Апостольская вера и неверие Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Современный человек привык связывать веру с областью предположений, необоснованных мнений, недоказуемых гипотез. Вера воспринимается как неполноценное знание, потому что это знание нельзя проверить и оно не может быть общезначимо. Вера, тем самым, — это знание, которое всегда можно поставить под сомнение, знание зыбкое, эфемерное, не выдерживающее серьезной критики. Для библейского сознания дело обстоит противоположным образом. Вера по своему смыслу — твердыня, непоколебимое основание для человеческой жизни. Здание веры — не колосс на глиняных ногах, но дом, построенный на скале, который устоит перед разбушевавшейся стихией благодаря своему крепкому основанию. Вера человека — проявление силы, а не слабости. Во многих языках есть слово аминь, взятое из Библии без перевода. Оно звучит как решающее слово и не допускает никакой двусмысленности, сомнений. Именно в таком духе использует его Христос: Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8:34; в русском переводе: Истинно, истинно говорю вам). Аминь в переводе означает истинно. Древнееврейские слова аминь и эмуна (вера) — однокоренные. Иначе говоря, истина и вера в библейском языке — родные сестры. Вера Христова преподносится Апостолами не в виде системы предположений, а как явление истины такой важности и очевидности, что свидетели проливают свою кровь ради веры. Яркий пример мученического свидетельства веры во Христа — личность апостола Петра. Сам Христос дает нам целостный образ Апостола, когда нарекает ему имя Петр, что означает камень, точнее, скала. Вера во Христа, как твердыня, делает Апостола камнем, и этот камень будет иметь фундаментальное значение в строительстве дома Божия для всех народов (Мф 16:18). Нельзя сказать, что вера Петра — само совершенство. Эта вера знает взлеты и падения, причем от взлета до падения порой один шаг. Проследим этот шаг по Евангелию. Апостол Петр исповедует веру в Иисуса и свидетельствует Ему: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16). Этот взлет веры был назван от Бога блаженным состоянием: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16:17). Христос пророчествует, что благодаря твердой как камень вере Апостол будет иметь основополагающее значение для Церкви и получит ключи Царства Небесного (Мф 16:18,19).

http://pravmir.ru/apostolskaya-vera-i-ne...

Юрий 19 февраля 2022, 09:18 Дай Бог, чтобы у подростков, прочитавших книгу, на всю жизнь возник иммунитет ко всякого рода безбожным экспериментам и они никогда бы не оправдывали гонителей Святой Церкви и разрушителей России. На реках Вавилонских… Известны печальные строки, Но касались, как видим, и там покаянных глубин. На советских реках говорить запрещалось о Боге: Плен советский безбожный страшней вавилонских чужбин. (Иеромонах Роман (Матюшин) " Тоска по плену " (отрывок)) Вера 19 февраля 2022, 08:46 " масла в огонь хулы на советское прошлое " Где ж тут хула, горькая правда, на крови и лжи было все построено, крови я не застала, а ложь хорошо помню, а бабушка, напротив, особенно хорошо кровь запомнила... В старинном Самарском храме Петра и Павла за годы советской власти были репрессированы более 20 сотрудников (только о них речь, прихожан пострадавших не считали). Кто-то был сослан, кто-то казнен. Меня особенно впечатлило, что расстреляли даже не священника или старосту, а монахиню, уборщицу храма! Этому всему есть документальные свидетельства. Так что не хула, так и было - колосс наш был построен на лживой безбожной идеологии и реках крови. Потому и пал... Антоний 19 февраля 2022, 07:46 Дай Бог, чтобы у подростков сложилась истинная картина мира, а не антисоветская ложь. Есть лишь один период за последние пару-тройку сотен лет нашей истории, когда одновременно: были запрещены проституция и аборты, разрешено патриаршество одержана Великая Победа, достигнуто тотальное военное превосходство в мире (Черчилль умолял американцев после войны бомбить нас атомными бомбами, а в итоге только поскредетал зубами: " Принял с сохой, а оставил с атомной бомбой " , так что наши " союзники " были не лучше немцев, тоже мечтали уничтожить), на русской земле собрались предстоятели всех Православных церквей мира. Этот период и есть - лучший. И народ не проведешь: опросы это доказывают. ИН 18 февраля 2022, 20:32 Дай Бог, чтобы у подростков, прочитавших книгу, не сложилось впечатление, что Великую страну можно создать на лживой безбожной идеологии и реках человеческой крови.

http://pravoslavie.ru/144522.html

18.1 Шератский хребет 18.2 Развалины Аммана и Джараша 18.3 Минеральные произведения 18.4 Иерусалим 18.5 Река Лита 18.6 Иордан. Мертвое море 18.7 Источник в Суре 18.8 Ал-Хейт 18.9 Ярмук. Аз-Зерка 18.10 Рыбы источник Сул. 18.11 Источники около Сафеда 18.12 Источники при Табарии 18.13 Ключи долины ат-Туджжан 18.14 Мертвое море 18.15 Дамасский округ 18.16 Владения Сафеда 18.17 Царство Керакское 18.18 Царство Газзское 19. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 19.1 Ибн-ал-Вардий 20. Шемс-ад-динь ас-Суютий (писал в 1470 г.) 20.1 Взятие Иерусалима 20.2 Абу-Убейда пишет в Иерусалим 20.3 Письмо Абу-Убейды Омару 20.4 Прибытие Омара в Сирию 20.5 Договор Омара с жителями Иерусалима 20.6 Справедливость Омара 20.7 Договор Омара с христианами 20.8 О постройке Абд-ал-Меликом купола ас-Сахры 21. Муджир-ад-дин ( писал в 1496 г.) 21.1 Муджир-ад-дин 21.2 О пещере в Хевроне – Могила Исава 21.3 Размеры Соломоновой стены 21.4 Могила Иосифа 21.5 Могила Лота 21.6 Могилы Иова и Шу’айба 21.7 Могила Моисея 21.8 Могила Лукмана 21.9 Могила Давида 21.10 Храм Иерусалимский и скала 21.11 Соломонов трон 21.12 Соломонова цепь 21.13 Другие диковинки храма Иерусалимского 21.14 Баня царицы Савской 21.15 Могила Соломона 21.16 Могила Ионы 21.17 Могила Марии 21.18 Постройки Елены 21.19 Преимущества Иерусалима. Черная плита 21.20 Землетрясение в Рамадане 130 года 21.21 Сподвижники пророка 21.22 Табии, ученые и подвижники, бывшие в Иерусалиме 21.23 Иерусалим при ал-Хакиме 21.24 Землетрясения 21.25 Атсиз и Ортокиды 21.26 Михраб Давидов 21.27 Описание Месджид ал-Аксы 21.28 Михрабы Давида и Му’авии 21.29 Размеры Месджид-ал-Аксы 21.30 Отдельные помещения в Мечети 21.31 Двери мечети 21.32 Колодезь Листа 21.33 Михраб Давидов 21.34 Рынок Знания 21.35 Колыбель Иисуса 21.36 Джамия Магребинцев 21.37 Благородная ас-Сахра 21.38 Благородная ступня 21.39 Пещера 21.40 Крыша купола Скалы 21.41 Двери купола Скалы 21.42 Купол Цепи 21.43 Платформа ас-Сахры 21.44 Куббет-ал-Ми’радж 21.45 Макам-ан-Небий 21.46 Макам-ал-Хидр 21.47 Соломонов купол 21.48 Моисеев купол. Портики мечети. Колодцы. Размеры мечети

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

О какая перемена! Дай мне архиерея, который бы стяжал ревность Фенееса, кротость Моисея, ревность Илии, и я предпочту его всякому Кесарю и Августу, над землею начальствующим. Но если между нас являются не епископы, а επισκοτα 1417 , не митрополиты, а μιαροπολιται 1418 , – не добре живущие, от них же первый есмь аз окаянный, то какой нам стыд! какого ожидать благоговения?.. Посему царю надлежит казаться и быть выше других, но предстоятели церкви должны быть светильником, поставленным на золотом свещнике, чтобы быть видиму, как некоторый Фарос и колосс светящийся... Таков подобает нам архиерей: преподобен незлобив, не скверен 1419 , светлее и чище амианта, который в пламени огня не сгорал, но еще более очищался. Если же окажется противным тому (но я не позволю себе никого порицать), достаточно мне указать на одного из многих, соборне лишенного патриаршеского достоинства и власти, разумею Никона, стоящего вне священной ограды —412— алтаря, вместо мира бросил нож в Христову церковь , царского и Давидова престола не слушая, как невнимательный к слову архипастыря и великого Учителя, глаголющему: вложи, Петр, мечь твой в ножны, едва удержавшему его и бывших с ним от стремления к убийству... Но, о вечно священный, Богом пособляемый государь наш, великий победитель и вернейший защитник церкви, живи, как феникс, на многия лета, да будет тебе, как орля юность твоя, ты воистину архиерей и царь, яко подражавши шед во след и соревнуя великому Феодосию, великому Юстиниану , христианнейшему Константину, тебя да восставит Христос Бог наш нового Давида, по сердцу своему найдя, яко не дал еси сна очам твоим и ресницам дремоты, дóндеже богосоставленное сие собрание... собрала богомудрая твоя светлость, последуя боговещанному гласу, глаголющему ( Мф.18 ): идеже еста два или трие собрани во имя Мое, Аз ту есмь посреде их. Положу венец слову Моему... и следует моление «за христолюбивого и светлейшего царя нашего, от Бога царство приемшаго», об одолении на врагов, «особенно же сарацин», по грехам нашим ныне на нас восставших...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1611 году Маскевич видел в Москве колокол, который висел на деревянной башне в две сажени вышиною. «Язык его, говорит он, раскачивают 24 человека. Не задолго до нашего выхода из Москвы он подался на Литовскую сторону; в чем Москвитяне видели добрый знак; и в самом деле вскоре нас выжили из столицы». По свидетельству Олеария, сей колокол, вылитый при Борисе Годунове, имел весу 356 центнеров и звонили в него в большие праздники» 574 . Но он упал и разбился во время пожара при Царе Алексия Михайловиче; 1654 года из Годуновского вылит молодым Москвичем новый в 8000 пуд; по свидетельству Майерберга, окружность его была 54 Фута, поперечник 18 Футов длины, толщина стен его 2 фута. Кильбергер в 1674 году застал этот колокол уже висевшим близь Ивана Великого на деревянном срубе. В пожар 1706 г., Июня 19, колосс этот оборвался и разбился; остатки его лежали в Кремле до начала царствования Анны Иоанновны. По ее повелению, Миних поручил Французскому механику Жерменю в Париже составить план для перелития сего колокола со всеми измерениями в 10 т. пуд. Но смета иностранного художника показалась чрезмерною, так что предприятие это оставлено было до тех пор, как нашелся Русский литейный мастер Иван Маторин. Устроив литейную яму у Ивановской колокольни, он сперва отлил неудачно в 1734 году; потом, чрез год, перелил этот колокол довольно успешно, в 12 т. пуд; расходы на литье, кроме материалов, стоили 62 т. руб., а на перелитие 79 т. р. Он, как замечает Миних, «вышел из формы весьма красивым и удачным, стоял уже в готовности, чтобы поднять его на колокольню, как в бывший 1737 года в Москве пожар (Троицкий), расшибся от упавшего на него бруса» 575 . К общему тогда удивлению, в тоже самое время треснула в С. Петербурге и модель сего колокола, находившаяся при церкви Воскресения Христова на Литейной. С царствования возобновительницы Москвы Елисаветы Петровны заботились о перелитии расшибленного колокола; за это брался было мастер Слизов; в 1770 году Архитектор Форстенбер вызвался впаять вышибленный край в колоколе с тем, что от сего ни мало не будет изменение в звуке его; но смерть сего Архитектора в чуму помешала исполнить такое предприятие, о коем и производилось и дело в Сенате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

10 Буквально: «доставил Прометей моих речей» ( τν μν Προμη- θες παρσχετο λγων) – малопонятное выражение. Выше Григора уже сравнивал себя с Прометеем (см. т. 2, с. 267 и прим. 339), и здесь, очевидно, развивает это сравнение, подразумевая, что как Прометей был прикован Зевсом к скале, так и сам он за свои слова подвергся заключению, лишившему его возможности действовать. 11 διπλο ка τριπλο τινς ρωτος σχολαν. Буквально: «делом какой-то двойной и тройной любви». 14 υτν τε καπλευσεν τν λθειαν. Устойчивое выражение καπηλεω τν λθειαν, традиционно в церковной литературе переводимое как «корчемствовать истиной», встречается у многих отцов церкви, начиная с Климента Александрийского (см.: Clemens Alexandrinus, Protrepticus, 10, 94.2,5, изд.: Clément d " Alexandrie, Le protreptique, éd. C. Mondésert (SC, 2) (Paris, 1949) (TLG 0555 001)), Афанасия Великого , Григория Богослова и т. д. Оно даже вошло во 2-й канон Шестого вселенского собора. 16 Колосс Родосский (греч. Κολοσσς τς Ρδου) – гигантская статуя античного бога Солнца, Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе на одноименном острове Додеканезского архипелага в Эгейском море. Одно из семи «чудес света». 17 Илиада , 2.656. Линд (Линдос, греч. Λνδος) – город, находящийся на мысе Крана, на юго-востоке острова Родос. Известен с VI в. до н. э. Иалис (греч. λυσος, ион. λυσος – Гомер, а за ним и Григора, употребляет этот вариант названия; также известен как Τριντα) – древний дорический город на севере острова Родос, основанный предположительно около XV в. до н.э., а в IV в. до н.э. уступивший пальму первенства Родосу и в дальнейшем поглощенный последним. Камир (греч. Κμειρος) – дорийский город на западном побережье острова Родос, бывший главным городом острова до основания Родоса. 18 Каллиопа (греч. Καλλιπη – «красноречивая») в древнегреческой мифологии – муза эпической поэзии. 19 Греч. Μελησιγενς, т. е. рожденный Мелетом – одно из прозваний Гомера. Согласно одной из версий, Мелет (Мелес, греч. Μλης) – имя отца Гомера; согласно же другой, имеется в виду одноименная река близ Смирны, при источниках которой в пещере Гомер будто бы писал свои песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О какая перемена! Дай мне Архиерея, который бы стяжал ревность Финееса, кротость Моисея, ревность Илии, и я предпочту его высокому Кесарю и Августу, над землею начальствующим. Но если между нас являются не Епископы, а ™p…skota (помрачители), не митрополиты, miaropol…tai (преступные граждане), – не добре живущие, от них же первый есмь аз окаянный, то какой нам стыд! Какого ожидать благоговения?… Посему царю надлежит казаться и быть выше других, но предстоятели Церкви должны быть светильником, поставленным на золотом свещнике, чтобы быть видиму, как некоторый Фарос и колосс светящийся… Таков подобает нам Архиерей: преподобен, незлобив, не осквернен, светлее и чище амианта, который бы в пламени огня не сгорал, но еще более очищался. Если же окажется противным тому (но я не позволю себе никого порицать), – достаточно мне указать на одного из многих, соборне лишенного Патриаршего достоинства и власти, разумею Никона, стоящего вне священной ограды алтаря, – вместо мира бросающего нож в Христову Церковь , царского и Давидова престола не слушая, как невнимательный к слову Архипастыря и Великого Учителя, глаголющему: вложи, Петр, меч твой в ножны, едва удержавшему его и бывших с ним от стремлений к убийству… Но, о вечно священный, Богом пособляемый, Государь наш, великий победитель и вернейший защитник Церкви живи, как феникс на многия лета, да будет тебе, как орля, юность твоя, ты воистину Архиерей и царь, яко подражаеши тебе во след и соревнуя Великому Феодосию, Великому Юстиниану , Христианнейшему Константину, тебя да возставит Христос Бог наш нового Давида по сердцу Своему, найдя, яко не дал еси сна очам твоим и ресницам дремоты, донде же Богосоставленное сие собрание… собрала богомудрая твоя светлость, последуя Боговещанному гласу, глаголющему (Мф. гл. 18): идеже есте две или трие собрани во имя Мое, Аз ту есмь посреде их. Положу венец слову моему " … И следует моление «за христолюбивого и святейшего царя нашего от Бога царство приемшего, об одолении на врагов» «особенно на Сарацин, по грехам нашим ныне на нас возставшим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

По мнению представителей наиболее либеральной критики, новизна богословских тем, рассматриваемых в Кол. и Еф., является основным аргументом, ставящим под сомнение подлинность Кол., Флм. и Еф. Эти Послания якобы написаны авторами, которые принадлежали к послеапостольскому поколению и развивали идеи ап. Павла. В наше время все больше исследователей, чья позиция отличается достаточной взвешенностью, начали признавать подлинность Кол., а, следовательно, и Флм., которое представляет собой сопроводительное к Кол. письмо из-за очень личного характера обоих Посланий. Вместе с тем в отношении подлинности Еф. сказались сомнения, поскольку автор этого Послания как будто позаимствовал многие идеи Кол., несколько их изменив. Наконец, существуют и такие ученые, которые, допуская возможность эволюции Павлова богословия, признают подлинность всех трех посланий. Перейдем к вопросу о месте написания Кол., Еф.,Флм. Если мы согласимся с тем, что Послания принадлежат апостолу Павлу, то сама новизна затронутых в них вопросов заставляет предполагать, что между этими и более ранними Посланиями периода третьего миссионерского путешествия должен был пройти определенный промежуток времени. В кесарийских и римских узах мысль апостола Павла могла стать более зрелой. Таким образом, нам кажется более вероятным, что создание Кол., Еф. и Флм. следует отнести ко времени первых римских уз апостола. Послание к Колосянам Как мы уже сказали подлинность Кол., длительное время оспариваемая, в наши дни признается все большим количеством ученых. Обстоятельства создания Апостол Павел адресует свое Послание Церкви г. Колоссы, расположенного во Фригии, недалеко от Асийской провинции. Нам неизвестно, проповедовал ли там ранее апостол. Епафрас, уроженец Колосс (4:12), принес от колосян добрые вести. Апостол пишет ответ, поручая доставить его Тихику (4:7), который должен отнести письмо и ефесянам (Еф.6:21). Апостол Павел беспокоится об угрожающих колосянам опасностях: «Это я говорю для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» (2:4) и «не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (2:8). «Никто да не осуждает вас за пищу, или за питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (2:16). «Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай,не дотрагивайся, что все истлевает от употребления?» (2:20–22). Апостол Павел предостерегает против самообольщения в «служении ангелов» (2:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Я слышал, что некоторые пожилые люди так и понимают, что время как бы сжимается или расширяется, имеет упругость. Один пожилой мужчина сформулировал это следующим образом: – Детство было долгое, как другая жизнь. Молодость пролетела быстро. Теперь мне 71-й год, и мне кажется, что я всегда был старым, время как бы остановилось. Но то, что я переживаю после развала нашей страны, это не отказ от коммунизма (который развалился сам по себе, как колосс на глиняных ногах)… Вот, эти молодые люди, которые суетятся в телевизионном ящике, в ускоренном темпе, – кому бы продать на металлолом все то, что осталось от России… Вот это слишком поспешно и быстро. Мы не всегда можем понять, кто из них главный и что за ними стоит. У них свое время и свое прошлое, у нас – свое… Похоже, что и во дни блаженного Иеронима люди так же обостренно воспринимали время, как и в наши дни. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит здесь о днях войны и осады. Если бы по Божественному промыслу не сократились эти дни, то ни в каком случае не спаслась бы, не избежала бы смерти всякая плоть, или ни одна плоть, то есть иудейская. Все были бы истреблены и внутри, и вне (Иерусалима), – одни голодом, другие язвой, иные мечом и другими разнообразными видами смерти. Римляне были сильно раздражены против всех иудеев и нападали даже на тех, которые были рассеяны повсюду» 406 . – Так как события иудейской древности преобразуются в христианское будущее ( 1Кор.10:11 ), то описанное избиение иудеев римлянами есть прообраз гонения на христиан во дни антихриста. Подобно о гонениях антихриста сообщает и апостол Иоанн Богослов в Книге Откровения: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» ( Откр.13:10 ). – Эти слова являются призывом к непротивлению злу с помощью зла: пленивший будет пленен; убивший –убит. И вот это добавление: «Здесь терпение и вера святых» – есть не что иное, как призыв осознать, что антихриста может убить только Христос. И если Церковь на видимом, земном уровне проиграет, и вот слова Ее Основателя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ), и сказано также об антихристе: «дано было ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр.13:7 ) – победа восторжествует, но только во Христе и со Христом. Умаляется не время, умаляется и исчезает вера, и вместе с ней – и смысл человеческого существования, то есть Сам Христос изглаживается в сознании людей… Он – Христос – смысл и назначение этого мира, его Альфа и Омега!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

     Можно еще долго перечислять внутренние причины, соделавшие русский колосс столь чувствительным к революционным бациллам. И все же первый натиск смуты, поддержанной всею мощью международных антихристианских организаций, был отбит. Ни назойливая антиправительственная пропаганда прессы, ни призыв к самым низменным инстинктам толпы, ни беспрецедентный террор (начиная с 1905 года и до подавления революции, ежедневно погибало от 10 до 18 человек - в большинстве своем государственных служащих), ни обильные иностранные вливания (один лишь Яков Шифф, глава иудейского финансового лобби в США, потратил миллионы долларов на помощь Японии и революционную пропаганду среди русских                        Не сломили Русь.      Ибо несмотря ни на что, в народной толще вера оказалась еще слишком крепкой. И наряду с теми, кто бездумно поддался лукавым призывам и принял участие в беспорядках, под хоругвями и крестами выступили люди, считавшие своим священным долгом защитить устои веры и основы православной русской государственности.      При первых же раскатах революционного грома власть, тронутая тленом либерализма и безволия, растерялась. Полиция исчезла с улиц, а кое-где даже губернаторы поспешили приветствовать " прогрессивные перемены " . Именно тогда, видя, что власть недееспособна, народ смог взять дело спасения Отчизны в свои руки. В 1905 году массы выходят на улицы. С одной стороны, действуют боевики террористических организаций, агитаторы леворадикальных партий и уголовные элементы, с другой - возмущенные ревнители порядка и спокойствия. В октябре 1905 года почти во всех городах происходят столкновения.      Тогда на волне противостояния смуте стали быстро развиваться и расти православно-патриотические партии и организации. Русское Собрание и Союз Михаила Архангела, Союз Русского Народа и Монархическая партия, другие общественные союзы и объединения встают на пути дальнейших потрясений. И революция - отступает...      Типичными пунктами программ правых партий (которые с " легкой " руки советской исторической " науки " до сих пор представляются человеку, мало сведущему в этом вопросе, некими зловещими организациями) были следующие требования (на примере Русского Собрания):

http://zavet.ru/book/ioanns13.htm

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010