1893 г., 14 февраля – «Слово на среду первой седмицы Великого Поста». 1893 г., 8 апреля – окончание семестрового сочинения на тему: «Можно ли свести логическое мышление к процессам ассоциации идей?». 1894 г., 12 июня – в Пятигорске проф. В. И. Ковалевский засвидетельствовал полное выздоровление о. Серапиона. 1895 г., 23 марта – окончание семестрового сочинения: «Мнение православных богословов об обще-церковном единстве, как высшем начале церковной централизации». 1895 г., август – предполагается ( – не состоявшийся – ) перевод о. Серапиона в Казанскую Духовную Академию, вследствие перевода туда ректора Архимандрита Антония. 1895 г., январь – Киевский протоиерей Василий Иваницкий знакомится в поезде с о. Серапионом и Ек. Мих. Машкиными. 1896 г., 5 апреля – окончание кандидатского сочинения «О нравственной достоверности». 1896 г., 19 июня – утверждение о. Серапиона в степени кандидата богословия Митрополитом Московским Сергием. 1896 г., лето – лечебная поездка в Пятигорск. 1896 г., 17 августа – назначение о. Серапиона на должность помощника смотрителя Перервинского Духовного училища указом Св. Синода за 3952. 1896 г., 20 сентября – Киевский прот. Вас. Иваницкий поздравляет о. Серапиона с назначением в Перервинское Духовное Училище. 1896 г. – по представлению смотрителя Училища о. Серапион награжден набедренником. 1897 г., 3 марта – о. Серапион, по внушению прот. Валентина Амфитеатрова , изъявляет согласие принять «серебряную медаль на Александровской ленте в память Александра III», от которой до тех пор отказывался. 1897 г., 8 апреля – о. Серапион перемещен на должность смотрителя Заиконоспасского Духовного Училища указом Св. Синода за 1815. 1897 г., 8 и 17 мая – у Ек. Мих. Машкиной денежные затруднения. 1897 г., 20 декабря – назначение о. Серапиона па должность настоятеля Знаменского монастыря о увольнением от духовно-учебной службы указом Св. Синода за 7071. 1988 г., 9 января – возведение о. Серапиона в сан архимандрита. 1898 г., 2 марта – диагноз Ек. Мих. Машкиной: Ischias, arthromeningitis et arthroindesraitis. |
2/14 января 1896. Вторник. В школах начались обычные занятия. Мы с Павлом Накаем принялись за продолжение перевода Евангелия с одиннадцатой главы Иоанна. 3/15 января 1896. Среда. Начал ходить на класс практической проповеди (Ринкоо по Осиено Кагами). Собираются оба класса Катехизаторской школы. Класс после обеда с двух до трех часов. Андрея Сукава, звонаря, отправил с иконой в Кобе. Кто-то из офицеров крейсера « Владимир Мономах » вступает в брак, так посаженный отец, командир крейсера, телеграммой просил икону Спасителя прислать с нарочным для благословения! 4/16 января 1896. Четверг. Петр Оояма, бывший катехизатор, потом гвардеец, ныне опять, по его просьбе, принят в катехизаторы и назначен в Коморо и Каруйзава для проповеди. Родина его близ Коморо. Отослано содержание за пол-января и за февраль – 12 ен. О. Симеон Мии просит перевести Семинарию в Кёото. Едва ли осуществимо. 5/17 января 1896. Пятница. Всенощную пред праздником служил о. Роман Циба; на Литию и Величание выходили со мной еще оо. Сато, Юкава и Осозава. Молящихся было больше, чем в прошлом году, но пели плохо без Львовского, певшего в Посольстве, и Обара, больного. Регентствовал на правом клиросе Лука Орита; пели у него лучше, чем у Иннокентия Кису, учившегося в Санкт-Петербургской Капелле; несмотря на то, что он был в горе: он только что, пред всенощной, получил отказ от учительницы Раисы Ито, которую сватал; только неделею предупредил его Тимофей Секи, которому Раиса и дала согласие. Бедный Лука уже второй отказ получает: два года тому назад сватался к учительнице Елене Ямада, которая тоже отказала под предлогом, что не думает еще замуж (зато и поддерживала же она сегодня его хор: положительно заливала всех поющих своим великолепным дискантом, уже лет восемь лет составляющим красу правого хора). 6/18 января 1896. Суббота. Праздник Богоявления. Литургию и Водоосвящение совершили соборне. Проповедал Петр Исигаме. Молящихся было маловато для такого великого праздника. Было несколько наших матросов с «Корейца». |
– Постараемся спасти его для служения Церкви, если Бог поможет. Напишите сей же вечер к о. Матфею Кагета, чтобы взял его к себе, у него недостаток в катехизаторах. Пусть об этом никто не знает, кроме вас, о. Матфея и в Иокохаме, говоривших вам о Фукунага. Я тоже как будто ничего не знаю, об этом и говорю с вами теперь частно. 12/24 марта 1896. Вторник. Слава Богу, в городе Уеда зачинается Церковь : о. Феодор Мидзуно извещает, что крестил там четыре человека и что дальнейшие слушатели у Никиты Сугамура есть. В Хацивоодзи Церковь оживляется: Варнава Симидзу извещает, что и у него четыре крещено. 13/25 марта 1896. Среда. Кончили перевод книги Деяний Святых Апостолов и этим до Пасхи завершили дело; Накай проверит переписанное, чтобы в Пасхальную ночь в Соборе и Крестовой читать Деяния по новому переводу. 14/26 марта 1896. Четверг. Исправление корреспонденции – на Афон и в Россию, в Троицко-Сергиеву Лавру об иконах и прочем. 15/27 марта 1896. Пятница. Дал Тимофею Секи для перевода первый том творений Святого Ефрема Сирина . Благослови, Боже, переводить сего святого отца! Петру Исигаме указал на ряд атеистических статей старого безбожника Фукузава в его газете «Дзидзи» и сказал, чтобы в «Синкай» написано было опровержение их. Старый этот негодяй – сущая свинья, желудями питающаяся и упитанная, и в то же время дуб подрывающая – и не воображает, какой он вред приносит своими ядовитыми словоизвержениями; его уважают, да и есть за что в других отношениях; тем заразительней его пример и вредоносней слово. Итак, кто думает, что служит своему Отечеству лучше и больше других (а это именно и воображает о себе Фукузава), тот вредит ему – действительно быть может – больше всякого другого отдельного лица, не исключая злодействующих «сооси». Сегодня закончились занятия пред Пасхою. Во всенощной были все учащиеся. Профессор Кёбер, больной инфлюэнцей, присылал просить молитвенник; дал ему оставленный здесь о. Сергием Страгородским . 16/28 марта 1896. Лазарева Суббота. День в обычных занятиях и суете; вечером, с шести часов, всенощная, на которой, как всегда, было много молящихся. Особенность ныне та, что христиане, по незнанию ли или по нетерпению, зажгли свечи к своим вербам гораздо ранее освящения верб; сначала на мужской половине, потом и на женской, свет разлился еще до чтения Евангелия. Думал обернуться и сказать: «Еще рано, загасите»; загасили бы, но зачем? И самому так радостно было – осажденному светом!.. |
Вот если в маленькую шлюпку спуститься и попытаться самовольно, самочинно, самостоятельно во время бури покинуть корабль, кому хуже сделаешь? Есть шанс, что доплывешь до вожделенной гавани, или нет? Я думаю, всем хорошо понятно, что нет. Если эту аналогию немножко пояснить, Церковь — это корабль Христов, корабль спасения, и такие образы есть у святых отцов. Кормчий нашего корабля, Церкви, — Господь наш Иисус Христос. Иными словами, штурвал от корабля Церкви у Него в руках, Господь никому не передавал этого штурвала. Он — Глава Церкви, и Он же краеугольный камень ее основания. И Церковь одухотворяется Духом Святым. В Православной Церкви нет такого понятия, как непогрешимый наместник. Иными словами, Господь Иисус Христос не передавал штурвал какому-то непогрешимому наместнику на земле, Он Сам руководит кораблем Церкви. И Господь приведет Свой корабль к вожделенной пристани — к Царствию Небесному. И если мы вдруг видим, что кто-то неправильно себя ведет, что-то неправильное говорит, разве это дает нам основание покинуть корабль Церкви? Вот простой вопрос, который следует самому себе задать. Если кто-то ведет себя безнравственно, неправильно, что-то неправильное говорит, неправильно делает (и ты это видишь и считаешь, что это неправильно), — неужели Господь Иисус Христос это не видит? Глава Церкви, Кормчий корабля — неужели Он это не видит? Конечно, видит. Неужели вы думаете, что Он не может все управить, кого надо — наказать, кого надо — вразумить, кого-то просветить, укрепить? Все в Его руках, Господь ведет Церковь. А отколоться от Церкви, чтобы самому, самостоятельно прийти в вожделенную гавань, — это очень и очень опасно. Причем цена вопроса разная. На обычном корабле так спустился — утонул, умер телесно. А покинул корабль Церкви Христовой — цена вопроса еще дороже: это потеря вечной жизни. Поэтому тут как бы две крайности. Просто молчать трусливо и малодушно, делать вид, что ничего не происходит, или потворствовать порокам, или, хуже того, самим вести себя безнравственно — это одна крайность, а уходить в отрыв, в раскол — другая. И видите, в чем особенность? Что враг нас толкает или в одну крайность — равнодушное молчаливое соглашательство со всем, или в другую крайность — сказать, что мы порвем с Церковью, больше не молимся, не поминаем кого-то и так далее. Люди, которые не поминают Предстоятеля Церкви, нарушают заповедь о любви. Потому что молитва — это проявление нашей любви к ближним и проявление послушания Церкви и ее Священному Преданию. |
2) Что без промысла Божия в мире не могло бы сохраняться того изумительного порядка, какой замечается, напротив все выступило бы из своих пределов, пришло бы в расстройство и хаос. Так рассуждают: святой Григорий Богослов , блаж. Августин, блаж. Феодорит и другие. Первый говорит: “мы должны веровать, что есть промысл, все содержащий и все связывающей в мире – ибо для тех существ, для которых необходим Творец, необходим вместе и Промыслитель; иначе мир, носимый случаем, как вихрем корабль, должен бы был, по причине беспорядочных движений вещества, мгновенно разрушиться, рассыпаться и возвратиться в первоначальный хаос и неустройство”. 1530 Второй пишет: “ни на один день не перестает Бог от дела управления тварями, дабы они тотчас же не уклонились от своих естественных путей, которыми ведутся и направляются к тому, чтобы достигнуть полноты своего развития, и каждой оставаться в своем роде тем, чем есть. А они, подлинно, перестали бы быть чем-либо, если бы от них отнято было то движение Божией премудрости, которым управляет Господь на пользу ( Прем. 8:1 )”. 1531 Наконец, блаж. Феодорит рассуждает так: “неверующие в бытие промысла и безумно утверждающие, что мир, состоящий из неба и земли, без кормчего носится в таком согласии и порядке, мне кажется, тоже делают, как если бы кто, сидя на корабле, и переплывая море, и видя, как кормчий распоряжается веслами и по надлежащему правит кормилом, – стал утверждать явную ложь, будто не стоит кормчий на корме, корабль не имеет весел, не направляется движением кормила, но несется сам собой, сам собой преодолевает стремление волн, побеждает нападение ветров, не нуждается в помощи корабельщиков или кормчего, который бы всем гребцам давал нужные приказания. Так думающие, явно и несомненно видя Владыку вселенной, который управляет созданным от Него творением, и все ведет и движет в согласном порядке..., произвольно слепотствуют или бесстыдно поступают, и получая дары Промысла, в тоже время бесчестят их, и чем наслаждаются, тем самым вооружаются против Промыслителя”. 1532 § 98. Действительность каждого из действий Промысла Божия. |
Сохранилось свидетельство о его беседах, в частности, с раскольниками-староверами, которым он весьма доходчиво разъяснял их ложное положение по отношению к истинной Православной Церкви. И хотя он в данном случае беседовал с приходившими к нему старообрядцами, слова его можно воспринимать как обращенные к гораздо более широкому кругу заблуждающихся в своих ложных верованиях – ко всем, отпадшим от подлинного Православия, в том числе и к многочисленным сектантам самых различных толков. Как-то раз к преподобному для беседы пришли четыре старообрядца, и он так увещевал их: «Прошу и молю вас: ходите в Церковь Греко-Российскую [то есть Православную] – она во всей силе и славе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило-руль, она управляется Святым Духом! Добрые же кормчие ее – учители Церкви, а архипастыри суть преемники апостольские. А ваша часовня подобна маленькой лодке, не имеющей кормила и весел; она лишь причалена вервием к кораблю нашей Церкви, плывет за нею, заливается волнами и непременно потонула бы, если бы не была привязана к кораблю». И в другой раз, когда некий старообрядец спросил преподобного Серафима: «Какая вера лучше – нынешняя церковная или старая?» – тот ответил, вопреки своему обычаю, весьма резко и используя тот же образ корабля: «Оставь свои бредни... Жизнь наша есть море; Святая Православная Церковь наша – корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. И если с таким Кормчим люди по своей греховной слабости с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремитесь вы со своим ботиком и на чем утверждаете свою надежду – спасаетесь без Кормчего?» Как же должны быть благодарны мы Промыслу Божию, что оказались с вами на великом корабле Святой Православной Церкви и что у нас есть спасительный Кормчий – Господь наш Иисус Христос, ведущий этот корабль, Церковь нашу, в Царство Небесное. Какая великая надежда и радость даны нам тем, что мы – православные! Именно эту радость и приносит нам сегодняшнее всецерковное торжество. |
20. Во время большой бури на море, не видно ни солнца, ни звезд: кто во время несчастия предается страстям, от того скрывается Бог и Святые Его. 22. Корабль часто от бури погибает, а люди, оставляющие его спасаются: богатство – корабль, в котором плавает человек среди жизненного моря, с опасностью потерять все. 21. Корабль без кормчего погибает, гибнет жизнь наша, не управляемая разумом. Кормчий для корабля – душа: душа для тела – кормчий. 32. Отсеки веревку у корабельной лодки, она упадет в море: прерви нить жизни, – она прекратится. 34. Волосы на голове, пока с ними голова: хранит Господь души преподобных Своих ( Мф.10:30 ). 40. Якорь нужен для корабля во время бури: вера нужна человеку во время бедствий. Якорь – надежда кораблю на море: вера – якорь человеку на земле ( Евр.6:19 ). 41. Когда корабль попадает на косу и увязает носом в мели, то корма разбивается стремлением волн: кто в тесных обстоятельствах теряет присутствие духа, тот попускает на себя беду за бедой. 43. Во время кораблекрушения близ берега, умеющие плавать выходят на землю: по разлучении души с телом имеющие крылья духа возлетают на небо. Гл. 28. Ст. 2. Различны народы под небом, но врожденное всем человеколюбие не чуждо человечеству; и иноплеменники принимают нас в наших нуждах с усердием. 3. В некоторых землях в хворосте скрываются ехидны: во многих человеках грешниках живет диавол. 4. Кто имеет понятие о Боге, имеет оное и о правосудии Его; но не всякий знающий Божие правосудие знает избранных Его ( Деян.28:4–6 ). 11. Всякий корабль имеет отличительное название: никто из нас не без особенного имени, когда вступает во Святую Церковь ( Откр.3:12 ). 6 Из Послания Св. Апостола Иакова Гл. 1. Ст. 2–3. Искушение (несчастие) посылаемое нам от Бога для испытания нашей веры или для очищения нашего есть воля Божия; а кто любит Бога, тот должен исполнять Его волю с радостью ( 1Пет.1:7–8 ). Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он тебя обличает. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет всякого сына, о котором благоволит ( Евр.12:5, 6 ). |
С 2004 по 2006 год шла совместная работа над Актом о каноническом общении двух Церквей, которые внутренне уже были готовы молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши. В 2007-м акт был подписан. Социальное учение Церкви Уже в начале 2000-х годов стало ясно, что впереди нас ждет сложный переходный период, что страна и Церковь окажутся на новом историческом повороте. К этому необходимо было готовиться заранее — и вместе с тем уповать на милость Господа. Церкви нового периода нужен был надежный кормчий. Им и стал Кирилл — лучший из возможных преемников Патриарха Алексия II. Избрание Кирилла именно в это время было, бесспорно, промыслительным церковным решением. В том числе и потому, что процессы адаптации Церкви к новым вызовам были во многом инициированы Кириллом еще в бытность его митрополитом и последующий церковный курс во многом формировался загодя при его участии. В первую очередь это касается главной задачи переходного периода — укрепления социальной роли Церкви, возвращения ее исторического места, утраченного в эпоху советского госатеизма и — что особенно важно — так и не восстановленного в период радикального релятивизма 1990-х годов. О проблемах 1990-х Патриарх Кирилл впоследствии высказывался вполне определенно: «Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления, ницшеанским правом сильного. В ход пошла социал-дарвинистская мораль, в рамках которой развитие общества происходит на основе естественного отбора». В этих условиях усилия Церкви фактически торпедировались общим контекстом девяностых — контекстом воинствующего аморализма и презрения к традиционным ценностям социального большинства. Тем не менее, вопреки сложному и запущенному состоянию общества, уже в 1990-е были сделаны первые шаги в важнейшем для Церкви деле — в работе над церковной социальной концепцией. Ведь, не имея социальной концепции, Церковь постоянно становилась объектом давления со стороны политических групп, имеющих свои социальные программы. Эта ситуация должна была быть изменена. |
30. Вопрос. Телесные болезни прилипчивы некоторые, а душевные – все. Какая предосторожность требуется против прилипчивости болезней душевных? Ответ. Удаление от злых, уединение. Ничто так не вредит христианину, наипаче юному, как злая компания, – говорит свт. Тихон. – Как обхождение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, т.е. богобоязненному и святому житию, так обращение со злыми бывает причиною крайнего развращения, хотя бы кто был доброй природы и благовоспитанный. Ибо пороки, как смола, прилипчивы... Говорят, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы; так добрый, обращаясь со злым, портится, а его не исправляет. «Касаяйся смоле очернится и приобщаяйся гордому точен ему будет» ( Cup. XIII, 1 ). Итак, пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадешь. Лучше со зверьми жить, нежели со злыми людьми (ч. 2, §12). Третьи тридцать врачебных наставлений для лечебника духовного 1. Святая Церковь разные имеет звания и служения: она есть корабль, в коем верующие через житейское море плывут в свое отечество небесное. Она есть ковчег Ноев, в коем спасаются от потопления адского. Она есть училище, в коем научаемся тайнам и судьбам Царствия Божия. Она есть пажить многозлачная, на коей души наши питаются Божиим словом. Она есть очистилище, святилище; она есть врачебница, или лазарет духовный и пр. 2. Вопрос. Кто в Святой Церкви кормчий, учитель, пастырь, очиститель, просветитель, врач? Ответ. Един есть правитель и кормчий – Господь наш Иисус Христос . Един есть наставник и учитель наш – Господь Иисус Христос. Един есть пастырь, един очиститель душ наших – Господь Иисус Христос. Един врач крайне болезнующего естества нашего – Господь Иисус Христос. Ему слава во веки! На Него надежда и упование наше. 3. Но Господь наш Иисус Христос, будучи Единым и Единственным Правителем, Наставником, Пастырем, Врачом, благоволил соделывать общниками сих великих званий и должностей некоторых из верующих в Него. Первые общники пастырства Христова, учительства, правления, целебной и животворной Его силы были – Его святые ученики и апостолы; потом – их ближайшие преемники и ученики – Тимофей, Тит, Климент, Дионисий и прочие. Далее – святители: Игнатий, Василий, Иоанн Златоуст , Григорий Богослов ... И епископы, иереи, предстоятели и настоятели всех веков, доныне. |
Но с чего бы переписчику повторяться 73 ? Скорее это может свидетельствовать о путанице (или, возможно, злонамеренном подлоге, см. ниже) между сочинениями различных Исааков, часть из которых попала в то, что после стало ложно признаваться вторым томом. Монофизит Иаков Эдесский в своем письме Иоанну Стилиту говорит о существовании в V-VI веках трех людей с именем Исаак так или иначе связанных с Эдессой 74 . Любопытно, что в рукописи Vat. syr. 198 первое слово первой книги арабского перевода текстов, приписываемых там преп. Исааку Сирину , в мирской науке сейчас атрибутируется как гомилия Исаака Антиохийского 75 . 4) Об использовании морских образов митр. Иларион пишет: “Оба тома характеризуются сходным образным строем. В частности, в обоих томах используются морские образы – корабль, море, волны, плавание, кормчий, ныряльщик, жемчужины и пр.” 76 Однако указанные морские образы содержатся уже в Новом Завете: глубина морская ( Мф. 18:6 ), волны ( Иак. 1:6 ; Иуд. 1:13 ), песок морской ( Рим. 9:27 ), жемчужина ( Мф. 13:45–46 ), корабль и кормчий ( Иак. 3:4 ), плавание ( Мк. 6:48 ) и пр. 77 , поэтому нет ничего удивительного в их использовании разными авторами. 5) Пытаясь доказать, что Православная Церковь почитает принадлежащего к несторианской общине человека митр. Иларион пытается привести якобы уже имеющиеся аналогичные примеры: “…не все святые оказывались в наиболее догматически безупречной церковной юрисдикции. Достаточно вспомнить о преподобном Исаии Скитском, составителе известного сборника поучений, и святителе Петре Ивере, епископе Маюмском, выдающемся аскете и подвижнике, почитаемом в Грузинской Православной Церкви: оба святых жили во второй половине V в., не признавали Халкидонский Собор и придерживались монофизитских взглядов.” 78 В данный момент в календаре Грузинской Православной Церкви Петр Ивер отсутствует, недавняя попытка вновь внести его туда была этой поместной Церковью отвергнута. А ситуация с трудами преп. Исаии Отшельника во многом похожа на разбираемые здесь ложные атрибуции преп. Исааку, в качестве иллюстрации приведем некоторые пояснения А.И. Сидорова : |
| |