Преосвященному Агафангелу я даже послал копию с моего письма, но другой Вам послать теперь не имею времени; имел я и благоприятный ответ, что письмо мое в свое время принесет пользу. Сейчас еду в Собор, где служит Преосвященный Макарий. Простите и не забывайте душевно уважающего Вас». —757— 1874 г. Преосвященный Макарий, Литовский Архиепископ, находился в это время в Киеве для производства ревизии Дух. Академии. Ему поручено было Св. Синодом обревизовать все духовные наши Академии, и он начал с Киевской. 25-го ч. писал мне из Москвы Преосвященный Леонид: «Отцы сказали: в молитве говори: «благодарю, прости, благослови». Под этими тремя словами будет и мое к Вашему Преосвященству обращение; ибо не в одной только молитве могут быть во главу поставлены слова сии. Благодарю за поздравление с Черногорским орденом и тем более, что он для меня очень приятен, как свидетельство о том, как мужество, на крепкой вере утвержденное, сделало маленький народ Княжеством столь значительным, что властитель его становится в ряд Государей Европейских и с величайшими венценосцами обменивается орденскими знаками, и притом это православный Государь, первый и единственный после Всероссийского Монарха. Вместо требуемого Вами описания орденских знаков, я собирался сделать для Вас свой портретец, на котором Вы увидели бы на груди моей подобие созвездию, называемому у астрономов треугольником, но не собрался, не по лености только, но и по недосугам. То, что от лености, должно быть наказано и наказывается тем, что вместо употребления времени на другие речи с Вами, употреблю его на требуемое Вами описание. Орден утвержден в 1852 г. Князем Даниилом в ознаменование побед, одержанных им над Турками, и разделяется ныне на четыре степени, точно так, как наши ордена св. Георгия и св. Владимира; степень вторая, полученная мною, состоит из звезды на левой стороне груди и из креста на шее. Звезда серебряная из 16-ти лучей, 8-ми гладких и 8-ми зернистых, в средине крест той же величины, что шейный, равноконечный, голубой с белыми каймами, а средина алая с белой каймой и золотой монограммой: Д. 1.; шейный крест точно того же вида; на обратной стороне, в сердцевине его надпись: «За независимость Черногории. 1852». Над крестом золотая княжеская корона. Лента белая, с узкими каймами алого цвета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.А. Юлин Основные даты жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 9 января 1856 г. – родился в г. Санкт-Петербурге. 29 января 1856 г. – крещен в церкви святого благоверного князя Александра Невского при Михайловском артиллерийском училище г. Санкт-Петербурга. 1866 г. – кончина отца Михаила Никифоровича Чичагова. 1869 – 1874 гг. – обучался в 1-й классической гимназии г. Санкт-Петербурга, затем в Пажеском, Его Императорского Величества корпусе. 28 июля 1870 г. – зачислен в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 г. – окончил курс в старшем специальном классе Пажеского корпуса по 1-му разряду. Произведен в камер-пажи. 1874 г. – зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. 4 августа 1875 г. – произведен по экзамену в подпоручики и направлен в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду. 14 сентября 1875 г. – прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады. 15 сентября 1875 г. – в связи с упразднением 7-й конно-артиллерийской бригады переведен в 5-ю конно-артиллерийскую батарею. 13 августа 1876 г. – переведен в 1-ю Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады прапорщиком. 30 августа 1876 г. – произведен в подпоручики. 23 августа 1877 г. – 20 сентября 1878 г. – участвовал в Русско-турецкой войне. 23 декабря 1877 г. –за мужество и храбрость в сражениях с турками под Горным Дубняком 12 октября и под Телишем 16 октября 1877 г. награжден орденом Святой Анны 4-й степени (с надписью «За храбрость»). За осаду и взятие Плевны пожалован саблей с дарственной надписью от Императора. 16 апреля 1878 г. – произведен в поручики. 7 мая 1878 г. – за переход через Балканы 13–19 декабря 1877 г. награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. 7 мая 1878 г. –за сражение под Филиппополем 3,4 и 5 января 1878 г. награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. 16 июля 1878 г. –награжден светло-бронзовой медалью в память войны 1877–1878 гг. 1878–1908 гг. – был духовным сыном протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Архангельский Гавриил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1873 гг.). Отец : Дмитрий Сергеев († до 1873 г.), дьячок; Московская губерния, Клинский уезд, село Новощапово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 5). Афонский Алексей: родился около 1859 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец : Петр Афонский диакон, Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, что при Озере, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 12). Афонский Михаил, родился около 1858 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Петр Афонский, диакон; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, при озере, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6 об.). Афонский Николай, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Петр Афонский диакон; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, церковь во имя св. Георгия Победоносца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 16). Бардов Николай, родился около 1857 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иван Васильев, бывший диакон; Московская губерния, Можайский уезд, село Карачарово, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 5). Баршев Александр, родился около 1854 г.; Дмитровское училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Антипий Афанасьев Баршев, заштатный пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Андреевское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 17; д. 2067, л. 13). Беляев Николай, родился около 1857 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Михаил Космин Беляев, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, город Верея, Христорождественский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 11; д. 2007, л. 36, 37). Беляев Павел, родился около 1851 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Петр Беляев († до 1874 г.), священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Константиновское, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царские врата первоначального иконостаса были перемещены в Трехсвятительский придел и стали его достопримечательностью. А древний иконостас Трехсвятительского придела перенесен в Екатерининский придел, находившийся в дьяконнике алтаря. В 1875 г. иконостас Трехсвятительского придела был " реставририрован " по проекту резчика Трубникова, потомственного мастера иконостасной резьбы из посада Большие Соли Костромского уезда. При реконструкции иконостаса была изменена расстановка икон. Над храмовым образом и новой алтарной дверью появились иконы " Единородный сын " и " Проповедь 12 апостолов " (ранее находились в главном иконостасе). Иконы верхних трех ярусов блокировались попарно, поля их подтесаны, царские врата перемонтированы с добавлением филенок, весь иконостас приподнят на цоколь. Умелая стилизация дополнений резьбы создает ощущение сохранности всего ансамбля от 1650 г. В 1874-1876 гг. в храме велись живописные работы. В четверике на северной стороне юго-восточного столба сохранилась надпись: " Сия живопись писана 1874м мастерами хозяина Софонова. Расписан сей храм усердием почетного гражданина купьца Лександром Васильичемъ Стоюнинымъ 1874 года. Трудились в ольтаре мастера Иван Парилов, Василий Белаев, Михаил Баканов, Василий Хохлов, Михайло Церагин, Михайло Нефедов, Василий Баканов, Василий Котягин, Лексей Салапин, Василий (-), Иван Мала (-) 1874 г. " . Роспись маслом в четверике была исполнена этими мастерами по программе, разработанной в XVII в. На подпружных арках изображены святые Григорий Двоеслов и Григорий Новый Богослов, патрональные святые отца заказчика церкви. Судя по посвящению ктиторского придела Трем святителям, Кирилл Исаков строил храм в память родителей. Росписи покрывают сплошь все стены, своды, откосы окон, столбы. Композиции многофигурные, основаны на гравюрах " кунштовых " библий. Среди евангельских сюжетов большое место занимают притчи, страсти Христовы, по низу идет орнаментальная панель. В алтаре: над изображением престола - Деисус и ангельские силы; над конхой - Распятие с предстоящими; на откосах окна - Григорий Двоеслов, Иаков, брат Господен, в своде - Христос.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Точная дата смерти и место захоронения Н. неизвестны. Соч.: Леонид (Кавелин), архим. Описание славяно-рус. рукописей книгохранилища ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря и заметки о старопечатных церковнослав. книгах того же книгохранилища. М., 1871. С. 26. 30, 31; Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим// Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1874. С. 92-98. (ЧОИДР; Кн. 3); Надпись, вырезанная на каменной плите в церкви Всех святых над могилою архим. Германа (1681-1682)//Там же. С. 101; [То же]//ЧОИДР. 1874. Кн. 4. С. 128-129; Устав Новоиерусалимской обители, писанный уставом 1685 года на 186 листах// Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки. М., 1875. 17. С. 78-96. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1870; он же. Ист. описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, мон-ря. М., 1874. С. 111-112; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 146, 840; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. Кн. 1. С. 256. 239; Позднеев А. В. Никоновская школа песенной поэзии//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 419-428; Панченко А. М. Рус. стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 113-114; Салмина М. А. Никанор//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 379-380; Мельников А. В. Неопубликованная статья акад. М. М. Богословского 1924 г. «Имущество архимандрита Воскресенского мон-ря Никанора 1686-1698»//Патр. Никон и его время. М., 2004. С. 290-314. (Тр. ГИМ; 139); Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского мон-ря Нового Иерусалима: Живая история обители//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. Спец. вып. 2. С. 127-177; Зеленская Г. М. Икона Божией Матери «Троеручица» из Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря//Каптеревские чт. М., 2016. Вып. 14: Афон в истории и культуре Христ. Востока и России. С. 169-214. И. А. Устинова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565300.html

Любищев А. А. Люмьер Луи Жан (1864–1948), изобретатель кинематографии М Макарий, Патриарх Антиохийский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816–1882) – митрополит Московский и Коломенский Макарий, св. (Невский Михаил Андреевич; 1835–1926), митрополит Макаров, семинарист Малышев Александр Федорович Мальцева М. А., благотворительница Маляревский Александр Иванович (1857-?), протоиерей Мануил (Лемешевский Виктор Викторович; 1884–1968), митрополит Мария Александровна (1824–1880), императрица, супруга императора Александра II Мария Феодоровна (1847–1928), императрица, супруга императора Александра III Мария (Кудрявцева Мария Андреевна; 1875-?), игумения Мария (Лелянова Лидия Александровна; 1874–1932), монахиня Мартинсон Василий Антонович (1874–1955), протоиерей, последний ректор С.-Петербургской (Петроградской) духовной семинарии Матвеев Феодор – см.: [Казанский] Феодор Матвеевич. Матюшенский Алексий Михайлович (около 1868–1917), протоиерей Мацеевич Станислав Гилярович, каноник Мегорский Димитрий Тимофеевич (1842–1909), протоиерей Мелхиседек (Паевский Михаил Львович; 1879–1931), архиепископ Менжинский Вячеслав Рудольфович (1874–1934) Меркушов Анатолий Егорович Мессинг Станислав Адамович (1889 – расстрелян 1937) Мефодий (Великанов Михаил Матвеевич; 1852–1914), епископ Мещерский Константин Иванович (1888–1966), протоиерей; уклонился в обновленчество, позднее принес покаяние и принят в сущем сане Мирбах Вильгельм фон (1871 – убит 1918), граф Мирбах Рейнгольд Рейнгольдович, барон Миртов Петр Алексеевич (1871-?), протоиерей Митрофан (Землянский Михаил Александрович; 1863–1914), епископ Михаил Александрович (1878 – расстрелян 1918), великий князь Михаил (Горелышев Матвей Трофимович; 1850–1918), архимандрит; настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни в 1901–1915 Михаил (Мудьюгин Михаил Николаевич; 1912–2000), архиепископ Михайловский Яков Яковлевич (1851–1903) – смотритель Каргопольского ДУ в 1878–1884; впоследствии протоиерей Молотов Вячеслав Михайлович (1890–1986) Молчанов Николай Георгиевич, диакон

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никольский Евграф,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Стефан Петров, ранний священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Казанская у Калужских ворот церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 26). Никольский Иван,родился 7 января 1856 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Василий Георгиев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Нагорново, Введенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 291 об., 292; д. 1785, л. 14). Никольский Николай,родился 8 мая 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Сергей Афонасьев, священник; Московская губерния, Московский уезд, село Покровское, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 304 об., 305; д. 1812, л. 83). Никольский Петр,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Георгий Алексеев († до 1871 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Кузмино, Космодамианская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 47). Никольский Феодор,родился около 1851 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Василий Иванов, диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Мясново, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 206). Никулинский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1871 гг.). Отец: Николай Панкратиев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Батюшково, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1692, л. 22). Озеров Сергей,родился около 1859 г.; Спасо-Андрониевское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1879 гг.). Отец: Андрей Александров († до 1879 г.), пономарь; Москва, Ивановский сорок, Петропавловская в Лефортово церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1832, л. 222; д. 1762, л. 316 об., 317). Орлов Александр,родился около 1852 г.; Московская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец: Михаил Федоров († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Верзилово, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 225).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

изд.), но что далее? Что я? Ненужное надгробие митрополита Филарета. История не имеет обратного хода; но бывают и такие истории, за которыми и вперед идти не хочется. Только в храме утешение, да иногда в доброй беседе, особенно на даче с родными...Мое земное, внешнее и духовное, все погребено в лаврской Филаретовской церкви. Впрочем, если эта сокровищница сохранит мне что-нибудь для неба, то я вознагражден с лихвою за понесенные мною труды», — писал владыка Леонид преосвященному Савве (Тихомирову) 13 августа 1869 года. Преосвященный Леонид был членом многих научных учреждений и обществ. С 1865 по 1874 годы состоял председателем Московского губернского училищного совета. В 1869 году — почетный член Московского общества любителей духовного просвещения. С 1870 года — помощник председателя Совета православного миссионерского общества. В 1874 году — почетный член Общества попечения о бедных детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам. В 1875 году — почетный член Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее, почетный член Московского университета. В московском Алексеевском монастыре преосвященный Леонид устроил женское училище для воспитания и образования болгарских и сербских девиц. 26 апреля 1874 года в Москве на Саввинском архиерейском подворье праздновалось пятнадцатилетие епископского служения преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, старшего викария Московской митрополии. Божественную литургию совершал сам владыка Леонид в сослужении архимандрита Саввинского подворья Галактиона и архимандрита Николо-Угрешского монастыря Пимена. Обращаясь ко всему приветствующему обществу, преосвященнейший Леонид сказал: «На берегу Финского залива есть монастырь, именуемый Сергиева пустынь и в нем принесенная некогда из Троицкой лавры, чудотворная икона преподобного Сергия. Пред этой иконою молодая женщина положила своего больного двухлетнего младенца с горячею мольбой или прекратить его жизнь, если она на зло обречена, или исцелить его и принять под свой святой покров.

http://pravoslavie.ru/55585.html

11 февр. 1866 г. в результате гос. переворота режим Кузы пал. Н. созвал новый Синод, работавший с 1 июля по 10 авг. 1867 г., однако эта сессия не принесла результатов из-за протестов еп. Иоанникия (Евантиаса), к-рый 14 июля заявил, что не будет участвовать в работе Синода, потому что считает его неканоничным и противоречащим догматам Православия ( erb nescu. 1970. P. 392). Осенью того же года еп. Иоанникий опубликовал свое послание Н. ( Ioanichie (Evantias). 1867). 1 июля 1869 г. Н. пытался вновь созвать Синод, однако он был распущен. 14 дек. 1872 г. вслед. настойчивых усилий Н. королевским указом был принят Закон о выборах митрополитов и епархиальных архиереев, о создании автокефальной РумПЦ и о формировании высшей церковной консистории ( Costescu. 1916. Vol. 1. P. 42-52). В ст. 9 было указано, что новый закон призван «хранить единство в отношении догм и экуменических канонов с Константинопольской Церковью и всеми Православными Церквами», и в то же время провозглашалось «административное, дисциплинарное и национальное единство Православной Церкви на всей территории Румынского государства» (Ibid. P. 43). Осенью 1872 г. по рекомендации еп. Мелхиседека (Стефанеску) Н. в соответствии с королевским указом основал на собственные средства ДС, к-рой управлял сам. 9 дек. 1874 г. он составил завещание, согласно которому управление ДС должно было перейти в ведение 3 светских лиц из семьи основателя под председательством митрополита-примаса. Семинария, впосл. посвященная имени Н., просуществовала до 1948 г. На заседании 6 нояб. 1873 г. Синод на основе ст. 16 регламента принял решение о создании офиц. печатного органа РумПЦ - ж. «Biserica Ortodox Româna» (Румынская Православная Церковь), к-рый выходит с 1 окт. 1874 г. и по наст. время (издание прерывалось лишь в периоды войн в 1877-1878 и 1916-1919). Первый номер открывался обращением Н. «К клиру и народу румынскому», в к-ром была указана важность создания единого церковного журнала для РумПЦ в целом и для клира и паствы в частности. В обращении были названы цели издания: распространение евангельского слова и христ. морали, создание румын. богословской науки (BOR. 1874. An. 1. N 1. P. 2-3).

http://pravenc.ru/text/2577721.html

5. Иеромонах Геннадий, 1862–1874. Из духовного звания. По увольнении из низшего отделения Курской семинарии рукоположен во диакона в село Красное Щигровского уезда 25 февраля 1840 года. По вдовству поступил в число братства Одесского Успенского монастыря 30 мая 1859 года. Пострижен в монашество 22 декабря 1860 года. Рукоположен в иеромонаха 11 марта 1861 года. В Сретенский монастырь переведен по прошению 30 ноября 1862 года в возрасте 43 лет. Исправлял чредное священнослужение и клиросное послушание. 6. Иеромонах Иона, Из духовного чина. По исключении из низшего отделения Мещевского духовного училища определен в число братства Мещевского монастыря 11 марта 1849 года. Пострижен в монашество 1 мая 1855 года. Во иеродиакона посвящен 26 января 1857 года. В число братства Сретенского монастыря определен 14 марта 1860 года в возрасте 35 лет. Исправлял чредное служение и клиросное пение. В иеромонаха рукоположен 27 августа 1866 года. Исправлял также должность кружечного и головщика. 26 июля 1876 года назначен членом комиссии по постройке монастырских зданий. Награжден набедренником в 1877 году. Указом консистории от 30 декабря 1887 года назначен братским духовником. 7. Иеромонах Нектарий, 1868–1874. Из мещан. По увольнении от общества определен в Троице-Сергиеву Лавру 11 ноября 1854 года. В монашество пострижен 3 августа 1857 года. В иеродиакона посвящен 17 октября 1867 года. В Сретенский монастырь переведен согласно его прошению 28 мая 1869 года в возрасте 32 лет. Исправлял чредное служение и клиросное послушание. В иеромонаха рукоположен 27 ноября 1870 года. 2 ноября 1874 года выбыл на Перерву. 8. Иеромонах Афанасий, Из мещан. Первоначально определен в братство Харьковской Святогорской пустыни 31 марта 1847 года. Переведен Московской епархии в Берлюковскую пустынь 15 ноября 1850 года. Пострижен в монашество 20 ноября 1851 года. Рукоположен в иеродиакона 24 января 1854 года. В иеромонаха – 7 января 1857 года. Утвержден ризничим 5 ноября 1868 года. Переведен в Златоустов монастырь 15 мая 1873 года, а в Сретенский монастырь – 29 октября того же года в должность казначея в возрасте 53 лет. В 1876 году награжден набедренником. По указу консистории от 19 мая 1876 года назначен духовником сестер московского Алексеевского монастыря . В 1879 году награжден наперсным крестом, выдаваемым от Святейшего Синода. По распоряжению епархиального начальства за отсутствием настоятеля Сретенского монастыря исправлял должность настоятеля с 12 августа 1881 года по 12 сентября того же года, с 1 февраля 1882 года по 1 декабря того же года, с 11 марта 1883 года по 1 мая того же года и с 12 ноября того же года по 24 февраля 1884 года. Указом Консистории от 13 марта 1889 года по болезни уволен от должности казначея.

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010