Порядок расторжения брачного договора осуществляется по тому же принципу, что и его заключение – через прочтение формулы на арабском языке. Если при заключении брачного договора первой формулировку произносит женщина, то при разводе ее читает только муж. Развод может оформить и адвокат (вакиль) мужа. Формула расторжения брачного договора звучит следующим образом: «завджати Фатимату талик» (жена моя Фатима свободна). То есть никакой ответной реакции для жены шариат не предусматривает. Если муж решил подать на развод, жена ничего не может с этим сделать, поскольку, согласно требованию шариата, желание мужа о разводе не может быть отклонено. И женщине остается лишь его принять. Однако если причиной развода является обвинение ее в измене, то жена может опротестовать решение мужа. Согласно Корану, в этом случае муж должен представить четырех свидетелей, подтверждающих виновность жены: «А если кто из ваших женщин совершит прелюбодеяние и против них будут свидетельствовать четверо справедливых мужчин... им определенное наказание, если четыре справедливых свидетеля засвидетельствуют это» (К.4:15,16). Если же муж не сможет предоставить необходимое количество свидетелей, он сам получает 80 ударов плетью (палкой). Коран достаточно подробно регламентирует эту ситуацию: «Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не представив четырех свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – восемьдесят ударов плетьми.... должны четыре раза поклясться именем Аллаха, что они правдивы в своих обвинениях, а в пятый раз они должны поклясться, что будут лишены милости Аллаха, если они лгут. Если жена не будет оправдываться после произнесения клятв о ее неверности, то она подвергнется наказанию за прелюбодеяние, но если она поклянется именем Аллаха четыре раза, что ее ложно обвиняют в прелюбодеянии, она не подвергается наказанию. В пятой клятве именем Аллаха она должна сказать, что она заслуживает гнев Аллаха, если муж говорит правду» (К.24:4,6 – 9).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

существует неравенство, его производит Сам Бог (43:31), но это неравенство не должно обусловливать насилия и несправедливости. Понятно, что у арабов VII ст., как и у других народов, стоящих на той же ступени культуры, существовало рабство. Однако Магомет боролся против самых слов раб и рабыня, рекомендуя заменять их названиями слуга и служанка. „Если кто-нибудь из ваших невольников просит письменного увольнения, дайте ему, если он достоин этого. Давайте им сколько-нибудь из тех благ, которые доставил вам Бог . Не принуждайте ваших служанок развратничать для доставления вам преходящих благ этого света, если они желают сохранить стыдливость“ (24:33). Верный, который освобождает своего невольника, освобождает себя и от забот, и от адского огня. Магомет говорил, что рабу должно прощать до 70 раз и даже более. Возвышенный тон Коранической морали понижается, когда речь заходит о женщине. „Мужчины выше женщин по причине качеств, которыми Бог возвысил их пред теми и потому что мужчины своё имение употребляют на награждение женщин. Добродетельные женщины послушны и покорны; они заботливо сохраняют в отсутствие мужей то, что Бог велел сохранять в целости. Вы побраните их, когда боитесь неповиновения; отдалите в сторону от ложа, бейте их; но когда они вам повинуются, не старайтесь обижать. Бог высок и велик“ (4:38). Коран освятил многожёнство, которое, как факт, существовало ранее. Но постановления Корана таковы, что честный мусульманин должен сказать: лучше жить с одной женой. „Если вы боитесь быть несправедливыми к сиротам, не женитесь из женщин, которые вам нравятся, более как на трёх или четырёх. Если всё-таки боитесь быть несправедливыми, на одной или на невольнице. Такое поведение поможет не быть вам несправедливыми. Свободно назначайте приданое (садуха-то, что жених даёт родителям невесты) вашим жёнам и если им угодно совершенно охотно оставить что-нибудь из этого, наслаждайтесь тем прилично вашему состоянию“ (4:3). Согласно этим словам жениться на трёх или четырёх может лишь тот, кто чувствует, что может одинаково справедливо относиться ко всем жёнам. Но возможно ли это чув-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

221 Sidney H. Grffith//The Gospel, the and Jesus in Yàqubìs Tàrich//Bible and Essays in Scriptural Intertextuality. P.141–143 230 То, что Коран – не историческая книга, не подлежит сомнению. Исторический контекст в нем полностью отсутствует. Например, в Коране даже не упоминаются Ясриб (Медина), Таиф, Зсуд, Аравия, Красное море. Мекка упоминается только дважды, но как некая местность, а не как город (3: 96; 48: 24). Gabriel Said Reynolds. Remembering Muhammad//Numen. 58. 2011. P. 188–2Об. 232 al-Jabbar Critique of Christian Origins. A parallel English-Arabic text. Edited and translated by Gabriel Said Reynolds and Samir Khalil Samir. Brigham Young University Press. 2010. P. 93–94. 234 Однако это утверждение Ибн Таймии не очень согласуется с его же утверждением, где он недвусмысленным образом говорит о допустимости обругать Тору по причине ее подмененности и искаженности, добавляя, что «тот, кто живет по подмененным и отмененным предписаниям Торы, – кафир». Это емкое определение о том, кто является кафиром, разумеется, касается не только Торы и иудеев, но и христиан, поскольку тут же у Ибн Таймии мы читаем: «Иудеи и христиане являются кафирами по причине их отхода от религии ислама». 122–121 . (арабск.) 35 (арабск.) 239 188 (арабск.) Еще одним «свидетельством» искажения Торы исламские авторы считают упоминание вТоре «Книги Браней Господних». 10 (арабск.) Разбирая текст Быт. 37: 2–4 , мусульмане также находят свидетельства «искажения»: «Смотрите, насколько бессвязен этот текст. Сначала он говорит о том, что Иаков жил в земле странствия отца своего, затем делает резкий переход и говорит: «это дети Иакова», после чего называет из них только Иосифа. Если мы просмотрим всю главу, то не найдем исполнения данного обещания (назвать детей Иакова). Как же может это быть словами Аллаха, слово и обещание которого – истинно?.. Правильно ли будет отнести этот текст к Ведающему сокровенное или к помешанному глупцу и писателю-кллеветнику»? 19–18 (арабск.) 240 Цит no: Norman Roth. Fogery and Abrogation of the Torah: A Theme in Muslim and Christian polemic in Spain//American Academy for Jewish research. Vol. 54. 1987. P. 2Об-208.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

586 (64)). Тоже касается и наследства – доля сына соответствует доле двух дочерей. Акъикъа (жертвоприношение по случаю рождения ребенка) тоже не равноценно. Так за мальчика полагается заколоть две овцы, а для девочки достаточно одной. Без разрешения мужа жена не может давать клятву, если же это произошло, муж вправе расторгнуть ее. Только муж в семье может самовольно дать обет; жена и дети такого права не имеют. Если жена все же дала обет без согласия на то мужа, такой обет считается недействительным. Осуждая христианскую практику ношения женщинами платков в храмах, ислам не только предписывает своим женщинам то же самое, но и вообще укутывает их с. ног до головы в паранджу (широкий халат с длинными рукавами) с чачваном (сетка для сокрытия лица). При этом, по примеру Мухаммеда, женщина должна быть одета даже во время полового акта. Мусульманке запрещается участвовать в похоронных процессиях 268 Ей вообще нежелательно посещать кладбище. Мухаммед проклинает тех женщин, которые часто посещают кладбища. На несчастных женщинах – мусульманках лежит проклятье даже за то, что они носят обувь, так как по Мухаммеду обувь предназначена только для мужчин (Аль – Хадис, том 1, р. 614). По М.Кунне ей не следует даже целовать черный камень 269 , также им запрещается быть судьями 270 . Жене запрещается вести мужа в молитве даже в том случае, если она больше него образована и лучше разбирается в правилах совершения намаза 271 . Изыскивая все возможности унизить женщину в христианстве, мусульмане забывают, что именно Коран (священное писание мусульман – прямая речь Аллаха) предписывает мужу бить своих непокорных жен: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и... ударяйте их» (К.4:34). Причем существуют специальные правила битья жен. На круглом столе, прошедшем в Москве (24.09.2008), ученые ислама пытались решить для себя вопрос, допустимо ли в исламе рукоприкладство по отношению к женам. По словам ведущего исламского эксперта – экономиста Леонида Сюкияйнена, сначала предписывается словесное увещание.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

81 Хира находилась под 32° с. ш. на северо-восточной границе Аравии, недалеко от местоположения позднейшей Кфы. См. Κ. V. Spruner. Hand-Atlas zur Geschichte Asiens etc. Gotta, 1855. Самое название Хнры на сирийском языке означало «военный лагерь», как замечает А. Мюллер. 82 А. Мюллер. История ислама. Т. I, стр. 17–23. Правители Хиры перечисляются в следующем порядке: 1 – малек; 2 – Амру, брат Малека; 3 – Джу-дайма, сын Малека, прозванный Аль-Абрашем; 4 – Амру, сын Ади; 5 – Амрул Кайс, сын Амру, прозванный Альбада, т.е. первый; 6 – Амру, сын Амруль-Кайса; 7 – Аус, сын Каляма; 8 – некто амаликетянин, имя которого неизвестно; 9 – Амруль-Кайс, сын Амру, прозванный Аль-Мухриком; 10 – Аль-Нуман Аль-Агвар, сын Амруль-Кайса; 11 – Аль-Мундар, сын Нумана; 12 – Аль-Асвад, сын Аль-Мундара; 13 – Аль-Мундар, брат Аль-Асвада; 14 – Алкама Аль-Замьяли; 15 – Амруль-Кайс, сын Нумана, внук Амруль-Кайса Аль-Мухрика; 16 – Аль-Мундар, сын Амруль-Кайса и Мовии, прозванной за красоту Мау-с-Самаи; 17 – Аль-Харет, сын Амра Киндийца, современник Ануширвана; 18 – Амру, сын Аль-Мундара от Хинды. В восьмой год его правления родился Мухаммад; значит он сделался князем Хиры в 562 г. по Р. Х.; 19 – Кабус, брат Амру; 20 – Аль-Мундар, другой брат Амру; 21 – Аль-Нуман, сын Аль-Мундара, называемый также Абу-Кабусом, христианин; 22 – Айяс. В шестой месяц его правления выступил Мухаммад на свою проповедь; 23 – Задавайя, сын Махама; 24 – Аль-Мундар, сын Нумана, внук Мундара, правнук Мундара, праправнук Мау-с-Самаи (см. 16), прозванный Аль-Магруром. Он правил Хирой до завоевания её Халидом Иб-уль-Валидом (Pocock, Specimen Historiae arabum, p. 67–76). 84 Так называется победа Хариса над Мунзиром III, князем Хиры, в 554 г. Халима была красавица – дочь Хариса, которая по приказанию отца, намастила своими руками головы воинов отца (чтобы разжечь их воинственный пыл) любимыми у арабов духами – халук, причем один из воинов поцеловал её в лоб и получил от красавицы пощечину. Но отец, ввиду предстоящей битвы, посоветовал дочери не обращать внимания на это оскорбление дерзкого араба (История ислама А. Миллера).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

А. Миллер. История ислама, т. I, стр. 17. У Пококка Гассажидские князья перечисляются в следующем порядке: 1 – Джафна, сын Амра; 2 – Амру, сын Джафны, он устроил в Сирии много монастырей; 3 – Тагляба, сын Амру; 4 – Аль-Харет, сын Таглябы; 5 – Джабала, сын Аль-Харета; 6 – Аль-Харет, сын Джабалы; 7 – Аль-Мондар Аль-Акбар, сын Аль-Харета; 8 – Аль-Нуман, брат Аль-Мондара; 9 – Джабала, второй брат; 10 – Аль-Айхамх, третий брат; 11 – Амру, четвертый брат; 12 – Джафна Аль-Асгар, сын Аль-Мондара Аль-Акбара. Он сжег город Хиру; 13 – Аль-Нуман Аль-Асгар, брат Джафны; 14 – Аль-Нуман, сын Амра, внук Аль-Мондара; 15 – Джабала, сын Аль-Нумана. Он вел войну с правителем Хиры Аль-Мондаром Ман-с Самаи; 16 – Аль-Нуман, сын Аль-Айхама; 17 – Аль-Харет, брат его; 18 – Аль-Нуман, сын Аль-Харета; 19 – Аль-Мондар, сын Аль-Нумана; 20 – Амру, брат его; 21 – Хаджар, другой брат Аль-Мондара; 22 –Аль-Харет, сын Хаджара; 23 – Джабала, сын Аль-Харета; 24 – Аль-Харет, сын Джабалы; 25 – Аль-Нуман, сын Аль-Харета, называвшийся также Абу-Карбом и Кутамом; 26 – Аль-Айхам, сын Джабалы. Он правил также и Тадмором; 27 –Аль-Мондар, брат Аль-Айхама: 28 – Шарахил, второй брат Аль-Айхама; 29 –Амру, третий брат; 30–Джабала, сын Харета, внук Джабалы; 31 – Джабала, сын Аль-Айхама. Он был последним правителем Сирии из Гассанидов и во время Халифа Омара принял ислам, а затем отправился в Константинополь н там объявил себя христианином. Относительно продолжительности всего периода правления Гассанидов в Сирии существует разногласие: одни определяют этот период в 400 лет, а другие в 600 лет. Многие Гассаниды носили имя Арета. Некоторые считают первым сирийским правителем Арета, сына Амра, известного также под именем Ибн-Аби-Шамара. За ним следовали 37 правителей, которые держали власть в своих руках в течение 616 лет до последнего из них Джабалы. При этом предположении, упоминаемый во втором послании ап. Павла к Коринфянам ( 2Кор.11:32 ) сирийский князь Арета и был одним из первых гассанидских правителей Сирии (см. Specimen historiae arabum, p. 77–79).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

А. Миллер. История ислама. Т. I, стр. 30–31. Йеменские цари у Пококка перечисляются в таком порядке: 1 – Кахтан, т.е. Иоктан, сын Евера. Он первый царствовал в Йемене и надевал диадему; 2 – Яараб, сын Кахтана. Он первый говорил по-арабски, и его сыновья впервые стали приветствовать его по-царски; 3 – Яшраб, сын Яараба; 4 – Абду-Шамс, сын Яшраба. Он устроил в стране Магриб знаменитую плотину и самый город Магриб, который после был городом Сабы; 5 – Химер, сын Сабы. Он изгнал Тамудин из Йемена в Хиджас. Его считают первым из химьяритских царей, возложившим на свою голову золотой венец; 6 – Ваил, сын Химьяра; 7 – Ас-Саксак, сын Ваила; 8 – Яафар, сын Ас-Саксака; 9 – Зу-Риаш; 10 – Ан-Нуман, сын Яафара; 11 – Асмах, сын Нумана; 12 – Шаддад, сын Ада; 13 – Лукман, брат Шаддада; 14 – Зу-Садад, брат Лукмана; 15 – Аль-Харет, сын Зу-Садада, прозванный Раяшем. Он первый принял царский титул тубба; 16 – Зуль-Карнайн Асааб, сын Харета Раяша; 17 – Зуль Мавар Абраха, сын Зуль-Карнайна; 18 – Африкас, сын Абрахи; 19 – Зуль-Азгар-Амру, брат Африка; 20 – Шахрабиль, из потомков Саксака; 21 – Аль Худхад, сын щархабиля, 22 – Балкис, дочь Худхада. Современница еврейского царя Соломона. Она царствовала 20 лет; 23 – Нашируль-Наам, сын Шархабиля; 24 – Шамар-Ярааш, сын Нашира; 25 – Абу-Малик, сын Шамара; 26 – Имран, сын Амира; 27 – Амру, брат Имрана; 28 – Аль-Акран, сын Абу-Малика; 29 – Зу-Хабшан, сын Акрана. Он изгнал племя Тасм и Джадис из Йемена; 30 – Тубба, сын Акрана; 31 – Кулайкарб, сын Туббы; 32 – Абу-Карб-Асаад. Он прославился за 700 лет до Мухаммеда и первый покрыл Каабу завесой. При нем начало распространяться иудейство в Йемене; 33 – Хасан, сын Туббы; 34 – Амру, сын Туббы, известный под именем Зуль-Авад; 35 – Абд-Куляль, сын Зуль-Авада; 36 – Тубба-Хасан; 37 – Аль-Харет, сын Амру. Он был предан иудейству; 38 – Марсад, сын Куляля; 39 – Вакия, сын Мурсада; 40 – Абраха, сын Ас-Сабаха; 41 – Сабхан; 42 – Зу-Шаватир. Это был нечестивейший человек, занимавшийся педерастией; 43 – Зу-Навас. Он бросал в ров всех тех, которые отказывались исповедовать иудейство; 44 – Зу-Джадан. Был последним из царей химьяритских, правление которых по Абульфеде продолжалось 2020 лет, а по другим – более 3000 лет. После Зу-Джадана Йеменом управляли восемь царей из Эфиопии, Абиссинии и Персии; 45 – Арьяд эфиоплянин; 46 – Абраха-Аль-Ашрам, упоминаемый в гл. 105 Корана; 47 – Яксум, сын Абрахи; 48 – Масрук, сын Абрахи. Он был последним царем Йемена из эфиоплян. Власть эфиопских царей над Йеменом продолжалась около 72 лет: Арьяд правил Йеменом 20 лет; Абраха – около 50 лет; Яксум – 2 года; 49 – Сайф-Ибн Зи-Язан был из химьяритов. Он был современником Ануширвана, царя персидского, при помощи которого и захватил в свои руки власть над Йеменом. По смерти его Йеменом правили ставленники персидских царей. Последним правителем Йемена был Базан, современник Мухаммеда, обратившийся в ислам. Сын Базана Шахр получил власть над частью Йемена уже от Мухаммеда (см. Specimen historiae arabum, p. 56–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

АЗАН (араб. «призыв») – призыв мусульман к молитве, возвещаемый с минарета муэдзином (азанчи). У суннитов А. состоит из семи частей, а шииты добавляют между 5-й и 6-й частью призыв «Идите на лучшее дело!». При провозглашении А. муэдзин обращает лицо в сторону Мекки. Услышав А., мусульманин должен остановиться и повторить его. В XX веке азан стали транслировать через звукоусиливающую аппаратуру, нередко – в записи. При этом часть мусульманских богословов полагает, что с появлением точных часов практическая надобность в азане отпала и его провозглашение более не является обязательным. АЙАТ (аят; араб. «знак», «знамение», «чудо») – часть суры, «стих» Корана. В своем первоначальном смысле А. употребляется в Коране, когда говорится о ковчеге как символе царского достоинства Саула (2:248/249), а о солнце и луне как знамениях дня и ночи (17:12/13). А. часто используются при оформлении мечетей, надгробий или интерьеров домов, воспроизводятся на шамаилях (настенных панно) и туграх. Некоторые А. имеют названия, например, «Тронный стих» (2:255/256) и «А. Света» (24:35). АКИДА (араб. «вера», «кредо») – свод основных догматов ислама. Относится как к крупным богословским трактатам, так и кратким религиозным формулам. В основе символа веры ислама лежит шахада («Нет божества, кроме Единого Бога, и Мухаммед – посланник Его), кратко формулирующая принципы единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. К примеру, суннитская А. обычно включает следующие положения: 1. «Аллах – един; Аллах – вечный; не родил, и не был рожден, и не был Ему равным ни один». 2. Доказательства бытия Божия в созданном им мире. 3. Аллах не имеет ни начала, ни конца. 4. Аллах отличается от всех созданных им вещей. Он – ни тело, ни субстанции. Он ничем неограничен в пространстве. 5. Верующие смогут увидеть Аллаха в ином мире. 6. Аллах всемогущ и всеведущ. Ему извечно присущи качества силы, знания, жизни, воли, умения слышать, видеть и говорить. 7. Коран – вечное несотворенное слово Аллаха, переданное пророку Мухаммеду на священном языке ислама, арабском.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В одном из великих трудов мусульманской традиционной литературы кораническое учение об уникальной безгрешности Иисуса подтверждается замечательным преданием. Оно гласит: Пророк сказал: «Ни один ребенок, кроме Марйам и ее сына, не рождается без того, чтобы его не коснулся сатана, после чего он начинает кричать, потому что сатана коснулся его». ас-Сахих ал-Бухари, т. 6, с. 54 В этом заявлении Мухаммад явно отличает Иисуса от всех других людей, включая пророков, которые уже в момент рождения ощутили прикосновение сатаны. Следует знать эти отрывки из Корана и хадисов, так как они помогают христианам с большей убедительностью свидетельствовать об уникальном совершенстве их Спасителя. Совершенная безгрешность Иисуса в Библии В Библии существует множество отрывков, свидетельствующих о совершенной безгрешности Иисуса, однако достаточно знать самые выразительные и значительные с этой точки зрения. Первый из них: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор.5:21 Новый Завет часто противопоставляет нашу греховность совершенной святости Иисуса, ссылаясь на удивительную истину: Он принял на Себя наши грехи, дабы мы могли разделить с Ним Его праведность. Таковы суть и душа христианского Евангелия в противоположность исламскому учению, которое заключается в том, что грех отнюдь не отчуждает человека от Бога и не требует вмешательства Спасителя. Другой текст, очень ясно выражающий этот принцип: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды… 1Пет.2:24 В Новом Завете есть два других отрывка, которые прямо заявляют о безгрешности Иисуса. Каждый из них подтверждает уникальность Его святой природы. Вот эти отрывки: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр.4:15 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:5 Ислам предпринимал много попыток свести на нет уникальность Иисуса, в частности своим учением о том, что Мухаммад тоже был безгрешным пророком и совершил много чудес. Но ни то, ни другое не имеет в Коране каких-либо подтверждений (более того, Коран свидетельствует об обратном (см.: суры 47.19; 17.90–93)), а учение это стало популярным из-за желания мусульман доказать, что Мухаммад по крайне мере равен Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Верующая невольница лучше многобожницы, хотя бы эта и нравилась вам (2, 220). Когда спрашивают его, можно ли снова вступить в брачную жизнь разведенным супругам, он отвечает: Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного срока, тогда не препятствуйте им вступить в брак (2, 232). На вопрос, чем наградить разведенную жену, дается правило о „наделе – в благоприличном размере, как подобает людям благочестивым“ (2, 242). На вопрос, можно ли войти в нежилой дом, в Коране говорится: Не будет проступка с вашей стороны, если войдете в нежилой дом (24, 29). Эти отрицательные выражения: „не будет греха, не будет проступка, лучше, не препятствуйте“ и т. п. решительно неуместны не только в законодательном кодексе, да таком, каким мыслится в исламе Коран, а и в простой книге и в обыкновенном разговоре; неуместны, говорим, по той простой причине, что они ничего не говорят. Мухаммед же так привык к этим выражениям, что иногда употреблял их совершенно не на вопрос. Пришла, например, раз к нему женщина и жалуется на мужа, который развел ее без всякой вины с её стороны. Что же он отвечает? Убеждает мужа? Утешает жену? Дает решение для будущих споров? Ни то, ни другое, ни третье: Если жена, говорит он, видит себе притеснение от мужа или отвращение от неё, то не будет на них греха помириться между собою искренним миром (4, 127) 431 . Но мы поймем, почему в данном случае так выразился пророк, когда вспомним, каким миром заканчивались у него самого дела с женами, например, Асмой и Суфийей, согласившимися уступить свои права другим обитательницам Мухаммедова гарема. Сопоставление этих миров с советами Мухаммеда показывает, почему иногда он выражается так. Далее хитрый склад ума основателя ислама ясно проглядывает в таких местах, где он, как бы из-за педагогического такта и из-за своей репутации, ложно перетолковывает некоторые факты. Давши, например, повеление подавать „милостыню“ пред беседой и заметивши неблагоприятное впечатление от этого повеления, он смягчает свое распоряжение и говорит, обращаясь к мединцам:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010