В 1902 году 96 , вновь по благословению отца Арефы, переписку с которым она не прекращала, инокиня Ольга вернулась в Пермскую губернию, только уже не в Соликамск, а поближе к своему духовному отцу – в Верхотурскую Покровскую женскую общину 97 . Мудрый наставник, отец Арефа, уступив вначале горячему порыву юной души, теперь с полным основанием внушал инокине Ольге мысль о том, что не затвор и «чисто духовная жизнь» приведут ее ко спасению, а усердные труды по устроению монастырской жизни 98 . Духовный взор старца Арефы ясно видел лучшие черты в характере инокини Ольги – талант к руководству, силу воли, способность к самоотверженному служению ближним. Покровская женская община переживала тогда нелегкие времена: много сил уходило на строительные работы. По инициативе инокини Ольги в общине были организованы различные рукодельные мастерские, изделия которых вскоре начали пользоваться большим спросом. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы послушать его пение. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер вышивке гладью. Чуть позже она стала нести послушание в иконописной мастерской, а также исполнять обязанности благочинной. Трудолюбие и рассудительность инокини Ольги были тем богоданным талантом, который ей надлежало непрестанно приумножать, выполняя все более и более сложные послушания, возлагаемые на нее Богом. Когда в Пермской епархии встал вопрос о возрождении старинной Чердынской Иоанно-Богословской обители 99 , именно благочинную Верхотурского монастыря сочли наиболее способной к этому многотрудному делу. «Человек энергии, большой силы воли, громадной опытности и знания человеческой души, человек голубиного целомудрия и змеиной мудрости... хороший кормчий, который мог бы благополучно вести к определенной цели врученное ему судно среди тайных и явных скал и мелей... таковым вождем может быть, достойна быть и желаема быть именно вы» 100 , – так говорил матушке, объясняя причины избрания ее настоятельницей, протоиерей Алексий Стабников 101 , возглавлявший комитет по устройству Иоанно-Богословской обители. Этот отзыв свидетельствует о том, что уже в то время современники отмечали как особую силу воли, мудрость инокини Ольги, так и ее матерински заботливое отношение к сестрам, ее способность быть не только хорошей устроительницей обители в целом, но и руководительницей сестер на пути ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1927 году муниципалитет г. Харбина прекратил финансовую поддержку патронату, который организовал епископ Нестор, и ему пришлось искать другие методы благотворительной работы. 1 февраля 1927 года был учрежден Дом Милосердия. 107 Сюда Владыка перевел убежище для престарелых, открыл приюты для сирот. При Доме Милосердия были мастерские: иконописная, столярная, переплетная, шитья и вышивки, различных рукоделий, школа, амбулатория, больница, собственная пекарня и свечной завод. На станции Чен был устроен огород для снабжения приютов и столовых. Примером для епископа Нестора в этой деятельности был созданный святым праведным о. Иоанном Кронштадтским Дом Трудолюбия. Владыка организует благотворительные столовые, является одним из учредителей общедоступной больницы в память доктора В. А. Казем-Бека. По примеру харбинского в других городах Китая и даже в Америке открывались Дома Милосердия. Одна благочестивая женщина из ближайших сотрудниц Владыки, Е. И. Курмей, пожертвовала для храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» свою собственную старинную икону. Она настолько потемнела, что на ней почти невозможно было разобрать лики святых. Однажды настоятель церкви священник Юлиан Сумневич заметил, что древняя икона начинает светлеть и обновляться. В течение суток образ полностью просветлел, отчетливо стали видны лики и надписи. Чудо привлекло многочисленных верующих людей, обновленный образ стал одной из главных святынь всего православного Харбина. 108 В «Воспоминаниях», написанных на склоне лет, Владыка Нестор задумывается над судьбой нищих, отверженных людей, встреченных им в ранней юности. «Скажу откровенно, – пишет он, – что жутко, а порой и страшно раскрывать книгу их мрачного прозябания уличного или трущобного ночлега, когда довелось мне с ними познакомиться и подбирать их в халупах на пути в мой приют «Дом Милосердия и Трудолюбия». Дом Милосердия не имел постоянных источников дохода и существовал исключительно на пожертвования. Поддержку ему оказывали Харбинский комитет помощи русским беженцам, Бюро русских эмигрантов и многие другие организации, представители иностранных миссий и наиболее обеспеченные эмигранты. Среди них можно назвать походного атамана казачьих войск генерал-лейтенанта Г. М. Семенова, попечительниц приюта: Е. Н. Литвинову, Е. М. Бринер; фирмы: «Чурин и Компания», Мулинское углепромышленное товарищество, «Братья Бринер» и др.; княгиню Л. В. Голицыну; начальницу гимназии М. А. Оксаковскую, бесплатно обучавшую детей-сирот, получавших приют в Доме Милосердия; Т. А. Иваницкую, председательницу Дамского кружка, главная задача которого состояла в том, чтобы научить девочек женскому ремеслу. Большую помощь Дому Милосердия оказывали глава Харбинской епархии митрополит Мелетий и его викарии: епископы Димитрий (Вознесенский) и Ювеналий (Килин).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В контексте официального возрождения «православной почвы» комитет сосредоточил свои усилия на трех главных направлениях. Прежде всего, предполагалось запрещение печатных литографических икон на бумаге и жести как подрывавших «исконные начала» православного опыта. Вторым направлением рассматривали издание для иконописцев нового иконописного подлинника. Третьим важным пунктом было открытие учебно-иконописных мастерских, в которых должны были воспитывать новый тип иконописца. Начиналась серьезная работа по осуществлению идеальной модели «православного царства», общая тональность которой интересно ее соотносила как с устоями и атмосферой дореволюционной России, так и с кругом либеральных ценностей и просвещенного гуманизма XIX в. Икона и печатная машина В свое время Реформация, постулируя утрату благодати римской церковью, выдвинула требование личного пути к Христу, что понималось невозможным без изучения Священного писания. Это требование предшествовало изобретению печатного станка, сыгравшего огромную роль в успехах распространения протестантства. Почти одновременно печатный станок был поставлен и на службу иконопочитанию: уже к рубежу XVI–XVII вв. мир католический и мир православный наполнились огромным количеством печатных на бумаге образов, с помощью которых элементы западной иконографии проникли в русскую православную икону. Угроза утраты благодати из-за способа создания икон впервые прозвучала, как известно, в духовной грамоте патриарха Иоакима (1674), в которой говорилось: «Многие торговые люди покупают листы на бумаге печатные немецкие, а продают немцы еретики, лютеры и кальвины, по своему их проклятому мнению и неправо на подобие лиц своея страны и в одеждах своих странных немецких, а не с древних поумнников, которые обретаются у православных» (цит. по: Покровский, 1900, с. 370). С тех пор, вплоть до образования Комитета попечительства о русской иконописи, серьезная озабоченность по поводу «чистоты» православного печатного образа практически не проявлялась; скорее наоборот: на протяжении двух столетий монастыри считались главными заказчиками и распространителями религиозных печатных картинок (ср.: Ровинский, 1900, с. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В Фишбеке, Пасинге, Шляйсгайме были организованы христианские кружки, в Менхегофе, Шляйсгайме, Фишбеке, Гангхоферзидлунге и в других лагерях созданы типографии, где издавались молитвословы, акафистники, печатные листки и другая православная литература, которая способствовала распространению и укреплению православной веры. В лагере Герсбрук по благословению еп. Рижского Иоанна прот. Николай Виеглайс подготовил к изданию духовно-просветительский сборник «Тихое Пристанище», в который вошли отдельные статьи, проповеди , богослужебные тексты, поучения святых отцов, рассказы, стихотворения и другие материалы. Многие из бывших священнослужителей Латвийской православной церкви, например, прот. Иоанн Легкий, прот. Алексий Ионов, прот. Георгий Бенигсен и другие входили в штат клириков Псковской миссии и весь свой опыт и знания реализовывали в лагерях DP. Уникальный опыт духовного просвещения накопили в лагере Фишбек. Архимандрит Виталий (Устинов) организовал в нем курсы псаломщиков, Высшие пастырско-богословские курсы, на которых обучались 12 юношей, создал иконописную мастерскую [Нафанаил, 523] и даже собрал из жителей лагеря «небольшую монашескую братию». Такое устроение церковной жизни не могло остаться бесплодным, в лагере был совершен ряд хиротоний. В 1946 г. еп. Нафанаил рукоположил в сан иерея дьякона Николая Успенского – одного из преподавателей курсов псаломщиков. Приняли сан и двое других наиболее активных мирян – Сергей Сергеевич Щукин, который уделял много внимания духовному воспитанию молодежи, и представитель дворянского рода Георгий Александрович Шереметьев. Каждый из них в свою меру осуществлял пастырское попечение, оставаясь служить в Фишбеке. Особое внимание в лагерях DP уделялось духовному просвещению и воспитанию детей и молодежи, что в большой степени легло на плечи активных мирян, в основном представителей «первой волны» эмиграции, выходцев из дворянских сословий, имеющих прекрасное образование – они составляли немалую часть DP. Во многих лагерях открывались школы и гимназии, которыми управлял учебный комитет, возглавляемый директором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Священного Синода, состоявшемся 27 декабря 1996 года, Учебному комитету был переподчинен Свято-Тихоновский Богословский институт, учрежденный в 1992 году и ранее находившийся в ведении Отдела религиозного образования и катехизации. Это связано с тем, что, хотя на шести факультетах института осуществляется обучение по разным специальностям, богословско-пастырский факультет готовит кандидатов для принятия священного сана. Регентов церковных хоров и иконописцев готовят факультеты церковного пения и церковных художеств. Профиль других трех факультетов (миссионерско-катехизаторского, педагогического и историко-филологического) соответствует компетенции Отдела религиозного образования и катехизации, но двойное подчинение Института не могло быть лучшим решением в административном отношении. Если учебное заведение, расположенное при монастыре, имеет существенное преимущество в воспитании у студентов любви к монастырскому укладу и дисциплине, то школа, укорененная в приходской жизни, какой является Свято-Тихоновский Богословский институт, эффективно реализует скрытые возможности церковного народа, мощно вовлекает мирян в церковную жизнь и деятельность, активизирует широкие круги молодежи. Институт уже выпустил 207 человек со степенью бакалавра, а в настоящий момент в нем обучаются 2016 студентов, в том числе 980 - на заочном отделении. Ко времени Архиерейского Собора 1994 года количество студентов и воспитанников Духовных школ, включая обучавшихся в регентских и иконописной школах, составляло около 4 тысяч человек, а вместе с заочным сектором - около 6 тысяч. В настоящее время общее число обучающихся в Духовных школах Московского Патриархата (не считая Украинской Православной Церкви, откуда данные в Учебный комитет не представляются) только по стационару составляет более 3700 человек. Сюда же входят учащиеся регентских, иконописных и катехизаторских школ и отделений. Заочное обучение и экстернат проходят более 2700 священнослужителей и церковных работников. Статистические данные, характеризующие развитие системы духовного образования, в особенности при сравнении нынешнего состояния с тем, что предшествовало празднованию 1000-летия Крещения Руси, говорят об огромном количественном росте.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Наряду с благотворительной деятельностью и заботой о богослужебных помещениях сестричество регулярно устраивало религиозно-литературные доклады. В 1941 г. в Берлине начала работать иконописная школа, опорой которой также являлось сестричество. 12 апреля 1942 г. руководительница этой школы Т. Косинская открыла в кафедральном соборе выставку и прочитала доклад «Православная икона». В мае 1943 г. подобное сестричество было учреждено при мюнхенском приходе, существовали они и в других общинах 525 . Благотворительная помощь оказывалась прежде всего восточным рабочим, а с начала 1944 г. появившимся в Германии многочисленным беженцам с территории СССР. Среди них были сотни православных священнослужителей, в том числе более 20 епископов из Белоруссии, Прибалтики и Украины. Заботу о престарелых священниках и их семьях взяла на себя Германская епархия. Так, например, в феврале 1944 г. церковный совет прихода в Сосновицах решил устроить приют для эвакуированного престарелого духовенства. В это время благотворительный комитет при общине уже выдавал беженцам ежевоскресно 150 бесплатных обедов, собирал для них одежду и т. п. Интересно, что, узнав об этой деятельности, совет Свято-Троицкой церкви в Белграде постановил с благословения митр. Анастасия ассигновать ежемесячно приходу в Сосновицах на оказание помощи беженцам 2000 динаров. В апреле 1944 г. Сосновицкая община содержала 6 престарелых священников, Венская – 8, Берлинская – 4, Бромбергская – 3, Познаньская, Мюнхенская и Штутгартская по 2. Митр. Серафим предложил и другим приходам опекать эвакуированных и с этой целью основал при епархиальном управлении «Фонд помощи священнослужителям-беженцам». А 1 августа 1944 г. митрополит предписал во всех церквах епархии за богослужениями устраивать тарелочные сборы в этот фонд. Кроме того, в течение всей войны в храмах проводились сборы в пользу Центрального союза русских увечных воинов (инвалидов) 526 . Значительная часть подобной деятельности, прежде всего помощь восточным рабочим и военнопленным, воспринималась многими мирянами и священниками как оппозиционная режиму. Также ее нередко оценивали и нацистские ведомства. В связи с этим историк К. Геде вполне справедливо писала: «Позднее после нападения на их страну многие решили для себя вопрос – на какой стороне они должны стоять. Это проявилось в акции солидарности общин в отношении их соотечественников – восточных рабочих и военнопленных. В основном имели место анонимные акции по смягчению нужды последних, и, если говорить о священниках, – душепопечительная деятельность, даже в том случае, если с этим могли быть связаны репрессии» 527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Антоний признал необходимым завести в монастыре иконописную мастерскую. Для этого он выстроил особые светлые и обширные залы. Когда мастерская начала действовать, архимандрит Антоний пожелал устроить школу иконописания. «И эта школа, как сказано в жизнеописании архимандрита Антония, составленном митрополитом Филаретом, сделалась едва ли не самой лучшей школой греческого, строгановского и суздальского пошибов иконописи в России. Работами ее украшены иконостасы Тверского, Рождественского, Костромского и Соловецкого монастырей и Астраханского кафедрального собора. Школа иконописная разделена на два отделения: на мастерскую, где пишутся и чеканятся иконы по заказам, и собственно школу, для которой устроена особливая зала, где до сорока учеников занимаются под надзором сведущих из братии – учатся рисунку с эстампов и бюстов. Из школы вышло много учеников – детей посадских, и многие из них сделались стенными иконописцами в церквях». Отец наместник окормлял и заключенных. «Заключенным в посадской тюрьме архимандрит Антоний часто делал приношения. Попечительный о тюрьмах комитет в Посаде облегчал участь заключенных преимущественно его пожертвованиями. В одно из посещений тюрьмы он поражен был нечистотой, сыростью и теснотой помещений. «Это ведь тоже люди», – сказал он и решился устроить для них лучшее помещение. Он проектировал здание в десять тысяч рублей, но одна благотворительница – его духовная дочь – приняла на себя все расходы, какие почтет нужным сделать для этого отец Антоний. И он истратил не менее семидесяти тысяч на тюрьму, при которой устроил церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали " ». Отец Антоний много помогал и частным лицам. Собственные средства его были ограниченны, но многие, зная о приверженности и умении наместника благотворите, давали в его личное распоряжение значительные суммы. Кроме единовременных вспоможений, нуждающимся он выдавал постоянные пособия в виде пенсий. Как рассказывали очевидцы, ходил он всегда с кошельком, полным мелкого серебра, и оделял им встретившихся просителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

С 1973 по 1982 годы ректором Академии являлся епископ Владимир (Сабодан) (ныне митрополит Киевский и всея Украины). Его сменил епископ Александр (Тимофеев) (впоследствии архиепископ Саратовский), ранее исполнявший обязанности инспектора Академии. В 70-х годах при МДА появился регентский класс, преобразованный в 1985 году в регентскую школу, в которой занималось около 100 воспитанниц. Это была единственно возможная форма женского религиозного образования в то время. В это время в Московские Духовные школы стали принимать преподавателей с университетским гуманитарным образованием и основательными знаниями в области богословия, полученных путем самообразования. Благодаря этому качество преподавания в Академии существенно возросло. Значительным событием в истории Академии стал 300-летний юбилей ее образования, праздновавшийся в 1985 году. В год тысячелетия Крещения Руси отношения Церкви и государства стали кардинально меняться. При Академии была создана иконописная школа. В это же время в Церковь пришло большое количество интеллигенции и молодежи. Именно они составили основной костяк воспитанников Духовных школ. Московская Духовная Академия, как ведущее учебное заведение Русской Православной Церкви стала направляющим звеном в подготовке богословских кадров. С 1992 по 1995 годы МДА возглавлял епископ Филарет (Карагодин) (ныне архиепископ Пензенский). Его преемником стал епископ (ныне архиепископ) Верейский Евгений (Решетников), соединяющий ректорство с должностью председателя Учебного Комитета при Священном Синоде. В 90-е годы в корпорации Академии трудятся такие известные ученые богословы как архимандриты Макарий (Веретенников), Матфей (Мормыль), Платон (Игумнов), а также К.Е. Скурат, М.С. Иванов, А.И. Осипов и др. Ныне здравствующий первоиерарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в лучших традициях своих предместников Святейших Патриархов Алексия и Пимена продолжает окормлять московские духовные школы, посещая Академию в дни ее праздничных торжеств. По его благословению ведется усиленная работа по реформированию всей системы духовного образования в России, которая возложена на Учебный Комитет и непосредственно на его председателя, ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.

http://pravoslavie.ru/193.html

Синодом на Афон были направлены посланники, которые, при участии масонов (Российского посла в Константинополе Михаила Гирса и заместителя министра внутренних дел Владимира Джунковского), привели дело к насильственному вооруженному подавлению имяславцев на Афоне и вывозу их в Россию. Имяславцы были отлучены от Причастия Святых Тайн и подвергнуты без какого-либо Церковного суда различным прещениям. Император Николай II, встретившись с представителями имяславцев в 1915 году, разобрался в несправедливости гонений и добился оправдания имяславцев Церковным судом Московской духовной консистории. Впоследствии, в 1916 году, Царь неоднократно давал приказания обер-прокурору Синода провести новое рассмотрение богословских трудов имяславцев, вынести их на широкое богословское обсуждение и принять взвешенное решение на основе творений Святых Отцов. Однако Синод, явно противясь воле Помазанника Божия и не решаясь исправить допущенные им ошибки, так и проигнорировал прямые указания своего Председателя. В течение нескольких лет количество молитвенников за Россию на Афоне сократилось с нескольких тысяч до нескольких сотен. Ныне многие из имяславцев прославлены в лике святых. Русский Царь был защитником Вселенского Православия. Именно поэтому Россия выступала в защиту православных стран - Греции, Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии. Царь Николай II прилагал усилия к установлению единства Русской Церкви. В апреле 1905 года, на Святую Пасху, он издал Указ «О укреплении начал веротерпимости», который способствовал преодолению церковного раскола XVII века. По этому Указу были распечатаны алтари и разрешена служба во многих старообрядческих храмах, закрытых 50 лет назад при Императоре Николае I. Император Николай II заботился о развитии русской иконописи на канонических началах. По его инициативе был создан Комитет попечительства о русской иконописи, получили большую поддержку иконописные школы в Палехе, Мстере и Холуе. Сергеем Большаковым был выпущен «Иконописный подлинник» (сборник канонических образцов икон).

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/10/...

Софоновские мастера реставрировали фрески в новгородском Софиевском соборе (1898–99 гг.), в Владимирском Успенском соборе, в костромском Ипатиевском мон. (1911–12 гг.). Знаменский пишет: «В 1858 г. в Академии художеств положено было учредить для образования иконописцев особый класс. Около того же времени у нас начал вырабатываться особый стиль иконописи по византийским и древнерусским образцам с приемами живописи и отличающийся большею правильностью рисунка и колорита.» Император Николай II ценил иконы древнего письма. Государь и имп. Александра Феодоровна дарили друг другу древния иконы, приобретение которых обычно поручали большому знатоку церковного искусства кн. А. А. Ширинскому-Шихматову. Последний, состоя с 1894 по 1903 г. прокурором московской снодальной конторы, собирал по всей России старые иконы древнего письма и лично их сортировал. Все, имевшее научную и художественную ценность и хорошо сохранившееся, он отдавал в патриаршую ризницу, в библиотеки патриаршую и снодального училища, или же размещал в витринах вдоль стен Мроваренной Палаты. Все обветшавшее отдавалось в починку, реставрировалось и посылалось бедным церквам. В 1901 г. был Высочайше учрежден Комитет попечительства о русской иконописи, под председательством гр. С. Д. Шереметева. Целью его было изыскание мер к обезпечению развития русской иконописи; сохранение в ней плодотворного влияния художественных образцов русской старины и византийской древности; содействие иконописи в достижении ею художественного совершенства. Комитету предоставлялось право открывать иконописные школы, содействовать устройству при школах и вне их артелей иконописцев; издавать руководства для иконописцев; открывать иконные лавки, организовывать выставки, устраивать музеи и т. д. («Прав. Бог. Энц.»). В 1905 г. Комитетом издан был первый том «Лицевого Иконописного Подлинника», содержащего в себе иконографию Спасителя; в 1909 г. приступлено было к изданию второго тома, долженствовавшего состоять из снимков наиболее чтимых чудотворных и древних икон Богоматери, в пределах России, а равно и на православном Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010