Печатаемый реферат прочитан был В. В. Болотовым на третьем заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года, когда Комиссия приступила к обсуждению разности в учении старокатоликов и православных об исхождении Св. Духа. Комиссия при этом руководилась при установлении вообще пунктов разногласия между старокатоликами и православными, требовавших обсуждения, «Перечнем догматических и главных обрядовых [и канонических] разностей, отличающих западную церковь от православной восточной», напечатанным в «Сборнике Протоколов Общества Любителей Духовного Просвещения. С.-Петербургский Отдел. Второй год 1873 – 1874. Спб. 1874», стр. 428 – 434. Ответом на этот перечень, составленный в 1874 г. Петербургским Отделом названного Общества, явились со стороны старокатоликов «Замечания на cxeмy quaesmionum conmroversarum (Лahreha), полученные в том же году и напечатанные в «Сборнике» в русском переводе, вслед за “Перечнем” (стр. 437 – 446). «Перечень» и «Замечания», вместе с отчетами о заседаниях двух боннских конференций, происходивших в 1874 и 1875 гг. (напечатаны в том же «Сборнике», третий год. Спб. 1875, и четвертый год, Спб. 1876), служили для Комиссии материалом для составления суждения о старокатоликах в их прошедшем. (Дело Архива Св. Синода об условиях соединения старокатоликов с православною восточной церковью. Донесение Комиссии Св. Синоду, л. 2. Ср. Π. I. Янышев, Мнения уполномоченных представителей православия и старокатоличества по вопросу о соединении старокатоликов с православными. Спб. 3896. стр. 9). Авторитетными документами, по которым можно было судить о голландских, германских и швейцарских старокатоликах в данный момент, признаны были Комиссией еще на первом ее заседании 8 января следующие: 1) «Утрехтск οе объявление», подписанное 24(12) сентября 1889 г. всеми пятью старокатолическими епископами того времени. 2) «Руководство к обучению кафолической вере в высших школах, изданное (проф. Лангеном) по поручению старокатолического синода в Бонне», 1875 г. (Leitfaden für den catholischen Religionsunterricht an höheren Schulen, herausgegeben im Auftrage der Altkatholischen Synode. Bonn 1875. Русский перевод в «Христ. Чт.» 1876, II). 3) «Катехизис, изданный в Бонне по поручению старокатолического синода в 1875 г.», (Katholischer Katechismus, herausgegeben im Auftrage der Altkatholischen Synode. Bonn 1875. Перев. в «Церк. Вестн.» 1876, 5, 6, 8, 9, 11, 12). 4) «Христово-кафолический катехизис» (швейцарских старокатоликов). Берн 1889 (Christ-katholischer Katechismus. Bern 1889). 5) «Книга литургических молитвословий с приложением книги песнопений». Маннгейм 1885 (Liturgische Gebetbuch nebst einem Liederbuche als Anhang.Mannheim 1885). 6) «Книга молитв христово-кафолической швейцарской церкви». Берн 1889 (Gebetbuch der christkatholischen Kirche der Schweiz. Bern 1889). (Дело Архива Св. Синода, л. 1 – 2. Янышев, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

За щедрое пожертвование церковной утвари и облачений для храмов Черногории, проведенное по просьбе Славянского комитета, черногорский кн. Николай I в дек. 1873 г. представил Л. к ордену кн. Даниила I 2-й степени, учрежденному в ознаменование побед над турками. 31 марта 1874 г., в преддверии 15-летия архипастырского служения, Л. была Высочайше пожалована золотая панагия, украшенная бриллиантами. Московское купечество, также отметившее юбилей старшего викария преподнесением ценной панагии, приняло решение ежегодно передавать ему в течение полного академического курса по 300 р. в качестве пособия 3 студентам МДА (Там же. С. 257). Л. состоял членом мн. ученых об-в и учреждений: председателем Московского губернского училищного совета (1865-1874), помощником председателя совета Православного миссионерского об-ва (1870), почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения (1869), Об-ва попечения о детях лиц, сосланных в Сибирь по судебным приговорам (1874), Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее (1875), почетным членом Московского ун-та (1874). По указанию имп. Александра II Л. было поручено наблюдать за иконописными работами в Христа Спасителя храме . Горячим желанием Л. было установление между архиереями постоянного общения для обсуждения церковных вопросов. 10 апр. 1875 г. он писал еп. Савве: «Радуюсь, что беседовали с епископами. Если бы архиереи пользовались даже малым простором для взаимных свиданий на пользу Церкви, недостаток соборности был бы значительно восполняем...» (Там же. С. 292). 15 мая 1876 г. Л. был переведен на Ярославскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Ярославль Л. прибыл 12 июля 1876 г., но вскоре заболел. Сестра преосвященного Татьяна Васильевна утверждала, что «каждое его перемещение вызывало сильную, часто смертельную болезнь. Последнее прощанье с Москвой глубоко потрясло его и оставило тяжелые следы, тем более что он старался казаться спокойным, затаив грусть внутри себя» (Там же. С. 327-328). За летние месяцы Л. посетил Толгский ярославский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь , приходы и обители в Рыбинске и Романове-Борисоглебске. Ознакомившись с епархиальными делами, Л. писал прп. Пимену (Мясникову) 25 авг. 1876 г.: «Много только здесь тяжелого, как я и ожидал, и много очень приятного, сверх ожидания» (Письма к архим. Пимену. 1877. С. 92-93). Более всего Л. «возмущали запущенность храмов при архиерейском доме и небрежность клира. Впрочем, спустя месяц он писал близким: «Друзья, не желайте, чтобы мне была перемена к высшему. Только один раз можно любить, как я люблю паству Ярославскую»» (Письма. 1879. С. 47, 62-63).

http://pravenc.ru/text/2463437.html

Sortes Sanctorum (Правосл. Обозр. 1876, Ноябрь). (Переводные статьи) Путешествие по России барона Гакстгаузена (Моск. Вед. 1848. 138, 146, 155, 156; 1849. 1, 4, 5, 53, 54, 81, 82). Тимошка Анкудинов. Из Олеария (Моск. Ведом. 1849. 90, 91). Об училищах на западе Европы с VI до IX века по Р. X. Из Озанама (Москвит. 1850, часть IV. Три статьи). Несториане. Из путешествия доктора Грена по востоку (Москвит. 1851, часть 2. Две статьи). Мнение маршала Мармона об отношении России к Турции (Перевод с француз. Моск. Ведом. 1854 г. 51). Преп. Кассиана римлянина сказания о подвижниках его времени (Душепол. Чтен. 1860. Июль и сентябрь). Четыре письма святителя Димитрия ростовского . Перевод с латинского (Душеп. Чт. 1864. Май). Вступительная философская лекция В. И. Кутневича (Прибав. л. 23) Дневник Корба (Рус. Вест. 1866. Апрель и декабрь). Письма митрополита Платона к преосвященным Амвросию и Августину с переводом писем латинских и с примечаниями (Прав. Обозр. 1869. Май, июнь, август, сентябрь, ноябрь. 1870. Июль август, октябрь). И. И. Побединского-Платонова О пророческом служении Амоса и книге его пророчеств (Прибавл. 11). О клементинах (Прав. Обозр. 1860. 2, 3, 7). Принесение Исаака в жертву Богу (Душ. Чт. 1860. Янв.). Времена судей Израильских (Д. Чт. 1872. Май). История израильского народа при Самуиле (июль). Царствование Саула (Август, сентябрь). Царствование Давида (Октябрь-декабрь). Царствование Соломона (Душ. Чт. 1873. Янв.-апрель). История царств Израильского и Иудейского до вавилонского плена (Душеп. Чтен. 1873. Сент.–нояб. 1874. Янв.– март) Вавилонский плен (1874. Апр.). Состояние иудеев при персидских царях и потом под властию Александра македонского и его преемников (1874. Май-июль) Состояние иудеев под властию египетских и сирийских царей (1874. Сент.-ноябрь). О втором псалме. Архим. Феодора (Прибавл. 8). О второй части книги пр. Исаии. Его же (Прибавл. 9). О послании св. Апостола Павла к Филиппийцам. Его же (Прибавл. 13). О папе Формозе. И. П. Гилярова-Платонова (Прибавл. 14 и Прав. Собеседн. 1863. Т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

6) Мелетий Леонтович, архиепископ, с 22 Июня 1835 г.; скончался 29 Февраля 1840 г. – При нём епархия из Слободско-Украинской переименована в Харьковскую. 7) Смарагд Крыжановский, архиепископ, с 6 Апреля 1840 г.; 5 Февраля 1842 г. переведён в Астрахань. 120 8) Иннокентий Борисов, с 26 Февраля 1842 г.; 1 Марта 1848 г. перев. на Херсонскую кафедру. 121 9) Елпидифор Бенедиктов, с 1 Марта 1848 г. до 6 Ноября того же года, а затем Епископ Подольский. 122 10) Филарет Гумилевский, с 6 Ноября 1848 г.; 7 Апреля 1859 г. перемещён на Черниговскую кафедру. 123 11) Макарий Булгаков, с 18 Апреля 1859 г.; 10 Декабря 1868 г. переведён на Литовскую кафедру. 124 12) Нектарий Надеждин, с 21 Января 1869 г.; 7 Сентября 1874 года скончался. 13) Савва Тихомиров, с 7 Декабря 1874 г. В 1874 г. православных церквей в Харьковской епархии было 803. – При них состояло протоиереев и священников 868, из коих 18-ть человек получили высшее академическое образование, – (8 магистров и 10 кандидатов). Вследствие же нового расписания приходов и причтов, произведенного по Высочайше утвержденному в 7-й день апреля 1873 г. штату, из числа 868 священнослужителей было 126 священников сверхштатных. Паства Харьковской епархии состояла в 1874 г. из 1,699,951 души обоего пола, в том числе раскольников 4974 души разных сект, а именно: а) приемлющих священство Австрийского пострижения – 876 душ; б) беспоповцев, приемлющих браки и приносящих молитвы за Царя – 3829 душ; в) беспоповцев, не приемлющих браков – 100 душ; и г) шалопутов и скопцов – 169 душ. 125 О духовенстве и пастве Харьковской епархии ещё в 1859 г. сделан был автором «Историко-статистического Описания Харьковской епархии» 126 такой отзыв: «Как духовенство епархии – духовенство образованное и ведёт себя весьма прилично званию своему, так и паства отличается многими прекрасными качествами. И объяснением сему служить то, что в Харькове рано открыт был Коллегиум, а в числе духовенства в прежнее время много было дворян, которые свой дух и правила жизни, растворенные духом христианским, распространили как на всё духовенство, так частью и на паству».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Никанор Бровкович 1876–1883. Дионисий Хитров 1883–1896. Иустин Полянский 1896–1900. Антоний Храповицкий 1900–1902. Климент Верниковский 1902–1903. Христофор Смирнов 1908–1908. Нафанаил Троицкий 1908. Финляндская 59 Кафедра в Выборге Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892–1898. Николай Налимов 1899–1905. Сергий Страгородский 1905. Харьковская, учр. в 1799 г. Кафедра в Харькове Епископы Слободско-Украинские и Харьковские (до 1836 г.): Христофор Сулима 1799–1813. Аполлос Терешкевич 1813–1817. Павел Саббатовский 1817–1826. Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832. Иннокентий Александров 1832–1835. Епископы и Архиепископы Харьковские и Ахтырские (с 1836): Мелетий Леонтович 1835–1840. Архп. Смарагд Крыжановкий 1840–1841. Архп. Иннокентий Борисов 1842–1848. Архи. с 1845. Елпидифор Бенедиктов 1848. Филарет Гумилевский 1848–1859. Архп. с 1857. Макарий Булгаков 1850–1868. Архп. с 1862. Нектарий Надеждин 1869–1874. Архп. Савва Тихомиров 1874–1879. Иустин Охотин 1879–1882. Амвросий Ключарев 1882–1901. Архп. с 1886. Флавиан Городецкий 1901–1903. Архп. Арсений Брянцев 1903. Архп. Сумское викариатство, учр. в 1866 г. Епископы (в Харькове): Герман Осецкий 1867–1872. Вениамин Платонов 1872–1883. Геннадий Левицкий 1883–1886. Петр Лосев 1887–1889. Владимир Шимкович 1890–1892. Иоанн Кратиров 1893–1895. Петр Другов 1895–1899. Иннокентий Беляев 1899–1901. Стефан Архангельский 1902–1904. Алексий Дородницын 1904–1905. Евгений Бережков 1905–1909. Василий Богоявленский 1909–1911. Феодор Лебедев 1911. Херсонская, учр. в 1837 г. Кафедра в Одессе Архиепископы Херсонские и Таврические (до 1859 г.): Гавриил Розанов 1837–1848. Иннокентий Борисов 1848–1857. Херсонские и Одесские (с 1859 г.): Димитрий Муретов 1857–1874. Леонтий Лебединский 1874–1875. Иоанникий Горский 1875–1877. Платон Городецкий 1877–1882. Димитрий Муретов (вторично) 1882–1883. Никанор Бровкович 1883–1890. Еп. до 1886. Сергий Ляпидевский 1891–1893. Иустин Охотин 1893–1905. Димитрий Ковальницкий 1905. Новомиргородское викариатство. учр. в 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Строительство православной церкви в Марцене отложили до лучшего времени. Это время наступило в 1871 году, когда правительство выделило на постройки православных церквей в Прибалтийских губерниях 600 тыс. рублей из казны и 200 тыс. рублей из сумм Св.Синода.С 1871 по 1874 год выделялось на 4 года по 200 тыс. рублей в год. Весной 1871 года началось строительство в Марцене нового каменного православного храма на 300 человек по проекту латышского архитектора Яниса Бауманиса, первого латышского архитектора с академическим образованием. В 1873 г. строители передали все построенные церковные здания в Марцене в Духовное ведомство. Начались отделочные работы и просушка каменного храма. В архивном деле 1248 имеется рапорт Марценского священника Иоанна Седвалка о передаче строителями нового храма в Духовное ведомство. Передача состоялась 01.11.1873 года и священник просил разрешения на освящение храма 25 августа 1874 г. благочинным священником Губиным. Рижская Духовная Консистория приказала : «...Если всё потребное к освящению нового строенного здания храма в Марценском приходе готово и устроено с должным приличием, то посему разрешаем Керстенбемскому благочинному священнику Андрею Губину совершить освящение 25 августа 1874 года, совместно с настоятелем Марценской церкви и другими ближайшими к мызе Марцен священниками...» Освящение нового храма состоялось 23 августа 1874 года во имя святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси чудотворца. Антиминс был священнодействован ещё 13.12.1870 г. Преосвященным Вениамином, епископом Рижским и Митавским. В 1872 г. помещиком фон Трансе подарена для устройства приходского кладбища 1 десятина земли. Священник помещается в церковно-причтовом доме, построенном одновременно с церковью. Дом этот длиной 9 и шириной 5 саженей. Первый псаломщик помещается во втором выстроенном доме длиной 5 и шириной 4 сажени. Второй псаломщик помещается в здании церковно-приходской школы, построенной одновременно с церковью. Имеются хоз. постройки: сарай, хлев, конюшня, клеть 8 х 4 саженей, баня 3х3 сажени.

http://sobory.ru/article/?object=07837

  Литература: Андроникашвили Б. Б. Страницы прошлого читая… Тбилиси, 1987; Воропаев В. А. Один из немногих избранных (К 200-летию со дня рождения графа Толстого)//Историческая газета. М., 2001. Воропаев В. Толстой Александр Петрович//Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. М., 2003; Некрасова Е. С. Н. В. Гоголь. Его отношения к графу А. П. Толстому. Письма Н. В. Гоголя к графу А. П. Толстому//В память С. А. Юрьева. Сборник, изданный друзьями покойного. М., 1891; Тарсаидзе Н. Г. Исторические этюды. Тбилиси, 1972; Шилов Д. Н. Государственные деятели…//Исторический Вестник. М., 1999.   Биографические материалы и мемуары: Слово, сказанное архимандритом Григорием (Паламою) в Московском Донском монастыре, в сороковой день по кончине графа Александра Петровича Толстого//Гражданин. 1873. 15 октября. Брянцев Η., протоиерей. Памяти графа Александра Петровича Толстого//Церковно-общественный Вестник. 1874. 15 февраля. Филиппов Т. И. Воспоминание о графе Александре Петровиче Толстом//Гражданин. 1874. 29 января. Слово в память графа А. П. Толстого, произнесенное архимандритом Неофитом Пагидою в Петербургской греческой церкви 20 января 1874 г.//Там же; Материалы для биографии Н. П. Гилярова-Платонова//Русское Обозрение. 1896. (письмо к протоиерею А. В. Горскому); Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев-Посад, 1908 (письмо графа Толстого к отцу Амвросию о сновидении и объяснение сновидения старцем); Из переписки Преосвященного Феофана Затворника с Обер-прокурором Св. Синода А. П. Толстым//Душеполезное Чтение. 1898.   Некрологи: Гражданин. 1874. Церковно-общественный Вестник. 1874. Отчет по Гос. совету за 1873 г. СПб., 1875.   Владимир Воропаев Милостивый Государь! Признавая священным долгом прежде моего отъезда принести всеподданнейшую благодарность за все оказанныя мне милости Его Императорскому Величеству Государю Императору Александру Николаевичу, также Государыне Императрице Марии Александровне, покорнейше прошу Ваше Сиятельство, примите на себя труд испросить мне представление Их Величествам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Арсений Москвин 1841–1848 Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848–1851 Евсевий Ильинский , еп. 1851–1858 Иринарх Попов 1858–1863 Леонтий Лебединский 1863–1874 до 1873 года епископ Епископы: Феогност Лебедев 1874–1878 Маркелл Попель 1878–1882 Викторин Любимов 1882 Иустин Охотин 1882–1887 Донат Бабинский-Соколов 1887–1890 Димитрий Самбикин 1890 Балтское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Каменец-Подольске): Феогност Лебедев 1867–1870 Вениамин Павлов 1870–1879 Ианнуарий Попов 1879–1883 Иосиф Баженов 1884–1886 Анатолий Станкевич 1886–1887 Димитрий Самбикин 1887–1890 Акакий Заклинский 1891 Николай Адоратский 1891 Полоцкая. 55 Учреждена в 1104 году. 56 Епископы (в Полоцке): Мина 1105–1116 Илия 1120–1128 Косма, грек. 1143–1156 Дионисий 1167–1183 Николай 1183 Каллист Владимир упом. 1218 Алексий, упом. 1231 Симеон I, святой 1260–1271 Иаков упом.1300 Григорий I упом.1331 Архиепископы: Феодосий 1391–1415 Фотий 1415 Симеон II 1450–1456 Полоцкие и Витебские: Каллист II 1458–1459 Симеон III до 1481 Иона Глезна до 1492 Лука 1492–1504 Евфимий Окушкович-Босский 1504–1512 Симеон IV упом.1513 Иосиф Русин 1516–1523 Киприан Нафанаил 1524–1533 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: Мисаил 1534 Симеон V 1534–1549 Герман Литавар-Хребтович 1553–1558 Герасим Корсак 1558 Григорий Волович нареч. 1562–1563 В Мстиславе и Могилеве: 57 Варсонофий Валах 1563–1576 Феофан Рпинский 1576–1588 В Полоцке: 58 Афанасий Терлецкий 1588–1592 Полоцкие и Великолуцкие: 59 Трифон Ступишин 1563–1566 Афанасий, князь Палецкий 1566–1568 Антоний 1572 Киприан 1579 Полоцкие, Витебские и Мстиславские: 60 Нафанаил Седлицкий-Белицкий 1592–1595 Григорий Загорский 1595–1596 Мелетий Смотрицкий 1620–1628 Полоцкие и Витебские: Каллист Дорофеевич-Рыторайский 1657–1662 Епископы Полоцкие и Виленские: Смарагд Крыжановский 1833–1837 с 1836 года архиепископ Исидор Никольский 1837–1840 Полоцкие и Витебские: Василий Лужинский 1840–1866 с 1841 года архиепископ Савва Тихомиров 1866–1874 Викторин Любимов 1874–1882 Маркелл Попель 1882–1889

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Bericht über die Unions-Konferenzen 1874 и 1875, ed. Dr. H. Reusch, Bonn, 1874, 1875; Перевод на английский: Reunion Conference at Bonn, 1874, Rivingtons, London, 1874; Report of the Union Conferences, перевод Rev. S. Buel, с предисловием Rev. R.J. Nevin, New York, 1876. Боннские «тезисы» продублированы в Приложении к Report of the Doctrinal Commission (доклады, определенные Ламбетской конференцией 1930 года), 1930. Cfr. статью без указания автора: The Reunion Conferences at Bonn, в Church Quarterly Review, v. 1, 1875–76, p. 383–407; The Filioque Controversy and the Easterns», Ibid., v. 3, 1877–78, p. 421,465 (в связи с книгами Пуси и Свэта). Появилось французское издание «Process-Verbaux» из собраний «Societé des Amis de linstruction religieuse», вышло несколько выпусков, Bruxelles, 1872 sv. Важные сведения есть в книге: Meyrick, Memories of Life, p. 259 sv. На Мейрика произвели впечатления выступления российских делегатов в Бонне: удивило владением языками и широкая эрудиция, равно как и Деллингера. Cfr. Correspondence between Members of the Anglo- Continental Society and (1) Old Catholics, (2) Oriental Churchmen, ed. Rev. Frederick Meyrick, M.A., London, Rivingtons, 1874. Cf. доклады Афинскому Синоду проф. Россиса, 1876, и проф. Даламаса, 1875 (на греческом). О позиции Пуси см. Liddon, Life of Pusey, v. 4, p. 292 sv. Пуси утверждал, что Filioque можно найти у Епифания и Кирилла Александрийского ; см. предисловие к Commentary on the Gospel according to St. John, St. Cyril [Толкование на Евангелие от Иоанна св. Кирилла Александрийского ] («Library of the Fathers»), ed. Philip E. Pusey. Большая его часть написана Э. Б. Пуси (Liddon, р. 432). Cfr. Е. Michaud, Létat de la question du Filioque aprés la Conférence de Bonn de 1875, в Revue International, 3, 1, 1895; Kireev & Meyrick, Ibid.; Kireev, Erklärungen von Professor Ossinin in München und Bonn» (1871 и 1875), Ibid., 4, 2,1896, p. 489–501; J. Ossinin and Eastern View of the Second Conference at Bonn (перевод на английский), Boston, 1876; Briefe von Döllinger, Reinkens, Weber, v.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010