хранятся под замком» (РКП, вып. 1, 1902, с. 128). Изменившийся в XVIII в. и особенно в XIX в. характер народно-ремесленной сферы массового искусства предполагал ее открытость различного рода влияниям, которая и обусловила проникновение как католической и протестантской иконографии, так и элементов светской живописи, с которыми поставил своей задачей бороться комитет с помощью нового иконописного подлинника. Если посмотреть чуть глубже, речь шла о заранее обреченной попытке изменения внутренних механизмов массовой ремесленной культуры, которую пытались вернуть к средневековым канонам формообразования. На поверхности же все ставилось в зависимость от истинного благочестия и соотносилось с той антизападной линией, которую еще в 1880-е годы в столичной печати проводил «Изограф», любивший подчеркивать, что западная живопись «в религиозном отношении не выдерживает критики и не может удовлетворять исторической истине и иконописным преданиям нашей православной церкви» («Изограф», т. 1 , вып. 11–12, 1884–1885, с. 14). Не случайно, что после образования комитета «антизападной теме» стали уделять намного больше внимания и владимирские газеты, отслеживая распространенные в суздальской иконописи католические и протестантские сюжеты: «Коронование Богоматери», «Моление о чаше», «Спаситель с пылающим сердцем»; встречались и иконы «Иоанна Предтечи, лежащего и указующего народу на приближающегося Спасителя» (ВГВ, 1906, 34). Перед изданием подлинника была поставлена цель – «образцовое создание церковного стиля и иконографии на основе старины», которые бы отвечали по крайней мере двум требованиям: гармоничному сочетанию «древнего» и «нового» и тщательной «обработке» важнейших иконографических типов (Покровский, 1899, с. 17, 18–19). Материалы учебно-иконописных мастерских комитета и замечания Н.П. Кондакова и Н.В. Покровского позволяют судить, что под сочетанием «древнего» и «нового» понимали прежде всего внедрение в народную иконопись того нового языка религиозного искусства, который был найден В.М.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Но другие члены комиссии на основании тех же рассуждений признавали возможность разрешить раскольникам всех сект, как более, так и менее вредных, записываться в купечество и производить торговлю на общем основании. В связи с этим вопросом комиссия обратила внимание и на то, что в действующих постановлениях о производстве раскольниками торговли промыслов содержится ещё запрещение допускать последователей всяких раскольнических сект к записке в иконописные цехи. Комитет 1864 г., признавая, что сие запрещение может быть отменено, так как за немногими исключениями раскольники вообще употребляют иконы, которые чтятся и православною церковью, а потому постановил: отменить существующее запрещение допускать раскольников в иконописные цехи. Комиссия и с своей стороны, находя, что от допущения раскольников записываться в иконописные цехи не может произойти вреда для православия, так как на основании закона, т. XIV Уст. опред. и прес. прест. 127 и 128 ст. установлен особый надзор за недопущением неприличных изображений на иконах, единогласно признали, что существующее запрещение допускать раскольников в иконописные цехи следует отменить. Следуя определённой на основании заключений комитета 1864 г. программе, комиссия перешла к обсуждению вопросов: о допущении раскольников к занятию общественных должностей и об удостоении раскольников знаками отличия и почётными титулами. По первому вопросу комиссия нашла, что окончательным заключением комитета 1864 г., выраженным в общем его журнале, постановлено: «в тех обществах, где раскольников более, нежели православных, допускать раскольников сект менее вредных к занятию должностей сельских старост, добросовестных, волостных старшин, сборщиков податей и других, кроме должности городского головы, с тем, однако, чтобы там, где волостным старшиною будет раскольник, помощник его всегда был из православных». Высочайшею резолюциею, последовавшею в 16 д. авг. 1864 г., повелено (п. 2), «чтобы волостные старшины и их помощники из раскольников отнюдь не были допускаемы к присутствованию в приходских советах» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Для начала деятельности Комитета в указанном направлении прежде всего необходимо было бы открыть выставки-киоски в главных центрах православного населения окраин, уставив их образцовыми иконами и снабдив специально составленным указателем цен на всевозможные работы. Киоски эти надлежит помещать в залах, где происходят религиозно-нравственные собеседования с народом или же в народных читальнях и вместе с тем – просить местных преосвященных о распространении, чрез местный духовный орган, сведений о деятельности Комитета. В частности, что касается Тифлиса, то удобным местом, как для постановки упомянутого киоска, так и для ознакомления желающих с задачами и деятельностью Комитета, является миссионерский зал при 2-ой Тифлисской миссионерской церкви. В этом зале ведутся собеседования с народом почти безпрерывно круглый год, читальня же при нем открыта каждый день и усердно посещается не только православными, но и молоканами. Организатором и руководителем этого выдающегося дела является настоятель этой церкви, небезызвестный на Кавказе протоиерей о.Сергий Городцев, который, повидимому, пойдет с удовольствием на встречу добрым пожеланиям Комитета помочь заброшенному судьбою на эту окраину, главным образом, простому русскому человеку приобрести за недорогую цену хорошую икону. Относясь к вышеизложенному с полным сочувствием, Комитет постановил снестись по сему вопросу с протоиереем о. Сергием Городцевым. XV. Доложены были ходатайства следующих учреждений о бесплатной выдаче: а)  Московского Публичного Румянцовского Музея – I т. Иконописного Подлинника. б) Харьковской Общественной библиотеки – выпусков Иконописного Сборника. в) Витебской ученой Архивной Коммнссии – всех изданий Комитета. г)  Церковного Музея Духовенства Грузинской Епархии – изданий Комитета,              , Постановлено: а) Ходатайство Московского Публичного Румянцовского Музея отклонить, ввиду того, что по цензурным правилам означенный Музей получает обязательно из типографий экземпляры всех вновь выходящих сочинений; б) ходатайство Харьковской Общественной Библиотеки удовлетворить, в) Витебской ученой Архивной Коммиссии и Церковному Музею Духовенства Грузинской Епархии разрешить, послать лишь экземпляры выпусков Иконописного Сборника. Читать далее Источник: Иконография Богоматери : связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью ранняго Возрождения/Н. П. Кондакова. - Санкт-Петербург : Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. - 216, 17, VII с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Согласно такому предположению проекта и состоялось постановление комитета. При разрешении вопроса о предоставлении раскольникам прав торговых не оставлено было без обсуждения и существовавшее в действовавших постановлениях частное запрещение о допущении последователей всяких раскольнических толков и сект к записке в иконописные цехи. Комитет признал, что это запрещение может быть отменено, так как за немногими изъятиями раскольники вообще употребляют иконы, которые почитаются и православной церковию. После таких рассуждений по вопросу о предоставлении раскольникам прав торговых и промышленных в заключении своём комитет выразил такое определение: «разрешить раскольникам менее вредных сект записываться в гильдии и производить торговлю на общем основании. Допустить отмену ограничений в правах промышленных и торговых и для раскольников сект более вредных, с тем, чтобы всех последователей этих сект, обнаруживавших свою ересь, отдавать под полицейский надзор и, по применению правил об этом надзоре, не увольнять с мест жительства. Существующее же запрещение допускать раскольников в иконописные цехи отменить». При рассмотрении вопроса о праве раскольников на получение ими паспортов комитет 1864 года также, прежде всего, остановился на рассмотрении как общих действовавших по сему предмету законодательных определений, так и частных ограничений и запрещений, относящихся специально к последователям только некоторых сект. В общем, вопрос о паспортах для раскольников сам собою распадался на две части, – именно: 1) разрешение отлучек раскольников в пределах империи и 2) отпуск за границу. По действовавшим тогда узаконениям отлучки в пределах империи не дозволялись: а) жидовствующим, молоканам, духоборцам и духовным христианам, – кроме поселённых в Закавказском крае; б) вообще раскольникам, возвращаемым из скитов и замеченным в новых беспорядках по расколу (в пропаганде его). Кроме того, существовали ещё более частные ограничения относительно отлучек некоторых сектантов в известные места; так, например, запрещена была выдача паспортов раскольникам Войска Донского, желающим отправиться в посад Лужки (Чернигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В случае церковной необходимости Учебный комитет может распределить выпускников Академии на работу в Синодальные отделы Московского Патриархата или на преподавательскую работу в Духовные учебные заведения Русской Православной Церкви. Выпускники Академии, не имеющие священного сана, обязаны в течение двух лет пройти стажировку в качестве сотрудников Синодальных отделов Московского Патриархата или преподавателей Духовных семинарий, училищ, а также Регентской и Иконописной школ. При определении места пастырского служения выпускников Академии, состоящих в священном сане, предпочтение отдается епархиям, в которых существуют Духовные школы. Дипломы об окончании Академии и Семинарии, а также Духовного училища, Регентской и Иконописной школ могут быть выданы через 2 года в том случае, если выпускник положительно зарекомендует себя на церковном послушании. 2. Учебному комитету обратить особое внимание на обеспечение преподавательскими кадрами Духовных семинарий, училищ, регентских и иконописных школ из числа выпускников Духовных академий. 3. Епархиальным Преосвященным своевременно информировать Учебный комитет о прибытии или неприбытии выпускника к месту распределения. СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения о введении специальности " теология " в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению, что в государственных учебных заведениях вновь становится возможным изучение христианской науки и культуры, и выразить удовлетворение этим. 2. Выразить благодарность Координационному совету по взаимодействию Русской Православной Церкви и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации за проделанную в связи с этим работу, а Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту - за разработку стандартов по образовательному направлению (бакалавриат и магистратура) и по специальности " теология " . 3. Предложить епархиальным Преосвященным организовать необходимое сотрудничество с государственными и негосударственными образовательными учреждениями на основе созданной правовой базы. С этой целью рекомендовать заключение договоров с местными образовательными органами, создание местных координационных советов или групп, привлечение компетентных специалистов к организации образовательного процесса и тому подобные меры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

Похожие задачи обозначил чуть позже И.П. Сахаров в разработанном им проекте об устройстве «Русской школы иконописания» (опубликован в Петербурге в 1903 году) , а также авторы временного положения о высшей художественно-иконописной мастерской при Строгановском училище технического рисования .   6. Последняя попытка возрождения традиционного иконописания в лаврском училище в начале XX века Остается рассмотреть, как развивалась ситуация с введением традиционного иконописания и других изменений в оставшейся под сенью Свято-Троицкой Сергиевой лавры иконописной школе в самый последний период ее существования – с 1900 гг. до 1918 года. Чтобы лучше понять ситуацию, вспомним в самых общих чертах социокультурную ситуацию в России в начале XX столетия. В ту эпоху интерес к своим национальным историческим корням и традициям был необычаен. Об этом говорят, в частности, следующие факты. В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством графа С.Д. Шереметьева. Управляющим делами Комитета стал известный исследователь и знаток византийского искусства Н.П. Кондаков. Комитет активно взялся за возрождение традиционного иконописания: организовал учебные иконописные мастерские в иконописных селах Владимирской губернии и в слободе Борисовке Курской губернии; он начал также выпускать периодические «Известия Комитета о русской иконописи». Лицевой иконописный подлинник командировал Н.П. Кондакова на Афон для сбора иконографических материалов. В самом начале века благодаря достижениям реставрации открылся лик древней иконы, что буквально потрясло и изменило художественный мир. В 1905 году появилась возможность прикоснуться к древним иконам, сохраненным старообрядцами, в 1913 году состоялась первая публичная выставка икон. Начали формироваться первые частные собрания древнерусской живописи, философы и ученые обратились к исследованию традиционной иконописи. Возможно из-за того, что Клыков не смог подыскать себе товарища, или вследствие каких-то разногласий со священноначалием лавры, через три года, в 1908 году, для преподавания в училище были приглашены другие мастера – иконописцы из Палеха, «лучшие по мастерству и благонадежные по поведению» : «доличник» Павел Алексеевич Плеханов и «личник» Илья Павлович Сафонов.

http://bogoslov.ru/article/1219210

В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам, о которых я подробно сообщал на прошлогоднем Соборе. После завершения перехода на единую бакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений. Кроме того, в этом году Священный Синод утвердил учебный план и церковный стандарт подготовки регентов . После апробации этих документов в ряде семинарий, их опыт будет распространен повсеместно. В разных странах нашей канонической ответственности действуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов. Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ. В начале сентября Учебный комитет провел при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана вебинар " Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви " . Этот первый опыт должен получить дальнейшее развитие. Учебный комитет принял меры для практического применения утвержденного в 2011 году " Положения об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

145 Дело в том, что духовно-цензурный комитет имеет обыкновение представляемые в цензуру сочинения пересылать на предварительный просмотр в Наблюдательный совет Синодального училища и свое «дозволяется» дает по соображению с теми отзывами, какие делает этот совет. В этом смысле здесь и говорится о «цензорстве» С. Н. Кругликова. – Примеч. А. В. Никольского . 147 Программы музыкальных предметов и истории искусств Московского Синодального училища церковного пения. (в объеме курса высшего музыкально-учебного заведения.) М., 1910. 148 Письмо А. Д. Кастальского к И. В. Липаеву от 12 февраля 1913 года. РГАЛИ, ф. 795, оп. 1, 16, л. 2–2 об. 150 Иванов В. (Держановский В. В.) Преобразование Синодального училища//Музыка, 1914, 182, с. 373–376. 151 Сравнительная таблица общеобразовательных и музыкальных предметов по специальности теории музыки консерваторий и Московского Синодального училища//Музыка, 182, с. 384–385. 155 Записка А. Д. Кастальского от 25 августа 1926 года по поводу доклада Н. Я. Брюсовой о реорганизации хорового подотдела МГК. ГЦММК, ф. 12, 268, л. 2–2 об. 157 Родословная А. Д. Кастальского очень интересна и достойна отдельного изучения. Отец композитора – известный в Москве протоиерей Д. И. Кастальский – родился в 1820 году в семье И. Е. Даниловского. Первоначально церковнослужитель храма подмосковного села Кусково, в начале XIX столетия Даниловский был поставлен в дьяконы Введенской церкви в Дмитрове. По свидетельству Д. И. Кастальского, его отец получил дьяконство благодаря иконописному искусству. Большой знаток древнерусской иконописи, Иван Егорович, очевидно, обладал незаурядным дарованием; образ его письма находился даже в Успенском соборе Кремля. Димитрий Иванович унаследовал от отца способности к живописи. Однако делом его жизни стало пастырское служение и богословие. По окончании Дмитровского духовного училища, Вифанской духовной семинарии и Московской духовной академии (1844 год) Кастальский четыре года служил профессором Казанской духовной академии, завершив в это время магистерскую диссертацию по патрологии. В 1848 году Димитрий Иванович возвратился в Москву, поступив на службу в Московскую духовную семинарию, где преподавал патрологию, логику, психологию, латинский и немецкий языки. По переезде в Москву он начал печататься в церковных журналах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

191 ОР РНБ. Ф. 593. Д. 617. Л. 9: письмо С. Д. Шереметева к Н. В. Покровскому от 10 марта 1899 г. Постановление об организации при Комитете особой комиссии по изданию лицевого иконописного подлинника было принято в заседании Комитета Общества 23 марта 1899 г. в ответ на обращение Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, составленное по инициативе В. М. Васнецова (Отчеты о заседаниях... в 1898–1899 году... С. 7). В со­став Комиссии вошли прот. М. Г. Хитров, В. М. Васнецов, Н. П. Кондаков , Н. В. Покровский , Η. П. Ли­хачев, Н. В. Султанов, В. Т. Георгиевский и прот. В. И. Маренин (Там же. С. 8, 9, 33); Отчеты о заседаниях Императорского Общества любителей древней письменности в 1899–1900 году с прило­жениями/ПДПИ. [Вып.] CXLI. [СПб.,] 1901. С. 9. Результатом стараний Общества и работы Комис­сии явился высочайший указ Правительствующему Сенату от 19 марта 1901 г. об учреждении Коми­тета попечительства о русской иконописи (Отчеты о заседаниях Императорского Общества любителей древней письменности в 1900–1901 году... С. 32; Апраксин П» гр. К 25-летию основания... С. 774). 192 ОР РНБ. Ф. 593. Д. 367. Л. 7–7 об., 15. О начале издания рукописи: Отчеты о заседаниях... в 1894–1895 году... С. 4, 6. 194 Отчеты о заседаниях... в 1896–1897 году... С. 30 (реферат сообщения в заседании ОЛДП от 21 марта 1897 г.). См. также: АИЗ, изд. ИМАО. 1897. Т. 5. 7–8. С. 253. 195 Η. П. Предисловие//Синодик Колясниковской церкви/Печатан иждивением потомственного почетного гражданина Г. В. Юдина/Изд. ОЛДП. [Вып.] СХ. СПб., 1899. Вып. 2. С. 1–18. 196 Н. В. Покровский был утвержден представителем от духовного ведомства в КПРИ 7 мая 1901 г.: РГИА. Ф. 797. Оп. 71 (I отд., 1 стол). Д. 74 (О назначении представителя от ведомства Святейшего Синода в Комитет попечительства о русской иконописи... 16 апреля 1901 – 27 августа 1902). О деятельности Покровского в Комитете см.: Журналы заседаний и отчеты о деятельности Комитета (СР ГРМ. КПРИ. Д. 13, 15, 41, 53, 62, 78, 80, 90, 125, 145, 150, 153, 165, 174, 210, 213, 227), а также печатные журналы заседаний за 1901–1902 гг.: Известия Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1902. Вып. 1. С. 11–33; СПб., 1903. Вып. 2. С. 5–28; за 1903–1905 гг.: Иконописный сборник. Издание Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1906. Вып. 1. С. 5–67; за 1906–1909 гг.: Там же. СПб., 1908. Вып. 2. 3-я паг. С. 15–63; СПб., 1909. Вып. 3. С. 51–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце XIX в. русская иконопись существовала как ремесло или кустарное мастерство. Оно развивалось наряду с официальным искусством вопреки ему и воззрениям культурного общества. Питалась она, как и раньше, богослужебной жизнью и живой струей народного благочестия. В этот период духовного упадка и забвения иконы именно этой ремесленной иконописи суждено было сохранить свидетельство веры и духовной жизни Православия. Подлинники сохранили традиционную иконографию, а ремесленная иконопись сохранила и донесла до нашего времени традиции древней иконописной техники. Причем на протяжении столетий эта ремесленная иконопись нередко переступала грани ремесла. Сила традиции оказалась здесь такова, что и на уровне ремесла и даже кустарного производства иконопись несла в себе отблеск величия и красоты, не выпадая из строя великого искусства Православной Церкви. Со 2-й половины XIX в. даже эта ремесленная иконопись попадает в общий поток культурно-промышленного развития, сосредоточиваясь в крупных предприятиях, а с конца столетия вторгается гибельное для ремесла машинное производство «икон» и ввоз этой продукции из-за границы. Неустанные жалобы иконописцев и неудовольствие в простонародье послужило толчком к возникновению в 1900г. «высочайше утвержденного» Комитета попечительства о русской иконописи. Сопровождавшие деятельность этого Комитета обстоятельства представляют собою характерную страницу в истории русской иконописи. Комитет повел энергичную и упорную борьбу с машинным производством «икон» и в этой борьбе столкнулся с противодействием Синода и Министерства финансов, а также с интересами крупнейших монастырей, которые были главными распространителями этой продукции. Записка с требованием запретить ввоз печатной продукции из-за границы и ограничить ее производство в России, поданная Комитетом и одобренная царем, пройдя через все министерства, в т.ч. и военное, встретила противодействие в Министерстве финансов и в Синоде. Первое было обеспокоено тем, что спрос верующих на иконы не будет удовлетворен, и советовало различные полумеры, второй, в лице обер-прокурора Победоносцева, оспаривает все пункты в записке и считает, что запрещение ввоза из-за границы печатных изображений, заменяющих иконы, «зависит не от духовной власти, не имеющей к тому церковных оснований, а от законодательной». По существу же, с точки зрения Победоносцева, все дело относится к компетенции Министерства финансов. В результате этой борьбы, несмотря на поддержку царя, дело кончилось полным поражением Комитета. За 4 года борьбы, по признанию одного из главных деятелей комитета Н.П. Кондакова , «вопрос о сокращении машинного производства остается все в том же положении».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010