К тому времени они с мамой уже развелись, я жил с мамой, продолжал общаться и с отцом, но тогда, в четырнадцать лет, вообще не был готов к таким разговорам. Я и идейным атеистом никогда не был, да скорее не был и материалистом, просто не думал об этом конкретно. А когда поступил в институт, отец стал настойчивее обсуждать со мной эти темы, убеждал, что надо креститься, знакомил со своими верующими друзьями из ВНИИСИ. Они тогда чуть ли не каждый день сначала ехали на службу в Троице-Сергиеву лавру, а уже оттуда на работу. Я не сомневался в искренности их рвения, но сам не чувствовал ничего подобного и не понимал, зачем мне это нужно. Крестился я только в 1994 году. Летом отдыхал в Крыму, заболел и проболел месяца полтора. Было время подумать. В общем, выздоровев, решил креститься и сообщил о своем решении отцу. Он стал искать храмы, где есть баптистерий, чтобы крестили меня с погружением, и 10 сентября 1994 года я крестился в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе – это рядом со Свято-Даниловым монастырем . Через несколько лет узнал, что в этот день Церковь празднует Собор преподобных отцов Киево-Печерских и среди них есть преподобный Дионисий Щепа. Так совпало! После этого, ничего не понимая, стал ходить в церковь. С отцом у меня отношения были сложные, поэтому я не хотел ходить туда же, куда ходит он, и стал ходить в недавно открывшийся храм «Малое Вознесение» на Большой Никитской. Меня еще устраивало, что там воскресная литургия начиналась в десять часов. С моим тогдашним режимом мне сложно было рано вставать. Народу в храме было много, настоятеля, отца Геннадия Огрызкова, буквально разрывали, и я с ним практически не общался. Он не один там был? Исповедовались у других священников?  Служил он не один, но я тогда вообще не исповедовался и не причащался. Потом, через какое-то время, встретил в храме школьного друга из параллельного класса, и он посоветовал съездить в Лавру , потому что там проще попасть к священнику и прояснить вопросы (о Причастии я не думал). В один из дней – кажется, в субботу, поехал. Действительно перед литургией вышло на исповедь монахов десять, я выбрал самого на вид доброго и интеллигентного, что-то ему рассказал, задал вопросы, а он мне сказал читать каждый день две главы Апостола и главу Евангелия и, понимая, что в Лавру я постоянно ездить не готов, посоветовал ходить в какой-нибудь из московских монастырей. Их тогда в Москве было четыре, и в один из них я стал ходить, но столкнулся там с той же проблемой, что и в «Малом Вознесении»: людей много, священников мало, общения между прихожанами никакого. Опять ходил и ни у кого не исповедовался, потом стал иногда ездить на исповедь в Лавру, исповедовался у разных монахов, иногда причащался, но по-прежнему ничего не понимал. Просто ходил в церковь, соблюдал формально пост , изредка исповедовался и причащался , а чего от меня ждет Христос, не понимал.

http://azbyka.ru/way/posle-bolnicy-moja-...

Конечно, вся эта программная подлость ничего не имеет общего с христианством, для которого " несть ни эллина, ни иудея " , она имеет сугубо антихристианский, языческий, антирусский и антисемитский характер. Даже стоять под распространенным на Майдане лозунгом " Украина понад усе " (украинская калька нацистского Deutschland uber alles) – кощунство и мерзость, на которую, кроме самих нацистов, способны только некоторые московские либеральные журналисты. Впрочем, в ответственный момент людей под этим лозунгом поддержали как раз раскольники из Киевского патриархата, служившие молебны (!) перед драками " майдановцев " с милицией (то есть фактически благословлявшие людей на нарушение закона и на грех насилия). Нет сомнений в том, что после победы " революции " " филаретовцы " получат свою награду. Они ее уже получают. Вот цитата из интервью, которое дал " Интерфакс-Религии " руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов: " Около 70 вооруженных боевиков выставили патрули вокруг Киево-Печерской лавры, зашли внутрь, никого не впускают и не выпускают. Они говорят, будто в ближайшее время Верховная Рада примет решение о передаче этого монастыря так называемому Киевскому патриархату " . По счастью, боевики отступили перед насельниками и пришедшими к монахам на помощь верующими (их созвал набат и сообщения в соцсетях). В издании " НГ-Религии " приводится и нехитрая технология, которой майдановцев натравили на лавру, – это оказалась все та же русофобия: " Поздним вечером 22 февраля в официальной группе евромайдана в Facebook появилось сообщение о том, что " около лавры налажена охрана, чтобы не допустить посягательств Московского Патриархата ограбить Киево-Печерскую лавру и вывезти оттуда церковные ценности и мощи святых в Россию. Киевский патриархат призывает украинцев помешать этому! " Потом были еще посягательства на епархиальное управление в Сумах, на Почаевскую лавру в западноукраинской Тернопольской области. На Почаевскую лавру майдановскую " женскую сотню " натравливали священники УПЦ КП – для атаки хватило брошенного в " антититушкинском " стиле обвинения в поддержке почаевскими насельниками Януковича...

http://religare.ru/2_103962.html

Сперва нужно упражняться в трудах и приобрести венец в подвиге, чтобы таким образом вкусить и Божественной благодати. Горечь подвига заменяется сладостью упокоения, и суровость жизни заменяется благодатью. Преподобный Ефрем Сирин В июне 1819 года Петр Краснопевцев прибыл в Киево-Печерскую Лавру, теперь уже навсегда. Знакомый ему наместник Лавры иеромонах Антоний (Смирницкий) 30 к тому времени стал уже архимандритом. Он принял Петра с прежней любовью, исходатайствовал у митрополита Серапиона благословение на определение его в Лавру, и поместил в просфорне, где и началась его подвижническая жизнь. Петр принял это поручение за великую милость Божию, зная, что приготовленные просфоры приносятся к Божественной литургии, на Таинство Хлеба Христова. Вернувшись в Киево-Печерскую Лавру, Петр узнал, что схимник Михаил, у которого он получил благословение в первое свое посещение Лавры, 22 апреля 1815 года ушел из жизни на девяносто третьем году жизни и погребен при больничной церкви Киево-Печерской Лавры. Петр всегда вспоминал о нем с благодарностью и любовью, В Лавре остался только один схимник – слепой иеросхимонах Вассиан (Балашевич), принявший схиму еще в 1802 году. «Редкий из посещающих Лавру, прослышав про благодетельное и богоугодное житие старца Вассиана, не приходил к нему за советом и утешением». Конечно же и Петр заходил к нему за благославением и назиданием. «Я вовсе не раздумывал, – говорил Петр, – о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе то или другое правило, избрать такой или иной образ жизни; я думал только о том, как бы молиться, да молиться непрестанно, и трудиться, сколько сил есть, слушать во всем, как Бога, начальника, никого не оскорбить и не осудить; да мне и некогда было смотреть за поступками других, я только себя знал». Так, руководимый Духом Святым, – повествует жизнеописатель, – он в новоначалии легко исполнял те добродетели, которые обыкновенно бывают только плодом долговременных подвигов. Он утруждал плоть свою, подвергал себя всякого рода лишениям не для умерщвления плотских страстей (он их не знал, хранимый благодатию Божией с раннего детства), а потому, что презирал покой телесный, полагая, что всякая внешняя забота, всякое попечение о себе отвлекали бы его от молитвы, которой хотел он посвящать каждую минуту, остававшуюся у него свободной от многотрудного просфорнического послушания, с горячим усердием им проходимого, «Бывало, утрудившись, – вспоминал он, – я лягу под лавкой, или под столом, – мне все было равно».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

98)       Полное описание крестного хода из Москвы в свято Троицкую Сергиеву Лавру ко дню 500-леття кончины преп. Сергия. Содержание: 1) Церковный церемониал; 2) Крестный ход в свято-Троицко-Сергиеву Лавру 21 сентября 1892 г.; 3) Архипастырское послание Его Высокопреосвященства к Московской пастве; и 4) полное описание свято-Троицкой Лавры. Издание П.В. Каменева. M., в типографии И.Я. Полякова, 1892 г., 32°, стр. 35. 99)       Поездка в Сергиеву Лавру. (М. Погодину). С. Маслова. «Наше Время», 1863 г., 8, стр. 32. 100)       Сутки у Троицы. С. Яковлева. «Голос» 1863 г., 231, стр. 905–906. 101)       Из поездки в Троице-Сергиеву Лавру (М. Погодину). Об учреждении в Лавре школы, больницы и школы иконописной. С. Маслова. «Русские Ведомости» 1864 г., 7. 102)       Несколько дней в Москве, Сергиевой Лавре и 17 августа в Гефсиманском скиту. Прот. Григ. Остроумов. «Пермские епарх. ведомости» 1872 г., 36 и 37. 103)       Указатель Лавры преп. Сергия, ее святыни и принадлежностей. М, в тип. Готье, 1863 г., 32°, стр. 120. (Базунов 5312). 2 изд. M., 1873 г., в. тип. Готье, 32°, стр. 100. (Напеч. 6,000 экз.). Ц. 50 к. (Межов). 104)       Путеводитель по Троице-Сергиевой Лавре. С видом Лавры и таблицею движения пассажир. поездов Москов. дороги. M., в тип. Бахметева 1863 г., 12°, стр. 86+2. (Сост. И. Снегиревым ). 2 изд. М. 1864 г. (Базунов 576). 3 изд. M., в тип. Бахметева, 1868 г., стр. 87, 8°. 105)      Спутник богомольца при обозрении святынь и достопамятноетей св.-Троицкой Серг. Лавры с указанием времени и особенностей богослужения в оной. М. 1883 г. 2 изд M., 1891 г. Кроме того во всех путеводителях по Москве и ее окрестностям встречаем заметки о Троице-Сергиевой Лавре. Не перечисляя всех их, отметим только некоторые: 106)       Современный путеводитель по Москве и ее окрестностям. На русском и французском языках. (Guide contemporain de Moscou et de ses environs). M., в типографии Бахметева, 1872 г., 16°, стр. 181. (О Лавре на стр. 155–157, о Хотькове стр. 157–158, о Вифании стр. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Здесь непрестанными молитвами и приближением к Богу он совершенно победил злых духов, и Бог на 45-м году жизни его вверил ему попечение о душах других людей. Ибо слово Божие словами пророка раскуйте мечи своя на рала и копия на серпы внушило ему, что он не должен напрасно заниматься побежденными врагами, но силы свои, способные прежде к брани, должен, для пользы многих, обратить от бранных подвигов к возделанию тех людей, которые заросли, так сказать, порочными помыслами. После сего Савва начал принимать всех приходящих к нему. Весьма многие из отшельников и Восков, узнавши об этом, приходили к нему и оставались при нем. В числе пришедших были: св. Иоанн, который после был настоятелем новой лавры, блаженный Иаков, который после при Иордане основал лавру так называемую с башнями, блаженный Фирмин, который в стране Махмаса основал лавру, и славный по монашеским подвигам Севериан, который после построил обитель Перикапарвариха; также пришел к нему Юлиан, по прозванию Кирт (согбенный), который при Иордане основал лавру, называемую Неслкерава; приходили и другие многие, их же имена суть в книзе животней. Савва давал каждому из приходящих к нему приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келлия. Благодатью Божиею его общество возросло до 70 человек которые все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или племенем подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом седьмидесяти апостолов, тот не ошибется в сем названии. И начальником, путеводителем и пастырем всех их был Савва. Вознамерившись построить башню на горе, он собрал учеников своих и начал строить ее на той части горы, которая лежит к северу, к истоку потока. С сего места, при благодати и содействии Св. Духа, который руководствовал Савву, он начал строить лавру. Посреди же самого потока он построил небольшую церковь и в ней поставил освященный жертвенник. Когда кто приходил к нему в сане пресвитера, то он заставлял его совершить богослужение; ибо сам он, имея великую кротость и истинное смирение, не хотел принять рукоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В 1918 году декретом Ленина была организована комиссия по обследованию и изъятию мощей. Очевидцы рассказывали: когда приехала комиссия обследовать и изымать мощи преподобного Сергия, то комиссия обнаружила несоответствие костей черепа и скелета. Они принадлежали разным людям. На митингах на площади перед Лаврой выступали антирелигиозные агитаторы и в качестве аргументов «обмана монахов» выставляли и этот факт. Мощи преподобного Сергия не раз вывозились в Москву, выставлены были в Трапезной церкви, где был устроен клуб с песнями и плясками и прочим, что бывает в клубах. Вы помните, вероятно, о том, что преподобный Сергий, явившийся старцу Захарии (схиархимандриту Зосиме), говорил ему, чтобы тот оставил Лавру, и когда отец Захария спросил: «А как же мощи?», преподобный Сергий сказал ему, что мощи останутся здесь, но благодать отыдет. В своих мемуарах Сергей Иосифович Фудель упоминает о том, что преподобный Сергий явился старцу отцу Алексию Зосимовскому, последние дни жизни жившему в Загорске . И ему преподобный Сергий сказал, что воля Божия такова, чтобы его мощи оставались в поругании. Перед самой войной мощи преподобного Сергия были вновь помещены в Троицком соборе в раке. В Великую Субботу 1946 года мощи преподобного Сергия были переданы во вновь открывшуюся Лавру. В Москве существует обычай освящать куличи и пасхи накануне Светлого Христова Воскресения. Обычно сразу после Литургии в Великую Субботу начинается освящение их и до самой Христовой заутрени идет беспрерывный поток. Надо сказать, что весть об открытии Лавры разнеслась молниеносно, и в Лавру из Москвы поехали верующие, и из окрестных мест в таком количестве, что каждый день огромный Успенский собор на Страстной был более чем полон. Когда сообщили о том, что можно взять мощи и перенести в Успенский собор из Троицкого, который оставался еще в ведении музея, после Литургии был прекращен доступ народа с куличами и пасхами в Лавру. Их направляли в Ильинскую церковь. Милиция закрыла ворота, удалили всех с территории Лавры.

http://pravoslavie.ru/47765.html

В 1902 году в связи с уменьшением доходов Лавры Духовный собор составил особое положение «о выдаче казенной одежды монахам и послушникам». 1 марта 1904 года – кончина наместника Лавры Павла (Глебова). 2 марта – командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину была вручена икона-складень «Явление Богоматери Преподобному Сергию». Икона сопровождала командующего на протяжении всей войны. 6 марта – назначение наместником Лавры архимандрита Товии (Цимбала). 15 апреля по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Скрыдлов. 18 июля в Троице-Сергиеву Лавру с театра русско-японской войны прибыла первая партия больных и раненых солдат – 8 человек. 28 июля в Лавру прибыла вторая партия больных и раненых солдат – 54 человека. Солдат лечил лаврский врач П. И. Якуб, помогал ему фельдшер И. М. Малышев. 24 сентября Лавру посетила греческая королева Ольга. В январе 1905 года начала работу устроенная в переходном корпусе лаврская типография. 7 августа в Успенском соборе Лавры был совершен благодарственный молебен в честь издания Манифеста об учреждении Государственной думы. 19 октября состоялась первая в истории города Сергиева Посада революционная демонстрация, проходившая под красным флагом и лозунгом: «Свобода! Конституция!». Демонстранты вошли на территорию Лавры и остановили работы в типографии и мастерских. 20 октября в Сергиевский Посад, взбудораженный проведенной в нем демонстрацией, введена казачья полусотня 34-го Донского казачьего полка. Казаки разместились в лаврском мужском приюте на Вознесенской площади. В городе воцарился порядок. В декабре Лавра оказала помощь беднейшим жителям Посада, потерявшим заработок из-за восстания в Москве и забастовок на железной дороге. 17 февраля 1906 год – кончина преподобного Варнавы Гефсиманского (1831–1906). 21 февраля – погребение старца Варнавы за алтарем Пещерного храма. В том же году надстроен 3-й этаж над Варваринским (Донским) келейным корпусом в Лавре. Построен Нижний торговый ряд в ограде Пафнутьевского сада.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С А., видно, еще не мало труда будет. Делайте должное и не теряйте мира: ибо почему не мирствовать, когда делаем должное, хотя оно и неприятно? Господь да дает нам мир в правде с любовью и в терпении со смирением. Августа 9-го 1839. Заемное письмо вещь малонадежная и заботливая. Срок не далек: понадобится, думаю, протестовать не пропустя законного срока. А если Собор задержит и сделается виною непротеста, запутанность будет большая и вредная. Остерегитесь по сему предмету. Письмо 235 Помолитесь, о. наместник, Преподобному Серию, да благословит путь мой в Бородино, предполагаемый вскоре после следующей полночи, и да благоуправится тамошнее служение в мире и благоугождении Богу. Молитва при открытии намятника здесь у места более нежели когда-либо, потому что памятник имеет христианский характер: на нем образ Спасителя, род главы и крест. Но мне стужают помыслы трудностью, чтобы у меня достало сил и средств. Я представил проект церемониала, Государь утвердил его в 5 день сего месяца; но теперь армейские священники говорят, что церемониал изменен, а меня никто не уведомляет о сем. Предположенный крестный ход едва мне по силам: трудность увеличится неизвестностию разных обстоятельств, разноначалием и отдаленностью жительства моего, в Лужецком монастыре за 11 верст. Письмо ваше от 13 дня прекращает наши взаимные недоразумения. Господь да простит нам непокойные помыслы и да поможет совершеннее разумевать друг друга в любви. О духовнике и Вениамине прежде сего письма вашего сделано то, что пишете. На сих днях будет у вас директор духовноучебного управления Александр Иванович Карасевский. Он человек рассудительный и мирный: примите его со вниманием и покажите ему лавру и Вифанию. Училища покажут ректоры. Мир вам и братии. Августа 22-го 1839. Письмо 236 Слава Богу, о. наместник, Бородинское Богослужение совершилось в мире и не трудно было. Мне вздумалось послать вам список репорта моего С. Синоду, чтобы вы могли несколько видеть день и дело. Г. принять сомневаюсь в лавру, после того как вы сомневались принять в Вифанию. Что-то не скромно, что не годившейся в пустыню почитает себя годным в лавру. И если братия узнают о его похождениях, то иной не скажет ли, что и лаврским можно позволить такие похождения, когда после и их в лавру принимают? И если что с ним случится в лавре, мы будем виноваты, зачем приняли после случившегося с ним в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На Святую Пасху тряпье сняли. На Пасху шел крестный ход, народу много, на ногах принесли уйму мокрого песку и весь лак на полу ободрали. Остался он только в углах да под подсвечниками. Начальство решило, что эти остатки нужно смыть. Меня пожалели — помогли мои певчие-любители. Медсестра из больницы притащила несколько швабр, тряпок для отмывания полов. На второй день Святой Пасхи я днем пекла просвиры, накипятила горячей воды. Мои помощники отмыли оставшийся лак и весь пол привели в прежний порядок. На церковной скамейке попили чаю с просвирочками которые вышли кривые и для церкви не годились, попели пасхальные песнопения. Время шло. Со здоровьем у меня становилось все хуже. Вроде бы ничего и не болело, но я стала очень уставать. Температура у меня постоянно была повышенной — 37,5°. Очень тяжело мне было ходить с батюшкой по кладбищам Таллина. Если его вызывали отпевать на кладбище и покойника до могилы несли на руках, то я всю дорогу должна была петь. Петь при ходьбе намного тяжелее. Я задыхалась. Батюшка стал недоволен, что ко мне бегают девочки. Прибегут ко мне: им хочется поговорить, поделиться и бедами, и радостями. Однажды застали меня, когда я Ирочке чертила «продольный профиль» — это по геодезии. Она тогда в строительном техникуме училась. Для меня наоборот помощь девочкам была «отдушинкой» от моей физической перегрузки. Батюшка узнал, что девочки ездили в Троице-Сергиеву Лавру. Опять был недоволен: «Что, у нас в Эстонии своих священников нет? Зачем девчонкам ехать в Лавру в России?» Я попросилась съездить к духовному отцу в Лавру в счет отпуска — хоть на одну недельку. Мне нужно было все рассказать, посоветоваться. Получила ответ: «Вы сами говорили, что для Бога нужно жертвовать самым дорогим в жизни, как Авраам приносил в жертву Богу Исаака. Так вот, пожертвуйте своим духовным отцом. Вы приехали к нам работать, у нас и работайте. А если хочется отдохнуть недельку, у нас есть Пюхтицкий женский монастырь. Поезжайте. А в Троице-Сергиеву Лавру я вас не благословляю».

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

Вернемся к Петру, вошедшему в Киево-Печерскую Лавру. В это время, как повествует жизнеописатель Парфения, еще живы были в Лавре великие старцы, известные строгостью жизни и прозорливостью: Вассиан-слепой 25 и Михаил-схимник. Первого из них посетит в 1816 году в Киеве Государь Император Александр Павлович. Прибыв в Лавру и услышав о старце Михаиле, известном строгостью жизни и прозорливостью, Петр пожелал принять его благословение. «Прихожу к дверям его кельи, – рассказывал он, – стучусь в них, и Михаил, выйдя, прямо назвал меня по имени, спросив: «Что ты, Петре, пришел?» – и благословил желание мое остаться в Лавре на послушании» 26 . Петр прожил в Лавре с соборным старцем иеромонахом Антонием восемь месяцев, с августа 1814 по 22 марта 1815 года. Иеромонах Антоний отличался нестяжательностью, раздавал нищим все получаемое, был благодетелем для бедных и богомольцев, строгим постником, молитвенником, аскетом (носил власяницу, питался и отдыхал мало, ночи проводил в бдении). Да и этот год для иеромонаха Антония было особенным. Иеромонах Антоний был определен, 20 сентября 1814 года начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение принять схиму, но получил отказ, а 2 января 1814 года был назначен наместником Лавры 27 . И все это время с ним в келье был Петр, первый раз, пришедший в Лавру. Вот в какую духовную атмосферу, в какую школу и к какому учителю по Промыслу Божию попал сразу Петр. Но Петр не был уволен из семинарии и Тульской епархии и, невзирая на свое желание остаться в Лавре, должен был по требованию начальства возвратиться в Тулу и снова взяться за учение, которое в обшей сложности длилось девять лет. Учился он хорошо благодаря своим способностям и мог бы весьма успешно закончить семинарию. Но все это время его не покидало стремление вернуться в Киево-Печерскую Лавру. Внутренне подкрепляемый старческим благословением, он не оставлял попыток уволиться из семинарии и вскоре, в том же 1815 году, просьба его была наконец удовлетворена. Таким образом, он не окончил полного курса образования, почему и называл сам себя впоследствии невеждой и неученым,

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010