Пожаловали есми Успения Пресвятой Богородицы Елецкой Черниговского монастыря Архимандрита Иоанникия Голятовского что в прошлом ро году бил челом Нам, Великому Государю Нашему Царскому Величеству, он, Архимандрит Иоанникий, чтобы Нам, Великому Государю Нашему Царскому Величеству, пожаловать его, велеть ему на Архимандрию Черниговскую дать Нашу Царского Величества грамоту и написать в той Нашей Царского Величества грамоте к Архимандрии Черниговской деревни или сёла належащие Горбово, Серединку, перевоз Пречистенский Черниговский на реке Десне против Оносова, озеро Богородичное близ Серединки, другое озеро Святое в Чернигове близ монастыря их Елецкого, село Количевку вместе с Серединкой, с мельницами, с сенокосами, с озёрами и со всеми землями, принадлежащими против Гетманских Универсалов. А в благословенной грамоте Нашего Царского Величества Богомольца, Преосвященного Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского и Новгородского, каковую он Архимандрит подал в приказе Малой России ахо в (1670) году, Августа в л (30) день написано: Архимандриту Иоанникию Голятовскому под Черниговом монастырь Успения Пречистой Богородицы Елецкой, и для строений того монастыря маетности село Авдеевку, село Горбово со всеми к тем належащими угодьями, землями, полями, с сенными покосами, с озёрами и с перевозом Авдеевским на реке Десне во владение и во всякое держание ему вручив; да в Универсале бывшего Гетмана Демки Игнатова, каков дал ему же, Архимандриту Иоанникию, подтверждая благословенную грамоту Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского и Новгородского, в ах (1669) году, Августа в кв (22) день написано: сёлам выше речённым Авдеевке, Горбову с перевозами и с всякими угодьями как издавна належащими, так и ныне, чтобы при той же Архимандрии Черниговской были, сохраняет, да в другом его же Гетманском Универсале ахо (1670) году, Августа в ке (25) день написано: село Серединку в Воеводстве Киевском что на этой стороне Днепра с мельницами и со всеми угодьями к Серединке належащими Иоанникию Голотовскому, Архимандриту монастыря Пречистой Богородицы Елецкой Черниговского и братии его дал есть, да в третьем его же Гетманском Универсале в ахо (1670) году, Апреля в ке (25) день написано: для строения монастыря Елецкого Пречистой Богородицы Успения Архимандриту Иоанникию Голятовскому с братией место на перевозе на реке Десне против хутора (дачи) Анисова под Черниговом, также и озеро, названное Богородичным, меж Серединой и Ладинской за Слабыним имеющееся, во владенье дал есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Лазарь Баранович снова письменно обращается к Симеону, надеясь чрез него найти удовлетворение в своей обиде. «Казацкая война», жалуется он, «показала свойственное ей непостоянство... У нас страшный хаос: земля не обработана и пуста. Князь Константин Осипович Щербатов так нас ущербил, что трех в монастыре и между домашними не досчитаемся; похваляется еще на меня: пускай, говорит, сосет лапы! Слышать это мне ... нестерпимо. Если где пречестности твоей придется кстати при дворе, не оставь, ради дружбы, рассказать о нашей обиде» 245 . – Правда, нет никаких данных для суждения о том, как, именно, действовал Симеон в пользу глубоко уважаемого им знаменитого иерарха; но одно уже это частое повторение его обращений к нему свидетельствует о том, что тот не оставался глухим к его просьбам и был в действительности ему полезен. Несомненно, однако ж, что старания Симеона не всегда оканчивались успехом: главная просьба Лазаря Барановича о выводе воевод из малороссийских городов, как известно, не была уважена. Впрочем, это была бы такая важная политическая уступка со стороны Москвы, что в этом случае, Симеон, без сомнения, и не мог ничего сделать. Другое, частное дело Лазаря Барановича – о напечатании в московской типографии сочинения его: «Трубы словес» – так же, было ведено при деятельном посредническом участии Симеона. Приготовив к изданию этот сборник проповедей своих и найдя киево-печерскую типографию слишком занятою, Лазарь Баранович обратился к государю с просьбою об издании его в Москве, указывая, при этом, на Симеона как на компетентного ученого, способного руководить всем делом. «А свидетельства ради православного во всей книзе содержимого разума», пишет он здесь, «молю, да повелить твое пресветлое царское величество тем ю прочитати и разсудити, их же имать искуснейших писания божественнаго во своей царской державе; между ними же непщую довольна быти ученика моего иеромонаха Симеона Полоцкого , зане причастися, Божию благодатию, церкви потребным учением, и желаю, да он досмотрит всего дела даже до совершенного напечатания...» 246 Заручившись согласием государя, Лазарь испрашивает благословения на то со стороны патриарха Иоасафа и здесь снова рекомендует Симеона для занятий предполагаемым изданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

«Слово». С. 93). Уже в 990/91 г. (так у Иакова Мниха; по отклоняющейся в целом на год хронологии ПВЛ - в 991/92) В. С. заложил в Киеве каменную ц. Пресв. Богородицы Десятинную, для строительства к-рой были приглашены греч. мастера и к-рой были переданы иконы, церковная утварь и мощи святых Климента, папы Римского, и его ученика Фива , вывезенные В. С. из Корсуни; служили в ней греч. корсунские священники. Не вполне ясно, была ли она дворцовым княжеским храмом или служила нек-рое время также митрополичьим кафедральным собором. Во всяком случае митрополичий собор Св. Софии в Киеве (видимо, деревянный) при В. С. уже существовал, т. к. о его пожаре в 1018 г. упоминает Титмар (Thietm. VIII 32. Р. 530; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 137, 142). Равноап. кн. Владимир сокрушает идолов. Гравюра из книги архиеп. Лазаря (Барановича) «Труды на дни нарочитыя праздников». К., 1674. Л. 243 (РГБ) Равноап. кн. Владимир сокрушает идолов. Гравюра из книги архиеп. Лазаря (Барановича) «Труды на дни нарочитыя праздников». К., 1674. Л. 243 (РГБ) С освящением Десятинной ц. (995 или 996) древнерус. традиция, отразившаяся в ПВЛ, Церковном уставе кн. Владимира и проложном Сказании об освящении Десятинной ц. (под 12 мая), связывает меры В. С. по материальному обеспечению юной Русской Церкви в виде десятины - 10-й части «от имения моего (Владимира.- А. Н.) и от град моих» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 124; Т. 2. Стб. 109; Карпов. Владимир Святой. С. 431-432), «по всей земле Рустеи от всякого княжа суда... от торгу... от всякого стада и от всякого жита» (ДРКУ. С. 15, 16, 18 и др.). Характерно, что эти отчисления по воле В. С. поступали в распоряжение не митрополита, а Анастаса Корсунянина, бывшего, вероятнее всего, экономом Десятинного храма,- свидетельство того, что учреждение десятины состоялось либо до установления митрополии, либо во время ее вдовства. Уже по одной этой причине следует скептически отнестись к объединению во всех редакциях Церковного устава кн. Владимира таких мер, как учреждение князем десятины и разделение им, по визант.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Во 2-й ч. И. ссылается на авторитет митр. Петра (Могилы). Труд И. вызвал большой резонанс в католич. кругах. В ответ на «Stary Kocio...» были изданы 4 католич. сочинения: 2 трактата, приписываемые аббату Оливского мон-ря цистерцианцев близ Гданьска полемисту Михаилу Антонию Хацкому,- «Na «Stary Koció Zachodni» Joanicyusza Galatowskiego» (На «Древнюю Западную Церковь» Иоанникия Галятовского) (Оливский мон-рь, 1678) и «Questyjkie, albo Krómkie pytania, na «Stary Koció Zachodni» zadane y rozwizane» (Квестийки, или Краткие вопросы, по поводу сочинения «Древняя Западная Церковь» поставленные и разрешенные) (Оливский мон-рь, 1682); атрибутируемые Николаю Сосновичу «Quaestiunculae super dialogum primum de processione Spiritus S.» (Вопросы к разговору об исхождении Св. Духа) (Оливский мон-рь, 1682); соч. Рутки «Goliat, swoim mieczem poraony...» (Люблин, 1689). Последняя книга, выдержанная в особенно резком тоне, направлена не только против И., но и против его покровителя Лазаря (Барановича); Рутка также высказал неправдоподобное утверждение, что митр. Петр (Могила) якобы был тайным сторонником католичества. Fundamenta... Чернигов, 1683. Титульный лист (Харьковская б-ка) Fundamenta... Чернигов, 1683. Титульный лист (Харьковская б-ка) В июле 1683 г. в Чернигове был опубликован антикатолич. и антиуниат. трактат И. «Fundamenta, na których acinnicy jedno Rusi z Rzymem funduj wedug rzymskiej teranieyszey wiary nowey, prawdziwymi odpowiedziami Cerkwi Wschodniey wywrócone y zniesione, iako fundamenta ciemnicy byy poruszone modlitw Pawa y Syla» (Основания, на которых латинники устраивают единство Руси с Римом согласно нынешней римской новой вере, правдивыми доводами Церкви Восточной опрокинутые и упраздненные, как основание темницы было разрушено молитвой Павла и Силы). Трактат стал продолжением полемики с иезуитами и отчасти ответом на критику соч. «Stary Koció...». Одной из задач трактата было опровержение обвинения в адрес православных в следовании идеям социнианства (И. жаловался, что униат. митр. Киприан Жоховский называет его и архиеп. Лазаря (Барановича) арианами). Н. Ф. Сумцов считал «Fundamenta...» наиболее выдающимся произведением И.

http://pravenc.ru/text/577962.html

По заглавным листам сего старинного Евангелия идет следующая надпись скорописью: «175 года (1667 по P. X.), июня в 29 день, сие Евангелие напрестольное печатное в полдесть оболчено бархатом зеленым, оклад серебряный, весом тридцать семь золотников, дал в вечное сокровище в церковь во имя к Нерукотворенному Святому Образу, что в Великом Нове-Граде, на Софийской стороны 10 , в меншом Земляном городе по конце Добрыни улицы, подьячей Петр Меркурьев для поминку душ своих родителей, рабов Божиих: Меркурия, во иноцех Макария, схимонахини Зиновии, Агафии, Марфы, Артемия, Стефаниды, Прокопия младенца, Исакия младенца, Федора младенца, Анны младенца, Ефросинии младенца, Стефана младенца, Авраамия младенца, Григория младенца, Давида младенца, Софония младенца». Сия подпись заключена другою рукою: «И после сего даяния Петр умре, и ныне вечно поминать за сие даяние Петра во иноцех Паисея схимонаха» 11 Меч духовный, еже есть Глагол Божий, и проч., то есть поучения на воскресные и праздничные дни, Лазаря Барановича (в лист). Печатана в Киево-Печерской Лавре в 1666 году. Первоначальное издание; во второй раз сочинение это было напечатано в 1686 году. Трубы словес на дни нарочитыя Праздников Господских, Богородичных и проч. Поучения Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговскаго. В лист, печатана в Киево-Печерской Лавре от создания мира в 7182, а от P. X. в 1679 году. По листам книги надписано: «Сия Богодухновенная книга Трубы, Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря соборнаго старца Антония Апрелева, а подписал я, Антоний, сию книгу своею рукою, а приложил я, Антоний, сию свою книгу в Зеленецкий монастырь в церковь Живоначальныя Троицы по своей души и по своих родителех для вечнаго поминовения и отцу священноигумену Ефрему с братиею и кто впредки по нем иные игумены будут по сей Богодухновенной книге по Господским праздникам и Пресвятой Богородицы и по праздникам же всех святых, которы в сей книге жития напечатаны, прочитати в церкви Божии, дóндеже Бог благоволит сия свята обитель стоит, и за меня многогрешнаго монаха Антония пока велит Бог живу быть и за сродников моих Бога молить, и родителей моих и меня, Антония, и по смерти моей вечно поминать пожаловать неотложно, которые в сей книге от зачатия у верхней деки на верхнем листу 12 написаны о здравии Бога молити, а за упокой вечно поминати, а для утверждения приписал я, Антоний Апрелев, своею рукою». – Книга эта второго издания, в первый же раз она издана в 1674 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

является массивный серебряный позолоченный оклад Евангелия 1674 года - вклад черниговского архиепископа Лазаря Барановича в ризницу Успенского собора. На лицевой стороне оклада, на угловых фигурных накладных пластинках, в невысоком рельефе чеканены изображения евангелистов, трое из которых сидят за столиками с письменными принадлежностями. В центре расположен фигурный картуш с изображением Деисуса - сидящего на троне Христа с предстоящими Марией и Иоанном Предтечей. Вверху между угловыми фигурными пластинами с евангелистами помещено прорезное силуэтное изображение распятия также с предстоящими. Все остальное поле оклада покрыто прорезным орнаментом, состоящим из тонких изогнутых веток с листьями и цветами роз и гвоздик, очень напоминающим рисунки на тканях и на гравированных заставках книг того времени. На нижней доске оклада на углах расположены выпуклые розетки - «пукли», на которых покоится Евангелие, когда лежит на престоле. В ее центре в овале помещен рельеф с изображением князей Владимира, Бориса и Глеба - первых и наиболее почитаемых отечественных святых, призванных подкрепить авторитет общественных деятелей XVII в. На пластинке вверху, в расходящихся лучах, выгравировано изображение Богоматери Знамение, а внизу - святые архиепископы Амвросий и Лазарь. В кружево прорезной ажурной композиции фона удачно вкомпонованы святительские атрибуты с инициалами Лазаря Барановича». Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение при чём тут " не ранее 1670 " если это романский стиль начала 12 века???? а вот средневековье добавило три меньшие купола и боковой придел (справа) который является усыпальницей черниговской знати. 7 ноября 2011. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05567

Феодосий обратил на себя внимание наставника и ректора своего Лазаря Барановича, почему впоследствии архиепископ Лазарь в одном из писем называл Феодосия, по обычному его своеобразному выражению, «овцою Христова стада, научившеюся покорности у покорного барана». Опытная мудрость и духовная прозорливость Лазаря Барановича уже тогда предвидела в этом юном питомце истинного последователя евангельского учения и «благокрасование православной Церкви». Св. Феодосий не мог долго противиться своему искреннему влечению к монашеской жизни. Если не во время своего обучения в Киево-братской коллегии, то – во всяком случае – в скором времени по выходе из нее он, «вменив вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа и Его ради всех отщетившись» ( Филип.3:8 ), оставил «красная» мира сего и принял монашеское пострижение. Так представляют дело все сохранившиеся исторические свидетельства, в которых св. Феодосий называется то «от юности в иноческом чину добре пожившим», то «из юностных лет монашеским житием в добродетелех украшенным». Итак, в самых молодых летах этот подвижник Христов оставляет суетный, многомятежный мир и принимает монашество в Киевской Лавре с именем Феодосия (мирское имя его неизвестно), в честь великого подвижника и первооснователя монашеского жития в России Феодосия Печерского . С этого времени начинается строго-подвижническая жизнь святителя Феодосия, которая вскоре приобрела ему известность не только в иноческом мире, но и среди мирян. С принятием иночества, в конце пятидесятых годов XVII в. начинается служебная деятельность св. Феодосия Углицкого. Его служение и деятельность совпадают с тем смутным состоянием, в каком находилась Малороссия со времени своего присоединения к московскому государству и в каком она продолжала оставаться почти вплоть до конца XVII-ro столетия. Свое служение св. Феодосий начал с низшей иерархической степени. Смирение и примерная жизнь молодого подвижника обратили на себя внимание бывшего тогда Киевского митрополита Дионисия Балабана, и последний поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010