Авильского и вождей-оригенистов – Нонна, Петра и др. Последние отделились от кафолической церкви, оставили Новую лавру и направились в ту страну, в которой находились плодоносные поля. Отделением небольшой группы монахов-оригенистов от кафолической церкви, оригенистские волнения в Палестине могли бы и закончиться, если бы в дело не вмешался сильный при дворе имп. Юстиниана еп. Феодор Аскида, ставший, после смерти папы Евсевия, ближайшим помощником императора в церковных делах. Через апокрисиариев Иерусалимской церкви он передал патр. Петру, что если тот не удовлетворит монахов-оригенистов и не возвратит их в лавру, то будет лишен епископства. Удаленные оригенисты, по совету того же Аскиды, со своей стороны обратились к своему патриарху со следующего рода письмом: Умоляем твою милость исцелить наши души какой-нибудь малой милостью и перед всей церковью объявить нам и сказать: да разрешится и разрешено, во имя Отца и Сына и Св. Духа, всякое проклятие, не угодное Богу. Мы примем сие прощение, хотя оно и не будет иметь строгой справедливости (?). Патр. Петр сперва не хотел дать прощения еретикам, нисколько не помышлявшим о раскаянии и не отказывавшимся от своих еретических заблуждений, вполне сознавая незаконность подобного прощения, и опасаясь произвести возмущение среди православных; но зная коварство и силу Аскиды, он призвал к себе последователей Нонна и дал им наедине прощение. 726 Оригенисты возвратились в Новую лавру и по прежнему неприязненно относились к отцам Великой лавры. Таким образом ересь не только не прекратила своего существования, как желал того Юстиниан, но даже восторжествовала над православием . Оригенисты Петр Александриец и Иоанн Стронгил, по требованию Феодора Аскиды, были назначены патр. Петром синкеллами Иерусалимской церкви. По сему случаю последователи Нонна получили более смелости и начали проповедывать свое нечестие всенародно и по домам, возбуждая различные гонения против отцов Великой лавры. 727 Православных монахов оригенисты называли Савваитами, а лавру Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь непрестанными молитвами и приближением к Богу он совершенно победил злых духов, и Бог на сорок пятом году жизни его вверил ему попечение о душах других людей. Ибо Слово Божье словами пророка: раскуйте мечи ваша на орала и копия на серпы (пр.Исаия), внушило ему, что он не должен напрасно заниматься побежденными врагами; но силы свои, способный прежде к брани, должен для пользы многих обратить от бранных подвигов к возделанию тех людей, которые, так сказать, заросли порочными мыслями. После сего Савва всех приходящих к нему начал принимать. Весьма многие из отшельников и восков, узнавши о сем, приходили к нему и оставались при нем. В числе пришедших были: святой Иоанн, который после был настоятелем Новой Лавры, блаженный Иаков, который после при Иордане основал Лавру так называемую с башнями, блаженный Фирмин, который в стране Махмаса основал Лавру, и славный по монашеским подвигам Севериан, который после построил обитель Перикарпарвариха: также пришел к нему Юлиан, по прозванию Кирт (согбенный), который при Иордане основал Лавру, называемую Неслкерава: приходили и другие многие, которых имена суть в книге жизни. Савва каждому приходящему к нему давал приличное место, на котором находилась небольшая пещера и келья. Благодатью Божией его общество возросло до семидесяти человек, которые все были боговдохновенны, все христоносцы. Если кто назовет их ликом ангелов, или народом подвижников, или градом людей благочестивых, или новым ликом семидесяти апостолов, тот не ошибется в сем названии. И всех их начальником, путеводителем и пастырем был Савва. Он, вознамерившись построить башню на горе, собрал своих учеников, и начал строить ее на той части горы, которая лежит к северу, к истоку потока. С сего места при благодати и содействии Св. Духа, который руководствовал Савву, он начал строить Лавру. Посреди же самого потока он построил небольшую церковь, и в ней поставил освященный жертвенник. Когда кто приходил к нему, рукоположенный во пресвитера, то он заставлял его совершать богослужение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

В том же году завершилось возобновление внутреннего убранства здания Трапезной палаты с церковью Преподобного Сергия. 19 сентября в Посаде был совершен крестный ход для предотвращения холеры, которая уже поразила Москву. 12 апреля 1849 года Троице-Сергиеву Лавру посетили члены императорской семьи. Гости пожертвовали 1500 руб. серебром на лаврские богоугодные заведения. В 1850 году Иерусалимский Патриарх Кирилл благословил учрежденный при Троице-Сергиевой Лавре Гефсиманский скит мощами мученика и целителя Пантелеимона и двумя грамотами, в которых скит был назван Новой Гефсиманией. А. Н. Муравьев пожертвовал в Лавру камень от гроба Господня, привезенный им из Иерусалима. Помещенный в особый ковчег камень хранился в юго-западном притворе Троицкого собора. В 1851 году юродивый Филиппушка был пострижен в монашество с именем Филарет. А 27 сентября Митрополит Филарет освятил пещерную церковь Гефсиманского скита в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных Сил. 20 июля 1853 года Троице-Сергиеву Лавру посетила королева Нидерландов Анна Павловна, дочь российского императора Павла I. 22 августа в Сергиевом Посаде открыта учрежденная Лаврой холерная больница – «временное Отделение холерной больницы для странних и жителей Посада». Больница действовала около месяца. За это время из семи ее пациентов умерло двое, а «остальные, по выздоровлении, выбыли». В том же году вышло в свет изданное ТроицеСергиевой Лаврой «Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия и всея России Чудотворца», литографированное с рукописного лицевого Жития XVI века. В сентябре – устройство храма во имя великомучениц Варвары и Анастасии в больнице для монашествующих и странников Донского (Варваринского) корпуса Троице-Сергиевой Лавры. В 1854 году обновлена роспись Троицкого собора. 13 мая того же года в Троице-Сергиеву Лавру прибыли из Москвы императрица Мария Александровна с Великими княгинями Марией Николаевной и Александрой Иосифовной. Гости пожертвовали 1000 рублей на поминовение воинов, погибших в Крыму, – шла крымская война.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Как известно, Академия была возрождена в Москве в 1944 г. 5 января 1944 г. в лоно Православия был принят обновленческий митрополит Тихон Попов 11 , который, в сане протоиерея, через девять месяцев стал первым ректором возрожденной Академии. Учебный год начался через полгода, летом 1944 г., и длился более одного астрономического года, до позднего лета 1945 г. Занятия велись в Московском Новодевичьем монастыре, но с непрестанной мыслью о возвращении в Троице-Сергиеву Лавру. Святейший Патриарх Алексий очень хотел, чтобы возрожденные в трудные военные годы духовные школы возвратились в Лавру. Еще, будучи местоблюстителем, он высказал это сокровенное желание, преподавая патриаршее благословение вновь открытым духовным школам 14 июня 1944 года перед началом учения: «Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством преподобного Сергия Московская духовная академия возвратится на свое историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней академии» 12 . Таким образом, перед открытием духовной школы была четко сформулирована задача – вернуться в родные пенаты. Пребывая до поры вне Лавры, духовная школа с таким славным историческим прошлым не могла провозгласить себя Московской духовной академией и скромно была наименована Православным богословским институтом и Курсами. Пожелание, высказанное в 1944 г., не осталось пустыми словами. Его Святейшество, сам выпускник дореволюционной МДА, делал все возможное, чтобы возродились и Лавра, и Академия у Троицы, непрестанно памятуя о преподобном Сергии Радонежском 13 . 15 августа 1945 года он отправил развернутое письмо в Совет по делам Русской Православной Церкви с просьбой вернуть Лавру и ее святыни Церкви. В частности, в нем было сказано о возвращении Академии на ее историческое место: «В Лавре имеются корпуса, принадлежавшие до революции Московской духовной академии. В настоящее время Московская епархия имеет крайнюю нужду в помещении для Богословского института и Пастырских курсов». В этом же документе особо упоминался Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, «совершенно исправный и приготовленный к церковным службам... который при передаче его в ведение Московской Патриархии явился бы храмом для Богословского института, будущей Духовной академии» 14 . Последнее упоминание имеет особую важность: возобновление богослужения в Успенском соборе Лавры планировалось Святейшим Патриархом в связи с переездом в Лавру Академии и возрождением ее богослужебной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Июля 10-го 1856. 1109 В послужных списках не означено, был ли кто под судом, или не был. Если послать их в таком положении: возвратят назад без решения. Исправьте сие 118 . Июля 22-го 1856. 1110 Отцу наместнику и братии мир. Присылайте скорее возвращенные вам послужные списки. О И. сведения таковы, что надобно было отречься от принятия ето. Если Досифей хочет, послушника можно отпустить с ним с паспортом, не говоря о увольнении его в Грузинскую епархию. За доставленный счет людей в обителях благодарю. Все не досужно. Июля 25-го 1856. 1111 Отцу наместнику и братии обителей мир от Господа. Не успел я предварить вас, отец наместник, о путешествии в Лавру преосвященного Полоцкого 119 . Но не сомневаюсь, что вы примете его как должно.. Теперь будет посетителем Лавры высокопреосвященный Литовский 120 . Примите его в моих келлиях, предложите ему служение, угостите его и благословите образом от обители и настоятеля. Прибытие Государя Императора в Петровский дворец назначено 14 августа, торжественное вшивствие в столицу 17, и священное коронование 26 дня. Путешествие в Лавру, кажется, не близко за сим последует: впрочем, это только догадка. Помолитесь, да снидет благословение Господне благостынное на Царя и царство, и да даст Господь молитву молящимся о Царе своем. Июля 20-го 1956. 1112 Божие благословение и мир отцу наместнику и братии обителей. Возвращена святая икона из Крымской армии. Одна створа повреждена: и хотя бы желалось доставить икону в Лавру в целости, но здесь исправлять неудобно. Надобно предоставить сие вам. Думаю, послать икону в субботу с Иустинианом так, чтобы он ночевал в Братовщине, поставив икону в церковь , а в воскресенье достиг часовни креста к восьми часам утра. Сюда к сему времени вы прислали бы из Лавры весть, спешить ли ему в Лавру к литургии, или помедлить, чтобы прибыть по литургии. Прислать бы ему экипаж, лучше дорожного, в котором бы он в мантии, имея на руках святую икону, прибыл ко святым вратам, и икона была бы встречена с кадилом и свещею. По внесении в собор молебнов пение, как сказано в резолюции.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В 544 году скончался патриарх Иерусалимский Петр. Оригенисты воспользовались его кончиной и возвели в 552 году на патриаршую кафедру Святого града инока Новой лавры по имени Макарий, своего единомышленника, чем возбудили общее смятение. Император Юстиниан, раздраженный против оригенистов, вскоре велел изгнать Макария, а архимандрит Великой лавры Конон, бывший в то время в Константинополе, представил императору в настоящем виде все дела оригенистов. В 553 году открылся Пятый Вселенский Собор, на котором, между прочим, осуждены были мнения Оригена . Когда соборные деяния присланы были в Палестину, патриарх Евстохий 324 напрасно целых восемь месяцев убеждал оригенистов войти в общение с Православною Церковью: они противились и совершенно отделились от общения с православными. Тогда по церковному приговору оригенисты были изгнаны не только из Новой лавры, но и из всей Палестины, а в опустевшую лавру патриарх послал сто двадцать православных иноков, половина коих взята была из Великой лавры, а прочие из других обителей. Возвратился в лавру и преподобный Иоанн Молчальник. Это было двадцать три года спустя по кончине Саввы Освященного 325 . Страшное бедствие постигло Великую лавру в 614 году, когда войска персидского царя Хозроя, завоевав все восточные области империи греческой, проникли из Сирии и в Палестину, разлились по ней, подобно бурному потоку, опустошая все огнем и мечом, и осадили самый Иерусалим. Отряд персов напал на Великую лавру св. Саввы и наполнил ее неслыханными жестокостями и злодействами. Варвары ограбили сперва церковь , потом рассеялись по кельям, в которых нашли старцев, долгим подвигом иночества давно уже приготовившихся к переходу в другую жизнь и решившихся с покорностью воле Божией ждать участи, какую готовила им злоба врагов. Прочие иноки разбежались при первой вести о приближении варваров. В течение нескольких дней враги подвергали старцев жесточайшим мукам, требуя от них сокровищ и золота, и, наконец, обманувшись в своих ожиданиях, отсекли им головы. Когда после удаления варваров из лавры рассеявшиеся иноки возвратились в нее, ужас объял их при взгляде на разорение обители. Один из иноков, по имени Никодим, увидев трупы братий, упал как мертвый от потрясения душевного. Знаменитый настоятель обители Феодосия Великого Модест собрал рассеянные останки избиенных иноков, облобызал их с любовью и с честью положил в усыпальницу братий 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Как это физическое вразумление? Сто поклонов бить? – Прямо сто! А вдруг не сделает? Тут ведь такие законы: если духовник скажет своему духовному чаду 100 поклонов бить, а тот откажется, то должен духовник те 100 поклонов положить. Вообще поклоны – хорошая вещь. Даже Ленин своему брату Митеньке советовал в тюрьме земные поклоны бить. Не из любви к Богу, а потому что при земных поклонах все группы мышц работают. Иоанн Затворник, уже 70-летний старец, 700 поклонов ежедневно делал все 17 лет. – Существует ли какая-то связь между Лаврами? – Однозначно, в первую очередь, связь духовная и молитвенная. Братия и владыки общаются, у нас со всеми добрые отношения. А вот в Киево-Печерскую лавру я приезжаю с особым трепетом, который корнями в детство уходит. Моя бабушка в 8 лет осталась сиротой, воспитывала ее тетя Феодосия. Она была очень благочестивой жизни. Они с бабушкой из Воронежской губернии в Киевскую лавру пешком ходили. Бабушка и принесла оттуда свои особые духовные впечатления, о которых вспоминала всю жизнь. Когда я был еще в 5 классе, мой дядя троюродный переехал в Бровары под Киевом. Мы поехали к нему в гости. Нас и повели в зоопарк и Киево-Печерскую лавру. Там тогда музей был. Однако благодать-то все равно осталась. Я в поезде всю обратную дорогу целую тетрадь изрисовал церквями. Она до сих пор дома лежит. Теперь я всегда приезжаю в Киево-Печерскую лавру с каким-то покаянным чувством. Потому что приезжаю туда как архиерей, на машине, а моя бабушка сюда пешком ходила, чтобы поклониться, поисповедоваться, на колокольню подняться. Причем я бабушку свою очень любил, она святой жизни была. Всегда сравниваю свою поездку с ее паломничеством пешком и ее воспоминаниями. Когда в пещеры спускаешься, чувство времени теряется. Да что там! Даже на руинах Успенского можно было часами гулять – кругом в лавре некое ощущение надмирности. Притягательная благодать такая. Все Лавры – чада Божией Матери. Когда у нас тут беда случилась, все Лавры нам помогали – и владыки, и братия. Привозили микроавтобусы с пожертвованиями. С Почаевской лаврой нас связывал старец-духовник, ныне покойный схиархимандрит Серафим (Мирчук). С владыкой Павлом мы ближе познакомились, когда вместе на Афон ездили несколько лет назад. У нас с владыками братские отношения.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-svyatogors...

М.И. Вострышев Атака на Троице – Сергиеву лавру В России к 1917 году существовало четыре лавры и около тысячи двухсот штатных и заштатных монастырей, пустынь, киновий, скитов, общин. Они владели миллионом десятин земли, имели свои мельницы, кузницы, тележные и колесные мастерские, кирпичные, смолокуренные и гончарные заводы, скотные дворы и стада молочных коров. Монахи занимались рыболовством и овощеводством, разводили пасеки и фруктовые сады, не брезговали портняжным и сапожным искусством, изготовляли церковную утварь и печатали церковные книги. Всероссийская выставка монастырских работ, открывшаяся в 1904 году в Петербурге, поразила своим разнообразием и подлинным мастерством не только русских обывателей, но и заморских ценителей искусства. Все это с сатанинской ненавистью было порушено в первые же годы господства Советской власти. Православные монастыри были признаны «нелепым и уродливым анахронизмом» и передавались под тюрьмы, гаражи, антирелигиозные музеи, театры, казармы красноармейцев. За первые три года правления большевиков в России уничтожили 673 монастыря. Остальные, находясь под бдительным оком «комиссаров по монастырям», доживали последние дни. Не обошел злой рок и главную обитель земли Русской – Троице – Сергиеву лавру, над которой нависла угроза закрытия, а над святыми мощами преподобного Сергия Радонежского – кощунственного осквернения и уничтожения. Русская Православная Церковь , ослабленная казнями и судебными процессами над духовенством и верующими мирянами, ненавистью и своеволием со стороны атеистической власти, ослабленная числом, но не духом, в лице патриарха Тихона пыталась спасти лавру и почивающие в ней останки преподобного. 14/27 февраля 1920 года Святейший Тихон обратился с письмом к председателю Совета народных комиссаров В. И. Ульянову: «До моего сведения дошли тревожные вести еще об одном готовящемся оскорблении религиозного чувства верующего русского народа – предполагаемом в ближайшие дни изъятии и вывозе из Сергиева священных останков преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Недовольные иноки, однажды уже восставшие против св. Саввы, теперь опять в числе сорока человек возобновили против него ропот. Савва, страшный для злых духов, человек, которому повиновались и служили дикие звери, был кроток, терпелив и снисходителен в отношении к ближним, особенно немощным по душе. Не желая употреблять против недовольных братий строгих мер, великий отец думал подействовать на них другим образом: он уступил своевольным и сам оставил лавру, надеясь, что они в его отсутствие одумаются и образумятся. Удалился он в Скифопольские страны, где поселился в одной пещере при реке Гадаринской 335 . Скоро разнеслась молва о дивном отшельнике и его высоких подвигах, почему многие начали стекаться к нему и жить с ним; но Савва, поручив братий Богу, тайно оставил их 336 . Он возвратился в свою лавру в полной уверенности, что недовольные им иноки уже образумились и успокоились. Заплакал святой отец, когда увидел, что общество врагов его еще более увеличилось (до шестидесяти человек) и что они продолжают пребывать в своем упорстве и ослеплении. Сожалея о несчастных, он кротко и отечески вразумлял их и увещевал, но все было напрасно. Тогда Савва снова оставил лавру и удалился в Никопольскую страну 337 . Там один боголюбивый муж принял его и устроил ему под рожковым деревом келью. Собрались к нему и здесь ревнители подвижничества, и через несколько времени образовалась киновия Никопольская. Она находилась близ Никополя 338 . Между тем недовольные иноки, воспользовавшись отсутствием Саввы, рассеивали в лавре слух, будто он съеден в пустыне зверями, и просили себе у патриарха Илии настоятеля. Однако патриарх не согласился исполнить их просьбу, не разузнав обстоятельно об участи Саввы. И действительно, коварство завистников святого отца скоро обнаружилось. Савва из Никопольской киновии явился неожиданно в Иерусалим на праздник обновления храма Воскресения 339 , так как к сему дню обыкновенно являлись в Святой город епископы и настоятели пустынных обителей. Увидев Савву, патриарх несказанно обрадовался и, вручив ему увещательное письмо к недовольным инокам, убедил его возвратиться в свою лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отцу наместнику и братии мир. Давно о. Авель дал мне молитву к праотцу Авелю, чтобы ее исправить. Исполнив наконец послушание, посылаю исправленную, или испорченную, разсудите. Подлинника не могу возвратить; он слишком исчерчен, при исправлении. Но у о. Авеля конечно есть экземпляр молитвы, кроме того, который дан мне. Мая 4-го 1867. 1662 Мир Господень отцу наместнику и братии. Описанное вами устроение храма обещает быть удовлетворительно. Хорошо было бы не опустить благоприятного времени года, для исполнения. Старец, Голутвинскаго монастыря строитель, в неделю ваий, читая молитву над ваиями, изнемог, отнесен в келию, и скончался. Выбор новаго настоятеля пал частию на казначея, частию на другаго иероманаха, из младших, а некоторые избиратели подали мнение подали мнение избрать настоятеля из другаго монастыря; и следственно не признают удовлетворительными означенных кандидатов. Не вижу такого, на еотором мог бы остановиться с уверенностью. Не укажите ли? – Против перехода скитскаго ризничаго в Академию я только не спорю, а не скажу, чтобы сим был доволен. Благословенни Господеви старцы скита, которые, избрав подвиг, пребывают в нем постоянно, по благодати Божией, приобретая успех себе, и подавая добрый пример другим. Младшие, выходящие из скита, едва ли приобретут полезное себе, и между тем могут всеять помысл непостоянства в других неутвердившихся. Мая 6-го 1867. Кажется, завтра едет в Лавру Андрей Николаевич. 1663 Отцу наместнику мир. Андрей Николаевич завтра едет в Лавру в час по полудни. Приготовьте ему, на чем доехать от железной дороги в Лавру. И предложите ему трапезу. Мая 6-го 1867. 1664 Отцу наместнику мир. Просят меня о следующем: В братстве Лавры был Калюбакин; и потом перешел в Соловецкий монастырь и там скончался. Брат его желает знать, по какой причине перешел он из Лавры? – Я не знаю, или не помню, – прошу от вас ответа. Мая 13-го 1867. 1665 Отцу наместнику и братии мир. В 25 день сего Маия, в черверг, 80 славян посетят Лавру. В числе их три или четыре духовных лица православных, столько же кажется других исповеданий, прочие светские, большею частию не принадлежавшие к православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010