Приамурский генерал-губернатор барон А. Н. Корф прибыл на Сахалин 19 июля, на военном судне «Бобр». На площади, между домом начальника острова и церковью, он был встречен почетным караулом, чиновниками и толпою поселенцев и каторжных. Играла та самая музыка, о которой я только что говорил. Благообразный старик, бывший каторжный, разбогатевший на Сахалине, по фамилии Потемкин, поднес ему хлеб-соль на серебряном блюде местного изделия. На площади же стоял мой хозяин-доктор в черном фраке и в картузе и держал в руках прошение. Я в первый раз видел сахалинскую толпу, и от меня не укрылась ее печальная особенность: она состояла из мужчин и женщин рабочего возраста, были старики и дети, но совершенно отсутствовали юноши. Казалось, будто возраста от 13 до 20 лет на Сахалине вовсе не существует. И я невольно задал себе вопрос: не значит ли это, что молодежь, подрастая, оставляет остров при первой возможности? На другой же день по приезде генерал-губернатор приступил к осмотру тюрем и поселений. Всюду поселенцы, ожидавшие его с большим нетерпением, подавали ему прошения и словесно заявляли просьбы. Говорили каждый за себя или один за всё селение, и так как ораторское искусство процветает на Сахалине, то дело не обошлось и без речей; в Дербинском поселенец Маслов в своей речи несколько раз назвал начальство «всемилостивейшим правительством». К сожалению, далеко не все, обращавшиеся к барону А. Н. Корфу, просили того, что нужно. Тут, как и в России в подобных случаях, сказалась досадная мужицкая темнота: просили не школ, не правосудия, не заработков, а разных пустяков: кто казенного довольствия, кто усыновления ребенка, – одним словом, подавали прошения, которые могли быть удовлетворены и местным начальством. А. Н. Корф отнесся к их просьбам с полным вниманием и доброжелательством; глубоко тронутый их бедственным положением, он давал обещания и возбуждал надежды на лучшую жизнь. Когда в Аркове помощник смотрителя тюрьмы отрапортовал: «В селении Аркове всё обстоит благополучно», барон указал ему на озимые и яровые всходы и сказал: «Всё благополучно, кроме только того, что в Аркове нет хлеба». В Александровской тюрьме по случаю его приезда арестантов кормили свежим мясом и даже олениной; он обошел все камеры, принимал прошения и приказал расковать многих кандальных.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Вот по улице, направляясь к полицейскому управлению, идет толпа гиляков, здешних аборигенов, и на них сердито лают смирные сахалинские дворняжки, которые лают почему-то на одних только гиляков. Вот другая группа: кандальные каторжные в шапках и без шапок, звеня цепями, тащат тяжелую тачку с песком, сзади к тачке цепляются мальчишки, по сторонам плетутся конвойные с потными красными лицами и с ружьями на плечах. Высыпав песок на площадке перед домом генерала, кандальные возвращаются тою же дорогой назад, и звон кандалов слышится непрерывно. Каторжный в халате с бубновым тузом ходит из двора во двор и продает ягоду голубику. Когда идешь по улице, сидящие встают и все встречные снимают шапки. Каторжные и поселенцы, за немногими исключениями, ходят по улицам свободно, без кандалов и без конвоя, и встречаются на каждом шагу толпами и в одиночку. Они во дворе и в доме, потому что они кучера, сторожа, повара, кухарки и няньки. Такая близость в первое время с непривычки смущает и приводит в недоумение. Идешь мимо какой-нибудь постройки, тут каторжные с топорами, пилами и молотками. А ну, думаешь, размахнется и трахнет! Или придешь к знакомому и, не заставши дома, сядешь писать ему записку, а сзади в это время стоит и ждет его слуга – каторжный с ножом, которым он только что чистил в кухне картофель. Или, бывало, рано утром, часа в четыре, просыпаешься от какого-то шороха, смотришь – к постели на цыпочках, чуть дыша, крадется каторжный. Что такое? Зачем? «Сапожки почистить, ваше высокоблагородие». Скоро я пригляделся и привык. Привыкают все, даже женщины и дети. Здешние дамы бывают совершенно покойны, когда отпускают своих детей гулять с няньками бессрочнокаторжными. Один корреспондент пишет, что вначале он трусил чуть не каждого куста, а при встречах на дороге и тропинках с арестантом ощупывал под пальто револьвер, потом успокоился, придя к заключению, что «каторга в общем – стадо баранов, трусливых, ленивых, полуголодных и заискивающих». Чтобы думать, что русские арестанты не убивают и не грабят встречного только из трусости и лени, надо быть очень плохого мнения о человеке вообще или не знать человека.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

С землей и хлебом, с порабощением всего лишь 12 лет назад разыгралась внутренняя трагедия, унесшая миллионы жизней, по сути — новая гражданская война. Можно представить, что в сознании многих лишенных хлеба и земли шевельнулась мысль — отольются тебе теперь мои слезоньки, товарищ Сталин! Не все ведь разделяли постулат «все вокруг колхозное, все вокруг мое». Сталин искусно и предельно ясно предлагает новую картину мира — «война коренным образом изменила положение». Онемечение и рабство — вот пароль и суть врага, суть начавшейся битвы. А обиды мирного времени во время военное — забыть. «Необходимо, далее, чтобы в наших рядах не было места нытикам и трусам, паникерам и дезертирам, чтобы наши люди не знали страха в борьбе и самоотверженно шли на нашу отечественную освободительную войну против фашистских поработителей». «Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должны быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе, готовность биться вместе с народом против врагов нашей родины. Необходимо, чтобы это великолепное качество большевика стало достоянием миллионов и миллионов Красной Армии, нашего Красного Флота и всех народов Советского Союза». Тоже важный момент — Ленин создал это государство. С мертвых, хотя и вечно живых, какой спрос? Главное — создал, со всеми его успехами и провалами. А «великолепное качество большевика» целиком совпадало с казачьим характером — и храбрость тут, и отвага, готовность биться, незнание страха… Но в эти понятийные нюансы никто на Дону и во всей стране не вдумывался. И слова эти говорились не столько для ума, они были нацелены в самое сердце всего советского народа и каждого советского гражданина. Известно и абсолютно ясно было одно — эта война Священная. Стало ясно, что уже погибло и искалечено много людей, что жертвы будут продолжаться, что это надолго. Эта война началась навсегда. И Победа, которую принесут неимоверные жертвы и сплоченность, тоже будет навсегда. Из Чиганак начали призывать мужчин, сначала тех, кто был в расцвете сил. От Панфиловых в первую мобилизацию попали Павел Кононович и Степан Иванович. Гордею показалось, что отец даже испугался призыва, понимал, что означала начавшаяся война. На его памяти были рассказы о боях Первой мировой войны, когда русские и немцы впервые в XX веке схлестнулись в страшном противостоянии.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/19/ka...

Ген. Кононович разрешил принимать больных инородцев в окружной лазарет и содержать их тут на счет казны (приказ 1890 г.). Прямых наблюдений над болезненностью гиляков у нас нет, но о ней можно составить себе некоторое понятие по наличности болезнетворных причин, как неопрятность, неумеренное употребление алкоголя, давнее общение с китайцами и японцами, постоянная близость собак, травмы, и проч. и проч. Нет сомнения, что они часто болеют и нуждаются в медицинской помощи, и если обстоятельства позволят им воспользоваться разрешением лечиться, то местные врачи получат возможность наблюдать их поближе. Медицина не в силах задержать рокового вымирания, но, быть может, врачам удастся изучить условия, при которых наше вмешательство в жизнь этого народа могло бы принести ему наименее вреда. О характере гиляков авторы толкуют различно, но все сходятся в одном, что это народ не воинственный, не любящий ссор и драк и мирно уживающийся со своими соседями. К приезду новых людей они относились всегда подозрительно, с опасением за свое будущее, но встречали их всякий раз любезно, без малейшего протеста, и самое большее, если они при этом лгали, описывая Сахалин в мрачных красках и думая этим отвадить иностранцев от острова. Со спутниками Крузенштерна они обнимались, а когда заболел Л. И. Шренк, то весть об этом быстро разнеслась среди гиляков и вызвала искреннюю печаль. Они лгут только когда торгуют или беседуют с подозрительным и, по их мнению, опасным человеком, но, прежде чем сказать ложь, переглядываются друг с другом – чисто детская манера. Всякая ложь и хвастовство в обычной, не деловой сфере им противны. Помнится, как-то в Рыковском два гиляка, которым показалось, что я солгал им, убедили меня в этом. Дело было под вечер. Два гиляка – один с бородкой, другой с пухлым бабьим лицом – лежали на траве перед избой поселенца. Я проходил мимо. Они подозвали меня к себе и стали просить, чтобы я пошел в избу и вынес оттуда их верхнее платье, которое они оставили у поселенца утром; сами они не смели сделать этого. Я сказал, что я тоже не имею права входить в чужую избу, когда нет хозяина. Помолчали.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Если бы на Охотском море близ Сахалина было развито судоходство, то суда находили бы себе тут в заливе тихую и вполне безопасную стоянку. Горн инж Лопатин в середине июня видел здесь лед, который покрывал море; лед этот простоял до июля. На Петров день в чайнике замерзла вода. Кстати, у сахалинцев существует мнение, будто клопов и тараканов приносят из лесу во мхе, которым здесь конопатят постройки. Мнение это выводят из того, что не успеют-де проконопатить стен, как уже в щелях появляются клопы и тараканы. Понятно, мох тут ни при чем; насекомых приносят на себе плотники, ночующие в тюрьме или в поселенческих избах. Один автор, бывший на Сахалине года два спустя после меня, видел уже около Ускова целый табун лошадей. На то, чтобы пройти шесть верст из Ускова в Воскресенское, нам понадобилось три часа. Если читатель вообразит пешехода, навьюченного мукой, солониной или казенными вещами, или больного, который идет из Ускова в Рыковскую больницу, то ему станет вполне понятно, какое значение имеют на Сахалине слова: «нет дороги». Проехать невозможно ни на колесах, ни верхом. Бывали случаи, что при попытках проехать верхом лошади ломали себе ноги. В рыковской тюрьме эта тяга устроена так: в помещении над выгребною ямой топятся печи, и при этом дверцы закрываются вплотную, герметически, а ток воздуха, необходимый для горения, печи получают из ямы, так как соединены с нею трубой. Таким образом все зловонные газы поступают из ямы в печь и по дымовой трубе выходят наружу. Помещение над ямой нагревается от печей, и воздух отсюда идет в яму через дыры и затем в дымовую трубу; пламя спички, поднесенной к дыре, заметно тянется вниз. Между прочим, живут здесь бывшие кутаисские дворяне, братья Чиковани, Алексей и Теймурас. Был еще третий брат, но тот умер от чахотки. В их избе нет никакой мебели, и только на полу лежит перина. Один из них болен. Между приказами ген. Кононовича есть один, касающийся давно желанного упразднения Дуэ и Воеводской тюрьмы: «Осмотрев Воеводскую тюрьму, я лично убедился в том, что ни условия местности, в которой она находится, ни значение содержащихся в ней преступников, большею частью долгосрочных или заключенных за новые преступления, не могут оправдать того порядка надзора или, лучше сказать, отсутствия всякого фактического наблюдения, в котором эта тюрьма находится с самого ее основания.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Роман 30 марта 2017, 06:43 " ...И нужно этих мемуаристов и сказочников останавливать. Называй грех по имени! Кайся! Берись за исправление! Все! " максим 30 марта 2017, 05:49 Спаси Господи! Ангела Вам Хранителя, отец Андрей! Елена М 30 марта 2017, 04:36 Времена меняются, а потребности человека во многом остаются теми же самыми: поговорите лично со мной, выслушайте лично меня. Это неправильно, нехорошо, но это так и есть. И в этом, возможно, самый большой наш грех - думать прежде всего о себе, а не ближнем, который стоит в нескончаемой очереди на исповедь на последнем издыхании. Алексей 30 марта 2017, 00:12 Отличная статья и отличные комментарии. Михаил Кононович 29 марта 2017, 21:17 Тема затронута важная. Половина людей приходит на исповедь и начинает вести мирские разговоры, да других задерживать. Какая половина? Да та, что передо мной стоит. На мне заканчивается. Всегда! Начиная с меня люди дело говорят на исповеди... (шутка) Братия! Отец Андрей написал отличную статью. Но она хороша, только если мы ее на себя примерять будем. А вот на других ее надевать не следует (хотя и очень хочется). Тут на сайте раньше есть материал " КРЕСТ НЕОСУЖДЕНИЯ " . Их бы соединить... Кстати, именно благодаря чужим " длинным исповедям " я и понял, что я не тот добрый малый, которого хочу видеть в зеркале, а злобный, да еще и при Господе. Спасибо тем, кто невольно показал мне это. Любовь Н. 29 марта 2017, 20:22 Спасибо, отец Андрей, за вразумление! Я как раз наоборот, исповедуюсь коротко, только перечисляю в грехи. А вижу все время, что люди подолгу стоят, думаю: наверное, так и надо, подробно рассказывать, и чувствую неловкость. После вашей статьи стало все понятно. Людмила 29 марта 2017, 20:22 Извините,что докучаю,Вы ,подняли очень серьезную тему.Хочется что бы исповедь ,была исповедью,но и беседы были.Да,и что понимать под беседой,если то ,что в Вашей статье,просвещение...изливание проблем и т.д.Но ,есть ситуации которые не входят в перечисленные Вами нюансы Есть экстр. психологическая и вероятно и анонимная помощь,психиатрию не пишу-это отдельная тема, тоже очень интересная...Иногда действительно нужен психолог и психиатр ,и батюшки вероятно ими не могут быть,.А как быть ,если затрагивается не только эти аспекты, но и религии?Вот и идём к Вам батюшкам,и иногда, приходиться только через исповедь.А иногда времени для понимания ,поиска ответа на вопрос, принятия решение очень мало

http://pravoslavie.ru/102260.html

Та же рада, состоящая из выписчиков, судила Савву Кононовича и других старшин реестрового казацкого войска, провозгласила казацким гетманом Карпа Павловича Гудзана или Павлюка. Томпленко, добровольно уступая ему старшинство, остался его товарищем и другом. Но в ту же ночь, когда выписчики так ловко схватили Савву с некоторыми единомышленниками, другие из последних успели убежать: главным из ускользнувших был реестровый товарищ Ильяш Карапмович, родом армянин, как говорит о нем украинская летопись, а может быть еврей караим, как можно судить по его прозвищу. Он так был ловок и счастлив, что не только спасся сам, но еще схватил и увез с собой двух казаков из отряда, приходившего в Переяславль за Саввой – Самольчугу и Ганжу, и доставил их коронному гетману. Там, под пыткой, эти два пленника сообщили полякам подробное известие о том, что затевали мятежники. Своевольно составленные шайки – показывали они – будут нападать на домы шляхетских особ и казаков, преданных Речи Посполитой; уже некоторых владельцев ограбили; уже некоторые бежали из своих имений. Будут жечь костелы и убивать католических духовных, искоренять унию, думают соединиться против поляков с донскими казаками, наконец, думают отдаться московскому царю и признать его государем над всей Украиной. Другие удальцы бегут в Запорожье и там строят чайки, чтобы выходить на море. Такие недобрые вести принесли Конецпольскому пленные казаки Смольчуга и Ганжа. Стоя тогда в Баре, Конецпольский задумал прежде заманить к себе Павлюка с товарищами хитростью, и послал к нему двух ротмистров, Комаровского и Сокола: через них он извещал Павлюка, что Речь Посполитая ожидает войны с Турцией, приглашал, по этому поводу, явиться к нему в войско и вместе с тем отпустить схваченных, как он узнал, в Переяславле старшин. Обращаясь так снисходительно с мятежниками, Конецпольсий 3-го сентября издал универсал ко всем старостам, подстаростам, державцам, наместникам владельцев и вообще ко всем начальствующим лицам (урядам) в Украине, и в этом универсале говорилось так: «Всех тех, которые пристали к мятежникам и не воротятся на свои места жительства, не считая казаками, присылайте ко мне, а если их нельзя будет поймать, то карайте их жен и детей, истребляйте их жилища; пусть лучше крапива растет на том месте, где они живут, чем будут распложаться изменники короля и Речи Посполитой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Рубрики Коллекции Фотофестиваль " Счастье можно родить " журнала " Фома " и движения " Женщины за жизнь " 1 мин., 31.05.2019 Поделиться Когда запечатлеваешь на камеру любимых и любящих людей, обстоятельства их отношений, то фотографиям передаётся свет этой любви и радости. Радость и счастье, ощущение полноты бытия — это главный плод настоящей любви. Каждый человек стремится именно к этому, иногда сам того не сознавая. Да: свою радость мы ищем на разных дорогах. И иногда случается, что забываем о пути, заложенном в самой природе человека — о счастье быть матерью и отцом. Фото Александры Стефановской Плод любви папы и мамы – их малыши, их дети. Это великая радость и счастье: новый человек, приведенный через них в бытие. И это счастье можно... родить! Альбом фестиваля полностью можно посмотреть на страничке Фомы ВКонтакте  и по хештегу (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ).   Фото Александры Стефановской   Фото Дарьи Манакиной   Фото Евгении Кононович   Фото Елены Фроловой   Фото Иры Маташовой   Фото Любови Астапенко   Фото Марии Фоминой   Фото Светланы Рындиной   Фото Юлии Кузенковой   Фото Юлии Фёдоровой   Фото Юлии Фёдоровой   Фотографии фестиваля из Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации): Фото пользователя @khasanova_jena   Фото пользователя @poutintsevaim   Фото пользователя @serafimafro   Фото пользователя @izharkova_   Фото пользователя @_ksusha_che   Фото пользователя @veligoshiki   Фото пользователя @by____angelina   Фото пользователя @irishechka073   Фото пользователя @arty_and_anastasia   Фото пользователя @__kristinohka_   Фото пользователя @marina_nik26   Фото пользователя @daria_nekludova_   Фото на заставке Лены Стребковой Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/fotofestival-schaste-mozh...

Тамбовская губерния Сергей Кононович Бочаров , крестьянин Тамбовского уез. Родился в 1874 г., окончил земское уч., занимается земледелием и служит волостным писарем. Среди крестьян пользуется популярностью; довольно начитанный и хорошо знающий быт крестьян. Внепартийный. Иван Терентьевич Лосев, крестьянин Шацского уез. Родился в 1871 г., грамоте научился дома, занимается земледелием и плотничеством. Принадлежит к парламентской трудовой группе. Как оратор производит в Думе сильное впечатление. В речи по поводу адреса сравнивает положение народа с положением Самсона, над которым издеваются филистимляне (правительство). Все трудовое крестьянство находится в критическом положении. Его берут, как игрушку, но я должен, сказать, друзья, что не ручаюсь, выдержит ли этот несчастный Самсон. Он скажет: «Умри, душа моя, вместе с филистимлянами». Антип Петрович Матыкин , крестьянин Шацкого уез. Родился в 1873 г. Грамоте обучился дома. Занимается сельским хозяйством и производством кирпича. Был смотрителем хлебозапасного магазина и сельским старостой. Страстно ждет разрешения аграрного вопроса. Ни к какой партии не принадлежит. Василий Савельевич Миронов , мещанин г. Козлова. Родился в 1867 г., грамоте обучался дома, служил модельщиком в литейной мастерской. Незадолго до начала заседаний Думы участвовал в московском съезде союза русских людей, в Думе же примкнул к трудовой группе и настолько полевел, что был одним из 14 депутатов, подписавшихся под известным манифестом депутатов-рабочих. Василий Тимофеевич Окунев , крестьянин Кирсановского уез. Родился в 1880 г., кончил начальное училище, с 19 лет служил волостным писарем. С 1904 г. служит счетоводом губ. зем. упр. Связи с крестьянами никогда не утрачивал и в члены Госуд. Думы избран крестьянской курией. Причисляет себя к «особой» крестьянской группе. Евдоким Дмитриевич Попов , крестьянин Усманского уез. Родился в 1866 г., грамоте обучался дома. Занимается сельским хозяйством и служит управляющим частного местного имения. Состоит поверенным своего сел. общества. Внепартийный. Егор Ермолаевич Уткин , крестьянин с. Яблоковец, Шихманской вол., 37 лет; грамотный, занимается сельским хозяйством, служил волостным старшиной. Внепартийный. Тихон Яковлевич Учуватов , крестьянин Темниковскаго уез. Родился в 1877 г., грамоте обучался дома, занимается земледелием. Внепартийный. Читать далее Источник: Государственная Дума первого призыва. Портреты, краткие биографии и характеристики депутатов. - Москва : Возрождение, 1906. - 110, с.: портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Когда в девятом часу бросали якорь, на берегу в пяти местах большими кострами горела сахалинская тайга. Сквозь потемки и дым, стлавшийся по морю, я не видел пристани и построек и мог только разглядеть тусклые постовые огоньки, из которых два были красные. Страшная картина, грубо скроенная из потемок, силуэтов гор, дыма, пламени и огненных искр, казалась фантастическою. На левом плане горят чудовищные костры, выше них – горы, из-за гор поднимается высоко к небу багровое зарево от дальних пожаров; похоже, как будто горит весь Сахалин. Вправо темною тяжелою массой выдается в море мыс Жонкьер, похожий на крымский Аю-Даг; на вершине его ярко светится маяк, а внизу, в воде, между нами и берегом стоят три остроконечных рифа – «Три брата». И всё в дыму, как в аду. К пароходу подошел катер, таща за собою на буксире баржу. Это привезли каторжных для разгрузки парохода. Слышались татарский говор и брань. – Не пускать их на пароход! – раздался крик с борта. – Не пускать! Они ночью весь пароход обокрадут! – Тут в Александровске еще ничего, – сказал мне механик, заметив, какое тяжелое впечатление произвел на меня берег, – а вот вы увидите Дуэ! Там берег совсем отвесный, с темными ущельями и с угольными пластами… мрачный берег! Бывало, мы возили на «Байкале» в Дуэ по 200–300 каторжных, так я видел, как многие из них при взгляде на берег плакали. – Не они, а мы тут каторжные, – сказал с раздражением командир. – Теперь здесь тихо, но посмотрели бы вы осенью: ветер, пурга, холод, волны валяют через борт, – хоть пропадай! Я остался ночевать на пароходе. Рано утром, часов в пять, меня шумно разбудили: «Скорее, скорее! Катер в последний раз уходит к берегу! Сейчас снимаемся!» Через минуту я уже сидел в катере, а рядом со мной молодой чиновник с сердитым заспанным лицом. Катер засвистел, и мы пошли к берегу, таща за собой две баржи с каторжными. Изморенные ночною работой и бессонницей, арестанты были вялы и угрюмы; всё время молчали. Лица их были покрыты росой. Мне припоминается теперь несколько кавказцев с резкими чертами и в меховых шапках, надвинутых до бровей.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010