161 В лаврском архиве сохранилось подлинное показание, с автобиографическими сведениями, данное П. В. при вступлении в лавру «Монах Платон Величковский», читаем в этом показании, «родом из малороссийского города Полтавы, сын бывшего протопопа Иоанна Величковского, лет ему от рождения 20, русского писания учился там же в Полтаве, а латынского до поэтики в киевских училищах, и с оных училищ в 1740 г. пошел черниговской епархии в антониевский любецкий монастырь, где прожил мирским полгода, оттудова, за несвободным пострижением в монашество, с монахом Левкием, который был там с Волощипи, пошел в заграничный пустынно–медведовский николаевский монастырь, где в 1741 г. в великий пост того монастыря игуменом Никифором Гуковским, купно, с показанными монахами (Мартирием Андреевым и Крискентом Даниловым), пострижен в монашество, а оттудова, ради униятского гонения, с теми монахами пришел в Киев и, по выдержании на васильковском форпосте карантина, явился в киевской губернской канцелярии, откуда, по приводе к указной присяге, по желанию его, на неисходное житие прислан в Киево-Печерскую лавру». 29 января 1742 г. монах Платон был принят в лавру и определен в типографию. См. арх. К. П. Л. форм. кн. 2, л.л. без пагинации ср. книгу: «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского ». Издание Козельской введенской Оптиной пустыни. Москва 1847 г., где говорится, что Паисий (в миру Петр) родился в 1722 г. в Полтаве от протоиерея Иоанна и Ирины Величковских, в 1734 г. с матерью прибыл в Киев и поступил в Академию, 19 л. от роду в медведовском монастыре принял рясофор с именем Платона, а потом пришел в Киево-Печерскую лавру и был определен «при типографы у всечестного иеромонаха Паисия пребывати и обучатися иконы изображати на меди». 162 Кроме единичных фактов подобного рода, отмеченных нами раньше, известны примеры, когда Киевская лавра выпускала своих молодых ученых постриженцев в другие места целыми группами. Так, напр., 19 ноября 1741 года, по синодальному указу, были отправлены из Киева в петербургскую Александро–Невскую лавру следующие иноки: а) иеромонахи: 1)Иакинф Даревский; 2) Иосиф Зогоровский; б) иеродиаконы: 1) Герман Логвиновский; 2) Авксентий Смелницкий и 3) Ипполит Кулнецкий; в) монахи: 1) Софония Вишнецкий; 2) Амос Ванековский; 3) Каллистрат Кармазинский и 4) Арсений Крамаренко (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Итак, митрополите Платон был против перемещения Академии в Лавру. Эту свою тенденцию он не раз высказывал в своей переписке с архиепископом петроградским Амвросием и своим викарием‚ епископом Августином. 8-го марта 1800 года он пишет первому: «Не знаю с чего вышло, чтоб Академию перемещать в Лавру. Я не предвижу еще удобности в том, а более наклоняюсь на Воскресенский монастырь, как и всегда к тому расположен был. Прошу дать совет» 5 . Через одиннадцать дней Платон снова пишет Амвросию о том же и с еще большей настойчивостью: «Академию в Лавре завести, кажется, невместительно; ибо для Академии надобно особое начальство, с другим не соединенное, и что будет ректор Академии в Лавре, когда семинарии в Москве он будет предпочтительнее. Да и Новгородский (митрополит Гавриил) ко мне писал, что Академии нельзя быть в Лавре, а надлежит быть в Москве, по воле государевой» 6 . Однако, несмотря на противодействие митрополита Платона мысль о переводе Академии в Лавру все более и более прививалась в правительственных сферах, и через девять лет Платон снова беспокоится в своем письме к епископу Августину: «что Академия переведется в Лавру, приятно ли то Академии» 7 . Нерешительность правительства в деле перемещения Академии прекратил 1812-год. Война сделала академические здания еще менее пригодными для Академии. Избегнув пожара, они потерпели большие повреждения; по донесению академического начальства «как в классических, так и жилых покоях оконницы были выбиты и многие покои сделались неспособными для жилья, коих исправление требует великих издержек» 8 . И хотя по удалении неприятеля была произведена временная починка зданий и учебная жизнь Академии открыта в них снова 3 марта 1813 года 9 , однако перемещение стало неотложной необходимостью. И вот в 1814 году Комиссия Духовных Училищ бесповоротно решила перевести Академию в Троицкую Лавру, в здания Лаврской семинарии. Между тем Академия путем ежегодных 2000-х, а затем 4000-х сбережений, согласно указу Синода от 14 февраля 1799 г., и приказаниям митрополита Платона, на учреждение новых академических корпусов накопила к этому времени 30000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В 1943 году Совнарком СССР постановил разместить в зданиях бывшей Московской Духовной академии Всероссийскую академию художеств, переведенную ранее из Ленинграда в Самарканд. В Лавре академия художеств размещалась до июля 1944 года. В конце 1944 года возобновлен ход и перезвон часов на лаврской колокольне. В январе 1945 года в Лавру прибыл старец-схимник Иларион (Удодов). Он облачил в схимническое одеяние мощи Преподобного Сергия, которые перенесли из Никоновской церкви и поставили на прежнее место в Троицком соборе. Тогда же им была возвращена на место глава Преподобного Сергия. 4 февраля на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Москве избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – священно-архимандрит Лавры. 6 апреля Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра У. Черчилля. 9 апреля на средней главе Успенского собора устроены леса для поднятия креста, упавшего в 1927 году от сильного вихря. 26 октября археологическая экспедиция из Москвы вскрыла усыпальницу Годуновых. В начале 1946 года запустевшую Лавру посетили несколько студентов-богословов – иподиаконов Святейшего Патриарха. Один из них Анатолий Мельников – в будущем Митрополит Ленинградский Антоний – оставил воспоминания о Лавре и ее возрождении: «Стоял холодный зимний день 1946 года. Всюду были заметны следы недавно окончившейся Отечественной войны, но постепенно все оживало, восставало от страшного сна. Под руководством недавно избранного Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) налаживалась церковная жизнь. По благословению Патриарха трое паломников отправились из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, которая после ликвидации монастыря была отдана под музей. Выйдя из поезда, мы вскоре увидели ее – бывшую Лавру. Она сливалась с серым суровым зимним небом, и лишь контуры облезлой черной колокольни указывали на место Лавры. Все купола храмов были замазаны серой краской ради военной маскировки. Шатались черные кресты, а огромный крест с центрального купола Успенского собора, сорванный бурей, лежал, распростершись посреди лаврского двора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Некая благочестивая и добродетельная женщина, по имени Гинара, обещалась пожертвовать две завесы на украшение церквей в Кастеллий и в пещеру, но, по лености ткачихи, те завесы долго не были готовы. Гинара очень печалилась о сем. Тогда ей явился преподобный Савва и сказал: — Не скорби, завтра дело пойдет успешно, ибо приношение твое будет угодно. Он явился также и ткачихе и с гневом упрекал ее за леность. На утро одна другой рассказала виденное, и работа вскоре была готова. Эконом великой Лавры нанял сарацинских верблюдов для перевозки от Мертвого моря купленной пшеницы. Когда верблюды пришли с пшеницею в лавру, один из них сошел с дороги направо, упал с берега с ношею в поток и лежал в болоте. Хозяин верблюда, сарацин, воскликнул: — Отче Савва, помоги и не дай погибнуть моему верблюду. И тотчас, в одно мгновение, он увидел честного старца, сидящего на верблюде; он побежал другим путем, сошел в поток и нашел своего верблюда невредимым, но сидевшего на нем уже не видел. Пшеница также оказалась цела. С тех пор каждый год сей Сарацин приходил в Лавру для поклонения гробу преподобного Саввы. Однажды последователи Оригена, собравшись из разных мест под начальством некоего Леонтия, намеревались внезапно напасть на великую Лавру и разогнать правоверное стадо преподобного Саввы, а Лавру разорить всю до основания. Заготовив для сего множество ломов и другого железного орудия, а также и оружие, они пошли целым полчищем в великой ярости. Был второй час дня, и вдруг нашла на них в пути тьма и туман; весь день они проблуждали и не нашли Лавры, но забрели в непроходимые места, где застигла их ночь; с трудом, на следующий день они очутились близ монастыря святого Маркиана [ 103 ]. Поняв, что им ничего не удастся, они разошлись каждый к себе с позором; и сбылись на них слова Исаии пророка: «Опустошение и гибель на стезях их… осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень» (Ис.59:7, 10). Бог же хранил Лавру ради угодника Своего, преподобного Саввы, славно в ней потрудившегося.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

После закрытия Киево-Печерской лавры старец схиигумен Валентин вынужден был переселиться в Почаевскую лавру. Туда же за ним поехал и послушник Иоанн – будущий отец Зосима. «В Почаеве долго не были. Тоже сказали коммунисты: «Закрываем лавру.» 4 Пошло смятение. Покойный отец Севастиан, потом епископом он умер Кировоградским, сколько в КГБ он ходил, сколько бед, сколько допросов перенес. «Сдай ключи от лавры.» Он коротко отвечал: «Умру, хоть здесь расстреляйте. Но ключей я лаврских вам не отдам.» И выстояли! И лавра до сего дня служит, молится. Святыни все сохранились. Как поляки запустили лавру. После польского пленения все купола облезшие, поржавевшие, черные, кругом униатские скульптуры стоят. Какое позорище польского ига в лавре было! Давай низвергать скульптуры все эти униатские, католические, лавру освящать, купола золотить. И сейчас это самый лучший монастырь. Красота! Златоглавая, великая лавра! А униаты и автокефалисты доведут ее вновь до полного уничтожения. Придет время поругания. Тоже сначала старцев повыгоняли. Отца Кукшу сослали, милиция охраняла, чтоб никто не ходил к нему. Отца Амфилохия (Иосиф тогда был) тоже сослали, побрили его налысо, постригли ему бороду роскошную. Его никто не может узнать. «Боже мой, Иосиф, это ты? Костоправ знаменитый. На кого ж ты похож?» Вот так издевались в те времена. И опять там все жили верой: Матерь Божия не отдаст до конца на поругание, спасет лавру, лавра будет служить. И эта вера победила. Вот примеры, как вера побеждает. И вы всегда этой верой святой живите, и будете любого врага побеждать». Встречи с архиепископом Ермогеном (Голубевым) Несколько раз приезжал Ваня в Жировицкий монастырь к опальному архиепископу Ермогену. 5 Так как за владыкой было установлено постоянное наблюдение агентами КГБ, приходилось встречаться скрытно. Они договорились видеться на кладбище, куда заходили с разных сторон. А там встречались у условленной могилы и проводили часы в беседах. Это были беседы обо всем, что могло волновать молодого, сознательного церковного человека, стремящегося к монашеству. Они говорили о судьбах России и Русской Церкви, о монашестве, о гонениях и новомучениках, об исповедничестве перед лицом безбожного государства. Обо всем этом тогда не писалось в газетах и журналах, не было книг на эти темы. Но Ваня встретился с живой историей. Перед ним был человек, который был непосредственным участником трагических событий церковной истории XX века. После этих бесед с владыкой Ермогеном Ваня, по его собственным словам, полюбил историю Русской Церкви. Учеба и работа ветеринаром

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

233 Не смотря на явное нежелание отщепенцев подчинится Св. Савве, 234 он не прежде оставил их лавру, как устроив её с внешней стороны. Игуменом новой лавры поставлен был Иоанн грек, который ясно различал в подчиненной ему братии остатки прежнего, уступившего силе, неспокойного духа, которому казались тяжелыми всякие стеснения. Как в организаторской своей деятельности Св. Савва Освященный руководствовался началами и взглядами, принадлежавшими его учителю Св. Евфимию, и только развил их сообразно с нуждами современного ему иночества, так и в личной нравственно-религиозной жизни тот же великий подвижник служил для него предметом подражания. Иоанн Молчальник, подвижник лавры Св. Саввы, сообщил монаху Кириллу, что сей отец во всем старался подражать жизни великого Евфимия. Подобно последнему, Св. Савва имел обыкновение в определенное время удаляться из лавры в «совершенную пустыню» для уединенных подвигов, изменив это правило только в том отношении, что выходил в пустыню не на восьмой день праздника светов (14-го января), а после того, как праздновалась память самого Евфимия (20 января) 237 Твердо сохранял Св. Савва и древний обычай, практиковавшийся Св. Евфимием и более древними пустынными отцами Палестины, – не позволял жить в своем обществе безбородым. Для жителей Палестины и тех восточных народов, которые, в силу своих религиозных нужд, имели частые сообщения с Иерусалимским патриархом, эти черты подражания Св. Саввы Евфимию Великому указывали в нем как бы продолжателя и преемника дела Св. Евфимия. Нет ничего удивительного посему, что в числе братии великой лавры, на первых порах её существования, мы видим армян, посещавших в качестве паломников и лавру Св. Евфимия-армянина. В 491 г., вслед за освящением богозданной церкви, пришел в лавру «богоносный и славный божественными дарами муж», по имени Иеремия, родом армянин. При нем были два его ученика, которые имели одинаковые с ним нравы, были его сподвижники, и назывались Петр и Павел. Их приходу в лавру Савва Освященный был очень рад, дал им пещеру и небольшую келию, которые находились с северной стороны той его собственной пещеры, в которой он сперва жил, когда был еще один в долине, и позволил совершать правило псалмопения в малой молитвеннице на армянском языке в субботу и воскресный день. 238 Такое отношение к подвижникам -армянам привлекло в его лавру много армян, число которых увеличилось в самое короткое время. Около 501 года подвижникам из армян, составлявшим среди лаврских аскетов значительное по числу общество, Св. Савва предоставил созданную Богом церковь для совершения в ней не только правила псалмопения на армянском языке, но и прочего последования богослужения, исключая божественного приношения Св. Таин, и ревниво охранял чистоту их веры от всяких еретических заблуждений. 239 Многие из армян были в числе любимых учеников Св. Саввы, и назначались им настоятелями лавр и киновий; так, во главе кастеллийской киновии были последовательно Павел и Феодор армяне. 240

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крестики, иконы, хоругви, священные изображения, богослужебные и разные религиозно–нравственные книги могут быть приобретаемы, кроме вышеуказанных нами лавок (пред входом на пещеры), еще в лавках при св. воротах, около входа в Больничный Николаевский монастырь, за алтарем Великой церкви и во дворе около северных, или экономических ворот; там же можно бесплатно получать и каталог всех продажных книг и других предметов церковно–религиозного употребления. Во всех помещениях Лаврских для богомольцев, на странноприимном дворе, поддерживается чистота и порядок, равно как и соблюдается тишина, что так необходимо для людей, приезжающих в Киев и Лавру для того, чтобы отдохнуть душею, помолиться Богу и отговеться. К числу незаменимых преимуществ остановки в Лавре принадлежит, между прочим, и то, что здесь, на месте, в странноприимных корпусах Лавры всегда можно иметь постную пищу за самую умеренную плату, равно как чай и хлеб. В настоящее время существует удобное и сравнительно дешевое сообщение между железно–дорожным вокзалом и пароходною пристанью на р. Днепре, с одной стороны, и Киево–Печерскою Лаврою, с другой стороны, при помощи Киевской городской железной дороги. С железно–дорожного вокзала в Лавру можно проехать двумя способами: 1) севши в вагон городской железной дороги (прямо против вокзала), можно ехать до Царской площади (на Крещатике), там должно перейти в вагон, который направляется на Печерск (к Троицкому монастырю), и затем около Никольских ворот на Печерске нужно перейти в вагон, который идет прямо до Лавры и останавливается против верхних Лаврских ворот, ведущих в странноприимный двор; этот переезд будет стоить 11 коп.; 2) севши в вагон городской железной дороги против вокзала, на улице „Бибиковский Бульвар» против памятника граф. Бобринскому переходят в вагон, идущий к Бессарабскому базару, где пересаживаются в вагон, направляющийся прямо к Лавре; этот переезд стоит также 11 коп. Так как в вагонах городской железной дороги нельзя возить с собою большего багажа (корзин, мешков и т. п.), то все эти вещи можно нескольким лицам, или целой группе, складывать вместе на одну площадку ломового извозчика (40–60 кон. от вокзала до Лавры) и отправлять их в Лавру под наблюдением одного–двух человек из партии богомольцев. Некоторые богомольцы, прибывающие в Киев по Московско–Киевоворонежской и по Киево–Полтавской жел. дорогах, имеют обыкновение вставать на ст. Киев 2–й и оттуда пешком отправляться в Лавру. Не советуем так делать, потому что часто бывают случаи, когда подобные богомольцы сбиваются с дороги в незнакомой местности, опаздывают и, что хуже всего, попадают в руки злых людей, которые всячески обманывают таких неопытных путников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Афанасий Афонский построил Великую Лавру не для того, чтобы нарушить традиции афонского монашества, а чтобы сохранить его на века. Деревянные каливы и кельи погибли бы при первом же пожаре, а монастырь святого Афанасия был построен таким образом, чтобы простоять до скончания века. Важно, что преподобный действовал по Божьему благословению. Не случайно экономиссой Великой Лавры является Сама Пресвятая Богородица 1 . — Многие монахи смущаются комфортом в обители: мягкими матрасами, комфортными креслами… — Смотри в чём тут дело. Во-первых у нас в монастыре (да и почти в каждой обители) есть люди немощные и пожилые. Им такие вещи необходимы и никакого духовного вреда не принесут. Если монах хочет, он может снять матрас с кровати, отнести его на склад и постелить себе вместо мягкой постели простое одеяло. Если человек имеет доброе духовное расположение, подобные внешние вещи ему не повредят. Но, естественно, роскошь в монастыре неприемлема. Всё должно быть в меру. Всегда можно найти золотую середину. — Что Вы можете сказать о церковном пении? — Партес и пение западного образца противоречат Преданию. Православным является византийское пение. Оно помогает нам молиться. Западные образцы церковного пения не для храма, а для улицы. — Какой совет можете дать по чтению духовной литературы? — Ветхий и Новый Завет, толкования и святоотеческая литература. 1 Тогда как святой Афанасий строил свою лавру, попущением Божиим случилось, что в один год сделался в ней такой неурожай и голод, что во множестве стекшиеся к нему братии, не вынося строгих подвигов и постигшего лавру искушения, один за другим разошлись, так что наконец остался только сам святой Афанасий, и притом – без куска хлеба. Как ни был силен в подвигах и тверд в духе терпения святой Афанасий, но голод превозмог его, стойкость духа его поколебалась, и он решился оставить лавру и идти куда-нибудь в другое место. Наутро святой Афанасий, с железным своим жезлом, в смутном расположении духа уныло шел по дороге к Карее и в пути провел уже два часа; наконец силы его истощились и он хотел было присесть, чтобы отдохнуть, как вдруг показалась некая жена, шедшая ему навстречу, под голубым воздушным покрывалом. Святой Афанасий пришел в смущение и, не веря собственным глазам, перекрестился.

http://pravmir.ru/podvizatsya-s-radostyu...

В одно весеннее утро он проснулся спокойным, почти радостным… и вскоре вдруг почувствовал такое отвращение и ко всем упражнениям, и ко всем книжкам-лечебникам — ко всему. Он понял, что надежды нет. Захотелось умереть. Жена была рядом, пробовала уговорить, отвлечь, утешить. У Евгения приступы тоски сменялись равнодушием. Как-то жена сказала, что хочет пойти в церковь. — Иди,— безучастно отпустил больной. Когда жены не было, он плакал от горечи, от тоски, от своей обреченности. Жена стала спокойнее. Он удивлялся, но не расспрашивал. Заметил только, что у жены появились книги с крестиками на обложках. Евгений их не читал. Один только раз взял одну в руки, прочитал: «Житие преподобного Сергия Радонежского, чудотворца». Полистал, положил на место. — Евгений, вставай. Сегодня исполнилось ровно два года. Ты помнишь? Рядом с кроватью стоял незнакомый человек, пожилой. Кто он? Как вошел? Наверное, жена, уходя, забыла закрыть дверь. Но странно: от звуков этого голоса тело как бы стало наливаться теплом, оживать. Захотелось двигаться! Евгений встал. — Теперь ты здоров,— слышит Евгений, но никого уже не видит. Бросился к дверям — заперты. Когда вернулась жена, то увидела его на коленях перед раскрытой книгой. Он встал, обнял ее, и они оба опустились снова на колени перед книгой, с раскрытой страницы смотрел на них тот, кто совсем недавно был тут, кто сказал такие чудесные слова: «Ты здоров!». Евгений действительно стал здоровым, обрел веру и приезжал к преподобному Сергию благодарить за исцеление. Он и рассказал это все архимандриту Никодиму, от которого мы узнали о случившемся в древнем соборе Святой Троицы в наши дни. Скорее в Лавру Однажды в проповеди в самый праздник Преподобного отец Н. нам сказал о том, что ему поведал один из посетителей Лавры. Вечером, думая о всенощной под праздник, он колебался — ехать в Лавру из Москвы или пойти в храм где-нибудь здесь, благо, что есть храмы с пределами, посвященными преподобному Сергию. Пошел, постоял всенощную, а ночью увидел во сне Лавру Преподобного, заполненную народом. Огромная очередь выстроилась в Троицкий собор поклониться Преподобному основателю, и он сам благословляет каждого. Проснулся — и скорее на Ярославский вокзал, чтобы на литургию успеть в Лавру.

http://pravoslavie.ru/37626.html

Итак, возвратились враги Саввы со стыдом. Наступил праздник обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме , и собрались все палестинские епископы и игумены; пришел и преподобный Савва с несколькими братиями из Никопольского монастыря. Патриарх очень обрадовался, увидав его, и наедине стал уговаривать опять возвратится в Лавру. Он же отказывался, говоря, что свыше его сил – управлять и заботиться о таком множестве братий, и просил прощенья. Но патриарх сказал: – Если не исполнишь моей просьбы и совета, то не являйся мне на глаза: не могу я терпеть, чтобы трудами твоими владели другие. Тогда блаженный Савва, хотя и против желание своего, открыл патриарху о причине своего ухода из лавры: – Пусть не буду я повинен в ссорах и расколах братии, – прибавил он и рассказал о восстающих на него ненавистниках. Ослушаться патриарха Савва не мог и повиновался: Никопольскому монастырю он поставил игуменом своего ученика, пришедшего вместе с ним из Никополя, а сам отправился в свою Лавру. Патриарх послал с ним следующий указ к братии: – Объявляю вам, братиям о Христе, что отец ваш Савва жив, а не съеден зверями, как вы слышали и рассказывали: он пришел ко мне на праздник, и я удержал его, считая несправедливым делом, чтобы он оставил свою Лавру, которую устроил с помощью Божиею своими трудами, убедил возвратиться в нее. Итак, примите своего отца радушно и с должною честью и повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал. Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смириться и покоряться ему, тем мы повелеваем тотчас уйти из Лавры: не подобает сему отцу не занимать своего места. Когда сие послание было прочтено в Лавре посреди церкви, враги Саввы, ослеплённые злобой, подняли крик и смятение, обвиняя неповинного и чистого сердцем святого отца; одни укоряли его, бранили, злословили, другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из Лавры, а некоторые, схватив топоры и ломы, устремились к келлии, которую построил сам преподобный Савва, в неистовстве разорили ее до основания, побросали дерево и камень вниз, в поток, и ушли в Сукийскую Лавру 8121 . Игумен же той лавры Аквилин, человек богоугодный, зная о злобе их, не принял их, и прогнал из своей Лавры. Тогда они пошли к Фекойскому потоку 8122 , там построили себе келлии и поселились. Так были вырваны сии плевелы из Лавры, а оставшиеся братия, как пшеница, были плодом, угодным Богу и, умножаясь, беспрепятственно приносили Богу чистоту сердца. Прошло немного времени, и услышал святой Савва, где находятся ушедшие из Лавры и о том, что они терпят большую нужду; тогда он навьючил много пищи на лаврских лошадей и ослов и отправился с этим к ним, с одной стороны желая утолить их гнев, с другой – помочь им в их нужде. Некоторые же из них, увидев, что блаженный Савва идет к ним, стали говорить:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010