Секретно уведомлен я, что в половине Августа 26 будет иметь путь из Клина через Дмитров в Лавру. Сказано только. Но, без сомнения, с ним будет Государыня Императрица Мария Александровна, а может быть и другие члены Царского семейства. Внемлите сему, и приготовляйтесь. Не знаю, что должно будет делать мне. Если буду ожидать в Лавре: могу опоздать потом сретить Их в Москве. В 1823 году Государь Император ехал из Ярославля в Москву. Я предварительно просил доложить ему, что если встречу его в Лавре, то не успею предварить его в Москве. Он велел мне ожидать в Москве; и не поехал через Лавру, а приехал в Москву по Стромынской дороге. Теперь путешествовать будет не через Лавру, а собственно в Лавру. Преподобный Сергий да устроит полезное. Письмо получено. Господь да поможет вам основать храм, и да презрит на него Пресвятая Владычица Богородица. Придет в Лавру профессор Петербургской семинарии Савваитов. Я написал замечание на изданную им книгу; и он на меня не гневается. Примите его со вниманием, и тоже предложите от меня Академии. Июля 15-го 1858. 1221 Отцу наместнику и братии мир. Слава Богу, что отверзта дверь Слову Божию в русское слово. Но еще надобно молиться и трудиться, чтобы Господь управил дело, которое теперь идет в четыре Академии, и Бог ведает, как возвратиться к единству. Мне конечно не увидеть совершения сего дела. Господь да наставит будущих. Хорошо ли, что вы хотите уволить врача без прошения его? И тех, которых увольняют от службы за непорядки, увольняют по прошению, кроме случаев особенной важности. Он кажется хотел бы продолжить службу у нас, пока Лепешкины развяжут с своим нынешним врачом, и откроют ему, Брызгалову, место у себя. Для нас это конечно не лучше: но хорошо было бы разстаться с ним без оскорбления. Отвечайте мне. До ответа я удержусь от решения дела. Разсуждения ваши о перенесении икон не разрешают дела о иконе, которая нужна для крестного хода 1-го Августа, потом 19-го Августа, потом 27-го Августа, потом дважды в октябре, и в Августе для вс      тречи Высочайших особ. Впрочем поищем времени: но близкого времени свободного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

6. От Ферана до Тора 7. От Тора до монастыря Св. Екатерины 8. Указатель собственных имен Православный палестинский сборник 5-й выпуск, Том 2 выпуск 2-й 1884 г. Путешествие святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225­1237 гг. 1. Предисловие 2. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. 3. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. 4. Первое путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского между 1225 и 1230 гг. ( по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.) 4.1 О путешествии в Иерусалим преосвященного. 4.2 О вхождении в святой град Иерусалим преосвященного кир Савы. 4.3 О вхождении в Витлеем преосвященного. 4.4 О шествии на святой Сион преосвященного кир Савы. 4.6 О шествии в Подгорье преосвященного. 4.7 О пришествию в дом честную праведнику Иоакима и Аны. 4.8 О вхождении в святая святых преосвященного. 4.9 О шествии в Гефсиманию преосвященного. 4.10 О шествии на гору Елеонскую преосвященного. 4.11 О шествии в Галилею преосвященного. 4.12 О шествии в Витанию преосвященного. 4.13 О шествии в постницу Господню преосвященного. 4.14 О пришествии на Иордан преосвященного. 4.15 О возвращении в святой град преосвященного. 4.16 О шествии в великую лавру святого Савы и пустынком прохождении преосвященного. 4.17 О возвращении от святого града Иерусалима преосвященного. 4.18 О шествии на гору Таворскую преосвященного. 4.19 О пришествии в Акр преосвященного. 4.20 О сстании с благоверным царем Калоянем преосвященного кир Сары. 4.21 О пристании в Святую гору корабля преосвященного и шествии в лавру Иверскую. 4.22 О пришествии в Карие преосвященного. 4.23 О пришествии в Лавру святой Богородицы Ватопедской преосвященного. 4.24 О пришествии преосвященного в лавру святой Богородицы Хилландарской. 4.25 О пришествии в град Солун, и о сстании с царем и путешествии к земли отечества преосвященного. 4.26 О пришествии в лавру святой Богородицы Студенической преосвященного. 5. Второе путешествие Саввы, архиепископа Сербского между 1233 и 1237 гг. (по другой редакции изданной Ю. Даничичем в 1865 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

В следующем, 1598 году человек короля Ян Кошиц вместе с киевским возным Лаврентием Толочко и двумя шляхтичами, прибыв к Лавре, нашел монастырские ворота запертыми и у ворот несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и слуг монастырских. Тотчас вышли и монахи и на предложение Кошица впустить его в Лавру для передачи ее Рагозе отвечали: «Знаем, зачем ты приехал и какие имеешь листы от короля; тех листов и слышать, и видеть не хотим и монастырь наш крепко охранять будем. Король ничего не имеет до нас, и мы не должны его слушать, так как он нарушает наши права и вольности». Кошиц старался склонить монахов к уступчивости, но они остались непреклонными. По кончине архимандрита Никифора (Тура) в 1599 году, король Сигизмунд и униатский владыка Ипатий (Потей) несколько раз пытались прибрать к рукам Киево-Печерскую Лавру, но братия, поддержанная воеводой киевским, князем Константином Константиновичем Острожским, смогла отстоять свое право свободного выбора настоятеля. В 1605 году, наконец, был избран преемник архимандрита Никифора – архимандрит Елисей (Плетенецкий). Это был очень деятельный настоятель; он не только защищал Лавру и другие обители и их владения от нападения униатов, но и в 1614 году основал в Киево-Печерской Лавре типографию. В 1616 году типография Киево-Печерской Лавры выпустила свою первую книгу «Часослов». В 1619 году в типографии Лавры вышла вторая книга «Анфологион» – избранная Минея на весь год. В 1620 году православные, собравшиеся со всех областей Речи Посполитой в Киево-Печерскую Лавру на праздник Успения Божией Матери просили Иерусалимского Патриарха Феофана, бывшего проездом на Украине, восстановить православную иерархию, разрушенную унией. В результате митрополитом Киевским был поставлен Иов (Борецкий). Польский король Сигизмунд III, рьяно поддерживавший унию, так и не признал восстановленную православную иерархию. Под покровительством короля продолжились и нападения униатов на Киево-Печерскую Лавру. В 1624 году скончался печерский архимандрит Елисей, его преемником стал архимандрит Захария (Копыстенский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

– «Что тут пишется? Согласен, к исполнению, утверждается». Ректор пригласил на экзамен и получил в ответ: «некогда мне у вас учиться». Спросил, как делал митрополит Филарет. Ректору сказал, что не замедлит явиться начальству в Лавре 90 ». Действительно, скоро и приехал новый владыка в Сергиеву Лавру, а прибыв в Лавру, не мог не посетить и находящуюся в стенах её Московскую духовную академию. Именно, он прибыл в Лавру 31 мая и в тот же день, после обычной встречи его монастырскими властями, в настоятельских (митрополичьих) покоях принимал, в числе прочих, старших представителей академии; а 1 июня, после панихиды на гробе своего предшественника, в теперешней Филаретовской церкви, посетил и самую академию. Это посещение академии, по прибытии митрополита в Лавру, помянутый выше профессор П.С. Казанский описывает так: «В пятницу 91 , в 7 часов вечера, приехал в Лавру митрополит. Мы представлялись в его комнатах. Ректор сказал речь: «В обители преподобного Сергия соединились и училище, и иночество. Тебе вверено руководство того и другого, – проповеднику Евангелия и доблестнейшему архипастырю. Руководи нас и не лишай того расположения, каким удостаивал нас почивший 92 ». В ответ митрополит ничего не сказал 93 . После благословения одною рукой каждого, воздвигнул благословение обеих рук на всех, и все пошли. В субботу 94 , в 10 часов, приехал в академию, проведён в залу, где собирались наставники и студенты. Был в библиотеке и что-то вспомнил о Тишендорфовской Библии 95 ; был в столовой и в номерах, спросил некоторых студентов о фамилии и после сказала, что он имеет особый навык по физиономии узнавать способности людей. При прощании, обратив внимание. На мою седую бороду, спросил: «верно давно служите?» – Я сказал, прибавив, что я товарищ Мисаилу 96 . Спросил о нём, и когда я сказал, что он болен, то изрёк: «по болезни я расстался с ним, а то разве расстался бы 97 ». За тем в воспоминаниях П.С. Казанского читаем: «Слухи есть, что митрополит думал, что его немедленно вызовут в Питер, и тут он объяснится, чем он может заниматься, и чем не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Когда я в первый раз собиралась в церковь, брат меня с удовольствием собирал. Я пришла туда и увидела в хоре двух прекрасных девушек. Это были внучки протоиерея Николая Беневоленского (священноисповедник, настоятель Возенесенского храма в Сергиевом Посаде. – Н.Б. ). А после того как открыли лавру, я пошла в лавру уже одна. И с этого момента все время туда ходила. Ильинский храм города Сергиев Посад – Что представляла собой лавра в то время? Какой вы ее нашли? – Лавра была тогда в неприглядном состоянии, вечером туда вообще было страшно ходить, потому что там всякие разбои бывали и грабежи. Перед Трапезным храмом, на огороженном месте, был навален разный мусор, кирпичи... В самом Трапезном храме, я еще помню, стояла статуя медведя. Весной 1946 года (я, как уже говорила, приехала в город в 1945-м году) стали готовить лавру к Троицыну дню. Сначала начали мыть Успенский собор. Участвовали в этом и я, и еще одна девочка, Валя Гончарова: мы помогали этот собор промывать. Руководил этим архимандрит Клавдиан (Моденов). Когда мы мыли собор, он нас торопил, чтобы мы успели все сделать (мы к этому моменту были уже на паперти) к приходу Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). Но мы на паперти так и остались стоять с тряпками, не успели всего закончить. После этого я постоянно посещала Троице-Сергиеву лавру: видела, как возвращались из ссылок монахи, с рюкзаками за плечами. «Он всего только пастух, не имеет никакого образования!..» – Кто был первым наместником обители? – Первым наместником лавры был архимандрит Гурий (Егоров). Он в монастыре не жил, а ночевать ходил к одному из верующих, некоему Сарафанову. Тот был старостой в храме Илии Пророка. Отец Гурий недолго пробыл в лавре, после него наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов). Тот очень хорошо служил, но никогда не говорил проповедей. Вскоре вернулись в лавру архимандрит Вениамин (Милов), очень известный батюшка, а также многие другие монашествующие. – А где проходили богослужения? – Служба совершалась сначала в Трапезном храме, потом в Успенском соборе прошла служба на Троицу. Когда совершалось богослужение, я имела обычай стоять в самом конце храма, с правой стороны, чтобы никому не мешать. Монашествующие нас сразу приучали к тому, чтобы в храме не разговаривать, а внимательно слушать службу, что это очень важно. Мы так и делали.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/05/pomni_...

вмещалось около 5,000 монахов, не считая окрестных пещер. В 614 г. Сарацины напали на лавру и умертвили много иноков. Затем Персы, под начальством Хозроя, разгромили эту обитель и долго мучили иноков, пытая у них о мнимых сокровищах, хранившихся будто бы в монастыре. Наконец, потеряв всякую надежду узнать что-либо, неприятели 44-м инокам отсекли головы на одном камне, а кельи их ограбили и разорили. В 728 г. лавра, подобно прочим местностям Палестины, подвергалась опустошению со стороны враждовавших между собой арабских племён, причём многие Отцы этой обители пали от меча неверных. После того св. лавра часто была опустошаема арабами, которые избивали монахов, требуя от них несуществующих сокровищ. В 792 г., Сарацины ради приобретения сокровищ, которых не было, замучили двадцать иноков монастыря. Особенно сильное нападение на лавру совершили арабы после изгнания крестоносцев и завоевания Иерусалима. Озлобленные против владычества рыцарей св. Креста, магометане напали на лавру, перерезали монахов, разрушили до основания многие места обители, оставив нетронутыми церковь и гроб св. Саввы. Монастырь запустел. Но наконец наступило некоторое затишье. Только изредка бывали нападения на лавру со стороны мелких шаек кочующих бедуинов. Обитель стала поправляться. Монастырь опять наполнился иноками. Это продолжалось до 1566 г., когда Турки, при султане Селиме II, покорили Палестину, и в Иерусалим был назначен новый градоначальник или санджак. В этот злополучный год, иноки св. лавры вместе с монахами из окрестных киновий, около тысячи человек, по восточному обычаю, пришли с дарами на поклон новому санджаку. Увидевши такое большое количество людей, в одинаковой чёрной одежде, и узнавши, что это христианские пустынники, он признал такое множество монахов небезопасным для себя, а потому, отобравши из них двадцать человек, которых отослал в лавру, остальных приказал сейчас же умертвить. Лавра долго не могла оправиться от погрома. Она пришла в такой упадок, что оставалась в целости одна только церковь ; кельи же и стены, пришедшие в ветхость от времени и от разграбления, грозили падением. Лавра

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Загорающаяся заря зажигает огненные блики на золотых куполах и маковках соборов и храмов. Ансамбль стен, башен, соборов как бы вознесён над всеми домами, строениями, улочками. Он на Маковце, он выше всего здешнего, обыденно-житейского… Конечно, мы знаем, что выше то, что держит и Лавру, и всех, к ней душой тянущихся, — сам Преподобный… И слава Богу, что это так: и Лавра стоит во всём своём величии, и Преподобный незримо благословляет усердно к нему стремящихся… Купив хлеба, идём тихой улочкой, слушая посвистывание снегирей. Хочется их увидеть. Задираем головы и видим таких крупных, важных, совсем рядом с нами, сидящих на нижних ветках ясеня снегирей. Полюбовавшись на них, идём в Лавру. Как всегда, прежде всего — в Троицкий собор, к Преподобному. Небольшая очередь, светлячки-блики на раке от свечей большого подсвечника, тихий голос гробового монаха, читающего акафист, и чистые девичьи голоса у западной стены собора, поющие припевы. Такая удивительная атмосфера иного бытия, особенно если к нему душа тянется. То, что это всё есть на нашей земле, подтверждает определение — “столп и утверждение Истины”. Наша Церковь в лице своих святых и верующих наших современников ещё держит нас грешных, ещё хранит, ещё ждёт нашего покаяния… Хорошо всё-таки, что Господь ещё нас терпит… Поклонившись Преподобному, идём в Покровский храм. Небо бледнеет. Огромные стаи галок кружат над Лаврой: весну чуют. Снег там пронизан гаснущими лучами заката, а внизу, под деревьями лиловые тени растут, подчёркивая удивительную минуту угасания такого мягкого предвесеннего дня. Наконец-то к Троицкой всенощной мы направляемся в Лавру! Боязнь помех не оставляет ни на минуту, потому что их источник — собственное нездоровье. Оно порой притаится, выжидая, когда напасть удобнее, и уже накануне заявило о себе. Благо, помогла но-шпа. Утихла боль, но беспокойство до конца не проходит. В электричке, особенно уже порядочно отъехав от столицы и с жадностью глядя на буйство зелени, стараюсь ни о чём не думать, кроме одного: мы приближаемся к празднику и будем, Бог даст, встречать его в Доме Святой Троицы, как издавна величают Троице-Сергиеву Лавру.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

– „Что тут пишется? Согласен, к исполнению, утверждается“. Ректор пригласил на экзамен и получил в ответ: „некогда мне у вас учиться“. Спросил, как делал митрополит Филарет. Ректору сказал, что не замедлит явиться начальству в Лавре“ 2458 . Действительно, скоро и приехал новый владыка в Сергиеву Лавру, а прибыв в Лавру, не мог не посетить и находящуюся в стенах её Московскую духовную академию. Именно, он прибыл в Лавру 31 мая и в тот же день, после обычной встречи его монастырскими властями, в настоятельских (митрополичьих) покоях принимал, в числе прочих, старших представителей ака- —290— демии; а 1 июня, после панихиды на гробе своего предшественника, в теперешней Филаретовской церкви, посетил и саму академию. Это посещение академии, по прибытии митрополита в Лавру, помянутый выше профессор П.С. Казанский описывает так: „В пятницу 2459 , в 7 часов вечера, приехал в Лавру митрополит. Мы представлялись в его комнатах. Ректор сказал речь: „В обители преподобного Сергия соединились и училище, и иночество. Тебе вверено руководство того и другого, – проповеднику Евангелия и доблестнейшему архипастырю. Руководи нас и не лишай того расположения, каким удостаивал нас почивший“ 2460 . В ответ митрополит ничего не сказал 2461 . После благословения одной рукой каждого, воздвигнул благословение обеих рук на всех, и все пошли. В субботу 2462 , в 10 часов, приехал в академию, проведён в залу, где собрались наставники и студенты. Был в библиотеке и что-то вспомнил о Тишендорфовской Библии 2463 ; был в столовой и в номерах, спросил некоторых студентов о фамилии и после сказал, что он имеет особый навык по физиономии узнавать способности людей. При прощании, обратив внимание на мою седую бороду, спросил: „верно давно служите?“ – Я сказал, прибавив что я товарищ Мисаилу 2464 . Спросил о нём, и когда я сказал, что он болен, то изрёк: „по болезни я расстался с ним, а то разве расстался бы“ 2465 . Затем в воспоминаниях П.С. Казанского читаем: „Слухи есть, что митрополит думал, что его немедленно вызовут в Питер, и тут он объяс-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1882-м году, с сооружением церкви святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной, приход Скорбященской церкви перечислен к Борисо-Глебской 4085 . В 1889-м году Скорбященская церковь выкрашена внутри масляной краской 4086 . В 1878-м году, 18-го октября, митрополит Исидор на основании бывших в Святейшем Синоде суждений, представил Александро-Невского иеромонаха Нестора к посвящению во епископа Алеутского. Иеромонах Нестор, в мире Николай Павлович Засс, из дворян, родился в 1826-м году, образование получил в Александровском и Морском Кадетском Корпусах. В 1850-м году, в чине лейтенанта, вышел по болезни в отставку и в 1853-м году поступил послушником в Бахчисарайский Успенский Монастырь, где в 1854-м году и принял монашество. В 1855-м году произведен во иеромонаха. С 1857-го года был экономом Херсонского Архиерейского Дома. В 1860-м году перешел в Лавру. В 1864-м году плавал на фрегаге Ослябя по Средиземному морю и по возвращении отправлял Богостужение в церкви Военно-Исправительной Тюрьмы. «Из сей командировки, по прошению, ему дозволено возвратиться в Лавру» в ноябре 1866-го года, а в декабре «снова командирован для священнослужения к церкви в По, в Южной Франции. Отсюда в 1878-м году вернулся в Лавру. Святейший Синод предварительно представления всеподданейшего доклада о назначении иеромонаха Нестора епископом, предписал митрополиту посвятить его во архимандрита, чтог и было исполнено 29-го октября. 17-го декабря архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа. Скончался он 30-го июня 1882-го года 4087 . Из жизни лаврского братства является характерными дело иеромонаха Феодосия. Бывший эконом Нижегородского Архиерейского Дома, иеромонах Феодосии в октябре 1862-го гола просил митрополита принять его в Лавру. Митрополит согласился, и иеромонах Феодосий поселился уже в Лавре и жил 9 месяцев. Но Нижегородское епархиальное начальство, когда сделано было с ним сношение о бесприпятственности перехода иеромонаха Феодосия, встретило препятствие, состоящее в том, что по Нижегородской Консистории производилось дело о долгах Архиерейского Дома, составившихся в бытность иеромонаха Феодосия экономом, и признало нужным, чтобы он возвратился в Нижегородскую епархию, куда он 12-го июля 1863-го года и прибыл. Длительность разбора дела побудила его в феврале 1864-го года просить Святейший Синод о содействии к переводу его в Лавру. Прошение отправлено было на отзыв преосвященному Нижегородскому. В июле 1864-го года иеромонах Феодосий повторил свою просьбу, а в апреле 1865-го года обратился с прошением в третий раз, представив много оправдательных документов. Но Святейший Синод, по рассмотрении дела с отзывом Нижегородского епископа Нектария, вынес в август 1865-го года отрицательную резолюцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Скопчество было вторым препятствием и весьма сильным к вступлению в Лавру препод. Саввы. Так, однажды, по кончине патрикии Иулианны, ее евнухи явились к препод. Отцу со множеством денег и просили принять их в Лавру, но старец Савва отказал им в просьбе и лишь по знакомству, отправил их к блаж. Феодосию, потому что «он положил, чтобы ни одного безбородого человека или евнуха не принимать в свою Лавру. Ибо ему весьма не приятно было видеть женское лицо в каком-либо своем монастыре, и особенно в своей Лавре " (стр.238 ; pag. 338). Оскопившись себя уже в монашестве и по принятии в Лавру, препод. Саввы выгонял. Так, некто Иаков монах, «сильно искушаемый бесом», который «долгое время не преставал воспламенять его», «по неведению ли, или по забвению определений, содержащихся в божественных и церковных правилах», «взял нож и исказил себя». «Когда Освященный Савва узнал о сем поступке Иакова, то, по выздоровлении его, выгнал его из Лавры, как самоубийцу» (стр. 176; pag. 284). Удаляя из своей Лавры евнухов и безбородых, как напоминающий ему неприятный женский образ, препод, Савва, как мы видим из его устава, запретил вход женщинам в свои монастыри и лавры, и строго наказывал своих монахов даже за невольный взгляд на женщину. По рассказу его биографа, препод. Савва с неким своим учеником на пути от Иерихона к Иордану встретил однажды мирских людей, «между которыми была и красивая девица. Когда сии люди прошли мимо их, то старец, желая испытать своего ученика, сказал ему: какова эта девица, которая прошла мимо нас? Кажется она одноглазая? Брат отвечал ему: нет, отец, оба глаза имеет. Услышавши сие старец сказам ему: где же у тебя та заповедь, которая говорит «не останавливай взора твоего на ней и прельщайся ресницами ея» ( Прит. 6, 25 ). Ты любопытным взором можешь воспламенить в себе страсть. Теперь будь уверен, что ты не будешь жить со мною в келии, потому что ты не смотришь за глазами своими так, как должно» (стр. 186; pag. 293). Препод. Савва отослал от себя этого ученика в Кастеллию и принял его обратно в Лавру уже тогда, когда он «довольно научился всемерно наблюдать за своими глазами и бдеть над своими мыслями» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010