Песнь 8 Ирмос: Отроков благочестивых в печи/Дитя Богородицы спасло:/тогда – прообразуемое, а ныне – действующее;/всю вселенную созывает Он петь Тебе./Пойте Господа, творения,/и превозносите во все века! Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Апостолов сопрестольниче,/со Ангелы служителю Святей Троице,/Николае прехвальне, радуйся,/и мне даруй радость молитвами твоими. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Апостолам сопрестольный,/со Ангелами служащий Святой Троице,/Николай прехвальный, радуйся,/и мне даруй радость молитвами твоими. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Кормчий обуреваемых, Николае, радуйся,/и бурю моих страстей, яже от прилога бесовскаго, утиши,/яко прочее не могу терпети, но вопию:/радуйся, помощниче мой и теплый предстателю. Святитель отче Николай, моли Бога о нас. Кормчий носимых бурей,/радуйся, Николай,/и бурю моих страстей, от нападения бесовского восставших, успокой,/ибо больше не могу терпеть, но взываю:/“Радуйся, помощник мой и горячий покровитель. Слава: О, колика туга обдержит мя от стреляний бесовских,/и язвы терпети ми несть мощно,/пластыря приложити несть врача,/но ты ми приложи пластырь, и елей молитв твоих, Николае, да зову ти:/радуйся, отче преподобне. Слава: О, сколь великая скорбь/охватывает меня от стрел бесовских,/и раны терпеть мне не возможно,/приложить же пластырь – нет врача;/но ты, Николай, приложи мне пластырь и елей молитв твоих,/чтобы я взывал тебе:/“Радуйся, отче преподобный!” И ныне: Купино неопалимая, радуйся,/юже Моисей виде на Синаи,/и лествице, юже Иаков виде,/Преблагословенная Богородице Приснодево. И ныне: Радуйся, Куст терновый не сгоравший,/который Моисей видел на Синае,/и Лестница, которую Иаков созерцал,/– Преблагословенная Богородица Приснодева! Песнь 9. Ирмос: Всяк земнородный/да взыграется, Духом просвещаемь,/да торжествует же Безплотных умов естество,/почитающее священное торжество Богоматере,/и да вопиет://радуйся, Всеблаженная,/Богородице Чистая Приснодево. Песнь 9 Ирмос: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/“Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-s-a...

Мысли их были обращены к своему Владыке. Чрез праведную жизнь они сделали себя храмами для святого Духа. Презрев прелесть и суету мирскую, они последовали одному Богу и, наконец, умерли за имя Его среди разного рода мучений. Между тем варвары, перебив отцов, стали обыскивать весь монастырь, рассчитывая найти в нем много всяких богатств. Нечестивцы не знали, что святые отцы не заботились о приобретении ничего земного, но, живя во плоти, были подобны ангелам. Пока все это происходило, я, хотя не имел на себе ни одной капли крови, лежал, однако, как мертвый. Я боялся, что варвары, ища сокровищ, могут приподнять сучья. Часто я высматривал из-под них, и ждал, когда, наконец, придут ко мне и, найдя, убьют меня, как прочих. Смерть стояла пред глазами моими, и я молил Бога спасти меня, если сие угодно Ему. Действительно, варвары подошли к сучьям, но Бог ослепил их сердца и глаза: вещь эта показалась им нестоящей внимания, и они ушли. Затем, оставив мертвых святых отцов и не найдя никакой добычи, они снова возвратились к пристани, чтобы отправиться морем в свой путь. Но когда они пришли на место, то нашли свой корабль разбитым, ибо оставленный для охраны корабля кормчий, перерезал, тайно от бывшего с ним варвара, веревку корабля. Ветер прибил корабль к берегу, и он разбился об него, кормчий же, убив варвара, убежал и скрылся в горах. Потеряв корабль, варвары не знали, что им делать и как возвратиться в свою землю. В отчаянии и свирепой злобе, они бросились с мечами на своих пленников и перебили их всех, не исключая женщин и детей, потом развели огонь и пожгли все финиковые деревья. Между тем из города Фарана пришло множество отборных воинов, числом до шестисот, ибо до них уже дошел слух об избиении святых отцов в Раифе. Узнав об этом, варвары приготовились к битве и, с восходом солнца, вступили на берегу моря в бой с пришедшими. С обеих сторон было пущено множество стрел, при чем фаранские жители, как более многочисленные, стали одерживать верх, и перебили уже много варваров.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

10:16,17 ). Особое убо чудо миру и печать истины Евангельской есть страдальческая смерть посланников-победителей. Но посмотри, что с сими убиенными последовало? Цари персть их почитают, и отложив порфиру и венец, благоговейно преклоняют колена пред гробами их. Нигде не читаем, чтобы язычники страдали так за своих идолов, как Мученики Христианские за веру Христову. Да и в нынешних богоборных сонмищах атеистов и натуралистов, в главных гнездах их, во Франции и Англии, нашелся ли хотя один такой ревнитель, который бы за безбожие свое или натурализм произвольно на муки дерзнул? У нас, в России, за несколько пред сим лет, известный боярин, уличенный в безбожии, одним показанием кнута отрекся того. Говорят многие: почему молитвы наши ни чудес не творят, ни лучшей перемены в нас не производят. Ах, стыдно и воспоминать молитвы наши! Об них можно тоже сказать, что сказал кормчий одному бывшему на корабле беззаконнику, когда, во время сильной и опасной бури, все плаватели обратились к молитве, и вместе с ними и оный беззаконник нечто промолвил; то кормчий остановил его сими словами: «ты, пожалуй, молчи; не знает Бог, что и ты с нами, и потому еще между отчаянием и надеждою находимся; а как услышит твою святую молитву, так мы и погибли». Достойна ли молитва имени своего, когда она в одних устах обращается, а ум не помнит и не знает того, что болтает язык? Читаем: глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое ( Пс. 5:2 ); а сами ни глаголов не внушаем, ни звания нашего неразумеем. Такая молитва переменит ли нас, окаянных и грешных, в добрых и богоугодных? Грешными в церковь приходим, грешнейшими выходим. Радость плотская ограничивается наслаждением; по мере, как затихает веселый гудок, затихает и веселость. Но радость духовная есть радость вечная; она не умаляется в бедах, не кончается при смерти, но переходит и по ту сторону гроба. Важны ли добрые дела наши в деле спасения? Я объясню тебе вопрос сей подобием. Возьми небольшой кусок меди, и понеси его на торжище; там за него ты ничего не купишь; всякий с насмешкою скажет тебе известную пословицу: «приложи копейку, то купишь калач».

http://azbyka.ru/fiction/sobranie-sochin...

Само слово «окормление» родственно слову «кормчий». Духовный отец помогает человеку решать жизненно важные вопросы. Образно можно представить: как кормчий среди рифов, мелей и прочих опасностей ведет свое судно, так духовник помогает христианину избегать те ошибки, падения, неудачи духовного плана, которые подстерегают всех вступивших на этот путь. И в этом смысле современность не прибавляет к пониманию духовного окормления принципиально ничего нового. Как часто необходимо прибегать к советам духовника? Это определяется, с одной стороны, необходимостью этого совета, с другой - возможностями священника. А помощи в разрешении требуют основополагающие вопросы духовной жизни, прежде всего связанные с молитвой, постом, с образом жизни христианина: например, как соблюдать те или иные церковные правила, насколько можно сделать послабление, если человек болен. Со священником обсуждаются также те вопросы, которые могут изменить само направление жизни человека (например, если он устраивается на работу или учебу, важно выяснить, не противоречат ли его устремления христианству). Таким образом, к духовнику идут с вопросами, решение которых накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Есть люди, которые пытаются перенести в свою жизнь то устроение, о котором прочитали в книгах про древних старцев и подвижников. Пробуют воплотить монастырские правила в приходской жизни, к примеру, заняться откровением помыслов. Но надо помнить, что многие вещи, необходимые в монастыре, в миру являются, во-первых, неисполнимыми, а во-вторых, просто вредными. У Иоанна Лествичника есть очень хорошие слова о том, что новоначальному неполезно рассматривание помыслов, потому что это приводит его в состояние неправильное: человек может запутаться в тех тонких движениях души, на которые порой лучше вообще не обращать никакого внимания. Живя в миру, мы не можем уделять все свое время духовной жизни, поэтому попытки тонкого различения помыслов чаще всего приводят к рефлексии и самокопанию. Не стоит беспокоить батюшку вопросами бытового свойства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2159...

Как редки ныне истинные девственники! Но и супруги, хранящие в чистоте брачное ложе, также могут быть причислены к сонму их. Муж, оставленный и презираемый бесстыдною своею женою, есть тот же девственник. Жена, терпящая от супруга, сквернителя брачного ложа и растлителя рабынь своих – также девственница! Иуда не один у нас, но столько их, сколько продающих на суде правду, и как Пророк говорит, праведного или невинного на сребре, и убогого на сапозх 226 . Благодеяния Божии Праведникам служат наградою за правду и добродетели их. Как же назвать благодеяния Божии, кои Он, по человеколюбию своему, ниспосылает и грешникам? Это приманки, которые добрый отец дает детям, чтобы непослушных и строптивых исправить их, и заставить любить себя. Но не благодеяние ли Божие и то для грешников, когда Он, наказывая пять или десять, в тоже время щадит тысячи заслуживших казнь Его? Например, посылает на землю глад, но большую часть гладных питает и сохраняет, подобно как сверкающая молния пожигает малую часть класов, а не всю ниву. Лицемер тот и пред Богом и пред Государем, кто или небрежет о должности своей, или превращает оную в добычу себе. Иной гремит указами о хранении государственного интереса, а притом имеет искусных кондукторов, которыми сии громы и молнии низводятся, но не в воду, а в карманы его, и там неприметно исчезают. По истине, если с таких людей сорвать личину лицемерия; то правосудный Государь поступил бы с ними также, как и Давид, который сам говорит: во утрия избивах вся грешные земли, еже потребите от града Господня вся делающие беззакония 227 . Говорят многие: почему молитвы наши ни чудес не творят, ни лучшей перемены в нас не производят. Ах, стыдно и воспоминать молитвы наши! Об них можно тоже сказать, что сказал некоторый кормчий одному бывшему на корабле беззаконнику. Когда во время сильной и опасной бури, все плаватели обратились к молитве, и вместе с ними и оный беззаконник нечто промолвил; то кормчий остановил его сими словами: «ты пожалуй, помолчи: не знает де Бог, что и ты с нами, и потому еще между отчаянием и надеждою находимся; а как де услышит твою молитву, так мы и погибли».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Фрейлина вдовой императрицы Александры Феодоровны графиня Тизенгаузен собрала на постройку церкви в Ницце 15000 рублей. Синод и граф Толстой хотели послать меня в Иерусалим в сане епископа, но воспротивился им Горчаков. Потемкиной насказали, что я не хочу ехать в Константинополь. Но я просил ее внушить Толстому, что желаю служить там. 22, пятница . В первом часу пополудни навестил меня протоиерей Казанского собора Андрей Иванович Райковский и подарил мне логику свою, напечатанную на днях. От него я слышал вот что. Когда назначенный в Иерусалим епископ Кирилл представлялся Горчакову с профессором академии Василием Левисоном, отправляющимся туда же, министр говорил этому выкресту из евреев: «Вы сперва приняли римско-католическое вероисповедание, потом протестантское и наконец православное; поэтому не можете быть членом нашей духовной миссии во св. граде, а если угодно вам съездить туда на поклонение Святым местам, то я не препятствую». Один сановник, весьма приближенный к митрополиту Григорию, спрашивал его, почему не назначили меня в Иерусалим на место Поликарпа. Его преосвященство сперва сказал: «Об архимандрите (Порфирии) говорят невыгодно», – потом, услышав возражение сановника: «Надобно ли верить наговорам, когда порицали и Спасителя», – объявил, что «министр Горчаков не захотел его». После сего я открыл о. протоиерею существенную причину, по которой Горчаков устранил меня от Иерусалима. Декабрь, 13, пятница. Был у меня А.Н. Муравьев и поведал, что московский владыка Филарет хлопочет в азиатском департаменте об определении меня в нашей посольской церкви в Константинополе. Напрасны были хлопоты его. Во весь истекший год я подобен был кораблю, обуреваемому и спереди, и сзади, и с обеих сторон. Но правил им Кормчий небесный; и вот я плыву и доплыву, куда поведет меня сей Кормчий. Мои сновидения Январь, 4, пятница. Ночью под этот день снилось: Назначенный в нашу китайскую миссию архимандрит Гурий что-то много говорил мне о нерасположенности ко мне духовного начальства и о причинах ее; но я теперь не помню всех речей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

39 . Люби Бога умом; где ум твой, там и сокровище твое ( Мф.6:21 ), то есть Бог твой. 40 . Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Владыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ. 41 . Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего. 42 . Любовь по своему качеству есть уподобление Богу, сколько возможно оное смертным; по действительности своей она – упование души, а по отличительному свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения. 43 . Кто любит Господа, тот прежде возлюбил брата своего. 44 . Смерть диаволу и победа над смертью бывает тогда, когда душа оживает, то есть всегда пребывает в любви Божией – памяти Его. 45 . Новая тварь (творение) – христиане. 46 . Христиане – помазанники, род Божий: святяй и освящаемый от Единаго вси ( Евр.2:11 ). 47 . В христианстве пища и питие для внутреннего человека есть слово Божие и таинство. 48 . Христианам дан закон, написанный на скрижалях сердца. 49 . Как кровию агнца помазывали двери, так верному кровию Христа помазываются праги сердца в жизнь и избавление, а демону – в плач и смерть. 50 . Воспитанные на море научаются плавать и, когда подымутся бури волны, не приходят в ужас. Таковы и христиане. 51 . Кораблю нужны ветер и кормчий, и для верных Христос – Небесный Кормчий – переводит их через темное море лукавых духов. 52 . Христиане, терпящие скорби, обиды, болезни и брани от лукавых духов с верою, получают славу мучеников. 53 . Христиане не должны осуждать ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, а простодушно взирать чистым оком. 54 . Избиение первенцев египетских означает падение некоторой силы самой свирепой – диавола – в таинствах Христовых. 55 . Овца овцу врачевать не может, ибо прежние иереи, левиты и учители дарами и жертвами не исцелили умерщвленного разбойника, будучи под сению и образом закона, а Христос, истинный Архиерей будущих благ, врачует и вводит в Церковь Небесную. 56 . Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубины берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь , в новый век, в светоносный град, в Ангельский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Несколько месяцев назад, когда я входил сюда, храм был пуст, первое богослужение я совершал почти при пустом храме, и вот постепенно этот пустой храм стал наполняться. Приходили люди, которых я никогда не знал, которые никогда не знали друг друга. Сначала эти люди были чужие друг другу, но постепенно с радостью я наблюдал, что эти люди делались для меня родными. И действительно, мы здесь узнали таинственное чудо строительства Церкви, потому что здесь, как я глубоко чувствую, претворялись в единое тело и единую душу. Мы только начали наш путь, много еще осталось. Мы сделали только еще первые шаги. Благодаря этой церкви мы чувствуем себя не прежними, одинокими и разделенными, а в эти тяжелые дни и годы отчаяния, ужаса и невзгод пребывание здесь в молитве было для нас утешением и радостью. Верую и надеюсь, что закрытие храма не будет разрушением нашей маленькой семьи; верую и надеюсь, что это испытание мы примем как должное, как волю Божию, Который допускает это испытание, лучше знает нашу пользу, невидимым путем ведет нас. Что знаем мы, что понимаем в Его путях, в Его тайнах? Мы знаем и чувствуем одно, что Он бесконечно мудр и благостен, что Он знает, куда нас ведет, что иногда через страдание и скорби Он ведет нас к светлым, вечным, неумирающим святыням. Будем тверды и покажем спокойствием и твердостью, что никакая внешняя сила не может подавить, разрушить и уничтожить то, что посеяно благодатью Св. Духа. Волнуется море жизни, надвигаются волны на Святую Церковь, и кажется иногда, что готовы они захлестнуть и потопить Божественный корабль, который плывет в море житейском. Кормчий корабля — Спаситель, знает Он, куда ведет Свою Церковь. Напрасно волнуются враги, Церковь неразрушима. Божественный Кормчий мудрее всех сынов человеческих. Будем спокойны и будем смотреть на будущее светло и спокойно. Будем радостны, потому что для нас христиан — все в радость, наш Бог — Бог радости и света, мы верим в Его мудрость и в Его любовь, в Его благость. И все испытания принимаем как дар Его любящей руки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Разбор. Читая эти слова, можно подумать, что так именно говорит святой Златоуст; но в указанных беседах сей великий вселенский учитель вот что говорит: «Выдвинем корабль ( церковь ), распустив вместо паруса язык, вместо ветра призвав благодать Духа, вместо руля и кормила употребив правителем крест. В море солёные воды, а здесь живая вода; там бессловесные животные, а здесь разумные души; там плывущие стремятся с моря на землю, а здесь плывущие – с земли на небо; там корабли, а здесь духовные речи; там корабельные доски, а здесь словесные сочетания; там паруса, а здесь язык; там веяние ветра, а здесь наитие Духа: там кормчий – человек, а здесь кормчий – Христос. Посему этот корабль, хотя колеблется волнами, но не потопляется» (Беседа 4-я на слова пророка Исаии). Ясно, что между словами святого Златоуста и приведёнными словами из книги священника Дьяченко – великое несходство, так что напрасно он и сослался на святого Златоуста. Корабль- церковь Христову составляют купно пастыри и пасомые, имеющие кормчим Христа: И той далъ вы уб аплы, вы же прроки, вы же блговстники, вы же пастыри и къ стыхъ, въ дло въ тла хртова ( Еф.4:11–12 ). А из слов автора книги выходит, что акибы одни пасомые составляют целость и полность корабля-церкви; пастыри же и учители церковные в состав корабля не входят, а приставлены к нему только управителями: «подчинённые правители корабля-церкви – апостолы и их преемники, пастыри и учители церковные». Произвольное даёт он толкование и составным частям корабля, не соответствующее объяснению святого Златоуста. И вот раскольнические учители не замедлили воспользоваться его книгой, приводят указанные слова его в оправдание своей именуемой церкви, утверждая, что она и по лишении своих собственных управителей-епископов представляла целый и полный корабль- церковь . Да и в словах о.Дьяченко нет оправданий для поповцев. Этот духовный корабль, хотя и имеет невидимым кормчим Господа, но тем не менее, по словам о.Дьяченко, на корабле должны быть «правители», то есть епископы. А правителей этих, по собственному признанию самих старообрядцев, не было в продолжение 180 лет. Хотя Господь и сам управляет своим кораблём-церковью, но через посредство епископов, которым и вручил всю Свою власть на управление церковью. Без епископов же церковь называется неустроенной; но «не восхот Господь оставити свое на земл», – говорится в Книге о вере, – но поручил управление её пастырям – архиепископам и епископам, с которыми обещался пребывать и невидимо пребывает во вся дни до скончания века (лист 59 об.). Общество, не имеющее единоверных себе епископов, не может даже и называться кораблём-церковью. «Ты должен знать, – учит священномученик Киприан, – что епископ в церкви и церковь во епископе, и не находящийся со епископом не находится и в церкви» (у Озерского часть 1, с.65).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Александр Щипков: «Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте» 26.01.2024 20:08:34 Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Полтора десятилетия — много это или мало? Для Церкви и для страны эти годы оказались временем исторического поворота. Нам выпало жить в эпоху кардинальных изменений как в мире, так и в сознании людей. Церковь ответственна за людей, за их духовное состояние, она находится в гуще событий, которые еще далеко не завершены. Поэтому с точки зрения задач, которые встают перед Церковью в этот трудный период, 15 лет — не слишком большой срок, и подводить итоги Патриаршему служению пока еще рано. Но вполне уместно оглянуться назад и проанализировать то, что уже достигнуто. Статья ректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова , заместителя главы Всемирного русского народного собора А.В. Щипкова опубликована в «Парламентской газете». Путь Церкви и изменение публичного дискурса За 15 лет многое было сделано. Открылись новые синодальные отделы и комиссии, новые епархии и митрополичьи округа, несколько экзархатов (Африки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии). Созданы Высший Церковный Совет и Межсоборное присутствие — совещательный орган из архиереев, духовенства, монашествующих и мирян, помогающий выработке важнейших церковных решений. Но важнее всего то, что за эти годы определился общий путь развития Церкви в постсоветский период. Это, во-первых, социализация Церкви, то есть восстановление ее исторической роли в обществе, и, во-вторых, дальнейшая внутренняя интеграция, то есть преодоление внутрицерковных расколов, включая те, которые инициируются радикальным секуляризмом. Оба процесса идут довольно быстро. Это видно хотя бы по тем понятиям и тезисам, которые за эти полтора десятилетия закрепились в публичном пространстве благодаря Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Речь идет о таких понятиях, как «традиционные ценности», «ценностный суверенитет», «Русский мир». Это тезис о приоритете духовного над материальным, вошедший в Стратегию нацбезопасности и в президентский указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от 9 ноября 2022 года). Не менее важен другой Патриарший тезис — о семье как основе общества. Важно понимать, что наше, российское общество в своей основе состоит из семей, а не из отдельных индивидуумов и «малых групп».

http://radonezh.ru/2024/01/26/aleksandr-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010