем в честь Архангелов, выстроенными на месте замка Радомирова. Какой остров и какую церковь разумеет он тут, строго говоря, нельзя решить. Своими двумя Преспами он перепутал все. 69 ωννπολεις μα... ολιος Κρσπον τν ρχιερα κα εεργτην τειμς χριν δι πιμελητν λειχρχου Δημητρου κα Τιμολου ιο... Διονυσου. В μα можно видеть и начальные буквы собственного имени (напр. Марка) и просто окончание слова: πλισμα ­ городок, местечко. Предположив это последнее чтение, следует думать, что Крисп был чужое месту лицо. Ибо архиерей – pontifex едва ли мог проживать в «местечке». Хотелось бы в: λειχρχου, не дающем смысла, читать: Δημρχου, но едва ли возможна орфографическая ошибка в ει вместо η. Собственное имя: Crispus выносит надпись в Римский период. 70 Кажется, вся Ресно-Преспинская равнина, т. е. теперешняя Равна, включительно с озером, звалась в давние времена Елимеей или Елимиотидой. Единственный компетентный писатель историк Тит Ливий, рассказывая о движении римского войска, воевавшего с Филиппом V Македонским, с севера на юг, упоминает сперва о Стуберре (Трескавце), где консул Сульпиций, имея стоянку, стягивал к себе провиант с полей Пелагонии. Оттуда перешел в Плувину (Pluinna), из Плувины на речку Осфаг. А Филипп тут-же неподалеку стоял на берегу реки Эригона (теперешняя Черна, Краа-су). Видно, что дело происходило в верховьях Битольской долины у Крушово. Тут где-то в теснине произошла битва. Римляне победили и перешли затем в Эордею, но так-как поля ее были опустошены, переместились в Элимею, откуда сделали набег на Орестию, где взяли приступом город Целетр (Касторию). Из нее направились на Дассарециев, и взяли с меча город Пелигон... Все это происходило в окрестных местах, несомненно. Дассареция могла простираться по обе стороны Галичицы на оба озера, и наш Агил весьма мог быть в то время Пелион или Пелионн (по примеру: Pluinna. etc.), откуда и могло выйти окончание ΩΝΝ первого слова упомянутой выше древней надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1Мак.11:35–37 и все прочее, принадлежащее нам отныне из десятин и даней, следующих нам, соленые озера и венечный сбор, нам принадлежащий, все вполне уступаем им. И ничего не будет отменено из сего отныне и навсегда. Итак, позаботьтесь сделать список с сего, и пусть будет отдан он Ионафану и положен на святой горе в известном месте». Список с письма должен был быть положен «на святой горе в известном месте» как раньше в VIII: 22. 1Мак.11:38 И увидел царь Димитрий, что преклонилась земля пред ним и ничто не противилось ему, и отпустил все войска свои, каждого в свое место, кроме войск чужеземных, которые он нанял с островов чужих народов, за что все войска отцов его ненавидели его. «Преклонилась земля пред ним…» – σχασεν γ – точнее слав.: «Утишися земля пред ним…», ср. к I: 3. – «С островов чужих народов…», т. е., вероятно, с Крита, Родоса, Кипра и других островов Средиземного моря и Архипелага. – «Войска отцов его…», т. е. Селевка Филопатора и Димитрия I. О ненависти к Димитрию II за «жестокость» (ob crudelitatem) и «беспечность» (propter segnitiam) упоминают также Ливий (epit LII) и Иустин (XXXVI, 1, 9). 1Мак.11:39 Трифон, один из прежних приверженцев Александра, видя, что все войска ропщут на Димитрия, отправился к Емалкую Аравитянину, который воспитывал Антиоха, малолетнего сына Александрова; «Трифон» – назывался собственно Diodotus, а Τρφων, т. е. распутник, было собственно его прозвище (см. о нем у Диодора, Ливия, Страбона и Аппиона). – «Емалкуй Аравитянин…», называется очень различно в других памятниках: Εμαλκουα, Ιμαλκου, Σινμαλκου, Σιμαλκου, Emalchuel (Vulg.) и Malchus. – Это был арабский властитель, которому Александр поручил своего сына в воспитание. Диодор 1. с. Nr. 20 называет его Диоклесом (Diokles), напротив – в Nr. 21 – Ямвлихом (Iamblichus), хотя последний, может быть, сын первого и преемник. – Антиоха, сына Александрова, Диодор (I. с.) отмечает как τον Επιφαν χρηματζοντα; на монетах он называется " Επιφανς Δινυσος. По Ливию – epit. LII, – он был лет двух от роду, когда Трифон захватил опекунство над ним, и – по epit. с. LV – десяти лет, когда он его умертвил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заметив кого–нибудь ленивым, не выговаривают, но, притворяясь, будто не знают, посещают его чаще и вначале более просят, чем принуждают молиться. Повседневные хлопоты располагаются так: что сделано у десятиначальника, о том доносится эконому, который и сам каждый месяц с великим трепетом отдает отчет общему отцу. Он же отведывает и пищу, как она приготовлена; и так как никому не позволительно говорить: «Я не имею ни исподнего, ни верхнего платья, ни сплетенной из тростника постели», то он располагает все так, чтобы никто не лишен был того, что ему нужно. Если кто–нибудь заболевает, его переносят в просторный покой и ему услуживают старцы с таким усердием, что он и не подумает о городских удобствах и о попечениях материнских. Дни воскресные посвящаются только молитве и чтению; впрочем, киновиты делают то же самое и во всякое время по окончании трудов. Каждодневно читается что–нибудь из Писания. Пост одинаков во весь год, кроме Четыредесятницы, в которую положено жить строже. С Пятидесятницы вечери переменяются на обеды, дабы сохранить этим церковное предание и не обременять желудка двукратным принятием пищи. Таковыми Филон, последователь платонической школы, и Иосиф, этот греческий Ливий, во второй части истории иудейского плена представляют ессеев. Хотя в письме о девах я заговорил теперь почти без нужды о монахах, но приступаю и к третьему роду их, называемому анахоретами. Выходя из киновии, они, кроме хлеба и соли, ничего более не выносят с собой в пустыню. Основатель этого образа жизни— Павел, учредитель— Антоний, а если пойти вверх, то первым виновником был Иоанн Креститель. В таком же роде мужа описывает даже и пророк Иеремия, говоря: Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, [помышляя]: «может быть, еще есть надежда»; подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением, ибо не навек оставляет Господь (Плач 3, 27–31). Их подвиги и образ жизни, не плотские во плоти, я опишу, если захочешь, вдругое время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ В Свящ. Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и проч. Б. с. происходят или непосредственно по воле Божией (Лев 26. 3-4, 18; 2 Пар 7. 13; Пс 103. 32; 148. 8; Иов 37. 6; Иер 14. 22), или по Его попущению (Ам 3. 6), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез 33. 11; 2 Цар 14. 14; Иона 3. 10; Откр 3. 19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр 3. 19; ср.: Притч 3. 12; Евр 12. 6-7). Б. с. часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис 29. 6; ср.: Пс 49. 3; Ос 6. 3; 3 Езд 3. 19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк 21. 11). Но в Свящ. Писании приводится и множество примеров ходатайств и молений праведников (таких, как Авраам: Быт 18. 16-32; Моисей: Исх 9. 29; прор. Илия: 3 Цар 18. 42-45 - ср.: Иак 5. 17-18; прор. Иеремия: Иер 14, и др.) об избавлении от грозящих Б. с., более того, через прор. Захарию Господь заповедует всем просить у Него «дождя во время благопотребное» (Зах 10. 1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф 8. 23-27; Мк 4. 35-41; Лк 8. 22-25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христ. богослужебной практике - со временем были созданы особые чинопоследования на случаи Б. с. История Совершение особых молитвословий, обрядов и священнодействий при Б. с. отмечено как в ВЗ (напр., Нав 7. 6), так и в творениях мн. античных авторов ( Тит Ливий. III 7. 7-8; XLI 21. 10-11; Овидий. Фасты. VI 9. 395-397; Светоний. Август. 100. 4; Ювенал. Сатиры. VI 466; Сенека. О блаженной жизни 26; Иосиф Флавий. Иуд. война. II 314): во время Б. с. верующие с удвоенной силой возносили молитвы, для всей общины устанавливался пост, часто сопровождавшийся и др. покаянными обрядами (посыпанием себя пеплом, ношением вретища, хождением босиком); совершались шествия вокруг мест поселения и по прилегающим территориям с торжественным перенесением особо почитаемых священных предметов.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Переходим к противоречиям сказаний Евангельских между собою. Здесь можно согласиться, что находятся некоторые незначительные разности в этих сказаниях, в особенности в том, что, по Матвею и Марку, ученикам Иисуса указано было сначала на Галилею, как на место свидания, между тем у Луки и Иоанна, исключая 21-ю главу, прямо говорится об явлениях в Иерусалиме. Но это достаточно объясняется различными источниками сказаний, которыми пользовались отдельные евангелисты. Здесь мы хотим припомнить золотые слова Лессинга, которые он направляет против попытки приверженцев «Вольфенбиттельских отрывков» – вывести из этих разностей недействительность события воскресения. «Если мы, – говорит Лессинг, – с Ливием и Дионисием, Полибием и Тацитом обращаемся так либерально и благородно, что не подвергаем их пытке за каждое слово, то почему не относимся так же к Матвею и Марку, Луке и Иоанну»? И в другом месте: «Если Ливий и Полибий, Дионисий и Тацит об одном и том же сражении или об одной и той же осаде сообщают каждый обстоятельства столь различные, что обстоятельства одного обличают в совершенной лжи обстоятельства другого, то поэтому отвергают ли когда-нибудь самое происшествие, в отношении к которому он согласны? Неужели никогда не решаются верить им прежде, чем придумают средства и способы те противоречащие разности обстоятельств, по крайней мере, как бодливых козлов, запереть в тесное стойло, в котором они должны оставить свое противодействие друг другу»? Эти разности, как говорит Бейшлаг, ни что иное, как неизбежные неточности и затемнения, сообщенные устным преданием тем событиям, в которых в существе дела апостольское время было столь радостно уверено, что не чувствовало даже потребности в точной постановке и самых побочных обстоятельств. Обратимся к свидетелю, которого и Штраус не может и не хочет устранять, к Павлу и его Первому посланию к Коринфянам. «После всех, – говорит он здесь, при повествовании о явлениях Воскресшего, – явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор.15:8 ). Это пишет тот, кто, бесспорно, есть один из крепчайших духом и преданнейших истине людей, какие когда-нибудь существовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Афанасий должен был бежать из Александрии от подосланных Констанцием убийц – так же, как когда-то его предшественники Дионисий и Петр скрывались от палачей Деция и Максимина. Единодушные и согласные в тупом сопротивлении законам, которые угрожали древней вере, язычники утверждались в своих воззрениях при виде междоусобной борьбы в среде своих победителей. Они чувствовали, что поддерживаемое императорскою властью арианство работает для них. Рассказывают, что в 356-м г., набранные из язычников офицерами Констанция отряды ворвались в одну церковь в Александрии, где собралось православное население. С криками: «Констанций сделался эллином, и ариане признали наши таинства!» 414 , – они совершали здесь всевозможные осквернения святыни. Это было грубым, ошибочным толкованием происходивших событий, так как 356-й год – тот самый, в котором был издан один из законов Констанция против идолопоклонства. Но толпа своим чутьем определила положение вещей и, сделавши просто ошибку в именах, возвестила о будущем мстителе, который смотрел молча на страдания христианства и с нетерпением ожидал, когда наступит час восстановления эллинизма. 322 Promagister коллегии понтифексов: Corp. inscr. lat., t. VI, 1428, 1700, 2158; t. X, 1125. 329 Цицерон, Acad. II, 38, 121; Тит Ливий IV, 54; Плутарх, Numa 14; Дионисий Галикарнасский IV, 62,74; Aulu-Gelle X, 15; Corp. inscr. lat., t. IX, 4206–4208; Lex coloniae Genetivae 66, в Ернет. epigr., t. III, p. 101. 336 Цицерон, De leg. II, 12, 29. Сравн. Dict. pes ant. grecques et rom., t. II, p. 174, art. Dies. 348 Gesta proconsularia, quibus absolutus est Felix (в приложении к IX тому Oeuvres de saint Augustin, ed. Gaume, p. 1088). 354 Смотр. Duchesne, Le dossier du Donatisme, в Melange» d’archeologie et d’histoire de l’Ecole francaise de Home, 1890, p. 589 – 650. Сравн. замечания Boissier, Acad. des Inscriptions, 28 nov. 1890. 370 Corpus inscr. lat., t. VI, 1675, 1690–1691·, t. X, 5061. Сравн, Tillemont, Hist, des Empereurs, t. IV, p. 183, 218. 371 Евсевий, De vita Const.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 302 году до Рождества Христова, когда римскими консулами были Ливий Декстер и М.Емилий, по заверению Тита Ливия, греческий флот под начальством лакедемонца Клеонима подошел к берегу венетов. Клеоним послал туда несколько моряков своих для узнания местностей. Они, возвратившись, поведали ему, что этот берег есть узкая полоса земли, за которой находятся лагуны (заводи), наводняемые приливами моря, что недалеко оттуда заметен материк, это – равнина, окаймленная под небосклоном холмами, и что там находится устье глубокой реки, в которой они видели парусные суда. Клеоним приказал направить свой флот к этой реке и плыть по ней вверх. Река оказалась непроходимой для больших кораблей, а легкие суда доставили многочисленных солдат к полям, народонаселенным и обрабатываемым тремя городищами падуанцев. Тут греки высадились, оставив несколько человек стеречь суда, вторглись в городища эти, зажгли их, захватили людей со стадами и в чаянии большей добычи далеко уклонились от судов своих. При первом известии о сем падуанцы, постоянно вооруженные по причине соседства галлов, составили два отряда из своей молодежи. Один из них пошел на те поля, где неприятели вроссыпь грабили жителей, а другой, избегая встречи с этими разбойниками, отправился иной дорогой к месту стоянки греческих кораблей, в 14-ти милях от Падуи. Тут он перебил стражу и напал на малые суда, кои, однако, греки перевели к другому берегу. А первый отряд окружил грабителей со всех сторон и истребил их. Победители, узнавши от пленных, что царь Клеоним с своим флотом стоит в трех милях от них, оставили пленных в ближнем селении, а сами сели, одни – на свои плоскодонные барки, легко скользящие по лагунам, а другие – на захваченные легкие суда греков, и, направившись к флоту, окружили большие корабли, стоявшие неподвижно, и некоторые из них взяли, а несколько сожгли. Тогда Клеоним удалился, уведши с собой едва пятую часть флота. Вся добыча, доставшаяся падуанцам от лакедемонян, долгое время хранилась в капище Юноны. Ее видели современники Тита Ливия (4-й год по Р.Х.). А годовщина этой морской победы ежелетно праздновалась в Падуе гонкой судов по реке, прорезывающей сей город 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010