С другой стороны, Коран также учит, что Аллах есть равно источник и добра, и зла. «В мусульманских источниках об Аллахе говорится, что он есть приносящий пользу и вред, что иногда „он хочет добра Своему рабу, а иногда желает зла для Своего раба“, что „Он – приносящий зло, Он – дарующий блага“» 197 . В Коране сказано, что Аллах издевается над неверующими и усиливает их заблуждения (К. 2:14). И это далеко не единственное противоречие такому божественному свойству, как всесовершенство. Истинный Бог , будучи совершенным, не может изменяться. К лучшему Он не может измениться – совершеннее уже некуда. Если же он изменяется к худшему – значит, он не Бог, так как Его совершенство не абсолютно. Коран же утверждает, что Аллах произвольно меняет свою волю, отменяя свои откровения (К. 13:9; 16:101), что уже само по себе низводит его до изменчивых, то есть несовершенных, существ. Также трудно поверить в истинность Корана и самого Аллаха, учитывая то, что Аллах обманывает (К. 4:142). Поэтому неудивительно, что «божественные» откровения Мухаммеду всегда сопровождались ощущением «страха, тяжести и насилия» 198 . Очевидно, что с учётом приведённых свойств Аллаха такое существо не может быть Богом и претендовать на абсолютную истинность. Бог иудаизма и христианства лишён указанных недостатков. Ещё в Ветхом Завете, который авторитетен и у иудеев, и у христиан, о Нём говорится, что Он – Личность. В Нём нет зла, совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нём ( Втор.32:4 ); Он неизменен, ибо Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться ( Чис.23:19 ). Он обладает всеведением: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? ( Иер.23:24 ). Действительно, несмотря на то, что современное новоиудейство значительно отличается от иудаизма Ветхого Завета 199 , представление о Боге у иудеев в основном сохранилось. Однако в Талмуде учение о Боге как о личности весьма размыто и присутствуют пантеистические идеи, например, что души евреев сотворены из самой божественной сущности 200 . Казалось бы, представления о Боге у иудеев и христиан почти совпадают. Однако это не совсем так: в Новом Завете Бог открывает людям о Себе то, что не было известно о Нём ветхозаветным иудеям, Бог открыл, что Он есть Любовь. Современный иудаизм далёк от такого учения о Боге, поэтому лишь в христианстве Бог может претендовать на Абсолютное Совершенство, потому что Он есть Троица (см.: Мф.28:19 ). Три Ипостаси во Едином Божественном существе (природе) – это главное и важнейшее отличие Бога христиан от всех других богов без исключения. Если же бог один, и его личность единична, то любить ему некого. Мир и человек обладают обусловленным бытием, любовь же к самому себе называется эгоизмом и не относится к числу Абсолютных Божественных Совершенств. Только Бог-Троица может быть по Своей нетварной Божественной природе Любовью , потому что три Ипостаси Божества вечно пребывают во взаимной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33 24, 1:251, 1:221, 244,245; 83, гл.7; 289, гл. 17; 14, гл.1 и 2; 69, стр. 249–259. См. раздел «Документы», «Юридические тексты». 35 На практике не всегда придерживались теории. Многие источники подтверждают, что старики, больные, женщины, дети, не достигшие зрелости, – а иногда даже и умершие! – были обязаны платить джизью. См. 111, стр. 278–295; idem 113, 2:132, 380–394. См. ниже док. Вполне вероятно, что политические и экономические факторы, изменявшиеся в течение столетий, должны были влиять на систему налогообложения зимми. Вопрос о том, как теоретический закон действовал в реальности, всегда остается для историка гипотетическим. О практике сбора джизьи в Марокко XIX столетия см. док. 59(1815) (оригинал содержится в 243, стр. 441:442), и в док. 79(1894). 38 Источники XVIII и XIX столетий (в основном, британская и французская дипломатическая переписка) говорят о непрекращающемся процессе уничтожения общин зимми в Палестине номадическими племенами арабов и туркмен, а в Армении – арабов и курдов. О более раннем периоде в Палестине см. 265, стр. 11–30. 43 Мамелюки (араб., букв, «невольники») – воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 г. их верхушка свергла египетскую ветвь Айюбидов и основала династию мамелюкских султанов, правившую до 1517 г (прим. ред.) 44 Отчет Фримена в дипломатической корреспонден-ции Холмса (Босна-Серай) к Дерби (Лондон, 1939), 15 мая 1887 года, в РР 1877 (с.1768), 92:554. Американец отмечал, что свидетельство марокканского еврея (в 1815 году) «...против мусульманина принимается в расчет не больше, чем свидетельство негра-раба против белого человека в Западной Индии или в Южных Штатах Америки...» (см. 243, с. 459). 46 54, том.2, раздел 52, гл. 29; Коран 3:16–19, 71,72, 5:70,71. В 1851 и 1858 годах британский консул в Иерусалиме отмечал, что свидетельство еврея против мусульманина отвергалось исламскими судами (136, 1:171 и 261). 47 Муслим, том 4, гл. 1149 (6666); и «Когда настанет День Воскресения, Аллах пошлет каждому мусульманину еврея или христианина и скажет: вот твое спасение из пламени ада» (6665); «И будут среди мусульман в День Воскресения с грехами тяжкими, как горы, и Аллах простит их, и заменит их евреями и христианами» (6668); 54, том 2, раздел 56, гл. 180:2. См. по контрасту высказывание ал-Авзая: «Да не будет грех одного отягощать другого» (Коран 6:164).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вслед за сим, в стихе 24-м говорится: «Бог не стыдится брать для притчи муху, или другой какой-либо более возвышенный предмет». Этот стих, очевидно, тесно связан с предыдущим, иначе он не имел бы никакого смысла. Ни в предыдущем, ни в последующем нет ничего, что можно бы было принять за притчу или аллегорию, кроме слова женщины в стихе 23-м. Но то, что составляет фигуру, аллегорию, нельзя принимать за действительное, следовательно, и обещание жен в раю принимать в собственном смысле значит неверно понимать смысл приведенных слов Корана. Еще в Коране говорится: «в Коране есть стихи, которые составляют как бы мать (основание) книги, и есть такие, которые должно понимать метафорически» (3:5). Итак, Коран уверяет мусульман, что большую часть стихов должно принимать в смысле переносном. Этого достаточно, кажется, для мусульманина, чтобы поразмыслить, обещание жен в раю должно ли принимать буквально или аллегорически. Стих же, следующий за обещанием, прямо дает разуметь мусульманам, что это только фигура-троп. Далее, если мусульманам обещаны в раю женщины, то они, без сомнения, обещаны им как жены. Но такая мысль прилична ли тому, кто хотя сколько-нибудь боится Бога и имеет понятие о св. предметах! Если здесь, на земле, тот, кто познал жену свою, не может коснуться Корана прежде, чем не очистится (56:18), – не более ли свято небо, чем Коран! или мусульмане хотят, чтоб Господь устроил там гарем? Этот стих напоминает еще другой: «о верующие! когда вы встаете на молитву, то мойте лице и руки ваши до локтя... и очищайтесь после совокупления с женами» (5, 8. 4). Если на земле тот, кто намерен молиться, должен быть чист, не тем ли более должен быть чист на небе, где постоянно славят Бога – то же, что молятся? Скажут, что на небе будут женщины чистые. Конечно, чистые сначала, но могут ли быть такими после? Что касается до других чувственных райских наслаждений, то разубедить мусульманина в невозможности оных можно бы было, указав на то, что тело в будущей жизни будет с другими свойствами, одухотворенно, и потому не будет требовать пищи и пр., но это для мусульманина покажется невероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

11 Совершенство Корана, обязанность мусульман участвовать в джихаде и низкий общественный статус неверных – постоянные темы Корана и Сунны. Чтобы избежать повторений, по этим темам не делались дополнительные отсылки к Корану. Все цитаты из Корана взяты из 12. 13 См. 54, том 2, раздел 41, гл. 6; раздел 56, гл. 80:3; гл. 154:2. Эти компилятивные описания действий и высказываний, приписываемых Мухаммаду, составлены в 9-м веке; они являются одной из основ исламской законности. Другой такой основой является компиляция, составленная учеником Мухаммада Муслимом (ум. 875). 17 См. 123, стр. 524, 525; 54, том. 2, раздел 41, гл. 8, 9, 11, 17 и раздел 57, гл. 19:10. Как пример договоров Мухаммада с евреями, жившими в Макне (близ Эйлата), см. 24, стр. 93,94. 19 Коран 8:40; 9:124; 24:56. О правилах и целях джихада см. док. 1, 2, 3. Также см. 54, том. 2, раздел 56, 57; 211, том. 3, гл. 704–753; 83, стр. 14–18, 372,373. Правила джихада изучались и описывались всеми исламскими юристами. 20 См. EI 1 , 1:1141,1142; EI 2 , 2:538–540; EI2, 1:264–266; EI2, 2:227–231; JA, 4-я серия, 17, 18 (1851) и 1.9 (1852); 280; 266; 162; 21, стр. 23–250; 121, стр. 61–68; 1; 236 – содержит обширную библиографию (стр. 201–225). 22 Сасаниды – династия иранских шахов (224–651). Государство Сасанидов завоевано арабами в VII веке (прим. ред.) 23 Халиф – в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную и светскую власть (прим. ред.) 24 См. 123, с. 525; 54, том. 2, раздел 41, гл. 17; раздел 54, гл. 14; том 4, раздел 89, гл.2; 211, том. 3, гл. 723 (4366); 83, с. 85. 27 Сунна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов. Сложилось в конце 7–9-го веков (прим. ред.) 30 Аббасиды – династия арабских халифов (750–1258). Происходит от Аббаса, дяди Мухаммада (прим. ред.) 31 Самаритяне – палестинская этническая группа и религиозная секта, порвавшая в 6 в. до н. э. с иудаизмом. Самаритяне – потомки вавилонян, переселенных в 722 г. до н. э. и смешавшихся с местным населением. Сабеяне – потомки жителей Сабейского царства (8 в. до н. э. – 4 в. н. э.), находившегося в Южной Аравии (прим. ред.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

твердое терпение...Бог помощник мне в том, что вы рассказываете (Коран 12, 18). Прочувствованная речь любимейшей жены произвела сильное впечатление на пристыженное и столь обеспокоенное сердце Мухаммеда. Он впал в экстатическое состояние и бессознательно лежал на подложенной подушке. Айша предвидела, что ей готовится оправдание. Пророк её и муж очнулся и воскликнул: „радуйся, Айша! по истине, Бог открыл мне твою невинность. Хвала Аллаху!“ Потом он обнародовал несколько стихов Корана, которыми определил наказание клеветникам, удостоверил невинность Айши, обличил её обвинителей и установил закон об определении вины жен. Тех, которые, читал он, будут клеветать на замужних женщин и не представят четырех свидетелей, наказывайте 80-ю ударами, и никогда не допускайте их к свидетельству как людей негодных, исключая тех, которые после того покаятся и исправятся: Бог – прощающий, милосерд (24, 4–5). Обвиняющий своих жен, не имея свидетелей кроме себя самого, в свидетельство за себя сделает четырекратное уверение Богом, что он справедлив, и в пятый раз – призвание на себя проклятия Божия, если он лжет. А та освобождается от наказания, если сделает четыре раза призывание Бога в свидетельство того, что он лжет, и в пятый раз призовет на себя гнев Божий, если он справедлив... (24, 6–10). Те, которые выдумали ложь, были из числа вас: ее вы не считайте злом для себя; напротив, она добро для вас. Каждому из тех людей будет соответственное участию его в оном умысле; а тому из них, кто более всех содействовал распространению его 293 , будет великая мука. Когда вы о том услышали, тогда верующие и верующая разве не высказали своего доброго мнения, и разве не говорили: это очевидная ложь? 294 Представили ли четырех свидетелей тому? А когда не представили, они по суду Божию лжецы. Если бы не было благости и малости Божией к вам в этом и в том мире, то вас поразила бы великая казнь за ваше многословие. Вы говорили языком, произносили устами такое, о чем у вас не было сведения; считали незначительным то, что важно пред Богом. О если бы вы, когда услышали это, сказали: не ваше дело говорить об этом; хвала Тебе! это большая клевета. Бог вразумляет вас, чтобы вы никогда опять не делали подобного, если вы верующие. Бог объявляет вам свои знамения; Бог знающий, мудр. Тем, которые рады, когда разглашается гнусный поступок между верующими, будет мучительное наказание и в здешней и в будущей жизни. Бог знает, а вы не знаете... (24, 11–20).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Что же касается личности Мухаммеда, то нет недостатка в таких фактах и личных качествах его, которые противоречат мусульманскому же идеалу пророка. От остальных арабов его отличала только ошибка самосознания. С убеждением приписать свое произведение Богу значит быть самообольщенным и находиться не в нормальном состоянии самосознания. Общие заключительные выводы. Таблица 1 (к сноске 151). 610–613 г.г. 105 гл. 19, 42–64, 98; 25, 36–46; 27, 7–59; 18, 8–25;; 89, 1–13; 53, 50–55; 34, 10–13; 32, 21–30; 40, 1–22; 24–55; 91, 1–15; 54, 8–54; 41, 24; 36, 9–47; 43, 25–26; 85, 12–17; 615–620 гг. 69, 1–12; 38, 1–46; 14, 5–28; 77, 15–17; 44, 16–42; 71, 1–29; 6, 4–14; 65–92; 23, 23–79; 613–615 гг. 26, 9–191; 11, 27–123; 10, 12–15; 21, 49–112; 68, 44–45; 15, 51–84; 17, 2–8; 29, 13–38; 79, 15–26; 51, 24–55; – 103–107; 28, 1–85; 7, 3–155; 50, 12–13; 37, 69–148; 20, 101; 620–622 гг. 13, 7–8. 46, 20–24. Таблица 2 (к сноске 283). Далее отделения следуют в таком виде 3 гл. отменяет отменяет 5 Абу Ханифа – основатель ханифитского толка. Он родился в 80 г.г. и приобрел известность как знаток сюниитской юриспруденции. Учение его как мыслителя и богослова мусульманского принято в Турции, Индостане и у татар, о силе логики Абу Ханифы рассказывают, что, если бы кто сказал, что деревянный стол сделан из золота, он доказал бы это своими аргументами (Dictionary of Islam, стр. 7–8). За свой отказ сделаться судьею он был заключен в тюрьму, где терпеливо переносил жестокое обращение стражи и где скончался в 150 г.г., прочитавши весь Коран семь тысяч раз. Свой отказ от должности судьи он мотивировал тем, что истину говорить несвойственно ему, а лгать несвойственно судье. Sale, Preliminary Discours, р. 232. 10 Это «Жизнь Мухаммеда», написанная Ибн Исхаком и Ибн Гишамом. Ибн Исхак (151 г. п. Г.), ученик Зогри (124 г. п. Г.), труд которого, хотя цитуется последующими писателями, не сохранился, составил биографию Мухаммеда по поручению Халифа Аль-Мансура. На этом замечательном и обширном труде достроил свою биографию Мухаммеда Ибн Гишам (213 г. п. Г.). Вейлем переведена эта биография на немецкий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1875. 12 Hans Prutz. Kulturgeschichte der Kreuzzuge, s.7. Berlin 1883. Справедливость такого отзыва относительно Шуазеля мы не имели возможности проверить, но книга Геерена «Essai sur l’influence des croisades» у нас под руками и представляется на наш взгляд, именно такою, какою в приведенном отзыве характеризует ее Прутц. 17 Церковная история Сократа. Кн. IV, гл. 2, 9, 16, 17, 24. Стр. 322, 330, 360 –62. Сиб. 1850. Церк. История Феодорита. Кн. IV, гл. 13, 16, 24. Стр. 255 – 256, 261, 288. Сиб. 1852. 20 Cod Lust. I, 5, I; Cod. Theod. XVI, 5, 7. 18. 23. 25. 27. 40 49 54 58. Cod. Theod. XVI, 7, 36, 40. 25 Sprenger. Das Leben und die Lehre des Mohammad Band III, seite 261–268. Berlin 1869. Weil. Geschichte der islamitischen Volker. s. 15–16. Stuttgart. 1866. 31 Коран IX, 74; IV, 91; IV, 78; IX, 36; IX, 5; XLVII, 4, 9, 10; IX, 39; VIII,67; IV,97; III, 151, 163, 164. 47 Kremer. Geschichte der herrschenden Ideen des Islams. s. 332–333, 461. Leipzig 18684; Weil s. 19, 47–48, 53. 54 Bernardi itinerarium factum in loca sancta.Migne ser. Lat. CXXI, 570–571. См. также Mabillon: Annales ordinis S. Benedicti. tom. III. p 165. Lutec-Parisior 1706. 56 Bouquet. Recueil des historiens des Gaules et de la France. X, 256. Paris. 1760. Ex gestis consulum Andegavensium auctore mouacho Benedectino Majoris-monasterii. 57 См. напр. о Поппие и Виллибальде. Acta Sanctorum ed. Bolland. Ianuarii XXV. u Rohricht. Die Pilgerfahrten. S. 339. Raumer history. Taschenbuch. 1875. 62 Acta Sanctorum ed. Blland. Augusti XXX «ad reparationem ecclesiarum barbarica vastatione dirutarus.» 65 Rodnlfi Glabri. Historiarium sni temporis lib. III cap. 7. Migne ser. Lat. CXLII, 657. Вильгель Тирский. Histria Rerum in partibus transmarinis gestarum. Lib. I, cap. 4. Bongars I. 631. 82 Вильгельм Тирский. Historia rerum… lib I, cap.3. Bongars 630 «frequenti rerum mutatione, dominos mutavit frequentius: secundam quorum dispositionem, plerunque lucida, plerunque nubile receipt intervalla, etaegrotanis more, temporum praesentium, gravabatur, aut, espirabat, qualitate.» 85 Rambaud L’Empire Grec au dixieme siecle.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Иисус есть дух Бога, а дух святый есть ангел Гавриил; а как дух Бога, по существу своему, крепче ангела: то как же слабейший будет подкреплять крепчайшего? Следовательно, под словом «дух святый, тоторый подкреплял Иисуса. Коран разумел не ангела Гавриила, а кого-то другого, который крепостию выше ангела. Мы, христиане, читающие свящ. Писание, сличая слова Корана с словами Писания, ясно видим, что в выражениях Корана с словами Писания, ясно видим, что в выражениях Корана о духе святом, дающем откровения, и о духе Божием, подкрепляющем Иисуса, передаются выражения свящ. Писания, которое с ними соединило определенный смысл. Мохаммед слышал от людей знающих Писания, от евреев, говоривших с Мохаммедом о Боге словами закона и пророков, от христиан, говоривших с ним глаголами и закона и пророков, и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их (1 Коринф. 2:14); христианам же смысл их вполне известен (2:12). В словах Корана, что дух святый сообщал Мохаммеду откровения Божии» чутко чувствуется, что Мохаммед хотел говорить о себе словами. какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки. ( 2Петр. 1:21 . Ефес. 3:4.5 . Псал. 59:13 Иезек. 11:24.37:1). В словах Корана, что учение его низведено на сердце Мохаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мохаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровения Божии ангел Гавриил. ( Дан. 9:21. 22.8:15–19 Лук. 1:11.19.26.23 .) В словах Корана, что Бог подкреплял Христа Иисуса духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исайи (61:1. 42:1), которых осуществелине на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4:17–22 . Матф. 12:17.18.21 .) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 12:17. 18.21 .) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4:24 ), что Дух Святый есть Господь (2 Коринф. 3:17),что Дух Святый, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего. ( Лук. 1:35 Деян. 10:38.2:22 ). Исламские ученые нашли бы путь к более правильному пониманию слов Корана о духе святом, в его выражениях «дух от Бога» (4:168), «дух Наш» (21:91.66612), если бы знали свящ. Писание. Вероустановитель их, чтобы склонить к своему учению евреев и христиан, выражался словами Писания, от них слышанными; но в то же время, доверяясь более внушениям своего естественного смышления, а неучению Откровения, странно держался между этими двумя противоположными сторонами: выражаясь словами Писания, он высказывался туманно, сбивчиво. Это увидеть можем, доискиваясь смысла в том месте Корана, где Мохаммед говорит, как послан был дух Божий к деве Марии, чтобы от нее родился Иисус Христос. Слова Корана от лица Бога:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Арабские историки датируют появление монеты нового типа (без всяких изображений, с одними только надписями на арабском языке) 74 или 76 г.х. 889 , однако монеты этого типа указанных годов пока не найдены. Наиболее ранний динар с именем Абдалмалика и датой относится к 76/695–96 г. Он представляет собой компромисс между предыдущими динарами византийского типа с арабскими религиозными формулами и чисто эпиграфическими мусульманскими динарами (рис. 7). На лицевой стороне этого динара изображен стоящий халиф с мечом на перевязи и треххвостым бичом. Надпись по кругу гласит: «Во имя Аллаха, нет божества, кроме Аллаха, он – единственный, Мухаммад – посланник Аллаха». На обороте в центре еще осталось изображение деформированного креста на трехступенчатом возвышении, а надпись по кругу гласит: «Во имя Аллаха чеканен этот динар в году семьдесят шестом» 890 . В различных коллекциях имеется еще два десятка похожих динаров, различающихся по качеству изображения, разного веса и размера, чеканенных в Аммане, Джибрине, Иерусалиме, Киннасрине, Курусе, Ma'appam Мисрине, Манбидже, Сармине и Халебе. Несколько особняком стоят 34 динара с фигурой халифа, но без имени и даты, в легенде которых употреблено характерное выражение «халифату-л-лахи». Дж. Уокер отнес их к 670–685 гг. 891 , однако принципиальное сходство с упомянутыми выше позволяет думать, что они относятся к самому первому этапу поисков нового типа мусульманской монеты: они могут быть теми динарами, которые, по свидетельству Феофана, в 690/91 г. отказывался принимать в уплату дани Юстиниан II 892 . В 77/696–97 г. в Дамаске началась чеканка чисто эпиграфических динаров с многозначительной круговой надписью на лицевой стороне: «Мухаммад – посланник Аллаха, он послал его с руководством и истинной религией, чтобы он возвысил ее над всеми религиями» (Коран, 9:33). В отличие от предшественников они имели стандартный вес 4,25–4,27 г, будучи легче на 1/24 полновесной византийской номисмы (4,45–4,48 г). Одновременно или несколько позже ал-Хаджжадж начал чеканку дирхемов эпиграфического типа. Надписи на них были несколько пространнее, чем на динаре, 33-й айат 9-й суры приводился целиком: «над всеми религиями, хотя бы это было ненавистно безбожникам», а в круговой надписи указывалось место чеканки, отсутствовавшее на новых динарах. О том, из каких соображений вес новых дирхемов был установлен на четверть меньше арабо-сасанидских (3 г вместо 4 г), до сих пор ведется спор 893 . Теперь обменный курс динара по отношению к дирхему стал равен 1:14 Резкое уменьшение веса дирхема должно бы было сказаться на уровне жизни, но сведений о недовольстве в рядах получающих жалованье в источниках не имеется, так же как нет сведений об изменении размера жалований пропорционально снижению веса монеты.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вообще, земля стала вполне удобною для жизни на ней разных существ. Творец радовался, видя совершенство Своего творения. Ст. 20–23. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. (И стало так). И сотворил Бог рыб больших, и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил Бог их, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». Ст. 20–23. В пятый день Бог сотворил разные живые существа, движущиеся в водах, начиная от самых маложизненных, мелких, имеющих самое простейшее устройство (напр., полипы, разные инфузории, раки) и оканчивая жабами и рыбами, имеющими более сложное устройство. Потом, в тот же день, были сотворены разные живые существа, движущиеся в воздухе, над землею, начиная с низших пород – земноводных, насекомых, разводящихся в огромном количестве в болотистых и мшистых местах, и оканчивая более совершеннейшими – птицами. Всем этим живым тварям, как более важным в сравнении с растениями, дано было особенное Божие благословение на размножение, по силе которого они возникают друг от друга не только единицами, но и десятками, сотнями и тысячами (напр., рыбы из икры). Покрытая растительностью земля прежде была безмолвною, все на ней было неподвижно, а теперь в водах зашевелились громадные рыбы, воздух стал оглашаться щебетанием и пением птиц. Земля стала еще жизненнее, еще прекраснее. Творцу было это приятно. Ст. 24–25. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо». Ст. 24–25. В шестой день Бог, давши земле силу, сотворил через нее разных земных животных – мелких и крупных, ползающих, прыгающих и ходящих на 4-х ногах, хищных и травоядных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010