В начале 1980-х годов я приехал в Сантьяго с юга Чили с намерением поступить на богословский факультет столичного Католического университета и познакомиться ближе с Православной Церковью, не имевшей ни малейшего присутствия в моих краях. Меня приняла антиохийская община. Под ее омофором я прослужил Богу 18 лет. Когда епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант) (Русская Зарубежная Церковь) предложил перейти в его юрисдикцию, я с благодарностью согласился. Владыка Александр был выдающимся пастырем. Его кончина в 2005 году и сейчас отзывается болью в наших сердцах. С чувством радости, смешанным с ностальгией и грустью, я вспоминаю, что впервые принял участие в православном таинстве крещения, причастия и миропомазания, когда вместе со своей невестой присоединился к Православию, а первой свадьбой по православному обряду, на которой я присутствовал, было наше венчание. Совершил его первый православный священник-чилиец приснопамятный отец Иоанн Боденбург Мальдонадо. Мне всегда хотелось посмотреть на диаконскую хиротонию, но первым таким таинством в моей жизни было мое собственное рукоположение. То же произошло со священнической хиротонией: я представлял ее лишь в воображении, пока 26 октября 1986 года викарий Патриарха Антиохийского в Чили епископ Гавриил (Фаддул), ныне покойный, не возвел меня в сан священника. Я часто размышляю над историей Руфь из Ветхого Завета. Потеряв мужа, эта молодая красивая моавитянка, чтобы прокормить свекровь, стала собирать колоски на жатве богача Вооза. Мы будто овдовели, когда осознали, что Церковь, к которой мы принадлежали с рождения, далека от подлинной веры. Подобно Руфи, мы подбирали колоски Православия, выпавшие из рук греков, арабов и россиян. Одна православная община научила нас хоровому пению, от другой мы узнали о тропарях, от третьей – о кондаках, четвертая показала нам богослужебные облачения, от пятой мы усвоили, как совершаются богослужения Страстной седмицы. Нас потрясли русские иконы, с которых святые молчаливо взирают таинственным взглядом. С большим интересом мы узнавали о русских архиереях – приснопамятных Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Лавре (Шкурле), архиепископе Чилийско-Перуанском Леонтии (Филипповиче), епископе Александре (Милеанте). Мы общались с православными священниками, изредка приезжавшими в Чили, с русскими женами чилийцев. Потихоньку мы собрали столько колосков, сколько необходимо, чтобы испечь хлеб. Не хватает лишь счастливой развязки, которая в случае с Руфь наступила, когда Вооз пленился красотой бедной вдовы и взял ее в жены.

http://pravoslavie.ru/30323.html

На Юбилейном Архиерейском Соборе был принят развернутый документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Уникальность этого документа, разработанного под руководством митрополита (ныне Святейшего Патриарха) Кирилла, обусловлена тем, что он затрагивает почти все проблемы, с которыми сталкивается Православная Церковь на современном этапе. Подобный документ является первым не только в истории Русской Православной Церкви, но и в истории всего мирового православия. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» затрагивают широкий спектр тем, таких как: Церковь и нация, Церковь и государство, христианская этика и светское право, Церковь и политика, труд и его плоды, собственность, война и мир, преступность, наказание и исправление, вопросы личной, семейной и общественной нравственности, проблемы биоэтики, экология, светская культура, наука и образование, Церковь и СМИ, международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма. «Основы социальной концепции» призваны стать духовным и нравственным руководством для всей полноты Русской Церкви. Нравственные требования, заложенные в «Основах», являются обязательными для исполнения не только священнослужителями и членами клира, но и рядовыми членами Церкви. В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью. Собор одобрил курс на сближение с этой Церковью, наметившийся в начале XXI века. Ранее, в течение многих десятилетий, руководство Зарубежной Церкви занимало непримиримую позицию по отношению к Московскому Патриархату, который оно обвиняло в сотрудничестве с советской властью и считало безблагодатным. Ситуация не изменилась даже после падения коммунистического режима и распада СССР. Лишь после ухода в отставку первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Виталия (Устинова) в 2001 году начались официальные контакты между этой Церковью и Московским Патриархатом. При новом первоиерархе – митрополите Лавре (Шкурле) – был взят курс на сближение с Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, вся братия, кроме этого Панкратия и ещё двоих, на автокефалию не согласилась. Тогда Яков заявил, что завтра, в Вознесение, вызовет из Тернополя ОМОН и монахов за ноги и за бороды вытащат вон из лавры, не дав забрать даже личные иконы, книги и вещи. В Вознесение монахи скорбели и молились. Прихожане уже знали, что вызван ОМОН, что приедет он во второй половине дня, когда народа в церкви уже не будет. Я стояла на поздней литургии. Ко мне подошёл один молодой монах и спросил: – Матушка, ради Бога, придумайте что-нибудь. Может, у вас есть куда позвонить? Другой, пожилой, много лет знавший меня, монах, напомнив мне, как мы тогда защищали Почаевский скит, сказал, что сейчас лавру может спасти только местное население. Поэтому надо немедля найти помощниц и объявить тихонько в церкви, чтоб народ не расходился, и ещё собрать в лавру как можно больше народу. Так мы и сделали. Я и ещё одна монахиня и мирянки продвигались поперёк массы стоявшего в храме народа и объявляли про ОМОН. Мы просили всех собраться и собрать в лавру всех, кого можно. Люди кинулись к монахам: правда ли это про ОМОН. Монахи подтвердили. И через час об этом узнал весь Почаев. Машины, мотоциклы ехали в ближайшие сёла, и в лавру, уже ближе к пяти часам вечера сошлось множество народа, ударили в набат. А я и ещё две украинки, жена бывшего лаврского рабочего и одна умная мужественная немолодая дама, около часу дня по телефону соединились с Облсоветом Тернополя и уполномоченным по церковным делам, с руководителями РУХА, то есть национального украинского движения и уговорили их не присылать ОМОН, объяснили, как это опасно для жителей, особенно с детьми, которые уже толпами бегут в лавру. Мы просили прислать в Почаев прокуроров, милицию, руховцев! Так всё и вышло. Господь, Божия Матерь и преподобный Иов не дали в обиду свою обитель. До самого утра били в набат, а человек сто молодых парней с арматурой и кольями перебегали во дворе от центральных ворот к запасным. Ни у кого не было уверенности, что ОМОН теперь уже не приедет. Молодые люди готовы были умереть, но лавру отстоять. Каждая новая прибывшая машина с милицией из Кременца и Тернополя вызывала тревогу, и тогда снова потрясал души набат. Вечером Яков, увидев, что ОМОН из Тернополя не приехал, стал звонить во Львов, чтобы оттуда прислали ОМОН. Но местные телефонистки предотвратили неизбежное кровопролитие, под видом представителя Львова отвечал какой-то толковый парень, мол, Львов слушает, ОМОН приедет... Вслед за этим местные люди отрезали в лавре провода телефонную линии. А приехавшее из Тернополя крупное милицейское начальство и прокуроры предложили Якову немедля покинуть лавру, так как устроить бойню из-за одного Якова они не позволят. Спасая Якова от самосуда разъярённой толпы, в три ряда, сцепив руки, стояли милиционеры, дружинники и простые мужчины, пока не вывели из ворот и не усадили в машину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я искренне благодарю всех причастных к организации принесения мощей и братию, которая в течение этого времени сопровождала святыню. Это большой труд, плоды которого радуют и, надеюсь, принесут пользу. — Владыка, а есть ли хотя бы примерная статистика, сколько человек приходит поклониться Преподобному в Лавру в год? — Ежедневно Лавру посещают множество паломников и туристов. Сложно отследить точное количество человек, посещающих Лавру. Все мы знаем, что пандемия 2020-2021 годов изменила привычный миропорядок. Если до этого в Лавру приезжали на экскурсии минимум 700 тысяч человек в год, то во время пандемии в 2020 году на экскурсиях в монастыре побывали 70 тысяч человек. А это в десять раз меньше. Сегодня Лавру посещают в основном только наши соотечественники. Благодаря комплексному и всестороннему подходу в деле гостеприимства для них стали доступны храмы, в которые ранее они не могли попасть, — церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, церковь в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь) и другие. Кроме того, возрождается исторический путь «Дорога в Лавру» — знаменитая Троицкая дорога, по которой пешком ходили к преподобному Сергию цари, богомольцы и народ. В Москве от Красной площади уже появилась навигация, чтобы каждый путник мог сориентироваться и совершить такое паломничество. Сейчас виден постепенный рост числа паломников и туристов. Паломничества и экскурсионные поездки возобновляются, все больше и больше людей приезжают в обитель преподобного Сергия. Мы помним заветы преподобного Сергия, его гостеприимство, поэтому всегда всех ждем и всем рады. — Как Вы думаете, чем сегодня привлекательна фигура преподобного Сергия? Остается ли он Игуменом земли Русскои? Почему у мощеи Преподобного, как прежде, собираются массы людеи? — Преподобный Сергий жил в сложное для Руси время владычества Орды. Многие годы простые люди были скованы страхом перед захватчиками. Это было время, когда горе являлось неотлучным спутником жизни каждого человека, князья были разобщены. Преподобный был открыт для каждого нуждающегося и скорбящего. В его лице люди — будь то простые крестьяне или великие князья — всегда находили утешение, вожделенный мир, покой сердцу и неземную душевную радость. Именно поэтому к нему всегда тянулись многочисленные потоки людей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5982375...

91)       Историч. воспоминания и замечания на пути к Троиц Н.М. Карамзина. (Полное собрание сочинений русских авторов. Сочинения Н.М. Карамзина, т. I, изд. А. Смирдина. СПб., в типографии Карла Крайя, 1848 г., стр. 458–501. Сперва было напечатано в «Вестнике Европы», ч.      IV, 15–16, стр. 207–226, 287–304; ч. V, 17, стр. 30–47. 92)       Путевые записки о Троицкой Лавре, содержащие в себе обзор достопамятностей Троицкой дороги, Лавры и Вифании. С политипаж. видами и древним изображением Сергиева монастыря в начале XVII в. Соч. И(вана) С(негирева). М.,в типографии Семена, 1840 г., 8°. 56+3+3 стр.+6 рис. Отзывы: 1) «Отечеств. Записки», 1840 г., 10, т. XII, отд. 6, стр. 67; 2) «Москвитянин», 1841 г., т. I, 4, стр. 479–506. (М. Погодина). 2 изд. M., там же, 1850 г., 8°, 3 стр. 93)       Путешествие в Троицкую Сергиеву Лавру. M., в Университ. типографии, 1840 г., 8°. 94)       Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Изд. А. Мартынова , составленное к богомольному Пути Государя Императора и Государыни Императрицы в Троице-Сергиеву Лавру после священного коронования и удостоенное Высочайшей Их Императ. Величеств благодарности. Текст соч. И.М. Снегирева . М. в тип. Готье, 1856 г., 8°, стр. 116+IV с 5 литограф. рисунками. Отзывы: 1) «СПб. Ведомости» 1857 г. 28. «Современин» 1857 г. 1. «Отечеств. Записки» 1857 г., 1, т. СХ, отд. 2, стр. 44–45. 95)       Путь от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры. Разсказы для детей. СПб. в тип. В. Головина, 1862 г., 8°, 71 стр. 96)       От Москвы до Троицы. Путевые заметки и влечатления. В. Дементьев. «Москов. губер. Ведомости 1865 г. 1–3. 97)       На богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. (По поводу торжественного крестного хода в память 500-летия кончины преп. Сергия Радонежского чудотворца). А.А. Ярцев. «Московские Ведомости» 1892 г., 257, 258 и 259 и отдельно М. 1892 г , 16°, стр. 71. На сорочке заглавие: Спутник богомольца-пешехода по дороге в Троице-Сергиеву Лавру. 1. Царские богомольные походы к Троице. 2. Исторические места на Троицкой дороге и современное их описание. 3. Крестный ход из Москвы в Лавру 21–24 сентября 1892 г. – На титуле тот же заголовок, что выше 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В это время он уже был почитаемым духовником, за советом и с просьбами о молитве к которому шли многие люди. В 1954 году отец Варлаам переезжает в Киев и становится насельником Киево-Печерской лавры. Он принимает великую схиму с именем Валентин, становится духовником семинарии, неся это послушание вплоть до ее закрытия в 1960 году. Вскоре после этого была закрыта и лавра. Именно в это время в Киево-Печерской лавре, перед самым ее закрытием, начал свой монашеский путь будущий схиархимандрит Зосима, а тогда послушник Иоанн. О своем пребывании в лавре и о ее закрытии отец Зосима вспоминал следующее: «Ну, надо Богу служить, " – говорит старец, отец Димитрий покойный. И схимник мой говорит: «Иди в лавру.» Пошел я в лавру Киево-Печерскую. До закрытия лавры там побыл. При мне закрывали лавру. Рассказывали, как Филарет, этот сатанист нынешний, приехал тогда с чекистами и говорит архимандритам: «Так, лавра закрывается на ремонт. Освобождайте помещения. Быстренько. Вас переселяют в Почаев». Бедные старцы! Те плачут– знают, что никакого там ремонта не будет. Что никакого Почаева им не будет. Выгоняют их куда глаза глядят. Нет, а то в тюрьму посадим. Филарет: «Отцы, отцы, освобождайте, завтра начинаем ремонт капитальный лавры. После всех вас возвратим обратно». Говорят они: «Куда мы уже возвратимся! Мы никогда уже сюда вновь не возвратимся». А мой старец смелый такой был, покойничек. Подходит, говорит Филарету: «Помни, ты за нечестие свое отступишь от Бога, будешь врагом Церкви. Придет время, ты предателем Церкви будешь. И помни, за твое нечестие, что ты лавру закрыл, тебе Бог , придет время, не даст нормальной смерти. Повесишься ты, как Иуда-предатель». Он так грозно сказал. Как плакали старцы монахи, схимники, когда закрывали лавру! Грабили страшно. А монахи иконы в землю закапывали, в огороде у епископа Нестора. Тогда он был наместником лавры. Все жили верой, что лавра вновь будет служить, откроется, трагедии такой не было... Но все старцы знали, что не возвратятся при жизни в лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– 5.000 р., в 1812 году – 4.000 р., итого имела, кроме вкладных, своей суммы 23.000 рублей. 3415 Между тем в Синоде началось новое течете, в пользу перемещения Академии не в Донской монастырь, а в Троицкую Лавру. В этом смысле еще в 1800 году был дан митрополиту Платону указ Св. Синода. Платон в своем ответном представлении Синоду предлагал вместо Лавры Воскресенский монастырь: «полагаю, писал он, что предпочтительно выгоднее Академию Московскую перевести в Воскресенский монастырь; поскольку там и Академия, и монастырь составят едино начальство, а архимандрит первостепенного монастыря имеет быть и ректором Академии, чего в Троицкой Лавре, по ее положению, учредить не без трудности, и Академия осталась бы некоторым образом зависящею от лаврского начальства; в таком случае могли бы старшие семинарии преимуществовать пред Академией». 3416 Итак, митрополит Платон был против —705— перемещения Академии в Лавру. Эту свою тенденцию он не раз высказывал в своей переписке с архиеписко- —706— пом петроградским Амвросием и своим викарием, епископом Августином. 8-го марта 1800 года он пишет —707— первому: «Не знаю с чего вышло, чтоб Академию перемещать в Лавру. Я не предвижу еще удобности в том, а —708— более наклоняюсь на Воскресенский монастырь, как и всегда к тому расположен был. Прошу дать совет». Через —709— одиннадцать дней Платон снова пишет Амвросию 3417 о том же и с еще большей настойчивостью: «Академию в Лавре завести, кажется, невместительно; ибо для Академии надобно особое начальство, с другими не соединенное, и что будет ректор Академии в Лавре, когда семинарии в Москве он будет предпочтительнее. Да и Новгородский (митрополит Гавриил) ко мне писали, что Академии нельзя быть в Лавре, а надлежит быть в Москве, по воле государевой». 3418 Однако, несмотря на противодействие митрополита Платона мысль о переводе Академии в Лавру все более и более прививалась в правительственных сферах, и чрез девять лет Платон снова беспокоится в своем письме к епископу Августину: «что Академия переведется в Лавру, приятно ли то Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Столетний отшельник Кириак оградил от нападений лжеучителей лавру Суккийскую, но в Великой лавре настоятель ее архимандрит Геласий открыл сорок оригенистов. По совету знаменитого молчальника Иоанна, Геласий велел прочитать в церкви в воскресный день писания св. Антипатра, епископа Бострского, против Оригена , и когда обличенные приверженцы мнений Оригеновых от этого только более раздражились, изгнал их всех из лавры 321 . Изгнанные иноки бежали в Новую лавру к Нонну и его сообщнику Леонтию Византийскому ; там на общем совете оригенистов положено было силою заставить Великую лавру принять мнения Оригена . Прежде, однако, оригенисты хотели привлечь на свою сторону киновию Феодосия Великого, но были отражены его благоразумным преемником Софронием и пришли оттого в еще большую ярость. И вот, собрав заступы, багры, ломы и прочие нужные для разрушения орудия, взяв себе в помощь нескольких поселян, озлобленные иноки с величайшим бешенством пошли разрушать Великую лавру. Но Бог св. Саввы явил при этом великое чудо. Во втором часу дня ослепленных злобою врагов объял мрак и темнота, так что они весь день скитались по трудным и непроходимым местам; на другой же день, увидев пред собою вифлеемскую обитель блаженного Маркиана, которая была очень далеко от лавры, были принуждены возвратиться в свои места. Между тем патриарх Иерусалимский Петр 322 донес императору Юстиниану о смятениях в Палестине, вследствие чего император издал указ против оригенистов (543 год). В силу этого указа состоялся в Константинополе собор, на котором осуждены были неправые мнения Ори- гена и заблуждения его последователей. Императорский указ об оригенистах, присланный в Палестину, с радостью был принят тамошними православными епископами и настоятелями обителей и охотно подписан. Вследствие сего многие иноки-оригенисты удалились из Великой лавры и стали жить на полях. Нонн и его сообщники принуждены были также оставить Новую лавру и совершенно отделиться от общения с православными. Впрочем, через несколько времени они снова утвердились в своей лавре, ободренные и поддержанные единомышленником своим Феодором, архиепископом Кесарийским, жившим тогда в Константинополе и имевшим влияние при дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

961 Стефан (I в.), архидиакон. Его имя названо первым в ряду семи диаконов, избранных для помощи апостолам в хозяйственной деятельности Иерусалимской общины и служения общим трапезам. Архидиакон Стефан ревностно проповедовал христианство , первым из последователей Христа принял мученическую кончину; иудеи забили его камнями (см.: Деян. 6:3–5, 8–15; 7;1–60 ). 962 Преподобный Дионисий (Зобниковский Давид Феодорович, около 1570–1633), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры (1610). Был сельским священником; овдовев, принял монашество. Настоятель Старицкого Богородичного монастыря с возведением в сан архимандрита (ок. 1605). В 1610 г. переведен в Троице-Сергиеву лавру. Грамотами призывал русский народ к борьбе с поляками, восстанавливал Лавру после польской осады. В ноябре 1616 г. привлечен к «книжным справам» (пересмотру напечатанных богослужебных книг); обвинен по наговору в ереси, заточен в Новоспасский монастырь. В 1619 г. оправдан и возвращен в Лавру. Перед смертью принял схиму. Память 12/25 мая. См.: Скворцов Д.И. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890; Горский А. В. С. 109–117. 963 Святитель Серапион (†1516), архиепископ Новгородский (1506). Был священником, овдовел, принял монашество; настоятель Дубенского Успенского монастыря; перешел в Троице-Сергиеву лавру, ее игумен (1495–1505). Возведен в сан архиепископа (1506). На церковном соборе 1509 г. по настоянию Великого князя Василия Ивановича осужден, уволен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь в Москве. В 1511 г. решением Архиерейского собора был освобожден из заключения, жил в Троице-Сергиевой лавре, перед смертью принял схиму. В 1517 г. мощи обретены нетленными. Память 16/29 марта. См.: Там же. С. 80. 965 Речь идет об иконе святителя Николая чудотворца, которой прп. Сергий благословил сербского боярина Воейка Войтеговича Терновского (родоначальника Воейковых) при крещении его митрополитом Киприаном в 1384 г. в Чудовом монастыре. С.Ф. Воейков пожертвовал икону в Лавру в 1895 г. См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский… С. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

– Как вы приняли решение стать монахом? – Я думал об этом с детства. В монастырь было очень трудно попасть, в те годы их оставалось совсем мало. В 1954 году я поехал в Лавру помолиться, никого там не зная. Наместником там в то время был будущий Патриарх Пимен. Остановился я тогда в Рязани, у протоиерея Виктора Шаповальникова. И когда я вернулся из Лавры, отец Виктор начал меня расспрашивать, понравилось ли мне там, и спросил, не желаю ли я попасть туда. Я ответил, что в монастырь хочу, но в Лавру меня не возьмут, потому что там особенный монастырь. Потом сам отец Виктор съездил в Лавру попросить за меня наместника архимандрита Пимена. Они были близко знакомы, служили когда-то вместе в Ростове-на-Дону. Отец Виктор вернулся и сказал, что договорился насчет меня и надо срочно ехать. В тот момент я не был готов к такой спешке, даже с мамой не поговорил. Я сразу же отправился к маме. Я знал, что она меня от себя не отпустит, потому что к тому времени я у нее один остался, братья и сестра разъехались. Тогда я решил взять обманом и сказал маме, что нашел себе невесту. Она, разумеется, сказала «нет», и тогда я предложил вариант – монастырь. «Да-да, – сказала она,– монастырь, конечно, лучше!» Но потом она все-таки узнала правду, благословила меня и подарила иконку. Так я и ушел в монастырь. Приехал я в Лавру в мае 1955 года, там мне сразу выделили отдельную келью, на следующий день дали подрясник. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», меня постригли в монахи. На Сретение в 1956 году Патриарх Алексий I рукоположил меня в иеродиаконы, а спустя год – в иеромонахи. Было это так. Каждый год на первой неделе Великого поста Патриарх приезжал в Лавру говеть. Исповедовался, читал Великий канон и в субботу служил иерейским чином Литургию в своих покоях. И когда он готовился, то сказал наместнику: «Я сегодня хочу рукоположить в иеромонахи кого-нибудь. Только хорошего, чтобы достойный был. Плохого не давайте!» В Крестовской церкви пел хор, присутствовали будущий наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий (Воронов), несколько братии, священник Константин Нечаев, будущий наместник Лавры иеродиакон Платон (Лобанков), иподиакон Алексей Остапов. Тогда меня рукоположили.

http://pravoslavie.ru/38059.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010