старопечатных книг графа Толстого, стр. 234; но действия этой типографии были слабы, и православные церкви особенно Черниговской епархии время от времени нуждались в Богослужебных книгах, которыми Киев, обуреваемый кровопролитием и мятежами гетманов был не в состоянии обильно наделять православие; надобно было за богослужебными книгами обращаться в Львов к тамошнему православному братству, но отдаление затрудняло их доставление. Архиепископ Лазарь сначала завел типографию Новгороде Северском при тамошнем Преображенском монастыре, потом в Чернигове при Ильинско-Троицком монастыре. Протоиерей Страдомский неизвестно на чем утвердился сказать, что Баранович вывел эту типографию из Новгорода-Северского и подарил ее тому Ильинско-Троицкому монастырю. По описаниям старопечатных книг, как-то у Сопикова I, стр. 264 усматриваем, что в Чернигове первая книга напечатана в 1675 г., именно Часослов, но после того в Новгороде-Северском печатались еще книги, как-то 1676 года две книги: «Скарбница» и «Новая мера старой веры», 1678 – «Старая церковь новой церкви римской». Словарь писат. Дух. чина I, 230–232-II, 6. По Сопискову I, CVIII, в одном 1680 году напечатано в Чернигове четыре издания разных книг. Здесь продолжалось обильно печатание в начале XVIII столетия. Лазарь Баранович учеными трудами, полезными учреждениями и ревностью к пользе православию явился для Черниговской епархии тоже, что для Киева и Малороссии митрополит Петр Могила . При Барановиче Чернигов был вместилищем ученых; их он то собрал, то возрастил сам; они под его руководством и надзором неутомимо трудились к утверждению православия и поражению врагов оного, ученые окружали архиепископа Лазаря: 1)Иоанникий Голятовский, муж глубоких познаний и удивительной ревности, из ректоров Киевской Академии и игуменов Киевобратских, архимандрит Елецкий в Чернигове; здесь и в Новгороде Северском большую половину своих сочинений издавший, следовательно, по назначению и руководству архиепископа Лазаря Барановича. Страдомский об Иоанникии Голятовском пишет, что он после Лазаря Барановича, будучи ректором Киевской Академии, когда «в 1665 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Ежели это верно, то он до кончины за несколько лет оставил Черниговское святительство. Сочинитель той статьи утверждает, что епископ Зосима имел пребывание в Черниговском Елецком монастыре; доказывает это доселе сохранившимся здесь синодиком, где учинена надпись, что оный собран старанием и працою Боголюбивого епископа черниговского Зосимы от давняго той обители поминника. В истории Малороссии Маркевича (1,339−340) повествуется, что, при принятии малороссийским народом присяги на подданство России 1654 г. января 14, в Киеве находился черниговский епископ; но Зосима ли – точно утвердиться нельзя, потому что имени епископа у Маркевича не означено; но очень вероятно, что тут другому быть некому. Зосима Прокопович 1631 года октября 29 упоминается иеромонахом Киевского Златоверхого-Михайловского монастыря, (Акт. зап. Росс. IV, 525). После восстановления Черниговской епархии точно ли Захария II там был епископом, не утверждаем, ни отрицаем, потому что не имеем об нем никаких указаний в летописях и актах. Лазарь Баранович По уверению сочинителя статьи «Лазарь Баранович», он родился в стране Белорусской от древней фамилии Барановичей; обучался в школе Киевобратского Богоявленского монастыря. Оттуда, по принятии монашества, когда Лазарю было от роду более тридцати лет, – митрополитом Петром Могилою послан для дальнейшего образования в одну из заграничных академий. После того в той братской школе сначала был наставником, потом смотрителем и игуменом Братского и Киево-Кирилловского монастыря; наконец, ему поручен 1653 года в заведывание и Елецкий в Чернигове. В Ист. росс. иерарх. (1 изд. I, 500) несправедливо сказано, что Баранович Киевской академии ректором был по 1655: в звании ректора упоминается и 1656 г. января 9 (акт. зап. Росс. 3, 96) и 1657 февраля 19, (опис. Киево-Соф. соб. и Киев. иерарх стр. 251). Когда же митрополит Сильвестр Коссов, преемник Могилы, находился уже на краю гроба, то, с согласия гетмана Малороссии Богдана Хмельницкого и генерального писаря Ивана Виговского, избрал Лазаря в епископа черниговского и для хиротонии его отослал с одобрительными грамотами в Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Апостола Павла» и слов св. Ефрема Сирина . 5 и 6) Димитрий Туптало и Иоанн Максимович . Страдомский, сказав о хиротонии первого Лазарем Барановичем в иеромонаха и определении проповедником в Чернигове, красноречиво говорит о втором: «Промыслу Всевышнего угодно было, чтобы тою же благословенною рукой поставлен был на свещнице церкви и другой великий светильник ея, также юный инок, потом архиепископ Черниговский, и, наконец, митрополит Сибирский, кроткий и добродетельный просветитель Сибирского края Иоанн Максимович , и чтобы оба они достигли высокой и вечной славы своей тем же самым путем проповедничества, которым по видимому, суждено было начать свое иерархическое поприще и преосвященному Лазарю». Иоанн Максимович при архиепископе Лазаре несколько лет в Чернигове был учителем латинских классов. Словарь писат. дух. чина 1, 287. Читая драгоценные дневные записки святителя Димитрия Ростовского нельзя не заметить, что архиепископ Баранович при первой встрече его в Густынском монастыре, куда первый предстал ему для посвящения в иеромонахи, близко узнал высокие достоинства Тупталы. Это было в мае 1675 г. С сего времени святитель Димитрий в сане иеромонаха два года до июля 1677 при черниговском архиерейском доме находился проповедником, и Баранович, если и расстался с ним, то единственно потому, что и владыка, и вельможи других мест с жадностью искали слушать юного витию, стараясь на перерыв каждый переманить его к себе. По предмету проповедничества Туптало пробыл слишком два месяца в Вильне, потом с половины ноября поселился с этою целью в Слуцке, как 28-го декабря того 1677 года получил письмо, коим повелевалось именем Гетмана возвратиться в Чернигов. Это повеление повторено 16-го февраля 1678 года: так скучали в Чернигове без проповедей иеромонаха Димитрия! Нельзя не подивиться духовной прозорливости преосвященного Лазаря. Когда Туптало 1681 года предстал к нему с просительным письмом от Гетмана об определении его игуменом, Баранович прежде нежели начал читать то письмо, сказал: «Господь да сподобит вас не игуменства только, но, по имени Димитрия, желаю, что бы вы получили митру» Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Здесь в Яссах Сочавский митрополит Гедеон с двумя епископами, Анастасием Романским и Феофаном Хушским, посвятил Лазаря в 1657 году 8 марта; но кажется гораздо раньше этого числа, потому что у Киевского митрополита Евгения в опис. Киево-Соф. Собора и Киевск. иерархии (стран. 251, примеч. 156) упоминается грамота, данная того 1657 г. февраля 19 митрополитскому чиновнику на владение Киево-Софийского фольварка, где после митрополита Сильвестра значится подпись: «Лазарь Баранович, епископ черниговский, ректор Киевский». Это доказывает, что Лазарь и в звании епископа не переставал иметь участие в митрополичьем капитуле Святой Софии; что 8 число марта утверждать хиротонию Лазаря подала случай настольная грамота, ему данная на сан епископа в Молдавии того 8 марта; но большею частью настольные те грамоты выдавались гораздо спустя после хиротонии, как это доказано мною при поверке иерархических каталогов некоторых епархий. О том 8 числе гораздо осторожнее сказано во 2 издании Истории росс. иерархии, именно: «хиротонисан во епископа в Яссах Сочавским митрополитом Гедеоном и двумя епископами в 1657 году, и того же года марта 8 получил от них настольную благословенную грамоту архиерейскую, хранящуюся с другою уверительною о том же грамотою молдавского господаря подлинниками в черниговском архиерейском доме». Касательно настоятельства в Елецком монастыре сочинитель той статьи сведения заметно заимствовал из Истории росс. иерархии (IV, 514), где в каталоге Елецких настоятелей помещен: «Лазарь Баранович, восстановитель и попечитель сей обители с 1653 г. Он, будучи игуменом Братского монастыря и ректором Киевской академии, управлял Черниговским Елецким монастырем, равно как и во время архиерейства своего имел о нем попечение, всего чрез 16 лет». В том Словаре писателей духовного чина сказано, что Лазарь, после ректорства академии и игуменства братского, был настоятелем монастырей – Купатинского и Дятловицкого, но об Елецком там не упоминается. О ректорстве Лазаря в описании Киево-Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Преемник Лазаря (Барановича) Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах». Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове. Защитник Православия Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве. Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским. Архиепископ Черниговский Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.

http://pravoslavie.ru/115885.html

От времени изгнания униатов в начале Хмельниччины и до 1669 года монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь в частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. В 1669 году Лазарь Баранович рукоположил на Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галятовского, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разумения», сборника рассказов «Небо новое», написанных укаинским книжным языком, богословско-полемических произведений на польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Мудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерших». Все эти произведения были изданы Новгород-Северской и Черниговской типографиями. Умер И. Галятовский 12 января 1688 года и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой русской православной церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующей резной надписью на сволоке. Это старейшее деревянное жилое здание на всей Левобережной Украине. В 1696 году Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда в создание «Черниговских Афин» – коллегии, которая в начале XVIII века называлась его именем. А с 1697 до 1699 года архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко – будущий святой Димитрий Ростовский. Все эти иерархи были известными книжниками, поэтому благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из самых богатых в Украине. Архиепископ Лазарь Баранович в 1674 году передал в монастырь Евангелие, позолоченный серебряный оклад которого чудом сохранился по сей день и является выдающимся памятником украинского ювелирного искусства XVII века. На фигурных угловых накладках лицевой стороны оклада изображены четыре евангелиста, а в центре в фигурном картуше, – Деисус: Богородица и Иоанн Предтеча предстоящими перед Христом на троне. Все поле оклада украшено прорезным орнаментом с мотивами цветов роз и гвоздик. Характер орнаментации напоминает тогдашние деревориты черниговской типографии. Среди декоративных элементов оклада встречаем и святительськие атрибуты с монограммой Лазаря Барановича.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Когда же жезл правления митрополией вручили Варлааму, св. Феодосия предназначали на место печерского архимандрита. Ни того, ни другого звания Черниговский архимандрит не получил, только благодаря исключительным обстоятельствам. Очевидно, Промысл Божий вел Святителя по иному пути. Являясь помощником и заместителем архиепископа Лазаря Барановича в особенно важных событиях, святитель Феодосий, в бытность свою Елецким архимандритом, был вместе с тем и постоянным сотрудником престарелого иерарха по управлению обширною Черниговскою епархией. Архиеп. Лазарь, видя в архимандрите Феодосие благочестивого и ревностного труженика, мудрого пастыря и весьма опытного управителя монастырским хозяйством, поручил ему заведовать экономическими, а частью и епархиальными делами архиерейского дома. Сохранилось нс мало документальных свидетельств этой деятельности архимандрита Феодосия. К этому времени архиеп. Лазарю было уже около 90 лет, – годы глубокой старости, особенно для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, каковые выпали на долю преосв. Лазаря. Притом же его стали одолевать неразлучные со старостью болезни. Чувствуя, что управление такой обширной епархией не по силам, он решился с ведома высшего духовного начальства открыто сделать Елецкого архимандрита Феодосия постоянным своим помощником по управлению епархией. В конце 1691 года, с согласия гетмана Малороссии Ивана Мазепы, архиепископ Лазарь отправил св. Феодосия в Москву к царям Петру и Иоанну Алексеевич ам и к только что назначенному Всероссийскому патриарху Адриану с просьбою, чтобы они назначили архимандрита Феодосия ему помощником. Гетман с своей стороны писал о том же царям и патриарху, свидетельствуя о честной жизни и превосходных качествах архимандрита Феодосия и прося «явити к нему благосердное и благоуветливое свое призрение». Патриарх Адриан охотно согласился исполнить желание преосв. Лазаря, тем более, что в Москве достаточно уже слышали о духовной мудрости и подвижнической жизни св. Феодосия Углицкого, и даже знали, что «сей архимандрит Феодосий, благословением усопшего блаженные памяти великого господина Кир Иоакима, патриарха Московского и всея России и всех северных стран, ради старостного изнеможения архиепископа Лазаря, в способность правления епархии Черниговския определися».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов «Києво-Могилянська akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского; † 1690) митрополитом Киевским и в том же году вместе с игуменом Георгиевского Переяславского монастыря Иеронимом (Дубиною) был послан в Москву с известием об этом избрании. В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведённой в разорение иезуитами и доминиканцами. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течение двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего её существование. Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму (Савелову; † 1690) по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нём вопроса о времени преложения Святых Даров. В начале 1689 года святитель Феодосий вместе с Батуринским игуменом Димитрием (Туптало; † 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), будущим митрополитом Ростовским, ездил в Москву по тому же делу к патриарху Иоакиму. В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский; † 1709), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита. В 1692 году, по предложению преосвященного Лазаря (Барановича), было назначено собрание, состоявшее из малороссийского гетмана И.С. Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Второе: из двадцати девяти древлепечатных славянских книг, начиная с 1581 г. Третье: из пяти книг греческих древлеписанных, начиная с конца третьего века, и из древлепечатных. Четвертое: от древних греческих монет (969–975 года). Некоторые из сих свидетельств о существовании с древнейших времен начертания имени Христа Спасителя Иисус не мог не видеть и сам инок Никодим; однакоже, как мы сказали, совсем о том не упомянул. А между тем эти свидетельства, которые в таком множестве собраны уже трудолюбцами и которых можно было бы собрать еще большее количество, имеют весьма важное значение в отношении к глаголемым старообрядцам: они явственно показывают, что имя спасителя, пишемое Иисус, не есть нововведение патриарха Никона , но во всей древнегреческой и древнероссийской церкви было произносимо, прославляемо и покланяемо, и что именуемые старообрядцы, между прочим за произношение православными сего имени отделяющиеся от св. церкви, неправедно от нее отделяются и во грехе раскола суть, а наипаче виновны за поношение оного св. имени различными неизглаголанными хулениями. Ты же, сладчайший Иисусе, и за распинателей твоих моливыйся: отче отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. зач. 111), отпусти и сим, от неведения хулящим пресвятое имя Твое и привлецы их во истину твою и в познание святые церкве твоея! Показание четвертое: о Крещении Христа Спасителя Содержание Инок Никодим приводит из сочинений Лазаря Барановича, епископа Черниговского, дважды употребленное им выражение, что Предтеча при крещении Спасителя «воду излия» на главу Его, и подобное же выражение из грамоты Досифея патриарха Иерусалимского к царям Петру и Иоанну Алексеевич ам: «Предтеча рукама приемля своими от струй воды, и крести прочия части святаго тела, которыя не были в воде», кроме того указывает на иконы, «наиболее в церквах страны малороссийския» встречаемые, где Креститель изображен возливающим воду на главу Спасителя «дланию, или же яко из сосуда». Этим показаниям инок Никодим противопоставляет некоторые, извлеченные из церковных песней, выражения, свидетельствующие, «Христа Спасителя погружена от Предтечи (а не облита) во Иордане», и за сим делает заключение: «Отсюда познавается, яко Лазаря Барановича и Досифея патриарха мудрование о крещении Христове не согласует святыя восточныя церкве богословцем и песнотворцем, а понеже не согласует св. церкви, убо и нам сомнительно является».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010