3 . Варнава Имамура говорит: В Каминояма с первого месяца сего года он завел школу; днем учит детей с десяти до двенадцати и с двух до четырех часов; вечером с семи до десяти учит пению, объяснение учения и чтение Священного Писания больших христиан. Детям из Закона Божия: Новый Завет, Православное Исповедание и сейкёоёва – чтение по книге, и прочие школьные предметы. Ныне учеников одиннадцать, из них христиан три, прочие язычники; мальчиков пять, девочек шесть. Старшему шестнадцать лет, младшему восемь. В воскресенье после обеда объяснение сейкёоёва для детей. Из детей трое крещены, но это дети христиан, двое оглашены – дети язычников. Школу просили завести христиане. Варнава спрашивает: продолжать ли ему школу или отказаться? За ученье он ничего не берет, ходят к нему бедные, которым трудно платить в городскую школу. Для школы он время свободное употребляет. Итак – дело хорошее. Но школа привязывает его к одному месту. Итак, нужно решить прежде: имея свободное время от проповеди в Камияма, может ли он посвящать это время на проповедь в других местах, или нет? Если может выходить, причем должен будет оставить школу, если нет, пусть продолжает школу. Хочет он, христиане в Камияма очень хотят, чтобы начать ему проповедь в Синдзё, двадцать ри от Каминояма (принадлежавшее тому же князю), где недавно разбит буддистами в споре христианский проповедник из протестантов, ициквай бокуся, посланный туда американцем из Ямагаты; нет там никого православных, никто не зовет, но честь христианства вызывает идти туда. Но чтобы идти туда, Варнаве следует совсем оставить Каминояма, а здесь у него три надежных слушателя. Итак, в Синдзё теперь неудобно. Или переселиться в Ямагата? Но там пока готовых слушателей – только жена Павла Кобаяси, для которой он и ходит каждую среду после классов, возвращаясь в четверг (три с половиной ри). Итак, по всему, оставаться ему в Каминояма до Собора, а в таком случае пусть продолжает школу, хотя из нее, как сам же он говорит, польза для христианства – корокте (то есть так же, как в Хакодате от нашей школы для мальчиков и девочек). Но после Собора школа должна быть оставлена, катехизатор обязательно должен учить детей только Закону Божию, – и это везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

11/24 мая 1900. Четверг. О. Сергий Судзуки из Оосака просит назначить катехизатора в Акаси, Макария Наказава, исправляющим должность катехизатора в Кобе, на место бежавшего Варнавы Симидзу. Но для Наказава есть дело в Акаси; притом же он слабый катехизатор, если разделится надвое, в обеих Церквах будет нуль. Поэтому написано о. Сергию присоединить Кобе к Оосака и из Оосака посылать туда одного из катехизаторов. Дорожные даны будут от Миссии. 12/25 мая 1900. Пятница. Утром уехал в Россию в отпуск диакон Димитрий Константинович Львовский с семейством, состоящим из жены и четверых детей, из которых старший – Петя – в возрасте определения в школу, для чего собственно и уехали они. Говорил, что вернется один, без жены, которая там нужна-де для детей, а здесь – утомилась от труда, имея несчастливый характер работать по всем частям одна, не допуская к участию прислуги, которая-де оттого и не уживается с нею. – Не думаю, чтобы Катерина Петровна отпустила сюда Димитрия Константиновича одного. Послал я с Димитрием Константиновичем ящик чая о. Феодору Быстрову, подарив другой такой же ящик Димитрию Константиновичу в «о-рей» за провоз. Скромная вдова катехизатора Варнавы Имамура, Любовь , приходила просить принять ее девятилетнюю дочь приходящею в Женскую школу. Я сказал ей, что они – вдовы служивших Церкви – могут не приходящими, прямо определять своих детей в школу по достижении сими школьного возраста. Пусть только она попросит одну из учительниц присматривать за ее дочерью, как за маленькою; если которая возьмется, то дочь ее может войти в школу на полное церковное содержание. Правило об очередном поступлении в школу просящихся к ним, вдовам, не относится. Но сегодня же пришлось отказать двоим, просящимся в Женскую школу, из Санума – девочке одного христианина, и сестре катехизатора Моисея Сираива, дочери Никифора, давно служащего миссионером. Что ж иначе? Почти тридцать кандидаток на поступление уже числится. Обещать бы принятие, так чрез пять-шесть лет – а в это время Бог весть, что может случиться!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Из сопоставления этих двух рассказов видно, что чудо просветления его разума произошло не дома, когда он учился грамоте; а позднее, когда его привезли в Архангельское приходское училище: «вот тут-то... во мне произошла перемена». И слова «все улеглись спать» относятся не к родным в доме, а к товарищам в школе. В школу же его «повезли на десятом году»; следовательно, чудо просветления ума отрока произошло в 1838-м. Всего о.Иоанн, по его собственным словам, учился 17 лет. Будучи впоследствии уже законоучителем в Кронштадтской гимназии, он однажды говорил детям: «Корень учения горек, но плоды его сладки», – говорит русская пословица. Никакое дело вдруг не дается. Впрочем время скоро пройдет. Я учился 17 лет – и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился». Из этих 17 лет ученье распределялось по школам таким образом: на духовную академию – 4 года (1851–1855); на семинарию 6 лет (1845–1851); на духовное училище – 4 года (1841–1845). Итого 14 лет. Следовательно, на приходскую школу остается из 17 лет – еще 3 года (1838–1841). В начале последнего ученья о.Иоанну кончался девятый годок, а не десятый. При точном подсчете годов следует, по-видимому, изменять указание о.Иоанна, что его повезли в школу – «на десятом году». Именно: если мальчику шел тогда десятый год; то это было летом 1839 года (род. в 1829) примерно в августе месяце, когда детей приводят в школу к началу учения. Если затем прибавить 17 лет учения, включая и академию, то будет лето 1856 года. Между тем точно известно, что о.Иоанн кончил академию в 1855 году, когда был рукоположен и в священство. Значит, нужно отправление в школу передвинуть на год, то есть на 1838-й, когда отроку шел, в августе месяце, еще не десятый, а кончался лишь девятый. Или же его повезли не в августе, а позднее – в октябре, после дня его рождения (19 октября); тогда ему начался бы действительно десятый годок. Но странно, что его повезли бы в школу так поздно, когда учение уже обычно идет. Начав учение с трудом, он к концу семинарии пересилил соперника и кончил ее первым; почему и послан был в ближайшую Петербургскую духовную академию. Из других лет школьной жизни юноши можно отметить лишь несколько незначительных событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

766 . Таким образом как общий принцип Римского католицизма, так и выражающие его соборные постановления и общественное мнение, с ясностью определяют взгляд римско-католической церкви на школу и воспитание. Она считает их главнейшими орудиями, посредством которых её члены могут быть удерживаемы в её лоне и защищаемы от вредных влияний иноверия. Вследствие этого она старается прежде всего уединить свою школу от всякого сношения с протестантством, сделать её исключительно католическою, под непосредственным наблюдением католического духовенства. Но в достижении этой цели она неизбежно встречается с важными препятствиями, поставляемыми конституцией страны и общими государственными постановлениями касательно народного образования. Конституция, делая религию свободною, тем самым устраняется от какой бы то ни было поддержки какому бы то ни было исповеданию, а государственные постановления касательно исключения из школы всяких сектарных разностей тем самым не допускают возможности для католицизма ввести в школу всей его системы, малейшее сокращение или обезличение которой равносильно отрицанию самого католицизма. В виду этого ему остается один исход – совершенно оставить общую народную школу, поддерживаемую государством, и организовать независимую систему католической приходской школы. К этому он и стремится; но в достижении этой цели он встречается с новым затруднением. Народная школа есть в сущности обязательное учреждение для граждан. Сделавшись вполне государственным учреждением, она поддерживается государственными средствами, собираемыми со всего без различия населения посредством взимания известных пошлин и прямых налогов. От них несвободны конечно и католики, и потому они невольно должны пользоваться этой школой. Иначе, чтобы содержать свои собственные школы, они должны нести двойной налог – на школу, которой они не пользуются, а на школу, которую они только и считают полезною. Здесь очевидно католическая церковь приходит в столкновение с государством, и столкновение это вызывается не только нравственными, но и финансовыми мотивами. Государство, взяв на себя дело народного образования, для поддержания его взимает налоги со всего населения; католики также несут этот налог, но нравственные мотивы запрещают им пользоваться государственною школою. Неизбежным следствием такого порядка вещей явилась борьба католицизма с государством в вопросе о народном образовании, и она непрерывно дает о себе знать при всех выдающихся событиях в школьной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Ризница хранилась в храме Покрова Божьей Матери. Библиотека и архив монастырских бумаг находились над притвором Николаевской церкви. В 1885 г. в обители был устроен странноприимный дом для приема странников и приходящих в монастырь богомольцев; как те, так и другие пользовались бесплатным монастырским столом. Им разрешалось прожить в обители до 3-х суток, а иногда и более суток. Благочинный монастырей Псковской епархии настоятель Свято-Никандровой пустыни архимандрит Серафим 23 июня 1885 г. сообщил настоятелю Святогорского Успенского монастыря отцу Николаю, что указом от 18 июня Псковская духовная консистория предписала доставить сведения о том, нет ли возможности при всех мужских монастырях епархии открыть на средства монастырей церковно-приходские школы для детей окружающего монастырь сельского населения. Настоятель монастыря архимандрит Николай в ответ на это сообщил благочинному, что при Святогорском монастыре не представлялось возможности открыть церковно-приходскую школу для детей сельского населения, так как монастырь не обладал излишними средствами и не имел ни готового помещения, ни места для построения школы. Кроме того, в Святых горах существовало сельское училище, а также можно было устроить церковно-приходскую школу при местной Святогорской Пятницкой церкви, поэтому при монастыре открывать школу не было необходимости... Рапортом от 6 октября 1885 г. настоятель Святогорского монастыря архимандрит Николай сообщил Псковской духовной консистории решение открыть на средства монастыря двухклассную школу с четырехлетним курсом. Резолюция архиепископа на рапорт последовала 8 октября: " Бог да благословит устроить церковно-приходскую школу на посильные средства монастыря, ограничась на первый раз двухлетним курсом. Время и средства покажут, возможен ли будет в школе четырехлетний курс. После открытия школы настоятель донесет: кто в ней будет учитель, и когда начнутся в ней учебные занятия " . Из вопросного листка о состоянии Святогорской Успенской монастырской церковно-приходской школы за 25 ноября 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=00276

В октябре 1879 г. в центральной священнической школе на Халки начались занятия. Воспитанников было принято 20 человек, преподавателями состояли преимущественно дидискалы богословской школы, а схолархом был назначен преподаватель Фессалоникской гимназии Константин Иконому; внутренний в школе порядок был установлен применительно к уставу 1875 года, действовавшему в священнической школе Мухлия; из последней поступила в школу и уцелевшая от пожара библиотека, а равно различные вещи 67 . Школа лишь нуждалась в материальных средствах. Поэтому священный синод постановил обносить две кружки для сбора пожертвований на её нужды за богослужениями в храмах столицы, о чём 27 сентября 1879 г. и оповестил духовенство и народ, прося прийти на помощь полезному церковному учреждению 68 . Затем в епархии Константинопольского патриархата были отправлены специальные таксидиоты, которые и должны были производить по книжкам сбор пожертвований на нужды школы в городах и сёлах турецкой империи 69 . Наконец, в мае 1880 г. синод постановил взимать из доходов монастыря св. Николая на Принкипо 40 лир ежегодно в пользу священнической школы 70 . Тогда же патриарх и синод обратились к архиереям вселенного престола с окружным посланием, в котором извещали всех об открытии восьмиклассной центральной священнической школы и предлагали присылать в неё воспитанников для обучения. При этом сообщалось, что в первый год в школу были приняты воспитанники родом из столицы и окрестностей, а потом они будут приниматься по очереди из других епархий, дабы, по окончании учения, могли посвящать себя на служение церкви в этих именно епархиях. При поступлении в школу предпочтение будет отдаваться детям священников, которые и будут занимать вакансии пансионеров. Остальные же вакансии будут замещаться пансионерами частных лиц и кинотов 71 . Своевременно (в июле 1880 г.) в школе были произведены экзамены, в присутствии патриарха Иоакима III и членов синода, давшие удовлетворительные результаты 72 . Во второй учебный год (1880–81) в священническую школу принимались воспитанники преимущественно из фракийских епархий 73 . Школа по-прежнему нуждалась в материальных средствах, которые и изыскивались различными способами: то патриарх Иоаким обращался с письмами к частным лицам, известным своим покровительственным отношением к просвещению, и просил не забыть своей помощью и священническую школу на Халки 74 , то ефория школы пред Пасхой рассылала различным лицам свечи из чистого воска, напоминая этим и о школе 75 , или прямо располагала тех или других филантропов к пожертвованиям 76 . И второй год деятельности центральной священнической школы благополучно завершился экзаменами в июле месяце 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Но не легко давались ему эти успехи в школе. Сколько энергии и сил сгорало у В-ра П-ча в классе -  ему одному известно… Благодаря своей экспансивной, нервной натуре, он мучился за каждый неуспех, оплошность ребенка. Каждый час, проведенный в классе, отнимает у учителя массу сил, здоровья, – вот почему мы и не встречаем долголетних учителей, – а В.П. десятки лет проводил в школе и, при том, по 5-6 и более часов ежедневно. Упомянем, что открытие школы и начало учения покойный всегда начинал речью, в коей обращался к устроителям школы – со словом благодарности, так – к родителям и детям – со словом о необходимости и целях обучения. Таких речей мы находим в его «рабочих книгах» очень много. Приведем один пример его речи, сказанной при открытии школы имени покойного Министра Народного Просвещения Н.П. Бололепова в с. Покровском на Филях. «Хорошо сделала раба Божья Екатерина , построивши школу при храме. Хорошо потому, что всякая школа должна быть не просто школою, а прежде всего школою благочестия. А благочестие прививается детям не только словом и примером учащих их, но и внешними предметами священными, которые они видят. Представьте себе здесь: пойдет ребенок в школу мимо церкви, помолится; взглянет из школы на церковь, – тоже; выйдет из школы, опять перед ним церковь, и он еще помолится. И вот, незаметно для него самого, в сердце его зародится искра любви к Богу, и за его любовь, конечно, и Господь воздаст ему любовью и сделает его со временем чадом святыни, любви и благословения. И это так и должно быть. Где воспитывалась Пресвятая Богородица? При церкви. Где училась большая часть наших истинно-православных русских – тоже при церквах и монастырях, где они и жили и дышали Божественным, и через это воспитали в себе и веру в Бога крепкую, и любовь к нему пламенную, и надежду неизменную. А поэтому, повторяю, хорошо сделала раба Божья Екатерина, устроивши школу при церкви. Но этого мало: еще более хорошо она сделала и потому, что устроила школу в месте, удаленном от молвы и шума мирского, относительно говоря, как бы в пустыне. Подумайте, что, например, делается в центрах больших и шумных? Что ребенок, идя в школу, слышит и видит там? Не оскверняется ли, почти на каждом шагу, и слух его, и воображение от того, что он слышит и видит? И вот от этого видения и слушания, несомненно, остается в душе его и гибельный для него, дурной, греховный след.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

Спаси Господи всех твоих священослужителей, совершающих Божественную литургию по всей земле и всех призывающих Имя Твое Святое. Всегда здравствуйте отцы, братья и сестры. Вот, пришло время подавать документы на приём Алексея в школу. Нет у меня уверенности в том, что правильно отдавать ребёнка в школу в шесть лет. Где-то есть сомнения, но не подтвердить их и не развеять не удаётся, значит будем как все. Этим принципом многие руководствуются. Здравствуйте. Слава Богу за жену и троих сыновей. ....Изложил всё, что выше для того, чтобы Вам было, может быть, легче мне подсказать: отдавать Алексея в школу в 6 лет или до 7 лет подождать, чтобы за это седьмой год " губка " не впитала что-то вроде: - " Не учите меня жить... " и т.д. Не переоцениваю ли я важность этого седьмого года? Нажмите для раскрытия... Последнее редактирование: 9 Янв 2019 Дорогой Виталий! Ваши отеческие опасения понятны и вызывают добрые чувства. Но ведь наши детки растут не в вакууме, а среди себе подобных, и на протяжении жизни мы не сможем их постоянно ограждать от воздействий мира. Наверное, наша родительская задача - своим примером заложить некий духовный иммунитет, понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Ну, если вы уж так не доверяете обычной школе, идите в православную гимназию, но ведь и там есть проблемы (увы, пока далеко не в каждой православной гимназии на должной высоте уровень получаемых знаний, хорошо поставлена аттестация, есть лицензия и проч.) Об удачном примере и успешном опыте православной гимназии в Туле есть статья на нашем сайте А вот идти в школу с 6 или с 7 лет - это вопрос, касающийся именно уровня развития ребенка, его навыков и возможностей, и это очень индивидуально. Тут надо с психологом и неврологом советоваться и пройти простейшие тесты, которые все дети проходят в своей родной поликлинике еще с советских времен. Помощи Божией Вам и Вашей семье![/QUOTE] СпасиБо Вам Валентина за то, что уделили внимание моему вопросу. Вы точно подметили на счёт духовного иммунитета у ребёнка. Как раз это меня и беспокоит.

http://azbyka.ru/detforum/threads/v-shko...

Тетя Катя очень верующая была. Она привела нас, детей, в церковь села Решетники на праздник Вознесения Господня. А там хор особенный был, с мужскими басами, лампадки в церкви зажгли, народ собрался в церкви – запомнилось мне это все. И вот я стою, и матушка с клироса приходит ко мне и говорит: «Семен, пойдем со мной». Я испугался, подумал – что я наделал? Спрашиваю: «Куда?» А она приводит меня на клирос и говорит: «Становись здесь, рядом с иконой Серафима Саровского, на которой святой молится на камне. Умеешь читать?» Отвечаю: «Умею немножко». «Молитвы знаешь? Будешь ходить?» Признаюсь, что ничего не знаю, не умею ни петь, ни по-церковнославянски читать. Говорит: «Научишься». С этого момента ходил в школу и в церковь, в школу и в церковь, в школу и в церковь. Каждое воскресенье спешил в храм в село Решетники. Зимой на лыжах туда добирался. – Как отнеслись к этому ваши учителя, одноклассники? – Вскоре о том, что я хожу в церковь, узнал директор школы. Правда, жена и сестра у директора школы также ходили в храм. Бывала в церкви и внучка, с которой мы вместе учились, поэтому мне сильно не запрещали. Только однажды, дело было перед Пасхой, меня спросили: «Ты когда прекратишь ходить в церковь-то? Не сегодня-завтра все они закроются, это прошлое, отсталое. В пионеры, в комсомол надо вступать». А другие ребята – Сергей Пирогов, Сергей Вершинин – сами комсомольцы, а стали меня выгораживать, говорят: мол, он никому ничего плохого не сделал, ходит в церковь – ну и что, и в школу ходит, как все. В общем, заступились за меня ребята, поддержали. А накануне Пасхи, отправляя в школу, мать дала мне 20 копеек, велев купить булку хлеба. А после уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» Предлагает к прочтению лекции, брошюры. А я отвечаю: «Как начал – так и буду ходить». Начинались сумерки уже, мне лет десять тогда было, послевоенное время. Ну, думаю, не видать мне Пасхи, окружат сейчас со всех сторон… Говорят мне: «Пойдешь в церковь на Пасху?» Говорю: «Пойду». А они продолжают: «Так ведь уже не успеешь».

http://pravoslavie.ru/156978.html

И вместо покаяния народ призывают искать врагов, предъявлять к оплате накопившиеся счета, как недавно один видный иерарх заявил в своей обширной статье в «Советской России». Это плохая духовная школа, от нее не будет добра. Я думаю, важнее всего сейчас смирение перед Богом и напоминание о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Мы едва ли можем привлечь кого-либо своей гордыней. И не в том дело, чтобы непременно осознать себя плохими или немощными. А в том смирение, чтобы не давать себе высоких оценок и трудиться, трудиться для Бога на всем жизненном поле, что простирается перед нами сегодня. Трудиться, не ожидая непременного признания, не ища популярности, в ощущении самоценности добра, находя в доброделании удовлетворение и радость… 5. С верой, надеждой, любовью — Отец Александр, вы вели воскресную школу в храме в те времена, когда таких школ было еще очень мало. Кто приводил детей в школу: родители, которые были в основном уже воцерковлены, или те, кто только что крестился? Когда воскресную школу начали посещать дети, родители которых недавно крестились? — Родители детей, которые посещали нашу первую воскресную школу в 1991—1993 годах, были в основном нашими прихожанами, хотя и не только. Я бы сказал так, что, наверное, половина родителей воцерковлялась вместе со своими детьми, а из оставшейся половины примерно тридцать процентов — дети, родители которых не ходили в церковь, или если и ходили, то крайне редко, только процентов двадцать — дети тех, кто уже были воцерковлены и которых можно было назвать зрелыми христианами. И вот эта вторая группа наиболее интересна тем, что родители говорили: «Мы люди неверующие, но мы хотим, чтобы наш ребенок знал о Церкви, был христианином…». — Существует ли разница между детьми, родители которых только что крестились или собираются креститься, и детьми, которые живут в верующих семьях, родители которых ходят в храм, участвуют в приходской жизни? — Честно говоря, я особой разницы не вижу. Правда, была одна семья, где родители появлялись в церкви чрезвычайно редко, а дети — их было пятеро — ходили в нашу воскресную школу.

http://azbyka.ru/propovedi/dobro-i-zlo-v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010