«Итальянская легенда», см. Лев Марсикан (Остийский) Иштван (Стефан) I Святой, кор. венгерский (997–1038) II, V, 57–58, 88, 107–108, 108, 133, 137, 297, 350, 350–351, 366 Иштван (Стефан) II, кор. венгерский (1114/6–1131) IV, V, 200, 240, 240, 310, 363, 363, 365–366, 365, 367 Иштван (Стефан) III, кор. венгерский (1162–1172) V, 252, 370–371, 371 Иштван (Стефан) IV, (анти)кор. венгерский (1163–1165) V, 252, 370, 370 Иштван V, кор. венгерский (1270–1272) V Кадлубек, см. Винцентий Кадлубек Каждан А. П. (Kazhdan А.) 198 Казимир I Восстановитель, кн. польский (ок. 1038/9–1058) IV, VI, IXa, 81, 99, 99, 110, 112, 137, 173, 173–174, 229, 229–230, 300–301, 300–301, 344–345, 345, 351 Казимир II Справедливый, кн. польский (1177–1194) IV, VI, IXa, 200, 250–251, 250–251, 296, 306, 308, 310–319, 310–322, 322, 345–346, 345–346 Каллист (Каликст) II, п. римский (1119–1124) 285, 285 Калоиоанн, см. Иоанн II Комнин Кальман (Коломан), кор. венгерский (1095–1114/6) V, IXb, 177, 202, 202, 210, 210, 236, 240, 240, 255, 307, 310, 348, 360–361, 361, 363–366, 363, 365, 368, 370 Кальман (Коломан), с. венгерского кор. Эндре II, кор. галицкий (1214–1219, ум. в 1241 г.) V, 372 Кальман (Коломан), с. претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) V, 364 Капетинги, династия французских кор. (987–1792) II, 138, 238, 374 Карвазиньска Я., см. Karwasiska J. Карл I Великий, кор. франкский (768–814, имп. с 800 г.) I, 22–23, 46, 56, 141, 221, 238, 243, 268, 373 Карл II Лысый, кор. западнофранкский (840–877, имп. франкский с 875 г.) I, 17, 21, 21 Карл III, кор. восточнофранкский (876–888, имп. франкский с 885 г.) I Карл, кор. бургундский и провансальский (ум. в 863 г.) I, 54 Карломан, кор. восточнофранкский (876–880) I, 32, 32, 34 Каролинги, династия франкских кор. и имп. (сер. VIII–X вв.) I, 31, 162, 374 Каспар Э., см. Caspar Е. Кассиодор, полигистор (ум. ок. 580 г.) 215 «Кведлинбургские анналы» (нач. XI в.) 63–64, 70, 78, 84–85, 117, 228, 235, 278–279 Кёпке Р, см. Кöрке R. «Киевская летопись» (XII в.) 311, 321, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Может быть, что-то приятное узнаем…- сказал Виктор Алексеевич,- тебе не мешает прокатиться. Что «приятное» - не сказал. Повез тот же кучер Андрон, «счастливый»,- «к Каменному мосту!». У моста они сошли. Виктор Алексеевич попросил показать то место. Это был первый выступ, справа, ко Храму Христа Спасителя. Они постояли, смотря на обмелевшую реку, на зеленые косы речной травы, струившиеся по дну. - С такой высоты!.,.ты бы об лед расшиблась!..- сказал Виктор Алексеевич в ужасе. - Тогда вода близко совсем была…- сказала Даринька и перекрестилась.- У меня кружится голова, пойдем. Видишь, часовня на уголку? Это- Николая Чудотворца. Всегда с тетей заходили, как проходили мимо. - Вот как,- удивился Виктор Алексеевич,- е м у часовня здесь!.. - Вон, голубая, на углу. Образ снаружи. Тот бутошник страшно похож был на этот образ… вот закрою глаза - и вижу… Они перешли мост и на углу, налево, увидели часовню, пристроенную к углу дома, смотревшую как раз на мостовой въезд. В ее стене, на Всехсвятский Проезд, помещалась икона Николая Чудотворца. Угодник был облачен в серебряную ризу, в митре; в левой руке Евангелие, правая - благословляет. Долго смотрели они на образ, на изображение строгого лица, в седой бородке, с резко означенными морщинами сумрачного чела. Даринька хотела отслужить молебен, но иеромонаха не было, сидел у тарелочки за столиком старенький монах. Она подала на блюдечко и просила отслужить благодарственный молебен, «за спасение», когда будет иеромонах. - А теперь надо отыскать того бутошника,- сказал Виктор Алексеевич и спросил стоявшего на посту городового, есть ли у них в квартале старичок бутошник. Тот ответил, что старичка у них нет. А года два-три тому? Он не знал, здесь он другой год только. Управление квартала было на Знаменке. Поехали на Знаменку. В управлении сказал им квартальный пристав, что и два года тому старичка не было, место это ответственное, приречное, у Кремля,- назначают сюда народ здоровый, бравый. Здесь он пять лет, не помнит никакого старичка. Да верно ли? Им очень это важно: старичок бутошник, в самый ледоход ночью, в конце марта 1875 года, под Великий понедельник, спас одну девушку, которая хотела кинуться с моста, вовремя удержал. Пристав поулыбался: быть этого не может, о всех важных случаях подается рапорт, и он, конечно, помнил бы. Вот отлично помнит, как в прошлом году, тоже в водополье, вытащил багром пьяного портного… а года два тому, тоже ночью, убило дышлом старуху. Они просили, нельзя ли по книгам справиться?.. Можно. Он велел подать книгу рапортов и дежурств, где, кто и когда стоял на посту и какие были происшествия. За 75-й год найдено, что в ночь на …марта, стоял на посту у моста старший унтер Комков, подавший рапорт о драке и избиении какого-то цехового, найденного в бесчувственном состоянии у Боровицких ворот с проломом черепа. Больше ничего не было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Руб. – В пользу бывших воспитанников. Руб. —14— Профессор той же Академии Петр Иванович Цветков Базанова, Юлия Ивановна Кельх, Варвара Петровна (урожд. Базанова) II. Пожизненные члены а) Высокопреосвященные: Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Амвросий, Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Финляндский Владимир, Архиепископ Казанский Ионафан, Архиепископ Ярославский Сергий, Архиепископ Владимирский Феогност, Архиепископ Новгородский б) Преосвященные: Агафангел, Епископ Тобольский Агафодор, Епископ Ставропольский Александр, Епископ Калужский Анастасий, Епископ Воронежский Антонин, Епископ Псковский Арсений, Епископ Кирилловский Варсонофий, Епископ Симбирский Виссарион, Епископ Костромской Герман, Епископ бывший Кавказский Гурий, Епископ Смоленский Димитрий, Епископ Подольский Дионисий, Епископ Уфимский Иаков, Епископ Чигиринский Иоанникий, Епископ Угличский Иоанн, Епископ Елисаветградский Макарий, Епископ Камчатский Мисаил, Епископ Орловский Нестор, Епископ Дмитровский Никанор, Епископ Архангельский Николай, Епископ Алеутский Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Ал-еев., Моск. куп. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. Ворсонофия, игуменья Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Стат. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, Ал-др Иван., Моск. куп. Голубинский, Евг. Евсигн., проф. М. Д. Академии Григорий, Архим., Наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Феодор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Никол. Никол., Моск. куп., церк. староста М. Д. Академии Ильинский, Ал-др Симеон. Прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., Секретарь Университета св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Карякин, Мих. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., Прот. Моск. Клириков, Ал-др Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Ник. Ал-др., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из Москвы писал мне от 26-го ч. преосвящ. Игнатий: „Усердно благодарю за письмо от 19-го числа, полученное мной в самый праздник Рождества Христова после обедни. И меня сильно потрясла весть о Преосв. Леониде. Я писал Вам об обстоятельствах его кончины, но не знаю, и не помню, всё ли тогда написал. Преосвящ. Леонид в зимнее время успел объехать почти всю епархию; незадолго до его кончины Секретарь Консистории писал Андрон. Архимандриту, что всех их удивляет Владыка, который в лютые морозы в открытых санях ездит по епархии и уже в Бабаевский монастырь поехал в санях открытых. Бабаев монастырь очень близко от Ярославля, а от церквей епархии Ярославской ещё ближе. В августе он очень простудился в Толгском монастыре, и когда, после, по возвращении в Ярославль, был приглашён доктор, не смотря на нежелание Владыки видеть его, то доктор сказал, что если бы двумя часами его позднее пригласили, исход мог бы быть смертельным. Недавно Преосвященный жаловался в Ярославле на сильный угар, но, по отзывам других, это был не угар, а лёгкий нервный удар. Накануне смерти он был очень доволен и весел и, окончив обозрение своих церквей, прилегающих к монастырю Бабаевскому, хотел домой возвратиться, но был удержан Архимандритом, который заметил его усталость. —457— 1876 г. Для меня знаменательно и поразительно следующее. Владыка Леонид всегда с особым благоговением приступал к св. причащению, и всегда сильно желал приступить к сему таинству перед смертью, – и Бог даровал ему сие утешение. Не прошло минуты после причащения, – и он преставился. Между нами сказать: перемещение в Ярославль ему не совсем было по сердцу, так к Москве он привык. Я не мог быть на его погребении, потому что нельзя было Москву оставить“. 30-го ч. писал мне из Витебска кафедральный протоиерей В. Покровский: „Икона Иверские Божия Матери, привезённая 13-го июня сего года из Москвы и предназначавшаяся для часовни, действительно помещена в киоте, за левым клиросом, но побуждением к этому было то, что, с прибытием сей св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все исследованные развалины домов датируются к V-VI вв., когда окрестные земли, видимо, принадлежали большому числу мелких владельцев (к этому времени аристократические виллы пришли в упадок и земли распродавались мелкими участками). В V в. сформировалась зап. часть селения с крупной виллой (подобные ей есть в Киркбизе) и базиликой. На 2-м этапе появилась застройка сев. и юж. частей селения. В VI в. начался 3-й этап развития, когда наиболее активно застраивалась вост. часть. Вскоре после завершения экономического подъема, в кон. VI в., Бахью было полностью покинуто жителями. Эпиграфика в селении не описана. В Бахью были 2 христ. церкви. Зап. базилика 3-нефная; хорошо сохранился ее зап. портал. Она была построена в 1-й пол. или в сер. V в., имела алтарную апсиду прямоугольной формы; с запада к ней примыкал атриум с колоннадой. Вост. базилика также была 3-нефной (17,3×11,75 м), сохранилась плохо; была построена в 1-й пол. VI в.; нефы в интерьере разделяли необычно широкие аркады. К основному храму были пристроены помещения для клириков и 2 открытых атриума; архитектурные детали имеют параллели с деталями базилики в Кальб-Лузе. Восточная базилика в Бакирхе. 546 г. (    ; древнее название - Капрокера; греч. Καπροκρα) ( Burns. 1999. P. 69-70; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1359-1360), поселение возникло в рим. эпоху; в IV-V вв. переросло в крупную христ. общину, к-рая содержала неск. храмов и мон-рей. Среди гражданских построек археологи обследовали андрон (по определению Чаленко), 3-этажную оборонительную башню высотой 11 м, языческий храм. В центре поселения находилась 3-нефная базилика (2-я пол. IV в.); сохранившиеся аркады ее внутренних стен, поддерживаемые колоннами, обстроены совр. крестьянскими дворами. Нефы разделялись 2 рядами дорических колонн. Возможно, в V в. помещение юж. пастофория возле алтарной апсиды было расширено для мартирия. Также в вост. части поселения находились базилика и часовня (VI в.), плохо сохранившиеся до наст. времени. В их конструкциях есть следы подковообразных арок, к-рые представляют собой один из наиболее ранних примеров использования такого архитектурного элемента в Сирии.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Сердечно желаю Вам и вашему семейству в новом лете, сколько можно, меньше мрачных, пасмурных дней и, сколько можно, больше дней ясных, светлых, радостных, наипаче же желаю Вам от Творца времен и лет мира, здравия и душевного спокойствия. Весьма отрадно слышать, что Ваша поездка за границу не осталась для Вас бесплодною; но желательно, чтоб Ваши поездки за пределы земли русской не повторялись более. А если Вам и понадобится подышать чистым воздухом и попользоваться какими-нибудь водами, минеральными или морскими, извольте отправляться на Кавказ или в Крым, а по пути заезжайте в Харьков, где Вас встретят с распростертыми дружескими объятиями. Вы пишете, что вспомнили о мне в Витебске, а я разве забывал Вас хоть на один день в Харькове? У меня в двух комнатах на окнах стоят Ваши портреты, и я каждый день по нескольку раз на них взираю и о Вас воспоминаю. Тем более воспоминаю о Вас, что здесь, до сих пор, среди многого множества людей, я не обрел ещё человека по сердцу, с кем бы мог так сердечно беседовать, как беседовал некогда с Вами. В Вашем, дорогом для меня письме, простите, не понравилась мне одна фраза: полагаю предел моему слову, да не обременит оно и пр. Желал бы я, чтобы впредь таких, неприятных для меня, фраз в Ваших посланиях не было и чтобы Вы не слишком скоро полагали предел Вашей дружеской со мною беседе, которая меня никогда не обременяла и не обременит». Из Москвы писал мне от 26-го ч. преосвящ. Игнатий: «Усердно благодарю за письмо от 19-го числа, полученное мною в самый праздник Рождества Христова после обедни. И меня сильно потрясла весть о Преосв. Леониде. Я писал Вам об обстоятельствах его кончины, но не знаю, и не помню, всё ли тогда написал. Преосвящ. Леонид в зимнее время успел объехать почти всю епархию; незадолго до его кончины Секретарь Консистории писал Андрон. Архимандриту, что всех их удивляет Владыка, который в лютые морозы в открытых санях ездит по епархии и уже в Бабаевский монастырь поехал в санях открытых. Бабаев монастырь очень близко от Ярославля, а от церквей епархии Ярославской ещё ближе.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1999. P. 219-220; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1702-1703), ранневизант. селение средних размеров в горах Эз-Завия, одно из наиболее хорошо сохранившихся. Здесь есть неск. десятков домовладений, преимущественно III - сер. VI в., периода расцвета поселения. В средние века Сарджилла была населена до IX-X вв., а также на некоторое время возрождалась в кон. XII-XIII в. Несколько крупных общественных зданий в центре селения составляют внушительный ансамбль, отличающийся художественной ценностью от обычной хаотичной застройки М. г. Центр селения находится в небольшой низине, где был поставлен андрон - 2-этажное здание, украшенное портиком по фасаду 1-го этажа. К северо-западу от него расположены большие термы, построенные, согласно надписи, в 473 г. Это один из крупнейших комплексов античных терм, известных в Сирии; возник уже в визант. эпоху, что является редкостью. В нач. XX в. внутри еще существовала мозаика, ныне разрушенная, посвященная неким Юлиану и его супруге Домне. К юго-востоку от андрона расположена небольшая 3-нефная базилика (12×17 м), одна из древнейших в М. г. В найденной здесь надписи указано, что церковь была построена в 372 г., но нек-рые исследователи предполагают, что она могла быть возведена и несколько раньше этой даты. Первоначально она была однонефной, но в ходе нескольких перестроек в V-VI вв. получила 3-нефную структуру. Базилика имеет полукруглую апсиду, к-рая вписана в габариты вост. стены храма только наполовину, так что заметно выступает с вост. стороны. Такая «смешанная» конструкция алтарной части необычна для данного региона. С юж. стороны к базилике пристроен атриум неправильной формы, в к-ром находится гробница с пирамидальной крышей и 3 безымянными саркофагами. В средние века базилика была переоборудована в мечеть; в ее юж. стене сохранился михраб; также присутствуют араб. граффити. Синхар (  ; Суннухар) (TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1747), одно из крупнейших позднеантичных поселений в горах Симъан в 7 км к юго-востоку от Дайр-Симъана; существовало со II по VII в.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

109 Автограф сего письма передал в Моск. Епарх. Библиотеку протоиереем И. Е. Соколовым, родственным о. Гермогену. 111 Купеческого и мещанского сословий. Некоторые желали, чтобы выбор старосты учинен был преимущественно из купеческого сословия. 112 Сказание об обретении и открытии честных мощей иже во святых отца нашего Митрофана. М. 1846, стр. 9 – 10. 114 Филаретов. Юбилейный сборник, т. I. Стр. 405 – 409. См. Слово Филарета, произнесенное 16 дек. 1834 г. 115 Письма Филарета к митрополиту новгородскому Григорию с моими подстрочными примечаниями (в ноябр. кн. Чтений в Обществе люб. дух. просвещения, 1877, стр. 129–130). Ср. 42 письмо м. Филарета к преосвящ. Виталию, епископу дмитровскому. 116 В монастырской ризнице хранится мраморное изваяние графа А. И. Остермана, изображающее то мгновение, когда он лишился руки на полях Кульма; на подножии его вырезано: Vides horam, Nescis horam. Толстые родственны Лопухиным, погребенным в Знаменской монастырской церкви. 117 О ней и других постройках см. в книге: „Историч. опис. Спасо-Андрон. мон.“, соч. архим. Сергия, ныне епископа могилевского. М. 1865, стр. 82–85, 87–88. Еще в 1842 г., при жизни Гермогена, напечатана была книга: „Спасо-Андроников“, сочинение Н. Иванчина-Писарева. Автор изъявляет свою благодарность за труд, который о. Гермоген взял на себя сопутствовать ему по всем местам монастыря (стр, 46). 118 Из дел монастырского архива видно, что Павел Аввакумов служил в штате межевой канцелярии смотрителем чертежного архива, был чиновником 9 класса и имел знак отличия беспорочной службы, за XV лет. Он, холостой, определен в число братства монастыря 13 мая 1836 г. посвящен в стихарь в ноябре того же года, но остался непостриженным из-за того только, чтобы не лишиться ему пенсии (56 р. 64 к. сер.). На него, говорят, обратил внимание митрополит Иннокентий (16 авг. 1868 г.). „Он ведет себя примерно хорошо», сказал настоятель (архимандрит Иннокентий), указывая на него, а владыка возразил с добродушной улыбкой: „да он в таких летах, что поневоле должен быть хорош“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Ср. там же у р. Пукши имение Ашалаево Ашихмины Денис Еремеевич с братьями, помещики, 1675 г., Мценск Ашихта Данило Федорович Загряжский [см. Загряжские], вторая половина XVI в. Аштуев Якуш, крестьянин, 1490 г., Новгород Ашушкин Киприан, помещик, 1643 г., Белоозеро Ащера см. Ощера Аяцкие , новгородцы, выписанные к концу XV в. из Великого Новгорода в Нижегородский уезд; вероятно, правильнее Ояцкие, от р. Ояти [см. Ояцкие] Б Баба, Бабич , князья, XIV–XV вв., Литва; на службе в Москве князья Бабичевы [см. Колышка] Бабаев Семен Евстафьевич, грек, выехал служить в Москву и в 1622 г. получил поместье в Угличе Баба, бабай – дед, старик (турецк.) [Ср. Бобай] Бабанины Давид и Омена [см. Омена], 1565 г., Казань Бабаровы Яков и Иван, крестьяне, 1627 г., Белев Бабарншн Порфирий, старец Троицкого монастыря, 1570 г. Бабаха Воропанов [см. Воропанов], подьячий, 1518 г. Бабаха – оладья, лепешка Бабахин Иван Никифорович, 1540 г., Арзамас Бабей Иван, крестьянин, 1585 г., Владимир Бабенов Аксен, посадский человек, 1614 г., Тверь Бабиков Савелий, помещик, 1590 г., Арзамас Бабин Иван Захарович, 1556 г., Кашира; Бабины, XVI–XVII вв., Кашира и Коломна Бабицын Андрон, 1664 г., Устюг Бабкины , бояре, XV в., Новгород; Афанасий Бабкин, дьяк, 1546–1560 гг., Москва; другой род Бабкиных в Твери, отрасль рода Марка Демидова Бабуев Епиш [см. Епиша], крестьянин, 1530 г., Москва Бабурины , помещики, XVI в., Рязань Бабура – мотылек; бабурка – зольник, загнет в русской печи, куда отгребают жар Бабухин Пятый, таможенный голова, 1605 г., Суздаль Бабушка, Бабушкины : Тит Романович Бабушкин, 1592 г., Арзамас Бабьевский Андрей, подьячий, 1638 г., Москва Багопя Григорий Игнатьевич, слуга Калязина монастыря, конец XV в. Бегно – грязь (древнерусск.); багон – багульник; баган, бегун – добрый дух, покровитель скота (белорус.); баган: 1) жердь, 2) сошный крюк, 3) заика, косноязычный, таранта (Даль) Багор Григорий, 1582 г., Новгород Баграков см. Батраков Багрим Неклюдов-Лопырев [см. Неклюд, Лопырев], 1584 г., Переяславль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ново-Спасский , ставропигиальный, 1 кл., в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII в. св. кн. Московским Даниилом (см. 4 мар.) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 г. переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 г. перенесен на нынешнее „Новое“ место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 г. в византийско-русском стиле вел. кн. Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня мон. – изящной архитектуры, в 33 саж. вышины. В мон. находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 г. повелением царя Алексея Михайловича из г. Хлынова, Вятской губ., был принесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за совершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский мон., в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери – Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, материю царя Михаила Феодоровича; в) на столпе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. мон.); г) ее же келейная икона, находящаяся в мон. с 1608 г. и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сент. Писийской или Писидийской – Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI в. и о которой на VII Всел. Соборе было утверждено сообщение св. Германа, патр. Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что „находящаяся в Писидийском Созополе (в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира“; Богоматерь на этой св. иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010