Римляне отождествляли с Меркурием национального бога галлов Тевтата. В 216 г. в начале войны с Ганнибалом, по велению Сивиллиных книг, «совершены необычные жертвоприношения: галла и его соплеменницу, грека и гречанку живыми закопали в землю на Коровьем Рынке...» (Ливий 22, 57–6). Римская религия человеческих жертвоприношений не знала, для Ливия они были «необычны». 123  Римский историк Саллюстий, рассказывая о заговоре Катилины, пишет, что он обнес всех сотоварищей своих чашей, в которой вино было смешано с кровью, и только потом раскрыл им цель заговора –  завладеть Римом и взять власть в свои руки. 128  Фронтон – уроженец африканского города Цирты, знаменитый оратор и писатель II в. по P. X., учитель императора Марка Аврелия. Речь его, где он нападал на христиан, не сохранилась; неизвестно, где и по какому поводу она была произнесена. 129  У афинян разрешали брак с сестрой единокровной (от одного отца). Самая знаменитая из таких трагедий «Эдип – царь» Софокла, герой которой, царь Эдип, женился, того не ведая, на родной матери. 132  Христиане собирались для общей молитвы и совершения таинств или в частных домах, или в скромных часовнях, выстроенных на кладбищах, которые были молитвенным местом по преимуществу. 134  Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) – еврейский историк. Его работы: «Иудейская война» (описание войны с римлянами и взятия Иерусалима) и «Иудейские древности» (история евреев от сотворения мира до второй половины I в. по Р.Х.). Антоний Юлиан – латинский историк. 135  Мысль эта была высказана Аристовулом, евреем из Александрии; апологеты ее подхватили, Тертуллиан в том числе. Судя по гл. 20, Минуций был убежден в независимости греческих философов, так как поддержка ими христианства имела смысл только при такой самостоятельности. 137  Стигс – главная река Аида, семь раз обтекающая вокруг него. В нем течет не вода, а пылающая смола. Вергилий называет Стигс тоже «болотом» по причине еле заметного течения его смолы. Клятва Стигсом страшная и торжественная. 138  Муций Сцевола, по легенде, проник в лагерь этрусков, осадивших Рим, чтобы убить их царя Порсенну. По ошибке он убил не его, а его слугу. Царь велел сжечь его живым; Муций, чтобы показать свое равнодушие к смерти и пытке, положил правую руку в огонь, пылавший в алтаре. Пораженный Порсенна отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Луки: Enarratio in Evangelia: In Lucam. PG. 123, 683–1126. Русский перевод: Благовестник, или Толкование блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие: В 4 т. Т. 3: Толкование на Евангелие от Луки. М., 2005. Филарет Московский Беседа в Неделю о блудном сыне и на память святителя Алексия (12 февраля 1856 года)//Прибавления к Творениям св. отцов. 1856. 15. С. 23–32. III. Другие источники Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет . Т. 1a. Евангелие от Матфея 1–13 //ред. М. Симонэтти, Ю. Р. Варзонин. Тверь, 2007. Вергилий. Георгики. Кн. 1. М., 1979. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 16–18. СПб., 1911. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 8–9. СПб., 1911. Евсевий Кесарийский . Церковная история. СПб., 2013. Евангелие от Фомы//Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М., 1989. С. 219–262. Иосиф Флавий. Иудейская война//Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Иудейские древности//Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1–3. М., 1997–1999. Лактанций. Божественные установления. СПб., 2007. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. СПб., 2008. Николай (Велимирович), свт. Творения. Т. 1–3. М., 2010. Плиний. Естественная история. Кн. 17–18//Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. М., 1937. С. 185–285. Синаксарий в Неделю о блудном сыне//Триодь Постная. М.: Изд. М. П., 1992. Л. 12–13. Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 2. М., 1991. Donne J. Selections from Divine Poems, Sermons, Devotions, and Prayers/ed. J. Booty. NY, 1990. IV. Использованная литература Альбрехт М., фон. История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияние на последующие эпохи. Т. 2. М., 2004. Бенедикт XVI (Ратцингер Й.). Иисус из Назарета. М., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

610 Но в лучшем положении находится историк в рассуждении Диодора и Трога Помпея (==Иустина), сродство с которыми Иосифа указывает если не на непосредственное влияние их на него, то во всяком случае на общность их источника в Посидонии, и не лишено – в силу этого – важного значения. Первый из названных авторов, современник Цезаря и Августа, оставил нам большой труд по универсальной истории всех времен и народов, названный им Βιβλιοθκη – в 40 книгах, обнимающих период от древнейших времен до 60 г. до Хр. Из дошедших до нас книг (I-V первоистории Египта и Эфиопии, Ассириян и др. народов Востока, как и Греков, XI-XX – от начала 2-й персидской войны 480 г. до Хр. до истории преемников Александра Великого – 302 г. до Хр.) и фрагментов этого историка (уцелевших главным образом в сборниках Константина Порфирородного) 611 – более заслуживают нашего внимания книги от XXIX-й, где, в 32 г. впервые упоминается ими Антиоха Епифана, но целость и содержательность источника здесь-то в особенности и начинают оставлять желать лучшего. Другой современник Августа, Трог Помпей – должен был быть весьма любопытным, и полезным для нас в своей универсальной истории, веденной им от Ninus’a до своего времени в 44 книгах, содержавших тщательно-обработанный по лучшим греческим источникам материал по истории Македонии и царств «Диадохов». От всего этого сокровища уцелели ныне только prologi и «извлечение» известного Иустина, настолько все же содержательное, что представляет для нас важный источник для истории Селевкидов. Наконец, однажды только упомянутый Иосифом и, по-видимому, случайно – Тит Ливий (59 до-17 по Хр.) имеет известность как автор «Истории Римской» от основания Рима до смерти Друза (9 г. по Хр.) в 142 книгах. Этот капитальнейший труд, несмотря на то, что его отказываются назвать ученым, (написанным по источникам и умеющим сливать материалы в одно целое), по стройности и красоте изложения украсил автора вполне заслуженной славой одного из лучших историков древности. И, между тем, от, этого-то его сокровища (напомним, что наш Иосиф когда-то с честью слыл за «Тита Ливия Греков»), несомненно, схоронившего для нас вместе с собою весьма благодарный материал для критики и дополнения Иосифа, уцелело всего только – первая, третья, четвертая декады и первая половина 5-ой (41–45 кн.) 612 , обнимающая годы 178–167 до Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Тысячелетия у поколений людей папством поддерживается сознание, ориентированное на единого священного правителя. Основания папства – вне христианской традиции, оно питается древностью. Папство есть продолжение в западном христианстве олицетворенного в божественном императоре древнеримского культа власти над миром. Современная французская исследовательница латинства Мари-Маделен Марта (Marie-Madeleine Martin) пишет интересную фразу, замечательную по своему проникновению в суть римского духа: «Первые римляне, такие благоговейные и смиренные перед своими богами, просили вечность для своего града, и небо им ответило» . Помимо приведенных доводов Уилкса и Леара о приемстве папства, показательно также то, что папа официально принял титул Верховного жреца древнего Рима – Pontifex Maximus. Перенос Pontifex Maximus в западное христианство показывает, что древняя религозно-психологическая потребность римлян обожествлять правителя продолжила существовать и постепенно превратила авторитет римского папы, никем не оспариваемый в ранней Церкви, в институт папства. И в свою очередь, воспитанные папством западные цивилизации (и некогда им управляемые) успешно реализуют старинный навык господствовать в своем глобальном доминировании . Древняя цель достигается – христианство используется как обиталище старинного культа, и секулярный мир современных «римлян» продолжает покоиться «вечно». «Остается только придать всему этому смысл. Этот смысл будет религиозным» (Жак Аттали) . Но подлинных христиан это не будет касаться, ибо они ждут «новое небо и новую землю» (Апок.21:1).     Книга пророка Исаии, 19:21: «И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят».     Тит Ливий. История города Рима. Книга I, Предисловие, 7: «Datur haec venia antiquitati ut miscendo humana divinis primordia urbium augustiora faciat; et si cui populo licere oportet consecrare origines suas et ad deos referre auctores, ea belli gloria est populo Romano ut cum suum conditorisque sui parentem Martem potissimum ferat, tam et hoc gentes humanae patiantur aequo animo quam imperium patiuntur», http://www.thelatinlibrary.com/livy/liv.pr.shtml

http://bogoslov.ru/article/3219067

Это был сборник библейских текстов — «Апостол», открывающийся книгой, называемой «Деяния Святых Апостолов», которая была первой ласточкой библейской печатной продукции в нашей стране. И уже не одну сотню лет эта книга присутствует во всем православном мире. «Деяния Апостольские» непосредственно продолжают Евангелия. Мало того, из вступительных слов вытекает, что писал их тот же самый автор, что и третье Евангелие, то есть Евангелие от Луки. Он так и начинает, обращаясь к некоему читателю: «Я первую книгу написал тебе, достопочтенный Феофил, о том, что Иисус говорил и делал, а вот идет за ней вторая книга». Мы не знаем, кто был этот «достопочтенный Феофил». «Достопочтенный» — это уважительное обращение в древнем мире, так обращались к знатным, высокопоставленным людям. Некоторые комментаторы считают, что имя Феофил символическое, питому что в русском переводе с греческого оно означает «любящий Бога». Можно предполагать, что евангелист Лука, писавший эту книгу, имел в виду некоего идеального читатели, литературную фикцию, а короче — всех нас, но в сущности, это не так важно. Важно иное. Что Евангелие — это вовсе не сборник афоризмов, максим житейской мудрости, а Евангелие — это свидетельства о живых фактах, которые имеют бесконечно важное значение для любого времени, и прежде всего о факте самого существования Христа, явления Его в мир, и того, что произошло затем. Мне часто приходилось сталкиваться вот с таким аргументом: «Ну хорошо, Евангелие это прекрасно, Христос это возвышенно, но при чем же тут Церковь?» И вот сама Библия отвечает нам на этот вопрос. Она говорит о том, что Его Церковь продолжает свое шествие по земле. Этому–то и посвящена книга «Деяний Апостольских». Не нужно думать, что это исторический труд, вроде того, что писал в античное время Тит Ливий, Геродот или кто–то еще из древнегреческих и римских авторов. Нет, эта книга — тоже Благовестие, тоже возвещающая некую вечную истину, о том, как она распространялась, как удар Слова Божияначал порождать круги: один за другим эти круги распространялись все больше и больше. «Начиная от Иерусалима, — говорит Господь, — через Самарию (то есть ближайшую область) и даже до конца земли».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Сложнее обстоит дело с утверждением Олауса о том, что он составил свою хронику из других – т.е. создал компиляцию. В действительности, как мы уже убедились, хроника «местера Улофа» лишь отчасти компилятивна; отчасти это – самостоятельное произведение. Интересно, что Эрикус Олаи также оценивал свою хронику как “compendium” – компендиум, свод 749 . Как уже неоднократно отмечалось, Олаус следовал предшественникам, но привнес и много нового. При этом, в отличие от «доктора Эрика», Петри считал себя не только последователем других авторов, но и новатором. «Местер Улоф» стремился писать по-новому; прежде всего – беспристрастно, ведь цель историка – истина. Символично, что в ранней редакции хроники, в посвящении «местер Улоф» желает читателям именно «знания истины» – «sanningens kunskap». «История – учительница жизни...». Широкую известность эта мысль получила благодаря крылатым словам Цицерона. Но о том, что историк должен дать читателю полезные поучения, писали и другие классики – Фукидид, Полибий, Тит Ливий. Усвоили ее и ренессансные сочинители. Нередко эта идея присутствовала и в трудах средневековых хронистов. Для образованных шведов середины XVI в. принцип «Historia – magistra vitae» был уже привычен. Эпиграф в кодексе D 407, где содержится важнейший список «Шведской хроники», может служить тому подтверждением. Король Густав Васа заявил в одном из писем, что цель хрониста – полезное поучение. Показательно, что в 40-е50-е гг. XVI в. библиотека королевской семьи пополнилась множеством исторических произведений и ученых трудов. В частности, были закуплены книги Иосифа Флавия, Плутарха, Птолемея, Светония, собрание сочинений Цицерона. Но для шведской историографии принцип дидактизма, провозглашенный Олаусом, был еще новшеством; в средневековых хрониках Швеции он не выдвигался в качестве программного. Написанная в XIV в. «Хроника Эрика» была, по словам хрониста, создана, дабы поведать о государях («herra och första»), их деяниях и судьбах, и заодно развлечься. Рифмованные хроники XV в. составлялись, чтобы сообщить о политической борьбе – в особенности, против датских государей. Эрикус Олаи считал своей задачей изложить историю архиепископов и правителей, возвеличить церковь и страну. Автор «Прозаической хроники» полагал, что его цель – написать о древних готах и их потомках. Дидактический принцип, как программный, в шведской историографии впервые выдвинул Олаус Петри. Как он пришел к этому принципу, кто на него повлиял?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поверхностное прохождение материала не допускалось . При этом равное внимание уделялось обоим древним языкам: перевес латинского над греческим в училище компенсировался обратным перевесом в семинарии (20 часов греческого и 15 латинского). Осознание неразрывной связи двух языков видно во внимании, уделявшемся подготовке преподавателей этих языков (для семинарий), которые заканчивали академию: слушая лекции по одному языку, в качестве подготовки к испытанию на степень магистра, они должны были слушать лекции и по другому языку . С учетом того, что элементарные грамматические сведения и первые устойчивые навыки чтения текстов приобретались в училищах, типичная программа семинарии того времени состояла из чтения классических авторов (в течение первых четырех лет) и параллельного чтения Священного Писания и отцов Церкви на двух последних курсах семинарии. Этот план не был кардинальным новшеством, но продолжал сложившуюся традицию, особенно после улучшения уровня преподавания в семинарии по Новым правилам1840 года. Для образца приводятся учебные планы Рязанской духовной семинарии: 1) за 1883—1884 учебный год, накануне известной реформы 1884 года и 2) за 1914—1915 учебный год.   1883-84 уч.г. Латинский Тит Ливий От основания города, кн. I, гл. 35-39, 40-48 Овидий Метаморфозы, кн. I, ст. 497-579 Саллюстий О Югуртинской войне, гл. 5-20. Овидий кн. I ст. 84-282, кн. II, ст. 475-493, кн. III, ст. 167-230 Цицерон, Катон Старший, гл. 2-14 Вергилий Энеида кн. II, ст. 1-300 Цицерон Тускуланские рассуждениякн. V, 1-12 Сенека Письма1-5 Гораций Оды1, 2, 4, 10, 14 Сатира1,6 Бл. Августин Исповедьгл. 1-13 Тертуллиан, Апология,гл. 1-7 Греческий Ксенофонт, Анабис , гл. 1-6 Геродот, кн. I, 1-5, 26-56, 71-83 Гомер Одиссея,рапсодия 4 Гомер, Илиада песнь 1,2 Демосфен Олинфские речи Платон Апология Сократа.   Плутарх, Аристид Свт. Афанасий Александрийский, О воплощении Бога Слова,20 гл. Свт. Василий Великий, О внимании к себе.Свт. Григорий Богослов, О любви к падшим   1914-1915 уч. г. Цезарь, О галльской войне, кн.

http://bogoslov.ru/article/4465246

Заметив кого-нибудь ленивым, не выговаривают; но притворяясь будто не знают, посещают его чаще, и вначале более просят, чем принуждают молиться. Повседневные хлопоты располагаются так: что сделано у десятиначальника, о том доносится эконому, который и сам каждый месяц с великим трепетом отдает отчет общему отцу. Он же отведывает и пищу, как она приготовлена; и так как никому не позволительно говорить: я не имею ни исподнего, ни верхнего платья, ни сплетенной из тростника постели; то он располагает все так, чтобы никто не лишен был того, что ему нужно. Если кто-нибудь заболевает, его переносят в просторный покой, и ему услуживают старцы с таким усердием, что он и не подумает о городских удобствах и о попечениях матерних. Дни воскресные посвящаются только молитве и чтению; впрочем киновиты делают то же самое и во всякое время по окончании трудов. Каждодневно читается что-нибудь из Писания. Пост одинаков во весь год, кроме четыредесятницы, в которую одну положено жить строже. С пятидесятницы вечери переменяются на обеды, дабы сохранить этим церковное предание и не обременять желудка двукратным принятием пищи. Таковыми Филон, последователь платонической школы, и Иосиф, этот греческий Ливий, во второй части истории Иудейского плена, представляют ессеев. Хотя, в письме о девах, я заговорил теперь почти без нужды о монахах, но приступаю и к третьему роду их, называемому анахоретами. Выходя из киновии, они, кроме хлеба и соли, ничего более не выносят с собою в пустыню. Основатель этого образа жизни – Павел, учредитель – Антоний, а если пойти вверх, то первым виновником был Иоанн Креститель. В таком же роде мужа описывает даже и пророк Иеремия, говоря: благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей, сядет на едине, и умолкнет, яко воздвигне на ся ярем. Подает ланиту свою биющему, насытится укоризн. Яко не во век отринет Господь ( Плч. 3:27 и след.). Их подвиги и образ жизни не плотские во плоти, я опишу, если захочешь, в другое время. Теперь возвращусь к своему предмету, так как от рассуждений о любостяжании я перешел к монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Кутей (самаряне) I: 567,277. Лазарь I: 27. Латинский язык по его распространению (на Востоке) и употреблению II: 858. 1199–1200. Левит книга V, 15 (II: 11,53). X, 1 сл. (II: 159). XIII (I: 402). XVIII, 5 (I: 128). XIX, 18 (I: 106). XXVIII, 18 (II: 792,1196). Левиафан I: 633,519. λγει II: 158,310. Лжеапостолы I: 112. 113. Лжемессии I: 390. Лжеучительство по Ап. Павлу яко бы от сатаны I: 761., Ливий Тит Hist. II, 23 (притча Менения Агриппы) II: 1132. Лидия Порфиропродальница по отношению к Ап. Павлу II: 901. Лиленштейн о богемских вальденсах I: 15. Листры: побиение там Ап. Павла II: 1247,33. Логология и вообще посредничество – несчастие для иудейства II: 414,1248. Логология и платонизм в иуд. II: 414,1248. Логос яко бы греч. происхождения II: 221,551. 319,857. 990. λοιμς I: 88. Лонгин неоплатой. II: 941–2. или нижняя косточка позвоночного столба, по иуд., сохраняющаяся по нетлении человеческого организма для тела воскресения I.634. II: 1156. Лука Евангелист (II: 949) и буддизм (II: 988,37); он яко бы брат Титу (II: 959,904), или тожествен с ним (II: 1158–9), или же есть явившийся в видении Ап. Павлу в Троаде Македонянин (II: 960); толмач Павла (II: 1158), с которым познакомился еще при обучении в Тарсе, а после помогал при написании посланий (II: 959–960); Лука и Филон (II: 999,116). Луки писания–якобы апелляционные прошения или судебные апологии в пользу юридической легализации христианства, а Евангелие–апология проповеди Павловой (II: 1237). Луни Евангелие IV, 5–7,(I: 808). IV, 25 (I: 203). IV, 44 (I: 131). VI, 16–17 (II: 268,263). VI, 39 (I: 138). IX, 7–8 (I: 27. 629,504). IX, 48 (II: 285,764). IX, 60 (I: 161). XI, 15 (I: 13–14). XII, 24 (II, 597–8). XVI, 23 (II: 286,764). XVI, 29 (II: 61,138). XVI, 30 (I: 27). XVI, 31 (II: 61,138). XVIII, 21 (I: 182). XVIII, 31–34 (I: 855,532). XIX, 41. 42 (II: 739,991). XX, 27 сл. (I: 631,512). XX, 38 (I: 517). XXII, 30 (II: 629).XXIII, 34 (II: 1056). XXIV, 16 (I: 138). XXIV, 18 (I: 177).XXIV, 20 сл. (I: 855,532). XXIV, 21 (I: 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010