Журнал заседания ВЫСОЧАЙШЕ учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи 28 Ноября 1909 года. Присутствовали: Председатель, Член Государственного Совета, Обер-Егермейстер Граф С. Д. Шереметев, Члены Комитета: действительные статские советники: В. А. Косяков, Н. А. Крюков, Η. П. Лихачев, В. В. Лысогорский, ст. сов. Е. Д. Львов, а также действительный статский советник В. Г. Дружинин , архитектор дома Комитета, М. В. Красовский и и. о. управляющего делами Комитета, д. с. с. В. Т. Георгиевский . I. Открывая заседание, г. Председатель сообщил о виденной им летом текущего года в католическом соборе г. Лаона, во Франции, в высшей степени интересной иконе Спаса Нерукотворенного. Икона эта несомненно славянского происхождения, так как на ней вполне сохранилась славянская надпись «Образ Господень на убрусе». Икона эта была подарена в XIII столетии папою Урбаном, уроженцем г. Лаона, местному собору. Сам же папа Урбан получил ее, по преданию, «от святых людей». Надпись на совершенно незнакомом языке долгое время приводила в недоумение местное католическое духовенство, пока Император Петр Великий, в бытность свою в Лаоне, не разъяснил смысл надписи и что таковая сделана на славянском языке. В настоящее время икона эта находится под стеклом, в темном углу собора. Ввиду большого интереса, представляемого этой иконой, г. Председатель полагал бы обратиться к местному Епископу с просьбой приказать снять точную фотографию и прислать таковую в Комитет, а также послать тому же Епископу в подарок I т. Иконописного Подлинника. Вполне разделяя мнение г. Председателя, Комитет постановил принять вышеозначенное предложение. II.   Г. Председатель сообщил, что летом текущего года возникли следующие вопросы: а) по делу об отпуске Комитету пособия из казны в 1910 году в прежней сумме 35.328 рублей Государственный Контроль полагал ограничить размер пособия 30.000 рублей, ввиду оказывавшихся остатков от отпущенных Комитету из казны пособий в 1907 и 1908 г. г., а также значительного остатка, ожидаемого в текущем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " За сто лет до революции 07.10.2014 Рубрика: Царь Заметки на полях «Жития преподобного Сергия» Ekamepuhы II Существует много авторитетных, исторически и духовно интересных описаний жизни «игумена земли Русской». Почему же из всех этих текстов нас привлекло ныне не живое свидетельство в первоисточнике Епифания Премудрого, не то или иное яркое иконописное переложение XVI—XVII веков, а «Житие», которое принадлежит перу императрицы Ekamepuhы II? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что заставило ее уделить особое внимание именно церковной деятельности преподобного после того, как она тщательно проследила процесс создания монастырской сети в России и закладывания пустынножительской традиции. Этот интерес императрицы уже при первом чтении не может не вызвать некоторого удивления уже потому, что идет вразрез с общим направлением ее деятельности. Ведь в числе основных реформ Екатерины — вспомним — была секуляризация церковной жизнедеятельности, подрыв традиций православного русского монастыря. Наше обращение к екатерининской «Выписи» Жития преподобного Сергия вовсе не академического свойства; в перипетиях давних лет присутствует день сегодняшний в его политическом и нравственно-духовном брожении. И необходимость понять, что происходит сегодня с Русской Православной Церковью и с Отечеством нашим, заставляет нас обратиться к имени другого Сергия — пусть этот переход не покажется странным — к пресловутой теме «сергианства». В самом деле, бывают ли обстоятельства, как учил митрополит Сергий (Страгородский), когда ради достижения общего блага — блага всей Церкви — возможно поступиться личным христианским долгом? Если внутри Церкви, которая призвана быть светом мира, этот вопрос, разрешаемый, как мы видим, в течение долгих веков, получает положительный ответ, то вне ее после этого должны быть устранены какие бы то ни было затруднения. Заметим, что, может быть, главная заслуга последнего русского царя святого страстотерпца Николая заключалась именно в том, что для него не существовало ни малейшего разрыва между исполнением личного христианского долга и государственным и общественным служением. С другой стороны, этот разрыв, с достаточной легкостью допускаемый иными нашими царями, и был одной из главных причин, постепенно уготовляющих крушение православной монархии.

http://moral.ru/за-сто-лет-до-революции/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память святых Царственных мучеников для нас особенно драгоценна, потому что они — венец всей русской святости. Святейший Патриарх Алексий II в самом начале так называемой «перестройки» благословил строительство храма в честь Всех русских святых на месте взорванного Ипатьевского дома, как бы свидетельствуя о том, что святые Царственные мученики есть увенчание подвигов всех наших святых. И действительно, они завершают крестный путь Русской Православной Церкви — от святых страстотерпцев Бориса и Глеба, первых прославленных русских святых, до последнего нашего русского царя. В этом ряду стоят многие святые, такие как Михаил Черниговский, святой благоверный князь Андрей Боголюбский, память которого Церковь также совершает сегодня. У Господа все промыслительно. Как день рождения Государя пришелся на память святого праведного Иова, и он таинственно определил весь путь Царя-мученика, так и святые, память которых совпадает с днем мученической кончины нашего Государя, так же пророчески указывают на его подвиг. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский был первым собирателем русских земель, можно сказать, — первым русским самодержцем, который утверждал идею государственной власти на христианских основах. И он принял такую же мученическую кончину от врагов Церкви и государства Российского. Преподобный Андрей Рублев — дивный иконописец, открывающий нам красоту образа Божия. Известный русский богослов сказал, что, глядя на его иконы, можно видеть, что Бог есть. То же самое можно сказать, глядя на Царскую семью, на всю их жизнь, на весь их крестный путь до мученической смерти. Преподобный Андрей Рублев показывает нам в своих иконах духовную красоту Господа, Божией Матери и святых. И в лицах Царя Николая, Царицы Александры и их детей — в их ликах, уже как бы написанных Самим Господом, — мы видим эту нетленную красоту. Мы знаем, что многие до прославления святых Царственных мучеников молились перед их фотографиями как перед иконами. Они иконописны — в них чистота, беспредельная доверчивость Богу, высшая духовная красота. Промыслом Божиим преподобный Андрей Рублев возвещает нам в этот день, что мы должны так изменить свою жизнь покаянием, чтобы и в нас запечатлелась красота Христова.

http://moral.ru/uvenchanie/

Лучшая семинария — новый рейтинг составлен Протоиерей Максим Козлов о том, какая семинария лучше 17 сентября, 2015 Протоиерей Максим Козлов о том, какая семинария лучше Рейтинг церковных образовательных учреждений — семинарий, составлен. Какая из духовных школ оказалась на первом месте, в чем секрет их успешности и что будет с теми, которые находятся на низших позициях рейтинга, рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов. Идея рейтинга церковных учебных заведений Русской Православной Церкви возникла во второй половине 2012 – начале 2013 года, когда за четыре месяца было проведено фактически единовременное инспектирование всех духовных семинарий и академий на территории Российской Федерации. Сегодня в рейтинг церковных учебных заведений Русской Православной Церкви входят 35 семинарий и 2 академии. Все 37 учебных заведений соответствуют уровню бакалавриата, при этом 29 из 37 имеют подготовительные отделения, в 10-ти есть образовательные программы уровня магистратуры. При 37 учебных заведениях действуют 2 аспирантуры, 19 регентских отделений и 8 иконописных отделений. В церковных учебных заведениях учится 9,5 тысяч учащихся, из них на уровне бакалавриата – более 7 тысяч студентов, на уровне магистратуры – около 1 тысячи студентов, на регентских отделениях – более 500 человек, на иконописных отделениях – более 250 человек. Рейтинг учитывает различные параметры жизни духовных школ. С частью их Учебный комитет знакомится на основании листов самообследования – документации, которая присылается учебными заведениями в Учком с определенной периодичностью в регулярном или экстраординарном порядке по запросу. Контроль за другими параметрами осуществляется в ходе плановых инспекций – в среднем каждое учебное заведение будет посещаться инспекцией Учебного комитета раз в три года. Главные параметры, которые учитываются в рейтинге: Также при составлении рейтинга учитываются: Все эти факторы соответствуют определенного рода коэффициентам и сопоставляются с бумажными данными и данными дистанционного контроля за проведением защиты квалификационных работ и выпускных экзаменов, который введен с прошлого года. Семинария и её рейтинг: тревожный звонок

http://pravmir.ru/reyting-seminariy-ili-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Жизнерадостный, щедрый, правильный» На 70-ом году жизни отошел ко Господу протоиерей Владимир Верига 25.04.2020 1744 23 апреля на 70-ом году жизни отошел ко Господу протоиерей Владимир Верига, окормлявший с 1993 года иконописную мастерскую «Александрия», сообщил «Русской народной линии» председатель братства «Радонеж» и руководитель радио «Радонеж» Евгений Никифоров. «Отошел ко Господу протоиерей Владимир Верига. Короновирус. Царствие тебе, отец Владимир, Небесное. Какой крепкий физически и душевно был этот человек. Жизнерадостный, щедрый, какой-то правильный. Много лет он был спонсором Международного кинофестиваля " Радонеж " . Его иконописная мастерская " Александрия " каждый год писала и дарила в качестве Гран-при икону победителю конкурса. Как же неожиданно и горько терять такого чудного человека и пастыря», - сказал Евгений Никифоров. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2020/04/24/...

О. Ю. Тарасов Таблицы Принятые сокращения БАН – Библиотека Академии наук, СПб. ВГВ – «Владимирские губернские ведомости», Владимир ВЕВ – «Владимирские епархиальные ведомости», Владимир ВОГА – Владимирский областной государственный архив, Владимир ВСМЗ – Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник, Владимир ВУК – Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи и его задачи, СПб.. 1907 ГИМ – Государственный исторический музей, Москва ГМЗК – Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское», Москва ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва ГМИР – Государственный музей истории религии, СПб. ГММК – Государственные музеи Московского Кремля, Москва ГМПИ – Государственный музей палехского искусства, пос. Палех ГРМ Государственный Русский музей, СПб. ГГ Г – Государственная Третьяковская галерея, Москва ГЭ – Государственный Эрмитаж, СПб. ДДЗ – Дневные дозорные записи о московских раскольниках. Сообщены А.А. Титовым //ЧОИДР ЕВГСК – «Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета». Владимир ЖМНП – «Журнал Министерства народного просвещения», СПб. «Изограф» – журнал иконографии и древних художеств, СПб. ИКП – «Известия высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи». СПб.-Петроград ИРЛИ – Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН ИС – Иконописный сборник. Изд. высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб. ИЭ – История эстетики. М. КП – Кустарные промыслы. Текущая статистика за 1895–1896 гг. СПб., 1897 МВ – «Московские ведомости» MXI – Музей холуйского искусства (филиал ГМПИ), пос. Холуй НБ МГУ – Научная библиотека им. А.М. Горького МГУ, Москва ОДДС – «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода», СПб. ОИКП – Отчеты и исследования по кустарной промышленности России ОР – Отдел рукописей ОРКиР – Отдел редких книг и рукописей ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства, СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Павловский Посад. Церковь Николая Чудотворца в Филимонове. Никольская церковь-школа в память 300-летия дома Романовых Карта и ближайшие объекты Известный фабрикант Александр Егорович Соколиков, владелец шелковой фабрики, к 300-летию Дома Романовых решил построить церковь. В здании церкви предполагалось устроить и школу. Проектировал и строил церковь механик фабрики Соколикова Анатолий Алексеевич Шестаков. Строительство школы-церкви было завершено в несколько месяцев, и в августе 1914 года состоялось ее торжественное освещение. Сама церковь располагалась на втором этаже, с восточной стороны был алтарь с иконостасом. В московских иконописных мастерских писали иконы для новой церкви. Кроме того, иконы жертвовали прихожане, сам хозяин, его служащие. В Москве были заказаны и хоругви. Школьные классы располагались на первом и втором этажах, внизу - раздевалка. Учились в 4-летней школе дети крестьян и рабочих фабрики Соколикова, классов было по одному, по двадцать человек в каждом. В 1915 году несколько сотен раненых прибыло в Павловский Посад, в городе организовался Комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам. Комитет занимался сбором пожертвований для оказания помощи раненым, их размещением. Одним из лазаретов военного времени и стала школа А.Е. Соколикова. Под военный госпиталь была отведена часть помещений школы, но богослужения еще продолжались некоторое время. Церковь продолжала действовать вплоть до 1920 года. Позже здание было передано под общеобразовательную школу. В начале 1960-х годов здание было передано под строительно-монтажное управление (СМУ). 14 мая 2001 года в празднование памяти иконы Божьей Матери " Нечаянная радость " в храме были возобновлены регулярные богослужения. www.pposad.orthodoxy.ru/ch03.html Никольская церковь-школа в Филимонове (Павловском Посаде). Архитектор А.А. Шестаков (механик фабрики Соколикова). Домовая церковь в двухэтажном каменном здании церкви-школы, построена на средства фабриканта А.Е. Соколикова в честь 300-летия дома Романовых. Храм располагается в восточной части второго этажа вытянутого с запада на восток, вдоль оси улицы 1 Мая, здания школы. С востока к зданию примыкает полукруглая апсида в два этажа. Объем храма выделен пятью пилястрами и высокими окнами с полукруглым верхом во втором этаже, и рустом - на первом этаже. Мотив пилястр поторен на апсиде. Входная группа оформлена мощным ризалитом, рустована в пределах первого этажа. Второй этаж решен в виде балкона с портиком.

http://sobory.ru/article/?object=00568

Мариец. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Никольская церковь, Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Однопрестольная каменная церковь Николы Угодника с ярусной шатровой колокольней построена в 1871 году на средства прихожан и вклад владельца Николаевского хрустального завода П. Ульянова. Свято-Никольская церковь закрыта в 1928 году, в здании храма размещён клуб. Сломаны главы и колокольня. В 2002 году в посёлке Мариец открыт приход, в 2009 церковь возвращена верующим. Каменная церковь, построенная в 1870 году стараниями Казанского купца 2-й гильдии, хозяина Николаевской хрустальной фабрики П.Е. Ульянова, располагалась у села Шора (в наши дни поселок Мариец). Храм был однопрестольным, алтарь освящен благочинным — протоиереем Малмыжского собора Николаем Шибакиным в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. В июне 1871 года был создан и приход, что закреплено печатью старосты Шоринского общества А.Н. Мамаева. Последним священником, служившим на приходе с 1893 года вплоть до закрытия церкви, был протоиерей Александр Увицкий. Отец Александр был сыном известного священника Уржумского уезда Вятской губернии Сергия Увицкого. Тем не менее, священнослужителем стал не сразу. Получив образование, работал сначала учителем в земской школе, после рукоположения и назначения на приход по-прежнему выполнял обязанности учителя земской школы села Шора. С 27 декабря 1899 года причислен к потомственному дворянскому роду, благодаря полученному отцом ордену Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени, дающего право на дворянство. С 1905 года отец Александр возглавил комитет по строительству храма прихода села Хлебниково. У отца Александра было пятеро детей. Среди них и Сергий Увицкий, выросший в поселке Мариец и ставший впоследствии священнослужителем Екатеринбургской епархии. Первый раз отца Сергия арестовали в 1920 году. Его приговорили к заключению, но вскоре выпустили по амнистии. Второй раз был арестован в 1930 году. Отец Сергий Увицкий погиб 12 марта 1932 года в Белбалтлаге. 11 апреля 2006 года определением Священного Синода священномученик Сергий Увицкий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Иоанна в октябре 2014 года в иконописной мастерской при православном центре г. Йошкар-Олы для храма поселка Мариец была написана икона священномученика Сергия Увицкого.

http://sobory.ru/article/?object=26299

Состоялось награждение участников выставки “Православная Русь” Москва, 31 января 2005 г. 30 января на церемонии закрытия III Общецерковной выставки «Православная Русь» более 120 ее участников были награждены почетными дипломами и бронзовыми памятными медалями, сообщает пресс-центр выставки. Перед вручением наград председатель Оргкомитета выставки глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл отметил, что «в этом году выставка продвинулась во всех отношениях – по количеству участников, по стилю проведения, по оформлению». По словам митрополита Кирилла, выставка способствует «становлению внутренних связей внутри Церкви, она состоялась как событие общецерковное и важное в жизни нашего отечества». Награды из рук митрополита Кирилла получили представители всех Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, 35-ти представленных на выставке епархий, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Киево-Печерской Лавр, ставропигиальных монастырей, Московской Духовной академии и семинарии, Императорского Православного Палестинского общества, Государственной Третьяковской галереи. Также наград были удостоены художественно-производственное предприятие «Софрино», центр «Божий Дар», общество «Русский Афон», патриаршие мастерские «Кавида-К», иконописная мастерская «Александрия», Фонд святого всехвального апостола Андрея Первозванного, «Мастерские Юрия Федорова», «Мастерские Николая Балмасова», Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбург, Аланский Свято-Успенский мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, журнал «Приход», общество «Радонеж» и другие участники выставки «Православная Русь». За участие в I Православной выставке-ярмарке «Просвещение через книгу» награждены Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комитет по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы, Российский книжный союз, Союз писателей России, Синодальная библиотека Московского Патриархата, издательства «Олма-пресс», «Белый город», «Православная энциклопедия», «Правило веры», «Издательство Троице-Сергиевой Лавры» и другие. Почетными грамотами Издательского Совета Русской Православной Церкви были награждены Сергей Юрьевич Житенев, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата, Анна Владимировна Балашова, заместитель генерального директора выставочного объединения «Рестэк», Торгово-Промышленная палата и газета «Книжное обозрение».

http://pravoslavie.ru/12531.html

Архиепископ Верейский Евгений: «Уровень духовного образования существенно повысился» 23 июня 2008 г. 14:00 Интервью председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения официальному сайту Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2008 г. www.sobor2008.ru . — Ваше Высокопреосвященство, Вы с 1994 года возглавляете Учебный комитет Русской Православной Церкви, а с 1995 года являетесь ректором старейшей духовной школы Московского Патриархата — Московской духовной академии. Как Вы можете охарактеризовать развитие духовного образования в Русской Церкви за истекший с последнего Архиерейского Собора период? — За межсоборный период было открыто 10 семинарий и 4 училища, так что на настоящий момент в систему духовного образования в России входят 5 духовных академий, 2 университета, 2 института, 40 семинарий и 39 училищ, не считая различных пастырских курсов, иконописных и регентских школ. Выросло число учащих и учащихся в духовных школах. Важным фактором в развитии духовного образования стало завершение перехода Московской и Санкт-Петербургской академии, а также значительного числа семинарий на реформированные программы. Так, в 2006 году Московская духовная академия выпустила последний дореформенный курс и первый курс, учившийся по трехлетним, реформированным программам. В ходе реформы были разработаны новые академические курсы и спецкурсы, повышены требования к кандидатским работам выпускников. На уровне семинарий был закреплен, порой скорректирован, опыт первых лет пореформенной деятельности. В целом можно сказать, что уровень духовного образования существенно повысился, теперь необходимо оттачивать отдельные аспекты сложившейся после реформы духовно-образовательной системы. — Согласно принятой в 2007 году Священным Синодом Концепции духовного образования, «Духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви». В чем конкретно состоит деятельность Учебного комитета?

http://patriarchia.ru/db/text/425805.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010