Может быть, взгляд Катерины кому-то покажется эгоистическим, но ее убеждение в том, что надо радоваться всему, что тебе дано в данную минуту твоей жизни, вполне согласуется с евангельским мировоззрением. Но не все согласны с Екатериной, что одиночество — это здорово. «Я не знаю, есть ли что-нибудь тяжелее, чем испытание одиночеством. Думаю, лишь единицы смогли бы это вынести, в том смысле, что смогли бы наполнить свою жизнь. У меня есть пример из жизни. Две женщины, врачи, всю жизнь жили одиноко, но вместе. И, мне кажется, им удалось научиться радоваться жизни.  Летом они снимают дачу в Подмосковье, ходят в лес, читают книги, встречаются с друзьями. Зимой, скорее всего, тоже вместе у кого-нибудь в квартире. Попробуйте найти себе близкого человека по духу и с похожей ситуацией. Но если вы настроены все-таки жить одна, то, думаю, нужно чем-нибудь страстно увлечься. Попробуйте покопаться в душе, может, найдете там забытые страсти, увлечения. Если и этого нет, то остается постигать жизнь такую, какая она есть. Это трудно, но ничто так быстро не приводит к мудрости.  Андрон». «Одинок только безбожник!» — так, может быть, несколько категорично, отозвался на письмо Елены священник. «Уважаемая Елена Михайловна! Многие и многие предрассудки делают нас несчастными. Вы пишете: «Считается, что одиночество для женщины — это самое страшное». Кем считается? Неким подавляющим большинством, воспринимающим женщину как «вечный идеал», который не мыслим без поклонников или хотя бы без собственных детей, свидетельствующих, что таковые (поклонники) были. Чем отличается женщина от мужчины перед лицом одиночества? Ничем. Одиночество не «женский» вопрос.  «Женское одиночество» — надуманная проблема. Вопрос в одиночестве самом по себе, и здесь надо признать, что одинок во вселенной один только безбожник. С одиночеством надо не мириться, а бороться.  Пробиваться через собственную несостоятельность к любви Божией и к любви от близких. Самая естественная форма такой борьбы — приходская, общинная жизнь. Если есть семья, объединенная в конкретном храме единой верой и таинствами, то не один член этой семьи не будет духовно одинок. Обязательно пригодится. Если не как жена и мать, то как сестра, подруга, няня. Ищите свою семью в православном храме, молитесь Богу и найдете. С уважением, священник Александр Елатомцев».

http://azbyka.ru/semya/zhenskoe-odinoche...

Когда пили утренний чай и Даринька вся была в мыслях о предстоящей поездке в Высоко-Княжье, Виктор Алексеевич спросил: — Так тот бутошник на мосту тогда… показался тебе похожим на святого?.. — Да-да, очень похож!.. Так жалею, не повидала его, не отблагодарила. А почему ты спрашиваешь?.. — Да разыскать бы его хотел, наградил бы… золото мое спас. — Да, сохранил Господь. Помню, когда я бежала к Москве-реке, «Богородицу» все читала… и ему помолилась, прощения просила, все в себе повторяла: «Ты видишь, некуда мне теперь…» — сказала она с болью. Он взял ее руку и поцеловал, жалея, радуясь. — Как свежестью от тебя… какие приятные духи. — А я с Уютова не душусь, забыла духи. — Что ж не купишь? Вот что. Ты еще не вполне отдохнула, мне по делам надо, отложим поездку до завтра. А сейчас сделаем маленькую прогулку. На Воробьевку опять, хочешь?.. Она вспыхнула, вспомнив, и смутилась. — Забыла я про грибы!.. — воскликнула она. Грибы в платочке нашлись под креслом. Сколько переломалось!.. Вызвала номерного и велела сейчас же пожарить их в сметане. Ей казалось, что нельзя бросить эти грибы: что-то важное связывала она с ними. Грибы в сметане были необыкновенно вкусны, пахли березами, Воробьевкой, ожидающейся радостью какой-то… — Может быть, что-то приятное узнаем… — сказал Виктор Алексеевич, — тебе не мешает прокатиться. Что «приятное» — не сказал. Повез тот же кучер Андрон, «счастливый», — «к Каменному мосту!». У моста они сошли. Виктор Алексеевич попросил показать то место. Это был первый выступ, справа, ко Храму Христа Спасителя. Они постояли, смотря на обмелевшую реку, на зеленые косы речной травы, струившиеся по дну. — С такой высоты!..ты бы об лед расшиблась!.. — сказал Виктор Алексеевич в ужасе. — Тогда вода близко совсем была… — сказала Даринька и перекрестилась. — У меня кружится голова, пойдем. Видишь, часовня на уголку? Это- Николая Чудотворца. Всегда с тетей заходили, как проходили мимо. — Вот как, — удивился Виктор Алексеевич, — е м у часовня здесь!.. — Вон, голубая, на углу. Образ снаружи. Тот бутошник страшно похож был на этот образ… вот закрою глаза — и вижу…

http://azbyka.ru/fiction/puti-nebesnye-t...

Ал-еев., Моск. куп. Ансеров. Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. —12— 50 Варсонофия, игумения Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Ст. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, А-р Ив., Моск. куп. Голубинскийй, Евг. Евсигн., проф. М.Д. Академии Григорий, Архим., наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Федор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Ник. Ник., Моск. куп., церк. староста М.Д. Академии Иванцов-Платонов, А-р Мих., прот., проф. Москов. Университета Ильинский, А-р Симеон., прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., секретарь Университ. Св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., прот. Моск. Клириков, А-р Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Никол. Ал-др., свящ. Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Кузнецов, А-р Григ., пот. поч. гр. Лебедев, А-р Ал-еев., прот., наст. Казан. соб. в СПБ Лебедев, Ал-ей Петр., проф. М.Д. Акад. Лепешкина, Агрипп. Никол., вдова Ст. Сов. Михайлов, А-ей Мих., Моск. куп. Модест, Архимандрит Мошкин, Афан. Ал-др., Моск. куп. Муханова, Параск. Ал-еев. Нечаев, Дим. Степ., Колл. Асс. Никольская, Екат. Гавр., вдова прот. в г. Симбирске Новоселов, Петр Семен., Дмитр. куп. Орлов-Давыдов, Серг. Влад., граф Орлов, Евг. Ив., смотр. Муромск д. училища Орлов, Ник. Ал-еев., свящ. Моск. Павлов, Ив. Ив., преп. Арханг. Еп. Жен. Училища Растеряева, Варв. Гавр., жена Моск. куп. Растеряев, Ник. Серг., Моск. куп. Ржаницын, Ал-ей Руф., Ст. Сов. Романовский, Петр Вас . Самарин, Дим. Федоров., потом. двор. Сахаров, Петр Никол., прот. Моск. Свербеев, Мих. Дм., Чиновн. особ. пор. при Об.-Прок. Св. Син. Сергиев, Иоанн Ильич, протоиерей Кронштадтского собора Скворцов, Пав. Арс., регент Моск. хора Смирнов, Андрей Петр., проф. М. Д. Академии Смирнов, Иоанн Ал-еев., прот. Моск. Смирнов, Петр Ал-еев., каф. прот. в СПБ Смирнов, Петр Ал-еев., свящ. Моск. Смирнов-Платонов, Григ. Петров., прот. Моск. Соколов, Алексий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. граж. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М.Д. Акад. Сыров, Григ. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ Чанцев, Иоанн Иоаннов., свящ. Моск. Шумов, Ал. Яковл., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел, Епископ Олонецкий Симеон, Епископ Минский Тихон, Епископ Можайский Андреев, Вас. Ал-еев., Моск. куп. Ансеров, Алексий Ал-др., прот. Моск. Арсений, Архим., наст. Моск. Заиконосп. м-ря. Базанова (Кельх), Варвара Петровна Базанова, Юлия Ивановна Березкин, Иоанн Яковлев., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкая, Анастасия Ал-дровна, жена Моск. священника Варсонофия, игуменья Хотькова монастыря. Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Ст. Сов. Глаголев, А-р Ив., Моск. куп. Григорий, Архим., наст. Моск. Спасо-Андрон. монастыря. Грузов, Сергей Феодоров. Дашков, Вас. Андр., Дейс. Тайн. Сов. Иванцов-Платонов, А-р Мих., проф. прот. Ильинский А-р Симеон., прот. Моск. Исаев, Ив. Петров., секретарь Унив. Св. Владимира. Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феодор., прот., проф. М. Д. Академии. Клириков, А-р Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Кузнецов, А-р Григ., пот. поч. гражд. Лебедев, Ал-ей Петр., проф. М. Д. Академии. Лепешкина, Агриппина Никол., вдова. Ст. Сов. Михайлов, Ал-ей Мих., Моск. куп. Модест, Архимандрит Мошкин, Афан. Ал-др., Моск. куп. Мухановы, Езиз. Ал-еев. и Параск. Ал. Нечаев, Дим. Степ., Колл. Асс. Никольская, Екат. Гавр., вдова прот. в г. Симбирске. Новоселов, Петр Семен., Дмитр. куп. Орлов-Давыдов, Серг. Влад., граф. Орлов, Евген. Ив., смотр. Муром д. учил. Орлов, Никол. Ал-еев., свящ. Моск. Павлов, Ив. Ив., преп. Арханг. Еп. Жен. Училища. Растеряева, Варв. Гавр., жена Моск. купца. Растеряев, Ник. Серг., Моск. куп. Ржаницын, Ал-ей Руф., Ст. Сов. Романовский, Петр Вас. Самарин, Дим. Феодор. Сахаров, Ник. Петр., свящ. Моск. Свербеев, Мих. Дм., Чиновн. особ. пор. при Об.-Пр. Св. Син. Сергиев, Иоанн Ильич, прот., ключарь Кронштад. собора. Скворцов, Пав. Арс., регент Моск. хора. Смирнов, Андрей Петр., проф. М. Д. Академии. Смирнов, Иоанн Ал-еев., прот. Моск. Смирнов, Петр Ал-еев., каф. прот. в СПБ. Смирнов, Петр Ал-еев., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины. В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Журн. Мин. Нар. Пр. 1868, июль//Журнал Министерства народного просвещения. СПб, 1868. Ч. 139. Июль 3ап. Археол. Общ., т. III; т. IV//Записки императорского Археологического общества СПб, 1851 Т. 3; 1852 Т 4 Изв. 2 отд. Ак. Н., т Ш//Известия Отделения русского языка и словесности императорской Академии наук. СПб, 1854. 1. 3 Ист. опис. моек. Спасо-Андрон. мон.//Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М, 1865 Ист. опис (оп.) Тр. Серг. Лавры (А.), изд. 1865//Горский А. В. Историческое описание Святотроицкой Сергиевой лавры. М, 1865 Ист. (Истор.) Оч. (Очерки) Ф. И. Буслаева// Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства СПб, 1861. Т. 2 Ист. показ. – Зиновий Отенский . Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863 Ист. свед. о мон. А. Ратшина//Гатишн А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М, 1852 Ист. г. Смоленска, П. Никитина//Никитин П. £. История города Смоленска М, 1848 Ист. росс иер. I, III, V, VI//Амвросий архим. История российской иерархии. М, 1810. Ч. 2; 1811. Ч. 3; 1813. Ч. 5; 1815. Ч. 6 Ист. русск. (Р.) раск.//Макарий, еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб, 1855 Ист. русск. (Р.) слов (Словесн.), ч. 3//Шебыреб С. П. История русской словесности. М, 1858. Ч. 3 Ист. Р. Ц, I, II, III. IV, V, VI//Макарий, еп. История русской церкви. СПб., 1857. Т. 1 – 3; 1866. Т. 4–5; 1870. Т. 6 Карамз, II, III, VI, VIII, IX по изд. Эйнерлинга//Карамзин И. М. История государства Российского. 5-е изд. СПб, 1842. Кн. 1. Т. 1–4; Кн. 2. Т 5–8; 1843. Кн. 3 Т. 9–12 Кратк. летоп. о монастыре преп. Саввы, изд. 2//Краткая летопись о монастыре преподобного отца Саввы, иже над Вишерою рекою жившего… 2-е изд. СПб, 1820 Лет. занятий (зан.) Археогр. Ком, вып. 2, IV//Летопись занятий Археографической комиссии за 1862–1863 гг. СПб, 1864. Вып. 2; – за 1S65–1866 гг СПб, 1868. Вып. 4 Летоп. о мног. мятеж.//Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства СПб, 1771; 2-е изд. М, 178S

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Этот колокол, небольшого веса, отличался красотой и силой звука, который могучею волною разносился по всему острову. Только в самое последнее время звук его ослаб и поблек, как говорят, потому, что язык его был велик и тяжел и значительно опустился 413 . Колокола Москвы На колоколе при церкви Св. Николая Чудотворца в Столпах (в Москве) находится следующая надпись: «Лето 7124 (1616) году генваря в 28 день в доме к великому Чудотворцу Николаю и Сергию Чюдотворцу, при попе Алексее и при попе Кононе, которые у Николы Чюдотворца служат, дал дьяк Богдан Губин и сын ево Василей сей колокол, весу в нем 9 пуд один фунт». На другом: «Me fecit Amsterledami 1632 Soli Deo gloria Assuerus Koster», т.е. «Меня сделал в Амстердаме 1632 года Асвер Костер». В церкви преподобного Сергия, что на Дмитровке, в Москве, сохранились колокола с такими надписями: «Лета 7144 (1636) году дали сей колокол прихожане Сергию Чюдотворцу, что на Дмитровке, Мина Бавыка, да Артемий Карпов, да Андрон Федалев, да Степан Самойлов, да Василий Иванов, да Лука Семенов, да Афанасий Борисов, да Максим Фатьманов и все прихожане, а весу в колоколе 8 пудов 22 гривенки». На втором: «Выменен сей колокол к церкви Успения Пресвятыя Богородицы и преподобнаго отца нашего Сергия игумена Радонежскаго Чюдотворца, что на Дмитровке, по родителех, по Иоанне и Петре, и по Матрене, и по их сродниках в вечное поминовение, а весу в нем 21 пуд 10 фунтов». В церкви Преображения Господня, что на Песках, в Москве, находится колокол с такой надписью: «Лета 7204 (1696) году генваря, при державе великаго государя царя и великаго князя Петра Алексиевича Великия и Малыя и Белыя России самодержца, перелит сей колокол во граде Переславль-Залесской в соборную церковь Преображения Господня при протопопе Алексии с братией, а весу в нем 30 пудов». На колокольне церкви Св. Параскевы в Охотном ряду в Москве на колоколе следующая надпись: «7198 (1690) году месяца апреля в 20 день, на празднике Воскресения Христова.., дворецкой Матвей Тимофеев сын Одуевской по отцу своему к церкви преподобныя матери нашея Параскевы в приходе у двора боярина князя Ивана Борисовича Троекурова, для своего душевнаго спасения и жены и детей своих и для поминовения своих родителей и по довольстве временной жизни своей в вечное поминовение души своей. Лил сей колокол мастер Михайла Матвеев сын Ладыгин, а весу в нем 64 пуда 15 фунтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В настоящее время в Лавре находится 14 церквей. В соборном храме Живоначальныя Троицы, построенном пр. Никоном из белого камня на том самом месте, где была могила пр. Сергия, почивают открыто его мощи в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем. Императрицей Анной Иоанновной сделана около сей раки другая, также серебряная, с сению на 4 столпах; серебра в ней более 25 пудов. В 1838 году деревянная доска, покрывавшая раку пр. Сергия, заменена серебряною чеканной работы; на ней изображен святой угодник во весь рост. Против раки хранятся за стеклом: фелонь пр. Сергия, его епитрахиль и поручи из крашенины (окрашенного толстого холста), деревянный посох, аналав от схимы, нож с влагалищем и деревянная ложка. Здесь же находятся иконы его «моления» или бывшие его келейные — Богородицы Одигитрии и святого Николая чудотворца. Иконостас в соборе — пятиярусный, до сводов обложенный серебром. В нижнем ярусе иконы особенно отличаются выдержанностью древнего письма и ценностью золотых и серебряных окладов. Первое место занимает храмовой чудотворный образ Живоначальной Троицы, стоящий по правую сторону царских ворот. По преданию, этот образ написан иноком Андреем Рублевым (см. выше, о Спасо-Андрон. монастыре). Он обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 году усердием царя Бориса Федоровича. На большом изумруде высечено изображение Святой Троицы. Другой образ Святой Троицы находится по левую сторону царских ворот, также древнего письма, украшенный золотом и драгоценными камнями от царя Иоанна Васильевича. В юго-западном притворе собора на том месте, где, по преданию, была келья преподобного, находится чудотворный небольшой образ «Явления Богоматери пр. Сергию», написанный на части гробовой крышки преподобного. Он представляет собою складень, на средней части которого изображено видение преподобными Сергием и Михеем Богоматери с двумя апостолами, а на боковых частях изображены преподобные Сергий и Никон. Царь Алексей Михайлович брал с собою этот образ в Польский поход 1654 года; и после того он был посылаем в армию: в шведскую войну 1703 году при Петре Великом, в 1812 году, (был при Московском ополчении), в Крымскую войну 1855 года и в Турецкую войну 1877 году. В соборе есть две иконы архангела Михаила и святого Николая чудотворца, получившие раны во время осады монастыря поляками.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Андрон – парадное помещение в греческом доме, где проходили трапезы мужчин; мужская часть дома. Анема – см.: Влахерны. Анепигност – см.: ксенопарик. Анепсиад – племянник или двоюродный брат. Ани – важный и укрепленный город, столица Великой Армении, а затем армянского Ширак-Анийского царства. Оказался в руках ромеев в 1047 г., после чего здесь была создана православная епископия, а католикос – глава армянского патриаршего престола перемещен на территорию Малой Азии, во владения бывших армянских царей. В 1064 г. А. был захвачен сельджуками. Анипостат – неимущий крестьянин в поздней Византии. Ср.: энипостат. Анкира – совр. Анкара, столица Турции, город в центре Малой Азии. В византийскую эпоху небольшая крепость, построенная в вулканической части территории византийской Галатии, посредине степей, центр скотоводства. Имела цитадель и купольную базилику Св. Климента Римского , сооруженную во второй половине IX в. Столица фемы Вукеларии. См.: Нил Анкирский , Никита Анкирский, Тимур (Тамерлан). Анна Даласина (Далассина) – см.: Комнины. Анна Комнина (1083 – ок. 1153/1155 гг.) – младшая дочь василевса Алексея I Комнина (1069–1118 гг.), внучка Анны Даласины. Отличалась честолюбием и ученостью, интересовалась философией, астрологией, теологией, медициной. Была выдана замуж за известного аристократа Никифора Вриенния и имела четверо детей. После смерти отца А. К. оказалась в гуще дворцовых интриг, пошла на попытку переворота, участвовала в заговоре против своего брата, василевса Иоанна Комнина (1118–1143 гг.), но заговор не удался по причине отказа участвовать в нем кесаря Никифора Вриенния, хорошо помнившего печальную судьбу своих деда и отца. В результате А. К. подверглась опале и ссылке в монастырь. Уже будучи пожилой, пережив свою мать, августу Ирину Дукеню, и мужа, в возрасте 55 лет она принялась писать и незадолго до своей смерти закончила хвалебные исторические мемуары о своем великом отце – «Алексиаду», высокохудожественное сочинение, которое обессмертило ее имя. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. худы от ветхости), ни на довольство запасов. Только благодаря молитвам и заступничеству пр. Сергия, обитель стойко выдержала 16-ти месячную осаду (с 23 сент. 1608 г. – 12 янв. 1610 г.), мужественно отражая все приступы неприятеля и нанося ему урон частыми вылазками. Сильно пострадав от осады, мон. был окончательно восстановлен в конце XVII в. В 1688 г. он был сделан патриаршей ставропигией; в 1702 г. поставлен вторым по Киево-Печерском; в 1744 г., 8 июня, было утверждено за ним наименование лаврою. В настоящее время в Лавре находится 14 церквей. В соборном храме Живоначальной Троицы, построенном пр. Никоном из белого камня на том самом месте, где была могила пр. Сергия, почивают открыто его мощи в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем. Императрицей Анной Иоанновной сделана около сей раки другая, также серебряная, с сению на 4 столпах; серебра в ней более 25 п. В 1838 г. деревянная доска, покрывавшая раку пр. Сергия, заменена серебряной чеканной работы; на ней изображен св. угодник во весь рост. Против раки хранятся за стеклом: фелонь пр. Сергия, его епитрахиль и поручи из крашенины (окрашенного толстого холста), деревянный посох, аналав от схимы, нож с влагалищем и деревянная ложка. Здесь же находятся иконы его „моления“ или бывшие его келейные – Богородицы Одигитрии и св. Николая чудотворца. Иконостас в соборе – пятиярусный, до сводов обложенный серебром. В нижнем ярусе иконы особенно отличаются выдержанностью древнего письма и ценностью золотых и серебряных окладов. Первое место занимает храмовой чудотворный образ Живоначальной Троицы, стоящий по правую сторону царских врат. По преданию, этот образ написан иноком Андреем Рублевым (см. выше, о Спасо-Андрон. мон.). Он обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 г. усердием царя Бориса Феодоровича. На большом изумруде высечено изображение Св. Троицы, Другой образ Св. Троицы находится по левую сторону царских врат, также древнего письма, украшенный золотом и драгоценными камнями от царя Иоанна Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010