«Ирод же...». Прежде чем перейти к повествованию о выступлении Иисуса Христа на общественное служение, евангелист Лука считает нужным заключить свою речь о судьбе Иоанна Крестителя. То, что он здесь говорит, у Матфея и Марка сказано в другой последовательности (см. Мф.14:1 и сл.; Мк.6:17 и сл.). Лк.3:21 .  Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, Лк.3:22 .  и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! «Когда же крестился весь народ». Это более определенное, чем у Матфея ( Мф.3:13 ) и Марка ( Мк.1:9 ), замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63). «Молился». Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием (ср. Мф.26:36 ; Лк.9:28 ). «Отверзлось небо». У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения ( Мф.3:16 ; Мк.1:10 ), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «отверзение» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события. «Дух Святый...» (см. комментарии к Мф.3:16 ). «В телесном виде», т.е. Он явился в обыкновенном виде голубя. «Ты». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. Мк.1:11 . «В Тебе...». Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – «в Котором»). Лк.3:23 .  Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Лк.3:24 .  Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ср.: Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885:46-47. Кирилл Александрийский, свт. Комментарии на Матфея (в катенах) Фрагмент 137. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309. Дидим Слепец. Фрагменты на Псалмы. Фрагмент 848. Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице PG 75, 16 Μεζων ον ρα παντς γεννητο γυναικς τ το Πνεματος ναγεννσει τετιμημνος. Кирилл Александрийский, свт. Сокровищница о единосущной Троице. PG 75, 16. Максим Исповедник , прп . Вопросы и затруднения 36. Дидим Слепец. О Троице (кн. 3) [Sp.] . PG 39, 885. Ср.: Иоанн Златоуст, свт. На Иоанна Богослова [Sp.] . PG 59, 611-612 σπερ οτος μακριος πστολος μικρτερος ωννης, κα μεζων το μεγλου γου ωννου; Пс.-Кесарий. Вопросоответы 197. Макариевский корпус . Духовные гомилии 50 (собрание H) . 28. Иоанн Златоуст , свт . На святого апостола Павла (отрывок) P. 428. Фотий Великий, свт., патриарх Константинопольский. Амфилохии 309. Ориген. Схолии на Матфея. PG 17, 293. Епифаний Кипрский, свт . Панарион (Vol. 1. P. 284. TLG 2021/2). Иоанн Златоуст , свт . Гомилии на Матфея. PG 57, 421. Анастасий Синаит вопрос Спасителю, заданный Иоанном Крестителем из темницы через посредство двух вопрошающих: «Ты ли грядый?», понимает в смысле предведения схождения Христа во ад, где сам Иоанн оказался еще раньше - после усечения главы по приказу Ирода (Анастасий Синаит, свт. Слово 3 об устроении человека по образу Божию (против монофелитов) 5:40-45). Доклад написан на основе просмотра ок. 30 мест с экзегезой Мф. 11, 11 ( δ μικρτερος ν τ βασιλε τν ορανν μεζων ατο στιν). http://www.bogoslov.ru/text/2478385.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Лк.16:14 .  Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Лк.16:15 .  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались ( ξεμυκτριζον) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками...» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным». Лк.16:16 .  Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16:17 .  Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Лк.16:18 .  Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Эти три стиха содержат изречения, которые уже объяснены в комментариях к Евангелию от Матфея (см. Мф.11:12–14, 5:18, 32 ). Здесь они имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению 18-го стиха. Евангелист Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия (ср. Рим.7:1–3 ). Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает чрез это пред Богом такой же грех прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом. Тот грешит с точки зрения непреложности закона (стих 17), а этот – как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни (стих 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имя отца Матфея ржевитяне помнят и по сей день. На месте, где он похоронен, в самом центре Ржева, на высоком берегу Волги, установлен поклонный крест. — В XIX веке в Ржеве и его окрестностях очень многочисленными и влиятельными были сторонники старообрядчества. Именно с ними вел большую миссионерскую работу о. Матфей Константиновский. Как сегодня складываются ваши отношения со старообрядческой общиной? — Церковному расколу в России уже три с половиной столетия, 70 лет в нашей стране происходили гонения на Православие, что тоже нанесло существенный вред. Но если постараться, можно понять и принять друг друга. Пока контакты со старообрядческой общиной существуют преимущественно на уровне отдельных прихожан. Но, убежден, между нами возможен диалог относительно социальных проблем, не затрагивающий канонических и богословских вопросов. Наша особенность в том, что долгие послевоенные годы в Ржеве был открыт только один храм — тот самый старообрядческий, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, о котором я уже упоминал. В 2010 году старообрядцы отметили его 100-летие. Православные храмы в Ржеве начали открываться лишь с 1988 года, к настоящему времени их четыре. Всего в епархии около 40 храмов, примерно 30 — приходских. Есть один женский монастырь — в городе Торопец. Сейчас мы готовимся к 800-летнему юбилею Ржева. И, надеюсь, епархия в сотрудничестве с властями города сможет решить многие важные вопросы, связанные с развитием и благоустройством православных храмов, которые вновь становятся украшением древнего волжского города и средоточием духовных чаяний его жителей. Рейтинг: 8.9 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 16 мая 2013, 20:59 Хорошее интервью, спасибо вам большое. И фото с Благовещения такое светлое. natalja 12 мая 2013, 12:49 Pronzinteljnuju pesnju o pogibshih za Rzev voinah slozil nash poet-pesennik Mihail Nozkin.Eta pesnja rasskazivaet o visokoj tragedii nashej pobedi pod Rzevom,o nevospolnimih zertvah,o massovom geroizme voinov-krasnoarmejcev. Zal plakal,slushaja ee,plakal i sam ispolnitelj.eta pesnja ravnocenna voennim pesnjam takim kak " Eh ,dorogi-pilj da tuman " , " Solovji " ,Vragi sozgli rodnuju hatu " , " Zuravli " ,Pesnjam V. Visockogo,posvjashennim vojne.Slava pogibshim ,vecnaja pamjatj im. Nashim veteranam nizkij nizkij poklon i nasha vecnaja blagodarnostj za geroizm,za prolituju za vseh nas zivushih na zemle. Slava gerojam!!1 Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61387.html

Marshall I. H. Luke: Historian and Theologian (Paternoster/Zondervan, 1988). Содержание Структурно Евангелие от Луки напоминает Евангелия от Марка и от Матфея. В Евангелии от Марка жизнеописание Иисуса Христа подразделяется на два периода: галилейский и иудейский. Лука поместил историю о рождении Иисуса в самое начало (как и Матфей), а последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим он дополнил некоторыми подробностями. 1:1–4 Вступление 1:5 – 2:52 Рождение и детство Иисуса Христа 1:5–25 Возвещение о рождении Иоанна Крестителя 1:26–38 Благовестие о рождении Иисуса Христа 1:39–56 Встреча Марии и Елисаветы 1:57–80 Рождение Иоанна 2:1–20 Рождение Иисуса 2:21–40 Принесение Иисуса в храм 2:41–52 Отрок Иисус посещает Иерусалимский храм на Пасху 3:1 – 4:13 Иоанн Креститель и Иисус Христос 3:1–20 Проповедь Иоанна Крестителя 3:21–22 Крещение Иисуса 3:23–38 Родословие Иисуса 4:1–13 Искушение в пустыне 4:14 – 9:50 Служение Иисуса в Галилее 4:14 – 5:11 Благие вести о Царстве 5:12 – 6:11 Начало противостояния Иисуса и фарисеев 6:12–49 Наставление Иисуса ученикам 7:1–50 Сострадание Мессии 8:1–21 Иисус говорит притчами 8:22–56 Иисус совершает чудеса 9:1–50 Иисус Христос и двенадцать апостолов 9:51 – 19:10 Путешествие в Иерусалим 9:51 – 10:24 Обязанности и преимущества учеников Иисуса 10:25 – 11:13 Отличительные черты последователей учения 11:14–54 Противостояние фарисеям 12:1 – 13:9 Готовность к предстоящему кризису 13:10–35 Спасительное действие Божьего правления 14:1–24 Иисус на обеде у фарисейского начальника 14:25–35 Цена следования за Иисусом 15:1–32 Благовестие для отверженных 16:1–31 Предупреждение о богатстве 17:1–19 Наставление ученикам 17:20–18:8 Пришествие Сына Человеческого 18:9 – 19:10 Кому возможно спастись? 19:11 – 21:38 Иисус проповедует в Иерусалиме 19:11–27 Притча о десяти минах 19:28–40 Въезд Иисуса Христа в Иерусалим 19:41–48 Судьба Иерусалима 20:1 – 21:4 Проповедь в Иерусалимском храме 21:5–38 О разрушении храма и кончине века 22:1 – 24:53 Смерть и воскресение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 19.7). Рейтинг: 9.9 Голосов: 1786 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 20 июня 2019, 08:23 Спасибо за поучительную статью!!! Помогай нам Господь!!! Ксения 9 июня 2019, 13:11 Дорогой Отец Иов! Это письмо-благодарность за Вашу книгу «Тихие воды последней пристани». Она, как и другие события жизни укрепляют веру в Промысел Божий. Книгу привез мне брат, с дарственной надписью мне. Верующий человек из меня никакой, но Господь Своим Промыслом (« случайными совпадениями») никогда не оставлял меня. В свое время от духовного падения меня спасла беседа с прт. Николаем(Устинов). Служил он, как и Вы, в храме св. Николая в Хамовниках. А потом был направлен в Литву, в храм Архангела Михаила ( где есть удивительная икона Божией Матери «Споручница грешных). У Вас на стр. 355 со слов:»Важнейшее правило...», то что он сказал простыми словами и за что я держусь! Спаси Бог!. Ирина Доброва 7 июня 2019, 02:13 ВАЖНАЯ СТАТЬЯ Сергей Н. 16 апреля 2019, 09:16 Спасибо за ответы. Да, пожалуй что к личным, ибо любить живодёров не под силу человеку. Юрий 15 апреля 2019, 12:36 Сергею Н. Данная заповедь говорит об отношении христиан к личным врагам. Так ее понимал святитель Филарет Московский: " Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша " (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице). Галина И. 13 апреля 2019, 19:40 Сергей Н.12 апреля 2019, 15:39. Я думаю, что эту заповедь Христову может выполнить только тот, кто без всякого сомнения доверяет Богу и Его слову, а не своему или исторически традиционному опыту, военной стратегии и тактике.Всемирная история духовно нищая,с культом кровавых побед и отмщения. Но у нас есть примеры победы Бога и Пресвятой Богородицы - апофеоз православной веры.Это бескровная победа Дмитрия Донского над Тамерланом, которая спасла не только Москву, но и всю Европу. Это такая же победа князя Иоанна III над тат.ханом, когда произошло чудо,и войско хана бросилось бежать.И др.Благословлять, любить и молиться- это высшая добродетель для сильных духом и верой. " Мне отмщние,Я воздам " .

http://pravoslavie.ru/120445.html

Пусть благодарение откроет нам познание нашей немощи, возводящей при этом в степень об о жения. Потому что этой благодарностью мы начинаем освящаться, находя в себе силы к покаянию. Древний змий растоптан Богомладенцем. Нам теперь остается только переступить через него, чтобы выйти на путь к Царству, на которое мы уже и так помазаны. Вперед! Дерзайте! «Славим Его!» Рейтинг: 4.5 Голосов: 219 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иоанна 9 января 2015, 13:22 Дорогая Ирина! Помню ответ священника на вопрос одной 80-летней женщины: Не поздно ли мне креститься и начать церковную жизнь? - НЕ ПОЗДНО! Подумайте о тех многих, которые уже ушли в мир иной, так и не примирившись с Богом и даже не узнав Его, по своему нежеланию или волей обстоятельств. Идите в храм, и вы увидите, что вы такая не одна, что большинство людей, которых вы там встретите, начинали с такого же горького осознания. Только не унывайте! Да поможет вам Господь! Александр 8 января 2015, 07:09 Ирина, не отчаивайтесь. Разбойник благоразумный на кресте покаялся и был прощён Господом. Поговорите со священником, отбросьте ложный стыд, обязательно исповедуйтесь и причаститесь. По своему опыту знаю, какая лёгкость возникает после исповеди, словно с души каменная глыба спадает. Крепости Вам душевной и телесной, здоровия на долгия лета и Божией помощи. С Рождеством Христовым! прохожий 7 января 2015, 19:51 Ирина, думаю вас укрепит чтение притчи у о призвании работников из Евангелия от Матфея. (Глава 20:1-16). В ней на ваше: " Почему так поздно пришло осознание.... " есть ответ самого Бога, " Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. " Вам как призванной " поздно " (по вашей оценке), что соответствует призванию в одиннадцатом часу вечера (по притче), не стоит печалится, так как Бог по благости подает спасение всем трудящимся на пути к Нему. Важно ни когда человек пришел к Богу, а его решимость трудился до конца. Одни рождаются в семьях священников и у них одни условия и один спрос, другие в семьях неверующих и с них спрос иной.

http://pravoslavie.ru/76336.html

Согласна, с некоторыми комментариями, что проблема в приходской жизни, вернее, в ее отсутствии. Священники не знают своей паствы - особенно в крупных городах. Венчают часто людей, которые вообще не ходят в храм, от этого все эти так называемые " развенчания " (слово то дикое какое) Татьяна 3 декабря 2013, 16:16 Мы с мужем повенчались прожив 20 лет в браке и имея двух детей. К вере пришли и поняли, что венчание необходимо. Мы всегда жили хорошо, но после него все как то по новому освятилось, новые горизонты открылись. Ребеночка вот усыновили, очень счастливы Нина 1 декабря 2013, 19:13 НОВЫЙ ЗАВЕТ. От Матфея святое благовествование: " 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ ВИНЫ ЛЮБОДЕЯНИЯ, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. " Люди, вы же это читали и наизусть знаете. А что касается гражданской регистрации брака, она должна быть. Во-первых, для того, у кого плохая память, и вдруг забыл,что уже женат/замужем. Во-вторых, получается, что перед государством о своих отношениях мы сказать стесняемся, а перед Богом - нет. Это же сразу отношения выстраиваются с какого-то лукавства. Православному человеку не нужно так поступать. Н.Н. 24 ноября 2013, 18:29 Евгения Царюк: Никогда земное небыло важнее небесного... С мужчиной который пережил со мной горе и радость уже второй десяток лет живём. Считали необходимым венчаться,но нужно было расписаться,а имея за спиной по двое взрослых детей создавать им проблемы с наследством просто нехотим. Да и перед пенсией меняти фамилию тоже не разумно.Поэтому простит Господь нам этот грех,но мы осознанно отдали себя его воле. На всё воля Господа,верю,что он нашел бы способ нас разлучить,еслибы не благословил нас. Дорогая Евгения, Ваши проблемы знакомы очень многим, как венчаным, так и нет. Я Вас не осуждаю... Только сдаётся, что Вы УГОВАРИВАЕТЕ себя... и свою совесть. Фамилию менять совершенно не обязательно, наследственные дела юридически решаются элементарно - Вы это и без меня знаете. Мне показалось, что - обожглись на молоке - теперь дуете на воду... В миру это называется на случай, если вдруг ОПЯТЬ что-то произойдёт..., а вы оба никак не связаны... да и по большому счёту не супруги. Простите меня, я не собираюсь морализировать... просто всё это хорошо просматривается... Вы правы - на всё ВОЛЯ БОЖИЯ! Но ведь ещё не вечер... А как на это смотрит священник, которому Вы исповедуетесь? Ещё раз простите.

http://pravoslavie.ru/65834.html

Относительно второй части вопроса, касающейся понимания евангельского текста, я должен сказать, что Вы, конечно, не сразу будете все понимать, потому что Евангелие — это книга, которая каждому человеку на каждом этапе его развития раскрывается заново. И если сегодня вы прочтете какой-либо отрывок евангельского текста, а на завтра будете читать его опять, он вам откроется совершенно по-другому; а через год этот же отрывок откроется по-новому. Вот почему православные христиане читают Евангелие ежедневно. Кроме того, чтобы понимать Евангелие, важно читать толкование на евангельские тексты — это и толкования древних Святых Отцов, прежде всего, святителя Иоанна Златоуста, который сделал полный комментарий на Евангелие от Матфея и на Евангелие от Иоанна. Также это и книги современных авторов, которые повествуют о том, как появились Евангелия, и раскрывают их содержание. Потому что очень часто для того, чтобы понять смысл того или иного евангельского отрывка, нужно знать и исторический контекст, в котором появилось повествование, и различные сведения, связанные с жизнью Палестины того времени, когда там жил Иисус Христос. И самое главное — знать, как Церковь трактует этот евангельский текст, потому что очень часто ереси и лжеучения возникали именно из-за того, что текст Священного Писания неправильно толковался. Если вам в Евангелии что-то непонятно, обращайтесь к Церкви, обращайтесь к книгам Святых Отцов или спросите священника, и он разъяснит вам, в чем смысл того или иного текста. На этом я хотел бы завершить нашу передачу и напомнить всем слова апостола Иакова из его послания, которое входит в состав Нового Завета: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1). Я желаю вам всего доброго, и да хранит вас всех Господь. Рейтинг: 9.6 Голосов: 115 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Валентина 16 июля 2017, 11:45 Огромное спасибо за всё!Храни Вас Бог! Галина И. 15 июля 2017, 08:02 Низкий поклон Вам, Владыка,- почивающему в Вас Духу Святому,- за все Ваши труды во славу Божию, за Ваше стояние во Христе Иисусе на камне веры! И да будет благословенно имя славы Бога на Вас!

http://pravoslavie.ru/105128.html

К XVI в. значение исследуемого жеста перестает осознаваться в искусстве, что можно видеть на картинах французских художников на античные сюжеты, например, на полотне Филиппа де Шампаня «Добрый пастырь» (XVII в.) и др. В знаменитых росписях потолка Сикстинской капеллы Микеланджело появляется новый жест, символизирующий отношения Бога и человека. Жест «χειρ π καρπω», «захват запястья», изначально связан с миром иным: так приводят души на суд в памятниках искусства Месопотамии и Древнего Египта. Он также означает переход из одного состояния в другое: от смерти — к жизни, от болезни - к здоровью; он присутствует на сценах спасения (маргинальные ситуации, связанные с переходом из опасного пространства). В отличие от образа «Сошествие во ад», где еще не происходит спасения человечества, он является центральным и смыслообразующим на иконе Воскресения (рис. 16, мозаика собора св. Марка в Венеции).  Loeschke, Walter. Der Griff ans Handgelenk.//Festschrift fur Peter Metz. Berlin, 1964. S. 46 -73. Sahlas, Demetrios J. M.D., M.Sc. Functional Neuroanatomy in the Pre-Hippocratic Era: Observations from the Iliad of Homer//Neurosurgery. The Official Journal of the Congress of Neurological Surgeons. Б/м. 2001, June. Volume 48. Issue 6. Pp. 1352-1357. Благодарю ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа доктора ист.н., В.К. Афанасьеву за консультацию. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник и нерадит об овцах» (Ин. 10: 11-13). Также упоминается в притче о заблудшей овце у Луки (Лк.15:3-7) и у Матфея (Мф.18:12-14). Grabar, A. Christian Iconography. A Study of its Origins. Princeton, 1961. P. 126. Loeschke W. Ibidem. S. 71. Anmerkung 10. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1899. Ст. 1341. Die Kunst der römischen Katakomben. Stützer Herbert A. Köln, 1983, S. 33 Αρχιμ. π. Σιλουανο Πεπονκη. ΤΑ ΧΟΡΙΚΑ ΣΤΗΝ ΖΩΓΡΑΦΙΚΗ ΤΩΝ ΕΙΚΟΝΩΝ.//Εκκλησιαστικ Παρεμβαση. 2004, Οκτβριος. Несмотря на описание, данное архим. Силуаном (Пэпонаки), символика танца в контексте изображения остается неясной; эта фреска еще требует изучения и комментария.

http://bogoslov.ru/article/656054

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010