При обратном отъезде из Китаево, старица игуменья предлагает о. Паисию деньги и просит помолиться за нее. Но блаженный, приняв эти подаяние, отдает его барышне, а сам становится спиной к стене и, сложив крестообразно руки, в безмолвии закрывает глаза. По приезде в свою обитель старица игуменья расхворалась и умерла. А на ее место единогласно была избрана сестрами барышня N, уже к тому времени принявшая пострижение в ангельский образ. Так, значит, и сбылось предсказание старца Паисия о предстоящих ей больших подвигах. XV Наступил 1893 год. Незадолго до своей смерти приходит блаж. Паисий к своему племяннику и приносит ему свой образок Казанской Божией Матери. – Прими, душко, иконочку. Это вам на благословение, я скоро умру. Предузнав, таким образом, свою кончину, старец заботливо вычистил свою келию и, не желая оставлять будущим заместителям ее следов своего «нестяжания», повыкидывал прочь свою посудинку и черепки. – Душко, подавай мою сумочку. Принеси палочку, – говорит он своему соседу. – Что вы, о. Паисий? Опять от нас собираетесь? Куда? – Далеко, душко, пойду. Больше меня не побачишь. Помолился о. Паисий Богу и в Лавру пошел. «Вижу я, – говорит монах Иоиль, – блаженный на повозочке с иноками едет; на боку лежит и правой рукой под голову подпирается. «Здравствуйте, о. Паисий. Куда вы?» – «В Лавру, душечко, в Лавру. Помирать еду». Я засмеялся: думаю, старец шутит. – Но это уже была не шутка, а действительность. Это было в начале апреля или в конце марта месяца 1893 года». По прибытии в Лавру блаженный еще более изнемог, и его поместили в братскую больницу на излечение. Отсюда он уже более не выходил, но с каждым днем все более и более изнемогая, 17 апреля волею Божиею тихо скончался, будучи напутствован перед этим Святыми Тайнами Тела и Крови Христовых. В момент смерти блаженного часы показывали половину 12-го ночи. Опрятав тело скончавшегося старца и облачив его в иноческие одежды, больничные служители положили его в приготовленный гроб и поставили в церкви больничного Николаевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оно — без святости в жизни, без света Христова — как тело без души. Ничего подобного не сказали ни отец Никон, ни отец Владимир» (С. 235–238). При чтении вышеприведённого очерка невольно возникают ассоциации с нашей современностью. Перенесение мощей преподобного Сергия из музейного заточения в Успенский собор Лавры в апреле 1946 года по своей значимости для духовно-нравственного возрождения народа сопоставимо с приходом будущего игумена русской земли на Маковец. К Преподобному тянулись и селились около него люди, ищущие спасения, жаждущие духовной жизни. И в Лавру, вновь открытую, сразу же потянулись священноиноки из разных мест, прошедшие свой крестный путь в тюрьмах, лагерях и ссылках, постриженники Лавры, её скитов и других монастырей. Это они учили народ дивным строем монастырских богослужений. Чёткий, проникновенный голос канонархов позволял людям, одичавшим за годы пятилеток, на слух запоминать славянские тексты и тем самым выучивать славянский язык. Теперь, спустя 60 лет, мы, которым они подарили нынешнюю Лавру, должны задать себе вопрос: что мы о них знаем, — об их жизни, об их подвиге. Ведь именно они как связующее звено между Россией вековых традиций монашества и Россией, заново пытающейся воссоздать чин монастырской жизни, служат примером и ориентиром для подвига в новых условиях. С горечью надо признаться, что мы даже имён их толком не знаем, да и знать не стремимся. Иначе, как могло случиться, что в этой дивной, великолепно изданной книге Галины Александровны, на стр. 352, 353 помещено столь невразумительное издательское примечание? Привожу его полностью: “Иосиф (Евсеенок, 1896–?), архимандрит. До закрытия Лавры подвизался в Гефсиманском скиту, а в 1946 году поступил в возрождённую обитель Преподобного. Штатным иеродиаконом Лавры зарегистрирован в феврале 1948 года. Скончался по принятии схимы с именем Иосия”. Здесь ничего не сказано о том, что иеродиакон Иосиф был келейником последнего игумена Гефсиманского скита отца Израиля, о том, что отец Иосиф прибыл в Лавру из ссылки и вторично был отправлен в ссылку, из которой вернулся и служил уже в сане архимандрита в конце 50-х годов в Преображенском храме на ст. Переделкино, что в середине 60-х годов его приняли опять в родную Лавру. Самое удивительное, однако, заключается в том, что в примечании не указана дата кончины схиархимандрита Иосии. Неужели в канцелярии Лавры подобные даты не фиксируются? Или в конторе Северного кладбища не отмечена дата его похорон? А между тем в книге МИРОНОСИЦЫ XX ВЕКА (составитель Анна Ильинская), выпущенной в 2005 году издательством “Палом­ник”, на стр. 441 в прим. 47 указаны и год кончины отца Иосии (1968 1 ), и некоторые подробности его биографии.

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Петров: Человек-космос Удивительные истории про Гагарина, Сергия Радонежского и клавесин Рахманинова 12.04.2017 849 Время на чтение 13 минут Этому человеку делали официальный выговор на службе за «попытку втянуть в религию первого космонавта планеты». Он возил слушателей Центра подготовки космонавтов в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в советское время, когда любое упоминание о религии могло стоить должности. Благодаря ему в 1988 году с земной орбиты прозвучало поздравление с Тысячелетием Крещения Руси. В День космонавтики мы публикуем на сайте «Фомы» интервью с Валентином Петровым, полковником ВВС в отставке, доцентом Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Зачем космонавты берут на борт корабля иконы, как Гагарин оказался в Троице-Сергиевой лавре и действительно ли он произносил фразу «в космос летал - Бога не видел». Гагарин у мощей преподобного - Валентин Васильевич, а как Вы познакомились с Гагариным? - Вначале я познакомился с Германом Титовым, а уже на XIV съезде комсомола в 1962 году он познакомил меня с Гагариным. Юрий Алексеевич знал, что я иногда привожу в Лавру слушателей моего курса по философии в Военно-воздушной академии и космонавтов, которые интересовались православной культурой. С Юрием Алексеевичем мы никогда не говорили о вере: в нашей среде эта тема была под запретом. Поэтому, когда в 1964 году у него возникло желание на свое 30-летие посетить Лавру вместе с однокурсником по училищу Николаем Копыльцовым, мы поехали все вместе. Мы приехали в Лавру в «гражданке» - в то время нам, военным, в форме нельзя было появляться в храмах. И сразу в монастырь хлынул поток народа - ведь Гагарина в любой одежде узнавали. В той поездке, как и во всех остальных, нам очень помог будущий ректор духовной Духовной академии - владыка Филарет Мы ведь толком ничего не знали о вере и Церкви. Владыка всегда давал в качестве экскурсовода замечательных преподавателей, которые рассказывали нам о церковной жизни, вере и Боге. Эти рассказы трогали душу и навсегда оставили самые теплые воспоминания о Лавре.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

В 1858 году 12 августа изволила посетить лавру Государыня Императрица с великой Княжной Марией Александровной, а в 2 часа ночи 13 числа изволил прибыть туда Государь Император. Утром в сей день Они слушали в соборе литургию и молебен и Государь Император удостоил посетить болевшего в то время митрополита в его келии 338 . В 1860 году во время приезда в лавру, 22 апреля, посетила Академию великая Княгиня Александра Петровна. Ее Высочество прибыла в залу академической конференции, потом перешла в келии ректора и в залу собрания, где были представлены ей наставники и студенты Академии, затем обозревала библиотеку и посетила занятные комнаты студентов высшего отделения 339 . В том же году 14 ноября посетил Академию крон-принц Альберт Прусский. В 1861 году 5 июня в 3 часу дня изволили прибыть в лавру Государь Император и Государыня Императрица с великим Князем Сергием Александровичем и великой Книжной Марией Александровной и слушали в соборе молебен, после которого у Государя Императора был обеденный стол, к которому удостоились приглашения наместник лавры и ректор Академии с инспектором. Вечером в присутствии Их Величеств совершено всенощное бдение в соборе, а на другой день 6 числа литургия, за которой великий Князь и великая Княжна, бывшие пред литургиею на исповеди у митрополита в его келии, были причащены св. Таин митрополитом 340 . Следующий 1862 год памятен для Академии особенным милостивым вниманием к ней Его Величества Государя Императора. Он изволил прибыть в лавру 18 декабря в 8-м часу вечера вместе с Государыней Императрицей, великим Князем Сергием Александровичем и великой Княжной Марией Александровной; вскоре после краткого молитвословия Их Величества и Их Высочества слушали в соборе всенощное бдение, а 19 числа литургию, за которой Их Высочества причащались св. Таин. После завтрака, к которому удостоились быть призванными наместник лавры (митрополит в это время не был в лавре), ректор Академии протоиерей А. В. Горский и инспектор архимандрит Михаил, по предварительно попрошенному у Его Величества обер-прокурором св. Синода дозволению имели счастие быть представленными Государю Императору все наставники Академии и ректор вифанской Семинарии архимандрит Никодим. Государь Император благоволил обратиться к ним с следующими словами: «Мне очень приятно вас видеть, господа. Благодарю вас за вашу усердную службу. Вполне надеюсь, что ваше юношество под вашим руководством будет воспитываться в чистой истине православия. Духовенство наше всегда отличались приверженностию к истинному православию; надеюсь, что и новая генерация воспитанников ваших будет следовать по пути прежних». В заключение Его Величество присовокупил: «Еще раз благодарю вас за ваше усердие. Я уверен, что вы оправдаете Мои надежды во всех отношениях» 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В понедельник, при выходе моем из церкви в келии от утрени, я встретил эконома Троицкого подворья, который доложил мне, что Владыка сегодня уехал в Лавру и сегодня же возвратится к 4-м часам, а мне приказывает ехать в Лавру в 4 часа. После ранней литургии, с подворья же получаю две бумаги: одна – резолюцией Владыки передаваемое мне отношение к нему Владыки Новгородского 158 , который, «не получая по настоящее время проекта нового расписания приходов, церквей и причтов Московской епархии, снова обращается к Его Высокопреосвященству с покорнейшей просьбой принять меры к скорейшему составлению упомянутого проекта и к доставлению такового в главное присутствие по делам православного духовенства, а о причинах замедления его уведомить». – Последние слова, подумал я, не дозволило бы чувство приличия написать от равного к равному, если б Преосвященный Новгородский не представил себе, что вся вина неподвижности дела сего в Леониде, которому оно —221— 1875 г. изначала поручено. Как видно из этого отношения, здесь получается уже не в первый раз такое побуждение; но тем не менее это послание толкнуло во мне кровь, и я особенное значение придал собственноручному ко мне посланию нашего архипастыря: «Преосвященнейший Владыко! Я завтра в 7-мь часов отправляюсь в Лавру и в 4 думаю возвратиться в Москву. Не благоугодно ли будет Вашему Преосвященству принять на себя труд отправить литургию в Академической церкви и после оной чин отпевания, и для сего отправиться в Лавру в 4 часа пополудни. И. М. Московский . Октября 12 дня». Я подумал: где искушение, там и избытие. Две бумаги – одна возмутительная для духа моего, другая указывающая путь к умиротворению духа; ибо в эту трудную минуту жизни ведет меня к источнику, из которого почерпал я силы от первых дней моей жизни, ведет меня к преп. Сергию, покровителю моему с тех пор, как я, больной ребенок, положен был к его чудотворной иконе матерью моею и вручен ему от нее; притом ведет меня воля архипастыря, которого душе также противна эта мера главного присутствия, – ведет на погребение того, кто красноречивым словом два года учил меня искать в примерах веков прошедших наставления для действования в обстоятельствах современных нам, в отцах сыновне искать опоры немощи своей!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь есть слухи, которые хотят затруднить путь мой в лавру; a другие делают его возможным на короткое время. Потому не откладываю, но спешить не могу. Прилагаемое письмо прочитайте между прочим для соображения о Викторе и потом возвратите мне. И., кажется, требует смотрения и остережения. Пред отъездом в лавру, пришед ко мне вечером, он очень не мернымъ голосом произнес молитву при входе, а при выходе долго не нашел дверей, несмотря на мое напоминание, где искать двери. У меня скончался диакон Петр в прошедшее воскресенье вечером, быв со мною в тот день в священнослужении. Это поучение достойное памяти. Надеюсь, что он почет на упование, a мне лишения жаль. Не знаю, кем заменю его. Семейного не хочется иметь. Брать ли мне в лавру певчих? Когда может быть освящение храма в ските? На сии вопросы желал бы я иметь ответ прежде отъезда моего в лавру, буде возможно, то есть не позже 21 дня. Мириться с Челышевым дело доброе, и уступить нечто из требуемого по праву, только было бы безобидно нам, и безопасно для последствия. Не вижу причины спорить и против того, чтобы предоставить его заложный билет скиту. Сентября 14 (года не означено). То, что выше писано о становом приставе, основано было на разговоре, который я имел с гражданским губернатором третьего дня. Сегодня Семен Логинович (находящийся теперь в сношении с губернатором по делу фабрики) известил меня, что губернатор желает видетъ Бибикова и просит сообщить мне о сем. Сообщаю сие вам для сообщения, если можете, Бибикову, не зная, впрочем, решительно ли устранен другой кандидат. Примечание. Письмо сие помещено здесь по тесной связи с последующим за сим письмом. 439 По письму вашему, о. наместник, о В. можно было подумать, что консистория пристрастно хочет возвратить его в Берлюкову пустынь, по домогательству, может быть, игумена. Если такую мысль подал В., то он согрешил, представляя себя человеком, которого жаждут иметь. Я взял дело и нашел приготовленное определение, в котором сказано, что В. мог подлежать лишению сана, но приговаривается к посылке на год в Белопесоцкий монастырь, с запрещением священнослужения за то, что своевольно ушел из монастыря, а потом, когда предписано было удержать его от священнослужения в Москве, до возвращения в монастырь, он в монастырь не возвратился, а опять своевольно ушел в лавру, и там, вопреки запрещению, священнослужил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Предвидел ли великий историк возможность закрытия Лавры? Лампады над гробницей аввы Сергия погасли в 1920 году, и монашеская жизнь в обители прекратилась более чем на четверть века. За этот срок наша страна испытала такую ломку традиционных устоев жизни, претерпела столько разрушений и кровопролитий, тонула в таких потоках крови и слёз, что всего пережитого её населением хватило бы на столетия. Вместе с тем за годы, отделяющие Лавру от её закрытия в 1920 году до её возрождения в 1946 году, ещё не вымерло крещёное население, ещё не ушло целиком из жизни поколение, родившееся в конце XIX века, и хотя основная часть православного духовенства и иночества погибла в тюрьмах, лагерях и ссылках, в живых ещё оставались люди, начинавшие свой священнический и монашеский подвиг до революции или в начале двадцатых годов и доказавшие свою верность Христу подвигом исповедничества. Расстреляны митрополиты Владимир Киевский и Серафим Петроградский, но ещё живы после тюрем и ссылок последний настоятель Александро-Невской киновии архимандрит Гурий (Его­­­ров) и архимандрит Ермоген (Голубев), последний наместник Киево-Печерской Лавры. Расстрелян последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, но жив ещё насельник старой Лавры архимандрит Доримедонт (Чемоданов); погиб в ссылке последний настоятель Гефсиманского скита игумен Израиль, но жив ещё его келейник иеродиакон Иосиф. Именно этим людям и им подобным, принимавшим монашеский подвиг в разных монастырях до их закрытия, Господь поручил стать закваской возрождающейся иноческой жизни в Лавре преподобного Сергия. В течение 1946 года их собралось в обители около двадцати человек, через год их насчитывалось уже сорок. И вновь, как и века назад, богомольцы текут и текут без перерыва в Троицкий собор к мощам печальника русской земли. В 2006 году возрождённая Лавра отмечала своё шестидесятилетие. Мало осталось тех, кто помнит Лавру 1946 года. Некоторые даже думают, что она и вовсе не закрывалась. Отец Иоанн Крестьянкин, бывший насельником обители с апреля по август сорок шестого, не дожил двух месяцев до исторической даты. И тем ценнее для всех, монашествующих, паломников и гостей Лавры, съезжающихся сюда со всех концов света, книга Галины Александровны Пыльневой “В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996)”, выпущенная в 2006 году издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Галина Александровна впервые пришла в Лавру десятилетней девочкой в день Успения Божией Матери, в августе сорок шестого, и с тех пор в сердце её не угасает любовь к авве Сергию. Вот как сама она рассказывает о том впечатлении, какое произвела на неё Лавра: “Мы приехали в первый раз в Лавру на праздник Успения Божией Матери. Холод в соборе страшный Народу битком

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

— А помните ли Вы, как в 1988 году готовились и праздновали тысячелетие Крещения Руси? — Я помню это. Я тогда жил в Троице-Сергиевой лавре. Это празднование было подобно тому, как человека, который много лет находился в тюрьме, в оковах, расковали, развязали и выпустили на свободу. Это была большая духовная радость, подъем у нашего народа, когда с нами начали считаться и вернули нам многие святыни, из которых самая главная — Киево-Печерская лавра. Это была неописуемая радость. — Когда Вы впервые побывали в Киево-Печерской лавре? — Вы знаете, я приезжал в Киев не один раз, я родом из Черновцов. Приезжал еще до поступления в семинарию в Киев, но никогда не заходил в Лавру. У верующих людей был такой неписанный закон — мы не шли в Лавру, потому что она закрыта. Мы не хотели ранить свои души видением плена, в который попала святая обитель. Я жил в Троице-Сергиевой лавре 20 лет. На территории обители был государственный музей, где были собраны иконы, сосуды, иные предметы, связанные с жизнью Киево-Печерской лавры. Мы никогда не ходили в этот музей — у нас был такой принцип. Мы соприкасались с той святыней, которая была на свободе, а не с той, которая была в заточении. Так что я не заходил в Киево-Печерскую лавру в тот период. А уже позже, когда Лавра открылась, то, естественно, мы приходили сюда. Но первый день я, к сожалению, не помню. Более глубокие впечатления об этом древнем монастыре я получил, когда учился в духовной семинарии и нам рассказывали об истории Церкви, об основании Киево-Печерского монастыря как колыбели русского монашества, как это все происходило, как развивалось монашество, какой вид оно имело уже в наши времена. Меня очень впечатлили исторические сведения о святой обители. — Какой Вам запомнилась Лавра, когда Вы приезжали в 1980-90-х годах? — Она была разрушена, опустошена. Те здания, что мы имеем, сохранились, но это было запустение, крайнее запустение. И уже когда Церковь вернула Лавру, началось действительно возрождение и внутренней, духовной жизни, и возрождение внешнего ансамбля храмов, строений, жилых корпусов и других зданий. Сейчас, конечно, обитель очень благоустроена. И в этом огромная заслуга и труды наместника обители митрополита Павла . Он, как человек глубоко церковный, настоящий монах, приложил все свои старания, усилия и таланты для того, чтобы возродить и внутреннюю жизнь — у нас сейчас больше 200 насельников в Лавре, — и для того, чтобы внешние строения привести в порядок. Так что владыке Павлу большая благодарность от нас, людей, а от Бога — награда.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5243204...

«1909 г., Июля 1. Сегодня рано утром о. Настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт и о. Скитоначальник игумен Варсонофий выехали в Троице-Сергиеву Лавру для участия в Съезде представителей русских монастырей» 32 . «Сегодня утром в 4 часа, – записал Николай Беляев , – Батюшка уехал с о. Архимандритом в Калугу, оттуда отправятся на съезд в Лавру Троицко-Сергиеву... Когда сегодня отошла обедня, я пошел к Батюшке. Помолившись, Батюшка пошел через Святые врата к подъехавшему тарантасу. Когда Батюшка сел в него, еще раз благословил всех нас троих, то есть о. Никиту, брата Никиту и меня, одним крестом, и лошади тронулись. Мне стало грустно, и я поспешил уйти в келлию. Я расставался с любимым мною и меня любившим человеком, наставником и духовным отцом. Когда Батюшка воротится? И кто мне его заменит?.. Придя в келлию, я помолился и за Батюшку, и за себя. Не скрою, я поплакал... Уезжая, Батюшка говорил мне, чтобы я во время его отсутствия занялся собой. При моем послушании строгая жизнь невозможна, ибо послушание так велико, что на молитвенные правила времени почти не оставалось, несмотря на то, что я после обеда не отдыхаю. Как-то на днях я каялся Батюшке, что проспал утреню. На это мне Батюшка ответил: «Укоряйте себя. Бог простит. А вот когда я уеду, вы уж не просыпайте. Входите в прежние рамки. Займитесь это время собой. Побезмолвствуйте...» – «Да как же безмолвствовать, когда надо ходить на покос?» – говорю я. «Ну что же? У меня на покосе молитва шла как-то еще лучше... Пусть там празднословят, всегда можно несколько удалиться от них, не осуждая их, ведь поле большое. Помню, это были чудные минуты: прекрасный вид на Пустынь, вдали Козельск, этот древний город... Прекрасный воздух... Нет, хорошо!» На пути в Лавру отцы Ксенофонт и Варсонофий остановились в Москве в Богоявленском монастыре у владыки Трифона. Когда позднее в этом же году побывал в Москве Николай Беляев , Владыка сказал: «Когда отец Архимандрит и отец Игумен по дороге в Лавру останавливались у меня, я спрашивал о. Игумена о вас. И скажу вам, он относится к вам сердечно...» 15 июля Николай записал: «Вчера получил письмо от Батюшки в ответ на мое... Сообщает Батюшка, что заседание кончилось. Передает благословение Божие. Спаси его, Господи, за его любовь. Вероятно, на днях приедет». 17-го: «Сегодня в начале девятого часа дня приехал Батюшка. Дождь помешал покосу, и мы шли с поля на паром, а Батюшка с о. Пантелеймоном, иеродиаконом монастыря, тоже въезжают на паром».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Сегодня опять подтвердил он, что в Лавру прибудет в пятницу вечером. Августа 8-го 1856. 1115 Мир отцу наместнику и братии обителей. Писал я, чтобы вы прибыли в Москву в субботу поутру 123 . Повторяю. Может быть, и мне на пользу будете. Ныне заседание С. Синода: а я сижу дома от простуды головы и щеки. Помолитесь, да совершу должное, да не нарушится моим недостоинством мир душ благих, и да снидет на Священнопомазуемого благодатное помазание в силе и обилии. Представления наши 124 С. Синодом приняты милостиво. Просите Преподобного Сергия, да преклонит сердце Царево призреть на меня милостиво. Помолитесь Преподобному Сергию и о моей немощи и недостоинстве. Августа 23-го 1856. О А.: если он не мог сам на себя возложить набедренник; крест не выше ли набедренника? 1116 Отцу наместнику и братии мир. Государыня Великая Княгиня Мария Павловна имеет намерение посетить Лавру. Она полагает выехать из Москвы в субботу в семь часов утра, и не останавливаясь прибыть в Лавру. Потому, по встрече, вероятно, пойдет в комнату для отдохновения, прежде нежели в церковь для молитвы. Пробыть полагает часа три, и засветло возвратиться в Москву. Вот все, что знаю. Желаю встретить Ее в Лавре: но не знаю, будет ли возможно. Завтра Государь Император располагается слушать литургию в Успенском соборе, если неблагоприятная погода не заставит обратиться в Верхоспасский собор. Послезавтра приглашен я к столу опять в Грановитую палату. И потому не знаю, как найду время испросить разрешение Государя Императора, и успею ли упредить Высокую Путешественницу. Будьте готовы заменить меня. Августа 29-го 1856. 1117 Отцу наместнику и братии мир. Неприятно мне, что Высокой Посетительницы Лавры не мог я принять там. Она давно там не была, и конечно уже не будет. Но многое соединилось остановить меня. Уже я занемог было от суровой погоды пред днем коронования: ее хотелось бы занемочь вновь пред путешествием Государя Императора в Лавру. Притом говорила, что Государь Император ускоряет: и я, возвращаясь из Лавры, мог бы разъехаться с извещением о его путешествии. Владыка Новогородский занемог: это также затрудняло мою отлучку; и случилось дело, по которому Государь Император требовал скорого совещания и ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010