Он говорит: - Я хочу поисповедоваться. А она говорит: - Нет, я тебе не позволяю, ты не можешь идти в церковь, ты должен это заслужить. Бывает, детей берут из школы, чтобы они пошли на праздник церковный. И вроде бы это хорошо и хочется, чтоб они приобщились к празднику и благодати Божией. У меня у самого дети, я сам так делаю, поэтому очень хорошо это понимаю. Но здесь есть опять-таки очень большая проблема. Это только тогда хорошо, когда ребенок это заслужит. А если он всегда может пропустить школу и идти на праздник, то для него этот праздник уже делается праздником потому, что он школу прогуливает, а не потому, что это, скажем, Благовещение , или Рождество , или Крещение , потому что ему сегодня не нужно идти в школу и готовить уроки. То есть это все девальвируется и профанируется беспредельно. И это недопустимо. Может быть, лучше, полезнее для души человека, для души ребенка, сказать: - Нет, ты не будешь на празднике, ты пойдешь в школу и будешь учиться. Пусть он лучше в своей школе плачет о том, что он не попал на Благовещение в храм. Это будет полезнее для него, чем прийти в храм и в храме совершенно ничего не ценить, ничего не чувствовать. Все должно в жизни ребенка быть переосмыслено с этой точки зрения. И исповедь должна быть не столько уговорами, священник не столько должен стыдить, сколько он должен поставить все на свои места. Ему нужно брать на себя смелость вопреки родителям, сказать: - Нет, пусть ваш ребенок в церковь пока не ходит. Спокойно, не сердиться, не уговаривать, но сказать: - Такие дети нам в церкви мешают. Пусть Ваш ребенок приходит в церковь, причащается раз в несколько месяцев... Когда молодой человек хочет уклониться от армии, то и родители всячески пытаются его уберечь, спасти. А духовник говорит: - Нет, пусть идет служить. Это для него будет полезнее. Так и здесь. Ребенку нужно поставить суровые условия, чтобы он понял, что церковь для него - труднодостижимая цель. На исповеди духовнику следует общаться с ребенком с большой любовью. Не быть занудным, строгим воспитателем, постараться донести до ребенка, что он его понимает, понимает все его трудности, должен ему сказать: - Это все, конечно, так.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Регентская школа при Московской духовной академии – специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее регентов церковных хоров. В Регентскую школу принимаются лица женского и мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование, желательно с опытом клиросного послушания не менее одного года. Обучение в Регентской школе – очное. Срок обучения – 3 года. От поступающих в Регентскую школу требуется на приёмных испытаниях твёрдое и осмысленное знание следующих молитв : - Начальных – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице... », «Отче наш...», «Приидите, поклонимся...»; - Утренних – «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу Хранителю; - Вечерних – «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее... », «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу Хранителю; - Божией Матери – «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»; - Символ веры; - Молитва святого Ефрема Сирина; - Молитва перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую...»; - Десять заповедей; - Заповеди блаженств; - Тропари двунадесятым праздникам; - Тропарь своему святому; - Псалмы 50-й и 90-й. Во время проведения собеседования с абитуриентами Регентской школы будет проводиться проверка их знаний вероучения Церкви, православного богослужения и библейской истории в объёме, предлагаемом учебником протоиерея Серафима Слободского " Закон Божий " . Поступающие в Регентскую школу должны обладать вокальными данными, уметь исполнять церковные песнопения, иметь музыкально-теоретическую подготовку и навык игры на фортепиано, читать ноты с листа. Желательны также навыки управления церковным хором. Экзамены по музыкальным дисциплинам проводятся раздельно. Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости. Поступающие, по прибытии в Регентскую школу, должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства, лица мужского пола должны предъявить также военный билет (приписное свидетельство) с отметкой о постановке на воинский учёт.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

   4. Состояние лаврской иконописной школы к моменту перевода в лавру московского епархиального училища иконописания и первые годы существования объединенного училища   Руководство лаврскими иконописцами в описываемое нами время осуществлял иеромонах Симеон. Он был смотрителем школы и преподавал в ней живопись. Мастерством иконописи он не владел.  Как позже в донесении митрополиту Московскому Владимиру напишут о нем члены Совета училища, это был человек, «случайно научившийся в монастыре живописи, и упражнявшийся в ней по своей охоте, без всякого научного знания, теории и правил живописи» . Однако надо сказать, что мастерство, приобретенное о. Симеоном «самостоятельно», было достаточно высокого уровня. С о. Симеоном тесно связана была ориентация лаврской школы на академическое письмо, именно благодаря о. Симеону были ею установлены тесные контакты с палешанами, именно он формировал ассортимент мастерской, распределял заказы и следил за качеством работ. При о. Симеоне лаврская иконописная школа была достаточно известна в церковном мире. Например, известный педагог и общественный деятель XIX века С.А. Рачинский прислал в 1882 году в школу своего воспитанника Николая Богданова, в будущем ставшего известным художником Богдановым-Бельским. Учился Николай в школе в течение двух лет на средства Рачинского и в 1884 году поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, по окончании которого за картину «Будущий инок» был удостоен серебряной медали и зbahuz классного художника. В лаврскую школу в середине XIX века стремились приехать учиться православные молодые люди из других стран – Сербии, Болгарии, Греции, Боснии . Любопытна, например, в этой связи причина, которую Славянский Комитет приводит в своем прошении с просьбой о принятии в школу боснийского художника Ристу Чайкановича, перед этим уже в течение двух лет обучавшегося иконописи в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. «Ныне Чайканович, ознакомившись с некоторыми произведениями живописной школы Свято-Троицкой Сергиевой лавры и убедившись в их превосходстве сравнительно с живописью Сергиевой пустыни, обратился в Славянский Комитет с просьбой о ходатайстве перед Собором лавры о принятии его в лаврскую живописную школу на полгода для большего усовершенствования в иконописании» .

http://bogoslov.ru/article/1219210

Но вот в школу назначается новый учитель, бывший прежде псаломщиком в православном приходе. Новый учитель завел и новые порядки в школе. Теперь, вместо седмипоклонного начала, в школе читались молитвы: «Царю Небесный» и «Достойно есть»; пению учитель стал обучать по православному напеву: молитвы заучивались по тексту исправленных книг, напр., в молитве «Богородице, Дево, радуйся» читалось уже не «обрадованная Марие», а «благодатная Марие»: креститься детям двуперстно хотя и не воспрещалось, но при этом замечалось учителем, что православное перстосложение не двуперстное, а троеперстное. И вот, благодаря всем этим переменам, раскольники перестали пускать в школу своих детей, говоря: в ней учат по никониански, – она нам не нужна! «Едва ли такую школу можно назвать помощницею миссии среди раскола», восклицает о. Кутепов. И на основании примера этой школы он в заключение своей статьи высказывает следующие соображения. «Если мы желаем, чтобы церковная школа привилась в раскольническом населении, необходимо в школе терпеть обряды, излюбленные расколом. Пользуясь же пребыванием детей в школе, незаметно для них самих и для их родителей, напитывать их православными понятии о Церкви и таинствах, о праве Церкви по благословным причинам исправлять обряды». «Пусть дети раскольников, посещая церковную школу, исполняют свои, дорогие их сердцу обряды; не стесняйте их в этом отношении и не обличайте неправоты вероучений мнимых старообрядцев, но незаметно для их отцов напитывайте детей раскольнических в школах церковных истинными понятиями о необходимости каждому христианину принадлежать к истинной Церкви Христовой для получения спасения, о том, что Христос установил седмь таинств для нашего спасения, что право на совершение этих таинств Христос даль апостолам и продолжателям их служения – епископам, а с благословения последних и пресвитерам с диаконами. Пусть все эти понятия с важнейшими ссылками на места св. Писания будут усвоены детьми в школе, – и можно надеяться, что, по молитвам святой Церкви, благодать Божия со временем, когда дети станут мужами, возрастит в их душах семена православного учения и расположит их оставить раскол, перейти в православную Церковь Христову».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" . Так я и говорю что наши люди вполне искренне считают весь этот ужас нормой. И даже очень довольны собой. " Спасибо партии и правительству! " . Ваш комментарий это лишь подтверждает. На вопрос что такое полутюремное заведение отвечу. Это такое заведение, где старшие прессуют младших, отбирают у них деньги и т.п. Где дети учатся курить с пятого класса. Где в мужском туалете можно купить наркоту. Где мат - обычная форма речи и т.д. и т.п. В общем я обрисовал вам совершенно обычную российскую школу, такую, в которой учился сам. P.S. И очень странно слышать обвинение в том, что я " проповедую коммунизм " , от человека который цитирует Лениниа и пламенно благодарит партию и правительство за прекрасную советскую школу. Всё с ног на голову... Василий 28 декабря 2015, 20:28 Лариса Воронина писала: " Что касается школы, еще В.И.Ленин говорил, что «школа вне жизни, вне политики — это ложь и лицемерие». Лариса, Вы не перепутали аудиторию??? Это православный сайт, а не форум КПРФ. Ленин и про Церковь много чего говорил. И духовенство требовал " расстреливать как можно больше " . Зачем цитировать тут разных людоедов и вурдалаков? Татьяна 28 декабря 2015, 18:02 Жизнь - сложная вещь. Один мой знакомый батюшка как-то высказал мнение, что детям лучше обучаться в обычной школе, чтобы у них выработался иммунитет ко внешней жизни (это в утешение тем, кто вынужден отдать своих детей в школу). Ну а если есть возможность получить образование на дому, то почему бы и нет. Кроме домашнего существует ещё индивидуальное обучение (обычно по состоянию здоровья, а совершенно здоровых детей нынче мало), это когда ребёнок ходит в школу отдельно от класса и с ним занимаются учителя. Может кому такой вариант подойдёт, у меня одно чадо так учится, очень неплохо. Каждый случай индивидуален и хорошо бы всегда молиться, чтобы Господь дал как лучше. Если никак не получается осуществить желаемое, то наверное надо принять всё словно из руки Божией и продолжать побольше молиться за своих детей. Пускай они будут добрые (это важнее образования!), и пусть Бог сохранит их от всего плохого!

http://pravoslavie.ru/89143.html

Либеральная земская газета «Русские ведомости» писала в это время: «Если церковно-приходская школа, о которой заговорили, должна восполнить недостаток в народных школах, то она будет встречена с распростертыми объятиями». Московское губернское земство, как и ряд других, отказывало, однако, в ассигнованиях на церковные школы, ссылаясь на недостаточность средств для земских школ. При всем этом материальное положение церковных школ было значительно менее надежным, чем земских. К 1909 г. почти 40 000 церковных школ половину своего дохода имели в случайных и ненадежных добровольных пожертвованиях, тогда как земские школы имели постоянный источник своего благосостояния в земских налоговых обложениях. «Эта несправедливость, – писали в 1909 г. «Церковные ведомости», – еще более увеличивается тем обстоятельством, что в церковных школах учатся дети тех же земских плательщиков, на деньги которых содержатся и земские школы. С течением времени положение церковных школ все больше и больше будет затрудняться: расходы на школу растут, требования к ней предъявляются все более строгие и повышенные, но источник расхода остается одним и тем же, достиг уже крайнего своего напряжения и может только идти на убыли. Доселе земства крайне вяло поддерживают церковную школу: в общей совокупности они тратят на нее не более 4% всего капитала, идущего на школы, и едва ли когда-нибудь земство, при настоящем устройстве земского самоуправления, станет на вполне правильную и последовательную точку зрения и будет в такой же мере, как свою школу, поддерживать школу и церковную, тогда как и эта последняя в одинаковой мере служит населению» 162 . Вопрос о всеобщем начальном образовании в Государственной Думе Вопрос о всеобщем образовании был поднят в речи Николая II 27 апреля 1906 г. в Государственной Думе 1-го созыва, где «просвещение народа» было поставлено в число первостепенных государственных задач. В манифесте 9 июля 1906 г. подтверждалось, что «главнейшей заботой» царя всегда было «рассеять темноту народную светом просвещения и тяготы народные облегчением условий земельного труда» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Бывшие горожане – народ крайне нежелательный среди нашей сельщины-деревенщины. У нас найдется бывших городских учеников человек пять, и все, более или менее выдающиеся шалости, обязаны им своим происхождением. Я бы был очень рад избавиться от этих «чужаков», как называет их остальная братия. 3 марта, пятница. Ученики 4-го отделения подали сочинение: «История моего учения». Небезынтересны у некоторых выводы к поступлению в нашу двухклассную школу. Вот, например, что пишет Баюшев: «Мы очень боялись экзаменов. Учительница нам и говорит: «вы дайте обещание на Николу в К-им сходить, пред чудотворной иконой святого Николая помолиться». Мы обещались. 5 мая сдали экзамен благополучно и 8-го отправились в К-им. У всенощной народу было множество и в церкви было все прекрасно. А как запели певчие, я и позабыл, где стою! Ах, Господи! никогда уж еще-то, кажется, и не пели так хорошо. Душа у меня растаяла. Стал я расспрашивать о певчих, мне сказали, что поют ученики здешней двухклассной школы, что здесь уж всех так петь учат. И разгорелось у меня сердце: захотелось сюда, учиться. После всенощной, некоторых странников-богомольцев здешняя матушка позвала ночевать в свой дом. В числе их попал и я. Здесь в кухне, ночью, мальчик, школьник здешний, громко и очень понятно вычитывал житие святителя Николая. Мне очень нравилось его чтение. Стал я его расспрашивать про училище, он мне все рассказал, а поутру и в школу сводил, и все там показал. Ну, с этих пор до самого Покрова у меня только и была в голове К-ская школа. Я полагаю, что это святитель Николай мне привел здесь учиться». 5 марта, воскресенье. Вечером сел почитать дневники учителей школ грамоты. Есть много содержательных и довольно выразительных записей. Перепишу кое-что в свой дневник. «10-го октября, с Божьею помощью, открыли после долгих трудов и хлопот школу грамоты в мордовской деревне Озерках. Я все лето ходил туда из своей деревни по праздникам и уговаривал мужиков, и по отдельности, и кучками, открыть школу и взять меня в учители. Согласились, наконец, мордва. Наняли кое-какую избенку и мы совсем было уже хотели ученье начинать, если бы не помешал изменчивый хозяин избенки. Дня четыре тому назад пришел и говорит: «я раздумал избу под училище отдавать, под литейный сдам, ищите себе другую фатеру». Взяло меня горе, побежал я к умному и богатому крестьянину В. А-чу, говорю – так и так. Рассердился и он, – он ведь попечителем у нас. Долго мы тужили, да Господь, знать, все к лучшему ведет. Вместо убогой избенки попали мы в каменные хоромы, сняли за 20 руб. большой каменный дом, и там уже теперь устроились. Три дня я с Н. строгал доски и прилаживал из них столы. Сегодня приезжал священник и отслужил молебен. Батюшка после молебна увидел мою библиотеку, поворочал ее и сказал: «ишь ведь какой ты любознательный: что книг-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Прошло несколько месяцев, отец Кирилл однажды встретил директора музея, который рассказал ему, что как-то встретился он с уполномоченным по делам религии и тот спросил: «А кто со стороны Церкви вел переговоры о возвращении мощей?», тот ответил: «Настоятель Софийского собора, священник Кирилл». - «Он не настоятель, я его не утвердил», - сказал уполномоченный. Два года батюшка продолжал служить в храме Александра Невского. В те годы во все храмы России шло много людей креститься. Это был какой-то всенародный бум. После многолетнего духовного голода, жажды к прекрасному и тоски по возвышенному, люди стремились для себя открыть то, что от них скрывалось много десятилетий и являлось истиной. Крестилась и молодежь. Отец Кирилл открыл воскресную школу для взрослых и детей. Первые беседы сам он проводил еще в Александро-Невской церкви. Собирались тайно, чтобы не донесли уполномоченному по делам религии, так как в конце восьмидесятых годов воскресные школы еще запрещались. Их не было ни в одном храме города. Его школа была первой, неофициальной, о ней батюшка не докладывал никому. Приходили к нему разные люди от старшеклассников до профессоров университета. Были и два баптиста, которые впоследствии приняли Православие. Однажды его пригласили в школу выступить перед десятиклассниками. Для батюшки это было ответственное приглашение. Впервые после гонений на Церковь священник идет в школу встречаться с детьми. Одно дело, когда по доброй воле взрослый юноша сам идет в храм, другое - священнику прийти в школу, когда, быть может, его и не желают видеть. ...Вспомнил отец Кирилл Старую Руссу, когда, проходя неподалеку от школы - он шел в рясе - в него старшеклассники бросались камнями, как в какую-то бешеную собаку, и смеялись. Это было всего лишь четыре года назад. Поэтому готовился батюшка тщательно к беседе. К его удивлению, встреча прошла хорошо, дети слушали его внимательно. После лекции подошла к нему заместитель директора по учебной части и сказала, что она за многие годы впервые присутствовала на уроке, где дети не издали ни одного звука и просидели в полном внимании весь урок.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/04/...

Особенно много средств тратило братство на свои постройки, как бы предвидя, что скоро наступят тяжелые времена, когда внимание его будет отвлечено от хозяйственных дел. Из значительных построек, произведенных братствами за время с 1683 по 1697 гг., отметим постройку келий для монахов в Онуфриевском монастыре, поправку колокольни, поврежденной при осаде Львова турками, и наконец, обнесение каменной стеной всего Онуфриевского монастыря с находившимся при нём садом, на что издержано было более 10,000 злотых. Церковное благолепие всегда составляло одну из глав- —304— ных забот Львовского братства, которое издавна прилагало особые заботы к улучшению церковного пения, введя его, как и другие братства, в число предметов преподавания в школе. Обучая своих учеников пению с самого раннего их возраста, братство установило также, чтобы это обучение шло во всё время продолжения курса, и такими мерами способствовало к устройству певческого хора при братской церкви, который и был управляем учителем братской школы. 1754 В 1692 году братство одело своих певчих в одинаковое платье: тёмно-зелёный кунтуш, желтый жупан и желтые сапоги. Вообще, следует заметить, что школьное дело продолжало развиваться на тех же твердых началах, которые были положены братством при самом учреждении своего училища. Следя со вниманием за успехами в иноверческих школах и перенимая разные полезные нововведения, братство заставило своих учеников разыгрывать драматические представления на темы из священной истории, и в 1689 году дано было такое представление с большою пышностью, при многочисленном стечении зрителей. 1755 В конце столетия школьная жизнь братства была, однако, омрачена одним прискорбным случаем. В начале 1694 г., находившийся при королевском дворе во Львове русский посланник посетил братскую церковь и школу. По этой причине, или же по другой, латинское духовенство подговорило учеников своей школы напасть на русскую братскую школу. Пылкая молодежь, готовая ко всяким выходкам, под предводительством своего префекта, напала на школу, избила и изувечила учеников, книги порвала, окна вышибла, и наделала вообще много бесчинств. По жалобе братства, король повелел магистрату наказать префекта, возбудившего учеников к бесчинствам в присутствии русского посла. Скоро последовали однако события гораздо печальнее для братства, нежели это нападение на школу озлобленных католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

558 См. на сей счет замечание Т. Лященко: «Начальное воспитание и образование св. Кирилла, вероятно, протекало под руководством Феофила. Конечно, Феофил мог только наблюдать, руководить воспитанием и образованием своего племянника, а не был его непосредственным учителем, так как для этого у него не было даже и времени при обширности Александрийской архиепископии. Поэтому влияние Феофила могло отразиться скорее на воспитании, чем на образовании св. Кирилла» (Лященко Т. Св. Кирилл. С. 13). Впрочем, сам Феофил был достаточно образованным человеком. Во всяком случае, блж. Иероним в послании к нему очень хвалит одно из пасхальных посланий архиепископа, говоря так: «Ты соединяешь философию с ораторским красноречием и совмещаешь для нас Демосфена с Платоном» (Блж. Иероним Стпридонский. Письмо 82. К Феофилу//Творения блаженнаго Иеронима Стридонскаго . Ч. 2. Киев, 1894. С. 383). Учитывая необходимый «политес», который блж. Иероним должен был соблюдать в отношении к могущественному архиерею, вряд ли в этих словах можно видеть одну только лесть. 560 См.: «Учители Церкви внушали отцам и воспитателям, чтобы занятие Писанием непременно входило в состав христианского воспитания. Кроме того, что отец семейства должен был заниматься Писанием в кругу своих детей, дети и сами должны были изучать Писание как науку самую важную и необходимую для них» (Кастальский Д. О домашнем чтении слова Божия у христиан первых веков. M., 1876. С. 18). 563 Обычно она состояла из четырех этапов: «...для получения полного “свободного” образования грек должен был пройти следующие ступени обучения: во-первых, школу “грамматиста”, где его учили грамоте; во-вторых, школу “грамматика”, где его учили литературе и вместе с тем сообщали элементарные сведения из всех γκκλια, μαθματα; в-третьих, школу ритора, которая занимала промежуточное положение между средним и высшим образованием и представляла аналогию средневековому “факультету искусств” (facultas artium), наконец, в-четвертых, школу философа, в которой, кроме философии, снова преподавались связанные с ней γκκλια μαθματα, но уже в научной постановке» (ДъяконовА. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III -VI вв.//Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 3.1998. С. 9). На латинском Западе структура образования была аналогичной, и многие западные отцы Церкви проходили (хотя и не полностью) ту же рутину. См.: Садов А. Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан//Христианское чтение. 1915. 3. С. 285–303 (о структуре образования см. с. 294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010