— Да, действительно, поток людей в Лавру не оскудевает. Каждый год Троице-Сергиеву лавру посещает около 1,5 миллионов туристов и паломников. Конечно, в прошлом году, когда весь мир парализовала пандемия, людей стало приезжать значительно меньше. В монастыре соблюдали ограничения, на протяжении некоторого времени он был закрыт. Сейчас паломничество возобновилось, но не в прежних масштабах. Очень надеемся, что милостью Божией в скором времени все стабилизируется, пандемия будет позади и каждый сможет снова приехать в обитель Игумена земли Русской. Лавра с самого ее основания преподобным Сергием не была закрытым монастырем. Из жития Преподобного мы знаем, что к нему неоднократно обращались за молитвенной помощью как простые крестьяне, так и великие князи. И он никому не отказывал и ни от кого не скрывался. Он поистине являлся светом мира и солью земли. И наш долг, насколько это возможно, сохранять его заветы: принимать странствующих, утешать скорбящих, помогать несчастным, давать духовные советы. Конечно, чтобы оградить братию от лишних забот и суеты, многие послушания и работы, где это уместно, в монастыре выполняют мирские люди. Например, трудятся экскурсоводами в паломническом центре, волонтерами социальной службы, сотрудниками пресс-службы, келарской службы и так далее. — Что Вы в целом можете сказать о паломничестве в Лавру? Можете сравнить паломников того времени, когда Вы сюда пришли в молодые годы, поступили в духовную семинарию, а позже были зачислены в число братии, — и сегодняшних паломников? Отличаются ли они в чем-то? — Как тогда, так и сейчас люди несут к Преподобному свои скорби и радости, возлагают надежды на его помощь и выражают благодарность за оказанные милости. Однако сейчас в Лавру приезжают не только паломники, но и большое количество туристов, в том числе и из-за рубежа. С одной стороны, это хорошо: ведь находясь в столь святом месте, спящая душа может, наконец, проснуться, сердца коснется Божественная благодать, и человек уйдет иным, преображенным. В этом есть доля проповеди и миссионерства. Но, к сожалению, есть и такие, кто в архитектурном ансамбле Лавры усматривает только лишь исторический и туристический объект. И это не может не печалить.

http://radonezh.ru/2021/05/31/episkop-se...

В первые послереволюционные годы вблизи Лавры в бывшем здании Духовной семинарии располагалось Богословско-пастырское училище. Каждый год 19 января проходил традиционный крестный ход из обители на другой берег Невы для освящения воды. Другой крестный ход из всех церквей города устраивался 30 августа/12 сентября. С 1918 г. в Фомино воскресенье направлялся также грандиозный общегородской крестный ход с митрополитом во главе из Лавры в Казанский собор. 25 марта 1920 г. Епархиальный совет утвердил следующий порядок проведения шествия: «В Лавре в Фомино воскресенье литургия начнется в 10 часов встречей со славой митрополита. К участию в ней приглашены священники ближайших церквей: Скорбященской, Борисоглебской, Христорождественской, Мирликийской, Федоровского собора и Староафонского подворья. По совершении часов из собора Лавры выйдет крестный ход во главе с митрополитом для встречи у ворот Лавры святынь Исаакиевского и Казанского соборов, которые будут сопровождать крестный ход 1-го благочиннического округа. Во время литургии прибывают в Лавру крестные ходы, объединившись по благочиниям. После литургии на портике собора [обители] будет совершен Пасхальный молебен св. Александру Невскому, и в должном порядке все крестные ходы двинутся к Казанскому собору. По совершении здесь моления Царице Небесной они будут возвращаться в свои храмы» [x] . Об участии в одном из подобных крестных ходов в 1921 г. позднее вспоминал иеросхимонах Сампсон (Сиверс): «И вот тогда я удостоился чести участвовать в крестном ходе в Воскресенье, будучи иподьяконом у будущего Святейшего Патриарха Алексия, из Казанского собора в Александро-Невскую Лавру. Значит, весь Невский я прошел пешочком иподьяконом, то есть со свечами. Я шел с трикирием, я был старший. А он был в красном облачении, в красной митре. Очаровательный красавец, черные локоны. И мы собирали все крест­ные ходы к себе в Лавру, шли по Невскому. Шли три часа. Со всех улиц шли крестные ходы с иконами, обычай такой — в Лавру. А в Лавре нас встречал митрополит с братией. Мы вливались туда, в собор. Я видел — это был первый триумф моей жизни — я видел всю эту красоту Александро-Невской Лавры» [xi] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

Другой ученик прп. Евфимия, прп. Савва Освященный (439-532), каппадокиец по происхождению, внес большой вклад в дело распространения и организации М. в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 из к-рых были лаврами и 6 - общежитиями. Кроме того, прп. Савва духовно окормлял мн. мон-ри, основанные прежними поколениями палестинских иноков: бывшую лавру прп. Евфимия, преобразованную в киновию; общежитие прп. Феоктиста; Старую лавру ( Idem. Vita Sabae. 10, 36, 90) и др. Благодаря его деятельности численность палестинских монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. примерно до 3 тыс. в VI в. В мон-рях прп. Саввы модель отношений между лаврой и киновией отличалась от устава прп. Герасима. В его системе послушники не должны были смешиваться с «совершенными», т. е. монахами лавры, даже в дни совместной молитвы и трапезы по субботам и воскресеньям. Только пробыв длительное время в киновии, монах мог быть допущен в лавру, община которой должна жить изолированно от общежития и состоять только из духовно опытных монахов. Как и в уставе прп. Герасима, отшельники лавр прп. Саввы были полностью зависимы в экономическом отношении от общежитий. Мон-ри, управлявшиеся прп. Саввой, были объединены в конфедерацию и подчинялись Великой лавре (основана ок. 483 в долине Кедрона), к-рой управляли игумен и эконом, избиравшиеся на срок до 3 лет. Во главе подчиненных мон-рей стояли администраторы (διοικται), а не игумены. Прп. Савва Освященный был первым палестинским подвижником, к-рый сформулировал монастырский устав в письменном виде. Изначальный вариант этого устава (παραδσεις) не сохранился, но нек-рые его правила можно реконструировать из сочинений Кирилла Скифопольского и др. источников. В уставе было 2 набора правил, для лавриотов и для насельников общежительных мон-рей. Через нек-рое время после смерти прп. Саввы, когда Великая лавра была преобразована в киновию, на практике применялись только общежительные правила ( Patrich. Sabas. 1995. P. 255-275). В 508 г. в Иорданской пустыне (рядом с источником Хаджала, в 2,5 км на юг от Текоа) монахами, изгнанными прп. Саввой из Великой лавры, была основана т. н. Новая лавра. Спустя нек-рое время ее монахи подчинились прп. Савве и признали авторитет назначенного им игумена. В период с 521 по 555 г. мон-рь был центром монахов-оригенистов, после изгнания к-рых в Новую лавру переселились 120 правосл. монахов (в т. ч. Кирилл Скифопольский), духовное руководство к-рыми принял на себя прп. Иоанн Схоларий.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Ректор может присовокупить дальнейшие изъяснения и вразумления, способные вывести иеромонаха Филарета из погрешительных помыслов и незаконного положения, в которое он сам себя поставил. 18) Если иеромонах Филарет признает свою погрешность: то да примирится с Наместником, да очистит себя исповедью, и да приступит к священнослужению. В исполнении же да удостоверитъ подпискою, о чем немедленно донести мн, дабы дело могло почесться решенным. 19) В сем случае о. Ректору и о. Наместнику рассудить и представить, нужно ли и можно ли что сделать по снисхождению к облегчению объявляемой иеромонахом хозяйственной его запутанности и недостатка. 20) Если же паче чаяния вразумления не будут иметь желаемого успеха: взять от иеромонаха Филарета подписку в том, что резолюцию слышал, и о всём, что произойдет в сем заседании постановить обстоятельный журнал за подписанием всех присутствовавших и представить мне для усмотрения, какие меры окажется нужным принять для приведения иеромонаха Филарета в порядок и для прекращения соблазна непослушания“ 766 . Для выполнения сей резолюции Его Высокопреосвященства Учрежденный Собор указом от 25 февраля 1838 года предписывал иеромонаху Филарету прибыть из Москвы в —103— Лавру, а дело препроводил для предварительного рассмотрения к о. Ректору Академии, но иеромонах Филарет в Лавру не явился, а рапортом от 3 марта 1838 г. просил от Собора уведомления, для выполнения какой именно резолюции он должен прибыть в Лавру? По какому письму? Когда к кому писанному, так как оных было не одно? О сем обстоятельстве Учрежденный собор 5 марта 1838 г. докладывал Его Высокопреосвященству и просил распоряжения, дозволено ли будет Его Высокопреосвященством прописать иеромонаху Филарету в указе всю резолюцию Владыки или настоятельно требовать явиться иеромонаху Филарету в Лавру 767 . Владыка на сем докладе Собора 7 апреля 1838 г. предписал: „Иеромонах Филарет не имеет никакого права ни спрашивать Собор, зачем его в Собор требуют, ни требовать от Собора бумаг себе в Москву, где он проживает своевольно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее Владыка обратил особое внимание на оживление церковной жизни. В г. Житомире была святыня – глава преп. Анастасии Римлянини. Было установлено торжественное празднование ея памяти с обнесением св. главы вокруг Церкви. Особое же внимание Владыки было обращено на Почаевскую лавру, находившуюся почти на самой границе с Австро-Венгерской Империей. Почаевская Лавра, настоятелем которой являлся Волынский архипастырь, имела могучее религиозное влияние на весь юго-западный край, а через него и на всю Россию. Двенадцать раз в году в Лавру собирались огромныя толпы народа – 6 раз в большие праздники до 40 тысяч и 6 раз в малые праздники до 6–7 тысяч. Через Почаевскую Лавру Владыка Антоний вошел в живое общение с Русским народом. Прежде всего Владыка устроил типографское братство с самоотверженным деятелем аскетом во главе знаменитым впоследствии архимандритом (ныне архиепископом) Виталием. Это братство развило широкую просветительную деятельность в народе через специальныя народныя издания. Затем он выхлопотал разрешение выносить из подземной пещеры покоющуюся там св. раку с нетленными мощами преп. Иова Почаевскаго , которая один раз в году вносилась в храм, обносилась вокруг Церкви и на глазах 40 тысячной толпы при стократном пении «Господи помилуй» высоко подымалась и опускалась, затем Владыка озаботился сооружением обширнаго теплаго Троицкаго собора, известнаго в Лавре под именем Антониевскаго, а также обширной, так называемой, Красной гостинницы для паломников. Под влиянием этих и других мероприятий религиозное значение Почаевской лавры быстро возростало. Не только жители юго-западнаго края, но и жители отделенной границей Галиции собирались во множестве в Почаевскую Лавру и тем, помимо религиознаго на них влияния, происходило расположение их сердец к России, что, между прочим, нашло себе яркое выражение во время победоноснаго продвижения русских войск в Галицию в 1914 году. Наконец, Владыка тайно посетил Галицию, ободряя православных Галицийцев и призывая униатов к переходу в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

В 1617 году, еще при архимандрите Елисее, пришел неведомый человек в лавру, зараженный неверием, который принял на себя личину благоговения, как будто желал поклониться святыне мощей преподобных Печерских. Лукаво просил он еклесиарха Ливерия открыть ему раку благоверной Княжны и, воспользовавшись минутой, когда отступил Ливерий, похитил драгоценный перстень с правой ее руки. Дерзновенно вышел он из храма, с мнимой своей корыстью, но, как только переступил порог церковный, внезапно впал в лютое беснование; святотатец, мечась во все стороны и испуская пену из уст, праведным судом Божиим изверг нечестивую свою душу. В ужасе бежал еклесиарх известить архимандрита о страшной смерти неведомого пришельца, и настоятель, уразумев над ним кару Божию, велел осмотреть, не похитил ли он чего–либо церковного? Обрели в пазухе его драгоценный перстень и еклесиарх узнал, что перстень сей был от руки благоверной Иулиании. По случаю пришел в лавру один благочестивый гражданин Киева, который узнал святотатца и объявил о его ереси. Тогда архимандрит поучил братию словесами евангельскими: что ничего нет тайного, что бы не было явлено в свое время, и велел погребсти еретика вне ограды монастырской. В 1667 году июля 6-го игумен златоверхого Архангельского монастыря на старом Киеве Феодосий, пришел в лавру Печерскую для поклонения святым мощам, и просил еклесиарха Паисия открыть ему раку святой Иулиании, признаваясь, что еще дотоле никогда не воздавал должного поклонения святым ее мощам; но на сей раз был к тому побужден чудным видением. После утреннего пения ему явился светлый лик многих святых дев и одна из них сказала: «Я Иулиания, которой мощи лежат в святой церкви Печерской; для чего пренебрегаешь ты мною? я же причтена от Господа Бога ко святым девам, Ему угодившим». С тех пор благочестивый игумен никогда не приходил в лавру Печерскую, не воздавая особенного поклонения святым мощам блаженной Княжны Иулиании. (Из Патерика Печерского.) 4-го июля, преподобных отец наших: Фомы иже в Малеи, и Акакия иже в лествице.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Высоко-Дечанская лавра и русские монахи 22.11.2004 423 Время на чтение 10 минут Келья Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря до революции была одной из самых больших русских келий на Афоне. В ней обитало около 100 монахов. основатель иеросхимонах Кирилл (Абрамов) был первым председателем Братства Русских обителей на Афоне - объединения русских святогорских келиотов, созданного с целью укрепления русского монашества в условиях жизни вне территории Российской империи. Келья славилась своими иконописцами. Иконы, писанные в этой обители, расходились по всей России. Известна келья также своим маслом. Кроме оливкового, или деревянного, масла здесь производилось регальное, шалфейное, лавровое и мелиссовое. Эта келья была своеобразным славянским центром на Афоне. Напомним, что она находилась на территории сербского монастыря Хиландарь, который некоторое время был болгарами - так велико было запустение в Сербии после турецкого владычества, что представители сербского народа не могли содержать свою знаменитую Хиландарскую лавру, основанную великим сербским святым - святителем Саввой. хуже было положение в самой Сербии. Монастыри пустовали, церковная жизнь нуждалась в возрождении. К кому было обратиться, как не к своим русским братьям? Сербский митрополит Михаил , хорошо знавший иеросхимонаха Кирилла, посещает афонскую обитель и делает ему предложение взять под свою опеку знаменитую Высоко-Дечанскую лавру. Митрополит Михаил был известным русофилом, по преданию, именно он хоронил героя Турецкой кампании полковника Раевского, павшего смертью храбрых около г.Алексинаца в августе 1876 года (ставшего прототипом Вронского в романе Л.Толстого " Анна Каренина " ). Митрополит Михаил понимал, что только русское афонское братство, переживавшее невиданный расцвет в те годы, способно возродить знаменитую сербскую лавру. Положение в те годы было очень Из-за непрестанных нападений разбойников-арнаутов, которых ныне принято именовать албанцами, лавра практически опустела: в ней проживало 1-2 человека, а часть земель, принадлежавших лавре, была уже отобрана враждебно настроенным местным населением. Для о.Кирилла настало время на деле показать силу славянского единства, и он принимает это послушание. В лавре предполагалось установить общежительный афонский устав, действовавший в Златоустовской келье, и населить сербский монастырь русской братией. Сербский митрополит согласие на это переселение Русского посланника в Константинополе, и 14 января 1903 года митрополит Рашке-Призренский Никифор и иеросхимонах Кирилл выполняют все необходимые формальности по передаче Дечанской лавры. В лавру отправляются наместник Златоустовской кельи иеромонах Арсений с двадцати восемью представителями афонской братии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

17 ноября – назначение на Московскую митрополичью кафедру Архиепископа Леонтия (Лебединского; 1822–1893). 21 декабря – назначение на должность наместника Лавры Павла (Глебова). В том же году при женском Доме призрения Лавры построено здание Филаретовского приюта с училищем для девочек. В 1892 году к 500-летию со дня преставления Преподобного Сергия начато и завершено строительство Странноприимного дома, открытого в сентябре 1892 года. Также вышло в свет первое издание книги профессора Московской Духовной академии Е. Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Это наиболее подробный и информативный путеводитель по Троице-Сергиевой Лавре. 21 сентября – начало торжеств, посвященных 500-летию со дня преставления Преподобного Сергия, выход крестного хода из Москвы по направлению к Троице-Сергиевой Лавре. 24–25 сентября – приход московского крестного хода в Посад, торжества в Лавре, крестный ход вокруг Лавры. 26 сентября состоялось торжество освящения храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Вифанской семинарии. Храм был устроен в корпусе, возведенном еще в 1829 году при Митрополите Филарете (Дроздове). 1 августа 1893 года – кончина Митрополита Московского и настоятеля Лавры Леонтия (Лебединского). Погребен в Успенском соборе Лавры. 9 августа – назначение на Московскую митрополичью кафедру Архиепископа Сергия (Ляпидевского; 1820–1898). В том же году при женском Доме призрения Лавры было построено здание приюта с училищем для мальчиков. 28 декабря 1894 года Канцелярия московского губернатора выдала разрешение Лавре завести собственную типографию. В 1895 году С. Ф. Воейков пожертвовал в Лавру икону святителя Николая Чудотворца, которой, по семейному преданию Воейковых, Преподобный Сергий благословил родоначальника семьи Воейка Терновского. В том же году рядом с лаврским Конным двором построено 2-этажное здание лаврской кузницы. 22 мая 1896 года через восемь дней после коронации в Лавру прибыл император Николай II. 23 мая в Лавру прибыл наследник Шведского престола Густав. 27 мая Лавру посетили король Болгарский и наследник Румынского престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Афон (θως). Лавра Святого Афанасия. Лавра /// Епархия неизвестна Монастырь.   ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Афон. Координаты: 40.170831, 24.38305 Проезд: Чтобы совершить паломничество в Великую Лавру, от каждого желающего (им может быть только мужчина) требуется выполнение определенных условий, которые одинаковы во всех монастырях Афона. Паломнику необходимо получить разрешение на посещение Святой Горы (диамонитирион). Для этого следует направить фак ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Чтобы совершить паломничество в Великую Лавру, от каждого желающего (им может быть только мужчина) требуется выполнение определенных условий, которые одинаковы во всех монастырях Афона. Паломнику необходимо получить разрешение на посещение Святой Горы (диамонитирион). Для этого следует направить факс в Великую Лавру (или Паломническое бюро Святой Горы Афон в городе Салоники) с просьбой благословить поездку. В запросе должно быть указано полное имя паломника, данные заграничного паспорта и дата заезда на Афон; одновременно с запросом нужно отправить копию первой страницы загранпаспорта. Надлежит отправлять запросы как можно раньше, за несколько месяцев до поездки. После разрешения на получение диамонитириона в посольство Греции подаются документы с просьбой выдать греческую (шенгенскую) визу и приобретается билет на самолет до города Салоники. По прибытии в Салоники на междугородных автобусах или такси следует доехать до города Уранополис, находящегося на границе Афонской монашеской республики. Гам, в специальном офисе Паломнического бюро Святой Горы Афон, паломника уже будет ждать готовый диамони- тирион, который необходимо выкупить за 25 евро. В Уранополисе паломник садится на паром и плывет до порта Дафни. К приходу парома в Дафни прибывает автобус, он отвозит паломников в столицу Афона город Карею. От остановки этого автобуса в Карее в Великую Лавру ходит монастырский автобус (платный). Ряд паломнических служб в России предлагает помощь в организации поездок на Афон.

http://sobory.ru/article/?object=15907

Владыка Николай стал расспрашивать меня о цели моего приезда в Москву. Я ответила, что хочу побывать в Троице-Сергиевой Лавре и в московских храмах, так как, кроме нашего Никольского собора, я ничего не видела. – Вот вам бумага и карандаш, – сказал Владыка, – записывайте, куда вам нужно будет поехать и сходить. И стал диктовать мне названия храмов и маршрут следования к ним. Наша беседа продолжалась почти два часа. Владыка не только давал маршрутные указания, но говорил, чем знаменит каждый храм и на что следует обратить особое внимание. Когда беседа заклнчилась, я передала Владыке подарок от мамы – алма-атинские яблоки. Он так при этом покраснел, что стала красной даже кожа головы под его седыми волосами. Он умоляюще посмотрел на меня. – Не отказывайтесь, Владыка. Мама с такой любовью снимала для вас с дерева каждое яблоко! Да и яблоки эти такие прекрасные, что отказываться от них нельзя. Владыка сдался и попросил передать маме его благословение. И добавил: – Но я беру с вас слово, что когда вы все осмотрите, то придете ко мне поделиться своими впечатлениями. Я была очень благодарна Владыке. Он проводил меня до дверей и, благословив, напомнил об обещании посетить его еще раз. Секретарь проводил меня взглядом и даже поклонился мне на прощание. Первое мое посещение было, конечно, в Троице-Сергиеву Лавру. Я все обдумала и решила, что ехать транспортом в Лавру нехорошо, что в Лавру надо непременно идти пешком. Был конец августа, приближалось Успение Божией Матери. Погода стояла прекрасная. Я доехала на электричке до Пушкино, вышла и пошла пешком по направлению Лавры. Но я не рассчитала своих сил и к вечеру не дошла до Сергиева Посада. Стало темнеть и я решила искать ночлег. Но куда идти в незнакомом месте? У кого искать приюта? Я увидела храм и вошла в него. В храме уже заканчивалось вечернее богослужение. Я стала молиться Божией Матери помочь мне устроиться на ночлег. После окончания службы я обратилась к священнику с просьбой посоветовать мне, где переночевать. Батюшка был удивлен моей просьбой, стал расспрашивать кто я и откуда, есть ли ли у меня документы. Я сказала ему, что паспорта у меня с собой нет, что я из Алма-Аты и иду в Троице-Сергиеву Лавру помолиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010