неизвестную землю (лат.) В своей резолюции на отчете инспектора сельского хозяйства за 1890 год начальник острова говорит: «Наконец есть документ, может быть, далеко еще не совершенный, но основанный по крайней мере на данных наблюдения, сгруппированных специалистом и освещенных без желания кому-нибудь нравиться». Этот отчет он называет «первым шагом в этом направлении»; значит, все отчеты до 1890 г. писались с желанием кому-нибудь понравиться. Далее в своей резолюции ген. Кононович говорит, что единственным источником сведений о сельском хозяйстве на Сахалине служили до 1890 г. «праздные измышления». «Приехавший на Сахалин новый агроном (прусский подданный), – пишет корреспондент во „Владивостоке“, 1886 г., ознаменовал себя устройством и открытием 1 октября сахалинской сельскохозяйственной выставки, экспонентами которой были поселенцы Александровского и Тымовского округов, а также казенные огороды… Выставленные поселенцами хлебные семена ничем особенным не отличались, если не считать, что в числе семян, якобы уродившихся на Сахалине, попадались и семена, выписанные от известного Грачева для посева. Выставивший пшеницу поселенец Тымовского округа Сычов при удостоверении тымовского начальства, что он имеет от нынешнего урожая такой пшеницы 70 пудов, был уличен в обмане, то есть, что выставил пшеницу выбранную». Об этой выставке есть и в той же газеты. «В особенности удивило всех присутствие необыкновенных образцов овощей, например, кочан капусты, весом в 22 1/2 ф., редька по 13 ф., картофелины в 3 фунта и т. д. Могу смело сказать, что лучшими образцами овощей не могла бы похвалиться центральная Европа». С увеличением населения становится всё труднее отыскивать удобную землю. Приречные долины, покрытые лиственным лесом – ильмом, бояркой, бузиной и проч., где почва глубока и плодородна, представляют редкие оазисы среди тундр, заболочин, гор, покрытых горелым лесом, и низменностей с хвойными лесами и с дурно пропускающею воду подпочвой. Даже на южной части острова эти долины, или елани, чередуются с горами и трясинами, на которых скудная растительность мало отличается от полярной.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Ген. Кононович разрешил принимать больных инородцев в окружной лазарет и содержать их тут на счет казны (приказ 1890 г.). Прямых наблюдений над болезненностью гиляков у нас нет, но о ней можно составить себе некоторое понятие по наличности болезнетворных причин, как неопрятность, неумеренное употребление алкоголя, давнее общение с китайцами и японцами, постоянная близость собак, травмы, и проч. и проч. Нет сомнения, что они часто болеют и нуждаются в медицинской помощи, и если обстоятельства позволят им воспользоваться разрешением лечиться, то местные врачи получат возможность наблюдать их поближе. Медицина не в силах задержать рокового вымирания, но, быть может, врачам удастся изучить условия, при которых наше вмешательство в жизнь этого народа могло бы принести ему наименее вреда. О характере гиляков авторы толкуют различно, но все сходятся в одном, что это народ не воинственный, не любящий ссор и драк и мирно уживающийся со своими соседями. К приезду новых людей они относились всегда подозрительно, с опасением за свое будущее, но встречали их всякий раз любезно, без малейшего протеста, и самое большее, если они при этом лгали, описывая Сахалин в мрачных красках и думая этим отвадить иностранцев от острова. Со спутниками Крузенштерна они обнимались, а когда заболел Л. И. Шренк, то весть об этом быстро разнеслась среди гиляков и вызвала искреннюю печаль. Они лгут только когда торгуют или беседуют с подозрительным и, по их мнению, опасным человеком, но, прежде чем сказать ложь, переглядываются друг с другом – чисто детская манера. Всякая ложь и хвастовство в обычной, не деловой сфере им противны. Помнится, как-то в Рыковском два гиляка, которым показалось, что я солгал им, убедили меня в этом. Дело было под вечер. Два гиляка – один с бородкой, другой с пухлым бабьим лицом – лежали на траве перед избой поселенца. Я проходил мимо. Они подозвали меня к себе и стали просить, чтобы я пошел в избу и вынес оттуда их верхнее платье, которое они оставили у поселенца утром; сами они не смели сделать этого. Я сказал, что я тоже не имею права входить в чужую избу, когда нет хозяина. Помолчали.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Кроме гиляков, в Сев. Сахалине проживают еще в небольшом числе ороки, или орочи, тунгусского племени. Но так как в колонии о них едва слышно и в пределах их распространения нет еще русских селений, то я ограничусь одним только упоминанием о них. Между приказами ген. Кононовича есть один, касающийся давно желанного упразднения Дуэ и Воеводской тюрьмы: «Осмотрев Воеводскую тюрьму, я лично убедился в том, что ни условия местности, в которой она находится, ни значение содержащихся в ней преступников, большею частью долгосрочных или заключенных за новые преступления, не могут оправдать того порядка надзора или, лучше сказать, отсутствия всякого фактического наблюдения, в котором эта тюрьма находится с самого ее основания. Положение дел в настоящее время таково: тюрьма выстроена в узкой долине севернее поста Дуэ версты на полторы, сообщение с постом существует только по берегу моря и прерывается два раза в сутки приливами, сообщение горами летом затруднительно, зимою невозможно; смотритель тюрьмы имеет пребывание в Дуэ, помощник его тоже; местная команда, от которой содержится караул и высылается потребное число конвоя для различных работ, по условию с обществом „Сахалин“, расположена также в упомянутом посту, а при тюрьме – никого, кроме нескольких надзирателей и ежедневно приходящего на смену караула, который тоже остается вне постоянного ближайшего наблюдения военного начальства. Не входя в разбор обстоятельств, причиною которых было устройство тюрьмы в столь несоответствующем месте и оставление ее вне всякой возможности непосредственного надзора, я, впредь до испрошения разрешения вовсе упразднить как Дуйскую, так равно и Воеводскую тюрьмы и перевести их в другие местности, должен хотя отчасти исправить существующие недостатки» и т. д. (приказ 1888 г.). См. Давыдова «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. С предуведомлением Шишкова, 1810 г.». В своем предисловии адм. Шишков говорит, что «Хвостов соединял в душе своей две противности: кротость агнца и пылкость льва», Давыдов же, по его словам, «нравом вспыльчивее и горячее Хвостова, но уступал ему в твердости и мужестве».

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Народное образование у нас находилось тогда в руках духовенства и, за немногими исключениями, стояло на весьма низком уровне. Приводим отзыв современника, и притом, по общественному положению своему лица, сведущего в этом деле. Воспитатель царевича Алексея Петровича, барон Гюйссен, говоря о том, что сделано Петром для просвещения русского народа, замечает по этому поводу: «Прежде, если русский священник умел кстати прочесть одну главу из Библии или отрывок из проповеди, то считался уже за ученого человека, и кто умел читать и писать, от того не требовали дальнейшего учения 142 ». Отзыв ученого иноземца, в общем, не противоречил действительности, кае мы увидим. Московские учители XVI столетия относились даже недоверчиво к просвещению, опасаясь ереси или умопомешательства. «Не читайте книг многих», говорили они, указывая на тех, «кто ума изступил: и он сица во книгах зашолся, и он сица в ересь впал». Речи эти собственными ушами слышал князь Курбский в бытность свою в Москве 143 . Подобное замечает и вышеупомянутый Гюйссен: «Само духовенство, которое было обязано просвещать других, как будто совестилось открывать путь распространявшейся учености, и довольствовалось тем, что учило читать и писать, – и это в Москве считалось высокою степенью ученой премудрости 144 ». В рукописной прописи 1643 года (хранящейся в Румянцовском музее) мы читаем: «Братие, не высокомудрствуйте, но в смирении пребывайте, по сему же и прочая разумейте. Аще кто ти речет: веси ли всю философию? И ты ему рцы: еллинских борзостей не текох, ни риторских астроном (?) не читах, ни с мудрыми философы не бывах, – учуся книгам благодатнаго закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех». Приведя это место, Пекарский замечает, что в этих словах, столь, по-видимому, смиренных, слышится презрение к науке 145 , – с чем приходится согласиться. Только в Киевской академии наука была в почете. Здесь необходимость обороны православия в борьбе против ученых иезуитов заставила ценить пользу просвещения. И потому Петр в своих стремлениях к распространению просвещения, естественно, искал себе пособников в среде киевских ученых, приближая их к себе 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Для довершения сходства дверь всегда открывал добродушный, милый старичок Сергей Кононович Глазов, удивительно похожий на управляющего имением, на ученого агронома в барской экономии. Это старый друг семьи, пенсионер, очень долгие годы живший в этой квартире. Из передней проходим в просторную комнату, где стол, накрытый белой скатертью, где вас встречает улыбающаяся хозяйка. Аккуратная, моложавая, всегда подтянутая, в хорошей форме. Энергичная, с манерами деловой дамы. Тон дружелюбный, но без фамильярности, веселый, но без развязности, теплый, но без интимности. У меня всегда была ассоциация: высокообразованная помещица, беседующая с соседями по имению о деловых вопросах. Она решила купить у вас отрезок земли. С увлечением, но спокойно обсуждает предстоящую сделку, спорит серьезно, по-деловому, — и в то же время ни на минуту не забывает об обязанностях хозяйки, о предстоящем чаепитии и о пирожках. Пирожки бывали в этом доме всегда действительно на славу. Чего, однако, стоил весь этот уют и дворянская атмосфера! Татьяна Сергеевна не любит жаловаться на жизнь. Очень скупо сообщает о себе. Но кое-что все-таки выходит наружу, кое-что угадывается интуитивно. Она действительно происходит из хорошей дворянской семьи — ее дед с материнской стороны, в доме которого она воспитывалась, известный русский адмирал Сергей Аполлонович Нимиц, бабушка — сестра великого Врубеля. Нимиц известен как «красный адмирал», адмирал, который, подобно Брусилову, пошел на службу к советам. Мой друг Вадим Шавров рассказывает в своей биографии, что с ним был хорошо знаком его отец — один из первых красных командармов. Я первое время не особенно твердо знал, в каких именно родственных отношениях находится адмирал с Татьяной Сергеевной. Как-то раз, когда мы говорили с ней об Октябрьской революции и о гражданской войне, я заикнулся: «Не ваш ли отец…» Ответ: «Во-первых, не отец, а дед, а затем он ненавидел всех коммунистов, начиная с Ленина; служил потому, что… Россия, Родина… куда же от этого уйдешь!»

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

И сегодня есть дюжина писателей, которые пользуются спросом, пишут о здесь и сейчас на нормальном, понятном языке — их надо читать в школе параллельно с классикой… А как читать сегодняшнему школьнику Достоевского, я не понимаю. Я сам стал читать его в 25 лет — удовольствия не получил. Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Поэтому в школе можно ограничиться лекцией по Достоевскому, где набросать канву — идейную, философскую, художественную — и дальше оставить школьнику на будущее». Заключил свое выступление Михаил Веллер словами о губительности«всеобщей диспетчеризации учебного процесса» (а ЕГЭ — один из элементов такой «диспетчеризации») и призвал ставить на экзамене вопросы так, «чтоб включалась голова». «Все, что работает против живой мысли и интереса, плохо для литературы». Выступление (да и само приглашение на встречу) Веллера было довольно неожиданным для такого собрания — может быть, именно поэтому речь его была встречена молчанием и не вызвала ни одного вопроса. Экспертов больше интересовала конкретика демоверсии, чем рассуждения о кризисе цивилизации и гуманитарного образования. Что отчасти жаль, ибо важные слова о необходимости «живого дела» как-то забываются, когда мы попадаем в логику ЕГЭ. Там все больше клеточки бланков, баллы критериев, рамки металлоискателей, ожидание апелляций… Как бы то ни было, сама открытость обсуждения не может не радовать. За это спасибо и разработчикам, и ФИПИ в целом. Решиться на такое обсуждение непросто — ведь негативная реакция на все новое предсказуема, и не всегда она бывает конструктивной. Радует и непоспешность движения — все-таки на осмысление предложенного есть целый год. Важно теперь поучаствовать в интернет-обсуждении, которое, напомним, начнется в августе. скрыть способы оплаты Комментарии Михаил Кононович 27 июня 2016, 18:06 Самая большая проблема ЕГЭ (про которую ни кто не говорит) в том, что абитуриенты получают результаты для поступления в одном месте (ЕГЭ), а используют в другом (ВУЗ), между которыми нет ни какой связи. И защита от подлогов при сдаче ЕГЭ зависит исключительно от чиновников, которые ни как не заинтересованы в качестве подготовки абитуриентов. ВУЗы же (заинтересованные в оном) обязаны принимать результаты " как есть " без возможности их перепроверить. В результате, качество будущих студентов напрямую зависит от качества защиты от подлогов в области, где эти абитуриенты получили результаты ЕГЭ. Все знают, что в Москве защита от подлогов при проведении ЕГЭ зашкаливает. Однако, в регионах аналогичная защита меньше и вероятность подлога выше, чем в Москве и Питере. Также многие знают, что существуют регионы, где результаты ЕГЭ зависят исключительно от суммы, внесенной родителями в комитет приема ЕГЭ (или как он там называется). В этих регионах (по рассказам очевидцев) даже готовится бесполезно: если ставка за 100 балов и за 90 известна, отдавать их бесплатно ни кто не собирается.

http://pravoslavie.ru/94537.html

Кораблестроение и управление судном он хотел изучить практически. И вот повелителя обширнейшей монархии можно было видеть в костюме простого рабочего, с топором в руке работающим на верфи, требуя, чтоб его не отличали от прочих рабочих и называли здесь не иначе, как заандамским плотником. Несколько человек несут тяжелое бревно. Мастер, обращаясь к Петру, кричит: «Заандамский плотник, что ты не поможешь этим людям?» И Петр тотчас подставляет плечо свое под бревно. Купив себе в Заандаме буер, он собственными руками сделал для него новую мачту и удивлял старых голландских моряков бесстрашием и искусством, с каким управлял своим маленьким судном в бурную погоду. С изумительною энергией и самоотвержением трудился здесь будущий преобразователь России в скромной, принятой им на себя роли, заставляя и других трудиться, чтобы в возможно короткое время усвоить плоды европейской цивилизации и познакомить с ними затем народ свой 158 . За первою партией молодых дворян последовали другие – в Голландию, Венецию, Испанию, Францию – для изучения военного искусства и морского дела, а также всяких ремесел и фабричного производства. Результаты, однако же, далеко не соответствовали и здесь личным заботам и усилиям царя по новости дела, силы старых привычек, по совершенной неподготовке юношей, отправляемых в науку за границу, и притом неволею, и по беззаботности лиц, коим поручалось попечение об этих «птенцах Петра», и которые нередко оставляли их без средств для продолжения учений. Одною из мер Петра к распространению просвещения было издание иностранных сочинений, по разным предметам, в переводе на русский язык. Для этого дела, по распоряжению царя, специально приготовлялись переводчики, которые были сведущи не только в языках, но и в тех науках и искусствах, по предмету которых им давались сочинения для перевода, при чем Петр сам приказывал переводить и печатать ту или другую книгу. Так, переведено было много книг по истории, географии, физике, механике, архитектуре, по военному искусству, законоведению, изящной литературе, сельскому хозяйству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Я согласился, и мы пошли в дом. Обстановка у него комфортабельная. Венская мебель, цветы, американский аристон и гнутое кресло, на котором Л. качается после обеда. Кроме хозяйки, я застал в столовой еще четырех гостей, чиновников. Один из них, старик без усов и с седыми бакенами, похожий лицом на драматурга Ибсена, оказался младшим врачом местного лазарета, другой, тоже старик, отрекомендовался штаб-офицером оренбургского казачьего войска. С первых же слов этот офицер произвел на меня впечатление очень доброго человека и большого патриота. Он кроток и добродушно рассудителен, но когда говорят о политике, то выходит из себя и с неподдельным пафосом начинает говорить о могуществе России и с презрением о немцах и англичанах, которых отродясь не видел. Про него рассказывают, что когда он, идучи морем на Сахалин, захотел в Сингапуре купить своей жене шёлковый платок и ему предложили разменять русские деньги на доллары, то он будто бы обиделся и сказал: «Вот еще, стану я менять наши православные деньги на какие-то эфиопские!» И платок не был куплен. За обедом подавали суп, цыплят и мороженое. Было и вино. – Когда приблизительно идет здесь последний снег? – спросил я. – В мае, – ответил Л. – Неправда, в июне, – сказал доктор, похожий на Ибсена. – Я знаю поселенца, – сказал Л., – у которого калифорнская пшеница дала сам-22. И опять возражение со стороны доктора: – Неправда. Ничего ваш Сахалин не дает. Проклятая земля. – Позвольте, однако, – сказал один из чиновников, – в 82 году пшеница уродилась сам-40. Я это отлично знаю. – Не верьте, – сказал мне доктор. – Это вам очки втирают. За обедом же была рассказана такая легенда: когда русские заняли остров и затем стали обижать гиляков, то гиляцкий шаман проклял Сахалин и предсказал, что из него не выйдет никакого толку. – Так оно и вышло, – вздохнул доктор. После обеда Л. играл на аристоне. Доктор пригласил меня переехать к нему, и в тот же день вечером я поселился на главной улице поста, в одном из домов, ближайших к присутственным местам. С этого вечера началось мое посвящение в сахалинские тайны. Доктор рассказал мне, что незадолго до моего приезда, во время медицинского осмотра скота на морской пристани, у него произошло крупное недоразумение с начальником острова и что будто бы даже в конце концов генерал замахнулся на него палкой; на другой же день он был уволен по прошению, которого не подавал. Доктор показал мне целую кипу бумаг, написанных им, как он говорил, в защиту правды и из человеколюбия. Это были копии с прошений, жалоб, рапортов и… доносов. – А генералу не понравится, что вы у меня остановились, – сказал доктор и значительно подмигнул глазом.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Может быть, поэтому дед и не уживался с бабкой. Вернее, прятался от нее. Ее турецкая кровь не дала ей ни одной привлекательной черты, кроме красивой, но грозной наружности. Бабка была деспотична, придирчива. Она выкуривала в день не меньше фунта крепчайшего черного табака. Курила она его в коротких раскаленных трубках. Она ведала хозяйством. Ее черный глаз замечал малейший непорядок в доме. По праздникам она надевала атласное платье, отороченное черными кружевами, выходила из дому, садилась на завалинку, дымила трубкой и смотрела на быструю реку Рось. Изредка она громко смеялась своим мыслям, но никто не решался спросить ее, чему она смеется. Единственной вещью, которая немного примиряла нас с бабкой, был твердый розовый брусок, похожий на мыло. Он был спрятан у нее в комоде. Она изредка вынимала его и с гордостью давала нам нюхать. Брусок издавал тончайший запах роз. Отец рассказал мне, что долина вокруг Казанлыка – родного города бабки – называется Долиной роз, что там добывают розовое масло и чудесный брусок – это какой-то состав, пропитанный этим маслом. Долина роз! Самые эти слова меня волновали. Я не понимал, как в таких поэтических местах мог появиться человек с такой суровой душой, как у моей бабки. Сагайдачный Петр Кононович (?—1622) – гетман украинских казаков, участник и руководитель походов против Крымского ханства и Турции, сторонник сближения с Россией. Запорожская Сечь — организация украинских казаков b XVI—XVIII вв. за Днепровскими порогами. Ликвидирована в 1775 г. после подавления крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. Рекомендуем 1 Комментарий Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1481  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Михаил 26 ноября 2015, 22:18 Да вроде получше стало, но как-то опростилось, что ли. Надо бы чтобы у сайта было лицо, оформление и стиль были аутентичными, уникальными в своем роде. А так, сделали помодерновее и всё. Это же интернет, тут что... Быстро всё меняется, не успеваешь привыкнуть к одному - тут же другое. Калейдоскоп. И каждый раз что-то теряется, иногда наоборот приобретается. Лично мне всё равно. Читать с винды получше стало, кстати. С убунты ещё не видел. К навигации надо привыкать. На всё нету времени просто, надо же ещё и жить когда-то. Елена 26 ноября 2015, 21:16 Присоединяюсь к тем, кому не понравился новый дизайн. Я сначала даже не поняла, что случилось. Опять вышла и снова зашла на сайт. Ощущение, что тебя обманули, отобрали дорогое. Особенно ужаснули рейтинги. Неужели кто-то из православных будет играть в эти игры? Вспоминаю, как нам пришлось отказаться в свое время от любимого прежде журнала " Православная беседа " , когда он тоже потерял былую строгость и стали печататься красочные картинки на пол-листа, появилось модное оформление, но он стал чужим. Я тоже за то, чтобы вернули старую версию. М Мария 26 ноября 2015, 21:07 Мне не нравится новое оформление. Старый формат был лучше. Простите. Марина 26 ноября 2015, 20:21 верните старое оформление, только добавьте рейтинг, если это так важно. Очень режет глаза отформатированный по левому краю текст, окна, меняющие размеры, реклама посреди страницы. я понимаю, что реклама нужна, наверное, но без нее в центре страницы было лучше. А новые рубрики - интересны. Михаил Кононович 26 ноября 2015, 19:21 Дизайн выполнен в очень современном, я бы даже сказал, модном, стиле. Вот только для православного ресурса это не комплимент Ангелина 26 ноября 2015, 18:04 Вообще, всё правильно. Главную страницу вернули в прежний вид. Дальше статьи можно не смотреть. Таймс на белом это для для зорких. Утомляет качественно. Интернет - зло. Надо поблагодарить разработчиков за отучение заходить в интернет минимум на один сайт. Тем более - пост впереди.

http://pravoslavie.ru/88038.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010