16) св. великомуч. Георгия Победоносца; 17) св. Михаила Синадского; 18) св. Афанасия, основателя Лавры. В этом последнем храме находится деревянный Крест св. Афанасия в железном окладе - Просите и дастся вам www.isihazm.ru, который носил на себе преподобный; этому Кресту приписывают целительные действия. Здесь же находится другой жезл  святого, с которым он обыкновенно ходил. Этим жезлом он бил демонов. Вне лавры на принадлежащей ей земле в скитах и келиях находится 178 церквей. В десяти минутах ходу от Лавры, находится уединения небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. безсребренников. От Лавры до Молдавского скита один час ходу, до Кареи семь часов - ползком...     В настоящее время Лавру населяет 45 монахов.         Предание www.isihazm.ru ...   Старец Аввакум жил в Великой Лавре и имел дар запоминать наизусть целые главы из Священного Писания. Вначале он подвизался в Вигле, однако один случай заставил его уйти в Лавру, в которой он и остался жить, пока ему не пришло время перейти в мир иной. Однажды, будучи еще в Вигле, отец Аввакум молился по четкам на одной из скал, и внезапно явился ему бес в виде Ангела света и говорит: - Аввакум, Аввакум, Бог послал меня забрать тебя в рай, потому что ты уже стал Ангелом. Летим со мной. Старец Аввакум растерялся и, испуганный, отвечает: - Как же я полечу? У тебя ведь есть крылья, и ты можешь летать. Тогда мнимый Ангел говорит ему: - И у тебя, Аввакум, тоже есть крылья, потому что ты стал Ангелом, только ты их не видишь. Тогда старец Аввакум смиренно перекрестился и говорит: - Матерь Божия, да кто я такой, чтобы летать? Не успел он договорить своих смиренных слов, как видит, что этот якобы Ангел вдруг превратился в черного козла с крыльями, как у летучей мыши, бросился в пропасть и исчез. Старец Аввакум испугался, а затем возблагодарил Божию Матерь, Которая защитила его от лукавого, намеревавшегося низвергнуть его в ад. После этого он пошел к себе в каливу, взял свою котомку и ушел в Великую Лавру. Ради большей безопасности он решил монашествовать здесь, в киновии. Он приходил в свою келлию три-четыре раза в год, совершал здесь литургию, а затем возвращался в Лавру.

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

Некоторые из них пространны от того, что человек, хотя бы кратко, пытался пересказать свой жизненный путь. Иные послания, особенно написанные просителями за другое лицо (сироту, опекуна и др.), имеют значительный объем вследствие необходимости объяснить все обстоятельства дела. Обычный ответ тем, кто желал вступить в братство, заключался в том, что кандидата просили приехать в монастырь. Благочестивым просителям указывалась и причина такого временного отказа: по заочным просьбам в братство вступать было нельзя. Крестьянин Иосиф Шимов представил в письме «свидетельство» от священника Вячеслава Кульбицкого, которое, однако, было возвращено. Псаломщик из Полоцкой епархии Иван Михайлович Мач предлагал переслать в лавру рекомендации от своего священноначалия. Черновик позволяет увидеть, что ответ для псаломщика И.М. Мача был типичным: «по письменным видам не принимаем». Нужно отметить, что и благословения Преосвященных, и покровительство даже великих князей не было определяющим: Духовный собор самостоятельно принимал решения, и далеко не всегда в пользу монашества этих просителей. Саратовский купец Николай Сергеевич Азаров по совету своего митрополита обратился в лавру затем, чтоб жить в ней, нести послушания, не принимая пострига; ему ответили, что было бы лучше, если б он приехал богомольцем, дабы не заочно принимать. Московский купец Николай Васильевич Костамаров подал прошение на имя митрополита Иоанникия и получил его личное благословение, чтобы подать ему прошение в обитель. Но он не был принят в монастырь, поскольку вел какие-то неофициальные переговоры по поводу своего будущего монашества с некоторыми из братии, действовал «непрозрачно». Преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна ходатайствовала о принятии в лавру крестьянина Осташковского уезда Михаила Иулиановича Белешенко, «воспитанника и ученика Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Перед этим он писал на ее имя пространное письмо о своей жизни, о том, что «всему предпочел бы монашество». Он также не был принят, поскольку руководство лавры нашло его психическое состояние неудовлетворительным.

http://patriarchia.ru/db/text/5716821.ht...

В 1617 году, пишет современник Кальпофойский, еще при Архимандрите Елисее Плетенецком, пришел в Лавру неведомый человек, который изъявлял желание поклониться Св. мощам Иулиании, и для этого просил Екклесиарха открыть гроб ее. В то время Екклесиархом Лавры был иеремонах Лигерий, который, не замечая притворства неведомаго поклонника, безпрекословно исполнил его волю, а сам отклонился в сторону для других занятий. Посетитель, казалось, с подобающим благоговением целовал св. мощи, но, лишь только он успел выйти за порог церковный, как внезапно упал на землю и начал метаться во все стороны, испуская пену из усте своих; вслед затем он испустил дух и скончался в страшных мучениях. – Устрашенный необычным явлением Екклесиарх позвал Архимандрита, который велел обыскать несчастного, и в его пазухе оказался перстень, в котором Екклесиарх сразу узнал перстень, бывший на руке у Св. Иулиании. В тоже время пришел в Лавру один благочестивый Киевский гражданин, который узнал покойника и здесь пред всеми засвидетельствовал, что этот святотатец был еретик Социнианин, неверующий ни в Божество Сына Божия, ни в Св. Троицу. 442 Тогда Архимандрит поучал братию, что ничего нет тайного, чтобы не открылось в свое время и, наставив всех душеспасительною беседой, велел предать земле тело несчастного – без всяких обрядов, вне ограды монастырской. 443 Другое не менее замечательное чудо от мощей Св. Иулиании было в 1667 г. в день памяти ее, 6-го июля. В этот день пришел в Лавру Игумен Златоверхого монастыря Феодосий и просил открыть ему раку Св. Иулиании, признаваясь, что еще доселе не воздавал ее мощам должного поклонения, но что на сей раз он был побужден к этому особым чудным видением. Однажды, говорил он, после утреннего пения ему явился светлый лик многих Св. дев, и в числе их одна сказала ему: «я Иулиания, которой мощи лежат в Св. церкви Печерской, для чего ты пренебрегаешь мною? я же причислена от Господа к Св. девам, ему угодившим». После этого благочестивый Игумен никогда не приходил в Лавру, чтобы не воздать особенного поклонения Св. мощам Иулиании. 444

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 1588 году возвратился в Лавру ездивший уже не впервые за сбором в Москву монастырский келарь Дамаскин. Выбор этот, как увидим ниже, был весьма удачен. Дамаскин был человек умный и умел войти в доверие к тогдашнему временщику, Борису Годунову. Посетивший Лавру св. Саввы Освященного в 1584 году князь Радивил в своем Путешествии упоминает о встрече своей в Лавре с Дамаскиным, замечая, что он прежде того был у него в проезде через Литву в Москву, а потом заезжал вторично при возвращении из Москвы в марте месяце 1588 года, причем называет его славянином родом из Македонии. В 1588 году с ним послано было царской милостыни – в Саввинскую Лавру 160 рублей, в Архангельский Иерусалимский монастырь 70 рублей. В мае месяце 1590 года келарь Дамаскин опять приехал в Москву одновременно с Терновским митрополитом Дионисием, с игуменом Архангельского монастыря архидиаконом Кириллом, а в феврале следующего 1591 года они были отпущены обратно также одновременно с митрополитом Дионисием. С ним послано кроме поминок Иерусалимскому Патриарху собственно для Лавры Саввы Освященного 160 рублей, Архангельскому монастырю 120 рублей, да им лично дано по 30 рублей милостыни в прибавку и в дорогу 58 р. При этом в особой грамоте на имя келаря Дамаскина (которая была вручена ему вместе с дарами уже на пути в Чернигов) Борис Годунов, исчисляя подробно все вклады свои и дары царские Иерусалимскому Патриарху, писал: «Мы велели то все отдать тебе, великому старцу, перед Дионисием митрополитом да на сооружение Гефсимании дано тебе 500 золотых, и ты те золотые митрополиту объяви же; а что оприч того тебе, великому старцу, дано (то есть собственно в пользу Сербской иноческой общины), и ты бы, того не объявляя, (нужно заметить, что митрополит Дионисий был родом грек из царского рода Палеологов), держал у себя, и тем Пречистой Богородицы дом (то есть Лавру, которая так называлась по своей Соборной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) строил бы, как я тебе сам заказывал». Эта доверительная грамота свидетельствует о доверии Бориса Годунова к «великому старцу» Дамаскину; приобретению же этого доверия, без сомнения, немало способствовало то, что Дамаскин как славянин мог беседовать с Годуновым без посредства толмача.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли богоборцы. В её зданиях на долгие годы разместился Историко-художественный музей и другие госучреждения, часть строений отдали под жильё. Возрождение обители началось после Великой Отечественной войны, в 1946 г. В её стенах проходили Поместные Соборы (в 1971, 1988, 1990 гг.) Пройдя через испытания войной и безбожием, Свято-Троицкая Сергиева лавра по-прежнему является духовным оплотом России и одним из самых почитаемых мест паломничества. Подробнее... Современное состояние [ править править код ] Свято-Троицкая Сергиева лавра один из красивейших русских монастырей. У каждого храма и собора уникальная история. На официальном сайте Лавры есть информация о различных постройках, включая монастырскую стену. При обители действует гостиница для паломников, организован монастырский оздоровительный центр. На территории Троице-Сергиева монастыря находится Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России. Храмы [ править править код ] Скиты [ править править код ] Подворья [ править править код ] Деятельность монастыря [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] 19 октября 2019 в Лавру из часовни с Введенского (старого Немецкого) кладбища в Москве были перенесены останки духовника обители до революции схиархимандрита Захарии. За свою долгую жизнь старец Захария совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы; дважды ходил по воде, как по суше. По его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец Захария последним покинул закрытую Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен. За алтарём Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Я знаю, что Бог не неправосуден. Он не попустит рабу своему быть добычею зверей. Подите, сыщите своего авву, или живите спокойно, доколе Бог не явит его». Когда наступил праздник обновления, то, по обыкновению игуменов, Савва пришел во святой град с некоторыми братиями из монастыря, находящегося при Никополе. Ибо, как мы сказали, он основал там монастырь и собрал братию, потому что Бог во всем содействовал ему. Он пришел к архиепископу с некоторыми игуменами. Патриарх, увидевши старца и возрадовавшись, убеждал его наедине возвратиться в свою лавру. Когда же Савва просил себе свободы и никак не хотел возвратиться, то архиепископ сказал ему: «верь, что, если ты не послушаешь моего убеждения и совета, не увидишь более лица моего; ибо я не могу надеяться, чтобы труды твои исполнили другие». Услышав эти слова архиепископа, отец наш Савва обещался повиноваться его приказанию и принужден был рассказать ему о беспорядке и возмутительном духе 60-ти соумышленников. По сему случаю патриарх написал к монахам в лавру следующее письмо: «Извещаю вас, возлюбленные братия, что отец ваш не съеден львами, но жив; ибо он пришел ко мне на праздник. Удержав его у себя, я убедил его не оставлять своей лавры, которую он по Божию промыслу основал своими трудами. Итак, примите его с должною честию и повинуйтесь ему совершенно; ибо не вы его избрали, но он вас избрал. Посему вы должны покориться ему. Если же между вами есть упрямые, высокомерные, непослушные и не хотящие быть смиренными; то таковые не должны оставаться в лавре. Ибо не подобает Савве оставлять свое место». Итак, отец наш Савва, не умея быть непослушным, поставил игуменом в Никопольский монастырь одного ученика своего, родом из Никополя, по имени Севериана, чтобы потом возвратиться в лавру. Освященный Савва, взявши письмо от патриарха, возвратился в свою лавру. Когда письмо было прочтено в церкви, то дерзкие оные монахи вознегодовали на него, ослепились своею злобою и все 60 единодушно составили толпу и как будто на войне ополчались против святого отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Вот это передовица газеты «Правда», где сказано о том, что произошла судьбоносная встреча товарища Сталина с митрополитом Сергием, митрополитом Алексием, митрополитом Николаем. Вы знаете, что в 1943 году, когда дела на фронте были очень сложными, Сталин понял, что без Церкви мы не победим, и обратился к Церкви. Вот это уже митрополит Крутицкий Николай читает текст телеграммы председателю Совета министров генералиссимусу Сталину. Да, Церкви пришлось пойти на уступки, на поклон и так далее, но, тем не менее, в 1943 году собирается собор, на который возвращают из ссылок, из тюрем многих епископов, и митрополит Сергий становится патриархом. Восстановление патриаршества для Церкви было очень важным (хотя в этот момент и чисто формальным), потому что Церковь обретала хотя бы какую-то свободу. Чуть-чуть ослабили эти кандалы. Конечно, это не была свобода, просто малое послабление. В конце войны, в 1945 году, отдают Троице-Сергиеву Лавру, закрытую в 1919 году;в 1946 году там начались восстановительные работы. Когда в 1919 году закрывали Троице-Сергиеву лавру, была составлена комиссия по описанию ее церковных сокровищ, и что-то отправлялось на продажу, что-то в музеи, что-то на реставрацию и так далее. Повезло, что эту комиссию возглавил Грабарь, и он позвал в эту комиссию очень многих высококвалифицированных реставраторов и просто духовных людей. И Алсуфьев, и Комаровский участвовали в этой комиссии.Когда было вскрытие мощей (вы, наверное, знаете эту историю), главу преподобного Сергия спрятали, потому что боялись, что уж совсем все выкинут на помойку и осквернят. И к этому имели отношение и Алсуфьев и Комаровский. Когда открыли Лавру, глава преподобного была передана Алексею Симанскому, Алексею I, Святейшему Патриарху. В 1946 году в Лавру приглашают Марию Николаевну Соколову, как уже известного иконописца и реставратора. И она принимает участие в восстановлении лаврских храмов, потому что Лавра, конечно, к этому времени имела плачевный вид, там и жили, и были какие-то учреждения, и кинотеатр, и клуб, и общественные туалеты в алтарях и тому подобное.

http://pravmir.ru/ikona-v-sovetskom-soyu...

В понедельник, при выходе моем из церкви в келии от заутрени, я встретил эконома Троицкого подворья, который доложил мне, что владыка сегодня уехал в Лавру и сегодня же возвратится к 4-м часам, а мне приказывает ехать в Лавру в 4 часа. После ранней литургии, с подворья же получаю две бумаги: одна – резолюцией владыки передаваемое мне отношение к нему владыки Новгородского, который, «не получая по настоящее время проекта нового расписания приходов, церквей и причтов Московской епархии, снова обращается к его высокопреосвященству с покорнейшею просьбою принять меры к скорейшему составлению упомянутого проекта и к доставлению такового в главное присутствие по делам православного духовенства, а о причинах замедления его уведомить». – Как видно из этого отношения, здесь получается уже не в первый раз такое побуждение; но тем не менее это послание толкнуло во мне кровь, и я особенное значение придал собственноручному ко мне посланию нашего архипастыря: «Преосвященнейший владыко! Я завтра в 7-мь часов отправляюсь в Лавру и в 4 думаю возвратиться в Москву. Не благоугодно ли будет вашему преосвященству принять на себя труд отправить литургию в академической церкви и после оной чин отпевания, и для сего отправиться в Лавру в 4 часа пополудни. И. М. Московский . Октября 12 дня». Я подумал: где искушение, там и избытие. – Две бумаги: одна возмутительная для духа моего, – другая указывающая путь к умиротворению духа; ибо в эту трудную минуту жизни ведет меня к источнику, из которого почерпал я силы от первых дней моей жизни, ведет меня к преп. Сергию, покровителю моему с тех пор, как я, больной ребенок, положен был к его чудотворной иконе матерью моею и вручен ему от нее. – Притом ведет меня воля архипастыря, – ведет на погребение того, кто красноречивым словом два года учил меня искать в примерах веков прошедших наставления для действования в обстоятельствах современных нам, в отцах сыновне искать опоры немощи своей! Простите, Владыко, бьет полночь, наступает пятница, докладной день, пора в постель. Посылаю первый лист 38 с тем, что будут и следующие, если этот угоден вам будет. Благословите вашего смиренного послушника. Сегодня ожидаем преосвященных Рязанского (Алексия) и Старорусского (Никодима). Ночь на 17-е октября 1875 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

О последнем старшем звонаре перед закрытием лавры в 1920 году, иноке Сергии или Сереже-слепце, (во время Великой Отечественной войны он скончался от голода), написал в своих воспоминаниях протодиакон Сергий Боскин, который возглавил лаврский хор на памятную Пасху 1946 года. Написано там и о Константине Родионове. Шестнадцатилетним юношей тот пришел в лавру учиться звонить у Сережи-слепца. И это его, Константина, обессилевший от рыданий инок-звонарь послал сделать прощальный звон и поцеловать Лебедка – или, как его называли, Годуновский колокол (потому что он был передан в Троицкую обитель в XVI веке в качестве вклада от Бориса Годунова в бытность его боярином). Услышав после войны, что лавру открывают, Константин Родионов снова пришел сюда и звонил на колокольне, начиная с 1946 года по 1950 годы. Потом его след затерялся. У меня в экспозиции образовался некий пробел, пришлось обратиться в милицию, и вот спасибо милиционерам – они нашли дочь первого послевоенного лаврского звонаря. Мы с Натальей Константиновной несколько раз встречались, ездили на могилу ее отца. Она написала воспоминания об отце, передала мне его фотографии, кое-что рассказала устно... Оказывается, в 1950 году Константин Иванович тяжело заболел, последовали операции: одна, вторая, третья. Господь отпустил ему еще тридцать с небольшим земных лет, но подняться на колокольню звонарь не смог.      Заменил его на колокольне монах Александр (Кумачев). Точнее, Александр Ильич, местный житель, который, будучи снабженцем в лавре, «добывал» для братии всё необходимое, а за два года до смерти принял монашество. Именно у него отец Михей учился звонить. В третьем томе книги Николая Любимова «Неувядаемый цвет» можно найти «отгадку», как снабженец стал звонарем. Когда писатель поблагодарил Александра (тогда еще мирского человека) за восхитивший многих звон, звонарь ответил, что он к этому делу с детства был приставлен, даже Великая княгиня Елисавета Федоровна однажды пожаловала ему десять рублей серебром, так угодил...

http://pravoslavie.ru/145406.html

Правда, тот пока не спешит вступить в должность. " В роли кого я туда могу поехать? Если в роли непрошеного гостя, то, конечно, это не принесет никакой пользы. Поэтому я просто ожидаю, когда произойдут какие-то изменения " , — говорит " иерарх " . © Прес-служба Синоду УГКЦ Встреча главы УГКЦ Святослава Шевчука с с Епифанием Думенко (слева) На Почаевскую лавру также претендует Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ). " Позиция нашей церкви базируется на исторических источниках, что в лавре молились греко-католики. Их насильственно изгнали со всей левобережной части Украины при царской России . Почаевскую лавру мы не покидали добровольно " , — указывает руководитель департамента коммуникаций УГКЦ Игорь Яцив. С 1713 по 1830-й монастырь действительно принадлежал униатам. Однако после подавления польского восстания в 1831-м император Николай I передал его Святейшему синоду. При этом УГКЦ не против соседства с ПЦУ. Но раскольники на это категорически не согласны. По мнению религиоведа Романа Лункина, случай Почаевской лавры отличается от ситуации с Киево-Печерской. © РИА Новости/Сергей Пятаков Божественная литургия по случаю 450-летия явления чудотворной Почаевской иконы Божией Матери " В Почаевском монастыре работают многие местные жители. Это своего рода градообразующее предприятия. И люди будут его защищать. Да и паломники не промолчат " , — объясняет он. С другой стороны, продолжает эксперт, если в Киево-Печерской лавре постоянно находится митрополит Киевский Онуфрий — " влиятельная фигура, которую власти не решаются трогать " , то на Тернопольщине такого человека нет. Поэтому режим " не станет церемониться " . А поскольку на обитель сразу несколько претендентов, не исключено, что противостояние тут окажется гораздо жестче, чем в Киеве . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России родители убили своё дитя и засунули в мясорубку

http://ruskline.ru/opp/2023/05/22/na_ukr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010