—281— 1865 г. ствлением. Первосвятитель наш чем-то занят к приезду Государя. Но если изволите пожаловать, то прошу покорнейше прямо на мою квартиру, или лучше на Вашу прежнюю. Я всю вакацию ныне сижу дома, и встречаю да провожаю гостей. Итак, преосвященнейший Владыко, в надежде счастливого свидания с Вами». Преосвящ. Леонид ездил в Лавру для личных объяснений со Владыкою-митрополитом по делам служебным. – В след за ним думал и я отправиться туда по такой же надобности, о чем и просил преосвящ. Леонида доложить Первосвятителю; но вот какой ответ получил от сего последнего из Гефсиманского скита от 10-го числа: «Простите, преосвященнейший, что я затрудняюсь видеть Вас у себя на сей неделе. Сколько болезнь уступает времени в мое распоряжение, столько едва ли достанет мне для некоторых неотсрочимых дел. Прошу Вас отсрочить путешествие Ваше до дней будущей недели, какие свободными окажутся. Мир с духом Вашим». 10 ч. писал я ректору Московской д. академии А.В. Горскому: «Усерднейше благодарю Вас за радушное предложение крова на случай моего приезда в Лавру. Но моя поездка, по воле Первосвятителя, отлагается до будущей недели; и ранее 19 или 20-го числа едва ли я могу предпринять путешествие. Спешу уведомить Вас о сем для того, чтобы освободить Вас от излишней заботы относительно встречи меня на станции железной дороги». Таким образом моя поездка в Лавру отложена была до 20-го числа. Между тем Москву удостоил своим посещением Государь Император с новым наследником престола, великим Кн. Александром Александровичем. Митрополит, по своей немощи, не в состоянии был приехать туда для встречи Августейшего гостя и для обычного приветствия его изустною речью: вместо речи он приветствовал Его —282— 1865 г. Величество письмом, которое вручено было Государю, при вступлении его 15-го числа в Успенский собор, преосвящ. Леонидом 825 . Когда же Их Величества прибыли 19-го числа в Троицкую Лавру, митрополит приветствовал Их там изустною речью 826 . 13-го ч. получено было мною письмо от новой знакомой, Натальи Петровны Киреевской. Вот что писала она мне на первый раз из своей Тульской деревни Долбина от 10-го числа, в ответ на мое письмо от 2-го августа:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда вошли в Благовещенский Собор, сбитенщик подвел его к Сергиевой иконе. — Он, — хрипло подтвердил император. Ему стало совсем тошно. Да, дольше невмоготу оставаться в этой проклятой Москве и ждать, когда его солдаты совсем одичают. Да и сам уже он почти одичал: мечется между Петровским дворцом и Кремлем. На душе иногда просто жутко: «По-бе-ди-тель!» Что дальше делать, совершенно не известно. Одна мысль, что уходить (если уходить), не дай Бог, придется опять по этой невозможной Смоленской дороге… — по ночам вскакивал с криком: опять по ней до границы… Ждать зимника, так теплой одежды нет, а русская зима, говорят, несколько отличается от испанской. «Да, дочиста ограбить Троицкую Лавру, всех сопротивлявшихся — без жалости, на месте… А саму Лавру сжечь! И уходить из Москвы сразу, без промедлений». — Бертье! — Я здесь, сир. — Дайте дивизию этому полковнику… как его?.. — Де Мортемару. — И пусть он скачет в Троицкую Лавру и забирает там всё! И побольше артиллерии и подвод. Надеюсь, он теперь не заблудится?! А ты чего ухмыляешься, старик? Давай-ка теперь твой сбитень. — Сбитень берите. А и как же не ухмыляться, когда смешно. Дивизию? На Лавру хоть ты всей своей армией навались — отвалишься. В смуту, как раз 200 лет назад, поляков тысяч шестьдесят ее осаждало. А за стенами наших монахов полторы тыщи всего сидело. Сергий наш свое войско вам же показывал. Кто с таким войском справиться сможет? Митрополит Платон сидел в настоятельских покоях, по его же проекту и указу выстроенных, и размышлял о своей скорой кончине. Он знал, что скорой, не боялся ее, уповая на милость Божию, и просил Его только о том, чтобы это свершилось после изгнания вражеских войск из Москвы. Он уже приготовил в помощь нашим одну из главных Лаврских святынь, древнюю икону «Явление Божией Матери Преподобному Сергию», а там пусть сами решат, то ли с ней до Парижа идти, то ли вернуть после изгнания неприятеля из Москвы. Иногда вздыхал по-стариковски, что Суворова Ляксан Василича больше нет. При нем бы справились с супостатом уже под Смоленском… В дверь постучали. Он сразу по стуку узнал кто.

http://azbyka.ru/fiction/dikovinki-krasn...

видно, что со времени открытия троицкой Семинарии взято в семинарскую библиотеку из монастырской всех рукописей 207 215 В числе сих рукописей в настоящее время в академической библиотеке находятся между прочим следующие: в лист Апостол на пергамене; Апостол с надписью: апракос Исакова письма Собакина; два экземпляра Псалтири славяно-греческой, славянский текст писан суриком, – а греческий славянскими буквами; два Евангелия, один экземпляр писан в 1619 году при архимандрите Дионисии и при келаре Аврааими Палицыне, а другой дан в лавру в 1665 году келарем лавры Симоном Азарьиным; Псалтирь на славянском, греческом и Вольском языках дана в лавру в 1670 году Симоном Азарьиным; Псалтирь с надписью троицкого игумена Иоасафа; 13 книг ветхого Завета XVI века; толковый Апокалипсис в лицах – в двух экземплярах; Апостол толковый, данный в 1501 году митрополитом Симоном троицкому игумену Серапиону; толкование на 16 пророков 1490 года; толкование Афанасия александрийского на псалмы и на Евангелие Иоанна, первое писано в 1459 году Пахомием Логофетом по воле казначея троицкого Сергия, второе – в 1456 году при игумене троицком Вассиане; Григорий Двоеслов начала XV века; Иоанн экзарх XVI века; Мефодий памфилийский – писан по желанию Арсения Суханова ; сочинения Максима Грека с подписью митрополита Иоасафа; Златоструй, переведенный при Симеоне царе болгарском., – писан в Киеве в 1474 году при короле Казимире дьяком Андреем Тверитиным; житие Феодора едесского на пергамене XVI века; торжественник постный, писан в 1524 году по воле троицкого игумена Порфирия иноком Пафнутием Писемским, Тимофеем и Закхеем; поучения Симеона нового богослова на пергамене XIV века; оглашения Феодора студита на пергамене XIV века; никоновские правила – даны в лавру вкладом от царя Иоанна Васильевича; собственноручные писания Симеона полоцкого частию на русском, частию на польском; следованная Псалтирь, писала в Киеве в 1474 году иноком Пафнутием; Псалтирь следованная в лицах, писана уставом и дана в лавру Дмитрием Ивановичем Годуновым; общая минея с уставом, сложенная Кириллом философом; стихирарь писан троицким доместиком Логином в XVII веке; четьи-минеи 12 книг, из них февральская на хлопчатой бумаге писана в XV веке, майская и июньская в 1558 году, июльская в том же году писана старцем Иоасафом и священником Фирсом; временник мниха Георгия (Амартола), писан на пергамене и в лицах; описание всего света, писано при князе Василие в XIV веке; Козма Индикоплов в лицах; миротворный круг Геннадия арх

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Позже одна из них возглавила Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге, а после ее кончины – приснопоминаемой схиигумении Серафимы – настоятельницей монастыря на Карповке стала ее родная сестра, игумения Людмила... Отец Сампсон говорил мне, что я буду монахом. Благословлял на монашество, хотя у меня были разные возможности выбора дальнейшего пути... А с отцом Михеем я познакомился в тринадцатилетнем возрасте. Мы приехали в лавру на службу, тогда я впервые попал на колокольню. Очень большое впечатление она на меня произвела – особенно десятитонный колокол «Лебедь». С тех пор я стал приезжать сюда периодически. Сначала просто смотрел, как отец Михей звонит. Потом он дал мне попробовать позвонить. Конечно, система здесь сложная, но со временем у меня стало потихонечку получаться. Однажды батюшка заболел и попал в больницу. Больница находилась там, где сейчас семинарский корпус. Я заменил отца Михея на колокольне. Лежа в палате, откуда был хорошо слышен колокольный звон, отец Михей затем по телефону высказывал мне какие-то замечания, пожелания. Вот таким образом я учился. Батюшка очень требовательно и строго относился к звону. Потом меня призвали в армию (1985-1988 годы). Три года я служил на Тихоокеанском флоте, за это время два раза был в отпуске. Естественно, приезжая на побывку домой, стремился увидеться с отцом Михеем, поучаствовать в звонах. В один из моих приездов в лавре снимали фильм «Храм», и я неожиданным образом в него попал.      Помнится, это один из первых документальных фильмов о возрождении церковной жизни в нашей стране, и в нем были озвучены на весь мир теперь ставшие широко известными, даже хрестоматийными слова священника Павла Флоренского, который сказал: «Чтобы понять Россию, надо понять лавру...» Действительно, фильм «Храм» был снят к празднованию 1000-летия Крещения Руси, по признанию многих, ставшему новой точкой отсчета для всей духовной жизни России. Продолжу цитату из высказывания отца Павла Флоренского: «...а чтобы вникнуть в лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”».

http://pravoslavie.ru/145406.html

И стало так понятно, почему в темную годину, когда разверзлась бездна, пытливые, испуганные души притекали в эту тихую вотчину , под эти розовые стены Лавры, чего искали. В светлой грезе я покидал Посад. Лавра светила мне тихим светом, звала вернуться. И я вернулся. И до зимы приезжал не раз. Январь-февраль 1939 г. – февраль-март 1947г. Париж». Скорее в Лавру Однажды в проповеди в самый праздник Преподобного отец Н. нам сказал о том, что ему поведал один из посетителей Лавры. Вечером, думая о всенощной под праздник, он колебался – ехать в Лавру из Москвы или пойти в храм где-нибудь здесь, благо, что есть храмы с пределами, посвященными преподобному Сергию. Пошел, постоял всенощную, а ночью увидел во сне Лавру Преподобного, заполненную народом. Огромная очередь выстроилась в Троицкий собор поклониться Преподобному основателю, и он сам благословляет каждого. Проснулся – и скорее на Ярославский вокзал, чтобы на литургию успеть в Лавру. Исцеление инока, имевшего сухую руку Наместник Лавры отец Кронид, преподобному-ченик, рассказал об исцелении инока отца Фомы 267 , у которого от рождения была сухая рука. Он много раз молился Преподобному, прося себе исцеления, но Преподобный будто бы медлил. И вот в 1867 году 24 сентября – в день памяти Преподобного – начальство поставило его около иконы Святой Троицы наблюдать за порядком. Отец Фома, стоя около святых мощей преподобного Сергия, всю всенощную молился со слезами, прося исцеления. Богослужение ему показалось таким усладительным, что он, вернувшись в свою келию, забыл совсем обо всем на свете. Помолившись немного, лег и скоро заснул. Проснулся оттого, что какие-то вспышки света прорезали темноту. Он решил, что где-то начинается гроза. Подошел к окну, постоял немного и решил идти спать. Вдруг вся его келия наполнилась ярким светом и в нем он увидел дивного старца. Такой добротой, милостью веяло от него, что душа инока затрепетала от радости. В старце он узнал преподобного Сергия. Тот подошел и положил руку на плечо, сказав: «Чадо! Слышу стенания сердца твоего. Молитвенный вопль твой подвигнул меня посетить тебя и даровать тебе Божию милость – исцеление во славу Его святейшего имени». При этом по безжизненной руке как будто полилась горячая вода. Отец Фома в порыве благодарности упал на колени: «Преподобный отче Сергие! Благодарю тебя за твою неописуемую ко мне милость!». Встал-никого нет. Рука стала живой, совершенно здоровой. Отец Фома пошел

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Я находил, однако, нужным, доколе еще в силах, работать и служить ближним братьям, чтобы и мне не в стыд и укор было принимать их услуги, когда изнемогу силами». Ужаснулся патриарх, увидев пред собой святителя и пораженный его глубоким смирением. Призвав преподобного Савву, патриарх сказал ему: «Сей инок открыл мне тайные дела, по которым он не может быть пресвитером. Оставь его с этого времени в покое; пусть он безмолвствует и наедине работает Богу». Савва и Иоанн возвратились в лавру. Глубоко опечалился великий старец; он думал, что ошибся в иноке, считал его достойным священного сана, а он оказался непотребным. И вот святой старец удаляется на целую ночь в пещеру и в слезной молитве просит Бога открыть ему тайну. Исполнил Господь смиренную молитву своего раба; к нему явился Ангел и сказал: «Не непотребный сосуд Иоанн, но сосуд избранный; будучи епископом, он не может уже быть поставлен в пресвитера». Обрадовался Савва, узнав тайну, и тотчас же поспешил в келью Молчальника. «Утаил ты от меня, – сказал он Иоанну, обняв его, – утаил Божию в тебе благодать, но Бог мне открыл ее». – «Ах, отец мой, – отвечал Иоанн, – прискорбны мне твои слова; я желал, чтобы никто не знал о моей тайне; теперь она открылась, и я принужден буду оставить это святое место, где я обрел было себе покой». Старец поспешил успокоить Иоанна и, поклявшись пред Богом никому не открывать его тайны, упросил его остаться в лавре. Иоанн остался и принял на себя необычайный подвиг молчальничества. Он совершенно заключился в келье; никуда из нее не выходил, даже и в храм Божий, и к нему никто не входил, кроме брата, ему служившего. Так провел он четыре года. Когда преподобный Савва вследствие возмущения недовольных иноков оставил лавру, вышел из своего уединения и Иоанн и удалился в пустыню Рува. Десять лет провел он здесь в суровых подвигах, питаясь растением мелагрия. Возвратившись в лавру, он снова затворился в келье и безвыходно пробыл в ней целых двадцать пять лет. Однажды в год великий подвижник выходил из своего затвора – это в праздник Божией Матери, имени коей был посвящен главный храм обители, да еще когда посещал лавру патриарх Илия, которого он глубоко почитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5. Особые знамения, бывшие от мощей святой Иулиании. Заключение В 1617 году, пишет современник Кальпофойский, еще при архимандрите Елисее Плетенецком, пришел в Лавру неведомый человек, который изъявлял желание поклониться св. мощам Иулиании, и для этого просил экклесиарха открыть гроб её. В то время экклесиархом Лавры был иеромонах Ливерий, который, не замечая притворства неведомого поклонника, беспрекословно исполнил его волю, а сам отклонился в сторону для других занятий. Посетитель, казалось, с подобающим благоговением целовал св. мощи, но, лишь только он успел выйти за порог церковный, как внезапно упал на землю и начал метаться во все стороны, испуская пену из уст своих; вслед затем он испустил дух и скончался в страшных мучениях. Устрашенный необычным явлением экклесиарх позвал архимандрита, который велел обыскать несчастного, и в его пазухе оказался перстень, в котором экклесиарх сразу узнал перстень, бывший на руке у св. Иулиании. В то же время пришел в Лавру один благочестивый Киевский гражданин, который узнал покойника и здесь пред всеми засвидетельствовал, что этот святотатец был еретик социнианин, неверующий ни в Божество Сына Божия, ни в св. Троицу и т.п. 302 Тогда архимандрит поучал братию, что ничего петь тайного, чтобы не открылось в свое время и, наставив всех душеспасительною беседою, велел предать земле тело несчастного без всяких обрядов, вне ограды монастырской. Другое не менее замечательное чудо от мощей св. Иулиании было в 1667 году в день памяти её, 6 июля. В этот день пришел в Лавру игумен Златоверхого монастыря Феодосий и просил открыть ему раку св. Иулиании, признаваясь, что еще досоле не воздавал её мощам должного поклонения, но что на сей раз он был побужден к этому особым чудным видением. Однажды, говорил он, после утреннего пения ему явился светлый лик многих святых дев, и в числе их одна сказала ему: «я Иулиания, которой мощи лежат в св. церкви Печерской, для чего ты пренебрегаешь мною? я же причислена от Господа к св. девам, ему угодившим». После этого благочестивый игумен никогда не приходил в Лавру, чтобы не воздать особенного поклонения св. мощам Иулиании.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По этому поводу владыка Афанасий писал Марии Николаевне: «...Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Я даже сожалею, что тогда не пришла мне в голову мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там уже есть такая икона и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить " первописанную " , а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры». Также святитель просил на обороте иконы записать ее краткую историю, укрыв эту надпись тканью . Есть основание предположить, что отец Пимен собирался ехать к святителю за его келейной иконой, которую епископ Афанасий как раз тогда и передал в Лавру . В письме к протоиерею Иосифу Потапову от 27 августа 1957 года святитель писал: «В дополнение к завещанию. Икону Всех Русских Святых - в Троицкую Лавру, в храм под Успенским собором. Туда же гробни[цу] со святыней, которыя я надеюсь скоро получить и для которых заказываю специальную гробничку» (здесь речь о мощевике, о котором в статье чуть далее). То есть до августа 1957 года икона еще не была в Лавре, иначе не было бы необходимости оговаривать этот пункт в завещании. А в июне 1960 года архимандрит Пимен передал владыке Афанасию подарок - цветное фотоизображение первой иконы Всех русских святых письма М. Н. Соколовой, освященное на святых мощах преподобного Сергия Радонежского. Сразу после этого 14 июня святитель отправляет эту фотокопию наместнику Свято-Успенской Почаевской Лавры архимандриту Севастиану (Пилипчуку) со словами: «Икона, с которой сделан цветной снимок, передана мной в Троице-Сергиеву Лавру и находится там в трапезном храме» . То есть подтверждается, что к 1960 году первая икона была уже передана в Лавру при посредстве архимандрита Пимена и находилась тогда в Трапезном храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Я знаю, что Бог не неправосуден. Он не попустит рабу своему быть добычею зверей. Подите, сыщите своего авву, или живите спокойно, доколе Бог не явит его». Когда наступил праздник Обновления, то, по обыкновению игуменов, Савва пришел во святой град с некоторыми братьями из монастыря, находящегося при Никополе. Ибо, как мы сказали, он основал там монастырь и собрал братию: потому что Бог во всем содействовал ему. Он с некоторыми игуменами пришел к архиепископу. 35.Патриарх, увидевши старца и возрадовавшись, убеждал его наедине возвратиться в свою Лавру. Когда же Савва просил себе свободы, и никак не хотел возвратиться, то архиепископ сказал ему: «Верь, что, ежели ты не послушаешь моего убеждения и совета, не увидишь более лица моего: ибо я не могу надеяться, чтобы труды твои исполнили другие». Услышавши сии слова архиепископа, отец наш Савва обещался повиноваться его приказанию, и принужден был рассказать ему о беспорядке и возмутительном духе шестидесяти соумышленников. По сему случаю патриарх написал к монахам в Лавру следующее письмо: «Извещаю вас, возлюбленные братия, что отец ваш не съеден львами, но жив. Ибо он пришел ко мне на праздник. Удержавши его у себя, я убедил его не оставлять своей Лавры, которую он, по Божью Промыслу, основал своими трудами. И так примите его с должною честью и повинуйтесь ему совершенно. Ибо не вы его избрали, но он вас избрал. Почему вам должно покориться ему. Если же есть некоторые из вас упрямые, высокомерные, непослушные и не хотящие быть смиренными: то таковые не должны оставаться в Лавре. Ибо неприлично Савве оставлять свое место». И так отец наш Савва, не умея быть непослушным, игуменом в Никопольский монастырь поставил некоторого ученика своего, родом из Никополя, по имени Севериана, дабы потом возвратиться в Лавру. 36. Освященный Савва, взявши письмо от патриарха, возвратился в свою Лавру. Когда письмо было прочтено в церкви, то дерзкие оные монахи вознегодовали на него, ослепились своею злобою, и все шестьдесят единодушно составили толпу, и как на войне ополчались против святого отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

В заключении своего рапорта о. депутат ставит Собору на вид то, что Собор, потребовавший от него объяснения, отвлек его от наблюдения за делом в то время, когда особенно важно было наблюдать, так как канцелярия Его Сиятельства собирает для решительного заключения такие справки, которые могли быть отысканы только по указанию о. депутата 757 . По выслушании рапорта и записки иеромонаха Филарета, Учрежденный Собор поставил своим долгом доложить и доложил 30 июля 1837 года Его Высокопреосвященству, что по поводу продолжительной отлучки из монастыря иеромонаха Филарета велено ему приехать в Лавру, но в ответ он прислал 11 февраля 1837 году рапорт, в котором спрашивал, – действительно ли ему велено возвратиться в Лавру по словесному сказанию о. казначея, и требует 4 000 руб., будто издержанных сверх выданных ему по производящемуся о землях делу. Учрежденный Собор признал нужным вызвать его в Лавру, взять от него отчет, что сделано им в пользу обители по делу о земле —89— за лавками и площади вокруг Лавры, и в расходе выданных ему денег. По выслушании же представленной им записки Собором определено: по ходу означенного дела не видно, чтобы депутату необходимо нужно было столь долгое время неотлучно жить в Москве и не являться даже по вызову в Лавру, потому что дело идет не проживанием в Москве депутата, а благодетельною заботливостью Его Высокопреосвященства, что депутат напрасно так много говорит в пользу своих трудов, чего из течения дела совершенно не видно; если бы он был менее своенравен и более послушлив Собору, то не понадобилось бы по десяти месяцам проживать в Москве и дешевле были бы траты на его содержание, а дело имело бы более правильности. Требование депутатом 4 000 руб. от Лавры, будто своих или занятых у кого-то на издержки по делу, Собору кажется невероятным, и Собор ни под каким видом признать их за свой долг не может. По соображению Собора, сколько нужно было на содержание депутата в Москве, ему отпускаемы были деньги каждогодно, а именно с 1832 по 1835 г. выдано было ему 3 613 р. 75 к., в каковой сумме, вследствие резолюции Его Высокопреосвященства, дан им отчет, хотя и неудовлетворительный; в 1835 и 1836 г. выдано ему на содержание 2 481 руб.; следовательно, и в сии два года – в каждый приходит по 1 240 руб. 50 к., да кружечного дохода наравне с прочею трудящеюся братиею в каждый год до 300 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010