разделы   рассылка  распечатать Анатолий Стародубец Долгая дорога к вере Интервью с Николаем Бурляевым Источник:  Тверская 13 Народного артиста России Николая БУРЛЯЕВА, которому недавно исполнилось 60 лет, мы знаем по фильмам " Иваново детство " , " Герой нашего времени " , " Андрей Рублев " , " Игрок " , " Маленькие трагедии " , " Военно-полевой роман " ... В начале 1990-х Бурляев создал международный кинофорум " Золотой витязь " , работающий под девизом: " За нравственные, христианские идеалы За возвышение души человека! " Мы сидим на лавочке в монастыре Давидова пустынь близ подмосковного Серпухова. Церковные купола отливают золотом даже в бессолнечную погоду нынешней аномально теплой зимы... – Смотрите, чудо какое, – начинает разговор Николай Бурляев, крестится сам, крестит диктофон. – Ну, с Богом... – Николай Петрович, в вашей судьбе актерская профессия – что-то неотвратимое или у вас был выбор? – Выбор есть всегда. Я с детства хотел быть поэтом и писателем, всю жизнь писал в стол. А первую книгу издал только в 56 лет. В том, что я начал сниматься в кино, отчасти виноват Андрон Михалков-Кончаловский, который пригласил меня в 1960 году в свою студенческую короткометражку " Мальчик и голубь " . Но, наверное, это все равно бы случилось – в моих жилах течет актерская кровь. Бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами, снимался в кино мой старший брат. Я часто заходил к нему на съемочную площадку, пробовался на роли. Меня все как бы подталкивало к этому. – Сыграв у Андрея Тарковского в 14 лет юного разведчика Ивана в экранизации одноименного рассказа Владимира Богомолова, а в 18 – сына колокольных дел мастера Бориску в " Андрее Рублеве " , вы получили международное признание. Ранняя слава вам сильно вскружила голову? – Всякое бывало. Мой первый бокал спиртного мне налил Володя Высоцкий. Мы вместе возвращались со студии после проб на " Иваново детство " , зашли в кафе сада " Эрмитаж " , он купил бутылку шампанского. С этого момента пошла-поехала богемная жизнь с ее бесконечными застольями. Что меня удержало от участи пьяницы? Каждому из людей Бог дает волю. Надо это использовать, а не плыть по течению. Тело – храм для души, и храм этот должен оставаться чистым. Значит, надо отвергать все, что убивает, калечит твое физическое здоровье. Я, например, не курю и давно забыл вкус алкоголя.

http://religare.ru/2_37153.html

Алла, лат. значение неясно, возможно, от названия народа «аланы» Алфер, Алферий, Алфий, др. евр. «перемена» Альбер, см. Альберт Альберт, герм. «знатный и знаменитый» Альбина, лат. «белая, чистая» Альвиан, Алифан, герм. «благородный друг» Альвина, ж. к Альвиан Альмира, этимология неясна Альфред, герм. «миролюбивый» Аля, уменьш. от Алина, Альбина и т. п. Ананий, Анания, Ананья, др. евр. «благодать божия» Анастас, Анастасий, гр. «воскресший» Анастасия, ж. к. Анастасий Анатолий, гр. «восточный» Анатолия, ж. к Анатолий Ангелина, гр. «ангельская» Андрей, гр. «мужественный, сильный» Андриан, Андриян, см. Адриан Андроник, Андрон, Ондрос, гр. «победитель мужей» Анжела, фр. от Ангелина (см.) Анжелина, уменьш. от Анжела Анжил, м. к. Анжела Анжелика, уменьш. от Анжела Аникей, Оникей, Аникита, гр. «непобедимый» или от Иоанникий (этимология неясна) Анисим, Онисим, гр. «полезный» Анисья, Анисия, гр. «успех» Анна, др. евр. «благодать» Аннета, уменьш. от Анна Анри, фр. (из герм. «домоправитель») Антип, Антипа, Антипий, гр. «упорный, крепкий» Антон, Антоний, лат. «бесценный» Антонина, ж. к Антонин, лат. «принадлежащий Антонию» Антония, ж. к Антоний Антуанетта, ж. к Антуан, фр. эквивалент, русск. Антон (см.) Анфим, Анфимий, гр. «цветущий» Анфиса, Анфуса, гр. «цветущая» Анфия, гр. «прозябающая» Анэлриетта, от фр. Анель и Генриетта Аполина, от Аполлинария (см.) Аполлинарий, гр. «посвященный Аполлону» Аполлинария, ж. к Аполлинарий Аполлон, гр. «губитель», т. е. «бог всесжигающего солнца» Ардалион, гр. «замарашка» Арефа, Арефий, Ореф, ар. «орел» Ариадна, гр. «святейшая» Арист, Арис, гр. Арес – «бог войны» Аристарх, Алистарх, Астах, гр. «высший начальник», «глава лучших» Аристид, гр. «посвященный Аресу» Аристида, ж. к Аристид Аркадий, гр. «пастух» Арнольд, герм. «могучий орел» Арсений, гр. «мужественный» Артамон, Артемон, гр. «парус» Артем, Артема, Артемий, гр. «здоровый, свежий» Артур, кельт. «могучий, сильный» Архелая, гр. «предводительница» Архип, Архипп, гр. «начальник конницы» Аскольд, сканд.–др. русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

– Сам сны вижу. Ворочусь, когда будет воля. Повел Илью на базар, купил в подарок отцу теплую рубаху и медную трубку. – Скажи, что живу ладно, не пьянствую. А в кабалу не желаю. Пошел корабль дальше. Стало Илье грустно от этой нежданной встречи. Все думал: в турках живет Панфил – и доволен. И стало ему горько: совсем черной показалась ему жизнь, на которую добровольно едет. И еще подумал: нет, это все искушение мне, вот и буря пугала. Вечером помолился Илья на западающее солнце и укрепился. Не было больше искушений. Двадцать два года исполнилось Илье, когда вернулся он в Ляпунове. IX А в Ляпунове за это время многое изменилось. Сломали старую церковь и возвели новую, пошире, вывели широкий и низкий купол и поставили малый крест. И стала церковь похожа на каравай. Прежняя была лучше. Помер маляр Терешка и кузнец Иван Сила – сгорел от вина и горя: тосковал по сыну. Некому было отдать гостинцы. Помер и Спиридоша-повар, и конюх Андрон, и еще многие. Рад был Илья, что еще жива тетка Агафья. Жил теперь Илья на скотном дворе, во флигельке, – на воле. Когда вернулся, призвал его на крыльцо барин и удивился: – Ну, здравствуй, Илья. Тебя и не узнаешь! Будто барин… Стал ты красивый малый. Ну, спасибо. Похвалил привезенную в подарок картину – «Препоясание апостола Петра», – давал за нее Илье триста лир содержатель таверны, – и приказал повесить в банкетной зале. Похвалил, что справил себе Илья хорошую одежу – сюртук, табачного цвета, с бархатными бочками, жилет из голубого Манчестера и серые клетчатые брюки. –Теперь можешь показаться гостям с приятностью. Похвалил и за разумное поведение: – Так и думал: сопьется мой Илья с этими беспутными итальянцами! А ты вон какой оказался. Будь покоен, я твоих трудов не забуду. Стало мне твое обучение за тысячу серебра, вот и распишешь церковь. А там увидим. Обед велел брать артельный и еще, как награду, отпускать с барского стола сладкое кушанье: привык небось к разным макаронам! А самая большая перемена была, что женился барин, и другой год, как родился у него наследник. Взял из Вышата-Темного, из рода господ Вышатовых, красавицу. Собиралась она после отцовой смерти в монастырь уйти, а барин тут и посватался. Узнал Илья, что молодая барыня тихая и ласковая, никогда от нее плохого слова не слышат. В своем Вышатове дом отдала мужикам под стариков и сирот, хоть и сердился барин. Рассказывали Илье, что и барин переменился: стал совсем тихий и ходит за барыней по нитке: все баловство бросил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

1496 г. об учинении межи между землями м-ря и Льва Васильева); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память обретения честных мощей св. Яросл. чудотв. кн. Феодора и чад его Дав. и Конст. 5 марта); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., V, 372 (архим. Феофил подписал акт избрания ц. Мих. Феод. в 1613 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Феофил подписал грам. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому в 1614 г.); 1789 г., XI, 247 (архим. Каллист Поборский, с 1703 г. архиеп. Твер.), 249 (архим. Арсений в 1687 г. переведен в Спасо-Андрон. м-рь, а на место его назнач. архим. Соловец. м-ря Иларион), 252 (архим. Иларион, с 1691 г. митроп. Псков., а на место его перевед. игум. Никол.-Угреш. м-ря Иосиф); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 106 (в духовн. 1509 г. кн. Дм. Ив. Углицкого сказано: «в Ярославль к Спасу в м-рь»); 1791 г., VII, 114, 160 (приговор. грам. 1580 и 1584 г. о монаст. вотчинах; архим. Феодосий); “Переписн. книги Москвы”, I, 7 (м-рь в 1626 г. имел подворье в Китай городе в 8 саж. от город. стены), 30 (опись 1742 г. монаст. подворья в Китай городе, в приходе ц. Иоанна Богослова, что под Вязом); 1638 г., 21 (подворье Спасс. м-ря из Ярославля большого, а живет на нем монаст. стряпчей Андрей Васильев, да человек его Самойлик Федоров с пищальми); “Русск. истор. Библиот.”, I, 152, 153 (памятн. смутн. времени; действия неприятеля в слободе м-ря); III, 259 (архим. м-ря Иосиф, с 1565 г. еписк. Коломенский); IV, 849 (Палинодия 1621 г.; 19 сент. память св. благовер. кн. Феодора Смоленского, нового чудотв., и чадо его Константина), 851 (там же; 3 марта обрет. мощей св. кн. Феодора Смоленского Ярославского, и чад его Давида и Константина, новых чудотвор.); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Спасского м-ря из Ярославля: объярь светловишневая, дороги желтые, и 10 золотых). 459. Спасо – Преображенский – Геронтиева – Владимирская – Подгородная , мужская пустынь, ныне слобода Геронтьевская Пустынка, Казанской губерн., Чебоксарского у., в 1 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Екатер. II в 1764 г.), строитель старец Еустифей Болоткин. Строители подписывались после келарей. 77 В летописях говорится, что 20 апреля пострадал Спас в Чигасове. Карамз. VIII, примеч. VII и 173. 82 Двухдневный пожар, говорит Мартин-Бер (стр. 208), превратил в пепел обширную столицу Русского царства, имевшую в окружности более 4 миль. 83 Божии церкви и монастыри (Поляки) осквернили и разорили, раки чудотворных мощей разсекли и чудотворные мощи поругали и во многих церквах лошади поставили. Ист. Г. Р. т. XII, примеч. 732. То недивно, что святые Божии терпят за грехи народа от неверующих врагов сего народа; то более удивительно, что святые мощи и иконы их терпят кощунному неверию исшедших из среды народа православного. 87 Должность келаря известна с самого основания монашества в России. Права и обязанности келаря обозначены при Алексее Михайловиче в указе Спасо-Ефимиеву монастырю так: «Келарю благословясь у архимандрита ведать монастырь и монастырское всякое строение и монастырские вотчины и монастырскую денежную казну... а которые старцы будут не послушны, учнут жить самовольством, пить, без спросу ходить, тех смирять по совету с архимандритом»... В сей же грамоте определены и обязанности монастырского собора. (Акты Археогр. Экспед. т. III. 439). Келарь, значит, был то же, что наместник ныне. 89 Архив Иностр. Дел. Духов. Росс. дела. В 1678 г. за Андрониковым монастырем было в Звенигороде крестьянских и бобыльских 3 двора, в Переславле-Залесском 17 дворов, в Рузе 4 двора. Арх. Иностр. Дел 1678 г. 15, связка 10. Прочие все почти были в Московском уезде. 90 Опис. Госуд. Арх. Старых дел. Иванова, стр. 344. Нарост 20 дворов, в 19 лет, на 190 незначителен. 96 Хотя в Андрон. синодике записан выше рода Феодора Абрамовича род Илариона Димитриевича Лопухина, думного дворянина, двоюродного дяди царицы, скончавшегося в 1671 году, но в синодиках записывались фамилии и не похороненные в том монастыре. 98 Можно относить построение сих храмов и к 1728–1731 годам, когда по воцарении внука ее Петра II при Евдокии составлен был штат и на содержание ее и двора ее отпускалось 60.000 руб. в год. Но как в отношении к достоинству царицы, так и в отношении к древнему обычаю чтить память отцов неотложно неугасаемою лампадою, естественнее предполагать более раннее, показанное время построения церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В этот день начиналась заготовка и калины. В разных местах России этот день также называли: Наталья, Натальи Овсяницы, Овсяница, Рябинники, Адриан, Одриян, Одриян и Наталья. 25 авг./7 сент. русские люди также молились св. Адриану Ондрусовскому (1549), восприемнику дочери Ивана Грозного, и поминали всех воинов, павших в Бородинском сражении. Андрон Звездочет Народное название дня свв. мчч. Проба, Тараха и Андроника (304), 12/25 окт. В народе Андрона считали звездочетом: он «метлой небо подметает, звезды очищает, луну обметает». К Андрону обращались с молитвой, чтобы «заветная звезда – судьба не закатилась». Андроник Московский Игумен († 1395), один из учеников св. Сергия Радонежского. В юном возрасте он пришел к прп. Сергию и попросил облечь его в иноческий образ. Св. Сергий с любовью принял юношу и при пострижении в монашество нарек ему имя Андроник. Долгое время прп. Андроник находился в послушании у св. Сергия, совершенствуясь и возрастая духовно. В воздержании и трудах он старался подражать своему наставнику. Св. Андроник отличался необычайно тихим и кротким характером и любовью к безмолвию. Однажды свт. Алексий, митрополит Московский, обратился к прп. Сергию с просьбой благословить прп. Андроника основать новый монастырь вблизи Москвы. Свт. Алексий рассказал, что, возвращаясь из Константинополя, он едва не погиб, когда корабль попал в бурю на Черном море. В момент крайней опасности святитель дал обет – основать храм в честь того святого или праздника, в день памяти которого они пристанут к берегу. Вскоре буря успокоилась. 16 авг., в день чествования Нерукотворного образа Спасителя, корабль благополучно достиг суши. Место для храма и новой обители свт. Алексий выбрал на высоком берегу р. Яузы. Прп. Сергий с радостью благословил своего ученика на святое дело. Память прп. Андронику отмечается 13/26 июня. В этот же день отмечается память иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева, подвизавшихся вместе с Андроником Московским. Анисия Желудочница Народное название св. мц. Анисии, 30 дек./12 янв. В день памяти этой святой крестьяне варили свиные желудки. По этим желудкам гадали о зиме. Обычно в эту пору завершался осенний убой скота, прежде всего свиней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

месяцеслов Св. Тр.-Сергиевой лавры», 10; “Книга степенная», I, 487, 527 (о начале Нижеградской пещеры); “Арханг. губ. вед.», 1861 г., 10 (архим. Ириней Ключарев); “Извл. из отч. Об.– Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. вед.», 1888 г., 41, 1142 (Церков. приход. школа при м-ре); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.», 13 (св. Дионисий), 16 (Евфросин); М. Толстой , “Кн. глагол. опис. о Россий. свят.», 12, 22 (св. Дионисий), 248, 444 (преп. Иоасаф); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 610, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иона); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; архим. Трифон); III, 176 (Па- триар. гр. 1628 г. архим. Рафаилу о наказании дьячка Семейка за найден. у него гадальн. тетради); “Акты истор.», I, 37 (Послание 1433 г. митроп. Ионы о посвящ. инока Павла в сан архимандрита); II, 107 (Отписка 1608 г. архим. Иоиля Лухов. пустыни о несогласии нижегородцев покориться Лжедмитрию); “Дополн. к Акт. истор.», II, 76 (Возвед. 1619 г. Филар. Никит. на патриар. престол; архим. Иов); IV, 29 (Акты 1656 г. о моров. поветрии), 43 (Наказн. память 1658 г. архим. Филарета старцу Онуфрию об управлении сел. Никольским и Рубским), 134 (Приемн. росписки 1663 г., ст. III, 337, архим. Герман); V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 99, архим. Иосиф; стр. 154, в 1675 г. архим. Симеон назначен в Спасо-Андрон. м-рь), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 131, имел во влад. 90 двор.), 80 (Гр. 1680 г. о невзимании с крестьян оброка; архим. Нил); X, 61 (Отписка 1682 г. рабочих архим. Нилу об исполнении ими в Москве поручений); XII, 50 (Память 1688 г. архим. Епифанию о принятии под начало крестьянина, оговорен. в расколе), 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 рубля); “Акты юридич.», 221 (Платежная 1615 г. в церков. дани и пошлин.), 290 (Поручн. 1648 г. по крестьян. и бобылях; архим. Герман); “Собр. госуд. грам. и договор.» I, 200 (Духовн. собор 1580 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

князю. 202 В 1501 г. перевед. сочинение Николая де Лиры: «На иудейское безверие», а в 1503 г. обличение Самуила, учителя Иудеям. 203 Послание к андрон. архимандр. Митрофану (изд. в Чтен. Общ. Ист. 1847 г.). Слова князя о Курицыне в разговоре с Иосифом (прим. 185) показывают, что во время разговора, т.е. 1503 г., Курицына не было уже в живых. 204 Отречение Геннадия изд. в 1. т. Акт. Археогр. с означением июня 1504 г.; в ркп. Толстова показано 26 июня 1504 г. В Соф. Вр. отречение Геннадия показано годом раньше Собора, но только потому, что там год начинается с сентября. 205 Если взять во внимание суровость века, дозволявшую самые ужасные казни за преступления, менее важные даже для гражданского порядка, то нельзя было винить Иосифа. Иосиф в 16 Слове защищает решение в. князя: «Аще ли кто речет: се суть градстии законы, а не св. Отец писание: то да увесть о градских законех, яко подобни суть пророческим и апостольским и св. Отец писанием». Это уже слишком много! Основание тут другое. В том нет сомнения, что Геннадию подали мысль о строгости против еретиков слухи об испанской инквизиции. Иосиф убеждает просить у Бога разрешения, как поступать в сем затруднительном случае. Это показывает, что и Иосиф чувствовал затруднение в своём положении; а вместе даёт видеть, что слово писано во время самого Собора. В волоколамской минее за октябрь 20) замечено: «по благословению игумена был в кельи у Василья Курицына»; в минее за декабрь и январь 21): «чел ее по благословению игумена Иосифа и старца Михаила Безсонина первый грешник пред Богом Васюк Курицын, прислан в св. монастырь к вел. чудотворцу Иосифу на смиренье». Сожжены были в клетке: дьяк Иван Волк Курицын, Димитрий Коноплев, Иван Максимов; Некрасу Рукавому отрезали язык, потом в Новгороде сожгли как его, так архимандр. Кассиана, брата его Ивана Самочерного, Григория Квашню, Димитрия Пустослова. Ник. Лет. 6, 132. 207 Зиновий в 53 Сл. Посл. Максима Грека , изд. в Скрыжали 1656 г. Сам Иосиф писал к в. к. Ивану Васил. о еретике Кленове, сосланном в волоколамский монастырь, жалуясь, что Кленов не посажен в тюрьму (в ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

191 Πανγυρις – общая сходка, праздник, базар… Славяне выделали из него: панаир, панагур, панадюр. 195 Βρακς – носящий широкое нижнее платье (βρακ), простонародный костюм. Μπακλης – мелочной продавец. 196 Так зовут укорительно и посмевательно в Константинополе и свои и чужие «Великую церковь » или Константинопольскую Патриархию. В переводе прозвище это значит: чёрный котел. Какой существенный оттенок мысли заключается в словах этих, скорее можно почувствовать, чем определить. 197 Фукидид упоминает о Линке, но так, что тоже не вдруг угадаешь, что именно он имеет в виду. Λγκος ставится у него уже в женском роде, след., как будто не значит реки, которую гений (каприз) греческого языка обыкновенно наделяет мужским родом, имея в виду, конечно, подразумеваемое слово: ποταμς – река. Но выражение его: π τ εσβολ τς Λγκου – при впадении Линка, ничему так не прилично, как реке. 199 В Илиаде завоевателям Трои помогают и вожди Пеонийские, в числе которых упоминается Астеропей, сын Пилегона. По имени этого Пилегона, вероятно, и звались некоторые Пеонцы Пелагонами. По Страбону, они же назывались Титанами, а Пелагония звалась когда-то Орестией (См. Кн. VII). 200 «Патриоты» в Пеласгах древности видят нынешних Албанцев, словопроизводство которых, несомненно, упирается в корень: albus. Славяне греческий (архи)пелаг зовут белым морем… Итак, ПЕЛ… не есть ли простая, беспереводная, передача славянского БЕЛ?... Известно, что в Кадмовом алфавите нет буквы для звука б. Арабы и теперь постоянно чужеязычное П выговаривают как б, и передают буквою . 201 … primae regionis Amphipolim, secundae Theassalonicen, tertiae Pellam quartae Pelagoniam fecit (Paulus Aemilius). Так пишет Тит Ливий (кн. 45. гл. 29), рассказывая о сделанном Римлянами административном разделении Македонской провинции. Историк Киннам (кн. III. гл. 17) прямо говорит: ρακλεα τν Μυσν, ν νν Πελαγοναν τιν γλσσ ατακολουϑοντες νομζουσι, т.е. Ираклия Мисов, которую теперь, следуя одному языку, именуют Пелагонией. Выражение одному (или некому) замечательно в устах грека. Значит, слово: Пелагоны не греческое, а местное. Далеки мы от мысли делать при этом аллюзию на наши балахоны, но всё же устраняется, таким образом, производство Пелагонов от πλαγος – море, до которого далеко им во все стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Рассмотрим здесь одно греческое понятие, которое имело тенденцию стать существенным для всей философской системы. означало, что единый дух (рпеата) должен пронизывать и соединять Тело Церкви. Это представление вышло из греческой медицины и оттуда проникло в стоицизм. Апостол Павел и священномученик Климент считали единство христианской экклесии природным; вот почему они сранивали ее с человеческим телом и его частями. Апостол Павел был одним из первых христианских учителей, упомянувших эту идею и учивших ей как фундаментальной основе призыва к любви 50 . Еще до священномученика Климента Римского апостол Павел использовал в Послании к Коринфянам пример раздора между частями человеческого тела, побуждая членов коринфской общины ради самосохранения смотреть друг на друга как на части одного тела. Согласно Йегеру, Климент для такого доказательства, должно быть, использовал стоический источник. Именно Менений Агриппа обратился с этим примером к своим согражданам-пле­бе­ям, когда те решили покинуть город, поскольку не могли ужиться с патрициями. На этот эпизод ссылались также Тит Ливий и многие греческие историки. Еврипид тоже использовал данный аргумент — речь идет об Иокасте, внушающей Этеоклу, что тот должен мирно сотрудничать с Полиником 51 . Глубокая связь (sЪmpnoia) между частями человеческого организма оборачивалась глубокой связью всего во вселенной (sЪm­pnoia Святой Дух (рпеата) напрямую связан с этим аспектом. Понятия о синкрасисе (sЪgkrasij) и симпнойе (sЪmpnoia), которые предполагали представление о синтезе гетерогенных элементов, соотносились с политическим соглашением и гармонией в обществе и с порядком в христианской общине и экклесии (ordo christianus). Каждый член общины должен был знать свое собственное место и то, как ему надлежало сотрудничать внутри иерархии, овладевая истинной пайдейей . Представление об обществе как органическом целом, выросшее из греческой политической мысли, получило мистическую интерпретацию у священномученика Климента Римского, который определял Церковь как единство Божиего Тела: великое не может существовать без малого, а малое без великого. Софокл и Еврипид также применяли эти представления в своем творчестве 52 .

http://pravmir.ru/greko-rimskaya-paydeyy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010