См. Жудро, Ист. Могилев. Богоявл. брат., 1890 г., стр. 55. О значении этого монастыря для Могилевского общества, см. Вил Арх. Сб., т. II, стр. LXXVI. (Срав. Вил. Арх. Сб., 48). См. о роли монахинь в деле обучения девиц дворянского и городского сословия – Вил. Арх. Сб., II, 55. См. о предоставлении этому девичьему монастырю митрополитом, Петром Могилой права производства и продажи просфор и свеч, – в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. X, стр. 495. 46 Обращиком такого избрания игумена в последующие годы может служить акт единогласного избрания в игумены от 3 декабря 1727 г. Сильвестра Царьградского. Акт с эпиграфом: vox populi – vox Dei. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIII, стр. 325. 47 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и между прочим в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этою века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных, сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 48 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 49 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., ем. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 50 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

546 и 751, и еще одно Правило о состоянии душ по смерти приведено в книге Иоанникия Галятовского, напе­чатанной в Чернигове 1687 г. под названием Души людей умерших, лист 24. Но краткое описание всех Соборных сих Заседаний, и некоторых постановле­ний, с 8 до 18 Сентября продолжавшихся, сделано (с злобною однако же критикой) Униатским Архимандритом Дерманского Монастыря Яном Дубовичем и напечатано в Варшаве 1641 г. на польском языке под русским заглавием: Собор Киевский Схизматицкий, Митрополитом Петром Могилою составле­ний и совершенный 1640 г. и проч., а вторично издано 1642 г. отступником Кассианом Саковичем. Иерусалимский Патриарх Нектарий, в предисловии к книге Православное Исповедание, свидетельствует, что на сем же Соборе составлена была, или по крайней мере, положено было составить сию книгу и послать на рассмотрение Константинопольской Церкви; а сочинителем оныя Нектарий и Московский Патриарх Адриан в Предисловии своем к ней именуют самого Петра Могилу . Сию книгу на простом греческом и латинском языке послал он с тремя Депутатами своими (Ректором Киевской Академии Исаиею Трофимовичем Козловским, Иосифом Кононовичем Горбацким и Иг­натием Оксеновичем Старушичем) на бывший в 1643 г. со стороны Констан­тинопольского Патриарха и Киевского Духовенства в Молдавском городе Яссах, по прошению Господаря Молдавского Иоанна Васильевича, Собор на Кальви­нистов, и на семь-то Соборе она Константинопольскими Депутатами рассмот­рена, исправлена, одобрена и для конечного утверждения послана к Восточным Патриархам. Но Петр Могила не мог дождаться возвращения ее к себе и в 1645 г. напечатал в Киеве на польском и польско-русском языке и вторично в 1646 г. во Львове только Краткий Катихизис, в Предисловии коего обещал вскоре издать и подробнейшее изложение Веры, разумея под сим вышеупомя­нутую книгу; а в 1646 г. издал там же Большой Требник в лист с присовокуп­лением разных Священству наставлений Богословских, Казуистических и Об­рядных. Но в том же 1646 г. Декабря 31, в ночь под новый год, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович родился в начальных числах декабря 1629 г. По-видимому, местом его рождения был Полоцк, в сохранившихся «росписях дворов» которого фамилия Петровских называется рядом со Скоринами и Тяпинскими. Отсюда и полученное им позднее, уже в Москве, прозвище – Полоцкий. Впрочем, не исключено, что его закреплению писатель обязан своей принадлежностью к братии Полоцкого Богоявленского монастыря, куда он был принят 8 июня 1656 г. год новым иноческим именем Симеона. Учитывая выдвигаемое Симеоном деление всего времени своего обучения на семилетние периоды, можно полагать, что, получив начальное образование, приблизительно к 1643 г. он становится студентом Киево-Могилянской коллегии. В то время еще был жив ее основатель– Петр Могила (ум. в 1645), предпринимавший активные усилия по распространению просвещения в восточнославянском православном мире. В коллегии учителями молодого полочанина были Сильвестр Коссов, Лазарь Баранович, Иннокентий Гизель, Иосиф Кононович-Горбацкий, другие видные киевские писатели и ученые. Около 1650 г. ему было присвоено звание «дидаскала». Подобно многим выпускникам «Киево-Могилянских Афин», желавшим пополнить свое образование, Симеон отправился в одну из католических академий. Точнее говоря, путь его лежал в Вильну – культурный центр Великого княжества Литовского, где особой славой и могуществом отличалась Виленская иезуитская академия. Сохранились собственноручные конспекты Симеона различных учебных курсов, прослушанных им здесь до конца лета 1653 г. 1 , с указанием имен читавших их профессоров: «Disputationes theologicae»– «reverendi patris Casimiri Coialowicz», «Disputationes... Thomae Aquinatis» – «reverendi patris Zauski», «Theologia controversa» – «reverendi patris Ladislaw Rudziski» 2 и другие записи. Молодой «дидаскал» вскоре вступил в униатский орден базилиан (или иначе – орден Василия Великого ). Принятию данного решения способствовали не только многочисленные примеры перехода в униатство авторитетных политических и культурных деятелей Украины и Белоруссии первой половины XVII в., но, очевидно, еще и приверженность писателя популярной у ряда представителей киевской учености идее экуменизма – мирного единения христианских церквей под возможной эгидой римского папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Открытие в Киеве еще одной школы повлекло за собой конфликт между архим. Петром и Киевским братством, обвинившим его в нарушении завещания митр. Иова. Конфликт усиливался и тем, что латино-польск. характером Лаврской школы были недовольны киевляне. Воспитанник Братской школы архим. Гавриил (Домецкий) писал, что «от неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего у нас дотуду не бывало и спасались?.. Было хотели самого Петра Могилу и учителей до смерти побить: едва их уговорили» ( Титов. 2003. С. 89). Сильвестр (Косов) в соч. «Exegesis...» (Exegesis, to iest danie sprawy о szkoach kiowskich i winickich - Сказание, или Справа, о школах киевских и винницких) (1635) писал, что нередко учителя Печерской школы, «исповедавшись, только и ожидали, что ими станут начинять желудки днепровских осетров или же одного огнем, а другого мечом отправят на тот свет» ( Голубев. История КДА. 1886. Прил. С. 80). Архим. Иннокентий (Гизель). Копия с портрета XVII в. (НКПИКЗ) Архим. Иннокентий (Гизель). Копия с портрета XVII в. (НКПИКЗ) В сложившейся ситуации архим. Петр был вынужден искать компромисс с Киевским братством. 30 дек. 1631 г. он подписал с ним акт об объединении Братской и Лаврской школ, в соответствии с к-рым обрел статус главного братчика и покровителя объединенной школы, названной Киевской коллегией (впосл.- Киево-Могилянская коллегия). Местом ее пребывания был определен Братский мон-рь. Ректором коллегии стал игум. Исаия (Трофимович-Козловский) (Фома Иевлевич в февр. 1632 покинул Киев, продолжив педагогическую деятельность в Могилёве). В 30-40-х гг. XVII в. должность ректора Киево-Могилянской коллегии занимали игумены Софроний (Почаский, 1638-1640), Леонтий (Бронкевич, ок. 1640), Игнатий (Оксенович-Старушич , 1640-1642), Иосиф (Кононович-Горбацкий , 1642/1643-1645), Иннокентий (Гизель , 1646-1650). Большинство тех, кто прежде выражали недовольство созданием школы в Печерском мон-ре, были удовлетворены достигнутым соглашением. 5 янв. 1632 г. решение об объединении школ утвердил митр. Исаия (Копинский), потребовав при этом, чтобы за богослужением в Братском мон-ре поминалось его имя. 17 марта 1632 г. гетман И. Д. Петражицкий-Кулага от лица Войска Запорожского отправил архим. Петру послание, в котором обещал поддержку и покровительство со стороны казачества в устроении школы.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

В 1612 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза вопреки сложившейся традиции отдал К. З. м. и его имущество униат. митр. Ипатию Потею , к-рый должен был вступить во владельческие права после смерти настоятеля (1601-1618) игум. Иоасафа (Мировского). Однако этот королевский приказ не был выполнен из-за преждевременной смерти митрополита и сопротивления населения Киева и казаков, к-рые в 1618 г. поддержали нового настоятеля К. З. м. игум. Иова (Борецкого) . В 1620 г. он был хиротонисан во митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В годы настоятельства митр. Киевского Иова (Борецкого) К. З. м. стал митрополичьей резиденцией. При игум. Филофее (Казаревиче; † 1645) на средства Киевской митрополии и благодаря денежной «милости» царя Михаила Феодоровича в обители был проведен ряд реставрационных и строительных работ ( Боплан. 2004. С. 147). По инициативе и на средства митр. Иова началось возведение колокольни, к-рую строил «каменщик Петро Нимец, обиватель киевский» ( Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 518-520). После смерти митр. Иова (Борецкого) на митрополичью кафедру был избран при активной поддержке казачества Исаия (Копинский) . 29 окт. 1631 г. духовенство, собравшееся в обители, утвердило Киевским митрополитом Исаию (Копинского), а К. З. м. стал его резиденцией. После поставления на Киевскую кафедру свт. Петра (Могилы) митр. Исаия отказался покинуть К. З. м. Сторонники новопоставленного митрополита силой выдворили митр. Исаию из обители. При Киевском митр. Петре резиденция была перенесена в Софийский собор. Одновременно К. З. м. вошел в состав Софийской слободы В. Киева, управление которой осуществлялось непосредственно митр. Петром и его преемниками. С этого времени настоятелями К. З. м. несколько раз становились игумены др. киевских обителей, чаще всего Братского монастыря (напр., в XVII в. Иосиф (Кононович-Горбацкий ; сподвижник митр. Петра (Могилы), один из душеприказчиков его завещания; возглавлял мон-рь в 1646-1650; † 1651), Варлаам (Ясинский) , Мелетий (Дзик) и Сильвестр (Головчич), в XVIII в. Амвросий (Дубневич; † 1750), Сильвестр (Думницкий) и дважды - Варлаам (Миславский)). На территории К. З. м. находился митрополичий сад. В 1653 г., во время поездки в Москву на богомолье, в К. З. м. приезжал Антиохийский митр. Макарий III . По благословению митр. Киевского Сильвестра (Косова) в К. З. м. он получил частицу мощей вмц. Варвары.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Полоцкий униатский архиепископ Киприан Жоховский, в речи королю на варшавском сейме, называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 1) Первым белорусским епископом, по восстановлении в 1632 г. православной полоцкой епархии, был Иосиф Бобрикович-Анехожский (1632–1633), из наместников Виленского Святодуховского монастыря. 920 В 1635 г. он умер в Вильне и погребен м. П. Могилой в Святодуховском монастыре. 2) На место его белорусским дворянством избран и м. Петром Могилой посвящен в белорусские епископы Сильвестр Коссов , из префектов киевской академии. Сильвестр решился посетить Полоцк и Витебск, но, по настоянию униатского архиепископа Селлявы, получил от короля наказ с запрещением посещать этот край на будущее время. Основанием для этого, конечно, было то, что полоцкая кафедра утверждена униатской; православным же отделена от нее часть, под названием Мстиславской и Могилевской епархии. 921 В 1637 г. окт. 18 Сильвестр собрал духовенство своего управления на собор в Могилеве, на котором и преподал священникам поучение о седьми св. таинствах. После это поучение печаталось несколько раз. По смерти Могилы он избран был в 1647 г. в киевские митрополиты. 3) Еще в 1644 г., при бытности в Могилеве Сильвестра Коссова, наименован был на епископию могилевскую Иосиф Кононович-Горбацкий , 922 игумен киевомихайловский: но только в 1650 г. получил привиллегию на управление. 923 Умер в марте 1653 г. Ляхи не оставили его в покое и по смерти, сочинили на него какие-то пасквильные безграмотные вирши: 924 знак, что он был честный православный пастырь. С 1654 по 1667 год Полоцк, Витебск, Могилев, Мстиславль, Орша и Кричев находились под властью русского государя. По Андрусовскому договору они возвращены были Польше. В 1655 г. был в Могилеве царь Алексей Михайлович. Кутеинский игумен, Иоиль Троцевич, давший гражданам совет к добровольной сдаче Могилева, опасаясь мщения поляков, просил Государя о перемещении его в Россию и, по дозволении Государя, переехал с монахами и имуществом в Новгородский Иверский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1640 г. свт. Петр (Могила) по просьбе господаря Василия Лупу направил в Молдову группу учителей во главе с бывшим ректором Киево-Могилянской коллегии игум. Софронием (Почаским), к-рые создали в Яссах школу по киевскому образцу. Выходцы из Киева оказали решающее влияние на развитие книгопечатания в Молдове и Валахии. В 1642 г. на церковном Соборе в Яссах, одобрившем подготовленное в Киеве под рук. свт. Петра (Могилы) «Православное исповедание веры», присутствовали 3 представителя коллегии: Исаия (Трофимович-Козловский), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). С 40-х гг. XVII в. также складываются регулярные контакты коллегии с Москвой. Выходцы из Московского гос-ва были и в числе студентов, и в числе преподавателей коллегии. Нек-рые исследователи полагают, что программа церковных реформ митр. Петра могла оказать влияния на развитие образования в Московском царстве. В апр. 1640 г. по поручению митр. Петра иером. Игнатий (Оксенович-Старушич) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением открыть в Москве мон-рь, «чтобы в том монастыре общежительного киевского Братского монастыря старцы живучи… боярских и простого чину детей греческой и словенской грамоте учили» (АЮЗР. Т. 3. С. 47). Однако тогда это предложение не было принято. В мае 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к Киевскому митр. Сильвестру с просьбой отправить в Москву ученых киевских монахов - знатоков греч. языка и латыни для исправления Библии. В ответ на эту просьбу по благословению митр. Сильвестра и при содействии ректора коллегии игум. Иннокентия (Гизеля) в Москву были посланы выпускники коллегии - иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений Сатановский (Корецкий) . 12 июля 1649 г. в Москве они активно включились в проводимую книжную справу. С 1673 г. по поручению царя Алексея Михайловича иером. Епифаний возглавлял работу по созданию нового перевода Библии. Скончавшийся в 1675 г. в Чудовом монастыре старец Епифаний завещал Киево-Печерскому и Братскому монастырям деньги и книги.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Эти епископы выдали особые записи ректору Киевской коллегии Лазарю Барановичу, и, согласно этим записям, епископ Винницкий обязался выплачивать ежегодно 100 злотых, епископ Кононович-Горбацкий 500 злот., епископ Чаплиц-Шпановский тоже 500 злот., а епископ Балабан 200 злот. 52 В том же 1650 году братский монастырь получил милостивую грамоту от царя Алексея Михайловича, по которой разрешалось нескольким старцам монастыря приезжать в три года раз в Москву «за милостыней для монастырского строения». 53 В 1651 году гетман Богдан Хмельницкий отдал во власть и спокойное заведывание братского монастыря село Мостищи со всеми угодьями, а в 1655 г. дозволил братству, по старине, на праздники сытить мед и продавать его, что подтвердил впоследствии и сын его Юрий Хмельницкий в 1660 году, а затем и гетман Самойлович в 1672 г. 54 Наконец, в 1659 году в бытность ректором Киево-братского училища Иоаникия Гилятовского, полковник запорожского войска Дворецкий, а затем царь Алексей Михайлович, укрепили грамотами за братством его имения, отданные ему в собственность гетманом Богданом Хмельницким. Но, не смотря на все эти пожертвования и льготы, опустошительная война не могла не отразиться вредно на материальном благосостоянии братства. Дворовые его места и дома в городе, которые отдавались обычно в наем, пустели, а имения принадлежащие его монастырю были разоряемы поляками и облагались налогами. 55 Возобновление братского монастыря и училища принял на себя ректор Киевского училища Варлаам Ясинский, вступивший в эту должность в 1669 году. Он испросил в 1670 году у польского короля Михаила две грамоты, которыми король охранил права и имения, отданные в собственность братскому монастырю и училищу, и, в частности, разрешил восстановить «Киево-Могилянскую коллегию и в ней школы, с правом воспитывать и учить юношество для дальнейших успехов славы Божией». Кроме того, Ясинский обратился в 1671 году с горячим воззванием к православным, побуждая их к пожертвованиям в пользу церковного братства. Вскоре после того в братство стали поступать новые пожертвования, в том числе от гетмана Самойловича, а затем и от гетмана Мазепы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С каким вниманием относились Могилевские епископы той эпохи к народному образованно, видно, например, из записи епископа Иосифа Кононовича Горбацкого, в которой он извещал, что по обету, подтвержденному клятвою при вступлении его на епископство, он обязан стараться о том, чтобы в народе русском процветали науки и школы для образования юношества, дабы оно могло послужить восточной Церкви, распространяя славу Божию и храня православие. 114 Точно также князь Сильвестр Четвертинский, епископ Белорусский, при рукоположении его в епископский сан, принял на себя обязательство «всяким промышлением, силами и разумом тщатися и прилежати училища назидати и в ня свободных учений и учителей стяжевати»; в заключение епископ Сильвестр обещался: назданным же сущим училищам быть помощником и заступником вседушно, всеми силами, елико мощно ми будет. 115 Из эпохи более ранней, а именно от тридцатых годов XVII века, сохранились сведения о некоторых учителях, преподававших в Могилевском братском училище; именно: Тамофей Грибач и некий Павел учили русскому языку, Афанасий Стрелицкий, Савва Андреевич (магистр словесности Киево-братской школы) и Коссович обучали латинскому языку, Феодор Тарасович – нравственному богословию. Во второй половине и в конце XVII века учителями братской школы состояли: Даниил Макаревич и Василевский, приехавший из Полоцка в Могилев «учитель хлопцов в школе братской по латине и спевать на хору в церкви». 116 Что братская школа существовала и в XVIII веке на то имеется доказательство в акте уступки (1711 года) братскому монастырю дома некоей мещанки Марфы Шашкевич, в благодарность за то, что в братской школе сын её выучился наукам, священному писанию и церковным порядкам. 117 Братская типография в семидесятых годах XVII века снова возродилась. 118 В 1676 году король Ян Собесский выдал привилегию братству на учреждение типографии для свободного печатания русских и польских духовных книг, и эта привилегия была в 1701 году подтверждена братству королем Августом II. 119 В конце XVII века в братской типографии действовали Максим Вощанка, который однако стал во вред братству работать самостоятельно и братство принуждено было войти с ним в пререкания, а после смерти Вощанки взяло типографское дело исключительно в свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Значить, все дело заключалось не в тяжелых условиях жизни, а в недостатке людей, которые бы находили в себе достаточный подъем духа, твердость убеждений, заставляющих пренебрегать материальными выгодами, и которые поэтому были бы в состоянии преодолеть всю тяжесть выпавших на их долю испытаний. Такими людьми были, конечно, доблестные Львовские братчики в эпоху XVII века, имея во главе таких выдающихся людей, какими были: Острожский, Древинский, братья Рогатинцы, Красовские и многие другие. Киевское братство, с его знаменитым училищем, за время Петра Могилы было вполне устроено, так что его преемникам по управлению братскими делами оставалось только поддерживать и укреплять это дорогое для сердца Петра Могилы детище. Казацкие войны лишь временно расстроили дела братского училища, откуда многие из учеников высших классов пошли на войну. В это тяжелое переходное время, когда вследствие измены некоторых гетманов, как например Выговского и Юрия Хмельницкого, Киев переходил из рук русских в руки поляков и наоборот, когда замечались колебания среди высшей православной иерархии относительно признания власти, то Москвы, то Польши, Киевское братство сохраняло свое существование и получало иногда помощь и поддержку от лиц сочувствовавших братскому делу. В 1649 году от Иерусалимского патриарха Паисия, проезжавшего чрез Киев и останавливавшегося в братском Богоявленском монастыре, братство получило грамоту, в которой патриарх похвалил усердие учителей Киево-братского училища. 51 В 1650 году в Киевском монастыре, в июле месяце, собралось несколько православных епископов, а именно Перемышльский епископ Антоний Винницкий, Могилевский епископ Иосиф Кононович-Горбацкий, Луцкий епископ Иосиф Чаплиц-Шпановский и Холмский епископ Дионисий Балабан и все четверо, ревнуя о просвещении русского народа и видя скудость средств братства вследствие трудного военного времени, решили ежегодно выплачивать братству денежное пособие на поддержание братского училища, полезного для православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010