Лазаря (Барановича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Под сенью любви. Архимандрит Исаакий (Виноградов) ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и особенно успевал в риторике, то есть в науке правильно и красиво излагать свои мысли, что очень важно для проповедника; умел и сочинять стихи. С раннего детства имел он склонность к монашеской жизни, хотя отец его был светским и даже военным человеком. Воспитание в прекрасном Духовном училище, из которого вышло так много замечательных церковных деятелей, еще укрепило эту склонность, и юноша Даниил постригся в монашество с именем Димитрий. В сане иеродиакона пребывал он в монастыре Троицком Кирилловском, вблизи Киева, и обратил на себя внимание Черниговского Преосвященного Владыки Лазаря (Барановича) , который вызвал его к себе и рукоположил во иеромонаха, а вскоре сделал его проповедником в Чернигове. Это было как раз в такое время, когда служители Церкви получили право свободно произносить проповеди. До того батюшки должны были заранее свою проповедь составить и читать ее по записке. Но живое слово всегда лучше действует на слушателей, если умеет проповедник откликнуться на те события и настроения, которые только что им обнаружены. Димитрий говорил прекрасные проповеди как в самом Чернигове, так и в других городах той епархии, а затем переселился в Слуцк, в Братский ... далее ...
Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - ...Искать в Источникеprihod.ru
... огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. Архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сентября) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и Патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодо-сий - тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря - был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения. Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через два года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц ... далее ...
Об обстоятельствах воссоединения Киевской ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... вдовствовала) . В сентябре 1683 г. Патриарх Иоаким послал гетману официальную грамоту, в которой шла речь о необходимости поставления митрополита Киевского Патриархом Московским и всея Руси. Однако в этом документе речь шла лишь о том, что Патриарх Московский совершит только поставление митрополита Киевского, остающегося в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Действия главы Русской Церкви при этом мотивировались стремлением исправить церковные нестроения, возникшие ввиду вдовства Киевской кафедры и старости местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) . Самойлович выдвинул на Киевскую митрополию епископа Луцкого и Острожского Гедеона ( князя Святополк-Четвертинского ) , бежавшего из Речи Посполитой на Левобережье после того, как из Луцкой епархии его изгнал Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) , тайный униат. В ноябре 1684 г. видный московский дипломат думный дьяк Емельян Украинцев в гетманской резиденции Батурине встретился с Самойловичем и епископом Гедеоном. В Москве настороженно отнеслись к кандидатуре Луцкого владыки: прежде правобережные архиереи, как правило, проявляли себя как поборники интересов ... далее ...
Жития русских святых, День 47 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в сем монастыре, в январе 1695 года, окончено было печатание второй четверти Четьих-Миней. И за эту книгу патриарх Адриан удостоил Димитрия таких же похвал, как и за первую, прислав ему другую одобрительную грамоту. Это побудило Димитрия усердно продолжать свой труд, и он начал готовить третью книгу, заключающую в себе месяцы март, апрель и май. В начале 1697 года святой Димитрий был назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, а через пять месяцев после сего, 20 июня, его посвятили в архимандрита Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Так исполнилось, наконец, благожелание Лазаря Барановича: Димитрий получил митру. Но, возведенный в сан архимандрита, святой Димитрий, памятуя слова Писания: Емуже дано будет много, много и взыщется от него ( Лк. 12, 48 ) , предался своим трудам и подвигам еще с большим рвением и усердием. Не оставляя занятий Житиями святых, он не забывал и монастырского благоустроения и всюду помогал советом и рассуждением, словом и делом. Прошло еще два года, и святой Димитрий был переведен в Спасский Новгород-Северский монастырь. Это был последний монастырь, коим он управлял. Здесь он окончил третью четверть Миней-Четьих, которая и была ... далее ...
Жития святых, Житие 128 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... способен управлять домом кафедры и Черниговскою епархиею». Ходатайство уважаемого старца-святителя было уважено, и в том же году Феодосий отправился в Москву для хиротонии. Здесь 11 сентября было совершено наречение его в епископа, а 18 того же месяца он был хиротонисан во архиепископа. Новопосвященный архиепископ пробыл в Москве около двух месяцев, по желанию патриарха, относившегося с уважением к святителю Феодосию и воспользовавшегося удобным случаем задержать его в Москве для бесед и совместного совершения Богослужения. Велика была радость престарелого архипастыря Черниговского Лазаря Барановича, когда он увидел своего возлюбленного помощника в святительском сане. Глубоко обрадована была этим и паства, благоговейно любившая и уважавшая святителя Феодосия. Таким образом, Черниговская Церковь осчастливлена была управлением двух знаменитых иерархов – столпов православия, умолявших милосердие Божие о мире всего мира и о благосостоянии своей богоспасаемой паствы. Между тем Феодосий и в святительском сане, помогая преосвященному Лазарю, а часто и совсем заменяя его, сохранял к нему беспредельную любовь и преданность сына, оказывая полное послушание своему благодетелю, ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 4 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... то, о чем тогда говорили в Чигирине: “Когда митрополит Иосиф Тукальский лежал при смерти, то Дорошенко навещал его безпрестанно и умирающий заклинал его именем Божиим, чтоб отстал от Турецкого султана и бил челом в подданство великому государю; если же не сделает то пропадет. Дорошенко за это осердился на Иосифа и не ходил к нему до самой смерти”. В 1677 г. Дорошенко подчинился царю Феодору Алексеевичу и прибыл в Москву. В 1679 г. он был назначен воеводой в Вятку. Со смертью митр. Иосифа церковное управление на обеих сторонах Днепра перешло в ведение старшого из епископов владыки Лазаря Барановича. Польский же король еще в 1673 г. назначил администратором митрополии львовского епископа Иосифа Шумлянскаго, тайно давшого ему присягу в признании папы. Но православные, вне его епархии, власть его не признавали. В то же время принял тайно унию один из сподручников Шумлянского Иннокентий Винницкий, получивший потом перемышльскую кафедру. Чистович пишет: “Когда таким образом уния приобрела два важнейших епископских престола, казалось возможным возобновить попытку общого соединения всех православных русских польской короны в одну униатскую церковь. Ян Собиесский, хотя не ... далее ...
Жития русских святых, День 4 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... дом своих родителей навсегда, удалился в местный Овручский монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и здесь принял монашеское пострижение. Молитва и изучение святоотеческих творений были его любимыми занятиями в обители. В конце 30-х годов XVII столетия прп. Макарий подвизался в Купятицком монастыре и настолько был известен своими подвигами и добродетелями, что иноки Симеоновского Брестского монастыря в 1640 г. просили его или прп. Афанасия Филипповича себе в игумены. Рукоположенный сначала в сан иеродиакона, потом иеромонаха, блаженный Макарий получил от епископа Черниговского Лазаря Барановича (1657–1692) посвящение в сан архимандрита и звание настоятеля Овручской обители. Преподобный по смирению своему вначале долго отказывался от этой почести, но когда братия приступили к нему с настойчивой просьбой, возлагая в случае отказа все согрешения свои на его душу, тогда преподобный принял игуменство (ок. 1659 г.) . Пребывание блаженного Макария в должности настоятеля Овручской обители совпало с тяжелым и страшным временем преобладания на Волыни поляков, которые старались навязать православным унию и латинство. Прп. Макарий был здесь одним из самых деятельных ... далее ...
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших ...Искать в Источникеazbyka.ru
... время падения Софьи (в 1689 г.) и успел понравиться Иоакиму, который дал ему благословение продолжать свой труд. По возвращении на родину, Димитрий проживал в Батурине и трудился над своими Минеями. Преемник Иоакима, патриарх Адриан, не только не придирался к печатанию, но, поставивши на киевскую митрополию печерского архимандрита Варлаама, особенно просил его содействовать печатанию Димитриевых Миней. В 1692 году Димитрий опять оставил игуменство, чтобы исключительно заняться Минеями; но в 1694 году его заставили принять игуменство в Глуховском монастыре, а в 1697 году преемник Лазаря Барановича, Иоанн Максимович, вызвал его в Чернигов и сделал архимандритом Елецкого монастыря. Занимаясь Минеями, Димитрий не переставал писать и говорить проповеди. Через два года его перевели в Новгород-Северский Спасский монастырь, и здесь в 1700 году он окончил три чети (четверти) своих Миней и напечатал в Лавре; вслед за тем судьба нежданно призвала его в далекий край. Петр Великий искал достойное духовное лицо для замещения кафедры сибирского митрополита и приказал киевскому митрополиту Варлааму прислать к нему в Москву такого архимандрита, который бы годился на это место. ... далее ...
Симеон Полоцкий - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... людям своего времени. Из названных сейчас южно-русских ученых, отношения Симеона к архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу отличались наибольшею близостию, поддерживаемые их частыми сношениями, преимущественно, по разным делам архиепископа. Несомненно, что в первое время жизни Симеона в Москве, Лазарь Баранович при случае старался поддерживать его своим влиянием. С этою целию он, как уже видели, упоминает о нем в письме своем к царскому любимцу Паисию Лигариду, делая здесь самый благоприятный отзыв относительно его учености. В 1666 году, когда вышел в свет сборник проповедей Лазаря Барановича под именем: «Меч духовный», Симеон, познакомившись с книгой, впервые получил возможность обнаружить горячую признательность своему наставнику и другу. Он составил четыре стихотворные эпиграммы «на книгу, именуемую меч духовный», из которых первая, самая обширная и витиеватая, по-видимому, была отправлена им к автору. В этой эпиграмме, похваляя книгу, Симеон изъявляет свои благожелания Лазарю Барановичу следующими восторженными стихами: ... Блажен делатель его (меч) уковавый, Меч бо сей святый, меч се не кровавый. Лазарь имя ти, убо друг Христови Знаю по любви, по сем ... далее ...
Отдел второй. Писание святых отцов. Богословские ...Искать в Источникеazbyka.ru
... же л. 203 об. Л. 540. Слово на во з несеніе хвⷵо. Нач. Уне еⷭ т ваⷨ да а з идꙋ, аще бо не идꙋ а з ꙋтѣшитеⷧ не прї̾де т к ваⷨ, аще ли же идꙋ послю его к ваⷨ, ѡбѣщалъ еси наⷨ хрⷭте иже еси истиⷩ҇на. Лазаря Барановича, там же 286 об. Л. 543. Слово на а҃ день септевріа ѡ началѣ лѣта. Из текста: Бл҃гвиши вѣнецъ лѣту бл҃гости твоеѧ. Нач. Бж҃е ꙋщеⷣрꙗꙗ̾ и бл҃гословлꙗꙗ̾, егоже щеⷣроты на всѣⷯ дѣлехъ твоиⷯ. Лазаря Барановича, там же л. 1 об. но поучение прерывается на словах: ꙋмноживы̾ жита землѣ и ꙋдолїѧ (по печ. на об. 2 л.) , за утратою остальных листов. Все вышеозначенные четыре слова Лазаря Барановича писаны одним белорусским почерком, тем же, какой встречается и в ркп. № 121 на шести листах, вплетённых перед 237 листом. № 246 (по преж. кат. 845) . Слова и получения неизвестного Киевского проповедника на весь год, пис. скорописью, в лист, XVII в. на 279 л. На л. 1. помечено: печа т наго двора что взѧта ꙋ патрїаⷬша ка з начѣѧ тихона въ с҃еⷨ годꙋ. Л. 3. Ѡглавленїꙗ поꙋченїй. Л. 4 об. Поꙋченїꙗ нлⷣныꙗ на в̾весь рокъ. В нлⷣю, ѡ мытарн и фарисеи҆. Поꙋченїе, а҃. Нач. Егда ра з сꙋждаемъ, всѣхъ со з дани̾ сꙋщество ꙗже гдⷵь бг҃ъ в шести днѧⷯ и з воли сотворити. Проповедник ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Лазаря (Барановича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"