— Вы преподаете православную аскетику, поэтому лично немало общаетесь с семинаристами. Что их отличает от студентов светских вузов? — Опять же вопрос, кем он собирается быть. Само по себе образование в семинарии это двуединый процесс — не только получение суммы знаний, но и духовно-нравственное воспитание. Будущий священник, окончив семинарию, должен передавать не только знания, но, самое главное, свой духовный опыт. Конечно, православный человек может быть и в светской среде, но в данном случае в семинарии он готовится на конкретное служение по спасению своей будущей паствы. Он не только должен спасаться сам, но и быть подготовлен спасать других. — Вы упомянули интернет. Данное средство коммуникации — это благо или зло для священнослужителей? — Нож — благо или зло? Атомная энергия — благо или зло? Когда это бомба, то атом — страшная вещь. Но когда его используют в мирных целях, то это огромное благо. Также и электроэнергия, и тепло, и свет. Поэтому интернет — это как обоюдоострый нож. Важно воспитать человека так, чтобы он понимал: пользуясь интернетом, можно получить огромное облегчение в работе, но переступать грань нельзя. Переступив, он погружается в грязь, в болото, которое может его затянуть. Это касается не только интернета, но и телевидения, печатной прессы, книг. Человек сам выбирает, что ему читать, а что не стоит. С телевидением сложнее: даже маленькие дети, переключая каналы, невольно попадают в поле негативного влияния. — Тяжело совмещать должности ректора духовной семинарии и академии и председателя Учебного комитета при Священном Синоде? Может быть, стоит сосредоточиться на чем-то одном? — Московская православная духовная академия — одно юридическое лицо. Ее подразделениями являются непосредственно академия, семинария, а также регентская и иконописная школы. В общей сложности четыре подразделения. Учебный комитет объединяет все учебные заведения, основная задача которых — подготовка будущих священников. Естественно, совмещение нескольких должностей — это дополнительная нагрузка. Однако глобальные стратегические задачи Учебный комитет выполняет как раз с помощью академий, поэтому в этом случае совмещение является преимуществом.

http://patriarchia.ru/db/text/1326279.ht...

Когда мы говорим о семинариях и академиях, то имеем в виду, что, прежде всего, они занимаются подготовкой наших будущих батюшек, священно- и церковнослужителей. И для этого с 2015 года введен единый учебный план бакалавриата, о чем я скажу позже. Кроме того, сейчас на уровень упорядоченности переходит подготовка регентов. У нас давно существуют регентские школы, но они действовали часто, согласно народным пословицам «кто в лес - кто по дрова», «где густо, а где и пусто». Не было даже единой программы по годам обучения, я уж не говорю о единой внутренней программе. Теперь разработан стандарт регентского образования, и он постепенно вводится в духовных школах. Сейчас начата разработка такого же образовательного стандарта для иконописцев. Понятно, что иконописцы - дело более «тонкое», чем регенты. Здесь многое связано с конкретным мастером, со школой, местной традицией, но наша задача состоит в том, чтобы предотвратить положение, когда под видом иконописных школ существовали бы фактически частные иконописные мастерские, стремящиеся, прикрывшись статусом церковной организации,уйти от налогов. А с другой стороны, чтобы образование иконописца не сводилось к навыкам копирования, чтобы человек был и вероучительно подготовлен, смысл иконы понимал и вообще был в мировой культуре укоренён. Вот всё вместе взятое это и есть то, чем занимается Учебный комитет. Анатолий Степанов : А штат у отдела большой? Отец Максим: Штат у нас небольшой,но в целом достаточный для Синодального учреждения, - порядка 30 человек, включая технических сотрудников. Ну а «содержательно-мозговая», административно-содержательная часть - порядка 20 человек, - вот они всей этой работой и занимаются. Анатолий Степанов : Нынешняя система духовного образования вписана в «Болонскую систему»? Отец Максим: Я ушёл бы от термина «Болонская система», потому что он сразу порождает отрицательные коннотации в сознании, что это - нечто иноземно-западное. Я бы сказал в понятных терминах: на сегодня высшее российское образование в основном своем объёме существует в виде двух уровней - бакалавриата и магистратуры. Есть еще и аспирантура, но это уже уровень научной деятельности. Соответственно, исходя из того, что Святейшим Патриархом была поставлена задача, чтобы мы находились в едином поле высшего российского образования, уже давно, до моего прихода в Учебный комитет, был осуществлен переход на бакалавриат и на магистратуру, но с поправками, которые требуются для наших духовных школ.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

Управление делами, как административный орган, приводит в исполнение распоряжение высшей церковной власти (патриарха и Синода) и осуществляет связь с епархиями. Управляющий делами присутствует на заседаниях Синода и ведет журнал его решений. По первоначальному замыслу Отдел внешних церковных сношений должен был служить для связи высшей церковной власти с заграничными Экзархатами, епархиями, благочиниями, миссиями, приходами и со всеми Поместными Православными Церквами и инославными конгрегациями. Но очень скоро он превратился в инструмент (весьма эффективный) откровенной советской пропаганды и оболванивания иностранных гостей, приезжавших в бывший Советский Союз по церковной линии. Учебный Комитет ведает духовными учебными заведениями, осуществляет подбор (до недавнего времени в полном согласии с Советом по делам религий) преподавательского корпуса, в конечной инстанции одобряет программы и методику преподавания и вообще надзирает за направлением и жизнью духовных школ. Издательский Отдел осуществляет выпуск ежемесячного журнала (“Журнал Московской Патриархии”), Священного Писания, богослужебных книг, в очень ограниченных тиражах и с предельно высокой ценой. Пенсионный Комитет, согласно официальной версии, “занимается рассмотрением прошений о предоставлении пенсий и пособий престарелым или потерявшим здоровье священно-церковнослужителям, их вдовам, работникам духовных школ и других церковных учреждений. Как видно, цель Пенсионного Комитета – не предоставлять нормальную пенсию нуждающимся, а “рассматривать прошения” о таковой. Достаточно сказать, что еще недавно месячная пенсия начислялась из расчета полтора рубля за год священнослужения. Хозяйственное Управление руководит хозяйственной жизнью епархий и приходов, контролирует церковные средства. На эти средства содержится высшее церковное управление со всеми его отделами, духовные школы, оплачиваются расходы по созыву Соборов, церковных Совещаний, приему церковных делегаций, поездки за границу. Хозяйственный Отдел выпускает необходимые для жизни Церкви предметы. Недалеко от Москвы (пос. Софрино) построены новые корпуса свечного завода и мастерских по изготовлению церковной утвари. В Троице-Сергиевой Лавре и других монастырях имеются иконописные мастерские. Все необходимые материалы Хозяйственное Управление заказывает в государственных организациях и оплачивает за счет фондов Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В концертном зале были выставлены картины замечательного художника церковно-исторической школы Филиппа Москвитина. Он посвятил житию святого Александра Невского целую серию художественных полотен, получившую высокую оценку зрителей. Здесь не только выразительный портрет великого князя и его иконописный образ в полный рост, но также пейзажи из его родного края в Переславле, сцена охоты князя Александра и хана Спартака в Орде, впервые выполненные маслом на холсте сюжеты перенесения мощей святого в Санкт-Петербург.    Наконец, 20 декабря 2021 года в качестве подведения итогов юбилея по инициативе Мастерских Москвитиных-Старцевых и Христианского музыкально-продюсерского центра “МЕССИЯ” в конференц-зале Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялись «Невские чтения». Среди выступающих – выдающиеся государственные деятели, ведущие ученые и исследователи наследия Александра Невского, представители духовенства и творческой интеллигенции.    Будем надеяться, что вместе с окончанием 2021 года дело Александра Невского не будет забыто соотечественниками независимо от его политических оценок. Ведь это часть духовного наследия нашей русской культуры. Павел ТУЛАЕВ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В майские праздники по всей России внесли сильные изменения В Подмосковье коллеги избили и прострелили важный орган мужчине В Чистополе мужчина надругался над семилетней девочкой В России мать нашла чат школьника: в школу ходить небезопасно Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2022/01/27/ego_de...

В межсоборный период продолжался начавшийся в 1988 г. рост числа духовных школ и увеличение числа учащихся в них, хотя процесс этот не был уже столь бурным, как в первой половине 90-х годов. Ко времени Архиерейского Собора 1997 г. сеть духовных школ включала 5 Духовных Академий, Богословский Институт, 21 Духовную Семинарию, 23 Духовных училища и 6 пастырских курсов. За прошедшие с тех пор 3 года число Семинарий увеличилось на 6, в настоящее время их 27, количество Духовных училищ выросло с 21 до 27. Число Академий и пастырских курсов осталось неизменным. За этот период появились следующие преобразованные из Духовных училищ Семинарии: Владимирская, Ташкентская, Воронежская, Казанская, Самарская, Николо-Угрешская. В эти годы были открыты или преобразованы из пастырских курсов следующие Духовные училища: Тульское, Тамбовское, Барнаульское, Саранское, Тюменское, Ивановское, Перервинское, Оренбургское, Нижегородское (в г.Выксе). Что же касается числа учащихся духовных школ, то в 1997 г., оно составляло 3700 лиц по стационару, включая учащихся регентских и иконописных школ при Духовных академиях и семинариях (без Украинской Православной Церкви, откуда не поступают сведения в Учебный Комитет), а вместе с заочным сектором и экстернатом - 6400 человек. За межсоборный период оно увеличилось, составив в закончившемся, 1999/2000 учебном году, более 6000 тысяч по стационару (без Украинской Православной Церкви). Общее число заочников и обучающихся по системе экстерната составило в истекшем учебном году 7300 студентов. При этом число выпускников духовных школ в 2000 году составило 1700 лиц, в том числе 600 - в священном сане. В Московских Духовных Школах преподавание осуществляли в истекшем учебном году 101 преподаватель в том числе 9 профессоров, 10 доцентов, 6 докторов и 5 магистров. В 1999/2000 учебном году в Московских Духовных Школах обучалось 520 студентов по стационару, в том числе 155 в Академии, 365 в Семинарии, 113 в Регентской школе и 75 Иконописной школе. По заочному сектору и экстернату 232 в Академии и 539 Семинарии. В 2000 году Московские Духовные Школы закончило в совокупности 285 лиц, в том числе 12 священнослужителей по стационару. Преподавателями Московских Духовных школ подготовлен и опубликован ряд учебных пособий, а также богословских, церковно-исторических, религиозно-философских исследований.

http://sedmitza.ru/lib/text/429364/

Юрий Викторович Земцов был давним, строгим и взыскательным читателем «Русского Вестника», редким, но глубоким и серьезным ее автором. Показательно, что одна из его первых иконописных работ (Георгий Победоносец) украсила обложку «Русского Вестника» еще в 1992 году Конечно, он собирался вернуться, продолжить массу начатых очень благородных и нужных Отечеству и роду дел. Конечно, продолжал бы писать иконы, читать студентам лекции, работать в архивах. В одном из последних адресованных матери сообщений с фронта Юрий Викторович писал: «Мама! Моя цель – вернуться живым! И до конца дней своих быть хорошим семьянином, т. е. сыном, отцом, мужем. Заботиться о своих близких и делать свое дело! А о теперешней ситуации можно сказать словами святого адмирала Ушакова: “Не смущайтесь, сии бури приведут к величию России!”» Не сложилось! Юрий Викторович Земцов погиб смертью храбрых в бою под Бахмутом 30 июля. Смерть и война снова выбрали одного из лучших, светлых, чистых! Так всегда бывает… Только в России это острее и страшнее. Борис ЗЕМЦОВ, заместитель главного редактора газеты «Русский Вестник» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/09/08/v_boya...

14 декабря 1907 года был пострижен в монашество в честь свт. Митрофана Воронежского. Постриг в Почаевской лавре совершил наместник лавры архимандрит Амвросий (Булгаков). 16 декабря 1907 года рукоположен в сан иеромонаха. С 1910 года - архимандрит. В 1910-1915 годах разновременно с протоиереем Феодор Казанским был редактором неофициальной части Волынских епархиальных ведомостей, подписывая многие номера вместе, но большинство номеров раздельно. 5 июня 1916 года был хиротонисан в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Был давним сотрудником владыки Антония (Храповицкого), пользовался особым его доверием. Временно управлял епархией в 1917 году, во время отлучки архиепископа Антония на Поместный Собор. Был редактором журнала " Пастырь и паства " . С 30 сентября 1918 года администратор Харьковской епархии. В декабре 1919 года покинул Сумы. Возглавил созданный в начале декабря 1919 года при Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России Комитет помощи беженцам духовного звания, но уже в январе 1920 года прекратил занимать этот пост в связи с отъездом из Екатеринодара. В 1920 году эмигрировал в Болгарию, в феврале того же года переехал в Югославию. Принимал участие в первом Карловацком Всезарубежном Соборе 1921 года. В 1922 году перешёл в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. С 1922 по 1926 год был настоятелем обители св. Стефана (село Липовац у Алексинца) Нишской епархии. С 1926 года состоял настоятелем в монастыре Раковица и управлял духовным училищем (монашеской школой) при этом монастыре. Являясь знатоком церковного устава и пения, он создал при монастыре Раковица школу церковного пения. После переезда монашеской школы в монастырь Высокие Дечаны, с декабря 1932 года оставался настоятелем монастыря Раковица. Студенты и преподаватели монашеской школы переехали в Дечаны 2 декабря 1932 года, занятия началось 7 декабря. 20 мая 1933 года Собор Сербской Церкви назначил новым директором монастырской школы в Дечанах иеромонаха Дионисия (Миливоевича). 1 марта 1934 года в монастыре Раковица, при активной поддержке епископа Митрофана, была открыта синодальная иконописная школа, которую возглавил иконописец старообрядец-беспоповец Пимен Софронов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

В. писал об иконографии Воскресения Христова, доказывая, что большинство иконописных и живописных изображений этого сюжета, ориентирующихся на зап. традицию, не соответствуют текстам Евангелий и содержат произвольную трактовку события. Так, он критиковал художников К. П. Брюллова , В. В. Верещагина и др. за попытки изобразить сам момент Воскресения Христова, прикрытый тайной даже в текстах Евангелий. В. предлагал свою иконографию Воскресения, по его эскизу была написана икона, к-рую он пожертвовал в Комитет по сооружению храма и часовни на месте крушения имп. поезда 17 окт. 1888 г. Известностью пользовались также сочинения В. о российском гос. флаге (по его мнению, настоящий гос. флаг должен быть черно-бело-золотым, см.: Какие цвета установлены историей и рус. законами для отличительно рус. всесословного и гос. флага. Х., 1892; Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-гос. символического отличительного рус. флага. Х., 1910; Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета рус. гос. символизации. Х., 1912) и по истории гос. герба. 2 июня 1898 г. В. был удостоен благодарности имп. Николая II за монографию «400-летие рус. гос. герба» (Х., 1898). В 1904 г. в связи с тяжелыми материальными обстоятельствами В. просил Святейший Синод о пенсии за заслуги перед Церковью. Совет КазДА, к-рому было поручено рассмотреть вопрос о пенсии, в соответствии с отзывом прот. Е. А. Малова просил Синод удовлетворить ходатайство В., но офиц. решение Синода неизвестно. О конце жизни В. сведений нет. Соч.: Первоначальная богооткровенная истина единства Божия в древней домохаммеданской религии аравитян//ПС. 1873. Т. 2. С. 71-106, 364-400, 422-494; Мат-лы для изучения и обличения мохаммеданства. Каз., 1873-1877. Вып. 1-2. Орёл, 1876. Вып. 3. Ч. 1; Чтение по-русски для учеников из крещеных татар. Каз., 1874; Зачем учатся и учат грамоте христиане: Кн. для чтения в рус. нар. школах. Х., 1877, 19056; Мировоззрение мохаммеданства и отношение его к христианству//Миссионерский противомусульм.

http://pravenc.ru/text/155264.html

Воронец писал об иконографии Воскресения Христова, доказывая, что большинство иконописных и живописных изображений этого сюжета, ориентирующихся на западную традицию, не соответствуют текстам Евангелий и содержат произвольную трактовку события. Так, он критиковал художников К. П. Брюллова, В. В. Верещагина и др. за попытки изобразить сам момент Воскресения Христова, прикрытый тайной даже в текстах Евангелий. Воронец предлагал свою иконографию Воскресения, по его эскизу была написана икона, которую он пожертвовал в Комитет по сооружению храма и часовни на месте крушения имп. поезда 17 окт. 1888 г. Известностью пользовались также сочинения Воронца о российском гос. флаге (по его мнению, настоящий гос. флаг должен быть черно-бело-золотым, см.: Какие цвета установлены историей и рус. законами для отличительно рус. всесословного и гос. флага. Х., 1892; Как Посьетовская комиссия извратила цвета народно-гос. символического отличительного рус. флага. Х., 1910; Как произошли и что означают черный, желтый и белый цвета рус. гос. символизации. Х., 1912) и по истории гос. герба. 2 июня 1898 г. В. был удостоен благодарности имп. Николая II за монографию «400-летие рус. гос. герба» (Х., 1898). В 1904 г. в связи с тяжелыми материальными обстоятельствами Воронец просил Святейший Синод о пенсии за заслуги перед Церковью. Совет КазДА, которому было поручено рассмотреть вопрос о пенсии, в соответствии с отзывом прот. Е. А. Малова просил Синод удовлетворить ходатайство Воронца, но офиц. решение Синода неизвестно. О конце жизни Воронца сведений нет. Соч.: Первоначальная богооткровенная истина единства Божия в древней домохаммеданской религии аравитян//ПС. 1873. Т. 2. С. 71-106, 364-400, 422-494; Мат-лы для изучения и обличения мохаммеданства. Каз., 1873-1877. Вып. 1-2. Орёл, 1876. Вып. 3. Ч. 1; Чтение по-русски для учеников из крещеных татар. Каз., 1874; Зачем учатся и учат грамоте христиане: Кн. для чтения в рус. нар. школах. Х., 1877, 19056; Мировоззрение мохаммеданства и отношение его к христианству//Миссионерский противомусульм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Все программы прошли процедуру рецензирования. Декан факультета иконописи и церковного искусства Московской духовной академии доцент архимандрит Лука (Головков) выступил рецензентом программ «Иконописание», «Христианская иконография», «Каллиграфия и шрифт», «Основы стенописи», «Основы реставрации и консервации», «Нравственное богословие», «Музейная практика», «Учебно-творческая практика», «Копийная практика», «Богослужебная практика», «Преддипломная практика», «Итоговая аттестация». Заведующая кафедрой истории и теории церковного искусства Московской духовной академии доцент, кандидат искусствоведения Н.В. Квливидзе провела рецензирование программ «История византийского искусства», «История древнерусского искусства (X-XVII)», «История русского церковного искусства (XVII-XXI)», «История зарубежного церковного искусства».  Рецензентом программ «Рисунок», «Живопись», «Истории техники и материалы живописи», «Драпировка», «Основы иконописного и художественного языка и цветоведения», «Композиция» выступила О.А. Полякова, член Союза художников России, член Союза дизайнеров России, член Петровской академии наук и искусств, доцент кафедры рисунка Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств, старший преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии. Рецензирование программ «Церковнославянский язык», «Введение в «Священное Писание Ветхого Завета», «Введение в Священное Писание Нового Завета», «Богословие иконы» провел доктор культурологии, заместитель заведующего аспирантурой Московской духовной академии, специалист по научной деятельности Учебного комитета Д.В. Макаров. Рецензирование программ «История Христианской Церкви», «История Русской Православной Церкви», «Введение в литургику», «Введение в догматическое богословие» выполнил доктор теологии, первый проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко.

http://patriarchia.ru/db/text/5981860.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010