Вместе с тем букве Писания может противопоставляться и то, что обычно называют моральным смыслом, хотя в СМ 10–11 Ориген не фиксирует это противопоставление на терминологическом уровне. Всё же оно вполне очевидно, например, в СМ 11, 5–6, где евангельский эпизод из Мф.14:22–32 , в котором ученики попадают в бурю, а Иисус приходит к ним по воде, представлен как аллегорическое изображение испытаний и искушений, подстерегающих верующего в его земном существовании. Можно также заметить, что одним из объектов оригеновской экзегезы порой становится сама теория этой экзегезы, хотя бы потому, что скрытый смысл Писания, на взгляд дидаскала, зачастую заключается как раз в указании на тот факт, что у Писания есть скрытый смысл. Например, в СМ 10:14, 47–62 более глубокий, в отличие от более простого, смысл Мф.13:52 , где говорится о «книжнике», который научается «Царству Небесному», усматривается Оригеном как раз в намёке на переход от буквального понимания Библии к скрытому в ней духовному учению. Тотальность присутствия иносказательного смысла в тексте Библии предполагается и оригеновским представлением о «точности Писания» (κρβεια τς γραφς) 7 . По его мнению, все мельчайшие детали библейского текста, например, та, а не иная грамматическая форма слова, наличие или отсутствие артикля и т. п., присутствуют в нём не просто так и не случайно (ср. 11:18, 45 – μ ποκληρωτικς; 10:14, 13:11, 8:8, 11:17, 60 – ναγκαως), а потому что имеют некий важный концептуальный смысл. Одним из типичных проявлений этой методологической установки является подчёркивание неслучайности использования в анализируемом тексте того или иного выражения в сравнении с реальной альтернативой, заимствованной из какого-нибудь другого текста (например, параллельного места у другого евангелиста) (ср. 11:5, 49–59, 11:7, 3–5). В других случаях Ориген подчёркивает неслучайность библейского выражения в сопоставлении с тем, что «не сказано» в тексте, т. е. с чисто гипотетической альтернативой (ср. 10:16, 34–40, 10:19, 6–11.25–34, 11:5, 77–82, 11:6, 67–69).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

Вот почему монастыри всегда были оплотами Православия. Это не обскурантистские общины, которые ничего не признают, ничего не принимают во внимание, живут исключительно собственными внутренними установками, — совсем не так! Настоящий монах — это тот, кто сохраняет критический взгляд на окружающий мир. Критический — не значит отрицательный, как вы знаете. Вполне возможно иметь и положительный взгляд на многое из того, что происходит. Но критический взгляд предполагает способность оценивать происходящее в мире, исходя из того, что нам вручено Самим Господом, то есть нашего церковного Предания, идущего от святых апостолов. Церковь должна учитывать все, что происходит, принимать во внимание перемены в окружающем мире, для того чтобы выстроить правильную пастырскую и миссионерскую работу. Мы не можем уклоняться от того, чтобы владеть современными знаниями, но мы должны сохранять внутреннюю свободу, чтобы стихии мира сего не разрушили наш внутренний мир. Собственно говоря, на этом и основывается непреходящее значение монашества в Православной Церкви. Иноки должны прежде всего хранить веру православную. Хранить так, чтобы быть способными отвечать на вызовы современного мира, и отвечать убедительно, не только словами, но и опытом всей своей жизни. Ведь монастырь — это не академия наук и не университет, сюда приходят не за какими-то особыми знаниями. Сюда приходят со своими скорбями и радостями, чтобы приобщиться к богатому духовному опыту иноков. Поэтому самое главное в жизни монаха — его внутренний, духовный мир. Нужно хранить свое монашеское призвание, никогда не размениваться на мелочах, не увлекаться тем, что порой захватывает душу, но по сути является грехом. Нужно хранить обеты, хранить монашеское братство, хранить крепкую и чистую молитву, и тогда вокруг иноков будут спасаться тысячи людей. Рейтинг: 9.7 Голосов: 186 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Юлия 24 июля 2017, 08:31 Вопрос. Евангелие говорит о значении различения знамений времен (от Матфея, 16:3). Зависит ли эта способность от образа удаления от мира и обращения к Богу, о которых говорит Антоний Великий в истолковании значения лиц Серафима (письма к монахам, 19)? Уподобиться орлу и стать духовным Серафимом можно только «исполнив все обязанности монашеского общежития» в пустыне – правильно ли понимаем мысль св. Антония?

http://pravoslavie.ru/105285.html

Это вовсе не удивительно, так как три другие Евангелия обладают перед ним важными преимуществами. В нем содержится очень мало того, что не содержалось бы также и у Матфея, причем у Матфея обнаруживается много дополнительного материала огромного значения. Как для литургических нужд, так и для нужд катехизации расположение материала и стиль этого Евангелия менее удобны по сравнению с Евангелиями от Матфея и от Луки. Евангелия от Матфея и Иоанна носили имена апостолов из числа 12-ти, а Марк не входил в их число. То обстоятельство, что это Евангелие было написано первым, было скоро забыто. Священномученик Ириней датирует его написание временем после Матфея (Против ересей. III), а блаженный Августин говорит о том, что Марк следовал за Матфеем (О согласии евангелистов I). До XIX в., в течение которого утвердилась гипотеза о первенстве Марка, никто не подвергал этот взгляд сомнению. Неудивительно поэтому, что Евангелие от Марка читалось и комментировалось меньше остальных. Однако открытие первенства Марка изменило ситуацию. С конца прошлого века широко признана его важность как наиболее раннего Евангелия, источника, изучение которого имеет фундаментальное значение для изучения других Евангелий 3 . Многовековой недостаток внимания к Евангелию от Марка сменился огромным множеством исследований, посвященных ему в XX в. Повествовательный материал Евангелия от Марка в основном вклю­чает следующие виды: 1) Повествования, в которых богатство деталей и живость изображения предполагают непосредственное происхождение от воспоминаний очевидца. Многие из них описывают случаи, в которых важную роль играл Петр, или те, которые могли представлять особый интерес для Апостола, или такие, свидетелями которых были всего несколько человек, включая Петра, например, 1:16–20,29–31,35–38; 5:21–24,35–43; 9:2–8; 14:27–31,54,66–72; 14:32–42, причем в 9:14–27 рассказ ведется с точки зрения тех людей, кто возвратился с Иисусом, в числе которых был и Петр. Можно заключить, что здесь Марк непосредственно опирался на воспоминания Петра .

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Рейтинг: 9.5 Голосов: 1042 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 29 ноября 2015, 08:25 «Бати больше нет».Как это " нет " - Есть.Есть в памяти,сердце, ну а если сподобитесь... Царствие Небесное о. Матфею. Слава Богу за всё. Александр 29 ноября 2015, 01:24 Слава Богу за все. Когда я посмотрел фотографию архимандрита Матфея Мормыля, прям обрадовался, как он похож на отца Стефана с Почаевской Лавры. Мне кажется Святость у них написана на лице. Мудрость , рассуждение и т.д. у них спрятано за улыбкой, и все поучение идет от любви. Спаси Боже нас всех ихними молитвами. olga 28 ноября 2015, 16:40 Однажды в наш город, где мы тогда проживали, приехал Патриарх Алексий второй.Вот, где была радость.И началась служба и запел хор.Это было настоящее чудо.И настоящая православная молитва, без слов.Душа воспарила и пребывала в духе.Всё позабыв.Без преувелечения я ощущала себя огромным, огромным ухом которое насыщалось Божественным звуком, как нектаром; и в этом нечаянно распахнувшемся счастии, было столько смысла и света, что всё мне доводилось слышать прежде, показалось грубой подделкой под церковное пение.Сколько буду жить, буду помнить этот восторг слегка приоткрывшейся завесы, подлинной Христианской жизни и службы.И её звучания.Да.Хороший был монах.Крепкий. Упокой, Господи, души рабов Твоих!Патриарха Алексия.Архимандрита Матфея. Спасибо за прилив чувств, от внезапно нахлынувших воспоминаний. Любовь с Украины 28 ноября 2015, 14:24 Светлая память, милость Божия и Царствие небесное архимандриту Матфею. Спаси Господи за воспоминания о. Матфею. протоиерей Олег 28 ноября 2015, 12:12 Замечательный был человек и горячий служитель Бога! Мне он запомнился шутками на экзаменах в семинарии, всегда находил характеристику каждому по внешнему виду или фамилии, и умел этим расположить к себе. А, еще запомнилось, как он строго вел хор во время службы. Даже малейшие ошибки отражались в его бурчании на виновного, да с доброй шуткой в довесок. Упокой, Господи, отца Матфея в Царствии Своем!

http://pravoslavie.ru/88191.html

В Ватиканском и Синайском кодексах текст Евангелия от Марка заканчивается ст. 16. 8 (при этом в Ватиканском кодексе оставлено свободное место, но его недостаточно для длинного окончания). В ранних сир., копт. и арм. рукописях стихи 9-20 также отсутствуют (их нет и в арм. и груз. версиях Иерусалимского Лекционария). Евсевий Кесарийский, обсуждая противоречия между Евангелиями от Матфея и от Марка относительно времени Воскресения Иисуса Христа, сообщает, что в большинстве надежных рукописей (по крайней мере имеющихся в Кесарийской б-ке) Мк 16 заканчивается на ст. 8, а длинное окончание почти нигде не встречается и, возможно, является подложным ( Euseb. Ad Marinum. 1//PG. 22. Col. 937-940; совр. изд.: SC. 523. P. 194-197; см. также: Kelhoffer. 2001). Вероятно, по этой причине Евсевий не включил Мк 16. 9-20 в свою нумерацию канонов 233 соответствует Мк 16. 8 и находится в группе II, как имеющий параллели в Евангелиях от Матфея и от Луки). Т. зр. Евсевия воспринял и блж. Иероним ( Hieron. Ep. 120. 3 (406/407 г.)), хотя перевел для Вульгаты длинное окончание как достоверное. Составитель катены на Евангелие от Марка, приписываемой Виктору Антиохийскому, также цитирует Евсевия, но говорит, что нашел во множестве надежных списков длинное окончание, а потому приводит его целиком (впосл. этот комментарий тиражировался во многих греч., сир., копт. и араб. рукописях, см. изд.: Eusebius of Caesarea. Gospel Problems and Solutions/Ed. R. Pearse. Ipswich, 2010). Сомнения в подлинности длинного окончания были известны Феофилакту Болгарскому ( Theoph. Bulg. In Marc.//PG. 123. Col. 677) и Евфимию Зигабену ( Euth. Zigab. In quat. Evang.//PG. 129. Col. 845), к-рые тем не менее отстаивали его каноничность. Известно также краткое окончание Евангелия от Марка: «Но все, что было велено, они кратко пересказали бывшим с Петром. После этого и Сам Иисус от востока и до самого запада послал через них священную и бессмертную весть о вечном спасении. Аминь». Отдельно оно встречается только в одной старолат. рукописи itk IV-V вв., возможно скопированной с более раннего папируса егип. происхождения (при этом краткое окончание не просто следует за Мк 16. 8, но заменяет часть ст. 8). Во мн. рукописях (в греческих, коптских и эфиопских) оно встречается в комбинации с традиц. длинным окончанием, причем всегда идет раньше него (напротив того или другого может встречаться помета, что оно присутствует только в нек-рых списках).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Авторитетные иудейские комментаторы Танаха (Ветхого Завета), Мецудат Цион и Мецудат Давид, истолковали рассматриваемый текст не как акт «трудоустройства язычников», а именно как акт казни. Так что, возможно, во дни антихриста Библия как книга и будет существовать, но уже не как Слово Божие, которое мы еще имеем сейчас у себя! Это будет и «новый перевод», и «новый комментарий», который будет устраивать и антихриста, и слуг его. А мы знаем, что в Писании сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» ( Откр.22:18–19 ). А о том, что иудеи с древних времен уже искажали Слово Божие, тоже сказано в Писании (кстати, в Ветхом Завете): «Как вы говорите: ″мы мудры, и закон Господень у нас″? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?» ( Иер.8:8–9 ). Не случайно Древняя Церковь всегда отдавала предпочтение Септуагинте (греческому переводу Ветхого Завета, выполненному до нашей эры). Кстати, во всех случаях, где Септуагинта расходится с масоретским текстом, она не расходится с кумранскими текстами! Так что, братия и сестры, дорожите церковным переводом Библии, имеющим благословение Священноначалия! И ни синагоге, не протестантам с их «обществами» решать, что в Писании истинно, а что нет. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Искажают Писание и сектанты. И если в вашу дверь постучат вдруг «свидетели Иеговы» и предложат бесплатно изучать Писание, скажите им, что у нас и у них – разное Писание. Несколько лет назад иеговисты сделали свой перевод Нового Завета на русский язык, так называемый «перевод нового мира»: это и означает потерю этой «организацией» неповрежденной Библии! До этого они пользовались церковным Синодальным переводом, хотя и в урезанном виде...

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мк.1:6 .  Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Об одеянии Иоанна евангелист Марк говорит согласно с Матфеем ( Мф.3:4 ), но описывает это одеяние уже после того, как упомянул о толпах народа, приходивших к Иоанну креститься. Не был ли Марк сам в числе тех, которые совершали путешествие в пустыню к Иоанну? По крайней мере, едва ли можно допустить, чтобы он, будучи молодым человеком и, несомненно, интересуясь религиозными вопросами, мог спокойно сидеть дома в Иерусалиме в то время, когда поблизости, в пустыне Иудейской, совершаемо было Иоанном символическое действие великой важности – крещение. Мк.1:7 .  И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; Мк.1:8 .  я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Теперь евангелист точнее, полнее сообщает содержание проповеди Крестителя. Это проповедь о Мессии (см. Мф.3:11 ). Иоанн считает себя недостойным исправить у Мессии даже дело раба: нагнуться и развязать ремень обуви. Здесь евангелист Марк ближе к Луке ( Лк.3:16 ), чем к Матфею. Мк.1:9 .  И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. (Ср. Мф.3:13 ). Евангелист Марк точно обозначает, что Христос пришел из НазаретаНазарете см. комментарии к Мф.2:23 ). Мк.1:10 .  И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. См. Мф.3:16 . Мк.1:11 .  И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. См. Мф.3:17 . У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече 6 . Мк.1:12 .  Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. (Ср. Мф.4:1 ). Евангелист Марк говорит, что Дух Святой с силой увлекает ( κβλλει) Христа в пустыню. Христос чувствует как бы неудержимое влечение пойти в пустыню и там вступить в борьбу с сатаной. Мк.1:13 .  И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Не клевещите», точнее: «не доносите» ( συκοφαντσητε – слово, первоначально обозначавшее у греков донос на нарушавших запрещение правительства о вывозе смокв). Лк.3:15 .  Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Лк.3:16 .  Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лк.3:17 .  Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. «Властное, запечатленное вышечеловеческим достоинством слово Предтечи, его новое, отвечающее на самые святые запросы души учение, в соединении с его внешним необычайным видом и самой безыскусственной проповедью, производили до такой степени сильное впечатление на народ, что многие недоумевали и размышляли в своем сердце, не это ли есть Мессия, обещанный Израилю? Это настроение умов легко могло: привести к вредным для Иоанна и цели его последствиям. Строго верный своему призванию, не желая не принадлежащей себе славы, Иоанн предупреждает возможность такого крайнего увлечения и разъясняет недоумевающим людям в кратких, но сильных выражениях истинный смысл своего служения и свое отношение к Мессии» (Богословский, с. 50). «Не Христос ли он?» Точнее: «не сам ли он ( μποτε ατς) Христос?» Иоанн говорил о другом Христе, но, может быть, мы – думал народ – не так что-нибудь поняли? Может быть, он имел в виду себя самого? Прочее см. комментарии к Мф.3:11–12 . Лк.3:18 .  Многое и другое благовествовал он народу, поучая его. Лк.3:19 .  Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, Лк.3:20 .  прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. «Многое и другое благовествовал...». Евангелист Лука здесь замечает, что он, как и другие евангелисты, конечно, приводит проповедь Иоанна только в сокращении. Под «благовествованием» нужно понимать проповедь о грядущем Мессии, Которого Иоанн описывал в очень живых чертах. Проповедь эта, как видно из Евангелия Матфея ( Мф.11:12 ), принесла добрые плоды: пробудила в народе стремление к Царству Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

инокиня Наталья -- Антонию 17 февраля 2021, 08:57 Тоже скажу в заключение и тоже обязуюсь более не участвовать в дискуссии) Но раз уж прозвучала ссылка на Патриарха, то важно всё ж расставить акценты. Одно дело подвергать сомнению то, что и прежние власти в чем-то потрудились и чего-то добились, а другое дело - взахлеб некритически воспевать их успехи. Конечно, тов.Сталин не прокутил в кабаке то, что власть отбирала у народа самым беспощадным образом. Молодец! Но во все времена хорошим считался тот правитель, который 1.максимально хорошо делал дела 2.при минимально возможном уроне для подданных. И тут тов.Сталин явно не проходит по конкурсу ни по одному пункту. Так что не надо Вам отождествлять свое мнение с мнением Патриарха - они о разном Иван 17 февраля 2021, 05:02 Антоний16 февраля 2021, 12:49 " Клевету я вижу в прямом замалчивании достижений " . Антоний, вы путаете понятия. Клевета это " заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений " . Т.е. замалчивание клеветой не является. Иначе Вас можно было бы обвинить в регулярной и злостной клевете. Ведь вы постоянно пишите в комментариях о ужасах 90-х, но при этом умалчиваете о том, что тогда же восстанавливались и открывались храмы, поруганные и закрытые при СССР. Игорь Ковалев 16 февраля 2021, 23:02 Антоний./Евангелие от Матфея 6:3: " У тебя же,когда творишь милостыню,пусть левая рука твоя не знает,что делает правая. " -Вот эту заповедь вы никак не хотите исполнять.Смысл то христианской жизни в стяжании Духа Святого,а Благодать Святого Духа даётся за смирение. " Гордым Бог противится,а смиренным даёт Благодать " .Прп.Исаак Сирин: " Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны. " А свт.Игнатий Брянчанинов говорит,что делающий добро падшего естества развивает тщеславие,гордость и уподобляется бесам.Видите, напрасны и даже вредны такие добрые дела,о которых трубят на весь мир. Иоанна_ 16 февраля 2021, 19:14

http://pravoslavie.ru/137140.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010