1893 г., 14 февраля – «Слово на среду первой седмицы Великого Поста». 1893 г., 8 апреля – окончание семестрового сочинения на тему: «Можно ли свести логическое мышление к процессам ассоциации идей?». 1894 г., 12 июня – в Пятигорске проф. В. И. Ковалевский засвидетельствовал полное выздоровление о. Серапиона. 1895 г., 23 марта – окончание семестрового сочинения: «Мнение православных богословов об обще-церковном единстве, как высшем начале церковной централизации». 1895 г., август – предполагается ( – не состоявшийся – ) перевод о. Серапиона в Казанскую Духовную Академию, вследствие перевода туда ректора Архимандрита Антония. 1895 г., январь – Киевский протоиерей Василий Иваницкий знакомится в поезде с о. Серапионом и Ек. Мих. Машкиными. 1896 г., 5 апреля – окончание кандидатского сочинения «О нравственной достоверности». 1896 г., 19 июня – утверждение о. Серапиона в степени кандидата богословия Митрополитом Московским Сергием. 1896 г., лето – лечебная поездка в Пятигорск. 1896 г., 17 августа – назначение о. Серапиона на должность помощника смотрителя Перервинского Духовного училища указом Св. Синода за 3952. 1896 г., 20 сентября – Киевский прот. Вас. Иваницкий поздравляет о. Серапиона с назначением в Перервинское Духовное Училище. 1896 г. – по представлению смотрителя Училища о. Серапион награжден набедренником. 1897 г., 3 марта – о. Серапион, по внушению прот. Валентина Амфитеатрова , изъявляет согласие принять «серебряную медаль на Александровской ленте в память Александра III», от которой до тех пор отказывался. 1897 г., 8 апреля – о. Серапион перемещен на должность смотрителя Заиконоспасского Духовного Училища указом Св. Синода за 1815. 1897 г., 8 и 17 мая – у Ек. Мих. Машкиной денежные затруднения. 1897 г., 20 декабря – назначение о. Серапиона па должность настоятеля Знаменского монастыря о увольнением от духовно-учебной службы указом Св. Синода за 7071. 1988 г., 9 января – возведение о. Серапиона в сан архимандрита. 1898 г., 2 марта – диагноз Ек. Мих. Машкиной: Ischias, arthromeningitis et arthroindesraitis.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2/14 января 1896. Вторник. В школах начались обычные занятия. Мы с Павлом Накаем принялись за продолжение перевода Евангелия с одиннадцатой главы Иоанна. 3/15 января 1896. Среда. Начал ходить на класс практической проповеди (Ринкоо по Осиено Кагами). Собираются оба класса Катехизаторской школы. Класс после обеда с двух до трех часов. Андрея Сукава, звонаря, отправил с иконой в Кобе. Кто-то из офицеров крейсера « Владимир Мономах » вступает в брак, так посаженный отец, командир крейсера, телеграммой просил икону Спасителя прислать с нарочным для благословения! 4/16 января 1896. Четверг. Петр Оояма, бывший катехизатор, потом гвардеец, ныне опять, по его просьбе, принят в катехизаторы и назначен в Коморо и Каруйзава для проповеди. Родина его близ Коморо. Отослано содержание за пол-января и за февраль – 12 ен. О. Симеон Мии просит перевести Семинарию в Кёото. Едва ли осуществимо. 5/17 января 1896. Пятница. Всенощную пред праздником служил о. Роман Циба; на Литию и Величание выходили со мной еще оо. Сато, Юкава и Осозава. Молящихся было больше, чем в прошлом году, но пели плохо без Львовского, певшего в Посольстве, и Обара, больного. Регентствовал на правом клиросе Лука Орита; пели у него лучше, чем у Иннокентия Кису, учившегося в Санкт-Петербургской Капелле; несмотря на то, что он был в горе: он только что, пред всенощной, получил отказ от учительницы Раисы Ито, которую сватал; только неделею предупредил его Тимофей Секи, которому Раиса и дала согласие. Бедный Лука уже второй отказ получает: два года тому назад сватался к учительнице Елене Ямада, которая тоже отказала под предлогом, что не думает еще замуж (зато и поддерживала же она сегодня его хор: положительно заливала всех поющих своим великолепным дискантом, уже лет восемь лет составляющим красу правого хора). 6/18 января 1896. Суббота. Праздник Богоявления. Литургию и Водоосвящение совершили соборне. Проповедал Петр Исигаме. Молящихся было маловато для такого великого праздника. Было несколько наших матросов с «Корейца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

– Постараемся спасти его для служения Церкви, если Бог поможет. Напишите сей же вечер к о. Матфею Кагета, чтобы взял его к себе, у него недостаток в катехизаторах. Пусть об этом никто не знает, кроме вас, о. Матфея и в Иокохаме, говоривших вам о Фукунага. Я тоже как будто ничего не знаю, об этом и говорю с вами теперь частно. 12/24 марта 1896. Вторник. Слава Богу, в городе Уеда зачинается Церковь : о. Феодор Мидзуно извещает, что крестил там четыре человека и что дальнейшие слушатели у Никиты Сугамура есть. В Хацивоодзи Церковь оживляется: Варнава Симидзу извещает, что и у него четыре крещено. 13/25 марта 1896. Среда. Кончили перевод книги Деяний Святых Апостолов и этим до Пасхи завершили дело; Накай проверит переписанное, чтобы в Пасхальную ночь в Соборе и Крестовой читать Деяния по новому переводу. 14/26 марта 1896. Четверг. Исправление корреспонденции – на Афон и в Россию, в Троицко-Сергиеву Лавру об иконах и прочем. 15/27 марта 1896. Пятница. Дал Тимофею Секи для перевода первый том творений Святого Ефрема Сирина . Благослови, Боже, переводить сего святого отца! Петру Исигаме указал на ряд атеистических статей старого безбожника Фукузава в его газете «Дзидзи» и сказал, чтобы в «Синкай» написано было опровержение их. Старый этот негодяй – сущая свинья, желудями питающаяся и упитанная, и в то же время дуб подрывающая – и не воображает, какой он вред приносит своими ядовитыми словоизвержениями; его уважают, да и есть за что в других отношениях; тем заразительней его пример и вредоносней слово. Итак, кто думает, что служит своему Отечеству лучше и больше других (а это именно и воображает о себе Фукузава), тот вредит ему – действительно быть может – больше всякого другого отдельного лица, не исключая злодействующих «сооси». Сегодня закончились занятия пред Пасхою. Во всенощной были все учащиеся. Профессор Кёбер, больной инфлюэнцей, присылал просить молитвенник; дал ему оставленный здесь о. Сергием Страгородским . 16/28 марта 1896. Лазарева Суббота. День в обычных занятиях и суете; вечером, с шести часов, всенощная, на которой, как всегда, было много молящихся. Особенность ныне та, что христиане, по незнанию ли или по нетерпению, зажгли свечи к своим вербам гораздо ранее освящения верб; сначала на мужской половине, потом и на женской, свет разлился еще до чтения Евангелия. Думал обернуться и сказать: «Еще рано, загасите»; загасили бы, но зачем? И самому так радостно было – осажденному светом!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вот если в маленькую шлюпку спуститься и попытаться самовольно, самочинно, самостоятельно во время бури покинуть корабль, кому хуже сделаешь? Есть шанс, что доплывешь до вожделенной гавани, или нет? Я думаю, всем хорошо понятно, что нет. Если эту аналогию немножко пояснить, Церковь — это корабль Христов, корабль спасения, и такие образы есть у святых отцов. Кормчий нашего корабля, Церкви, —  Господь наш Иисус Христос. Иными словами, штурвал от корабля Церкви у Него в руках, Господь никому не передавал этого штурвала. Он — Глава Церкви, и Он же краеугольный камень ее основания. И Церковь одухотворяется Духом Святым. В Православной Церкви нет такого понятия, как непогрешимый наместник. Иными словами, Господь Иисус Христос не передавал штурвал какому-то непогрешимому наместнику на земле, Он Сам руководит кораблем Церкви. И Господь приведет Свой корабль к вожделенной пристани — к Царствию Небесному. И если мы вдруг видим, что кто-то неправильно себя ведет, что-то неправильное говорит, разве это дает нам основание покинуть корабль Церкви? Вот простой вопрос, который следует самому себе задать. Если кто-то ведет себя безнравственно, неправильно, что-то неправильное говорит, неправильно делает (и ты это видишь и считаешь, что это неправильно), — неужели Господь Иисус Христос это не видит? Глава Церкви, Кормчий корабля — неужели Он это не видит? Конечно, видит. Неужели вы думаете, что Он не может все управить, кого надо — наказать, кого надо — вразумить, кого-то просветить, укрепить? Все в Его руках, Господь ведет Церковь. А отколоться от Церкви, чтобы самому, самостоятельно прийти в вожделенную гавань, — это очень и очень опасно. Причем цена вопроса разная. На обычном корабле так спустился — утонул, умер телесно. А покинул корабль Церкви Христовой — цена вопроса еще дороже: это потеря вечной жизни. Поэтому тут как бы две крайности. Просто молчать трусливо и малодушно, делать вид, что ничего не происходит, или потворствовать порокам, или, хуже того, самим вести себя безнравственно — это одна крайность, а уходить в отрыв, в раскол — другая. И видите, в чем особенность? Что враг нас толкает или в одну крайность — равнодушное молчаливое соглашательство со всем, или в другую крайность — сказать, что мы порвем с Церковью, больше не молимся, не поминаем кого-то и так далее. Люди, которые не поминают Предстоятеля Церкви, нарушают заповедь о любви. Потому что молитва — это проявление нашей любви к ближним и проявление послушания Церкви и ее Священному Преданию.

http://azbyka.ru/video/ne-vsyakomu-duxu-...

2) Что без промысла Божия в мире не могло бы сохраняться того изумительного порядка, какой замечается, напротив все вы­ступило бы из своих пределов, пришло бы в расстройство и хаос. Так рассуждают: святой Григорий Богослов , блаж. Авгу­стин, блаж. Феодорит и другие. Первый говорит: “мы должны веровать, что есть промысл, все содержащий и все связывающей в мире – ибо для тех существ, для которых необходим Творец, необходим вместе и Промыслитель; иначе мир, носимый случаем, как вихрем корабль, должен бы был, по причине беспорядочных движений вещества, мгновенно разрушиться, рассыпаться и возвратиться в первоначальный хаос и неустрой­ство”. 1530 Второй пишет: “ни на один день не перестает Бог от дела управления тварями, дабы они тотчас же не укло­нились от своих естественных путей, которыми ведутся и на­правляются к тому, чтобы достигнуть полноты своего развития, и каждой оставаться в своем роде тем, чем есть. А они, подлинно, перестали бы быть чем-либо, если бы от них отнято было то движение Божией премудрости, которым управляет Гос­подь на пользу ( Прем. 8:1 )”. 1531 Наконец, блаж. Феодорит рассуждает так: “неверующие в бытие промысла и безумно утверждающие, что мир, состоящий из неба и земли, без кормчего носится в таком согласии и порядке, мне кажется, тоже делают, как если бы кто, сидя на корабле, и переплывая море, и видя, как кормчий распоряжается веслами и по надлежащему правит кормилом, – стал утверждать явную ложь, будто не стоит кормчий на корме, корабль не имеет весел, не направ­ляется движением кормила, но несется сам собой, сам собой преодолевает стремление волн, побеждает нападение ветров, не нуждается в помощи корабельщиков или кормчего, который бы всем гребцам давал нужные приказания. Так думающие, явно и несомненно видя Владыку вселенной, который управляет созданным от Него творением, и все ведет и движет в согласном порядке..., произвольно слепотствуют или бесстыдно поступают, и получая дары Промысла, в тоже время бесчестят их, и чем наслаждаются, тем самым вооружаются против Промыслителя”. 1532 § 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сохранилось свидетельство о его беседах, в частности, с раскольниками-староверами, которым он весьма доходчиво разъяснял их ложное положение по отношению к истинной Православной Церкви. И хотя он в данном случае беседовал с приходившими к нему старообрядцами, слова его можно воспринимать как обращенные к гораздо более широкому кругу заблуждающихся в своих ложных верованиях – ко всем, отпадшим от подлинного Православия, в том числе и к многочисленным сектантам самых различных толков. Как-то раз к преподобному для беседы пришли четыре старообрядца, и он так увещевал их: «Прошу и молю вас: ходите в Церковь Греко-Российскую [то есть Православную] – она во всей силе и славе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило-руль, она управляется Святым Духом! Добрые же кормчие ее – учители Церкви, а архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она лишь причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливается волнами и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю». И в другой раз, когда некий старообрядец спросил преподобного Серафима: «Какая вера лучше – нынешняя церковная или старая?» – тот ответил, вопреки своему обычаю, весьма резко и используя тот же образ корабля: «Оставь свои бредни... Жизнь наша есть море; Святая Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. И если с таким Кормчим люди по своей греховной слабости с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремитесь вы со своим ботиком и на чем утверждаете свою надежду – спасаетесь без Кормчего?» Как же должны быть благодарны мы Промыслу Божию, что оказались с вами на великом корабле Святой Православной Церкви и что у нас есть спасительный Кормчий – Господь наш Иисус Христос, ведущий этот корабль, Церковь нашу, в Царство Небесное. Какая великая надежда и радость даны нам тем, что мы – православные! Именно эту радость и приносит нам сегодняшнее всецерковное торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20. Во время большой бури на море, не видно ни солнца, ни звезд: кто во время несчастия предается страстям, от того скрывается Бог и Святые Его. 22. Корабль часто от бури погибает, а люди, оставляющие его спасаются: богатство – корабль, в котором плавает человек среди жизненного моря, с опасностью потерять все. 21. Корабль без кормчего погибает, гибнет жизнь наша, не управляемая разумом. Кормчий для корабля – душа: душа для тела – кормчий. 32. Отсеки веревку у корабельной лодки, она упадет в море: прерви нить жизни, – она прекратится. 34. Волосы на голове, пока с ними голова: хранит Господь души преподобных Своих ( Мф.10:30 ). 40. Якорь нужен для корабля во время бури: вера нужна человеку во время бедствий. Якорь – надежда кораблю на море: вера – якорь человеку на земле ( Евр.6:19 ). 41. Когда корабль попадает на косу и увязает носом в мели, то корма разбивается стремлением волн: кто в тесных обстоятельствах теряет присутствие духа, тот попускает на себя беду за бедой. 43. Во время кораблекрушения близ берега, умеющие плавать выходят на землю: по разлучении души с телом имеющие крылья духа возлетают на небо. Гл. 28. Ст. 2. Различны народы под небом, но врожденное всем человеколюбие не чуждо человечеству; и иноплеменники принимают нас в наших нуждах с усердием. 3. В некоторых землях в хворосте скрываются ехидны: во многих человеках грешниках живет диавол. 4. Кто имеет понятие о Боге, имеет оное и о правосудии Его; но не всякий знающий Божие правосудие знает избранных Его ( Деян.28:4–6 ). 11. Всякий корабль имеет отличительное название: никто из нас не без особенного имени, когда вступает во Святую Церковь ( Откр.3:12 ). 6 Из Послания Св. Апостола Иакова Гл. 1. Ст. 2–3. Искушение (несчастие) посылаемое нам от Бога для испытания нашей веры или для очищения нашего есть воля Божия; а кто любит Бога, тот должен исполнять Его волю с радостью ( 1Пет.1:7–8 ). Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он тебя обличает. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет всякого сына, о котором благоволит ( Евр.12:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

С 2004 по 2006 год шла совместная работа над Актом о каноническом общении двух Церквей, которые внутренне уже были готовы молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши. В 2007-м акт был подписан. Социальное учение Церкви Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что впереди нас ждет сложный переходный период, что страна и Церковь окажутся на новом историческом повороте. К этому необходимо было готовиться заранее — и вместе с тем уповать на милость Господа. Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Им и стал Кирилл — лучший из возможных преемников Патриарха Алексия II. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного. В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора». В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена.

http://radonezh.ru/2024/01/26/aleksandr-...

30. Вопрос. Телесные болезни прилипчивы некото­рые, а душевные – все. Какая предосторожность требуется против прилипчивости болезней душев­ных? Ответ. Удаление от злых, уединение. Ничто так не вредит христианину, наипаче юному, как злая компания, – говорит свт. Тихон. – Как обхож­дение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, т.е. богобоязненному и святому житию, так обра­щение со злыми бывает причиною крайнего раз­вращения, хотя бы кто был доброй природы и бла­говоспитанный. Ибо пороки, как смола, прилип­чивы... Говорят, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы; так добрый, обращаясь со злым, портится, а его не исправляет. «Касаяйся смоле очернится и приобщаяйся гордому точен ему бу­дет» ( Cup. XIII, 1 ). Итак, пока не познаешь совер­шенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадешь. Лучше со зверьми жить, неже­ли со злыми людьми (ч. 2, §12). Третьи тридцать врачебных наставлений для лечебника духовного 1. Святая Церковь разные имеет звания и служе­ния: она есть корабль, в коем верующие через жи­тейское море плывут в свое отечество небесное. Она есть ковчег Ноев, в коем спасаются от потопления адского. Она есть училище, в коем научаемся тай­нам и судьбам Царствия Божия. Она есть пажить многозлачная, на коей души наши питаются Божиим словом. Она есть очистилище, святилище; она есть врачебница, или лазарет духовный и пр. 2. Вопрос. Кто в Святой Церкви кормчий, учитель, пастырь, очиститель, просветитель, врач? Ответ. Един есть правитель и кормчий – Гос­подь наш Иисус Христос . Един есть наставник и учитель наш – Господь Иисус Христос. Един есть пастырь, един очиститель душ наших – Господь Иисус Христос. Един врач крайне болезнующего естества нашего – Господь Иисус Христос. Ему слава во веки! На Него надежда и упование наше. 3. Но Господь наш Иисус Христос, будучи Единым и Единственным Правителем, Наставником, Пас­тырем, Врачом, благоволил соделывать общниками сих великих званий и должностей некоторых из верующих в Него. Первые общники пастырства Христова, учительства, правления, целебной и животворной Его силы были – Его святые учени­ки и апостолы; потом – их ближайшие преемни­ки и ученики – Тимофей, Тит, Климент, Диони­сий и прочие. Далее – святители: Игнатий, Ва­силий, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов ... И епископы, иереи, предстоятели и настоятели всех веков, доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Но с чего бы переписчику повторяться 73 ? Скорее это может свидетельствовать о путанице (или, возможно, злонамеренном подлоге, см. ниже) между сочинениями различных Исааков, часть из которых попала в то, что после стало ложно признаваться вторым томом. Монофизит Иаков Эдесский в своем письме Иоанну Стилиту говорит о существовании в V-VI веках трех людей с именем Исаак так или иначе связанных с Эдессой 74 . Любопытно, что в рукописи Vat. syr. 198 первое слово первой книги арабского перевода текстов, приписываемых там преп. Исааку Сирину , в мирской науке сейчас атрибутируется как гомилия Исаака Антиохийского 75 . 4) Об использовании морских образов митр. Иларион пишет: “Оба тома характеризуются сходным образным строем. В частности, в обоих томах используются морские образы – корабль, море, волны, плавание, кормчий, ныряльщик, жемчужины и пр.” 76 Однако указанные морские образы содержатся уже в Новом Завете: глубина морская ( Мф. 18:6 ), волны ( Иак. 1:6 ; Иуд. 1:13 ), песок морской ( Рим. 9:27 ), жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), корабль и кормчий ( Иак. 3:4 ), плавание ( Мк. 6:48 ) и пр. 77 , поэтому нет ничего удивительного в их использовании разными авторами. 5) Пытаясь доказать, что Православная Церковь почитает принадлежащего к несторианской общине человека митр. Иларион пытается привести якобы уже имеющиеся аналогичные примеры: “…не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маюмском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V в., не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов.” 78 В данный момент в календаре Грузинской Православной Церкви Петр Ивер отсутствует, недавняя попытка вновь внести его туда была этой поместной Церковью отвергнута. А ситуация с трудами преп. Исаии Отшельника во многом похожа на разбираемые здесь ложные атрибуции преп. Исааку, в качестве иллюстрации приведем некоторые пояснения А.И. Сидорова :

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010