Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович родился в начальных числах декабря 1629 г. По-видимому, местом его рождения был Полоцк, в сохранившихся «росписях дворов» которого фамилия Петровских называется рядом со Скоринами и Тяпинскими. Отсюда и полученное им позднее, уже в Москве, прозвище – Полоцкий. Впрочем, не исключено, что его закреплению писатель обязан своей принадлежностью к братии Полоцкого Богоявленского монастыря, куда он был принят 8 июня 1656 г. год новым иноческим именем Симеона. Учитывая выдвигаемое Симеоном деление всего времени своего обучения на семилетние периоды, можно полагать, что, получив начальное образование, приблизительно к 1643 г. он становится студентом Киево-Могилянской коллегии. В то время еще был жив ее основатель– Петр Могила (ум. в 1645), предпринимавший активные усилия по распространению просвещения в восточнославянском православном мире. В коллегии учителями молодого полочанина были Сильвестр Коссов, Лазарь Баранович, Иннокентий Гизель, Иосиф Кононович-Горбацкий, другие видные киевские писатели и ученые. Около 1650 г. ему было присвоено звание «дидаскала». Подобно многим выпускникам «Киево-Могилянских Афин», желавшим пополнить свое образование, Симеон отправился в одну из католических академий. Точнее говоря, путь его лежал в Вильну – культурный центр Великого княжества Литовского, где особой славой и могуществом отличалась Виленская иезуитская академия. Сохранились собственноручные конспекты Симеона различных учебных курсов, прослушанных им здесь до конца лета 1653 г. 1 , с указанием имен читавших их профессоров: «Disputationes theologicae»– «reverendi patris Casimiri Coialowicz», «Disputationes... Thomae Aquinatis» – «reverendi patris Zauski», «Theologia controversa» – «reverendi patris Ladislaw Rudziski» 2 и другие записи. Молодой «дидаскал» вскоре вступил в униатский орден базилиан (или иначе – орден Василия Великого ). Принятию данного решения способствовали не только многочисленные примеры перехода в униатство авторитетных политических и культурных деятелей Украины и Белоруссии первой половины XVII в., но, очевидно, еще и приверженность писателя популярной у ряда представителей киевской учености идее экуменизма – мирного единения христианских церквей под возможной эгидой римского папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

В 1612 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза вопреки сложившейся традиции отдал К. З. м. и его имущество униат. митр. Ипатию Потею , к-рый должен был вступить во владельческие права после смерти настоятеля (1601-1618) игум. Иоасафа (Мировского). Однако этот королевский приказ не был выполнен из-за преждевременной смерти митрополита и сопротивления населения Киева и казаков, к-рые в 1618 г. поддержали нового настоятеля К. З. м. игум. Иова (Борецкого) . В 1620 г. он был хиротонисан во митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В годы настоятельства митр. Киевского Иова (Борецкого) К. З. м. стал митрополичьей резиденцией. При игум. Филофее (Казаревиче; † 1645) на средства Киевской митрополии и благодаря денежной «милости» царя Михаила Феодоровича в обители был проведен ряд реставрационных и строительных работ ( Боплан. 2004. С. 147). По инициативе и на средства митр. Иова началось возведение колокольни, к-рую строил «каменщик Петро Нимец, обиватель киевский» ( Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 518-520). После смерти митр. Иова (Борецкого) на митрополичью кафедру был избран при активной поддержке казачества Исаия (Копинский) . 29 окт. 1631 г. духовенство, собравшееся в обители, утвердило Киевским митрополитом Исаию (Копинского), а К. З. м. стал его резиденцией. После поставления на Киевскую кафедру свт. Петра (Могилы) митр. Исаия отказался покинуть К. З. м. Сторонники новопоставленного митрополита силой выдворили митр. Исаию из обители. При Киевском митр. Петре резиденция была перенесена в Софийский собор. Одновременно К. З. м. вошел в состав Софийской слободы В. Киева, управление которой осуществлялось непосредственно митр. Петром и его преемниками. С этого времени настоятелями К. З. м. несколько раз становились игумены др. киевских обителей, чаще всего Братского монастыря (напр., в XVII в. Иосиф (Кононович-Горбацкий ; сподвижник митр. Петра (Могилы), один из душеприказчиков его завещания; возглавлял мон-рь в 1646-1650; † 1651), Варлаам (Ясинский) , Мелетий (Дзик) и Сильвестр (Головчич), в XVIII в. Амвросий (Дубневич; † 1750), Сильвестр (Думницкий) и дважды - Варлаам (Миславский)). На территории К. З. м. находился митрополичий сад. В 1653 г., во время поездки в Москву на богомолье, в К. З. м. приезжал Антиохийский митр. Макарий III . По благословению митр. Киевского Сильвестра (Косова) в К. З. м. он получил частицу мощей вмц. Варвары.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Среди святых Русской Церкви, носивших это имя, наибольшую известность получили: прп. Иосиф (Санин), игумен Волоцкий (1439-1515 гг.), выдающийся подвижник монашеской жизни, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря; прп. Иосиф (Литовкин, 1837-1911 гг.), знаменитый Оптинский старец; священномученик Иосиф, митрополит Астраханский и Терский (1597-1671 гг.), ставший жертвой восставших казаков-разинцев. Из иерархов Русской Православной Церкви средневековой эпохи, статьи о которых представлены на завершающих страницах 25-го тома, наиболее примечательны: Патриарх Московский и всея Руси Иосиф (1652 г.); Иосиф (Болгаринович), митрополит Киевский и всея Руси (1501 г.); Иосиф (Нелюбович-Тукальский), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1675 г.); Иосиф (Бобрикович, 1635 г.), епископ Мстиславский, Могилевский и Оршанский, и его преемник по кафедре Иосиф (Кононович-Горбацкий, 1653 г.); Иосиф (Волчанский, 1745 г.), архиепископ Московский и Владимирский, а также Иосиф (Иезекииль, князь Курцевич), бывший архиепископ Суздальский и Тарусский (1642 г.). Среди архиереев, чье служение пришлось на новый и новейший период церковной истории, особо примечательны: Иосиф (Семашко 1798-1868 гг.), митрополит Литовский и Виленский, инициатор воссоединения западнорусских униатов в 1839 г., и митрополит Иосиф (Петровых, 1872-1937 гг.), лидер т.н. иосифлянства — оппозиционного митрополиту Сергию (Страгородскому) церковного движения. В числе заключительных статей 25-го тома — материалы, посвященные современным архиереям Московского Патриархата: Иосифу (Балабанову, род. 1954 г.), епископу Биробиджанскому и Кульдурскому, и Иосифу (Македонову, род. 1964 г.), епископу Иваново-Вознесенскому и Кинешемскому. Помимо названных публикаций в 25-й том «Православной энциклопедии» вошла также большая статья, посвященная Иоахиму Флорскому (1202 г.) — знаменитому итальянскому средневековому богослову, экзегету и мистику, основателю флорского монашеского ордена, вдохновителю религиозного движения иоахимитов. Тему истории западного христианства продолжает и такой специфический материал, как статья о легендарной Иоанне Папессе, вымышленному персонажу, якобы жившей в IX или XI вв.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Полоцкий униатский архиепископ Киприан Жоховский, в речи королю на варшавском сейме, называл Могилев столицей и гнездом схизмы. 1) Первым белорусским епископом, по восстановлении в 1632 г. православной полоцкой епархии, был Иосиф Бобрикович-Анехожский (1632–1633), из наместников Виленского Святодуховского монастыря. 920 В 1635 г. он умер в Вильне и погребен м. П. Могилой в Святодуховском монастыре. 2) На место его белорусским дворянством избран и м. Петром Могилой посвящен в белорусские епископы Сильвестр Коссов , из префектов киевской академии. Сильвестр решился посетить Полоцк и Витебск, но, по настоянию униатского архиепископа Селлявы, получил от короля наказ с запрещением посещать этот край на будущее время. Основанием для этого, конечно, было то, что полоцкая кафедра утверждена униатской; православным же отделена от нее часть, под названием Мстиславской и Могилевской епархии. 921 В 1637 г. окт. 18 Сильвестр собрал духовенство своего управления на собор в Могилеве, на котором и преподал священникам поучение о седьми св. таинствах. После это поучение печаталось несколько раз. По смерти Могилы он избран был в 1647 г. в киевские митрополиты. 3) Еще в 1644 г., при бытности в Могилеве Сильвестра Коссова, наименован был на епископию могилевскую Иосиф Кононович-Горбацкий , 922 игумен киевомихайловский: но только в 1650 г. получил привиллегию на управление. 923 Умер в марте 1653 г. Ляхи не оставили его в покое и по смерти, сочинили на него какие-то пасквильные безграмотные вирши: 924 знак, что он был честный православный пастырь. С 1654 по 1667 год Полоцк, Витебск, Могилев, Мстиславль, Орша и Кричев находились под властью русского государя. По Андрусовскому договору они возвращены были Польше. В 1655 г. был в Могилеве царь Алексей Михайлович. Кутеинский игумен, Иоиль Троцевич, давший гражданам совет к добровольной сдаче Могилева, опасаясь мщения поляков, просил Государя о перемещении его в Россию и, по дозволении Государя, переехал с монахами и имуществом в Новгородский Иверский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

И так одна из всех Епархий Благочестивых, Могилевская, бывшая прежде частью Полоцкой, осталась в Польше! В оной по нынешнее время, не более 130 церквей находится, а отнято уже по заключений вышеозначенного трактата, чрез владельцев и духовенство Римское и Униятское, более 200, кои Архиепископу Полоцкому отданы. И после того, когда от нынешнего Епископа Могилевского, Преосвященного Георгия Кониского принесены были жалобы о том, во первых Ее Императорскому Величеству Всемилостивейшей нашей Государыне, наиревностнейшей Защитнице и истинной Покровительнице Благочестия, в Москве и в Санктпетербурге, потом Королю Польскому Станиславу Августу и Речи Посполитой в Варшаве, – не преставали они и не удерживались, как неистовствующие, вооружейною рукою отнимать.– В заключение, прилагаем здесь каталог Православных Епископов Могилевских. VIII. В сей Могилевской Епархии первым Епископом был Иосиф Бобриковичь, который избран в сей чин, как выше упомянуто, по силе примирительных пунктов, шляхвтством Греко-российского исповедания, в Вильне, в 1632 году. Привилегию Королевскую получил он на Сейме коронационном в, следующем 1633 г. Марта 14. Умре 1635 г., и погребен Митрополитом Киевским Петром Могилою, в Вильне. 2) Сильвестр Косов, поставлен во Епископа 1635 года; а когда привилегию Королевскую получил, неизвестно. Переведен на Митрополию Киевскую 1647 года. 3) Иосиф II Кононовичь-Горбацкий, получил привилегию от Короля Яна Казимира в 1650 году; а где и когда скончался, неизвестно. 4 и 5) Как Могилев в 1654 году пришел во власть Российского Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, и был под державою Его до 1661 года; то в сие время (как можно видеть в списках Архиереев Российских) упоминаются два Епископа, бывшие на Могилевской кафедре. Один Иоаким Диаконовичь, который подписался под соборным определением о низложении Московского Патриарха Никона . Другий, Мефодий, именовавшийся Мстиславским и Оршанским, который также на оном Соборе находился. Сей последний в 1668 году учинил преступление против Государя, в Нежине, и перемещен в Московский Новоспасский монастырь, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

В 1640 г. свт. Петр (Могила) по просьбе господаря Василия Лупу направил в Молдову группу учителей во главе с бывшим ректором Киево-Могилянской коллегии игум. Софронием (Почаским), к-рые создали в Яссах школу по киевскому образцу. Выходцы из Киева оказали решающее влияние на развитие книгопечатания в Молдове и Валахии. В 1642 г. на церковном Соборе в Яссах, одобрившем подготовленное в Киеве под рук. свт. Петра (Могилы) «Православное исповедание веры», присутствовали 3 представителя коллегии: Исаия (Трофимович-Козловский), Игнатий (Оксенович-Старушич) и Иосиф (Кононович-Горбацкий). С 40-х гг. XVII в. также складываются регулярные контакты коллегии с Москвой. Выходцы из Московского гос-ва были и в числе студентов, и в числе преподавателей коллегии. Нек-рые исследователи полагают, что программа церковных реформ митр. Петра могла оказать влияния на развитие образования в Московском царстве. В апр. 1640 г. по поручению митр. Петра иером. Игнатий (Оксенович-Старушич) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с предложением открыть в Москве мон-рь, «чтобы в том монастыре общежительного киевского Братского монастыря старцы живучи… боярских и простого чину детей греческой и словенской грамоте учили» (АЮЗР. Т. 3. С. 47). Однако тогда это предложение не было принято. В мае 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к Киевскому митр. Сильвестру с просьбой отправить в Москву ученых киевских монахов - знатоков греч. языка и латыни для исправления Библии. В ответ на эту просьбу по благословению митр. Сильвестра и при содействии ректора коллегии игум. Иннокентия (Гизеля) в Москву были посланы выпускники коллегии - иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений Сатановский (Корецкий) . 12 июля 1649 г. в Москве они активно включились в проводимую книжную справу. С 1673 г. по поручению царя Алексея Михайловича иером. Епифаний возглавлял работу по созданию нового перевода Библии. Скончавшийся в 1675 г. в Чудовом монастыре старец Епифаний завещал Киево-Печерскому и Братскому монастырям деньги и книги.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Эти епископы выдали особые записи ректору Киевской коллегии Лазарю Барановичу, и, согласно этим записям, епископ Винницкий обязался выплачивать ежегодно 100 злотых, епископ Кононович-Горбацкий 500 злот., епископ Чаплиц-Шпановский тоже 500 злот., а епископ Балабан 200 злот. 52 В том же 1650 году братский монастырь получил милостивую грамоту от царя Алексея Михайловича, по которой разрешалось нескольким старцам монастыря приезжать в три года раз в Москву «за милостыней для монастырского строения». 53 В 1651 году гетман Богдан Хмельницкий отдал во власть и спокойное заведывание братского монастыря село Мостищи со всеми угодьями, а в 1655 г. дозволил братству, по старине, на праздники сытить мед и продавать его, что подтвердил впоследствии и сын его Юрий Хмельницкий в 1660 году, а затем и гетман Самойлович в 1672 г. 54 Наконец, в 1659 году в бытность ректором Киево-братского училища Иоаникия Гилятовского, полковник запорожского войска Дворецкий, а затем царь Алексей Михайлович, укрепили грамотами за братством его имения, отданные ему в собственность гетманом Богданом Хмельницким. Но, не смотря на все эти пожертвования и льготы, опустошительная война не могла не отразиться вредно на материальном благосостоянии братства. Дворовые его места и дома в городе, которые отдавались обычно в наем, пустели, а имения принадлежащие его монастырю были разоряемы поляками и облагались налогами. 55 Возобновление братского монастыря и училища принял на себя ректор Киевского училища Варлаам Ясинский, вступивший в эту должность в 1669 году. Он испросил в 1670 году у польского короля Михаила две грамоты, которыми король охранил права и имения, отданные в собственность братскому монастырю и училищу, и, в частности, разрешил восстановить «Киево-Могилянскую коллегию и в ней школы, с правом воспитывать и учить юношество для дальнейших успехов славы Божией». Кроме того, Ясинский обратился в 1671 году с горячим воззванием к православным, побуждая их к пожертвованиям в пользу церковного братства. Вскоре после того в братство стали поступать новые пожертвования, в том числе от гетмана Самойловича, а затем и от гетмана Мазепы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Значить, все дело заключалось не в тяжелых условиях жизни, а в недостатке людей, которые бы находили в себе достаточный подъем духа, твердость убеждений, заставляющих пренебрегать материальными выгодами, и которые поэтому были бы в состоянии преодолеть всю тяжесть выпавших на их долю испытаний. Такими людьми были, конечно, доблестные Львовские братчики в эпоху XVII века, имея во главе таких выдающихся людей, какими были: Острожский, Древинский, братья Рогатинцы, Красовские и многие другие. Киевское братство, с его знаменитым училищем, за время Петра Могилы было вполне устроено, так что его преемникам по управлению братскими делами оставалось только поддерживать и укреплять это дорогое для сердца Петра Могилы детище. Казацкие войны лишь временно расстроили дела братского училища, откуда многие из учеников высших классов пошли на войну. В это тяжелое переходное время, когда вследствие измены некоторых гетманов, как например Выговского и Юрия Хмельницкого, Киев переходил из рук русских в руки поляков и наоборот, когда замечались колебания среди высшей православной иерархии относительно признания власти, то Москвы, то Польши, Киевское братство сохраняло свое существование и получало иногда помощь и поддержку от лиц сочувствовавших братскому делу. В 1649 году от Иерусалимского патриарха Паисия, проезжавшего чрез Киев и останавливавшегося в братском Богоявленском монастыре, братство получило грамоту, в которой патриарх похвалил усердие учителей Киево-братского училища. 51 В 1650 году в Киевском монастыре, в июле месяце, собралось несколько православных епископов, а именно Перемышльский епископ Антоний Винницкий, Могилевский епископ Иосиф Кононович-Горбацкий, Луцкий епископ Иосиф Чаплиц-Шпановский и Холмский епископ Дионисий Балабан и все четверо, ревнуя о просвещении русского народа и видя скудость средств братства вследствие трудного военного времени, решили ежегодно выплачивать братству денежное пособие на поддержание братского училища, полезного для православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

См. Жудро, Ист. Могилев. Богоявл. брат., 1890 г., стр. 55. О значении этого монастыря для Могилевского общества, см. Вил Арх. Сб., т. II, стр. LXXVI. (Срав. Вил. Арх. Сб., 48). См. о роли монахинь в деле обучения девиц дворянского и городского сословия – Вил. Арх. Сб., II, 55. См. о предоставлении этому девичьему монастырю митрополитом, Петром Могилой права производства и продажи просфор и свеч, – в Истор. юридич. материалах Созонова, вып. X, стр. 495. 46 Обращиком такого избрания игумена в последующие годы может служить акт единогласного избрания в игумены от 3 декабря 1727 г. Сильвестра Царьградского. Акт с эпиграфом: vox populi – vox Dei. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIII, стр. 325. 47 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и между прочим в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этою века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных, сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 48 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 49 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., ем. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 50 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Впрочем, хотя в Могилеве тогда не было епископа, так как последний Могилевский епископ Иосиф Кононович Горбацкий скончался в первой четверти 1653 г., но патриарх Никон не спешил посылать туда от себя нового епископа, а до времени заведовал сам делами Могилевской епархии, как и других соседних, перешедших тогда под власть Московского государства. В декабре 1655 г. он посылал наместника своей Иверской Свято-Озерской обители Филофея с братом Серапионом в Вязьму, Дорогобуж, Смоленск, Оршу, Копыс, Шклов, Могилев и Мстиславль «для ради всякого церковного исправления монастырей», находившихся в этих местах. В конце 1656 г. городские власти и все жители Могилева обратились к Никону с жалобою на старцев своего братского Богоявленского монастыря, что они живут не по-монастырскому, бесчинствуют и продают вино. И Никон, называя себя патриархом всея Великия и Малыя и Белыя России, послал свою грамоту (от 6 декабря) находившемуся в Могилеве воеводе Бутурлину, чтобы он не велел тем старцам бесчинствовать и по кабакам вина держать, а о непокорных бесчинниках писал к нему, великому государю . Печальное зрелище представлял собою Смоленск для православных москвичей, когда после сорокалетнего пребывания под властию Польши снова перешел в их руки. В этом издревле православном городе не оставалось теперь ни одной православной церкви и монастыря; все были обращены в униатские и латинские, и здесь имел свою кафедру униатский архиерей . Но в тот же день, как Смоленск сдался, государь приказал всем литовским людям, которые не хотят оставаться под его рукою, удалиться из города куда угодно в Литву, и тогда удалились многие униаты и латиняне с своим духовенством, а некоторые бежали из города еще прежде. На другой день (24 сентября) после сдачи Смоленска Алексей Михайлович велел поставить для себя тафтяную церковь во имя Воскресения Христова пред своим государевым станом против Молоховских ворот города, которая на следующий день и освящена Казанским митрополитом Корнилием. Вслед за тем быстро начали восстановляться в Смоленске православные храмы и монастыри, и православие сделалось господствующею верою, как было издревле.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010