По окончании – в 1891 г. – стипендиатского года А.А.Спасский – за неимением в Академии свободных кафедр – вынужден был занять временно место преподавателя философии в Подольской Духовной семинарии, и только в начале 1893/94 учебного года избран был – по прочтении 17 августа 1893 г. двух пробных лекций – на освободившуюся в Академии – с уходом профессора Д.Ф.Касицына и с переходом на его место на кафедру истории и разбора западных исповеданий профессора В.А.Соколова – кафедру новой гражданской истории, которую и занимал 2,5 года до конца 1895 г. Но свою любовь к истории именно древней Церкви А.А.Спасский доказал тем, что, когда в конце 1895 г. проф. А.П.Лебедев перешёл из Академии на кафедру церковной истории в Московском Университете, он занял его место в нашей Академии, хотя лекции по новой гражданской истории к тому времени у него уже были составлены, а по общей церковной истории ему нужно было составить их вновь. Этот перевод А.А.Спасского на место А.П.Лебедева состоялся сразу же после его магистерского диспута. Чтение лекций по церковной истории он начал в марте 1896 г. Свои лекции по гражданской истории А.А.Спасский после напечатал: сначала на страницах «Богословского Вестника» (за 1906 и 1910 гг.), а потом выпустил их и отдельной книгой под заглавием: Сотерский А. (из Σωτερ=в латинской передаче Soter Спас ский). Общедоступные лекиии по истории западно-европейского Средневековья (Сергиев Посад, 1910). В обсуждение научных достоинств этих лекций не вхожу, так как не могу считать себя компетентным в этой области, да они и не относятся к предмету настоящего очерка. Замечу только, что с чисто внешней стороны и эти лекции по предмету, не интересовавшему А.А.Спасского специально, обладают достоинствами других его печатных работ: интересным содержанием и прекрасным изложением. История древней Церкви по уставу 1884 г. соединена была с историей Византийской церкви после разделения Церквей и носила название общей церковной истории. А.П.Лебедев , бывший до 1894 г. профессором древнецерковной истории (до разделения Церквей, как и в настоящее время по уставу 1910 г.), после 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

2128 Превосходную обработку этого эпиграфического материала дал Шюрер в Die Gemeindeverfassung der Juden in Rom in der Kaiserzeit, 1879 2130 У Шюрера, Gemeindeverfassung 9 и 13. Из позднейшего свидетельства в Homilia in s. Ioannis Natalem, приписываемых Иоанну Златоусту , видно, что иудеи выбирали себе архонтов в начале гражданского года – в сентябре (Schürer, Gemeindeverfassung, S. 23). 2135 Перечень статей и сочинений А. П. Лебедева за двадцатипятилетний период его деятельности собственно в Московск. Академ. (1870–1895) см. в статье И. Н. Корсунского «Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности проф. А. П. Лебедева ». – Бог. Вест. 1895, 11. Литературные занятия его во время службы в Московском Университете сосредоточивались главным образом на втором издании его трудов, из которых последний 10 том (Духовенство древне-вселенской церкви от времен Апостольских до IX века – Москва, 1905) было вновь подготовлен им и обработан к печати. Из остальных статей, написанных им в этот период и имеющих более или менее научный характер можно отметить следующие: «О нашем символе веры (см. Б. В. 1902, 2). «о происхождении актов вселенских соборов» (Б. В. 1903, Июнь) «Братья Господни», печатанные в Душеп. Чтении и вышедшие отдельным оттиском; «Черты нравственного облика Московского Митрополита Филарета» (публичная лекция. Москва 1905), «Преосвящ. Порфирий Успенский » (по поводу столетия со дня его рождения – Бог. Вест. 1904, 9); «Полезное издание (Языков. Обзор жизни и трудов такой как русским писателей – Бог. Вест. 1907, 1) «К вопросу о несторианстве» (Прав. Собеседн. 1907, Сент.). Появление его небольших «этюдов», помещенных в Бог. Вест. за 1907 г. «Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период» (Февр. 223–252); «К вопросу о происхождении первохристианской иерархии» (Март 460–474); «Два пионера церковно-исторической науки у нас» (Май 101–167), и представляющих собой лишь извлечения из его печатных трудов, можно объяснить только настойчивостью редактора Б. В. иметь в своем журнале статьи со столь почетным и прославленным именем. Другие его статьи позднейшего происхождения, вызванные злобой дня, будут отмечены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства : «Сент. 17. Об увольнении профессора Субботина (ст. V) и об утверждении почетным членом сенатора Д.А. Ровинского (ст. VI) мною представлено. Утверждаются – действительный студент Петр Перхорович в степени кандидата богословия (ст. IX) и студент Симон Логадзе (ст. XVI) в звании действительного студента. Постановления по прочим статьям обращаются к исполнению». —278— 1-го октября 1894 года Присутствовали : Его Преосвященство, Преосвященнейший Тихон, Епископ Можайский, Ректор Академии Архимандрит Антоний и члены Совета Академии, кроме профессоров: В.О. Ключевского и А.П. Лебедева , не присутствовавших по болезни. В собрании сем, в день воспоминания об основании Московской духовной академии, происходил, на основании § 91 устава духовных академий, торжественный акт в следующем порядке: экстраординарным профессором академии по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур И.А. Татарским произнесена была составленная им речь на тему: «Национальное и общечеловеческое значение сатиры Сервантеса на рыцарскую романтику средних веков»; Ректором Академии Архимандритом Антонием провозглашено было об избрании почетным членом академии Сенатора, Тайного Советника, Дмитрия Александровича Ровинского, во уважение весьма долговременной, высокоценной по качеству, обширной по объему и соединенной с большими материальными жертвами научной деятельности в области церковной и народно-бытовой археологии; Секретарем Совета был прочитан отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 189 3 / 4 учебном году. В заключение акта Преосвященным Тихоном были розданы лучшим студентам награды деньгами и книгами, присужденные им Правлением Академии. Определили : Благопочтительнейше представить о совершении акта Его Высокопреосвященству . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства : «Окт. 17. Читано». 6-го октября 1894 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н.И. Субботина , В. О. Ключевского , А.П. Лебедева и А. П. Смирнова , не присутствовавших по болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этой стороны Ал. П. Лебедев был у нас собственно первым по времени и по достоинству историком православно-восточной церкви, давшим отчетливую картину исторических судеб христианства. По широте замысла и успешности выполнения трудно теперь подыскать ему равного и во всей мировой богословской науке. Больше подходит в этом отношении разве Берлинский профессор Адольф Гарнак, как называли покойного Московские академические студенты уже в 80-х годах. Фундаментальность конструкции и обширность перспективы должны были устранять всякую искусственную тенденциозность, обеспечивая принципиальную объективность. К сожалению, по этой части Ал. П. Лебедев страдал до самой гробовой доски от тяжких недоразумений и жестоких подозрений, часто имевших для него горечь не простой теоретической оппозиционности, а самой реальной жизненной отравы... Ползучая рожа, сведшая в могилу, преследовала покойного всю жизнь в образе клеветы и злоречия... Его упорно считали и не переставали трактовать в качестве неправославного либерала с характером задорного и вызывающего смутьяна. Докторство прошло с большим трудом и создало автору крайне опасную репутацию даже по тому самому, что ученый Запад устами Ад . Гарнака, чуть ли не впервые, отметил с похвалой это русское церковно-историческое сочинение. Атмосфера сгущалась до такой удушливости, что в половине 80-х годов Ал П. Лебедев вынуждался-было, покинуть Московскую Духовную Академию 6 и (в 1885 г.) уже совсем был назначен в Казанский Университет. 7 Ему величайшим мучением было расстаться с Alma Mater, которой он был предан всей душой, 8 – и только счастливое ходатайство на время спасло от изгнания. Тем не менее недоверие продолжало висеть над почившим темной тучей, и по случаю 25-летия академического профессорства (в сентябре 1895 года) ближайшая власть не нашла возможным выразить, хотя бы простое приветствие достойному юбиляру, 9 а позаботилась о том, что уже пожилым человеком, „25 лет прослужив верой и правдой дорогой ему Московской дух. Академии, 10 – Ал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Во время войны Флоринский стал товарищем председателя Комитета «Киев – галичанам». По словам историка литературы В.Н.Кораблева, «никто из учеников проф. Ламанского и сам маститый учитель не написал столько ценных работ по славянству, сколько Тимофей Дмитриевич Флоринский. Современному ученому, изучающему славянство, нельзя обойтись без Флоринского». Маститый ученый был и активным деятелем патриотического движения. В 1908 г. он стал одним из инициаторов создания Клуба русских националистов в Киеве, был его членом-учредителем, почетным членом и входил в состав руководящего Комитета. На заседаниях Клуба Флоринский был постоянным участником, активно обсуждал стоящие на повестке дня вопросы, выступал с докладами, нередко предлагал проекты решений. При взятии Киева красными в 1919 г. у кого-то при обыске был найден список членов Киевского клуба русских националистов. Чекисты «в порядке красного террора» расстреляли всех, кого смогли найти по этому списку, в том числе и Флоринского. После ухода большевиков его обезображенное тело было торжественно предано земле «Аскольдовой могилы» – рядом со старшим сыном Сергеем, погибшим на фронте в 1916-м. Позднее прах обоих вдовой – В. И. Флоринской – был перенесен на Лукьяновское кладбище. До сегодняшнего дня могила не сохранилась В этот день 1934 года скончался химик-органик, автор метода получения синтетического каучука Сергей Васильевич Лебедев. Он родился 13 июля 1874 г. в Люблине в семье священника. Гимназическое образование получил в Варшаве, где и увлёкся химией. В 1895 г. Сергей поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1899 г. за участие в студенческих волнениях Лебедев был арестован и почти на год выслан из столицы, что не помешало ему в 1900 г. с отличием окончить Петербургский университет. Не имея возможности остаться в университете для продолжения научной работы, Лебедев был вынужден работать лаборантом на мыловаренном заводе А.М.Жукова. Вскоре он перешёл на работу в Комиссию по исследованию рельсовой стали при Институте инженеров путей сообщения, разработки которой были в 1907 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/02/de...

335). Только потому, что не было в Академии свободных кафедр, А.А. Спасский не занял тогда же профессорской кафедры, и был определен 19-го июля 1891 года на должность преподавателя философских наук в Подольскую духовную семинарию. В то же время А.А. Спасский состоял преподавателем словесности, истории русской литературы и педагогики в Подольском женском училище духовного ведомства. Молодой препода­ватель семинарии привлечен был и к епархиальной дея­тельности: состоял членом Подольского Епархиального Училищного Совета, временно исполняя должность его каз­начея, принимал участие в устройстве временных педагогических курсов при Подольской духовной семинарии в году, за что получили благодарность Епархиального Училищного Совета. Но Академия отпустила от себя своего талантливого уче­ника всего лишь на два года. Как только в 1893 году освободилась в Академии кафедра новой гражданской истории, Совет Академии в собрании 1-го мая определил пригласить на эту кафедру А.А. Спасского. 17-го августа года А.А. Спасский прочитал две пробные лекции: «Новейшая византология и ее ближайшие результаты» и «О причинах и характере крестовых походов», после чего и был определен исправляющим должность доцента по кафедре новой гражданской истории. Понятно, что эта кафедра не могла вполне удовлетворять того, кто свои инте­ресы сосредоточил на древней церковной истории, а потому —6— и не удивительно, что А.А. Спасский оставался на кафедре новой гражданской истории недолго, всего два с половиной учебных года. За это время была совершенно закончена работа об Аполлинарии и представлена в средине 1895 года в Совет Академии на соискание степени магистра богословия. В новом переработанном виде сочинение полу­чило и иное заглавие: „Историческая судьба сочинений Апол­линария Лаодикийского, с кратким предварительным очерком его жизни». Рецензентами магистерской диссертации А.А. Спасского назначены были проф. А.И. Лебедев и И.Н. Корсунский . В конце того же 1895 года сочинение А.А. Спасского было напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

II. Отношение Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 31 Декабря 1894 года за 6890: —3— «По утвержденным Г. Синодальным Обер-Прокурором, 8 и 22 текущего Декабря докладам Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу кандидаты Московской духовной Академии: Вячеслав Тихальский, Николай Матвеев и Алексей Целебровский преподавателями, первый в Скопинское духовное училище по русскому и церковно-славянскому языку, а остальные – в духовные семинарии, – из них Матвеев в Астраханскую, по словесности и истории русской литературы и Целебровский в Саратовскую, по психологии и соединенным с нею предметам. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету Академии для зависящего распоряжения, присовокупляя, что об ассигновании следующих упомянутым лицам, по положению, денег, ныне же сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии, кандидатам В. Тихальскому, Н. Матвееву и А. Целебровскому сообщено о назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. III. Письмо на имя о. Ректора Академии Сенатора, Тайного Совета, Дмитрия Александровича Ровинского: «Приношу Вам и Высокоуважаемому Совету Духовной Академии глубочайшую благодарность за избрание меня в Почетные Члены. Считаю за особую честь принадлежать к ученому сословию знаменитой Московской Духовной Академии и прошу позволения принести ей в дар мои издания, по прилагаемому списку». Определили: Присланные книги сдать в фундаментальную академическую библиотеку и благодарить за пожертвование их, а прочее принять к сведению. IV. Ведомость о. Ректора Академии Архимандрита Анто- —4— ния о пропущенных наставниками лекциях в Декабре месяце минувшего года, из которой видно, что э.-орд. профессором В.Ф. Кипарисовым и и. д. доцента А.А. Спасским опущено по 4 лекции, орд. профессором А.П. Лебедевым , э.-орд. профессорами И.Н. Корсунским , И.А. Татарским и доцентом Н.А. Заозерским – по 2 лекции – по болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Находя сочинение г. Заозерского о церковной власти исполненным не только богатством учености и силою мысли, но и имеющим важное практическое значение для установления принципиального взгляда на ценность различных церковных установлений современных и прежних, мы не можем не признать его заслуживающим степени доктора». б) Ординарного профессора Академии А.П. Лебедева : «На темы в роде той, какую взял для исследования Н.А. Заозерский , отличающиеся широтою плана, касаю- —8— щиеся не одной, а нескольких народов, требующие для своей обработки многих и разнообразных источников, разъясненных в разных изданиях, источников и старых и новых, – на такие темы писать отчасти удобно, отчасти неудобно. Удобство подобных тем заключается в следующем: имея в своем распоряжении значительное число источников, автор выбирает из них только то, что кажется ему интересным, он не превращается в кропотливого исследователя, часто находящего личное удовольствие в кропотливой работе, но забывающего о читателе, который может быть и не специалистом дела; переносясь от одной эпохи к другой, от одного народа к другому, он может давать большое место изучению развития данного явления, так как у него под руками много материала для разного рода сравнений и выводов; он необходимо должен быть писателем систематиком, в мысли и работе которого связуется в одно целое множество разнообразных фактов, проходящих целыми рядами под мысленными взорами и дающих материал для такой или другой оценки их; он может, пользуясь удобным случаем или даже вдохновением минуты, бросать такой или другой светлый взгляд на изучаемый материал, сделать мимолетную, но ценную заметку; он имеет возможность быть и смелее в своих заключениях, уповая, что едва ли кто поставит ему в большую вину, если он чего-либо и не досмотрит, делая свои смелые заключения: знать всего нельзя; он переходит от одного предмета к другому с достаточною скоростью, а потому не томит читателя подробностями и мелочами, неразлучными с очень специальной работой, – вообще он наиболее является хозяином своего дела и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—365— 16 Ваше Высокопреподобие, Высокопреподобнейший и Достопочтеннейший Отец Ректор! 2365 Напутствованный благословением и благожеланиями Вашего Высокопреподобия, я благополучно и без путевых промедлений прибыл в царствующий град Св. Петра 2366 во время, назначенное железнодорожным расписанием. У богослужений был в Исакиевском соборе. После обедни ходил на Неву ко Дворцу, но по близорукости, без очков, мало видел; видел много митр, еще большее число камилавок, усмотрел Государя и затем множество лент разных цветов. Погода была хорошая, 7%. Но развода в тот день не было, а был 7 числа. Наш Владыка не был в процессии и, хотя здравствует, но служил у себя —366— на подворье. К нему являлся я 7 числа. И Владыко и все подворские здравствуют. Поручение Вашего Высокопреподобия я исполнил. Н.А. Елеонский, А.П. Лебедев , А. П. Смирнов и особо от них, по другому докладу, П.И. Цветков 2367 утверждены исправляющими должность штатных доцентов, а И.Д. Петропавловский 2368 – на правах приват-доцента. Бумага об этом или уже послана в Академию или скоро будет послана. Но и прежде получения бумаги, по изъяснению директора канцелярии Обер-Прокурора, Академия может не иметь сомнений в расчете жалованием двоих допущениях к чтению лекций как штатных доцентов и одного как приват-доцента. Представление Академии о физическом кабинете 2369 будет утверждено во всей силе. Вчера (8-го числа) получено в —367— Синодской канцелярии от Хозяйственного Управления для доклада Св. Синоду предложение Обер-Прокурора об этом предмете, которое заключается тем, что Обер-Прокурор, во внимание к ходатайству Митрополита и к пожертвованию его, 2370 признает справедливым удовлетворить ходатайство Академического Совета. Вероятно, пройдет еще недели две или три прежде, чем бумага придет в Академию. При свидании я докладывал Вашему Высокопреподобию, что есть возможность Академии получить из здешней Синодальной библиотеки дублеты старопечатных и других (сие на всякий случай) книг. 2371 Кроме книг, в Синодальной —368—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—30— мостном стремлении к Богу), на другую личность (т. е. Божию), – то и эта моя любовь заключает в себе полную возможность, при дальнейшем усовершении и углублении моего ведения и моей нравственной природы, и совершенно уподобиться Божественной любви, насколько это возможно вообще для бытия конечного. Таким образом, Божественное откровение, сообщая нам о блаженной жизни первозданного человека в раю, именно, о том, что эта жизнь стала уделом человека без всякого повода со стороны последнего, дает нам возможность отчасти представить себе уже не формальную сторону той небесной, т. е. вечной жизни, к которой был призван человек: эта жизнь была Богообщением, а это Богообщение было живым союзом любви бесконечной и бескорыстной. «Что, спрашивает Св. Василий Великий , было для души преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с ним посредством любви». Как Бог есть Любовь , так и призвание человека и содержание вечной жизни есть тоже любовь. Вот почему Св. Апостол Павел и говорит, что одна любовь пребывает вечно, тогда как и вера и надежда прекратятся, потому, именно, что в этой любви заключается самое существо вечной жизни, тогда как и вера, и надежда служат лишь путями в эту вечную жизнь, проникают лишь до двери, а внутрь не входят. Вот почему и Спаситель в своей прощальной беседе с учениками с особенной силой указывает на заповедь о любви как наиболее характерный признак грядущего царства. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Да и вообще этим объясняется тот факт, что царство Божие – Христово явилось разрушением эгоизма и открылось проповедью о всепрощающей любви. Отсюда становится понятным и то, каким образом вечная жизнь с субъективной стороны состоит в Богообщении. Бог есть любовь и кто в царстве Его, т. е. кто проникся той бескорыстной любовью, к которой Он призывает людей, – то этот человек, стало быть подобен Ему. Бог есть любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает. Архимандрит Сергий (Окончание следует) Лебедев А.П. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность, нестроения и злополучия Константинопольской патриархии: (Во второй половине ΧV-ro и XVІ веке)//Богословский вестник 1895. Т. 1. 1. С. 31–54 (2-я пагин.). (Начало.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010